|
Краткая характеристика некоторых религиозных учений, представленных в России
Тема 17.
Иудаизм. Пантеизм.
1.Возникновение иудаизма.
2.Талмуд. Каббала.
6. Сионизм. Хасидизм.
7. Пантеизм.
Иудаизм возник из ветхозаветной религии у евреев рассеяния (т.е. у евреев во времена после уничтожения национальной государственности в Израиле и до ее восстановления) около VII–VIII веков и оформился как религиозно-обрядовое учение в XII – XIII веках главным образом в Испании (Рамбам). Дальнейшее его развитие проходило в XV – XVI веках в Польше. Главная особенность иудаизма – непризнание Иисуса Христа за Мессию. Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть. Исполняя все эти ритуалы, иудеи считают себя праведниками и избранным народом. Они не занимаются миссионерством среди неевреев и неохотно принимают в свою религию людей, не рожденных от матери еврейки. Месть, «око за око», является приемлемым действием по отношению к тем, кого они считают виновными перед собой. Некоторые евреи продолжают ждать пришествия своего мессии, который принесет славу еврейскому народу. Христиане отождествляют этого грядущего лже-мессию с антихристом, который, согласно предсказаниям Библии, должен прийти перед концом мира и возглавить массовое отступление людей от христианства. Наряду с ветхозаветными книгами, входящими в состав Библии, иудеи имеют второй по значению источник своего вероучения – Талмуд, письменное оформление которого длилось три века (в III–V веках). В 210 году глава школы таннаев Иегуда Ганаси собрал накопившийся за века материал толкований Торы, получивший название Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд. Существуют два варианта текста Талмуда, составленные в Вавилоне (Талмуд Бавли) и Палестине (Талмуд Иерушалми). Большим авторитетом у иудеев пользуется вавилонский вариант. Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, которая связывает поведение верующих 613 предписаниями (248 повелений и 365 запретов). В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается ортодоксальной, или традиционной. В начале XIX века возникает реформированный иудаизм, который, объявив иудаизм универсальным этическим учением, отбросил многие обрядовые предписания и приблизил его к протестантизму. По данным ООН, иудаизм исповедует около 14 миллионов человек.
Каббала, что значит «устное предание,» представляет собой еврейскую теософскую систему, возникшую на заре христианства, постепенно пополненную оккультными идеями пифагорейцев, гностиков, неоплатоников и получившую распространение среди приверженцев иудаизма. Очевидно, каббала явилась своего рода реакцией на бездуховный ритуализм и формализм иудейства. Ближайшая цель каббалы – раскрыть тайное учение, якобы сокрытое в Торе – первых пяти книгах Библии, написанных пророком Моисеем, и пополнить его тайными мистическими идеями, передававшимися устно. Для раскрытия тайного учения Торы каббала разработала сложную методику цифрового исчисления в сочетании с переставлением букв в библейском тексте.
Каббала изложена в книгах разных эпох, принадлежащих разным авторам. Главные из них: «Сефер Иецира» («Книга создания»), написанная, вероятно, в VI или VII веке, и «Зогар» («Блеск»), написанная около 1300 года. Первая из них занимается исследованием природы божества, «бесконечным ничто», которое открывает себя через эманацию и в этом процессе творит миры. Мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита. Каббалистическая мистика развита в книге «Зогар,» в которой, в частности, говорится о 10 сефиротах – творящих атрибутах божества, посредством которых оно открывается и познается. В религиозном плане в основе каббалы лежит обычное для оккультных учений пантеистическое понимание божества. Каббала допускает переселение душ. Прикладная каббала разрабатывает методы «белой» магии, предсказания будущего, вызывания душ умерших, изгнания бесов, хиромантии, ношения амулетов и достижения мистического озарения. Каббалисты древности считались специалистами в алхимии и астрологии. Каббала придает большое значение мистическому значению чисел и букв и магической силе библейских Божеских имен. XVI век можно считать временем особенного увлечения каббалой, что оказало большое влияние на ряд западных оккультных учений, в том числе на масонское учение, теософию и антропософию. На почве каббалы возникли мессианское движение Саббатая Цеви[18] и секта франкистов[19], а также хасидизм.
Караимы – иудеи, не принявшие нововведений: Талмуд, каббалу и др. и почитающие только Тору – Пятикнижие Моисеево.
Сионизм – опирающаяся на иудаизм идеология, политика и система организаций еврейской олигархии. Возникновение политической программы сионизма связывается с брошюрой «Еврейское государство» (1896) Т. Герцля. В 1897 году состоялся I сионистский конгресс (Базель, Швейцария), на котором сионизм конституировался как политическое движение. Конгресс создал так называемую Всемирную сионистскую организацию (ВСО), которая в настоящее время включает в себя политические партии, действующие более чем в 50 странах (1986). Сионизм провозгласил «исключительность» «всемирной еврейской нации,» которой противостоит «врожденный» антисемитизм всех других народов, и призвал евреев к «исходу» из стран их проживания для расселения в собственном государстве Израиль.
Хасидизм (др.-евр. Хасид – благочестивый) – религиозное движение, возникшее в начале XVIII века и являющееся мистическим течением иудаизма. Возникновению хасидизма способствовали так называемые «цадики» («святые»), занявшие еще более авторитарные позиции по отношению к верующим, нежели раввины-ортодоксы. Основоположником хасидизма считается Сруль Бешт (1700 -- 1760). По представлениям хасидов, бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека. Согласно такому взгляду, является возможным прямой контакт верующего с Шехиной в молитве, что делает ненужной талмудическую ученость и раввинское посредничество. Хасидизм признает зло низшей ступенью добра и связывает его с тем же Шехиной. Эти представления выразились в так называемой «доктрине радости,» которая проявляется в песнях и плясках, а также в отрицании аскетизма. В наши дни хасидизм существует главным образом в форме хаббад-хасидизма(возник в конце XVIII века), объединяющего мистику хасидизма с раввинским богословием.
Талмудический иудаизм с крайним пренебрежением относится к неевреям, называя представителей других народов «гоями» – что означает «не люди.» Иудаизм также проникнут ненавистью к Христу, поскольку Он принес благую весть не только евреям, а всем народам (гоям). Евреев, принявших христианство, ортодоксальные талмудические иудаисты пренебрежительно называют «акумами». Гоев и акумов, по Талмуду, разрешается обманывать и всячески им вредить, особо похвальным считается для иудея наживаться за их счет.
Евреи за Иисуса - возникшее недавно движение, которое, принимая традиции иудаизма, сочетает его с верой в Иисуса Христа как Сына Божия и обещанного евреям Мессию.
Пантеизм (всебожие) – это такое мировоззрение, которое все существующее, как духовное, так и материальное сводит к феноменальным видоизменениям самостоятельной субстанции, которая считается божеством. По учению нидерландского философа Б. Спинозы, еврея по происхождению, «бог есть внутренняя причина вещей». Это основное положение пантеизма выражает ту мысль, что указанная причина не есть что-либо внешнее по отношению к миру, но внутренне присуща ему; все явления мира физического и духовного относятся к ней, как акциденции к своей субстанции, как бываемое к сущему. Божество, сообразно с таким пониманием, пантеизм называет большей частью не существительным, а прилагательным в среднем роде: «бесконечное,» «бессознательное,» «абсолютное» и проч. При решении космологических вопросов пантеизм или божество превращает в мир (панкосмизм), или мир – в божество (акосмизм).
Отрицая бытие личного Бога и загробную жизнь, пантеизм не допускает ни откровения людям со стороны Бога, ни молитв и жертв со стороны людей Богу, ни вообще какого-либо нравственного и интеллектуального отношения между Богом и человеком; пантеисту не о чем просить Бога, не за что благодарить Его и не на что надеяться; он может разве только восхвалять Его, но и то, с точки зрения пантеиста, без надежды быть услышанным. Составляя, как и прочие вещи, только преходящий и случайный момент в жизни абсолютного, человек не может быть ни самостоятельным, ни свободным, ни ответственным за свои действия. С существом безличным и бессознательным, каково «абсолютное» пантеизма, он не может ожидать от него никакой помощи в деле нравственного развития.
Библиографический список
Научная литература:
1. Нехристианские религии и учения. Б.м., б. г.
Раздел 6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|