Сделай Сам Свою Работу на 5

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов





Понятие политической культуры становится сегодня одним из са­мых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политиче­ского поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей [3]. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов. Впоследствии американцы С. Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие ученые существенно дополнили и развили учение о политической культуре. [1].



Структурно, политическая культура представляется в виде трех уровней:

1) познавательной ориентации, включающей знания о политической системе;

2) эмоциональной ориентации, чувства по отношению к политической системе, ее участникам и их деятельности;

3) оценочной ориентации, личное отношение человека к политической системе.

В данном определении выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориен­таций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о по­литической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относи­тельно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Итак, политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей по­ведения.



На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего [2].

В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. Анализ политической культуры молодых людей предоставляет уникальную возможность изучения политико-культурных норм, в значительной степени сформировавшихся в новых политико-институциональных условиях.

В литературе субкультура рассматривается, как совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от ориентации, доминирующих в данном обществе. Так, различают политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревен­скую, городскую, этническую субкультуру и т.д. Особенности каждой из подобных политических субкультур обусловлены различиями положения общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными, образовательными, половозрастными и другими особенностями [6].



Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это - возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI в. будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. В документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию отмечено: «Молодежь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодежи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития имеет в долгосрочном плане чрезвычайно важное значение для осуществления Повестки дня на XXI век» [4]. Молодежь – политический потенциал страны, значительная часть выборного электората, а также «стратегический запас» политической элиты России [5].

В ходе изучения особенностей политической культуры молодежи проведено анкетирование студентов 3-4 курсов обучения ВУЗов г. Набережные Челны. Первый блок вопросов был направлен на выявление группы, с которой соотносит себя молодежь: принадлежность к какой из следующих географических групп Вы ощущаете?; Какая из перечисленных групп относится для Вас к категории «мы»…?; Что для Вас является Родиной? и т.д. При этом большинство идентифицировала себя с республикой/ городом (72%), а не федеральным центром, т.е проявили локальную идентичность. На вопрос о Родине более половины выбрали ответ с позицией город/село, где родились или прошло их детство. Позиционирование себя, с определенной группой отражающееся в ответе на вопрос «Мы –?» в первую очередь затрагивает социальную идентичность студента (семья, друзья ит.д.), хотя 24% поддержали ответ «Россияне».

Блок вопросов, раскрывающий когнитивный элемент структуры политической культуры студентов занимает достаточно высокий показатель, т.к. продемонстрированы знания в области политики, как знание большинства политических партий, объединений, так и их ведущих политических лидеров. Молодые люди могут прокомментировать экономические положение страны, назвать реформы проводимые государством, приоритетные направления в политике, хотя знания носят достаточно поверхностный характер. Среди значимых исторических событий для России большинством обозначены ответы, как «Великая Отечественная Война» и «Революция», а назвать значимые события в области политики за прошедшие несколько недель большинство затруднились. Мы связываем это с тем, что на вопрос «Интересуетесь ли Вы политикой» ответ «редко» предпочли 66% молодежи, только иногда когда натыкаются на интересный репортаж.

Эмоциональный компонент имеет положительные тенденции. На наш взгляд показательны следующие взгляды студентов, как чувство гордости, когда слышу гимн страны в период победы на каких-либо соревнованиях спортсменов; положительные эмоции в момент поднятия флага в период знаменательных событий. Также «меня задевает, когда я слышу оскорбительное в адрес своего народа/страны» (72%).

Привлекает к себе внимание заниженные показатели по блоку вопросов направленных на изучение оценочной ориентации политической культуры. В частности, процент опрошенных желающих принять участие в выборах достаточно низкий (32%), об участии в манифестах, митингах, реализации различных проектов, затрагивающие политические интересы молодые люди затруднились ответить. Политическая осведомленность молодежи растет, но также в анализе выявлено недоверие, молодежь «оковывает» мнение о предрешенности и не возможности повлиять на политические события.

Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична. Отношение к современной власти носит характер достаточно нейтральный, и не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены. Таким образом, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. Это, прежде всего, проявляется в отстраненности весьма молодежи от политической жизни России. В какой то степени, апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, и тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы, с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившимся укладе жизни, а с другой, не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и формы самоутверждения и личной самореализации. В результате, тотальное отчуждение молодежи от власти, способное в любой момент перерасти в активное ее неприятие.

Библиографический список

1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос. – 1998.

2. Гудименко Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох. //Полис. -1994. - №2.

3. Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов-на-Дону: Феникс. - 1996.

4. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию / Рио-де-Жанейро, июнь 1992г.: Информ. обзор. - Новосибирск, 1992

5. Круглова Г.А. Политология: Учебное пособие. – Минск: ЗАО ВЕДЫ,-1997.

6. Сопов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие.– Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

 

А. А. Байрамкулова

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.