Сделай Сам Свою Работу на 5

Список использованных литературы и источников





ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯПОЛИТИКА

Учебное пособие

 

 

ОРЁЛ, 2015


Тюрин Е.А.

Ф 34 Государственная конфессиональная политика: учеб.пособие

Учебное пособие призвано дать общее представление о государственной конфессиональной политике в Советской и постсоветской России, о вероучении и организационном устройстве Русской Православной Церкви, являющейся крупнейшей конфессией в России, о мировых религиях и некоторых из нетрадиционных религиозных новообразований, действующих на территории России, о современном Российском законодательстве о религии. Необходимо отметить, что при написании учебного пособия автор широко использовал не только имеющуюся литературу, но и материалы архивов.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и может быть использовано при подготовке государственных и муниципальных служащих, осуществляющих взаимодействие органов власти с религиозными организациями.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение.

1. Предмет «Государственная конфессиональная политика».

2. Цель и задачи курса.

3. Методологические подходы, литература и источники



Раздел 1.

Государственная конфессиональная политика в Советской России

Тема 2. Русская Православная Церковь в период 1917 – 1941 годов.

1. Религиозная политика Советского государства в первые десятилетия его существования.

2. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 года.

3. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 года.

4. Разрушение церковной инфраструктуры к 1941 году

Тема 3. Русская Православная Церковь в период 1941 – 1958 годов

1. Перемены в отношениях государства с Русской Православной Церковью в 1943 году.

2. Создание Советов по делам РПЦ и по делам религиозных культов.

3. Государственно-церковные отношения в 1943-1958 гг.

Тема 4. Русская Православная Церковь в период 1958 – 1988 годов.

1. Антицерковные репрессии при Хрущеве Н.С. в 1958 – 1964 годах.

2. Религиозная политика Советского государства в 1964 – 1988 годах.

3. Тысячелетие Крещения Руси и его роль в перемене государственно-церковных отношений.

Тема 5. Союзный и Российский Законы о религии 1990 года



1. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях».

2. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».

Раздел 2.

Государственная конфессиональная политика в постсоветской России

Тема 6. Развитие инфраструктуры Русской Православной Церкви, ее отношения с государством и обществом

1. Избрание Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

2. Процессы церковного возрождения.

3. Развитие государственно-церковных отношений.

4. Церковно-общественные отношения.

Тема 7.Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия.

1. Канонизация Новомучеников и исповедников Российских.

2. Дискуссии о Поместном Соборе.

3. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

4. «Основные принципы отношения к инославию».

Тема 8. Религиозная ситуация в постсоветской России и состояние государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации

1. Многоообразие конфессионального пространства в России.

2. Развитие государственно-конфессиональных отношений в России.

3. Проблемы межконфессиональных отношений.

4. Отношение россиян к религии.

Раздел 3.

Русская Православная Церковь

Тема 9. Основы вероучения

1. Понятие веры.

2. Основы православного вероучения.

3. Таинства Православной Церкви.

Тема 10. Организационное устройство Русской Православной Церкви.

1. Общие положения.

2. Поместный и Архиерейский Соборы.

3. Святейший Патриарх и Священный Синод.

Тема 11. Основные события истории Русской Православной Церкви



Раздел 4.

Мировые религии, представленные на территории Российской Федерации

Христианство

Тема 12. Католицизм

1. 1.Предпосылки разделения Западной и Восточной Церквей: богословские, исторические, культурные.

2. Разделение 1054 года.

3. Отличия православного и католического догматических учений. Второй Ватиканский Собор.

4. Современная католическая социальная доктрина.

Тема 13. Старообрядчество

1. Сектантские основы старообрядчества.

2. Массовые самоубийства старообрядцев.

3. Указ 1685 года.

4. Старообрядцы в Российской истории.

5. Современные отношения старообрядчества с Русской Православной Церковью.

Тема 14. Баптизм

1. Причины возникновения и развития протестантизма.

2. Баптизм в России.

3. Вероучение баптизма.

Ислам.

Тема 15. Ислам

1. Общие положения.

2. Особенности религии ислама.

3. Исламское духовенство.

4. Исламская символика.

5. Исламские обряды.

6. Праздники ислама.

7. Исламский календарь.

8. Коран. Теология ислама.

9. Ислам и христианство.

10. Суннизм и шиизм.

Буддизм

Тема 16. Буддизм

1. Сиддарта Гаутама.

2. Возникновение буддизма.

3. Учение буддизма.

1.) Махаянская ветвь.

2.) Теревадская ветвь.

3.) Ламаизм.

Раздел 4.

Краткая характеристика некоторых религиозных учений, представленных в России

Тема 17. Иудаизм. Пантеизм.

1.Возникновение иудаизма.

2.Талмуд. Каббала.

2. Сионизм. Хасидизм.

3. Пантеизм.

Раздел 6.

Нетрадиционные религиозные организации в России и в мире

Тема 18. Религиозные секты деструктивной направленности

1. Примеры преступной деятельности деструктивных культов.

2. Причины массового распространения сект в постсоветской России.

Раздел 7.

Современное Российское законодательство о религии

Тема 19. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года

1. Основные положения Закона.

2. Влияние государственного законодательства на церковную жизнь.

3. Участие Русской Православной Церкви в выработке государственной политики по религиозным вопросам.

Тема 20. Подведение итогов курса.

1. Роль Федеральной регистрационной службы в контроле за деятельностью религиозных организаций.

2. Государственно-конфессиональные отношения на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

3. Взаимодействие муниципальных органов власти с религиозными организациями.

4. Заключение.

Список использованных литературы и источников

Тема 1. Введение.

1. Предмет «Государственная конфессиональная политика».

2. Цель и задачи курса.

3. Методологические подходы, литература и источники.

В общественной жизни постсоветской России роль религии изменилась кардинально. Из тесных рамок, в которые они были поставлены атеистическим Советским государством, в 1990-е годы религиозные организации шагнули в практически неконтролируемое государством положение.

Это вызвало бурный рост количества нетрадиционных для Росси религиозных организаций, зачастую имеющих деструктивный характер. Отсутствие государственного контроля, кроме того, способствовало проникновению и в традиционные конфессии случайных лиц, ставящих своей целью обогащение под прикрытием религии.

После 2000 года государство начало предпринимать попытки контролировать деятельность религиозных организаций, но и на сегодняшний день нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решены. Между тем, более 60% жителей России считают себя верующими.

Сегодня религиозные организации активно занимаются социальной, образовательной, производственной деятельностью, имеют свои средства массовой информации, развитую инфраструктуру. В той или иной степени каждый россиянин в своей жизни соприкасается с религиозной проблематикой. Особенно это относится к государственным и муниципальным служащим, так как на территории не только каждого субъекта Федерации или муниципального района, но даже на территории практически каждого городского или сельского поселения имеются свои религиозные организации.

Исторический опыт свидетельствует, что Русская Православная Церковь (как государственнообразующая религия) всегда была вместе с российским народом, хотя, конечно, в исторической ретроспективе государственно-церковные отношения не всегда были однозначны: русская история знает многочисленные примеры грубого вмешательства государства в сугубо церковные дела, но знает и примеры активного участия в управлении страной церковных деятелей (например, Патриархи Филарет и Никон). Можно привести и примеры того, как священнослужители занимались несвойственной их сану государственной работой (например, епископ Феофан (Прокопович) – не только церковный, но и политический деятель, сподвижник Петра I, один из реформаторов Русской Православной Церкви, писатель и ученый).

Непростыми были в России и церковно-общественные отношения. Отторжение многих представителей образованного общества от традиционных ценностей православия во многом предопределило создание революционной ситуации к началу ХХ века.

Большую роль в Российской истории сыграли и некоторые другие традиционные религии, в первую очередь, ислам и буддизм, которые исповедует большинство населения части субъектов Российской Федерации.

Наша страна ныне выходит из глубокого кризиса, поразившего не только социально-экономическую сферу, управленческий аппарат, военно-промышленный комплекс. Десять лет экспериментов стали достаточным сроком, чтобы люди успели потерять веру в успех каких-либо реформ. Как отмечал в 2006 году в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин, «с переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, многие представители этих сообществ пренебрегали нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан»[1]. Но прежде всего кризис сказался на нравственной сфере человеческого бытия. Постепенно исчезли понятия святости брака, патриотизма, любви к Родине. Выйти из этого состояния, на наш взгляд, невозможно без обращения к Православной Церкви, которая помогла нашему народу пережить татаро-монгольское иго, Смутное время, нашествия Наполеона и Гитлера, которая, говоря словами Патриарха Алексия I, «на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом – и его государственному устройству»[2].

Цель настоящего учебного пособия – помочь студентам юридического и экономического факультетов, а также государственным и муниципальным служащим правильно ориентироваться в существующей сегодня в России религиозной ситуации.

При этом решаются следующие задачи: дать общее представление о государственно-конфессиональных отношениях в Советской и постсоветской России, о вероучении Русской Православной Церкви, являющейся крупнейшей конфессией в России, о мировых религиях и некоторых из нетрадиционных религиозных новообразований, действующих на территории России, о современном Российском законодательстве о религии.

Методологическую основу курса составили системный подход и принцип историзма. Государственно-конфессиональные отношения в России не могут быть изучены без системного подхода. Именно он дает возможность увидеть всю систему Российского государства в его взаимоотношениях с религиозными объединениями. Это позволяет провести настоящий анализ всех проблем истории этого взаимодействия в их единстве и противоположностях. Диалектика развития государственно-конфессиональных отношений должна присутствовать всегда.

Принцип историзма – основное методологическое положение всякого исторического исследования. Он показывает все шаги исторического процесса «от» и «до», его многомерность, многоплановость и диалектику.

Историзм – принцип подхода к изучению и объяснению действительности, требующий изучать предметы и явления в конкретно-исторических условиях их становления и развития. Это требование основано на том, что все предметы и явления находятся во взаимосвязи и постоянном изменении. Именно принцип историзма позволяет на конкретно-историческом материале во всей полноте рассмотреть историю государственно-конфессиональных отношений в России.

Системный подход – это такое методологическое направление, которое в науке ставит задачу разработки средств, методов сложноорганизованных объектов – систем. Именно государственно-конфессиональные отношения в России, где действуют сложнейшие механизмы взаимодействия объективных и субъективных причин, являются таким объектом изучения.

При составлении настоящего курса лекций широко использовалась имеющаяся религиоведческая, историческая, богословская, юридическая литература, в том числе защищенные докторские и кандидатские диссертации. Был привлечен широкий круг источников. К ним можно отнести законодательные документы Российского государства, официальные документы централизованных религиозных организаций, архивные материалы, периодическую печать, интернет-материалы. Использованные литература и источники позволяют осветить поднятые в спецкурсе проблемы достаточно полно.


Раздел 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.