Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй Тамбовский филиал РАНХиГС при Президенте РФ





Будущее россии справедливо видится в ее молодом поколении. И если мы хотим, чтобы это будущее было лучше, чем настоящее, то должны создать для молодежи необходимые материальные и духовные условия, обеспечив, прежде всего, безопасную среду жизнедеятельности. Отрадно, что государственная власть осознает важность данной задачи. Об этом, в частности, свидетельствует п. 38 стратегии национальной безопасности российской федерации до 2020 года, в котором сказано, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков [1].

Вполне очевидно, что роль духовных факторов социализации молодежи постоянно увеличивается. Действительно, для формирования достойного поколения граждан России необходима здоровая духовная среда. Однако в данной сфере общественной жизни не все благополучно, общество продолжает находиться в состоянии серьезного духовного кризиса. В результате мы имеем размытость и разобщенность духовного мира, перекос в системе социальных ценностей, нравственное оскудение, мировоззренческую дезориентацию населения, особенно молодежи.



По мнению Н.А. Федоряка, социальные показатели развития российской молодежи (ухудшение социального и физического самочувствия, рост девиантности, смертности в молодежной среде, снижение уровня образованности и грамотности, воспитанности и гуманности) не вселяют оптимизма относительно будущего духовного и в целом социального благополучия российского общества [2]. Поэтому крайне необходимы безотлагательные меры по оздоровлению духовности нашего общества, и, прежде всего, – по формированию у молодежи научного мировоззрения, по возвращению ей духовно-нравственного стержня.

Актуализирует эту деятельность необходимость противодействия «мировоззренческому плюрализму», мифологизации общественного и индивидуального сознания, оккультизму, проповеди индивидуализма, аморального поведения, эгоизма, нигилизма и иных антиподов подлинной духовности. Эти и подобные им обстоятельства ставят на повестку дня вопросы обеспечения духовной безопасности молодежи.



Подчеркнем, что опасность вреда духовному состоянию людей менее очевидна, нежели военные, экологические, террористические, техногенные и иные угрозы. Но от этого их опасность отнюдь не уменьшается, а, наоборот, многократно усиливается. В современном социокультурном пространстве России четко просматривается совокупность угроз духовной безопасности населения. В большей степени это касается молодежи, противоречивое положение которой в духовной жизни связано с возможностью выбора как подлинно духовной «пищи», так и ее суррогатов.

Следует подчеркнуть, что для успешной ликвидации угроз духовной жизни необходима кропотливая работа по их выявлению. Однако в научной литературе нет единого понимания данного вопроса. Например, Н.А. Федоряк к основным угрозам духовной безопасности современной России (помимо таких угроз, как идеологическая неопределенность, массовизация культуры и ее вестернизация, криминализация поведения и сознания россиян) относит также рост социального неравенства и поляризацию социальных слоев российского населения [2]. Последнее негативное явление общественной жизни представляет, на наш взгляд, все-таки угрозу не духовной, а социальной сфере российского общества.

Более того, даже в таком важном документе, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия), мы не увидим четкого ответа на интересующую нас проблему. Дело в том, что в нем говорится о национальной безопасности в сфере культуры, но не в духовной сфере. Несмотря на близость содержания, понятия «культура» и «духовная сфера, духовная жизнь» не являются тождественными.



При этом нельзя не отметить следующие положения Стратегии: «Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоёв, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость».

О значимости данных положений Стратегии убедительно свидетельствует разгоревшаяся дискуссия относительно оценки так называемого панк-молебна участниц группы с заведомо содержащим вызов обществу названием Pussy Riot. Безусловно, можно спорить о виде юридической ответственности, к которой следовало бы привлечь совершивших данное действие молодых женщин. Однако некоторыми нашими согражданами ставится под сомнение и аморальность проведенной «акции». Так, достаточно большая группа представителей творческой интеллигенции подписала письмо с призывом ограничиться административной ответственностью. Но при этом вызывает удивление следующая позиция подписантов:«Мы, нижеподписавшиеся, по-разному оцениваем морально-этическую сторону действий участниц…» [3].

Как само действие можно оценивать по-разному (не с правовой, а именно с этической точки зрения)? Тем самым, можно предположить, что некоторые из подписантов считают проведенную «акцию» вполне допустимой с моральной точки зрения. Аморальность же акции Pussy Riot все-таки очевидна каждому человеку, кому дороги истинные нравственные ценности.

Вызывает также возражение утверждение авторов обсуждаемого обращения о том, что «…эти молодые женщины не представляют никакой реальной опасности»[3]. Тем самым, делается попытка внушить молодежной аудитории, что такого рода действия не опасны, а может быть даже и полезны обществу.

Нами же, напротив, разделяется мнение о том, что совершенные молодыми женщинами (Pussy Riot) действия представляют серьезную опасность духовному здоровью молодежи. Некий же ареол невинно пострадавших способствует расширению числа молодых девушек и юношей, поддерживающих такого рода действия. На это рассчитаны, в том числе, и соответствующие меры по фактической пропаганде проведенной «акции». Так, панк-группа Pussy Riot признана лучшим арт-проектом года с вручением премии «Сделано в России», учрежденной в рамках одноименного проекта журнала «Сноб» [4]. Вдова Джона Леннона Йоко Оно заявила, что вручит представителям группы Pussy Riot премию LennonOno, которая присуждается каждые два года «борцам за мир и справедливость» [5].

Считаем, что духовному оздоровлению молодежи будет способствовать пропаганда подлинных героев, истинных патриотов России. В этом отношении справедливо утверждение о том, что обеспечение духовной безопасности российского общества требует направленной стратегии восстановления патриотических чувств и поведенческих ориентаций населения, доверия к государству и правящей элите, преодоления комплекса национальной неполноценности и отчуждения между государственными структурами и обществом [6]. Тем самым, стратегия защиты духовной безопасности российского общества должна основываться на возвращении и развитии патриотических традиций, преодолении тенденций депатриотизации в молодежной среде.

Таким образом, необходима серьезная работа по осмыслению, выявлению и предотвращению различных угроз национальной безопасности в духовной сфере.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС Гарант (Текст Указа официально опубликован не был).

2. Федоряк Н.А. Молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества: основные угрозы и стратегии их преодоления: Автореф. дисс. …канд. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 2009.-25 с.

3. Обращение деятелей культуры и искусства РФ // http://echo.msk.ru/doc/903154-echo.html

4. http://lenta.ru/news/2012/09/13/snob

5. http://news.rambler.ru/15597562

6. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения: Автореф. дис. …д-ра пол. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. – 47 с.

 

А. А. Шабельский

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.