Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС
Формирование жизнеспособного активного молодого поколения – одна из главных стратегических задач развития Российской Федерации на сегодняшний момент, чему в большей степени должна способствовать молодежная политика государства.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Основным документом, призванным определить основные направления работы с молодежью, является Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (далее Стратегия), которая ориентирована на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.
Разработчики Стратегии предполагают наличие ряда проблем, решение которых должно привести к социально-экономическому развитию России. Вот некоторые из них:
1. аполитичность молодежи (в выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой, только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций);
2. раздражение или неприязнь к представителям иной национальности;
3. высокий уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4 процента);
4. с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей;
5. жилищное обеспечение (рост цен и арендной платы за жилье, процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей) [1].
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:
· системное вовлечение молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности, информирования о возможностях их развития в России и в мировом сообществе;
· выявление, продвижение, поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах;
· вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жертв насилия, военных действий и катастроф, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ [1].
Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты:
· "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд";
· "Доброволец России";
· "Карьера";
· "Молодая семья России" [1].
На основании данной Стратегии, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, была создана и утверждена Концепция ФЦП «Молодежь России» на 2012-2016 годы (далее Программа). Целью Программы является создание системы работы с молодежью, предоставляющей равные возможности, учитывающей индивидуальные способности и потребности молодых граждан и создающей условия для их успешной социализации и эффективной самореализации с последующей интеграцией в социально-экономические процессы страны [2].
Основной общественно значимый результат настоящей Программы – наращивание «человеческого капитала». Таким образом, выполнение мероприятий Программы позволит реализовать идею, заложенную в Концепции 2020, о том, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [3]. Экономический эффект Программы планируется достигнуть, во-первых, за счет сокращения числа безработных молодых людей, а во-вторых, за счет повышения продуктивности занятости талантливой молодежи, реализующей инновационные проекты.
Однако, по словам руководителя Федерального агентства по делам молодежи Росмолодежь, Сергея Белоконева, Минфину России программа не нужна. Председатель Правительства Российской Федерации, ныне президент РФ, Владимир Путин на встрече в феврале 2011 года в Сочи с представителями студенческих организаций на вопрос нужна ли единая целевая программа «Молодёжь России» и будет ли она принята в ближайшее время, ответил: «Мне кажется, что это невредно. Это полезно и востребовано. Вопрос, как её строить эту программу, что там определять в качестве приоритетов. Имею в виду, что многие вопросы и проблемы, связанные с молодёжью, действительно в другие программы погружены. Вот программа демографического развития рассчитана на молодых людей, которые, как говорят специалисты, находятся в репродуктивном возрасте. Я не буду повторять все параметры программы, но там и материнский капитал, и жильё отдельно. В программе «Жилище» отдельно говорится про молодые семьи. Во многих регионах это есть. Но в целом ориентиры молодёжной политики, приоритеты должны быть где-то изложены, и такая отдельная программа востребована» [4].
Как указано в тексте Программы, ее финансирование предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, однако точная сумма не указывается. Сергей Белоконев в своем блоге приводит следующие данные: «затраты на реализацию Программы (в ценах соответствующих лет) за счет всех источников финансирования составляют 19 788,56 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 9 543,87 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 9 648,26 млн. рублей, средств внебюджетных источников – 596,43 млн. рублей» [4].
По мнению ведущего юриста Комитета ГД по делам молодежи Игоря Лавриненко, «данные средства ни в коей мере не могут считаться оптимальными для реализации молодежной политики, а напротив являются недостаточными. Для сравнения можно сказать, что, например, на ФЦП развития Калининградской области на период до 2014 года было выделено 436,54664 млрд. рублей, на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» – 691,9953 млрд. рублей, на ФЦП «Юг России (2008—2012 годы)» – 146,3794 млрд. рублей», а в европейских же странах следующие расходы на молодежную политику: ФРГ – более 22 млрд. евро; Франция – более 1 млрд. евро; Англия – 371 млн. фунтов. В основном данные средства расходуются на социализацию молодежи, развитие волонтерских программ и поддержку молодежных организаций (что и в ФЦП «Молодежь России) [5].
Так же можно отметить, что Минфин не впервые критикует Программу, разработанную минспорта и туризма. Как только программа поступила на согласование в Минфин, чиновники отметили, что предложенная ФЦП во многом дублирует Стратегию молодежной политики, которая была принята на 10 лет в 2006 году. Депутат Госдумы от «Единой России» из Комитета по делам молодежи Максим Мищенко сказал, что «подобные бюджетные траты только нарастят коррупционную составляющую: до молодежи реально дойдут единицы из выделенных средств, остальное распилят. Надо разумно использовать государственные деньги и отдавать их точечно, в те места, где есть реальные проблемы, - считает Мищенко. - Подобная программа должна идти на уровне региона, даже муниципалитета» [6].
Библиографический список
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р).
2. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
4. О программе "Молодежь России" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bely0777.livejournal.com/36061.html
5. Лавриненко И.Г. ФЦП «Молодежь России» на 2011—2015 годы: наша позиция [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.molurist.ru/lavrin
6. Савина Е. Кудрин не понял, зачем Якеменко деньги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2011/04/06_a_3576917.shtml
О. В. Охотникова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|