Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности религии ислама

Своеобразие этого культа заключается в двух чертах. Первая состоит в том, что самостоятельной религией ислам назвать нельзя. Это скорее религиозный плагиат. Религиозные идеи заимствованы из некоторых еретических течений христианства, а так же из иудаизма, зороастризма и, по мнению некоторых современных западных исследователей, даже буддизма. Все эти идеи удивительно переплелись с арабским язычеством. Сам пророк ислама Мухаммед считал, что он призван возродить веру отца верующих – Авраама. Именно возрождение веры среди своих соплеменников, а не создание нового учения было главной целью проповеди Мухаммеда.

Вторая черта заключается в специфике миссии ислама – вооруженной, насильственной проповеди – джихаде. Так, после неудачных призывов среди соплеменников и бегства из Мекки в Ясриб (Медину) Мухаммед пришел к выводу, что насилие – лучшее средство для убеждения людей в «истине». И сейчас последователи Мухаммеда считают меч лучшим средством для «проповеди веры». За первые пятьдесят лет ислам распространился от Карфагена до Индии. Сейчас эта религия насчитывает 900 миллионов последователей. В 32 странах мира ислам считается государственной религией.

Исламское духовенство.В исламе нет священства. Ислам не признает никакого посредника между Богом и человеком. Муфтий (законодатель), имам (предводитель) или мулла (владыка) мусульманской общины – это лишь предстоятели на молитве без каких бы то ни было харизматических посвящений или даров, ими может быть любой мусульманин, знающий Коран. При желании мусульманский лидер может оставить свою культовую деятельность и заняться светской.

Правда в шиитском (раскольничьем) течении ислама в общинах выделяются особые лидеры, но их харизма или духовность основывается на степени «родственности» к Мухаммеду.

Высшим «саном» в исламе является муфтий - тот, кто даёт разрешения (фетву) на различные действия всем членам мусульманской уммы. Фактически без разрешения муфтия мусульманин не в праве что-либо предпринимать.



Исламская символика. Символики в исламе нет, но в представлении большинства современников ислам прочно ассоциируется как религия полумесяца. Причиной таких представлений служит распространившийся с XV века обычай устанавливать на куполах минаретов полумесяцы как символ побежденного Константинополя. Полумесяц с древних времен был частью герба Византа, а потом его преемника Константинополя. Об этом говорит и турецкий историк Джелал Эссад, сообщая, что султан Магомет II в 1453 году впервые добавил звезду к полумесяцу – бывшему символом древней Византии.

Исламские обряды. Один из основных обрядов – обрезание мальчиков примерно в семилетнем возрасте. Обрезание было известно семитским племенам со времен Авраама, их общего предка. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, взрослое состояние.

Другой важный обряд в жизни мусульманина – свадьба (никах). Молодых обычно благословляет один из служителей, который, совершает церемонию – чаще всего читает 4-ю суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Торжественно, со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина рождение ребенка, особенно сына.

Похороны – джаназа, также исполняются с участием служителей ислама, читающих заупокойные молитвы из Корана, чаще 36-ю суру. Погребение проходит сразу после смерти. Покойника омывают, заворачивают в саван с чтением Корана (иногда бегом), несут на место погребения, спеша до заката солнца. Погребают в специально устроенном склепе сидя. Последнее время стали устанавливать надгробные плиты с выдержками из Корана.

Мусульманами особо почитается пятница как день сотворения человека. Но Коран предписывает благочестивым мусульманам чтить также субботу и воскресение (Сура 2:65; 7:163; 25:47; 67:15; 75:1).

Праздники ислама. В исламе существуют и общественные праздники, связанные с разными событиями главные из них:

Ураза-байрам, или Иду-аль-фитр, малый праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамазан. Каждый из мусульман отчитывается за месяц поста: насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т. д.

Курбан-Байрам, или Иду-аль-Курбан, великий праздник жертвоприношения проводится во время хаджа в Мекку. Праздник приходится на 70-й день после окончания поста Рамадана – в память исламской версии, что Измаил, а не Исаак должен был быть принесен в жертву Богу Авраамом на горе Море.

День Ашура – 10 день мухаррама (март - апрель) первого месяца в году, празднуется в честь встречи Адама и Евы, а так же выхода Ноя из ковчега и в память всех пророков. У шиитов, кроме того, в память гибели Хуссейна, внука Мухаммеда. Называется шахсей-вансей – день строгого поста и самобичевания.

Исламский календарь. Мусульманские государства живут по лунному календарю. Нечетные месяцы их календаря состоят из 30 дней, четные – из 29. Двенадцать таких месяцев образуют лунный год (354 дня). Каждый третий год високосный (355 дней). Начало летоисчисления мусульмане ведут от 622 года по Рождестве Христовом, когда они были вынуждены спасаться бегством от преследования соплеменников. В 1979-1980 годах мусульмане встретили XV век хиджры (бегства). Соответственно, из-за несовпадения календарей в разные годы праздники празднуются в разные дни. Например, в 1996 году пост Рамадан был с 21 января по 20 февраля, Куйран-Байрам – 28 апреля, Ураза Байрам 20 февраля, Мавлюд 27-28 июля.

Коран (от семитского корня «кара» – «читать» или, буквально, «чтение») является священной книгой мусульман. Он состоит из 114 сур (сем. «ряд камней в стене»). Суры, в свою очередь, делятся на аяты (в переводе с арабского – «чудо», «знамение»). Самая большая сура (вторая) содержит 286 аятов (стихов), а самые малые суры (103, 108 и 110) – всего по 3 стиха.

Цель Корана: «Напоминай же Кораном тому, кто боится Моей угрозы» (50.45).

Коран составлен из проповедей Мухаммеда, которые были собраны в единый свод и отредактированы его приемным сыном и секретарем Зейдом-ибн-Сабитом по повелению Абу-Бекра, первого халифа – преемника пророка в 634 году.

Коран не имеет хронологического, тематического, логического или иного порядка. Главы составлены по принципу: большая – вторая вначале и далее по убывающей. Первая – «Фатиха», или открывающая, являет собой главную и обязательную молитву для мусульман.

По свидетельству французского исламоведа Анри Массэ, существовало еще три сборника проповедей Мухаммеда: в Куфе, Басре и Хамсе. Сборник Зейда был распространен в Дамаске и к середине VII века стал считаться самым точным. Канонизирован халифом Османом в 654 году и его особым повелением распространен среди всех мусульман. Прочие кодексы уничтожены. Остались несколько апокрифичных сур у шиитов об особом преемстве Али ибн Талиба (зятя и племянника Мухаммеда), которые они добавляют к основному тексту. Окончательно канон Корана оформился к Х веку при суннитской династии Аббассидов. К этому же времени сложились основные хадисы (рассказы о жизни Пророка) и Сунна мусульман.

Частое переплетение событий и тем внутри сур, а также внутренние противоречия предписаний Корана побудили к их разъяснению в Сунне (предании), а затем и толкованию – Тафсир и даже созданию специального учения «Насх» об отмене одного аята другим.

Все это очень затрудняет изучение главной книги ислама. Самих мусульман это не смущает. Они свято верят в несотворенность или совечность Аллаху Корана. Мусульмане убеждены, что Коран всегда был в мыслях Аллаха, и когда родился Пророк, то Всевышний ниспослал Коран на нижнее небо Джебраилу (Гавриилу), чтобы архангел, по необходимости, сообщал Мухаммеду суры применительно для всех житейских обстоятельств.

Теология. Наиболее ясным в исламе является учение о Боге. Есть единый Бог – милосердый и милостивый. Во имя Аллаха милосердого и милостивого (бисмилля ирахман ирахим) даны все суры Корана (только 9-я сура не предваряется этим надписанием).

«Бог! – нет божества, кроме Него, у Него – прекрасные имена» (20.7). Истинный Бог есть Аллах, боги ложные и даже понятие божества обозначаются словом «иллях» (без определенного артикля "аль"). «Воистину, Я – Бог, нет божества, кроме Меня! Поклоняйся же Мне и совершай молитву в Мое воспоминание» (20.14). «Это – то, что внушил тебе Господь из мудрости, и не сотворяй вместе с Аллахом другого божества, а то будешь ввергнут в геенну, порицаемый презренным! Неужели ваш Господь исключительно вам предоставил сынов, а себе взял из ангелов женщин? Поистине, вы говорите слово великое» (17.41 – 42). «Ведь Ему принадлежат те, кто в небесах и на земле и кто у Него – те не превозносятся, пренебрегая служением Ему, и не устают. Они восхваляют ночью и днем неустанно, не ослабевая. Разве взяли они богов с земли, которые оживляют? Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, Владыке трона, превыше Он того, что они ему приписывают! Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят. Разве они взяли себе помимо Него других богов? Скажи: «Дайте ваши доказательства! Это – напоминание тем, кто со мной, и тем, кто до меня. Да, большинство их не знает истины, и они уклоняются». Мы не послали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же мне» (21.19 – 25).

Коран и христианство. Несмотря на достаточно уважительное отношение Мухаммеда к Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, «мы отправили по следам их Наших посланников и отправили вслед Ису ибн Марйам, и даровали Ему Евангелие и вложили в сердца тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие» (58.27). Идея о Боге в богословии автора Корана неизбежно соединяется с абсолютным единством.

По его мнению, если бы был Бог Троица, то Он бы внутренне враждовал в Себе и мир разрушился. Евангельское учение о Святой Троице Мухаммед связывал с языческим многобожием (53.19 – 23) и воспринимал как Бог Отец, Иса и Марйам. Кардинально отличаются от христианского понимания Бога следующие места Корана: «Скажи: Он – Аллах – Един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» (112-я сура).

«О, обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил в Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – три! Удержитесь, это – лучше для вас. Поистине, Аллах – только единый Бог» (4.169).

Об Иисусе Христе Мухаммед учил, как о великом пророке, никогда не присваивавшем себе божественного достоинства, и даже пророчества о ниспослании иного Утешителя (Ин. 15.26; 16.13) обращал в свою пользу. В Коране: «Иса ибн Марйам говорил своему народу, одети Исраила, Я посланный вам апостол Божий для подтверждения Пятикнижия, которое дано вам до меня и для объявления вам о приходе после меня посланника, которого имя будет Ахмет» (61.6) (Ахмет – это имя одного корня с именем Мухаммед, значит «славный»). «Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему – то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя! Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, не ангелы приближенные!» (4.170). «Не веровали те, которые говорили: ведь Аллах Мессия – Сын Марйам. А Мессия сказал: «О, сыны Исраиля! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!» Ведь кто предает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежищем для него – огонь. И нет для неправедных помощников! Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах третий из трех», – тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. А если они не удержаться от того, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали, мучительное наказание. Неужели они не обратятся к Аллаху и не попросят у него прощения? Ведь Аллах – прощающий, милостивый! Мессия, Сын Марйам, – только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его – праведница. Оба они ели пищу» (5.76 – 79). «И сказали они: «Взял Аллах для Себя ребенка». Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все Ему покоряются!» (2.110). При всем этом Коран утверждает необходимость, для чистого служения Аллаху, поклонения Иисусу Христу: «Когда Иса пришел с ясными знамениями, он сказал: «Я пришел к вам с мудростью, и я разъясню вам кое-что из того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне!… Поклоняйтесь же мне! Это – прямой путь» (43.63 – 64). Иса сразу после своего рождения, лежа в колыбели, сам свидетельствует о себе собравшимся людям: «Я – раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком. И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице и не сделал меня тираном, несчастным. И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!» (19.31 – 34).

Но это – не искупительная смерть на Кресте и не день славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Мухаммед докетически[16] учил об иллюзорности смерти Исы (4.156 – 157). Он был живым взят на небо для того, чтобы во второй раз явиться на Землю и установить торжество ислама (43-я сура). Это всеобщее воскресение, ожидаемое Кораном, и для нелицеприятного суда.

Изложение Священной истории в Коране не имеет строгого порядка. Сам Мухаммед Библию знал только в пересказе несторианских монахов, а также других распространенных на аравийском полуострове сект: евионитов, маркионитов[17], докетов и прочих. Редактор Зеид, видимо, тоже такой цели не ставил.

В своих общих чертах кораническая натурфилософия сходна с библейским повествованием о творении мира, но не имеет ясности и последовательности событий.

Повествование о творении разбросано по всему тексту Корана. Причем, творение духовного мира второстепенно: «Он – тот, Который сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небес» (2. 27).

Центральной фигурой, ради которой все сотворено, является человек. Ему поручено назвать своими именами все живое и научить этому ангелов (2.31).

Интересно мнение автора Корана о появлении обезьян: «Вы знаете тех из вас, которые нарушили субботу, и Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!» (2.61).

Коран также указывает на пауков как одно из самых благословенных животных (29-я сура «Паук»). Тарантул построил паутину на дереве, которое выросло перед входом в пещеру, где спрятались Мухаммед и Абу-Бекр от погони во время бегства (хиджры) из Мекки в Ясриб (Медину).

В Коране развито учение о тысячах пророков Божиих – посланников Аллаха каждому народу в разные времена для возвещения Его воли. Так, грекам в качестве пророка был послан Александр Македонский – в Коране он носит имя Зу-л-карнайне (18.82 – 110). Первый великий пророк – Нух (Ной). Его проповеди посвящено много мест Корана и целая 71-я сура. Он – «знамение для миров» (29.14). Образ Авраама (Ибрахима) представлен в связи с преданиями арабов – потомков Измаила. Авраам – имам (тот, кто впереди верующих), идеал и отец веры, религию которого пытался возродить Мухаммед. Аврааму посвящена 14-я сура. Своего «старшего» сына Измаила, по учению Корана, Авраам приносил в жертву. Во 2-й суре 262-м аяте Аврааму объясняется, как произойдёт воскресение: «И вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых». Он сказал: «А разве ты не уверовал?» Тот сказал: «Да! Но чтобы сердце мое успокоилось». Сказал Он: «Возьми же четырёх птиц, собери их, а потом позови их: они явятся к тебе стремительно, и знай, что Аллах велик и мудр!». В 51-й суре повествуется о явлении Аврааму путников – совершенно аналогичное библейскому событию явления Святых Ангелов; но свидетельство о ранее бывшем повелении Ими «народу Мусы (Моисея)» свидетельствует о незнании автором Библии.

Анахронизм Корана, изображающего Священную историю, ярко выражен в образе Девы Марии. Ей посвящена 19-я сура. Мария признается дочерью Имрана, сестрой Мусы и Харуна (Аарона) (3.31). Заботиться о Ней поручено священнику Захарии. Он с удивлением обнаружил, что сам Аллах питает Её в мехрабе (Святом Святых) (3.32). В 3-й суре 40 – 44-м аятах повествуется о чудесном, непорочном зачатии и рождении Иса ибн Марйам, о благовещении архангелом Джебраилом и рождестве повествуется в 19-й суре 16 – 28-м аятах. События, связанные с чудесным рождением у престарелых Захарии и его жены сына Яхья (Иоанна Предтечи), изложены в 3-й суре 33 – 36-м аятах и в 19-й суре с 1-го по 15-й аятах.

Важнейшие семь догматов ислама – вера в единого Бога – Аллаха, в ангелов, во все книги Божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Поскольку по учению мусульман каждому человеку все предопределено уже при его рождении, каждый может делать все, что он хочет: нет раскаяния за соделанные грехи, так как все заранее предопределено. Тот, кому на роду написано, попадет в рай. Убивать неверных (людей других религий) – похвально и награждается раем. Ислам опирается на пять «столпов веры»: исповедание веры – произнесение формулы «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Божий»; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рамазан (ураза); обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж). В мусульманстве также существует множество других нерушимых правил, касающихся одежды, воздержания от вина и других алкогольных напитков, свиного мяса. Основные праздники: курбан-байрам (во время которого приносится в жертву овца или баран), ураза-байрам (праздник по случаю окончания месячного поста – уразы), мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда).

Со временем ислам претерпевал и претерпевает развитие, что нашло отражение в Сунне – сборнике рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда.

Ислам расколот на два крупных течения: суннизм и шиизм. Наиболее крупное – суннизм – возник во второй половине VII века в Аравии, а в VIII–XII веках в ходе религиозно-политической борьбы оформился как господствующее направление ислама. Сунниты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличивающей, помимо пророка Мухаммеда и халифа Али, ряд халифов, отвергаемых шиитами. В суннизме существуют четыре различных школы или направления. С конца VIII – начала IX веков в суннизме возникли мистические течения – суфизм и др., в XVIII–XIX веках развились пуританские религиозно-политические направления (ваххабизм), а в XIX–XX веках – реформаторско-модернистские течения. Суннизм на сегодняшний день не имеет единого центра.

Шииты признают Коран божественным откровением, однако считают, что в его османовой редакции, выполненной в середине VII века халифом Османом ибн аль-Аффаном для того, чтобы заглушить споры вокруг существовавших на тот момент разноречивых текстов Корана, опущены аяты, имеющие отношение к Али. В Сунне признают только те хадисы, которые восходят к Али. В дополнение к этому шииты имеют свое предание – ахбары – сборники которые вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его потомкам, то есть детям, внукам, правнукам и т.д. Али – одного из первых последователей Мухаммеда, его двоюродного брата, и супруги Али Фатимы, дочери Мухаммеда.

На почве споров о числе имамов шиизм в VII–IX веках распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зедитов, имамитов. Приверженцы одной из ведущих сект – имамиты – верят, что таких наследников – имамов – было одиннадцать, начиная с Али, а двенадцатый по имени Мухаммед аль-Махди в конце IX века скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. «Скрытый имам» считается руководителем шиитов. Шиизм учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам) сохраняется за крупными знатоками мусульманского богословия и права, обладающими правом толковать шариат и давать разъяснения по практическим вопросам – муджтахидами «скрытого имама.» Шиитский деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религиозных деятелей, именуется аятоллой. Религиозные обряды шиитов мало отличаются от обрядов суннитов.

Всего в мире ислам исповедуют 1250 миллионов человек. 70% мусульман проживает в Азии, 28% – в Африке, а остальные – в других регионах земли. Население мусульманских стран очень молодо: дети в возрасте до 15 лет составляют 40% всех жителей. В индустриальных странах этот показатель в два раза ниже (1997).

Исмаилиты – приверженцы шиитской секты, возникшей в сер. VIII века и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), которого они, в отличие от других шиитов, считали законным седьмым имамом. Учение исмаилитов носит оппозиционный характер в отношении ортодоксального ислама. Исмаилиты имеются во многих странах распространения ислама, особенно в Индии, Иране, Северном Афганистане, Восточной Африке, Сирии, а также в Таджикистане.

Мусульманская религия (ислам) - одна из древнейших конфессий России и вторая по числу приверженцев (после Русской Православной Церкви). Культ Ислама опирается на пять "столпов веры": исповедание веры, т. е. произнесение формулы "Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий"; ежедневную пятикратную молитву (намаз); пост в месяц рамазан (ураза); обязательную благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хаджж). Во главе мусульманской общины стоит имам, назначаемый муфтием - главой Духовного управления.

 

Библиографический список

Научная и периодическая литература:

1. Гилкрист, Д. Мухаммед и его книга / Д. Гилкрист. М, б. г.

2. Журавский, А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете / А. Журавский. Б. м., б. г.

3. Зину, М.Д. Столпы ислама и веры / М.Д. Зину. Казань, 1994.

4. Массе, А. Ислам (Очерк истории) / А. Массе. М., 1982.

5. Струполев С., иерей. Православный анализ Корана / С. Струполев. Ставрополь, 1997.

 

Источники:

4. Коран. Б. г., б. м.

5. http://www.microsoft.com/isapi/redir.dll?prd=windows98&clcid=0x0419&pver=4.10&ar=Microsoft

 

Буддизм

Тема 16. Буддизм

1. Сиддарта Гаутама.

2. Возникновение буддизма.

3. Учение буддизма.

4.) Махаянская ветвь.

5.) Теревадская ветвь.

6.) Ламаизм.

Из множества так называемых неортодоксальных с точки зрения индуизма религиозных течений, возникших в VI-IV веках до Рождества Христова, особую роль в культурной истории Индии индологи отводят буддизму. В самом деле, интерес и значение этой религии возрастает по мере довольно интенсивного распространения буддизма, ставшего в настоящее время второй мировой религией. Неся с собой учение Будды, его последователи привносили и новую культуру.

Однако интерес к буддизму можно проявлять не только с культурной точки зрения. Эта религия интересна и своим вероучением. И если в вопросе о происхождении буддизма специалисты выражают единство, то по поводу вероучения и его происхождения индологи затрудняются однозначно ответить. Так, архимандрит Хрисанф классифицирует буддизм как атеизм и «притом атеизм, отрицающий не только Бога, но и природу». Другие видят в буддизме «последнее слово браминства».

Установленные к настоящему времени факты свидетельствуют, что изначально буддизм не был вполне независимым от других религиозно-философских течений Индии. Его последователи, правда, не признавали авторитетности Вед и выступали против брахманской традиции. Исследователь древнеиндийской цивилизации Г.М. Бонгард-Левин видел в этих позициях общие черты буддизма с джайнизмом – религиозным учением, возникшим в Индии в VI веке до н.э. В центре доктрины джайнизма – проблема бытия личности. Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Джайнизм настаивает на соблюдении его последователями жестких нравственных норм. Однако буддологи обычно отстаивают мысль о полной самостоятельности буддизма. В то же время ряд крупных ученых склоняются к противоположной точке зрения. Даже такой крупный исследователь буддизма как П. Кане, называл Будду «великим реформатором индуизма», то есть отказывал ему в праве считаться основателем самостоятельного учения.

Но главная трудность в изучении буддизма возникает при рассмотрении жизнеописания основателя этой религии. Специалисты не сомневаются, что Сиддахартха Шакьямуни («отшельник из рода шакьев»), более известный как Сиддарта Гаутама, с именем которого буддийская традиция связывает создание буддийского учения, был историческим лицом. Однако факты его биографии хотя и изложены в буддийском каноне, они как бы растворились в огромном количестве легендарных сообщений. Но исследователи буддизма отмечают, что даже во множестве легендарной литературы буддизма можно выделить главные события жизни Будды.

В середине VII века до н.э. в северной Индии в местечке у Гималайских гор, в верховьях реки Ганга существовало владение Капилавасту, населенное племенем шакья. Это племя было потомками Икшвакулы – государя, царствовавшего в знаменитом тогда городе Поталаке. Так вот, у последнего из потомков Икшвакулы, царствовавших в Капилавасту за 600 лет до н.э., царя Соддодани, от жены Маха-Майи родился сын Сиддахартха, наследник престола. Ученые до сих пор спорят о дате рождения Сиддарты (его короткое имя). Обычно говорят о времени рубежа VII-VI до н.э. Традиция сообщает, что Сиддарта родился в саду Лумбини, что находится на территории Непала и где в честь этого великого события воздвигнут известный Румминдейский столп Ашоки. По преданию, он родился во влиятельной семье кшатриев, а потому получил лучшее по тем временам воспитание и образование. Сиддарта рано женился на дочери одного из князей из того же племени шакья – Гопе, или Ясодхаре, и когда ему было 29 лет, у него родился сын по имени Рахула.

Но все изменило распространенное в то время духовное движение, которое оказало на Сиддарту огромное воздействие. И в поисках спасения он «уходит в никуда». После его родственники узнали, что он ведет жизнь отшельника. Шесть лет он вел строго аскетический образ жизни странствующего монаха. За это время он успел побывать в среде отшельников-«тружеников», главной отличительной чертой которых было стояние на одной ноге и сон на колючих растениях как средство достижения спасения. Но вскоре Сиддарта от них ушел, поняв суетность их трудов в деле очищения сердца. Был он и в среде пустынников-созерцателей, которые проводили все свое время в постоянном самоуглублении, сопровождавшимся равнодушием к жизненным обстоятельствам. Но и это общество не удовлетворяло запросам Сиддарты. К тому же странник изучал философию в Раджагрихе под руководством двух анахоретов.

В течение всего этого времени он путешествовал, проводя жизнь в самых суровых условиях, но спасение, как казалось ему, оставалось для него все такой же далекой целью. Глубокое сосредоточение и углубленное созерцание привели его в конце концов к открытию конечной истины. Сиддарта, поняв тщетность и неполноценность различных философских практик (стояние на одной ноге и т.д.), переселяется в окрестности Гайи и, как говорит традиция, здесь он проникает в тайну страданий и находит средства к избавлению от зол жизни. Сиддарта Гаутама становится Буддой, что означает «просвещенный». Традиция рассказывает, что Сиддарта «достиг просветления» в возрасте 40 лет в Сарнатхе, что близ Варанаси.

Теперь Будда начинает путешествовать «по городам и весям», неся туда проповедь своего учения. Однако сочувствия Будда не встречает, зато постепенно распространяется слух о том, что новый проповедник агитирует своих слушателей к государственному перевороту. Именно так народ стал поначалу воспринимать учение Будды, который впервые произнес свою «проповедь» в оленьем парке, что в Сарнитхе близ Бенареса, приобретя здесь пять первых своих учеников. У Будды сразу появились враги, особенно среди браминов, которых Он обличал за их фарисейство.

Наше представление о жизни создателя буддизма значительно ограничено тем, что палийский канон (из которого мы главным образом черпаем сведения о жизни Будды) почти не уделяет внимания его личности. Пространные биографии сохранились лишь в намного более поздних сочинениях северного буддизма, в таких произведениях, как «Лалитавистаре», «Буддхачарите» и др. Это объясняется, как говорят специалисты, вероучительными установками раннего буддизма: основатель религии рассматривался лишь как «первооткрыватель истины» и не представлял интереса как лицо историческое. В текстах рассказывается о скорбях Будды с другими проповедниками и реформаторами. Повествуется, например, об его встрече близ города Вайшали с аскетом-шраманом Аридой Каламой, который преподал ему уроки йогической практики. Однако будущий создатель учения, по традиции, так преуспел в них, что Арида предложил ему совместно с ним руководить общиной монахов. Будда, по преданию, отказался, поскольку учение Каламы его не удовлетворяло. Суть этой доктрины выявить на основании только калийских текстов весьма затруднительно, однако, по «Буддхачарити», она предстает учением, близким санкхье – одной из философских систем индуизма.

Покинув Ариду, Будда, согласно текстам, встречается в окрестностях Раджагрихи с другим шраманским мудрецом, Удрака Рамапутрой, и надолго задерживается у него, желая ознакомиться с его учением. Оно, судя по изложению в каноне, во многом напоминает буддизм. С помощью медитации предполагается достижение основного сверхчувственного состояния. В тексте этим событиям приписывается исключительное значение – беседы с двумя проповедниками будто бы приблизили Будду к «просветлению». Впоследствии, создавая собственную общину, он, как повествуют сутры, хотел пригласить в нее своих прежних учителей, но их не было в живых.

Возникновение буддизма в качестве самостоятельного учения все источники связывают с «просветлением» Гаутамы, которое произошло близ местечка Урувела и в момент которого он якобы внутренне открыл для себя основные положения своей доктрины и обрел воспоминания о «прежних рождениях». Вскоре после этого в Сарнатхе он обратился с проповедью к пяти странствующим монахам-брахманам. Эта проповедь и была названа затем «первым поворотом колеса Дхармы». Так началась, по традиции, длительная и полная разнообразных событий история буддизма.

Позднейшие сутры сохранили интересный мифологический рассказ. Бог Брахма явился к Будде и просил его распространить на земле новую веру для спасения мир. Он жаловался, что в Магадхе популярностью пользуется «нечистое учение». Правда, какое именно учение, – тексты не сообщают.

Эпизод имеет и другой, более важный аспект: факт прихода Брахмы в качестве просителя должен был подчеркнуть превосходство новой религии по сравнению с традиционной. В то же время связь Будды с одной из главных фигур брахманского пантеона указывала на то, что буддизм выступает наследником брахманизма, а не абсолютно чуждым ему учением. Первыми приверженцами Будды названы в каноне аскеты-брахманы.

Согласно текстам, вскоре после «просветления» Будда встретил странствующего Адживика по имени Упака, который спросил его, какому учению он следует и почему выглядит таким счастливым? Будда ответил, что у него нет наставника, и поэтому он не испытывает никакого влияния от кого бы то ни было и чувствует себя просветленным. Адживика ничего не сказал на это и ушел «другой стороной». Эпизод имеет также символический смысл: буддизм долгое время, как говорят исследователи, соперничал с первой из известных индуистских сект, существовавшей ранее 800 лет до н.э. – адживизмом, и его приверженцы, вероятно, были в числе первых, узнавших новое учение, но не принявших его.

Затем, по сообщению сутр, Будда повстречал трех аскетов из рода Шакьяны, причем у каждого из них было много учеников. Будда пожелал провести ночь в находившемся поблизости храме огня, но аскеты уговаривали его не делать этого, ибо там будто бы обитает страшный змей из породы нагов. Будда не испугался и вошел в храм, хотя змей извергал из пасти огонь и дым. Змей был побежден внутренней силой «первоучителя». Убедившись в могуществе Будды, три аскета обратились в его веру.

Далее в каноне рассказывается о первых двух учениках Будды – Шарипутре и Маудгалахне, прежних последователях агностика Санджаи Белатхипутты.

Когда число приверженцев Будды достигло 60, он, гласит предание, разделил их на четыре группы и направил в разные стороны проповедовать свою веру, которая находила все новых и новых адептов. Новый учитель проповедовал на довольно ограниченной территории северной Индии. Он не совершал больших путешествий и подолгу не задерживался на одном месте. Во время своих проповедей Будда не оставил никаких писаний, хотя широко распространенное предание и приписывает ему произнесение 84 000 поучений.

После долгого труда проповеди (а Будда проповедовал 45 лет) Гаутама «нашел смерть» в возрасте 80 лет. Умер Гаутама по дороге в один из городов, куда он отправился с очередной проповедью, на берегу реки Хираньи, со словами на устах «Ничего не долговечно».

После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока. Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения – это видимость, кажущееся бытие. Отрешением от воли – от эгоизма и всех его следствий – человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом – в психическое небытие. По учению Будды, жизнь – это зло. Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала распространению буддизма. Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу.В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность).

Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей. Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь.

Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом.

Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна – большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада – путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии. Общее количество буддистов достигает 300 миллионов человек.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.