Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС





«За сбычу всех наших мечт!»– регулярный шутливый тост на российских застольях. Как выглядит идеал жизни «среднего жителя» России? На мой взгляд «национальная мечта», ее содержание – это индикатор развития общества.Советский союз «наградил» нас следующей триадой, весьма конкретной: «Квартира, дача, машина».Совсем не сложно понять причины стремлениялюдей именно к этим объектам.

1. Квартира. В хрущёвские времена началось массовое строительство жилья, простые люди стали приближаться к достижению идеала. Тем не менее, даже в последние годы существования СССР существенная часть населения проживала в коммунальных квартирах.

2. Дача. Во времена Сталина дача предоставлялась государством безвозмездно только высшим слоям номенклатуры. Долгое время существовал запрет на приобретение жилья без трудоустройства по месту жительства. Если вы хотите иметь дачу, то от вас требуется постоянный переезд в сельскую местность. Даже когда рядовые граждане все-таки получили возможность на приобретение дачи, она редко использовалась в качестве места отдыха на природе, а, как правило, использовалась в качестве источника питания.



3. Машина. В сталинские времена личный автомобиль мог выдаваться только в качестве правительственной награды. После войны в личное пользование выдавались трофейные автомобили. Партия хотела обеспечить население автомобилями, к примеру, как это было в 1966 году «в связи с ростом благосостояния наших советских людей резко возрастет число легковых автомобилей, находящихся в индивидуальном пользовании» [1]. XXIII съезд КПСС тогда постановил увеличить выпуск легковых машин с 201 тысячи до 700–800 тысяч, но план не был выполнен. К 1970 году собрали только 344 тысяч легковых машин [2].

Но знаете что самое интересное? Что современная российская мечта не сильно отличается от советской триады. Согласно докладу социологов РАН «О чём мечтают россияне» – 40% россиян мечтают о жизни в достатке и возможности тратить деньги, не считая копейки [3]. Согласно исследованиям, проведенным компанией MarketUP и агентством Sauce Strategy - представитель «среднего класса» должен зарабатывать не менее 2550 USD на члена семьи в месяц, иметь высшее образование, как минимум владеть квартирой в обычном доме с хорошим ремонтом, зимней дачей или современным благоустроенным коттеджем и новой иномаркой определенной стоимости [4].



Трудно делать вывод, но исходя из «российской мечты» можно сказать, что наше общество - это общество массового потребления материальных благ, общество потребления.

Джеймс Адамс писал, что «…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает» [5]. Если вы заметили, то американская версия выглядит куда интересней, здесь акцент на человека, а не на вещь. Здесь преуспеть в жизни способен каждый, обладающий способностями и трудолюбием.

Давайте еще раз обратимся к докладу социологов РАН [6]:

- почти треть россиян (29%) надеются, что их мечта сбудется благодаря чуду или удаче;

- каждый пятый (20%) просит помощи у Бога;

- 6% респондентов ради осуществления своих желаний обращаются к экстрасенсам, гадалкам и магам.

Социологи попросили назвать сказочного героя, который является воплощением «русской мечты». Среди женщин победила Золушка: ее судьбу хотели бы повторить 60% женщин [7]. Респонденты посчитали, что «трудолюбие и добродетель волею фортуны будут рано или поздно вознаграждены» [8], - предположил Михаил Горшков. Российские мужчины же признали идеалом Емелю. Его судьбу хотели бы себе 28% респондентов [9].

В качестве вывода очень удачно подходит высказывание современного русского писателя Алексея Иванова: «Есть американская мечта: приехать в Нью-Йорк с одним долларом и каторжным трудом заработать миллион. Есть русская мечта: добиться в жизни всего, при этом ничего не делая и развлекаясь, но не потерять совести» [10].



Каждый выбирает сам.

Библиографический список

1. Потребительский идеал в СССР. Мобильная энциклопедия. Официальный сайт // Internet. - http://www.mobwiki.ru.

2. Потребительский идеал в СССР. Википедия. Официальный сайт // Internet. - http://www.ru.wikipedia.org.

3. Ленивый Емеля как зеркало русской мечты. Д Евдокимова.//Новый известия. – 15 июня 2012.

4. Первые результаты исследования UP Consumer Monitor. MarketUp и SAUSE Strategy выяснили как выглядит типичный представитель среднего класса. MarketUp. Consulting Group. Официальный сайт. // Internet. - http://www. marketup.ru.

5. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: Локид-Пресс, 2005.

6. Ленивый Емеля как зеркало русской мечты. Д Евдокимова.//Новые известия. – 15 июня 2012.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Душенко К.В. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений

 

Д. Одиллов

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ-ДОБРОВОЛЬЦЕВ

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Беизнес-колледж СГТУ

Самосознание общества начинается с его истории. Ее символически значимые события формируют смысловую основу национальной и гражданской идентичности. Все мы, часто задумываемся о справедливости, благе близких нам людей (а так же собственном благе) и правде. Они неизменны. И эти понятия существуют пока люди остаются людьми. Но жизнь меняется - и вслед за ней постепенно меняется и историческое сознание. Этому способствует все то, что расширяет наше образование, поощряет нашу добродетель, внушает нам чувство собственной независимости и тщательно выбирает путь нашей деятельности[21]. Но как показывает международный опыт, одним из важнейших факторов «воспитания сознания» выступает добровольческая деятельность.

Добровольческая деятельность – это способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.[22] Слово добровольчество произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius. Как правило, используется понятие «волонтерство», что в дословном переводе означает «доброволец», «желающий». [23] Изначально, в 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Но волонтерство как социальное служение почти столь же древнее понятие, как и понятие “социум”. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить[24]. Но среди исследователей до сих пор нет единого мнения в отношении границ организующихся обществ, времени их возникновения, направлений развития и роли во взаимодействии с государством и экономической сферой. Одни связывают его появление и существование с такими формами, как демократическое правовое государство и рыночная экономика. Именно они, по мысли приверженцев этого подхода, обеспечивают независимость граждан от государства и традиционных институтов, предоставляя людям возможность свободно выражать свои порывы в деятельности. Однако следует учитывать структуру самого гражданского общества. Так, распространена точка зрения, будто к нему относятся только «институты», то есть организованные группы граждан. Но стоит включать и аналогичные. К примеру, А.Грамши относил к сфере гражданского общества не только гражданские ассоциации и независимую печать, но и такие социальные институты, как семья, церковь и иные центры духовной власти, а также совокупность повседневных норм, обычаев и структур коммуникации между людьми – от столика для завсегдатаев в кафе или «гражданского брака» до разговоров на базаре, в лавке или магазине. [25] Похожий «расширительный» взгляд достаточно распространен среди зарубежных исследователей. Современный немецкий автор Сюзанна Ланг подчеркивает: «…Объединения и союзы, группы самопомощи и соседские инициативы, благотворительные организации, социальные движения, неправительственные организации и сети, партии и профсоюзы, фонды с общественными целями и т.д., и т.п. … негосударственные и некоммерческие организации образуют институциональное ядро, и сила гражданских обществ измеряется, как известно, высокой степенью организации»[26]

В российской научной литературе также можно иногда встретить призыв рассматривать в качестве элементов гражданского общества не только «институты» (организованные группы), но и совокупность «устойчивых отношений и связей (во всех допускающих это сферах бытия) между людьми». Нам представляется, что в состав гражданского общества следует включать как более или менее организованные формы, так и стихийно складывающиеся взаимосвязи и объединения (вплоть до помогающих друг другу соседей, или нескольких семей, по очереди сидящих с детьми), то есть всю область общественной (негосударственной и некоммерческой) самоорганизации. Только это позволит, например, понять, почему можно обнаружить в окружающем мире элементы независимой самодеятельности, социальности и взаимопомощи, иногда доходившие до оформления в виде групп и объединений (чаще всего, нелегальных или непризнанных).

Сейчас волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране. На сегодняшний день добровольческое движение наиболее распространено в США. Оказание безвозмездной помощи другим считается абсолютно нормальным явлением в Америке и Европейских странах. К сожалению, из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения.[27] Конечно, в настоящее время, сложно предвидеть в каком направлении дальше пойдет волонтерство. Существуют различные возможности популяризации этого вида деятельности, но на первом месте – заинтересованность молодых людей социальными сферами жизни. Но почему, спросите Вы? Молодость, как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна. Еще немецкий социолог Карл Мангейм подчеркнул, что молодежь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым, для приспособления к быстроменяющимся или качественно новым обстоятельствам. [28]Эти динамичные создающиеся общества рано или поздно должны активизироваться и даже организовать свои ресурсы, которые в сложившемся обществе, зачастую, не мобилизуются и не интегрируются, а подавляются. И конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют, опять же, социально – историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Поэтому главной задачей, как в стране, так и в нашем регионе – привлечь внимание молодежи к социальным аспектам жизни, что в дальнейшем помогло бы в жизни общества.

О проблемах, облике и перспективах современного движения волонтеров-добровольцев говорят и пишут много. Но представления о нынешнем понятии волонтер самые различные и противоречивые. Возникает вполне очевидный вопрос: на чем базируется современное понятие «волонтер» и как оценивается деятельность этого течения?

Нам хочется проникнуть в сущность этого движения, которое подвергает сомнению сложившиеся стереотипы в обществе, до сих пор не подлежавшее сомнению, осмеливается отрицать все старое и, несмотря на все это, распространяется на все большее и большее количество людей.

Волонтерская активность в реальности имеет два основных направления.

Первое, и самое распространенное направление, это добровольческий труд, как социальная практика. Оно может выступать как организованное, и неорганизованное общество. Организованное, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторах, более систематично и регулярно. Неорганизованное, является же проявлением собственных, индивидуальных качеств, которые могут проявиться спонтанно и эпизодически в качестве помощи друзьям, соседям, людям, попавшим в неблагоприятную ситуацию. В практику входят так же проекты, направляющие добровольцев за границу, что дает огромный опыт, как и в социальной сфере, так и по совершенствованию себя в других сферах развития. Признавая, уникальные свойства и возможности труда волонтеров на глобальном уровне, их можно считать необходимым компонентом для развития социально-экономического государства.

Второе направление как производственная практика. Это течение, не получило еще большого развития в нашей стране. Волонтерская работа, в данном случае, заключается в приобретении дополнительных профессиональных навыков и получение стажа для дальнейшего «построения» карьеры. Ведь, практически каждый день молодые специалисты, оканчивающие образование сталкиваются с проблемой трудоустройства. А, в свою очередь, каждый работодатель, ищет сотрудников имеющих стаж работы в определенной области.

Занимаясь исследованиями, в данной области, за основу опроса мы брали вопросы, затрагивающие социальную причастность и заинтересованность молодых людей в добровольческой деятельности.

Что касается информированности и вовлеченности молодежи в городе Саратове в плане добровольческой деятельности, то, изучив уровень осведомленности молодежи о том, что такое добровольчество (волонтерство), можно говорить о достаточно высоком уровне правильности понимания молодыми людьми сути определения волонтерства. Как показывают результаты исследования, около 84% респондентов определили для себя добровольчество как деятельность без какого-либо внешнего принуждения, воздействия, основанную на личной инициативе. Каждый третий определил ее как безвозмездную, бескорыстную помощь кому-либо.

Несмотря на наличие высокого уровня информированности молодежи о самой терминологии добровольчества, достаточно высока степень неосведомленности молодых людей о добровольчестве как явлении в нашем городе. Так, только каждый третий слышал что-либо о добровольцах в нашем городе. Среди них наиболее широко распространено мнение, что добровольцы в городе занимаются чаще помощью детским домам, уборкой города (проведением субботников) и помощью престарелым людям.

Для выяснения численности добровольцев среди молодежи был задан вопрос о их причастности к добровольческой деятельности, а так же желании учувствовать в данном типе деятельности. Центральной причиной как неучастия, так и отказа от дальнейшего участия молодых людей в добровольческой деятельности становится отсутствие свободного (достаточного) времени, а так же присутствуют причины неосведомленности о наличии и расположении добровольческих организаций, их деятельности и проявлениях в общественной жизни города.

Интересным моментом также является изучение масштаба действий молодых по оказанию помощи добровольческого характера, так и действий которые бы они хотели привнести.

Конечно, в современных общественных движениях (экологических организациях, организациях защищающих интересы отдельных категорий населения, объединениях солидарности и др.) существуют различные представления о той роли, которая могла бы сыграть активизирующееся общество. Но можно выделить две основные стратегии популяризации волонтерства, как части жизни общества.

Первая стратегия, и наиболее распространенная в России, – добровольчество как деятельность по оказанию услуг населению, организации досуга и решению социальных проблем. Здесь на первый план выходит вопрос: Что конкретно делают добровольцы и какую материальную пользу они приносят обществу? Главной задачей по реализации данной стратегии является формирование банка возможностей добровольцев и создание ресурсных добровольческих центров, в успешном воплощении которой ведущую роль играет государство и развитый бизнес. Привлечение общеобразовательных учреждений для формирования социальной этики в сознании молодежи.

Другая стратегия – добровольчество как формирование и проявление культуры гражданской ответственности, прямого личного участия в жизни общества. Главный вопрос данной стратегии: Что побуждает добровольцев жертвовать своим временем (талантом и пр.) и что они хотят этим сказать другим? Главная задача – сплочение и расширение неформального сообщества добровольцев и добровольческих организаций (на местном уровне, в сети Интернета, через конференции и пр.), которые культивируют в обществе ценности добровольчества как основы самосознания и гражданственности.[29]

Рассмотренная нами часть, лишь одна – аналитическая часть задачи исследования общества. Все рассмотренные аспекты существуют не изолировано друг от друга. В результате их взаимодействия возникают явления, характеризующие общество как единое целое. Ведь, справедливость, которая ценится людьми превыше всего, охватывает все нравственные обязанности. А раз она имеет какой-то смысл в жизни общества, справедливо, чтобы каждый из нас содействовал делу всеобщего блага.

 

Е. А. Руднева

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.