Сделай Сам Свою Работу на 5

Русская Православная Церковь





Тема 9.

Основы вероучения

1. Понятие веры.

2. Основы православного вероучения.

3. Таинства Православной Церкви.

Декаденты говорили, что реальность – это то, что мы о ней думаем. Им, наверное, и в голову не могло прийти, что они просто на свой лад переиначили слова Христа: "По вере вашей будет вам". Всем нам приходилось встречаться в жизни с поразительными чудесами, которые творит вера, просто не все придавали им значение. Здоровый человек верит, что смертельно болен и действительно умирает; неизлечимо больной верит в свое выздоровление и поправляется. Любящий верит, что любимый им добр и прекрасен, хотя все окружающие видят, что на самом деле это не так; но по вере любящего человек перерождается и становится в самом деле таким, каким видит его тот, кому он дорог. Не имея никаких к тому оснований, человек верит, что с ним случится что-то плохое – и случается. И наоборот: все говорит за то, что этому человеку уже не выкарабкаться, но он невозмутим, и, вопреки всякому здравому смыслу, выходит победителем.

И таких примеров огромной силы воздействия неосознанной веры на жизнь человека великое множество.



Вера дается как дар, и принять этот дар очень трудно. Один старый священник всегда говорил в конце бесед на духовную тему: "Вот я сейчас много сказал вам о Боге. Но если Бог Сам не коснется вашего сердца, то мои слова о Нем будут подобны звенящей меди". Принять Христа – значит перевернуть всю свою жизнь.

Вера, в той мере, в какой она подлинная, не может не быть постоянной внутренней борьбой: "Верую, Господи, помоги моему неверию". Но мало кому нужны эти внутренние терзания, мало кому понятны слова святых старцев, в юности все оставивших ради Христа и проживших всю жизнь согласно Его заповедям, а на закате своих дней говорящих, что не сделали ничего, достойного спасения. Все это трудно и непонятно, а потому многие пытаются представить отношения Бога и человека как некий торг: я делаю то (пощусь, молюсь, прибегаю к таинствам), а Бог за это мне дает это (Вечное спасение). Но духовная жизнь намного сложнее, чем мы пытаемся себе представить, желая обывательское сознание выдать за церковное.



Христос не требует от тех, кто последует за Ним, чудес; Он и Своим апостолам сказал: "Не тому радуйтеся, что вам духи повинуются, но тому, что ваши имена написаны в книге жизни". Чудеса даются по вере, но не в чудесах смысл христианства. У любого индийского факира вы сможете увидеть сколько угодно чудес, совершаемых демонической силой. А смысл христианства – в принятии любви Воплотившегося Распятого и Воскресшего ради нас Бога и следовании за Ним во все дни жизни нашей.

"Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: иди в море – будет", – сказал Христос. Горчичное зернышко так мало, что его трудно даже заметить. Но из него вырастает целое дерево. Так если мы из горчичного зернышка, посеянного в нашей душе Господом, сумеем вырастить огромное дерево нашей веры, то тогда мы скажем горе наших грехов: "Иди от меня" – и будет так.

Но надо помнить, что вера мертва без дел. Тот, кто назвал себя христианином, должен воплощать в жизнь слова Христа о любви, милосердии, терпении, прощении, сострадании.

Догматическое учение Православной Церкви было сформулировано на семи Вселенских Соборах, прошедших с 325 по 787 год.

Православная Церковь верит в Бога Единого по Существу, но Троичного в Лицах. «Бог есть Любовь», – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Человеческому умствованию не понять тайну Пресвятой Троицы. «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны», – пишет апостол Павел. Лишь тот, кто познал тайны высшей духовной любви, может приблизиться к пониманию тайны Пресвятой Троицы, когда три Божественные Личности становятся Одним Богом «Единосущным и Нераздельным».



Творение мира есть то же проявление Божественной любви, но в меньшей степени: не равного к равному, но Творца к творению. Богом создан мир ангельский и наш мир. О каждом созданном существе у Него имеется особое промышление; каждое существо изначально создано Богом для счастья.

Бог устроил мир очень разумно: каждое существо получает ту долю счастья, какую может вместить. Но получает лишь в том случае, если живет по данным Богом законам, выполнять которые не сложно, но единственно разумно, так как это естественные законы.

Богом было создано два вида разумных существ, обладающих свободной волей и способностью к бессмертию: ангелы и люди. Ангелы отличаются от людей тем, что имеют более тонкое эфирное тело, не имеют пола, не имеют нужды в пище, одежде, сне. Созданные раньше человека, ангелы более совершенны. И вот один из ангелов – Денница пожелал быть равным Богу, взбунтовался против Него и увлек за собой часть ангелов. Денница не стал равным Богу, он ниспал с неба, увлекая за собой своих приспешников, и превратился в Сатану – злобного духа, обреченного вечно страдать, а его споспешники стали подобными ему злыми духами – бесами, также обреченными на вечные мучения. Третья часть ангелов отпала от Бога вместе с Сатаной. И через какое-то время после их падения Бог создал человека.

Человек был создан существом, обладающим разумом, свободой воли, не знающим смерти и страдания. В природе также царило благополучие, так как счастье всей природы – животного и растительного мира – зависело от того, живет ли человек по данным ему Богом законам.

Сатана не желал, чтобы кто-то мог воспользоваться утраченными им благами. Явившись Еве в виде змия, он искушал ее, говоря, что она и Адам, съев плод, не умрут, но станут равными Богу. И Ева с Адамом уподобились Сатане в своем желании сравняться с Творцом. Бог дал им всего одну заповедь: не есть плода с Древа познания Добра и Зла. И объяснил, почему нельзя их есть: «Когда вкусите, тогда смертию умрете». Адам и Ева нарушили заповедь, съели плод.

Люди не стали равными Богу. Они познали болезни, страдания и смерть. Изменилась и природа. Из ее Царя человек превратился в ее врага: ведь она страдала по его вине. Отныне Адам должен был в поте лица добывать пропитание, Ева – в муках рожать детей. Однако, изгоняя людей из рая, Бог дал обещания о грядущем избавлении от рабства греха и смерти. Но прежде чем Бог исполнил свое обещание, человечество прошло через тысячелетия очистительных страданий. Первые люди жили подолгу, рождаемость была высокой. Постепенно потомки Адама и Евы заселили всю землю. Но в каком бы уголке земного шара ни жил человек, он оставался причастным к греху прародителей, терпел страдания, болезни и смерть.

Люди рассеялись по лицу земли, появились народы. И у каждого из них была своя религия, то есть учение о Боге.

Через пророка Моисея Бог дал Своему избранному народу – носителю истинной религии – десять заповедей, которые отсекали низменные инстинкты, призывали человека к праведной жизни.

Мессией, призванным избавить от проклятия греха и смерти весь род людской, стал Новый Адам, Новый Человек, во всем подобный нам, кроме греха. Все в этом Новом Адаме – Христе – было необычайным. Необычайно Его рождение, ибо вопреки всем законам природы Он Единственный из всех людей родился от Девы. Но кажущаяся неясность перестает быть для нас таковой, если мы узнаем, что Христос не был только человеком: в Нем соединились два естества – Божественное и Человеческое. Слово Божие – Вторая Божественная Личность Пресвятой Троицы – вошло в Деву и Духом Святым сотворило в Ней Нового свободного от греха Человека, соединившись с Ним от момента зачатия, которое свершилось непорочно (без участия мужчины). Во Христе Бог соединился со всем человечеством.

Дева Мария была особо предизбрана Богом для предстоящей Ей высокой миссии. Трех лет от роду Ее привели в храм, где Дева Мария пребывала до 14 лет, после чего, по законам того времени, Ее должны были забрать родители или же Она должна была выйти замуж. Родители Марии к тому времени уже умерли, и Она была обручена со Своим престарелым родственником Иосифом, который был призван хранить Ее девство.

Церковь свято верит, что Дева Мария сохранила Свое девство и до рождения Христа, и в сам момент рождения, и после рождения, почему и именует Ее Приснодевой («присно» означает «всегда»). Та же Церковь называет Деву Марию Богородицей. Жизнь Ее была необычайно чиста, Она победила все свои личные грехи.

Рожденный Ею Спаситель вышел на проповедь в возрасте тридцати лет. Его учение не походило ни на одно из тех, что были до того на земле. В жестоком мире, где каждый думал лишь о себе, где почти не было места любви, верности и прощению, Христос говорил: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Господь учил любить ближнего, как себя, и Бога больше, чем себя. В этих немногих словах – суть принесенного Им учения. Слова трудные для восприятия, если помнить, что ближний, по слову Христа, это каждый человек, который встречается нам на жизненном пути, а любовь к Богу невозможна без любви к ближнему.

К моменту пришествия Спасителя Иудея находилась в политической зависимости от Рима, и многие евреи желали видеть в Мессии именно лидера, который избавит их родину от иноземного ига. Христос же пришел на землю не могущественным Царем, а Кротким Учителем, призывающим к любви и смирению. Он пришел не для того, чтобы создать могущественное земное царство иудеев, а для того, чтобы освободить весь человеческий род от проклятия греха и смерти. И такой Мессия многих иудейских вождей не устраивал. Он не обещал земных благ и почестей, а предлагал раскаяться в грехах, обличал фальшивое благочестие. Неудивительно, что были те, кто прилагал все силы, чтобы погубить Его.

В то же время Христос пользовался любовью простых людей. Он учил, что в масштабах вечности нет ни богатого, ни бедного, ни раба, ни свободного, ни иудея, ни римлянина, нет даже различия полов. Всякая несправедливость – временна, по окончании же земного существования каждый получит воздаяние за все свои дела. В вечность человек не может взять ни богатство, ни положение в обществе. С нами идут лишь наши дела – добрые и злые. За все предстоит дать ответ и получить место вечного обитания, в том числе и в зависимости от того, каких дел окажется больше.

Те, для кого все ценности сводились к земным благам, люто возненавидели Христа. Своими словами и поступками Он разрушал их мир зла и ненависти. Характерно, что наиболее ненавистен Христос оказался тем, кому Он должен был стать наиболее дорог – священнослужителям иудейского народа. Они добились у римских властей ареста Иисуса. Схватить Его нужно было где-то в уединенном месте, в ночное время, в противном случае могли возникнуть волнения народа, который любил своего Учителя.

И среди апостолов нашелся предатель – Иуда Искариот. Он сказал, как определить Христа: Иуда поцелует Его. И назначил цену своего предательства – тридцать сребренников. В то время столько стоил раб..

Христа схватили. Все ученики, охваченные страхом, бежали. Один из них, Петр, говоривший, что если и все отрекутся, он останется верным, трижды отрекся от Христа в течение одной ночи. Христа подвергли мучительной и позорной казни, которой подлежали лишь беглые рабы и уголовные преступники – распятию на кресте.

Рядом с Мессией распяли двух разбойников. Римский чиновник – Понтий Пилат – не желал казнить Христа, он пытался увещевать безумных иудеев, говоря: «Не вижу никакой вины в Человеке Сем». Но иудейские учителя запугали Пилата. Они сказали, что Христос называл Себя Царем Иудейским (титул этого следовало понимать также в духовном смысле), следовательно, Христос – враг римского кесаря. Пилат же, заступаясь за Христа, становится врагом кесаря: какое право имеет чиновник заступаться за того, кто провозглашает себя Царем подчиненной Риму области? И Пилат испугался доноса, наказания. Из страха он осудил невиновного. Оголтелая толпа, еще вчера с восторгом следовавшая за Христом, сегодня, настроенная своими идеологами, бесновалась, требуя Его казни. Пилат демонстративно умыл руки, желая показать, что он не причастен к смерти Праведника. Но совесть судьи, решение которого определил страх, а не справедливость, навечно осталась нечистой.

Христа казнили. Рядом с ним, распятые на крестах, висели два разбойника. Один насмехался над Господом, говоря: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста». Другой же, раскаявшись, сказал: «Как ты можешь так говорить? Он же страдает, не имея вины». И обратился к Христу: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Свое». И Господь сказал ему: «Сегодня же ты будешь со Мною в раю».

Лишь двое было рядом с Христом у креста: Его Мать и любимый ученик Иоанн Богослов. Ему Христос и поручил заботиться о Деве Марии, сказав им: «Это твоя Мать, а это Твой сын». Вскоре Христос закончил путь Своей земной жизни.

Кончина Его сопровождалась великими знамениями: непроглядная тьма объяла землю, завеса в иудейском храме разодралась надвое, знаменуя наступление новой эры.

Христа сняли с креста и с разрешения Пилата положили во гробе-пещере, где хоронили умерших. Иудейские учителя настояли, чтобы у пещеры поставили стражу, так как они помнили, что Христос говорил о Своем тридневном Воскресении. Пещеру завалили огромным камнем.

Христос воскрес на третий день. Стража – отборные римские воины – в ужасе бежали, увидев грозного ангела, предвозвещающего Воскресение.

Чтобы никто не отчаивался в возможности своего спасения, Христос сказал, что пришел призвать не праведных, но грешных на покаяние. Эти слова нужно понимать в том смысле, что каждый человек, какую бы праведную, на наш взгляд, жизнь ни вел, остается перед лицом Божиим грешным, ибо природа человека такова, что он не может не грешить. Чтобы понять и простить каждого из нас, необходима бездна любви и милосердия Божия. И Христос открыл людям эту бездну любви. Он исцелял болящих, воскрешал умерших, милостиво утешал кающихся грешников, сурово обличал упорствующих в своем грехе. За Его Любовь человечество отблагодарило Воплотившегося Бога предательством, отречением и крестной смертью.

С момента появления у первых людей на земле смерти все души умерших шли в ад – место, удаленное от лица Божия, где томились падшие духи. Как обрадовались эти духи смерти Христа! Но радость их была преждевременной, ибо Спаситель выше ада, выше смерти.

Христос воскрес на третий день. Своею смертию он победил смерть, даруя всем, кто последует за Ним, вечную жизнь. Он, сойдя душой и Божеством в ад, вывел из ада томящихся там праведников и вместе с человеческим естеством взошел на небеса к Отцу. Здесь, на земле, для тех, кто последует за Ним, Христос оставил Церковь.

Когда мы слышим слово «Церковь», воображение наше обычно рисует храм, который является культовым зданием, но не Церковью. Церковь же понятие намного более глубокое и таинственное.

Когда Христос явился Своим ученикам, Он сохранил человеческое тело, но преображенное, не подвластное страданию, смерти, тлению. Господь сказал им, что восходит на небеса к Отцу, а вместо Себя пошлет Утешителя иного – Святого Духа – Третью Божественную Личность Пресвятой Троицы.

Дух Святой, сойдя на учеников Христа, преобразил их. Отныне цель жизни у них была лишь одна – нести людям учение о Христе. Тогда и появилась Церковь – собрание верующих, Богочеловеческий организм, глава которого Сам Христос.

Теперь не иудейский народ, но Церковь Христова стала вместилищем истинного учения о Боге. Мир не принял Церковь, как не принял Ее Главу. Каждый истинный христианин тогда и сейчас чужд окружающим его людям. Ведь мало кому доступны слова о любви к врагам, всепрощении. Но главное в христианстве даже не этическое учение, хотя и оно немаловажно. Краеугольный камень христианства – Личность Богочеловека Иисуса Христа. Обычно человеку свойственно считать себя очень хорошим. А стать христианином – значит признать себя таким тяжким грешником, которому необходима не просто помощь, а спасение. Многие люди по гордости не могут это признать, не замечая бездны своих прегрешений. И таким людям необычайно тяжело: они остаются один на один с жестоким миром, духами тьмы. Тот же, кто смиряется и следует за Христом, находит благодатную помощь в Церкви и в Ее таинствах.

Таинство – действие Божие, совершаемое в Церкви над христианами. Таинство состоит из двух частей: видимой (молитвословия, действия священнослужителей) и невидимой (действия благодати Божией).

И начать разговор о таинствах хотелось бы с рассказа о тех, кто их совершает.

Христос дал Своим апостолам особые власть и служение – «связывать и разрешать» грехи людей, «крестить все народы Во Имя Отца и Сына и Святого Духа», совершать другие таинства. Количество христиан стремительно возрастало, увеличивалось и число мест, где было проповедано слово о Христе. А в каждом городе и селе необходим предстоятель местной Церкви, совершитель таинств. И вот апостолы, помолившись, возлагали руки на особо достойных христиан и призывали на них благодать Божию быть совершителями таинств.

Священное Писание повествует, что апостолы установили три степени священнослужения: епископ – предстоятель местной Церкви, пресвитер – возглавляющий собрания христиан в отсутствие епископа и диакон – помогающий епископу и пресвитеру при совершении службы и в делах милосердия. Епископ имеет право на совершение всех таинств, пресвитер имеет право на совершение всех таинств, кроме рукоположения. Диакон лишь сослужит пресвитеру и епископу при совершении ими таинств. Всего таинств в Православной Церкви семь: священство, причащение, крещение, миропомазание, брак, покаяние, соборование. Важнейшими из всех таинств Церковь считает крещение, причащение и священство.

Незадолго до Своего Крестного страдания Господь собрал учеников в отдельной комнате, где совершил с ними последнюю трапезу. Перед ее началом Христос вымыл апостолам ноги, сказав: «Вот вы называете Меня Господом и Учителем. Так если Я, Господь и Учитель, мою ваши ноги, то тем более вы должны стремиться услужить друг другу».

Затем Он дал им хлеб, сказав: «Ешьте, Сие есть Тело Мое», – и вино: «Пейте, Сия есть Кровь Моя». И сказал слова, которые апостолам тогда трудно было понять: «Если не будете есть Мое Тело и пить Мою Кровь, то не будете иметь в себе жизни». И еще сказал: «Сие творите в Мое воспоминание», – то есть заповедал Своим ученикам собираться вместе и принимать, по благословению Предстоятеля, уже не хлеб и вино, но, под видом их, истинные Тело и Кровь Христовы.

Как совершается это таинство, человеческий ум не может понять. А суть его в следующем: влить в жилы каждого последовавшего за Христом Богочеловеческую Кровь, сделать одним целым с Господом каждого из тех, кто решил стать христианином. Церковь верит, что в каждой из частиц этой таинственной трапезы пребывает весь Христос. И Он входит в каждого из причастников трапезы, делая всех ее участников одним целым. Недаром Церковь называет себя Телом Христовым, а каждого христианина – клеточкой (членом) этого Тела.

Чтобы быть допущенным к этому великому таинству причащения, человеку необходимо креститься. Таинство крещения заповедано Самим Христом, сказавшим: «Кто не родится водою и Духом – не сможет войти в Царство Небесное» – и пославшим апостолов на проповедь со словами: «Шедше научите все народы, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святого Духа...»

По слову Христа человек рождается «водою и Духом» из жизни греховной в жизнь святую. Однако многие жалуются, что после крещения они стали только хуже и злее. В чем причина? Ответ дает Сам Христос. «Когда злой дух выходит из человека, – говорит Он, – то ходит по горам и пустыням, но нигде не находит себе места. Тогда решает: вернусь в свой дом. И возвратившись, находит его чистым и прибранным. И берет с собой семь духов злейших, чем он сам, и вновь вселяется в человека того, и бывает человеку тому последнее горше, чем первое». Как понимать притчу Христа?

Вот человек крестился, из него изгнаны бесы. Но он не творит тех дел, которые подобает творить христианину, не заполняет новым содержимым храмину души своей, а потому к нему вновь возвращаются прежние грехи и пороки, зачастую в усиленном виде, потому что на христианина нападение демонических сил сильнее, чем на некрещеного. Однако надо помнить, что бесы имеют власть причинить человеку вред лишь тогда, когда им попустит Бог. Бог же попускает это лишь для того, чтобы обратить людей с пути греха и погибели и утвердить их на пути спасения.

Как же совершается таинство Крещения? Оно предваряется оглашением. В раннехристианской Церкви человека крестили не сразу. Сначала над ним проводили обряд оглашения, который в настоящее время включает в себя наречение имени, экзорцизмы (молитвы об изгнании злых духов), отречение от сатаны, сочетание Христу и исповедание православной веры.

В первые века христианства между крещением и оглашением мог пройти не один год, в течение которого оглашенный изучал основы христианского вероучения. Сейчас же крещение обычно совершается сразу после оглашения.

Начинается крещение с освящения воды. Вода – особая стихия, дающая жизнь. Наше тело больше чем наполовину состоит из воды. Водой окружен младенец в лоне матери. Когда человек умирает, то из него выходит вода. И именно в воду погружаемся мы в таинстве крещения, чтобы умереть для греха и родиться для жизни вечной.

Через троекратное погружение в воду человек становится чистым от грехов, новокрещенный подобен Христу в Его человеческом естестве. Недаром в ликующем крещальном песнопении поется: «Те, кто в Христа крестились, во Христа облеклись».

Но мало быть просто свободным от греха, необходимо иметь еще благодатную помощь Божию в ведении жизни согласно евангельским заповедям. И эта помощь дается через таинство миропомазания. Новокрещенный помазывается священником особым маслом – святым миром. Освящает миро лишь епископ. Через это таинство Дух Святой сходит на новокрещенного, делая его способным к ведению жизни во Христе. Христос воскрес на третий день после Своего Крестного страдания. После Воскресения Господь являлся ученикам и обещал, что пошлет им утешителя иного. На сороковой день Господь вознесся на небеса к Отцу, а через десять дней после Его Вознесения Дух Святой сошел на апостолов, даруя им дары слова, мужества в несении проповеди о Христе и иные благодатные дары. Апостолы через возложение рук призывали эти дары Святого Духа на других христиан. Затем это стали делать преемники апостолов – епископы. Когда же число христиан значительно увеличилось, епископы стали освящать миро, помазание которым через священника заменяло епископское возложение рук.

Если человек, уже будучи крещен, впадет в какой-то грех, он может придти в церковь на исповедь. В этом таинстве человеку прощаются все грехи, которые он называет священнику, при условии, что человек искренне раскаивается и дает Богу обещание больше не повторять этих грехов. Нравственность первых христиан была необычайно высока, составляя контраст с царящими вокруг злом и развращенностью. Целью жизни каждого из христиан являлось уподобление Христу, уподобление во всем, вплоть до креста, и за такую веру им была дана такая благодать Божия, что они ни во что вменяли смерть и муки, предпочитая страдания отречению от Христа, которое требовали от них гонители христианства. За одно исповедание имени Христова человека могли казнить. И потому христианами становились лишь стойкие, готовые в любое время пострадать за свою веру. Ежедневное ожидание смерти располагало к ведению высоконравственной жизни, моральный облик христиан вызывал уважение даже у их гонителей.

Но случались периоды, когда гонения стихали. В это время в Церковь Христову приходило много более слабых духом людей, которые отрекались от Христа во время новых нападок. Но вот гонения проходили, и отпадшие вновь просили разрешения стать членами Церкви Христовой. Среди епископов не было однозначного мнения, как поступать с этими людьми: одни считали, что отрекшийся от Христа, подобно Иуде, отрекается навсегда и нет ему прощения, другие, возражая, приводили в пример апостола Петра, который трижды отрекся от Христа и которого после покаяния Господь не только простил, но и восстановил в апостольстве. Наконец решено было отпадших вновь принимать в Церковь. И тогда возник новый вопрос: Церковь – сообщество святых, как могут у нее быть грешные члены? Нельзя же совершить над отпадшими повторное крещение. Тогда и возникла у Церкви потребность в заповеданном Христом таинстве покаяния. Господь дал Своим апостолам, а через них рукоположенным ими епископам и священникам власть отпускать христианам грехи и удерживать их в случае, когда грехи велики, а раскаяние мало. «Примите Дух Свят, - сказал Христос, - которым отпустите грехи – тем отпустятся, и на которых оставите – останутся».

В таинстве покаяния человек вновь погружается в глубину милосердия Божия, который каждого кающегося через епископа или священника разрешает от всех грехов.

Каким образом христианин должен прибегать к таинству покаяния или, как его еще называют, исповеди? Необходимо рассказать все то, в чем обличает совесть. При чем следует помнить, что совесть у многих из нас молчит, и в этом случае нужно узнать, что именно считается грехом, и проверить свою жизнь на содержание в ней греха. Каяться необходимо за всю жизнь, с того момента, как мы начали осознавать себя. Лишь «чистые сердцем Бога узрят», а без покаяния нет сердечной чистоты и, следовательно, нет спасения.

И хотелось бы рассказать еще о таинстве соборования. Апостол Иаков пишет: «Болеет ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церковных и молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во Имя Господне. И молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и если грехи какие сотворил, отпустятся ему».

Распространено мнение, что соборование совершается лишь над умирающими. Это неверно. Спектр действия данного таинства очень обширен: оно не только дает благодатную помощь для исцеления больному, но и очищает человека от тех грехов, которые он забыл и по этой причине не может освободиться от них посредством исповеди. А в мире ничто не пропадает: каждое наше слово, каждый поступок идут за нами в вечность. Мы склонны не придавать им значения, не обращать внимания, грехом считаем только что-то вопиющее к небесам, а на остальное склонны махнуть рукой.

Обычно соборование совершается над больными, но многие христиане прибегают к нему ежегодно в дни Великого Поста. Семь раз читаются отрывки из посланий апостолов, Евангелия и определенные молитвы. Семь раз помазывают освященным маслом лоб, глаза, нос, уши, губы, грудь и руки соборуемого. Затем на голову его возлагается открытое Евангелие и читается особая молитва. Раньше таинство совершалось собором из семи священников, откуда и пошло его название. В настоящее время соборование обычно совершается одним священником.

В таинстве венчания благословляется единобрачие христианских супругов. Таинство венчания предваряется обручением. Круглое кольцо – символ вечности – имеет и другой смысл. В древности многие, даже и богатые люди, не умели писать и вместо подписи прикладывали к бумаге кольцо, на котором была выгравирована их печать. Отдать другому свое кольцо означало доверить свое имущество, быть может, даже свою жизнь. И вот перед венчанием жених отдает невесте свое кольцо, а она ему свое. Каждый из них как бы говорит: "Я тебя люблю. Вот мое кольцо – все, что я имею, я дарю тебе".

На головы жениха и невесты возлагают венцы. Это – царские венцы, ибо их брак сравнивается с браком Христа и Церкви. Но это и мученические венцы, потому что для того, чтобы быть достойными такого сравнения, супругам необходимо преодолеть много скорбей и искушений. Венцы – это еще и знак награды за целомудренность тем, кто сохранил девство до брака.

Читаются отрывки из Апостола и Евангелия, чтобы еще раз подчеркнуть богоустановленность таинства.

Брачующимся дают испить общую чашу вина в знак того, что в жизни им придется делить и печаль, и радость.

Священник с крестом в одной руке берет за руки новобрачных и трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие, в знак того, что супружеская жизнь – крестный путь, который муж и жена смогут с честью пройти лишь в том случае, если будут обращаться за помощью к Богу. Читаются молитвы о том, чтобы Бог помог новобрачным во все дни жизни их сохранить верность друг другу; чтобы Бог даровал им здоровых, умных, послушных детей. В завершении священник возглашает им многолетие.

Церковное венчание обязательно для каждого верующего православного христианина, желающего связать себя семейными узами. Перед венчанием жениху и невесте необходимо исповедоваться и причаститься, чтобы чистыми и освященными вступить на нелегкий путь семейной жизни.

Нельзя думать, что венчание избавит хотя бы от части тех проблем, той боли, которые зачастую несет в себе семейная жизнь. В таинстве дается лишь благодатная помощь Божия, позволяющая тем, кто в нее верит, оказаться в семейной жизни выше будничной рутины, ненужных проблем и скандалов. А сумеют ли супруги ею воспользоваться, зависит в первую очередь от них самих.

Православная Церковь отрицательно относится к разводу, однако в исключительных случаях, с разрешения епископа, может быть совершено второе венчание тех, кто давно расторг свой брак и фактически живет новой семьей. Для тех, кто овдовел, Церковь разрешает второе венчание и даже третье церковное благословение брака.

Отдельно нужно сказать о монашестве. Православная Церковь, в отличии от Католической, не считает монашеский постриг таинством, однако также учит об огромной ответственности тех, кто добровольно ради любви к Богу дал обеты послушания, нестяжательности и девства.

 

Библиографический список

Научная и периодическая литература:

2. Федотов, А.А. Сборник статей / А.А. Федотов. Иваново, 2006.

 

Тема 10.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.