Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики





Имеются прямые и косвенные методы регулирования, подразделяемые на административные и экономические.

К прямым методам регулирования относятся:

§ принятие законодательных актов;

§ регулирование государственной собственности;

§ управление предприятиями государственной формы собственности;

§ регулирование государственного заказа;

§ инвестиционное регулирование;

§ выдача кредитов и субсидий;

§ проведение лицензирования и квотирования;

§ проведение мероприятий по охране окружающей сре­ды.

Косвенные методы государственного регулирования эко­номики и есть собственно экономические методы. С одной стороны, это система, включающая в себя экономическое регулирование посредством государственного бюджета, на­логовой системы, тарифно-ценового регулирования, аморти­зационной политики, регулирование ставки процента и нор­мы банковского резерва. С другой стороны, это опосредован­ные непрямые (косвенные) формы и методы государственно­го регулирования экономикой. Среди них: как

§ прогнозирова­ние, так и планирование,

§ проведение денежной политики и регулирование денежных масс,



§ антиинфляционная и денеж­ная политика.

В качестве отдельных блоков косвенного регу­лирования можно также выделить социальную составляю­щую экономической политики (собственно социальная поли­тика, социальные программы, обеспечение занятости, соци­альная защита населения, стимулирование труда, регулиро­вание сферы образования, здравоохранения, культуры), по­литику регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы; налоги, трансферты), внешнеэкономичес­кую политику (валютная политика, таможенное регулирование, налоги, лицензии, квоты, привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий)1.

Современное понимание государственного регулирования экономики выражается и в том, что на первый план наряду с прямыми административными выходят на первый план дей­ствия социально ориентированного государства, направлен­ные на улучшение качественных показателей экономическо­го развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потре­бителей, охрана окружающей среды, экология и т. д.



Функции управления экономикой и обществом, реализуемые на уровне государства, ориентированного на решение социальных проблем населения. Структурная политика

Структурная политика — одно из макроэкономических направлений регулирования рыночной экономики — деятель­ность государства и его подразделений (ветвей власти, влас­тных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами об­щественного производства объективны, они предопределя­ются уровнем развития производительных сил и производ­ственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономер­ностями научно-технического и социального прогресса, ха­рактером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропор­ции формируются в результате взаимодействия спроса и пред ложения. Государство не может их устанавливать произвольно. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производ­ственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту населения, охрану окружающей среды; не в состоянии полностью за счет своих возможностей само­совершенствоваться. Он сам нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функци­ональной организации со стороны государства, обществен­ных, политических институтов.



Свое воздействие на пропорции в национальной эконо­мике государство осуществляет административно-правовы­ми методами и через посредство экономических рыночных рычагов и механизмов. Таким образом, содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т. е. конкретными видами пропорции, а также историческими факторами и специфи­ческими условиями жизни людей.

Перераспределение доходов социальным государством

Основным направлением реформирования системы бюд­жетного финансирования социальной сферы является повы­шение эффективности использования имеющихся финансо­вых ресурсов за счет оптимизации затрат и сбалансированно­сти размещения и перераспределения государственных бюд­жетных средств.

Наиболее существенные из них:

обеспечение равенства возможностей формирования расходной части бюджетов на финансирование социальной сферы во всех субъектах Федерации независимо от эконо­мического потенциала региона;

установление принципов единообразия, открытости (прозрачности);

права прямого участия регионов в подготовке нормативных документов, затрагивающих интересы субъектов Федерации.

Ближайшие задачи социальной политики в регионах так­же не могут быть решены без последовательного осуществ­ления комплекса мер по контролю над расходованием средств целевого финансирования социально-культурной сферы. Для этого необходимо:

определить порядок контроля органами представительной и исполнительной власти за использованием средств федерального бюджета. Одной из действенных мер могла бы стать обязательная публикация подробных планов и отчетов о расходовании федеральными и региональными ведомствами средств на социальные нужды регионов;

закрепить приоритеты и структуру распределения средств, предусмотренных на социально-культурную сферу, законодательно закрепить федеральные программы разви­тия социально-культурной сферы регионов;

усилить контроль над целевым использованием соци­альных трансфертов. Одним из путей реализации этого тре­бования может стать переход к казначейской системе испол­нения текущих расходов в социально-культурной сфере ре­гионов;

ввести дополнительные нормы, обеспечивающие «про­зрачность» финансово-хозяйственной деятельности социаль­но-культурных организаций, финансируемых из бюджета. Для этого необходимо ввести в «Основы законодательства Рос­сийской Федерации об охране здоровья», в Закон «Об обра­зовании», в «Основы законодательства Российской Федера­ции о культуре» соответствующие нормы.

Сегодня государство не в состоянии обеспечить консти­туционные социальные гарантии. Не сохранены сложившие­ся формы и методы финансирования социальной сферы. За­конодательно взятые обязательства государства не подкреп­ляются реальным объемом финансирования.

Государство может выполнять свои обязательства по развитию социальной сферы, если имеет достаточный эконо­мический потенциал. «Степень «социальности» государства прямо пропорциональна его экономической мощи или, на­оборот, немощи. Главная функция экономики — создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей, т. е. бла­го есть то, что удовлетворяет потребности человека, отвеча­ет его желаниям.

Большинство вопросов финансирования отраслей соци­альной сферы и программ реализации различных направле­ний социальной политики сегодня решаются на уровне орга­нов власти субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления. Особенности регионального социально­го развития требуют формирования адекватной системы мер государственного регулирования в вопросах финансирования образования, здравоохранения и культуры, жилищно-ком­мунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения для каждого типа регионов.

В системе этих показателей одним из основных являют­ся доходы населения. Возможности обеспечения достойной материальной и духовной жизни индивидуума (организация отдыха, получения образования, удовлетворение других со­циальных потребностей), обусловливающие определенный уровень жизни населения, во многом зависят от доходов на­селения.

На структуру доходов существенно влияют:

рост доходов, полученных от собственности и пред­принимательской деятельности (включая деятельность на финансовом рынке);

деиндустриализация занятости и соответственное уве­личение доли занятых в непроизводственной сфере;

дифференциация производственной структуры по уров­ню зарплаты и по уровню среднедушевых доходов в террито­риальном разрезе.

При расчете показателей уровня жизни используется прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения, с помощью которого определяется общий объем и структура денежных доходов, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего за чертой бедности.

Воспроизводство населения, поддержание минимально­го уровня занятости и функционирования рынка труда

Принятие управленческих решений в области занятости населения имеет важное значение в государственном регули­ровании рыночной экономикой. Государство призвано регули­ровать как воспроизводство населения, так и процесс форми­рования рабочей силы, рабочих мест, трудовых ресурсов.

Необходимость регулирования демографических процес­сов обусловлена тем, что изменение численности половозра-; стного состава населения, его профессионального и образо-* вательного уровня, развитие семьи регулируют рынок тру­да, объем и структуру потребительского спроса. Изучение возрастной структуры населения позволяет успешнее решать кадровые проблемы в таких отраслях социальной инфраструк­туры, как здравоохранение, образование, культура, жилищ­но-коммунальное хозяйство.

Демографическая политика как особый аспект социаль­ной политики государства в современной ситуации должна строиться с учетом резкого ухудшения показателей рождае­мости, абсолютного воспроизводства населения, сохранения высокого уровня смертности, сокращения численности насе­ления, хаотической миграции. Демографический фактор воз­действует практически на все сферы жизнедеятельности че­ловека, прежде всего на структуру трудовых ресурсов.

Численность населения России уменьшилась с 148, 3 млн чел. в 1991 г. до 147,1 млн чел. в 1997 г. Численность экономи­чески активного населения к концу 1997 г. составила 71,4 млн чел.1 По прогнозам некоторых специалистов, в 2010 г. население Российской Федерации составит лишь 141 млн чел. В 70 субъектах Федерации смертность превышает рождае­мость, в целом по России число умерших в год в 1,7 раза превышает число родившихся. Низкий уровень рождаемости в ряде регионов не обеспечивает даже численного замеще­ния поколений (Республики Дагестан, Ингушетия, Тыва и др.). Продолжается снижение рождаемости, наблюдаемое в боль­шинстве субъектов Федерации.

Сегодня на одного пенсионера приходится 1,8 работни­ков, что при низкой доходности работающих не позволяет обеспечить достаточно высокий уровень пенсий. Увеличение безработицы вынуждает прибегать для регулирования заня­тости к снижению пенсионного возраста. С другой стороны, старение населения и соответствующее увеличение нагруз­ки на работающих граждан создает ситуацию нежелательно­сти сокращения пенсионного возраста. Если еще учесть и тот факт, что прогнозные оценки дают неутешительную карти­ну постоянного снижения доли лиц трудоспособного возрас­та, то целесообразны сбалансированные меры по сочетанию традиционных мер с новыми моделями организации нацио­нальной пенсионной системы.

Демографические показатели служат основой для прове­дения социальной политики в сфере занятости, а также при регулировании рынка труда и реализации программ сохране­ния рабочих мест. В повседневной практике очень часто по­нятия «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудо­вых ресурсов» используются как синонимы. В экономической науке под рабочей силой подразумеваются способность чело­века к труду, его физические и духовные силы, необходи­мые для общества продукта. Рынок труда и рынок рабочей силы отличаются качественными характеристиками. Если на рынке труда в большей степени действуют мотивы сложив­шихся возможностей, предложения определенных видов и типов труда, то на рынке рабочей силы формируются пред­ложения работников, ищущих работу. Рынки труда и рабочей силы имеют ярко выраженные региональные особенности.

Трудовые ресурсы — это часть населения, которая мо­жет трудиться. Трудовой потенциал — это экономически ак­тивное население, имеющее необходимый уровень образова­ния, профессиональную подготовку, квалификацию и могу­щее предложить свои услуги на рынке труда. Экономически активное население составляют и занятые, и безработные.

Государственное регулирование занятости населения осуществляется на основе программ содействия занятости населения, создания и сохранения рабочих мест, прогно­зов состояния рынка труда. В разработке государственной политики в сфере занятости важно сделать теоретическое обоснование предполагаемых мер. В качестве долгосрочной перспективы главным направлением государственной реги­ональной политики в сфере занятости намечается созда­ние новых рабочих мест в развивающихся отраслях, по­требительской сфере, а также в различных отраслях ры­ночной инфраструктуры (эта политика нашла отражение в Указе Президента РФ «Об основных положениях региональ­ной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г., № 803).

Рынок труда — это интегральная социально-экономичес­кая система, включающая взаимодействующие между собой субъекты собственности на средства производства и рабочую силу, и формирующая объем, структуру и соотношение ра­бочих мест и рабочей силы. Изменения ситуации на рынке труда регистрируются через такие показатели, как уровень безработицы, число безработных на одну заявленную вакан­сию, средняя продолжительность безработицы, масштабы скрытой безработицы.

В настоящее время критическое состояние на региональ­ных рынках труда можно объяснить действием структурных причин, связанных с трансформацией экономической систе­мы страны на рыночную основу и происходящим спадом про­изводства, что ведет к сокращению спроса на рабочую силу. Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. На них влияют демографи­ческие факторы, миграция трудоспособного населения, струк­тура экономической системы региона, природные и другие факторы.

В качестве прерогативы центральных органов власти в сфере занятости выделим установление общероссийской ми­нимальной зарплаты, создание и организацию работы сети подготовки, переподготовки и трудоустройства рабочей силы, социальное обеспечение безработицы, определение право­вых норм найма и увольнения работников, стимулирование создания рабочих мест и общественных работ путем предос­тавления льгот и пр. Реализация мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной вла­сти субъектов Федерации. В последние годы наметилась ус­тойчивая тенденция к децентрализации социальной политики в сфере занятости. Социальная политика в регионе в отме­ченной сфере заключается в регулировании процесса созда­ния рабочих мест, подготовки, переподготовки и трудоуст­ройстве рабочей силы.

Размеры занятости резко дифференцированы в зависи­мости от типа региона. Анализ инфраструктуры регионов, имеющих наибольший уровень безработицы, показал, что это регионы, где приоритетными являются лесная, текстильная, легкая промышленность, машиностроение с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса. Наиболее острой является проблема безработицы в регионах, где вы­сок удельный вес предприятий оборонного комплекса, пре­имущественно развито крупное производство. В слаборазви­тых регионах массовое банкротство предприятий особенно остро ставит проблему безработицы.

В реализации указанной концепции деятельность орга­нов власти на рынке труда и в сфере занятости заключается и в перераспределении рабочей силы, создании эффективной информационно-поисковой системы, условий для создания новых рабочих мест, а также в повышении мобильности ра­бочей силы.

При анализе занятости необходимо учитывать, что ры­ночная система сама по себе не обеспечивает полную заня­тость. Степень занятости прямо зависит от объема совокуп­ного спроса на товары и услуги. В условиях действия объек­тивных товарно-денежных отношений рыночная занятость осуществляет саморегуляцию потребности в рабочей силе лишь в определенных пределах. Для обеспечения оптималь­ной занятости требуется создание такой системы обществен­ного производства, которая максимально раскрывала бы дей­ствие законов рынка.

Процесс формирования рынка труда происходит на осно­ве действия собственных законов. Те или иные законы всту­пают в действие в разных соотношениях, в различное вре­мя, в зависимости от сформировавшихся условий для вклю­чения их в работу. Действие законов свободы выбора профес­сии и вида деятельности (найма и увольнения работника, са­мостоятельного выбора для участия в общественном произ­водстве) не исключает, а, наоборот, предполагает регулиро­вание рынка труда и требует целенаправленной реализации политики занятости с учетом специфики регионов. При этом необходимо учитывать, что даже солидные вливания в сфе­ру обеспечения занятости без целенаправленного формиро­вания научно обоснованной структуры занятости не дадут положительных результатов.

Анализ сферы труда предполагает определение соотно­шения занятых в отраслях, формирующих экономический профиль регионов, а также выполняющих вспомогательную функцию по обслуживанию населения. Кроме того, необхо­димо выявить соотношение занятых в первичном, вторичном и третичном секторе экономики. Для органов местного само­управления городов важно определить долю занятых в гра­дообразующих сферах и отклонение этого показателя от нор­мативного.

Практическая реализация региональной экономическойи социальной политики

Выработка эффективного механизма и технологий взаи­модействия центра и регионов требует реализации:

а) принципа принятия решений наиболее компетентной инстанцией (принцип субсидарности);

б) принципа фискальной эквивалентности (принцип увязки). В соответствии с принципом субсидиарности считается целесообразным для государства передавать полномочия по принятию решений на максимально низкий уровень власти. Это обосновывается тем, что решения, принимаемые на более низких уровнях, лучше и полнее учитывают специфику интересов граждан, проживающих на данной территории. Это позволяет полнее учитывать местные особенности в управленческих решениях (к примеру, при формировании муниципальной и региональной программ приватизации, поддержке предпринимательства, осуществлении земельной реформы, распределении ресурсов и т. д.).

Принцип увязки (иначе — принцип фискальной эквива­лентности) тесно связан с принципом субсидиарности, пред­полагает тесную увязку налоговых поступлений (обществен­ных ресурсов) с интересами и тех, кто платит налоги, и тех, кто использует эти ресурсы, и тех, кто принимает соответ­ствующие решения. Такая увязка может быть осуществлена более эффективно на региональном и муниципальном уров­нях, т. е. принцип увязки, как и принцип субсидиарности, предполагает максимально децентрализованную процедуру формирования целевых установок и их согласования, увязку с соответствующим уровнем местных полномочий, касающихся налогов и сборов.

Для проведения сбалансированности этих принципов в большинстве случаев вполне достаточно, чтобы центр огра­ничивался выработкой и проведением в жизнь правил, опре­деляющих порядок налаживания и функционирования соответствующих целевых связей. Центр должен прямо вмеши­ваться лишь тогда, когда внешний эффект от действий госу­дарственных органов настолько велик, что затрагивает прак­тически всех жителей территорий и регионов одинакового статуса, т. е. когда речь можно вести действительно об об­щем благе (например, гарантия открытости рынков).

Централизация государственных полномочий управления целесообразна и тогда, когда их реализация на федеральном уровне достигается меньшей ценой, когда возникает «эффект масштаба», т. е. некоторые функции вследствие их частой повторяемости на высоком уровне лучше удается выполнять.

Анализ работ различных экономистов позволяет сделать предположение о наличии строгой иерархической связи между централизованными и нецентрализованными функциями. На­пример, только перед центром может стоять задача гаранти­ровать демократические свободы, создавать открытые рын­ки — внутренний (имея в виду и организацию, и поддержа­ние его существования), внешней (например, зоны свобод­ной торговли, обеспечение конкурентоспособности среды). Таким образом, центр обеспечивает функционирование Фе­дерации в целом. Отдельные субъекты (области, республики, края, города федерального значения) эти задачи решали бы хуже, поскольку для установления и соблюдения правил игры нужна высокая степень независимости. Эти задачи дополня­ются и необходимостью защиты от внешней угрозы (включая и экономическую), что тоже должно делаться центром. Пред­ставительство интересов государства в мировом сообществе также может осуществляться исключительно центром.

В России реформы по формированию рыночного меха­низма протекает чрезвычайно сложно. Поэтому на переход­ном этапе особо усложняются задачи рыночного регулирова­ния. В определенной степени этот недостаток может и должен быть восполнен государственным регулированием рыночной экономики, которое в той или иной мере осуществляется во всех странах, где функционирует рынок.

Часть функций управления экономикой могут реализовываться только на уровне политики государства.1 Обобщим их:

Правовое обеспечение экономической деятельности.

Организация денежного обращения.

Производство общественных товаров и услуг: а) про­дукция оборонного значения, дороги, коммуникации и дру­гие инфраструктуры государственного значения; б) поддер­жка государством науки, образования, культуры, физичес­кой культуры, здравоохранения, обеспечение социальной защиты населения.

Минимизация издержек эксплуатации экономической системы.

Минимизация негативных проявлений внешних эффек­тов (например, загрязнения окружающей среды).

Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

Поддержка минимального уровня занятости.

Реализация национальных интересов в мировой эконо­мике, обеспечение международной конкурентоспособности отечественной экономики.

Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей интересам страны в целом и населе­ния ее территорий.

При реализации этих функций федеральный Центр дол­жен взаимодействовать с региональными органами власти, а последние — с муниципальными. Кроме того, на региональ­ном и муниципальном уровнях возникают собственные про­блемы экономического развития, которые могут и должны решаться только на соответствующих уровнях.

Контроаьные вопросы и задания

1. Какие еще условия, кроме социальной ориентирован­ности экономики, необходимо выполнить для построения со­циального государства?

Выберите наиболее правильное определение структурной политики государства:

это меры по формированию политической структуры государства, назвавшего себя социальным;

это деятельность государства и его подразделений (вет~ вей власти, органов власти, связанных с формирование^ и поддержанием наиболее эффективных пропорций национа^ь_ ной экономики;

это мониторинг с целью выявления соотношения э^е_ ментов структуры государства;

это мероприятия по совершенствованию социаль#ои структуры общества в соответствии с целями и задачами со­циального государства;

система государственных органов власти, нацеленная на активную социальную политику, направленную на макси­мальное удовлетворение социальных потребностей граждан

 

Назовите формы прямого и косвенного регулирования экономики государством, вставшим на путь построения социального государства.

Как социальное государство осуществляет перераспределение доходов юридических и физических лиц?

Чем вызвана необходимость регулирования демографических процессов?

Выберите правильное определение рынка труда:

рынок труда — это необходимое и достаточное усло­вие, позволяющее называть государство социальным;

рынок труда — это базар, где трудятся продавцы обслуживающий персонал;

рынок труда — это торговля результатами труда;

рынок труда — это интегральная социально-экономическая система, включающая взаимодействующие между со' бой субъекты собственности на средства производства и рабочую силу и формирующая объем, структуру и соотношение рабочих мест и рабочей силы;

рынок труда — это резерв трудовых ресурсов;

рынок труда — это предоставление возможности всем гражданам трудиться на благо общества и для своего лично­го благополучия.

Как разделить полномочия федерального Центра и ре­гионов для решения экономикой социальных задач государ­ства?

Какие функции экономики могут реализовываться лишь на уровне государства?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.