Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие инфраструктуры Русской Православной Церкви, ее отношения с государством и обществом





4. Избрание Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

5. Процессы церковного возрождения.

6. Развитие государственно-церковных отношений.

7. Церковно-общественные отношения.

1990-е годы – сложный и противоречивый период в жизни не только Русской Православной Церкви, но и России в целом. События 1991 года, закончившиеся развалом Советского Союза и созданием новой формы государственного управления, поставили Российское государство и общество в совершенно новые исторические условия. Сегодня сложно давать объективную оценку 1990-х – слишком недалеко отстоят они от нас. Однако это не значит, что не нужно их рассматривать.

Для Русской Православной Церкви 1990-е годы – время, когда ей дважды пришлось делать выбор, какую форму государственной власти в России она будет поддерживать. Взвешенность и осторожность решений Святейшего Патриарха Алексия II помогли Церкви безболезненно пережить события и 1991, и 1993 годов.

1990-е годы – также время, когда дважды менялось российское законодательство о религии – в 1990 и 1997 годах. Перемены в законодательстве способствовали росту числа православных приходов, благоприятствовали созданию монастырей. Поддержка Русской Православной Церкви со стороны первого Президента РФ Б.Н. Ельцина обуславливала быстрые темпы открытия новых религиозных общин.



13 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен. Последние годы он, в силу болезней, уже не мог уделять много внимания вопросам собственно церковного управления. Из трех кандидатов – митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и митрополита Ростовского и Черкасского Владимира – Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Алексия.

Избранный Собором Святейший Патриарх Алексий принял на себя бремя управления Церковью в трудный период. Налицо была «неготовность сложившихся норм церковной жизни к разительным переменам, происходящим в государстве, сознание духовенства отставало от стремительных перемен в сознании общественном». Все изменилось с избранием нового Патриарха.

Еще пребывая в прежнем сане, митрополит Алексий отмечал важность перенимания опыта западных Церквей, говорил о том, что, знакомясь с социальной деятельностью Церквей в США и ФРГ, он с доброй завистью завидовал каждому приходу, который вокруг храма имеет множество подсобных помещений: библиотеку, залы для внебогослужебных занятий с различными возрастными группами, специальные помещения пожилых и одиноких людей.



С избранием Алексия деятельность Церкви заметно активизировалась, чему способствовали изменения и внутри самой страны. Очередным свидетельством укрепления самостоятельности Церкви стало открытие православной классической гимназии в Москве и письмо Патриарха Алексия Председателю Совета по делам религий Ю.Н. Христораднову с требованием отменить регистрацию духовенства Советом и его уполномоченными.

31 августа 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II как Предстоятель Русской Православной Церкви и народный депутат СССР вышел с обращением к Председателю Совета Министров РСФСР И.С. Силаеву. С этим письмом Патриарх препровождал списки храмов, монастырей и церковных строений епархий на территории Российской Федерации, которые, со ссылкой на просьбы епископата и мирян, просил вернуть в собственность Церкви. Количество церковных зданий, обозначенных в приложении к обращению, было разным в различных областях России. Например в Рязанской епархии просили передать 20 церковных зданий (для сравнения – в Саратовской – всего одно здание). В этом же обращении Патриарх говорил о том, что возвращаемые Церкви здания, как правило, находятся в аварийном состоянии и необходимо долевое участие государства и российских и зарубежных общественных организаций и фондов в финансировании восстановительных работ.



Уже в 1991 году Русская Православная Церковь имела более 12 000 приходов, 117 монастырей, 2 духовные академии, 7 духовных семинарий, 12 духовных училищ, 4 регентские школы, 1 аспирантуру. Начался активный процесс открытия и реставрации поруганных в годы советской власти православных святынь – храмов и монастырей. Церковь начала активно работать в самых различных общественно-значимых сферах: образовательной, издательской, социальной и иных.

1990-е годы – особый период в истории Русской Православной Церкви. С одной стороны, она избавилась от тоталитарного гнета государственных структур, с другой, начала получать от них определенную помощь в реализации общественно-значимых программ, не став при этом от государства зависимой. Разрушение коммунистических идеалов способствовало массовому приходу потерявших жизненные ориентиры людей в Церковь. Однако те, кто пришел в Церковь в минуту растерянности или, следуя моде, быстро отсеялись. Примерно к 1993 году церковная жизнь начала выравниваться, приспосабливаясь к новой форме своего бытия.

Большую роль в церковном возрождении сыграло новое государственное законодательство в отношении религии, изменившееся в положительную сторону в 1990 году, а затем ставшее еще более благоприятным для Церкви в 1997 году.

Во второй половине 1990-х годов важнейшей заботой Русской Православной Церкви становится забота о стабилизации духовной обстановки в российском обществе. Одна из первоочередных ее задач – противопоставить твердые нравственные ориентиры и ценности тому культу денег, похоти и живой силы, который культивирует в сознании молодежи антироссийская пропаганда. Церковь всемерно способствует развитию в душах своих прихожан любви к семье, своей Родине; укреплению семьи, государства и армии; работает со всеми слоями населения, так как каждому человеку в наше нелегкое время необходима моральная поддержка.

Сегодня, во время кризиса ценностей в обществе, огромное значение Православия для возрождения России очевидно. Активное сотрудничество государства и общества с Церковью, несомненно, будет весьма способствовать более быстрому духовному возрождению России, без которого невозможно и ее социально-экономическое возрождение.

31 декабря 1999 года в 11 часов утра в Кремле Президент России Борис Николаевич Ельцин передал свои полномочия премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину. На церемонию был приглашен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Передача полномочий новому Главе государства происходила в кабинете Президента России. Новый руководитель страны В.В. Путин испросил у Патриарха благословение на предстоящий труд по управлению страной. Прямо из Кремля Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл на освящение верхнего храма Христа Спасителя во имя Рождества Христова. После молебна Патриарх с амвона объявил о происшедшей передаче государственной власти и пожелал новому руководителю страны помощи Божией.

Патриаршее благословение не являлось залогом победы или талисманом удачи, оно не свидетельствовало о безусловном политическом единомыслии. Благословение - это призывание помощи Божией на труды человека, церковное напутствие на благие труды и начинания. Просьба Главы государства о благословении свидетельствует о высоком уровне духовных и нравственных воззрений В.В. Путина, о понимании им огромной ответственности за предстоящее служение. Впервые после долгих лет богоборческого пленения Глава России, как это всегда было в нашей стране, обратился к Предстоятелю Русской Церкви для молитвенной поддержки в своих трудах.

Как отмечал в своем послании Федеральному Собранию РФ 2001 года Президент России В.В. Путин, «прошедшее десятилетие для России было бурным, можно сказать без всякого преувеличения - революционным. Год 2000 и начало 2001 года на его фоне кажутся относительно спокойными. Отсутствие политических потрясений для многих, привыкших к постоянным кризисам стало основанием для прогнозов о структурных и кадровых изменениях.

Я хочу сказать определенно: мы не боимся и не должны бояться перемен. Но любые перемены - политические и административные - должны быть оправданы обстоятельствами. Конечно, общественные ожидания и опасения появляются не на пустом месте. Они основаны на известной логике: за революцией обычно следует контрреволюция, за реформами - контрреформы, а потом и поиски виновных в революционных издержках и их наказание, тем более что собственный исторический опыт России богат такими примерами. Но пора твердо сказать: этот цикл закончен, не будет ни революций, ни контрреволюций. Прочная и экономически обоснованная государственная стабильность является благом для России и для ее людей, и давно пора учиться жить в этой нормальной человеческой логике, пора осознать, что предстоит длительная и трудная работа. Наши главные проблемы слишком глубоки, и они требуют не политики наскока, а квалифицированного, ежедневного труда. Но стабильность - это вовсе не аппаратный застой. Нам потребуются смелые и глубоко продуманные решения, понадобятся грамотные, подготовленные специалисты и среди предпринимателей, и среди государственных служащих».

Без сомнения, слова Президента России относятся и к столь важной сфере государственной деятельности, как государственно-церковные отношения.

1990-е годы были бурными и революционными и для них; однако в современной России созданы все предпосылки для создания стабильности в этой сфере, для развития ее в условиях ежедневного квалифицированного труда как со стороны представителей Церкви, так и со стороны представителей государства.

Можно констатировать, что Русская Православная Церковь оказывает все большее духовное влияние на жизнь российского общества, на позитивное развитие многих общественных процессов. Несмотря на то, что сама она находится в крайне стесненном материальном положении, Церковь находит возможность и для оказания поддержки социально незащищенным слоям, хотя, на сегодняшний день, и в достаточно скромных объемах. Открываются церковные социальные учреждения: приюты, дома престарелых, – организуются различные благотворительные акции. Широкомасштабные мероприятия, проводимые Церковью, привлекают к себе внимание общественности. Не становясь частью государственной системы, Церковь играет столь значительную общественную роль, что многие видные церковные деятели награждаются правительственными наградами. Например, в 1998 году управляющий Ивановской епархией архиепископ Амвросий был награжден орденом Почета. Управляющий Костромской епархией архиепископ Александр в 1994 году был награжден орденом Дружбы Народов, а в 1999 году – орденом Почета, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – орденом «За заслуги перед Отечеством».Высшими государственными наградами России был награжден Святейший Патриарх Алексий II.

Одновременно нельзя не отметить, что «провал на выборах всех, так называемых православных партий ясно доказывает невозможность для какой-либо общественной силы пытаться опереться на авторитет Церкви, одновременно игнорируя церковные установления, отказываясь от принципа церковной дисциплины».

Благотворные для Церкви перемены в российском законодательстве в 1990-е годы означали государственное признание полезности ее социальной и просветительской деятельности, дали законные основания для массового открытия новых храмов и монастырей.

Несмотря на это, можно говорить о том, что 1990-е годы – уникальное время в истории церковно-государственных отношений в России. Впервые после Петра I Русская Церковь стала по-настоящему свободна от государственной опеки. Впрочем, возможно это связано с тем, что Российскому государству в 1990-е годы было просто не до Церкви. Развал Советского Союза, ГКЧП, конфронтация Президента с Верховным Советом в 1993 году, необходимость сохранения территориальной целостности Российской Федерации, сопряженная с военными действиями в Чеченской Республике, переход от социализма к дикому капитализму, быстрое разделение общества на сверхбогатых и нищих, передача больших властных полномочий на места – за всеми этими катаклизмами государству было не до церковных проблем. Кроме того, Церковь использовалась новым российским руководством как один из свидетелей его легитимности.

Когда же политическая ситуация в России стабилизировалась, государство начало уделять более пристальное внимание и религиозной ситуации. На сегодняшний день можно говорить о том, что религиозная ситуация уже находится под государственным контролем, только роль Совета по делам религий и его уполномоченных на местах выполняет Министерство юстиции и его территориальные органы. Однако по сравнению с советским периодом налицо положительные перемены: государство не вмешивается в кадровую политику религиозных объединений, никак не ограничивает свободу совести, оказывает поддержку социально значимым церковным программам.

С одной стороны, отсутствие контроля со стороны государства имеет позитивное значение: Церковь ведет активную социальную и образовательную, просветительскую деятельность, восстанавливает из руин монастыри и храмы, являющиеся памятниками архитектуры, истории и культуры. Однако с другой стороны, отсутствие контроля привело к тому, что в стране стали действовать не только традиционные, но и другие конфессии, в том числе деструктивные секты или, в лучшем случае, протестанты, имеющие зарубежную финансовую поддержку, чья деятельность носила антигосударственный, антиобщественный и античеловеческий характер. Лишь в 1997 году, с принятием Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединения» № 125-ФЗ от 26 сентября 19997 года, деятельность религиозных течений нетрадиционного толка была законодательно ограничена.

Необходимо отметить, что и внутрицерковная жизнь в этот период была неоднозначной. В Церковь, кроме женщин пенсионного возраста, пришло много мужчин, молодежи. Появились возможности для религиозного воспитания детей. Церковь начинает активное сотрудничество с государственными и общественными учреждениями, в том числе зарубежными, с научными, образовательными и социальными структурами.

Однако кадрово Церковь на этом этапе не была еще готова для охвата всех сторон той многогранной деятельности, которая стала ей доступна. Резкий количественный рост Церкви требовал в разы увеличить существующее количество священнослужителей. Это привело к тому, что в Церкви появилось достаточно много людей не только без соответствующей подготовки, но и просто случайных. Государство в этот период столь же настойчиво закрывало глаза на финансово-хозяйственную деятельность Церкви, как в годы Советской власти пристально ее контролировало. Такая ситуация создавала благоприятные возможности для различных махинаций под видом Церкви. В среде духовенства появилось резкое расслоение на богатых и бедных. Одни имели огромные доходы, другие жили за чертой бедности или же вынуждены были дополнительно находить светскую работу как единственный источник своего существования.

Церковно-общественные отношения также претерпевали изменения. Если в начале 1990-х годов наблюдался повышенный общественный интерес к Церкви, то во второй половине 1990-х он пошел на спад. Во многом это было связано с неоправданными желаниями многих людей найти в измученной 70-летним периодом гонений Русской Православной Церкви панацею от всех социальных и общественных проблем. Кроме того, многие пытались подходить с оценкой по заведомо завышенным критериям к членам Церкви, забывая при этом, что они просто люди и как таковые отражают общее состояние общества в России.

Однако Русская Православная Церковь в целом успешно пережила 1990-е годы. На фоне всеобщей децентрализации власти она сохранила свое строго иерархическое управление, упрочив его так, как не могла это сделать, начиная с Петра I. В 1990-е годы можно говорить о партнерских государственно-церковных отношениях, когда государство не вмешивается во внутренние дела Церкви. Церковь активно возрождала свою инфраструктуру, проводила большую социальную работу. Но, как выше уже отмечалось, возможно, что беспрецендентная для Российской истории XVIII – XX веков свобода Церкви была обусловлена тем, что государству, вынужденному решать более актуальные проблемы, было просто не до религиозного вопроса. Кроме того, власть могла поддерживать Церковь как одного из свидетелей ее легитимности.

Архиерейский Собор 2000 года принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где сформулировал церковную позицию по многим вопросам внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношений, принял ряд других важнейших документов. На этом Соборе состоялась канонизация новомучеников и исповедников Российских, что стало знаковым событием внутрицерковной жизни ХХ века, создало предпосылки для воссоединения с Русской Православной Зарубежной Церковью.

На сегодняшний день можно говорить о стабилизации государственно-церковных отношений в России и о намечающихся тенденциях установления государственного контроля за происходящим в религиозной сфере жизни страны.

Библиографический список

Научная и периодическая литература:

1. Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? / Кирилл. М., 2002. С. 117.

2. Федотов, А.А. Русская Православная Церковь в 1943 – 2000 гг. : внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России) / А.А. Федотов. Иваново, 2005.

 

Источники:

1. Послание Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию РФ // Рос.газ. 2001. 4 апр.

2. ГАРО. Ф. р-5629. Оп. 1. Д. 174.

3. http://www.pravoslavie.ru/news/putin_patr.htm

Тема 7.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.