Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики
Имеются прямые и косвенные методы регулирования, подразделяемые на административные и экономические.
К прямым методам регулирования относятся:
§ принятие законодательных актов;
§ регулирование государственной собственности;
§ управление предприятиями государственной формы собственности;
§ регулирование государственного заказа;
§ инвестиционное регулирование;
§ выдача кредитов и субсидий;
§ проведение лицензирования и квотирования;
§ проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Косвенные методы государственного регулирования экономики и есть собственно экономические методы. С одной стороны, это система, включающая в себя экономическое регулирование посредством государственного бюджета, налоговой системы, тарифно-ценового регулирования, амортизационной политики, регулирование ставки процента и нормы банковского резерва. С другой стороны, это опосредованные непрямые (косвенные) формы и методы государственного регулирования экономикой. Среди них: как
§ прогнозирование, так и планирование,
§ проведение денежной политики и регулирование денежных масс,
§ антиинфляционная и денежная политика.
В качестве отдельных блоков косвенного регулирования можно также выделить социальную составляющую экономической политики (собственно социальная политика, социальные программы, обеспечение занятости, социальная защита населения, стимулирование труда, регулирование сферы образования, здравоохранения, культуры), политику регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы; налоги, трансферты), внешнеэкономическую политику (валютная политика, таможенное регулирование, налоги, лицензии, квоты, привлечение иностранного капитала, создание совместных предприятий)1.
Современное понимание государственного регулирования экономики выражается и в том, что на первый план наряду с прямыми административными выходят на первый план действия социально ориентированного государства, направленные на улучшение качественных показателей экономического развития: повышение уровня и качества жизни народа, всестороннее развитие работников, контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров, защита прав потребителей, охрана окружающей среды, экология и т. д.
Функции управления экономикой и обществом, реализуемые на уровне государства, ориентированного на решение социальных проблем населения. Структурная политика
Структурная политика — одно из макроэкономических направлений регулирования рыночной экономики — деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального прогресса, характером циклов и кризисов.
В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и пред ложения. Государство не может их устанавливать произвольно. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту населения, охрану окружающей среды; не в состоянии полностью за счет своих возможностей самосовершенствоваться. Он сам нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных, политических институтов.
Свое воздействие на пропорции в национальной экономике государство осуществляет административно-правовыми методами и через посредство экономических рыночных рычагов и механизмов. Таким образом, содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т. е. конкретными видами пропорции, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.
Перераспределение доходов социальным государством
Основным направлением реформирования системы бюджетного финансирования социальной сферы является повышение эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов за счет оптимизации затрат и сбалансированности размещения и перераспределения государственных бюджетных средств.
Наиболее существенные из них:
обеспечение равенства возможностей формирования расходной части бюджетов на финансирование социальной сферы во всех субъектах Федерации независимо от экономического потенциала региона;
установление принципов единообразия, открытости (прозрачности);
права прямого участия регионов в подготовке нормативных документов, затрагивающих интересы субъектов Федерации.
Ближайшие задачи социальной политики в регионах также не могут быть решены без последовательного осуществления комплекса мер по контролю над расходованием средств целевого финансирования социально-культурной сферы. Для этого необходимо:
определить порядок контроля органами представительной и исполнительной власти за использованием средств федерального бюджета. Одной из действенных мер могла бы стать обязательная публикация подробных планов и отчетов о расходовании федеральными и региональными ведомствами средств на социальные нужды регионов;
закрепить приоритеты и структуру распределения средств, предусмотренных на социально-культурную сферу, законодательно закрепить федеральные программы развития социально-культурной сферы регионов;
усилить контроль над целевым использованием социальных трансфертов. Одним из путей реализации этого требования может стать переход к казначейской системе исполнения текущих расходов в социально-культурной сфере регионов;
ввести дополнительные нормы, обеспечивающие «прозрачность» финансово-хозяйственной деятельности социально-культурных организаций, финансируемых из бюджета. Для этого необходимо ввести в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья», в Закон «Об образовании», в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» соответствующие нормы.
Сегодня государство не в состоянии обеспечить конституционные социальные гарантии. Не сохранены сложившиеся формы и методы финансирования социальной сферы. Законодательно взятые обязательства государства не подкрепляются реальным объемом финансирования.
Государство может выполнять свои обязательства по развитию социальной сферы, если имеет достаточный экономический потенциал. «Степень «социальности» государства прямо пропорциональна его экономической мощи или, наоборот, немощи. Главная функция экономики — создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей, т. е. благо есть то, что удовлетворяет потребности человека, отвечает его желаниям.
Большинство вопросов финансирования отраслей социальной сферы и программ реализации различных направлений социальной политики сегодня решаются на уровне органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особенности регионального социального развития требуют формирования адекватной системы мер государственного регулирования в вопросах финансирования образования, здравоохранения и культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения для каждого типа регионов.
В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. Возможности обеспечения достойной материальной и духовной жизни индивидуума (организация отдыха, получения образования, удовлетворение других социальных потребностей), обусловливающие определенный уровень жизни населения, во многом зависят от доходов населения.
На структуру доходов существенно влияют:
рост доходов, полученных от собственности и предпринимательской деятельности (включая деятельность на финансовом рынке);
деиндустриализация занятости и соответственное увеличение доли занятых в непроизводственной сфере;
дифференциация производственной структуры по уровню зарплаты и по уровню среднедушевых доходов в территориальном разрезе.
При расчете показателей уровня жизни используется прогнозный баланс денежных доходов и расходов населения, с помощью которого определяется общий объем и структура денежных доходов, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего за чертой бедности.
Воспроизводство населения, поддержание минимального уровня занятости и функционирования рынка труда
Принятие управленческих решений в области занятости населения имеет важное значение в государственном регулировании рыночной экономикой. Государство призвано регулировать как воспроизводство населения, так и процесс формирования рабочей силы, рабочих мест, трудовых ресурсов.
Необходимость регулирования демографических процессов обусловлена тем, что изменение численности половозра-; стного состава населения, его профессионального и образо-* вательного уровня, развитие семьи регулируют рынок труда, объем и структуру потребительского спроса. Изучение возрастной структуры населения позволяет успешнее решать кадровые проблемы в таких отраслях социальной инфраструктуры, как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.
Демографическая политика как особый аспект социальной политики государства в современной ситуации должна строиться с учетом резкого ухудшения показателей рождаемости, абсолютного воспроизводства населения, сохранения высокого уровня смертности, сокращения численности населения, хаотической миграции. Демографический фактор воздействует практически на все сферы жизнедеятельности человека, прежде всего на структуру трудовых ресурсов.
Численность населения России уменьшилась с 148, 3 млн чел. в 1991 г. до 147,1 млн чел. в 1997 г. Численность экономически активного населения к концу 1997 г. составила 71,4 млн чел.1 По прогнозам некоторых специалистов, в 2010 г. население Российской Федерации составит лишь 141 млн чел. В 70 субъектах Федерации смертность превышает рождаемость, в целом по России число умерших в год в 1,7 раза превышает число родившихся. Низкий уровень рождаемости в ряде регионов не обеспечивает даже численного замещения поколений (Республики Дагестан, Ингушетия, Тыва и др.). Продолжается снижение рождаемости, наблюдаемое в большинстве субъектов Федерации.
Сегодня на одного пенсионера приходится 1,8 работников, что при низкой доходности работающих не позволяет обеспечить достаточно высокий уровень пенсий. Увеличение безработицы вынуждает прибегать для регулирования занятости к снижению пенсионного возраста. С другой стороны, старение населения и соответствующее увеличение нагрузки на работающих граждан создает ситуацию нежелательности сокращения пенсионного возраста. Если еще учесть и тот факт, что прогнозные оценки дают неутешительную картину постоянного снижения доли лиц трудоспособного возраста, то целесообразны сбалансированные меры по сочетанию традиционных мер с новыми моделями организации национальной пенсионной системы.
Демографические показатели служат основой для проведения социальной политики в сфере занятости, а также при регулировании рынка труда и реализации программ сохранения рабочих мест. В повседневной практике очень часто понятия «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов» используются как синонимы. В экономической науке под рабочей силой подразумеваются способность человека к труду, его физические и духовные силы, необходимые для общества продукта. Рынок труда и рынок рабочей силы отличаются качественными характеристиками. Если на рынке труда в большей степени действуют мотивы сложившихся возможностей, предложения определенных видов и типов труда, то на рынке рабочей силы формируются предложения работников, ищущих работу. Рынки труда и рабочей силы имеют ярко выраженные региональные особенности.
Трудовые ресурсы — это часть населения, которая может трудиться. Трудовой потенциал — это экономически активное население, имеющее необходимый уровень образования, профессиональную подготовку, квалификацию и могущее предложить свои услуги на рынке труда. Экономически активное население составляют и занятые, и безработные.
Государственное регулирование занятости населения осуществляется на основе программ содействия занятости населения, создания и сохранения рабочих мест, прогнозов состояния рынка труда. В разработке государственной политики в сфере занятости важно сделать теоретическое обоснование предполагаемых мер. В качестве долгосрочной перспективы главным направлением государственной региональной политики в сфере занятости намечается создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, потребительской сфере, а также в различных отраслях рыночной инфраструктуры (эта политика нашла отражение в Указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г., № 803).
Рынок труда — это интегральная социально-экономическая система, включающая взаимодействующие между собой субъекты собственности на средства производства и рабочую силу, и формирующая объем, структуру и соотношение рабочих мест и рабочей силы. Изменения ситуации на рынке труда регистрируются через такие показатели, как уровень безработицы, число безработных на одну заявленную вакансию, средняя продолжительность безработицы, масштабы скрытой безработицы.
В настоящее время критическое состояние на региональных рынках труда можно объяснить действием структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны на рыночную основу и происходящим спадом производства, что ведет к сокращению спроса на рабочую силу. Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. На них влияют демографические факторы, миграция трудоспособного населения, структура экономической системы региона, природные и другие факторы.
В качестве прерогативы центральных органов власти в сфере занятости выделим установление общероссийской минимальной зарплаты, создание и организацию работы сети подготовки, переподготовки и трудоустройства рабочей силы, социальное обеспечение безработицы, определение правовых норм найма и увольнения работников, стимулирование создания рабочих мест и общественных работ путем предоставления льгот и пр. Реализация мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Федерации. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к децентрализации социальной политики в сфере занятости. Социальная политика в регионе в отмеченной сфере заключается в регулировании процесса создания рабочих мест, подготовки, переподготовки и трудоустройстве рабочей силы.
Размеры занятости резко дифференцированы в зависимости от типа региона. Анализ инфраструктуры регионов, имеющих наибольший уровень безработицы, показал, что это регионы, где приоритетными являются лесная, текстильная, легкая промышленность, машиностроение с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса. Наиболее острой является проблема безработицы в регионах, где высок удельный вес предприятий оборонного комплекса, преимущественно развито крупное производство. В слаборазвитых регионах массовое банкротство предприятий особенно остро ставит проблему безработицы.
В реализации указанной концепции деятельность органов власти на рынке труда и в сфере занятости заключается и в перераспределении рабочей силы, создании эффективной информационно-поисковой системы, условий для создания новых рабочих мест, а также в повышении мобильности рабочей силы.
При анализе занятости необходимо учитывать, что рыночная система сама по себе не обеспечивает полную занятость. Степень занятости прямо зависит от объема совокупного спроса на товары и услуги. В условиях действия объективных товарно-денежных отношений рыночная занятость осуществляет саморегуляцию потребности в рабочей силе лишь в определенных пределах. Для обеспечения оптимальной занятости требуется создание такой системы общественного производства, которая максимально раскрывала бы действие законов рынка.
Процесс формирования рынка труда происходит на основе действия собственных законов. Те или иные законы вступают в действие в разных соотношениях, в различное время, в зависимости от сформировавшихся условий для включения их в работу. Действие законов свободы выбора профессии и вида деятельности (найма и увольнения работника, самостоятельного выбора для участия в общественном производстве) не исключает, а, наоборот, предполагает регулирование рынка труда и требует целенаправленной реализации политики занятости с учетом специфики регионов. При этом необходимо учитывать, что даже солидные вливания в сферу обеспечения занятости без целенаправленного формирования научно обоснованной структуры занятости не дадут положительных результатов.
Анализ сферы труда предполагает определение соотношения занятых в отраслях, формирующих экономический профиль регионов, а также выполняющих вспомогательную функцию по обслуживанию населения. Кроме того, необходимо выявить соотношение занятых в первичном, вторичном и третичном секторе экономики. Для органов местного самоуправления городов важно определить долю занятых в градообразующих сферах и отклонение этого показателя от нормативного.
Практическая реализация региональной экономическойи социальной политики
Выработка эффективного механизма и технологий взаимодействия центра и регионов требует реализации:
а) принципа принятия решений наиболее компетентной инстанцией (принцип субсидарности);
б) принципа фискальной эквивалентности (принцип увязки). В соответствии с принципом субсидиарности считается целесообразным для государства передавать полномочия по принятию решений на максимально низкий уровень власти. Это обосновывается тем, что решения, принимаемые на более низких уровнях, лучше и полнее учитывают специфику интересов граждан, проживающих на данной территории. Это позволяет полнее учитывать местные особенности в управленческих решениях (к примеру, при формировании муниципальной и региональной программ приватизации, поддержке предпринимательства, осуществлении земельной реформы, распределении ресурсов и т. д.).
Принцип увязки (иначе — принцип фискальной эквивалентности) тесно связан с принципом субсидиарности, предполагает тесную увязку налоговых поступлений (общественных ресурсов) с интересами и тех, кто платит налоги, и тех, кто использует эти ресурсы, и тех, кто принимает соответствующие решения. Такая увязка может быть осуществлена более эффективно на региональном и муниципальном уровнях, т. е. принцип увязки, как и принцип субсидиарности, предполагает максимально децентрализованную процедуру формирования целевых установок и их согласования, увязку с соответствующим уровнем местных полномочий, касающихся налогов и сборов.
Для проведения сбалансированности этих принципов в большинстве случаев вполне достаточно, чтобы центр ограничивался выработкой и проведением в жизнь правил, определяющих порядок налаживания и функционирования соответствующих целевых связей. Центр должен прямо вмешиваться лишь тогда, когда внешний эффект от действий государственных органов настолько велик, что затрагивает практически всех жителей территорий и регионов одинакового статуса, т. е. когда речь можно вести действительно об общем благе (например, гарантия открытости рынков).
Централизация государственных полномочий управления целесообразна и тогда, когда их реализация на федеральном уровне достигается меньшей ценой, когда возникает «эффект масштаба», т. е. некоторые функции вследствие их частой повторяемости на высоком уровне лучше удается выполнять.
Анализ работ различных экономистов позволяет сделать предположение о наличии строгой иерархической связи между централизованными и нецентрализованными функциями. Например, только перед центром может стоять задача гарантировать демократические свободы, создавать открытые рынки — внутренний (имея в виду и организацию, и поддержание его существования), внешней (например, зоны свободной торговли, обеспечение конкурентоспособности среды). Таким образом, центр обеспечивает функционирование Федерации в целом. Отдельные субъекты (области, республики, края, города федерального значения) эти задачи решали бы хуже, поскольку для установления и соблюдения правил игры нужна высокая степень независимости. Эти задачи дополняются и необходимостью защиты от внешней угрозы (включая и экономическую), что тоже должно делаться центром. Представительство интересов государства в мировом сообществе также может осуществляться исключительно центром.
В России реформы по формированию рыночного механизма протекает чрезвычайно сложно. Поэтому на переходном этапе особо усложняются задачи рыночного регулирования. В определенной степени этот недостаток может и должен быть восполнен государственным регулированием рыночной экономики, которое в той или иной мере осуществляется во всех странах, где функционирует рынок.
Часть функций управления экономикой могут реализовываться только на уровне политики государства.1 Обобщим их:
Правовое обеспечение экономической деятельности.
Организация денежного обращения.
Производство общественных товаров и услуг: а) продукция оборонного значения, дороги, коммуникации и другие инфраструктуры государственного значения; б) поддержка государством науки, образования, культуры, физической культуры, здравоохранения, обеспечение социальной защиты населения.
Минимизация издержек эксплуатации экономической системы.
Минимизация негативных проявлений внешних эффектов (например, загрязнения окружающей среды).
Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).
Поддержка минимального уровня занятости.
Реализация национальных интересов в мировой экономике, обеспечение международной конкурентоспособности отечественной экономики.
Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей интересам страны в целом и населения ее территорий.
При реализации этих функций федеральный Центр должен взаимодействовать с региональными органами власти, а последние — с муниципальными. Кроме того, на региональном и муниципальном уровнях возникают собственные проблемы экономического развития, которые могут и должны решаться только на соответствующих уровнях.
Контроаьные вопросы и задания
1. Какие еще условия, кроме социальной ориентированности экономики, необходимо выполнить для построения социального государства?
Выберите наиболее правильное определение структурной политики государства:
это меры по формированию политической структуры государства, назвавшего себя социальным;
это деятельность государства и его подразделений (вет~ вей власти, органов власти, связанных с формирование^ и поддержанием наиболее эффективных пропорций национа^ь_ ной экономики;
это мониторинг с целью выявления соотношения э^е_ ментов структуры государства;
это мероприятия по совершенствованию социаль#ои структуры общества в соответствии с целями и задачами социального государства;
система государственных органов власти, нацеленная на активную социальную политику, направленную на максимальное удовлетворение социальных потребностей граждан
Назовите формы прямого и косвенного регулирования экономики государством, вставшим на путь построения социального государства.
Как социальное государство осуществляет перераспределение доходов юридических и физических лиц?
Чем вызвана необходимость регулирования демографических процессов?
Выберите правильное определение рынка труда:
рынок труда — это необходимое и достаточное условие, позволяющее называть государство социальным;
рынок труда — это базар, где трудятся продавцы обслуживающий персонал;
рынок труда — это торговля результатами труда;
рынок труда — это интегральная социально-экономическая система, включающая взаимодействующие между со' бой субъекты собственности на средства производства и рабочую силу и формирующая объем, структуру и соотношение рабочих мест и рабочей силы;
рынок труда — это резерв трудовых ресурсов;
рынок труда — это предоставление возможности всем гражданам трудиться на благо общества и для своего личного благополучия.
Как разделить полномочия федерального Центра и регионов для решения экономикой социальных задач государства?
Какие функции экономики могут реализовываться лишь на уровне государства?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|