Сделай Сам Свою Работу на 5

Саратовского государственного технического университета





 

Все многообразие жизнедеятельности государства и общества можно разделить на следующие области (сферы): политическая, экономическая, социальная и экологическая. Сам термин «национальная безопасность» был изобретен в Соединенных Штатах. Слаженное функционирование социально-психологической сферы на государственном уровне сопряжено с множеством факторов, вот некоторые из них: целостность территории, материально-техническое богатство, собственно состояние самого общества и цивилизационная направленность. Т.Парсонс и Р.Мертон акцентировали внимание на интегративной функциональности ценностей, говоря об общезначимости социальных норм. Набор ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни личности снизу доверху, лежат в основе индивидуально-личностной типологии. Еще П.Бергер и Т.Лукман в своей книге «Социальное конструирование реальности» писали, что человек, чтобы понять и интерпретировать другого, прибегает к типизационным схемам. По нашему мнению, загадка значения духовности в жизни человека заключена в той роли, которую играют ценности в регуляции поведения.



По материалам социологического исследования Санкт-Петербургского университета (2006-2007г.) современная молодежь в возрасте до 30 лет оценивают себя и молодое поколение России: равнодушным –23, 6%, прагматичным –19,7%, циничным – 19.3%, потерянным –7,3% , поколением надежд –36,8%.[30] Если личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений[31], то такое индифферентное состояние предполагает возможности манипулирования общественным сознанием, навязав псевдоинтересы, в том числе и в области национальной безопасности. Техногенный и социальный мир, окружающий нас, приобретает свойства нестабильности, высокой динамичности процессов.

Возможные формы реагирования на ухудшение условий жизни рассматриваются следующие: около 6,1% молодежи возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов, 8% примут участие в акциях протеста (забастовка, митинг, демонстрации). По социально-профессиональным группам молодежи примут участие в акциях протеста: лидирующие группы гуманитарная и творческая интеллигенция 11,6%, жители села 16,5%, офицеры армии и милиции 9,1%, представители научно-технической интеллигенции соответственно набрали 8,3%, сфера услуг 8,2%. Позиция «возьмутся за оружие» максимальное значение набрала у следующих социально-профессиональных групп: офицеры армии 11,6%, жители села 8,8%, сфера услуг 9,8%. Хотя при этом на вопрос «Каков Ваш обычный круг неформального общения» лишь 4,4% ответили «единомышленники, разделяющие мои религиозные и политические взгляды». Подобный результат говорит о духовной разобщенности среди молодежи.



На вопрос, в какой степени молодежь интересуется политикой были получены следующие ответы: 33,4% политикой не интересуются, 52% внимательно за политикой не следят, но изредка обсуждают политические события с друзьями, родственниками. Действительно, число молодых людей, постоянно интересующихся политикой, почти в три раза меньше, чем у поколения их родителей: соответственно 13,2% и 37,5%. Весьма высок процент полностью политически индифферентных - 33,4%, в то время как у более старших возрастных групп он составляет 20,6%. Из социально-профессиональных групп своим повышенным интересом к политике выделяются, прежде всего, молодые военные (30,6%), предприниматели (17,1%), представители гуманитарной интеллигенции (14,7%). Отсутствие какого-либо интереса к политике характерно, в первую очередь, для ИТР (41,9%), молодых рабочих (41,8%), работников коммунальных служб и торговли (41,0%), жителей села (34,1%), и, как это ни странно, студентов (30,8%)

Достаточно тревожные результаты получили ценностные ориентации молодежи «главное в работе – это сколько за нее платят» 41%, «надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того как они получены» 32,4%. В дополнении распространенность употребления наркотиков среди молодежи часто употребляющих 1,9%, редко, пробовали 8%; крепкие напитки 36,8% употребляющих, 44,7% редко, пробовали. Готовы принять участие в акциях протеста 8,2% верующих в Бога, 4,9% колеблющихся, 4,1% верующих в сверхъестественные силы, 9,5% безразлично относящихся к религии, 15,7% неверующих. Меньшее число верующих (5,2%) по сравнению с неверующими (6,8%) готовы взяться за оружие; а превалирует верующая молодежь над неверующей в готовности терпеть (6,3% и 5,0%) и поступать как родители (12,2% и 10,7%). [32] Таким образом, можно выявить и аналитически сконструировать зоны и конфликты интересов, и используя рефлексивное управление направить их в нужном направлении



Если говорить о профиле террориста-смертника то, в соответствии с ним почти все террористы- смертники были моложе 30 лет.68% из них от 17 до 23 лет. Большинство из них хорошо образованы: 47% получили высшее образование, 30% -среднее. Только 23% входят в категорию лиц, прервавших школьное образование.[33]Другой проблемой возникшей в результате миграции населения и размытости ценностей является этнофобия. Этнические проблемы очень актуальны в многонациональной России, так как от них зависят вопросы целостности и стабильного развития Российского государства, ведь наша страна в XX веке дважды (1917 и 1991гг.) разваливалась по этническому принципу.

На вопрос «как вы думаете, представляют ли сейчас угрозу безопасности России люди нерусских национальностей: доля ответов «большую угрозу и некоторую угрозу»[34] составляет 18-24 года 58,7%; 25-39 года 52,3%; 40-54 года 53,6 %;55 лет и старше 58,5%.

Лабораторией актуальных проблем политической психологии СПбГУ совместно с НИИ Комплексных Социальных Исследований в 2000 году был осуществлен проект по изучению этнического самосознания и роли этнического фактора в современной жизни россиян. В процессе первого этапа исследований (при обработке 127 анкет), собранных на психологическом, восточном и философском факультетах СПбГУ, а также других вузов получились следующие результаты:

1. В целом в повседневной жизни этничность подавляющего большинства опрошенных студентов не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам, что в частности проявилось при заполнении разработанной автором анкеты. Большая часть опрошенных интересуется вопросами национальных отношений и в повседневной жизни. Так 88 % опрошенных интересуются культурами других народов и в большинстве своем охотно вступают с ними в контакт. А 46 % опрошенных в повседневных контактах практически всегда обращают внимание на национальность человека с которым общаются (в основном это носит информационный характер). И лишь 23 % заявили о том, что на их национальную принадлежность никогда не обращают внимания (не выделяют по национальному признаку). Большинство студентов (70%) с различной долей критичности гордятся и позитивно оценивают свою этническую принадлежность. Отдельно необходимо отметить случаи, когда человек по каким-либо причинам не может однозначно определиться со своей национальной принадлежностью (чаще всего это разная национальность родителей).

2. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя 85 % респондентов имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, многие определяют свое отношение к человеку исходя из его этнической принадлежности. Так 20 % опрошенных заявляют о том, что с представителями некоторых национальностей им было бы неприятно общаться и видеть их в своем городе. На вопрос об отношении к межнациональным бракам 5 % однозначно высказали своё отрицательное отношение, а ещё 16 % заявили, что их отношение зависело бы от национальности человека. Ещё 5 % опрошенных студентов, обращая внимание на национальность человека определяют тем самым стоит с ним общаться или нет.

3. В целом для большинства (76 %) то, что их выделяют в повседневной жизни по национальному признаку носит лишь информационный характер и не играет важной роли. Но 14 % опрошенных говорят о том, что их национальная принадлежность может превращаться в своеобразный барьер, затрудняющий общение с окружающими. Почти половина опрошенных (47 %) считают, что в Санкт-Петербурге в той или иной мере существует притеснение по национальному признаку, а ещё 32 % не смогли однозначно определиться по данному вопросу. На такой оценке вероятно основывается и мнение 50 % респондентов о том, что отсутствие в новых Российских паспортах графы “национальность” позволит многим избежать притеснений по этническому признаку. Ещё 20 % положительно относятся к этому фактору, так как это, по их мнению, послужит стиранию межнациональных различий, а 10 % высказали своё отрицательное отношение, так как это может оскорбить национальные чувства некоторых людей.

4. Нет в студенческой среде и однозначного понимания того, как развиваются этнические процессы. Так 18 % считают, что национальные различия будут стираться и в будущем образуется единая цивилизация; 16 % думают, что в будущем останется лишь несколько крупных народов; 29 % предполагают, что количество народов в ходе исторического развития не изменяется и в будущем в этом плане не произойдет каких-либо изменений; 25 % считают, что в ходе развития одни народы сходят с исторической сцены и появляются новые; 12 % не смогли сформулировать свое мнение по этому поводу. Причиной большинства политических конфликтов 41 % респондентов считает межнациональные отношения, а 55 %, наоборот, считают, что большинство межнациональных конфликтов создается искусственно для достижения тех или иных политических целей. Свое отношение к национальным обычаям и традициям 40 % определяет как положительное, так как это позволяет сохранить свою самобытность и свой исторический путь, а 30 % - как отрицательное, так как это затрудняет межнациональное общение.

Таким образом, можно сказать об этнополитической нестабильности в русских регионах, за счет смещения основной зоны межэтнических конфликтов из республик в русские области и края.

Если подводить резюме, вышеуказанным проведенным исследованиям то можно сказать что, основными причинами эскалации проблем взаимоотношений этнических общностей и в целом национальной безопасности являются разбросанность в иерархии духовных ценностей и экономический фактор, что расставляет акценты для оценки конкретных социальных явлений. В ракурсе ценностно-действенных установок подвергаются изменениям черты личности и структура жизни, что создает вокруг нас новый социально-напряженный мир, где антитеррор является маятником благополучия.

М. Ленков

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.