Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ





 

Ключевые слова

Отрасли социальной сферы Социальная сфера

Модели социальной сферы Социальное развитие

Показатели развития Социальное регулирование социальной сферы

Социальная инфраструктура Социальный процесс

Социальная общность Стратегия развития социальной сферы

Социальная структура Условия жизнедеятельности

В литературе встречаются три подхода к определению понятия «социальная сфера общества». Первый подход соци­альную сферу отождествляет с подсистемой общества, при­званной обеспечить воспроизводство, достойный уровень и ка­чество жизни, необходимый потенциал человека. Такая подси­стема включает в себя социальные институты, сформирован­ные в виде института семьи, образования, труда и занятости, материального и духовного потребления и в виде системных отраслей социальной сферы (культуры, образования, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта)1.

Другой подход под социальной сферой подразумевает систему отношений, формирующих социальную структуру общества. В качестве приоритетных отношений для рассмот­рения берутся отношения между общественными группами, слоями, тендерами, а также отраслевыми и региональными социальными общностями1. Хотя второй подход, не претен­дуя на самостоятельную сферу деятельности общества, ло­гично дополняет первый, в конечном счете даже взаимоувя­занные подходы не рассматривают условия жизнедеятель­ности в качестве компонента социальной сферы.



Третий подход, в какой-то мере синтезирующий пер­вые два подхода, отходит от достаточно широко распростра­ненного представления о социальной структуре как совокуп­ности разных учреждений непроизводственного характера — образовательных, научных, медицинских, культуры и др. («Со­вокупность названных выше учреждений непроизводствен­ного характера, оказывающих различные социальные услу­ги, точнее именовать социальной инфраструктурой»). Посколь­ку любая из сфер образуется не из учреждений и институ-циализированных систем, а из специфических для нее видов деятельности людей и типа складывающихся между ними отношений (экономических, политических, социальных), в основу определения закладывается и наличие этих отноше­ний, и наличие необходимой для этого инфраструктуры. «Ее (т. е. социальной сферы. — Авт.) основу составляет система социальных отношений между людьми и их объединениями, формирующими различные социальные системы вместе с необходимой для их функционирования инфраструктурой об­щественной жизни. Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках проис­ходят воспроизводство и изменения социальных связей меж­ду людьми, образа их жизнедеятельности, условий форми­рования и удовлетворения их потребностей. Социальная сфе­ра выступает объектом воздействия социального государства и проводимой им социальной политики, основной смысл кото рой — в ее оптимизации: придании более гармоничного, ос­нованного на солидарности и сотрудничестве характера со­циальных связей и отношений в обществе между разными социальными общностями и входящими в их состав гражда­нами, между ними и властью и т. д. Такая оптимизация соци­альных отношений предполагает создание наиболее благо­приятных условий для жизнедеятельности представителей всех социальных общностей, всего населения, что в свою очередь предполагает развитие социальной инфраструктуры и совершенствование деятельности образующих ее учрежде­ний — научных, образовательных, медицинских, культурно-просветительных и др., оказывающих социальную помощь и услуги гражданам (см.: Социальная политика). Совершенство­вание социальной структуры выступает также целью дея­тельности социального государства и условием все более пол­ной реализации его сущности».



Авторы настоящего учебника определяют социальную сферу как комплексную систему, состоящую из взаимосвя­занных составляющих подсистем: социальная структура об­щества; условия жизнедеятельности и ее основная составля­ющая — социальная инфраструктура.



Основу любой сферы составляет ее структура, соответ­ственно основу социальной сферы составляет социальная структура. Социальная структура в данном контексте рас­сматривается как определенный способ связи индивидов, за­нимающих определенный статус и выполняющих соответству­ющие социальные функции в определенной социальной сис­теме. Определенная устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, способствующих организации жиз­недеятельности человека и находящихся во взаимодействии с социальным субъектом (личностью, социальной группой, классом, обществом), определяется автором как социальная инфраструктура. Условия жизнедеятельности (занятости, труда, образования, потребления) изменяются путем воздей­ствия на институциональную и неинституциональную сферы.

Эти системы находятся в динамическом состоянии, при­чем социальное развитие в Российской Федерации сегодня имеет ярко выраженные региональные особенности. Это тре­бует применения адекватной системы мер государственного регулирования, направленных на динамичное социальное развитие всех регионов.

Объекты социальной сферы можно подразделить на мес­тного, муниципального, регионального и федерального зна­чения. Объекты местного значения (универсамы, пункты бы­тового обслуживания, детские дошкольные учреждения, школы и т. п.) не менее важны для реализации социальной политики в регионе, чем муниципальные (универсальные магазины, поликлиники, больницы, колледжи, библиотеки и др.). Объекты социальной сферы муниципального значения размещаются в городах и центрах сельских административ­ных районов. Объекты регионального значения (театры, кон­цертные залы, санатории, туристские базы, специализиро­ванные медицинские учреждения, некоторые вузы област­ного значения и др.) являются наиболее значимыми для про­ведения региональной социальной политики. Они составляют наибольшую численность среди объектов социальной сферы и находятся в прямом ведении региональных органов власти. Многие объекты социальной сферы федерального значения (крупные вузы, клиники, музеи, научно-исследовательские институты и др.) постепенно из-за отсутствия средств на финансирование из федерального бюджета начинают пере­ходить в ведение регионов. В мировой практике также име­лись аналогичные случаи. Сразу после прихода к власти пра­вительство Маргарет Тэтчер начало демонтировать соци­альную политику государства всеобщего благосостояния. Пра­вительство посчитало, что сложившаяся система оказания социальных услуг населению является чрезмерно расточи­тельной и серьезно тормозит экономическое развитие стра­ны. Поэтому был принят ряд мер по перенесению центра тяжести финансового обеспечения социальных программ на региональный уровень.

Состояние социальной сферы формируется из большого количества факторов. Социальная сфера как динамически сложная система — это совокупность организуемых обществом подсистем (инфраструктурные образования, социальные институты и т. п.), составляющих органичную целостность. Каждая из подсистем, в свою очередь, состоит из множества сложных элементов, которые также могут образовать относительно самостоятельные системы. Отождествляемые некоторыми исследователями понятия «социальная сфера» с непроизводственной структурой резко сужает понимание содержания социальной сферы. Социальная инфраструктура как система учреждений и организаций, обеспечивающая всю совокупность деятельности человека, хотя и является составной частью социальной сферы, далеко не исчерпывает ее функции по организации условий рациональной жизнедеятельности человека и структурированных связей и взаимодействий индивидов и социальных групп с целью максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. К тому же едва ли правильным является полное исключение из социальной структуры производственной сферы с ее социальными составляющими.

Становление рыночной экономики, включающей развитие всех форм собственности, предполагает либерализацию социальной сферы, появление новых и реформирование име­ющихся структур и институтов.

Социальная сфера регионов характеризуется разной степенью развитости социально-территориальных общностей (разделение труда, социально-экономическая неоднородность условий жизнедеятельности и пр.). Тип социальных связей, формирующихся в регионе, в основном предопределен социальной структурой общества, однако специфика условий жизнедеятельности в регионе придает этим отношениям собственную региональную особенность. Регионы, развивая социальную сферу, стремятся привести к оптимальному состоянию социальные индикаторы своего развития (величина про­житочного минимума; доля населения, находящегося за по­рогом бедности; величина поляризации доходов; доля полу­чающих профессиональное образование; перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению; доля без­работных; средняя продолжительность жизни, детская смер­тность, рождаемость). Таким образом, социальную сферу в широком понимании автор рассматривает как комплексную систему, состоящую из трех взаимосвязанных частей, каж­дая из которых имеет свою самостоятельную структуру: со­циальная структура общества, социальная инфраструктура, условия жизнедеятельности. Все три системы находятся в непрерывной динамике, причем социальное развитие в Рос­сийской Федерации сегодня имеет ярко выраженные регио­нальные особенности. Интегральное качество социальной сферы заключается в создании благоприятных условий жиз­недеятельности личности, обеспечивающих на уровне регио­на воспроизводство населения, сохранение уровня и каче­ства жизни, сохранение работоспособности, профессиональ­ную и гуманитарную подготовку людей, организацию куль­турного досуга и отдыха, формирование всей совокупности свойств окружающей среды.

Развитие социальной сферы региона — это совокупность самостоятельно протекающих явлений и организуемых об­ществом прогрессивных изменений. Традиционное толкова­ние процесса социального развития региона как процесса по­требления ресурсов социальной сферой автор считает оши­бочным. Состояние социальной сферы региона формируется из многих факторов (природно-климатические условия, сте­пень развитости элементов инфраструктуры региона, внешних экономических, политических и социально-культурных свя­зей, системы взаимодействия федеральных и региональных органов власти).

Смысл управления социальной сферой заключается в ко­ординации, гармонизации взаимодействий подсистем, совер­шенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования. Сложность структуры социальной сфе­ры обусловливает необходимость создания достаточно разви­той системы управления, причем главным субъектом управ­ления социальной сферой является государство. Государство осуществляет управление социальной сферой в целях дости­жения позитивных изменений, что обеспечивается путем формирования оптимальной структуры федеральных, регио­нальных и местных органов управления и применением на всех уровнях законов и реализацией принципов их функцио­нирования и развития в социальной сфере. На практике соци­альная сфера на федеральном уровне является объектом уп­равления для всех государственных органов власти, прежде всего для министерств и ведомств, имеющих социальную на­правленность (министерств и государственных комитетов, ве­дающих вопросами социальной защиты, образования, куль­туры и межнациональных отношений, здравоохранения, фи­зической культуры и спорта, труда и др.). На региональном уровне соответствующие функции выполняют аналогичные министерства, комитеты и департаменты, на местном — уп­равления и отделы органов местного самоуправления. На каж­дом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями. Управление социальной сферой сопряжено с выполне­нием множества функций, решением конкретных аналити­ческих и организационных задач, обработкой больших по объе­му и сложных по структуре потоков информации1. Система управления требует непрерывного обмена информацией ус­тановленным образом, которая должна передаваться как снизу вверх, так и сверху вниз. Проведенный автором контент-ана­лиз потоков информации по проблемам управления социаль­ной сферой показал, что объем аналитической информации, передаваемой из Центра в регионы и из регионов в Центр, находится в соотношении 1:10, что показывает явное неже­лание федеральных органов власти делиться своей информацией с регионами. Это приводит к возникновению в регионах (индифферентности к политике Центра и даже становится I причиной возникновения конфликтов.

Постоянно возникающие конфликты между федераль­ными и региональными органами власти и их лидерами по проблемам развития социальной сферы требуют децентрали­зации управления отраслями (система образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и др.) и компонентами социальной сферы (социальная струк­тура, социальная инфраструктура и условия жизнедеятель­ности), имеющей федеральное подчинение.

Таким образом, проблемы регулирования социальной сфе­ры и управления ею волнуют все слои общества, поэтому при принятии ответственных решений по управлению социальной сферой региона (особенно вопросов, связанных с ликвидацией и реорганизацией крупных отраслей и элементов социальной сферы региона) должна проводиться представительная экспер­тиза. При проведении экспертизы проектов нужно рассмот­реть отдельно каждый субъект управления, а также комп­лекс взаимосвязей между ними как единый механизм. Экспер­тизу наиболее важных программ реформирования социальной сферы нужно проводить на всех основных этапах зарожде­ния, развития и качественных изменений в структуре соци­альных слоев и групп. По итогам экспертиз необходимо прово­дить корректировку управленческих решений.

Поскольку социальная сфера — специфическая область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечиваю­щих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимо­действующих общественных групп и индивидов.

Особенности социальной сферы региона как объекта со­циальной политики вызваны как специфическим разнообра­зием развития культуры, природно-климатических, геогра­фических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации лич­ности в характерных условиях функционирования конкрет­ного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и в конечном счете достижение социальной стабильности яв­ляются сутью социальной политики в регионе.

В различных странах по-разному строят модели разви­тия социальной сферы. Либеральная модель социальной сфе­ры предоставляет каждому гражданину большую свободу в решении индивидуальных социальных проблем, подразуме­вая, что люди сами могут мобилизовать свои собственные силы, не полагаясь на помощь государства. Эта модель ори­ентируется на стратегию ответственности семьи. При функционировании этой модели в обществе государство сни­мает с себя основные вопросы социального воспроизводства. Однако необходимо иметь в виду, что такая модель может реализоваться самостоятельно лишь в определенной степени при наличии достаточно сильно развитого экономического и правового пространства. Патерналистская же модель, сфор­мированная на основе теории «человеческих отношений» (се­годня наиболее близка к этой модели социал-демократичес­кая модель, распространенная в скандинавских странах), во многом снимает с людей заботу о решении собственных соци­альных проблем. Она основана на стратегии ответственно­сти государства и нацелена на доминирующую роль госу­дарства в удовлетворении практически всего круга потребно­стей и интересов людей1. Эта модель, реализуемая в ее край­ней форме (возложение всех социальных функций исключи­тельно на государство), во многом лишает граждан стимула к самореализации. На современном этапе развития России оте­чественная наука ищет что-то среднее между этими моделя­ми, а социальная политика ориентирована на стратегию рав­ной ответственности государства и самих граждан. На практике сложилась ситуация, когда стала формироваться мо­дель, в которой социальная функция в ее практической реа­лизации сведена к минимуму. Для современного социально-экономического состояния России была бы наиболее прием­лемой корпоративная модель, распространенная в Германии, Австрии, Франции. Корпоративизм здесь рассматривается как способ взаимодействия различных групп интересов с государ­ством, а также как система согласования интересов всех сто­рон социального партнерства.

В условиях бурного протекания социальных и экономи­ческих процессов в регионах современная стратегия развития социальной сферы вынуждена ориентироваться как на соци­альную динамику, так и на поддержание социального равно­весия. При этом важно знание социального механизма транс­формационных процессов. Одним из них является поддержа­ние баланса между статическим состоянием и динамически­ми социальными процессами в регионах на различных стади­ях развития, что требует постоянного измерения показате­лей, характеризующих социальную сферу. Регионы, разви­вая социальную сферу, должны постоянно стремиться при­водить к оптимальному уровню социальные индикаторы сво­его развития.

В качестве основных можно использовать сле­дующие универсальные для всех регионов индикаторы:

§ оплату труда и трудовые отношения;

§ обеспечение занятости и помощи безработным;

§ пенсионное обеспечение;

§ обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса;

§ обеспечение населения жильем, коммунальными и бы­товыми услугами;

§ образование и профессиональную подготовку;

§ науку;

§ здравоохранение и физическое развитие;

§ культуру;

§ социальное страхование, социальную помощь и соци­альное обслуживание населения;

§ обеспечение экологической безопасности;

§ защиту социальных прав граждан»1.

Также могут использоваться следующие индикаторы, используемые на федеральном уровне:

§ величина прожиточного минимума;

§ доля населения, находящегося за порогом бедности;

§ величина поляризации доходов;

§ доля лиц, получающих профессиональное образование различного уровня;

§ перечень и объем оказываемых медицинских услуг, до­ступных всему населению;

§ доля безработных;

§ средняя продолжительность жизни, детская смерт­ность, рождаемость.

Таким образом, стратегия региональной социальной по­литики направлена на достижение в намеченной перспекти­ве оптимальных показателей социальной структуры, разви­тие социальной инфраструктуры и достойных условий жиз­недеятельности во всех регионах. К сожалению, пока многие из составляющих индикаторов не разработаны и не учитыва­ются социальной статистикой. Это требует проведения систе­матических дополнительных исследований для определения оптимальных и пороговых значений, которые должны быть едиными для всех регионов. При этом анализ развития соци­альной сферы региона нельзя сводить лишь к анализу ее от­дельных отраслей. Нужно сопряжение всех отраслей соци­альной сферы (образования, культуры, средств массовой ин­формации, здравоохранения, физической культуры и спорта) и направлений социальной политики в регионе (семейная, жилищная, пенсионная, женская, молодежная и др.), а так­же темпов и сроков экономических и социальных преобразо­ваний, т. е. требуется применение системного подхода при анализе социальной политики в регионе.

Социологический анализ социальной сферы региона дол­жен ставить перед собой цели координации нормативно-пра­вовой базы Центра и регионов и в целом — увязки региональ­ной социальной политики федерального Центра с региональ­ными условиями и возможностями. Практика проведения со­циальных реформ доказала необходимость возврата к соци­альному планированию, руководствуясь итогами прогнозов и разработанными и апробированными на практике социальными нормативами. Социальное планирование — структурный эле­мент управления и центральное звено в его системе, часть его важнейшей функции.

Для эффективного управления социальной сферой реги­она необходимо научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций развития социальных процессов, т. е. осу­ществить региональное социальное планирование. Объекта­ми регионального социального планирования выступает и каждая из сфер общественной жизни региона, и происходя­щие процессы в различных отраслях социальной сферы (в сфере образования, здравоохранения, культуры и т. д.). Пла­нирование развития каждой из социальных сфер региона предполагает определение цели, количественных и качествен­ных характеристик всех отраслей социальной сферы в задан­ные сроки. Содержание социального планирования раскры­вают его процедуры: социальное прогнозирование, социаль­ное программирование, социальное проектирование.

В большинстве развитых стран мира планы и программы развития социальной сферы принимались и реализовывались государством, используя административные и экономические методы. В США -— это план исполнения закона о региональ­ном развитии, принятого в 1975 г., во Франции — Регио­нальный план социально-экономического развития, в Герма­нии — Федеральная программа организации пространства, в Японии — План всестороннего развития территории стра­ны1 . Эти программы и планы включают в себя подпрограммы развития социальной сферы региона, реализация которых призвана создавать условия эффективного функционирова­ния социально ориентированной экономики региона.

Программы развития социальной сферы в России разра­батываются на федеральном, региональном и местном уров­нях. Они ставят цели развития систем здравоохранения, об­разования, обеспечения занятости и достойных условий тру­да. «Большинство вопросов развития образования, здравоох­ранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения должны решаться на уров­не органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все три уровня (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимо­действии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на эта­пе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения соци­альных проблем, принято называть триединой социальной политикой. Реализация такой политики посредством разра­ботки и осуществления программ социального развития про­водится также на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.

Программы социального развития ставят задачи научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций раз­вития социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные сроки. Объектами таких программ являются экономический, правовой, куль­турный, демографический, национально-этнический и дру­гие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Формирование и намерения Программы социального развития (разработка и реализация — Н. Г., Ф. Ш.) являются приоритетной деятельностью социального государства. При формировании и реализации программ социального развития приоритетным является реализация следующих функций со­циальной политики:

§ увеличение доходов населения;

§ противодействие тенденции ухудшения демографичес­кой ситуации, острым проявлениям депопуляции населения в ряде регионов;

§ предотвращение массовой бедности населения, особен­но слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых;

§ минимизация отрицательных последствий массовой без­работицы, особенно в индустриальных районах;

§ целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние;

§ принятие дополнительных мер по отношению к насе­лению, оказавшемуся в бедственном положении».

Для реализации намеченных программ нужно дополни­тельно разработать и осуществить экономические и органи­зационно-технические мероприятия, классифицированные по отраслевым и территориальным признакам. Кроме расшире­ния и развития отраслей социальной сферы цель таких про­грамм, реализуемых в регионах, включает в себя повышение эффективности функционирования действующих социальных систем. Эффективно действующая социальная система долж­на обеспечивать решение вопросов социальной защиты насе­ления, повышение уровня жизни, уменьшение чрезмерной дифференциации в доходах населения, поддержание соци­альных стандартов.

Любые программы, имеющие социальную направлен­ность, должны разрабатываться с учетом научной целесооб­разности возможностей их практической реализации. В целях выполнения этих условий разработанные проекты должны быть оценены прежде, чем приобретут юридическую силу. Прежде всего, необходимо оценить экономические ресурсы. Для осуществления проектных анализов разработан ряд ана­литических способов и методов. При определении ценности проекта сравнивается возможная ситуация в социальной сфере без осуществления предлагаемой программы и при ее реали­зации на различных этапах. Задача проектного анализа — определение соотношения производимых затрат и положи­тельных последствий осуществления проекта, т. е. эффектив­ности социальной программы в различные этапы ее реализа­ции.

Проектный анализ опирается на прогнозные оценки бу­дущих событий. В ряде случаев многие внешние эффекты от реализации программ невозможно оценить количественно в ходе проектного анализа, в этом случае необходимо сделать экспертную оценку их качественного состояния. В альтерна­тивных проектах, предлагаемых для рассмотрения, многие из выгод и затрат невозможно определить с необходимой точ­ностью. Часто не удается унифицировать программы или их '| разделы. В этих случаях приходится пользоваться традици- j онным анализом, а в процессе принятия решения не исклю- \ чено использование интуиции и проявление субъективизма.

Главная роль в разработке и реализации программ раз- ' вития социальной сферы отводится органам исполнительной j власти региона. Основой для принятия решений является со­поставление показателей развития социальной инфраструк­туры с нормативными или определение фактического пока­зателя, принятого для характеристики определенной отрас­ли социальной сферы. Зависимость социальной сферы от сис­темы производства и потребления требует корректировки принимаемых решений исходя из существующих производ­ственных и финансовых возможностей. Поэтому программа развития социальной сферы региона должна сочетать макро­экономическое управление с регулированием цен и доходов, целевым использованием бюджетных средств и кредитов, введением антимонопольного регулирования. При разработке социальных планов, рассчитанных на конкретные сроки, по­является возможность применения социальных нормативов для определения соотношений между производственной и непро­изводственной сферами, структурами капитальных вложений и занятости населения и др. Объектом регионального социального планирования при этом выступают конкретная сфе­ра общественной жизни, социальные процессы, происходя­щие как в субъекте Федерации в целом, так и в конкретном районе, городе, селе (территориальный срез), в сфере куль­туры, образования, здравоохранения, бытового обслужива­ния (функциональный срез).

Критерии и показатели управления социальными процессами

Социальный процесс, по определению В. И. Козлова1, представляет собой последовательное изменение состояний или элементов социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта. Управление социальными процессами — это осознанное воздействие субъекта управления на реаль­но существующие общественные отношения и процессы. Оно позволяет, с одной стороны, воспроизводить качественное состояние социального объекта, с другой — обусловливать переход к качественно новому состоянию.

Сущность управления социальными процессами состоит как в целенаправленном управляющем воздействии на объект (целеполагание и целеосуществление), так и в самореализа­ции ряда процессов социального регулирования. Механизм управления социальными процессами образует единство це­ленаправленного управляющего воздействия и социальной самоорганизации.

Управление социальными процессами в широком смыс­ле — это управление социальной структурой, социальной инфраструктурой, расширенным воспроизводством соци­альных условий жизнедеятельности населения, в узком — управление сторонами общественной жизни, касающимися взаимоотношений людей и социальных групп.

Управление социальными процессами и социальным раз­витием осуществляется на трех уровнях: федеральном, реги­ональном, муниципальном. На всех уровнях управление со­циальными процессами осуществляется созданием необходи­мого правового и социального пространства и управляющего воздействия органов государственной власти и других субъек­тов управления на социальную сферу (условия жизни людей и их ценностные ориентации). Государство в лице федераль­ных и региональных органов власти выступает как основной институт, объединяющий усилия всех органов и систем в уп­равлении социальными процессами. Управление социальны­ми процессами осуществляется не только проведением соци­альных реформ, но и проведением реформ во всех других сферах жизнедеятельности общества. При этом важным яв­ляется условие взаимоувязки мер по реализации социаль­ной политики с характером, интенсивностью и направлением протекающих социальных процессов. Государственные орга­ны власти призваны сформировать правовое пространство и выработать механизм, который позволит:

определить правила социального поведения населения;

обеспечить социальную защиту всех нуждающихся граждан;

стимулировать социальную солидарность и участие за­интересованных лиц в управлении социальными процессами в регионе.

Кроме государства субъектом управления выступают различные социальные институты. Однако социальные ин­ституты в виде устойчивых типов и форм социальной прак­тики, посредством которых обеспечивается общественная жизнь и прочность социальных отношений, не всегда скла­дываются автоматически. Необходимо планомерное воздей­ствие на стандарты поведения в соответствующих группах, необходимых для осуществления функций данного институ­та. Одним словом, требуется целенаправленное воздействие органов власти на формирование главных социальных инсти­тутов, связанных с реализацией основных потребностей общества и граждан, которые, в свою очередь, становятся субъектами управления социальными процессами. В настоя­щее время федеральные органы власти не смогли оказать существенное воздействие на такие социальные институты. Государство как субъект управления обязано взять на себя функции главного координатора действия других социальных институтов, являющихся субъектом социальной политики.

На уровне регионов государственные органы, воздействуя на социальные потребности, должны воздействовать на век­тор социальных процессов1, протекающих в регионе, а так­же на каждый субъект региональной социальной политики. Создание социально-экономических предпосылок вовлечения граждан, различных социальных групп и слоев в процесс ре­ализации своих потребностей и интересов является важней­шим инструментом управления социальными процессами в регионе.

Управление социальными процессами в регионе — со­ставная часть управления регионом. Соответственно, методо­логической основой управления социальными процессами в регионе являются разработанные принципы и функции уп­равления регионом. Функции управления фиксируются, при необходимости уточняются в результате проведенной соци­альной диагностики1. Необходимость систематизации принци­пов управления на уровне региона вызвана желанием найти оптимальное соотношение форм и методов, а также потреб­ностью установления взаимосвязей различных элементов объекта управления. Однако оптимальное соотношение для одной ситуации может быть совершенно нерациональным при изменившихся обстоятельствах. В стратегическом управлении социальными процессами чрезвычайно важно предвидеть изменения обстоятельств, происходящих внутри и вне сис­темы. В зависимости от этого могут изменяться или коррек­тироваться принципы управления регионом или его социальной сферой. Принципы управления сильно зависят от типа * системы и социальных отношений, превалирующих в обществе.

В советское время партии (согласно конституции) отво- « дилась роль выработки стратегической линии развития обще­ства, партийным комитетам различного уровня — основных I принципов управления регионом, районом, городом, предпри­ятием, соответственно. В регионах в наибольшей мере реали- ; зовывалась регулятивная функция управления материально-техническими и экономическими процессами, а концепция формировалась в Центре. Или иначе, социальная политика в | регионе носила пассивный характер, поскольку территори- 1 альные органы власти не являлись субъектом, формирую- 1 щим социальную политику, в то же время практическая ее ! реализация была достаточно сильной и устойчивой.

Социальная регуляция (регулирование) направлена на ликвидацию или уменьшение социальных отклонений и при­ведение социальных показателей в норму с целью обеспече­ния оптимального функционирования социальной системы. Если эту норму принимает многочисленное сообщество лю­дей, то она становится универсальной, а если распространя­ется на созданное по определенным принципам и правилам сообщество людей — корпоративной. В социальной группе ^ действуют различные групповые нормы.

Социальное регулирование осуществляется нескольки­ми способами: нормативным, традиционно-ритуальным, кон­венциональным, состязательным, коммуникативным, ценно­стным, статусным, символическим, психотерапевтическим, ситуационным, социально-экономическим. Регулирующее воз­действие на социальные процессы осуществляется на раз­личных стадиях протекания процесса. В ряде случаев регу­лирующее воздействие осуществляется на входе и выходе определенного цикла, а внутри него происходит саморегули­рование.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.