Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 11. Основные события истории Русской Православной Церкви





Ок. 865 г. После заключения мира с Русью византийский император Михаил III и Патриарх Фотий отправили в Киев архиепископа и священников (так называемое первое крещение Руси).  
955 г. (в Киеве) или957 г. (в Константинополе) Киевская княгиня. Святая равноапостольная Ольга приняла крещение с именем Елена.  
987–989 гг. Крещение святого равноапостольного благоверного князя киевского Владимира Святославича и его брак с Анной, сестрой византийского императора Василия II; крещение киевлян и начало христианизации Руси.
1015 г. Мученическая смерть святых Бориса и Глеба.
50-е гг. XI в. Основание Киево-Печерского монастыря при преподобном Антонии Печерском.
1299/1300 г. Переезд святителя Максима, митрополита Киевского, из Киева во Владимир-Суздальский.
Ок. 1303–1347 г.; 1371–1391/92 гг. Существование независимой от Киевского митрополита Галицкой митрополии.
Ок. 1317 – ок. 1330 г.; 1354/55–1361 гг.; 1414–1419/20 гг. Существование независимой от Киевского митрополита Литовской митрополии.
1326 г. Заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Москве. Святитель Петр завещал похоронить себя в этом соборе, тем самым утвердив перенос митрополичьей кафедры в Москву.
Ранее 1342 г. Преподобные Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Святой Троицы.
15 декабря 1448 г. Поставление нареченного митрополита Ионы Собором русских архиереев в митрополита Киевского и всея Руси – начало фактической самостоятельности Русской Церкви.
1458 г. Разделение Русской Церкви на Восточную (Московскую) и Западную (Киевскую, Литовскую) митрополии.
1499 г. Завершение составления полного кодекса Библии при Геннадии, архиепископе Новгородском (Геннадиевской Библии).
1547–1549 гг. Соборы в Москве при святителе митрополите Макарии, канонизировавшие русских святых.
Февраль–май 1551 г. Собор в Москве и принятие Стоглава.
1 марта 1564 г. Издание Апостола кремлевским клириком диаконом Иоанном Федоровым и Петром Мстиславцем.
1580–1581 гг. Издание Острожской Библии.
26 января 1589 г. Поставление святителя Иова, митрополита Московского, в Патриарха.
1596 г. Созыв в Бресте Собора сторонников унии с Католической Церковью, провозгласившего переход Киевской митрополии под власть Римского папы, и Собора православных, осудившего это решение и лишившего сана подписавших его иерархов.
23 сентября 1608 – 1 октября 1610 г. Героическая защита Троице-Сергиева монастыря во время осады его польскими войсками.
Осень 1632 г. Основание Киево-Могилянской коллегии.
Нач. марта 1653 г. Начало богослужебной реформы («никоновской справы»).
10 июля 1658 г. Оставление Патриархом Никоном Первосвятительского Престола.
Февраль 1666 – февраль 1667 г. Собор с участием Восточных Патриархов, рассмотревший исправление церковных книг и «дело Патриарха Никона». Собор постановил лишить Никона сана Патриарха.
Ноябрь 1685 г. Переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата.
12 декабря 1685 г. Основание Славяно-греко-латинской академии в Москве.
1720 г. Издание «Духовного регламента».
25 января 1721 г. Манифест об учреждении Духовной коллегии, вскоре переименованной в Святейший Правительствующий Синод.
1751 г. Издание в Москве исправленного перевода Библии («Елизаветинской»).
26 февраля 1764 г. Манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ в России. В 1786–1788 гг. была проведена секуляризация монастырских вотчин в Малороссии и Слободской Украине, в 1793–1795 гг.– в Южной Литве, Западной Белоруссии и на Западной Украине.
1799 г. Составление Московским митрополитом Платоном (Левшиным) «Правил единоверия».
1811 г. Образование Грузинского экзархата в составе РПЦ.
1813–1826 гг. Деятельность Библейского общества в Санкт-Петербурге, работа над переводом Священного Писания на русский язык (перевод был окончен в 1876 г.).
12 февраля 1839 г. Собор униатского духовенства в Полоцке, принявший акт о присоединении к Православию.
17 апреля 1905 г. Манифест «Об укреплении начал веротерпимости».
15 августа 1917 –20 сентября 1918 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви.
28 октября 1917 г. Убийство протоиерея Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви.
5 ноября 1917 г. Избрание Патриарха Московского и Всероссийского святого Тихона в храме Христа Спасителя.
21 ноября – 2 декабря1921 г. I Русский всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах, образование Русской Православной Церкви За Границей.
16 мая 1922 г. Образование обновленческого Высшего церковного управления, обновленческий раскол.
14 декабря 1925 г. Нижегородский митрополит Сергий (Страгородский) приступил к исполнению обязанностей заместителя Патриаршего местоблюстителя, с 22 декабря 1936 г. – местоблюститель Патриаршего Престола.
29 июля 1927 г. Издание митрополитом Сергием и Временным Патриаршим Священным Синодом «Послания к пастырям и пастве» («Декларации») об отношении Русской Церкви к советской власти.
8 сентября 1943 г. Архиерейский Собор, избравший Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского).
31 января – 2 февраля 1945 г. Поместный Собор РПЦ, избравший Патриархом Московским и всея Руси Алексия (Симанского).
8–9 марта 1946 г. Львовский Собор, на котором состоялось воссоединение униатов Галиции с Русской Церковью.
18 июля 1961 г. Архиерейский Собор в Троице-Сергиевой лавре, на котором была утверждена реформа приходского управления.
30 мая – 2 июня 1971 г. Поместный Собор, избравший Патриархом Московским и всея Руси Пимена (Извекова).
5–12 июня 1988 г. Празднование 1000-летия Крещения Руси.
6–9 июня 1988 г. Поместный Собор, принявший Устав об управлении Русской Православной Церковью.
1989 г. Учреждение Белорусского экзархата.
7–10 июня 1990 г. Поместный Собор, избравший Патриархом Московским и всея Руси Алексия (Ридигера).
25–27 октября 1990 г. Архиерейский Собор, даровавший самостоятельность Украинской Православной Церкви.
11 июня 1992 г. Архиерейский Собор, принявший решение об извержении из сана за раскольническую деятельность митрополита Филарета (Денисенко) (на Архиерейском Соборе 1997 г. Филарет (Денисенко) был анафематствован).
7 января 1995 г. Начало строительства храма Христа Спасителя в Москве.
2–7 января 2000 г. Всеправославное празднование 2000-летия Рождества Христова на Святой земле.
19 августа 2000 г. Освящение храма Христа Спасителя в Москве.
13–20 августа 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор, канонизировавший сонм новомучеников и исповедников Российских и принявший новый Устав Русской Православной Церкви.

Библиографический список







Источники:

1. Интернет- сайты : Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, ЦНЦ «Православная экнциклопедия». 2000 – 2005.

Раздел 4.

Мировые религии, представленные на территории Российской Федерации

Христианство, буддизм и ислам называются мировыми или универсальными религиями. Мировыми по распространенности и универсальными по характеру, который не ориентирован на какие-то конкретные национальные, социальные или профессиональные группы людей, но способен объединить их в своем вероисповедании.

Христианство

Тема 12. Католицизм

5. 1.Предпосылки разделения Западной и Восточной Церквей: богословские, исторические, культурные.

6. Разделение 1054 года.

7. Отличия православного и католического догматических учений. Второй Ватиканский Собор.

8. Современная католическая социальная доктрина.

 

Разделение Христианской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием множества самых различных причин, которые веками, налагаясь друг на друга, подтачивали единство Церкви, пока, наконец, не оборвалась последняя связующая нить. Несмотря на все многообразие этих причин мы можем условно выделить среди них две основные группы: религиозные и этно-культурные.

Собственно религиозных причин раскола две: стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью и догматические уклонения от общехристианского вероучения, сформулированного семью Вселенскими Соборами, среди которых важнейшим является изменение Никео-Цареградского Символа веры вставкой filioque (пер. с лат. «и от Духа») – одного из догматов Католической Церкви, согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.

Следующая группа явлений, решительно способствовавших ослаблению церковного единства даже в то время, когда оно еще сохранялось, относится к области национальных и культурных условий развития христианства на Западе и на Востоке.

Ни одна Церковь не избежала в своей истории влияния этих условий, но в данном случае мы имеем дело со столкновением двух наиболее мощных традиций античного мира - эллинской и римской. Различие этно-культурной устремленности этих традиций заложило глубинные различия в усвоении христианства на Западе и на Востоке. Эта "противоположность несущих этносов" медленно, но неуклонно увеличивала степень отчуждения, пока оно, наконец, не стало реальностью в XI столетии. И причина заключалась уже не только в притязаниях пап. Разными стали направления развития церковной жизни.

Народы эллинского мира, по словам историка церкви Б.М. Мелиоранского, "поняли христианство преимущественно как богооткровенную метафизику и этику, как свыше указанный путь к нравственному совершенству и спасению личности и к познанию сущности Божией". Этим объясняется полнота пытливой богословской жизни Востока, которая равно изливала себя и в глубинах Богопознания, и в еретических уклонениях от него, сотрясая и обессиливая восточный церковный организм.

Напротив, то, что В.В. Болотов, еще один историк церкви, назвал "воздействием романского на христианское", выразило себя в терпеливом и методичном созидании церковного здания, ибо римляне "как самый государственный в мире народ, как создатели образцового права поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства... Где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал институт".

Накопление отклонений от общего учения и жизни неразделенной еще Церкви свидетельствовало о самостоятельном развитии западной ее половины, которое и закрепилось в расколе, ставшем, по словам одного из виднейших славянофилов А.С. Хомякова, "произвольным, ничем не заслуженным отлучением всего Востока". Восточная Церковь не дерзала вносить что-то новое в соборные истины, стоившие ей таких трудов и испытаний, именно Запад начал изменять их, и этот отход от соборно утвержденного учения и бытия церковного разрешился расколом 1054 года. Последующее развитие Церкви лишь подтверждает этот вывод, ибо общая вера неразделенной Церкви сохраняется Восточной Церковью в неизменности даже до сего дня, тогда как прошедшие столетия отяготили самостоятельное церковное развитие Запада множественными нововведениями, которые все более отдаляют его от общего наследия.

Растущей самостоятельности, даже самодостаточности Запада сопутствовало истощение соборного начала в жизни Вселенской Церкви,которое уже не могло более сопротивляться распаду. В прежние века для разрешения разномыслий созывался Собор, и сила его решений вразумляла и соединяла враждующих. После завершения эпохи Вселенских Соборов не стало удерживающего начала, и появляющиеся с Запада новшества и новинки уже не приводили к созыву нового Вселенского Собора, который мог бы оградить мир церковный от разложения.

Более полное представление о степени отчуждения Запада и Востока мы можем получить, если обратимся к непосредственно предварявшим Великий раскол событиям.

В середине IX столетия Византия была потрясена только что пережитой борьбой с иконоборчеством, и после его поражения образовалось две партии: "зилоты", или сторонники беспощадной борьбы с еретиками, и стоявшие за снисходительное к ним отношение "икономисты".

Противоборство между этими партиями вылилось в ожесточенное противостояние Патриархов Фотия и Игнатия, в котором самое активное участие принял Рим. Следствием противостояния стал разрыв отношений Востока и Запада, который прекратился лишь после Свято-Софийского Собора 879-880 годов. Кроме Папских легатов, на Собор прибыли представители восточных Патриархатов и множество епископов, число которых достигало 383. Таким образом, это был один из самых представительных Соборов за исключением Халкидонского.

На этом Соборе при участии легатов было принято постановление против попыток внесения в символ веры filioque. Были вновь осуждены притязания пап на верховную власть в Церкви, и одно из правил этого Собора подтверждало полное равенство епископов Рима и Константинополя. На Соборе был оглашен Никео-Цареградский символ веры и принято постановление о его полной неизменности, а также было решено "не допускать никаких нововведений в управлении Вселенской Церковью. Свято-Софийский Собор часто относили к числу Вселенских, и вплоть до XII столетия таковым его и считала Западная Церковь. Предшествовавшие Великому расколу десятилетия являют собой картину "худого мира", который нередко нарушался и в конце концов разрешился "доброй ссорой". В.В. Болотов приводит впечатляющую статистику исторического взаимоотчуждения Восточной и Западной Церквей. Из пяти с половиной столетий, прошедших со времени Миланского эдикта 312 года, прекратившего гонения на христиан и признавшего христианство официальной религией Римской империи, лишь в течение 300 лет отношения между Церквами были нормальными, и на более чем 200 лет они, по тем или иным причинам, оказались прерванными..

В церковной истории существует точка зрения, согласно которой Рим сознательно обострял отношения с Востоком перед Великим расколом, добиваясь их разрыва. Для такого стремления были свои основания, ибо неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало его монополию, поэтому, как пишет Б. Мелиоранский, "Восток отказывается повиноваться и нет средств принудить его к повиновению; остается объявить, что послушные церкви и суть вся истинная Церковь".

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 года послужил очередной конфликт из-за церковных владений Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керуллария. Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно, то Папские легаты, "соскучившись, по их собственным словам, сопротивлением Михаила", явились в храм Святой Софии и торжественно возложили на престол буллу отлучения от Церкви, которая гласила: "Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, всех святых православных отцов Семи Соборов и Католической Церкви мы подписываем против Михаила и его приверженцев анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них, если они не опомнятся". Абсурд происшедшего дополняло еще и то, что Папа, от имени которого они произносили анафему, был уже мертв, он умер еще в апреле 1054 года.

После отбытия легатов Патриарх Михаил Керулларий созвал Собор, на котором легаты и их "нечестивое писание" после рассмотрения были преданы анафеме. Следует заметить, что была предана анафеме не вся Западная Церковь, подобно тому, как это сделал кардинал Гумберт по отношению к Восточной, но лишь сами легаты. При этом, конечно, сохраняют силу осуждения Соборов 867 и 879 годов относительно латинских нововведений, filioque и папских притязаний на первенство.

Все восточные Патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку, после чего церковное общение с Римом прекратилось на всем Востоке. Никто не отрицал почетного первенства Папы, установленного отцами, но никто и не соглашался с его верховной властью. Согласие всех восточных Предстоятелей в отношении к Риму подтверждает пример Петра III, Патриарха Антиохии, вычеркнувшего имя Папы из поминания за Патриаршим богослужением вместе с другими православными Патриархами (из диптихов) задолго до Великого раскола. Известна переписка Петра III с Римским престолом о возможности восстановления единства, в ходе которой он получил из Рима письмо с изложением Папской точки зрения. Оно настолько поразило его, что Петр III немедленно отослал его Патриарху Михаилу, сопроводив весьма выразительными словами: "Эти латиняне, в конце концов, являются нашими братьями, несмотря на всю их грубость, невежество и пристрастие к собственному мнению, что иногда сводит их с прямой дороги".

 

ОТЛИЧИЯ КАТОЛИЧЕСКОГО И ПРАВОСЛАВНОГО ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЙ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.