Сделай Сам Свою Работу на 5

Европейская социальная хартия





В Европейской конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и в Протоколе к ней члены Совета Европы договорились обеспе­чить своему населению гражданские и политические права и свободы, указанные в этих документах. В Европейской соци­альной хартии от 18 октября 1991 г. (Турин), открытой для подписания, и в Протоколах к ней члены Совета Европы со­гласились обеспечить своему населению социальные права, указанные в этих документах, в целях повышения их уровня жизни и социального благополучия. Конференция министров по правам человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 г., подчеркнула необходимость, с одной стороны, сохранить не­делимый характер прав человека — гражданских, полити­ческих, экономических, социальных и культурных — и с дру­гой стороны, дать новый импульс Европейской социальной хартии. 21—22 октября 1991 г. в Турине конференция мини­стров решила обновить и уточнить основное содержание со­циальной хартии с тем, чтобы учесть существенные соци­альные изменения, которые произошли со времени приня­тия Хартии. 3 мая 1996 г. в Страсбурге принята пересмотрен­ная Европейская социальная хартия.




Раздел III

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И СИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ — ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Глава 3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова .

Региональная социальная Социальная политика

политика корпоративная

Социальная политика Социальная политика реальная

государства

Социальная политика Социальная политика сильная

активная

Социальная политика органов Субъекты социальной политики

местного самоуправления

Социальную политику в узком понимании большинство авторов рассматривают как деятельность государства, дру­гих политических и социальных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы общества, со­вершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребнос­тей, оказание гражданам необходимой социальной поддерж­ки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.



Социальная политика — одна из главных составляющих внутренней по­литики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятель­ности, преследующее целью решение социальных проблем.

В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

Социальную политику рассматривают как

- взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-про­фессиональных групп, социальных общностей (семьи, наро­ды, население города, поселка, региона и т. п.);

- социальная политика — одна из главных сфер политической деятельности госу­дарств, политических партий, общественных организаций, являющихся субъектами политики, цель которой — развитие образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев (стратов), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека.

- понятие социальной политики - особый ас­пект внутренней политики, це­лью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми». Социальная политика — одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство своих социальных ресурсов.

В узком понимании социальная политика - деятельность государствен­ной власти, негосударственных структур и самой личности по регулированию жизнеобеспечения человека. В конеч­ном итоге социальная политика — это деятельность по уп­равлению социальной сферой общества, обеспечению мате­риальных и культурных потребностей его членов, регулиро­ванию процессов социальной дифференциации общества, в том числе доходов экономически активного населения и не­трудоспособных граждан, позволяющая каждому члену об­щества реализовать его важнейшие социально-экономичес­кие права, прежде всего право на уровень и качество жиз­ни, необходимые для нормального воспроизводства и разви­тия личности.



 

Социальная политика — деятельность государства, дру­гих политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совер­шенствование условий, образа и качества жизни людей, обес­печение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.

Социальная политика — одна из главных составляющих внутренней по­литики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятель­ности, преследующее целью решение социальных проблем.

В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

Социальная политика — взаимоотношения основных эле­ментов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения соци­ального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. социальная политика является сугубо структурным общественным отношением (взаимо­действием способных к субъектному действию элементов со­циальной структуры).

Реальная социальная политика:

§ концепция и программа действий государства и пред­ставляющих его должностных (президента, председателя правительства, руководителей регионов и др.) и юридических лиц (законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, конкретных социальных систем и служб), партий, движений, отдельных политических лидеров;

§ собственно реализуемая комплексная социальная тех­нология в данном социальном времени и конкретном террито­риально-правовом пространстве (административно-террито­риальном образовании: стране, области, крае, городе и т. д.).

 

Социальная политика в широком понимании рассматривается как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых госу­дарственными и негосударственными органами, организаци­ями и учреждениями, направленных на создание необходи­мых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятно­го социального климата.

Социальная политика формируется и реализуется в про­цессе деятельности субъекта не только в лице государственных структур, но и органов местного самоуправления, обще­ственных организаций, а также производственных и других коллективов, т. е. социальное государство заинтересовано привлекать с качестве субъекта социальной политики всех заинтересованных структур и лиц.

Она направлена на дости­жение социальных целей и результатов, связанных:

§ улуч­шением материального и социального благосостояния,

§ повы­шение качества жизни населения,

§ достижение обществен­но-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности.

 

Социальная политика реализуется путем организации взаимоотношений различных элементов социальной структуры общества, при­водящей к сохранению или изменению социального положе­ния населения в целом или составляющих его классов, сло­ев, общностей.

На государственном уровне главным субъектом социальной политики выступают органы власти регионов.

На микроуровне основ­ным субъектом социальной политики является семья.

При нахождении субъектов социальной политики между собой в иерархической зависимости субъекты более низкого уровня становятся объектами социальной политики, проводимой субъектами вышестоящего уровня.

 

Социальная политика государства в узком понимании — это деятельность государственных органов и их должност­ных лиц, связанная с определением интересов, содержания и форм деятельности и реализацией функций и задач госу­дарства по созданию условий жизнедеятельности, формиро­ванию оптимальной социальной инфраструктуры и социаль­ной структуры общества.

Социальная политика реализуется посредством управля­ющего воздействия на социальную сферу.

Объектом социаль­ной политики в регионе выступают:

§ все население региона,

§ отдельные индивиды,

§ социальные общности, действующие на соответствующей территории.

Субъектом социальной по­литики в регионе являются:

§ государственные органы, в том числе региональные законодательные, исполнительные и судебные органы власти;

§ орга­низации,

§ учреждения и объединения (социальные, профессиональные, политические, религиозные, благотворительные),

оказывающие воздействие на социальную сферу региона.

Социальная политика государства на нынешнем этапе нацелена на:

§ развитие систем образования, здравоохранения и культуры,

§ развитие систем социального обеспечения,

§ развитие жи­лищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения.

§ повышения благосостоя­ния, уровня жизни населения,

§ создания социальных предпо­сылок в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

На переходном этапе строительства социального государства все заинтере­сованные субъекты социальной политики должны сконцент­рировать основные усилия в области социальной политики на следующих основных направлениях:

§ обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения за­работной платы,

§ повышение доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте,

§ улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиление адресно­сти социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновремен­ном сокращении социальных трансфертов обеспеченным се­мьям,

§ перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

§ значительное сокращение социальной и экономичес­кой бедности, минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации,

§ укрепление социальной безопас­ности граждан.

 

Основные задачи современного Российского государства и его правительства в области демографической политики:

§ разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития РФ и региональ­ных особенностей демографических процессов;

§ оказание материальной поддержки семьи при рожде­нии детей, в том числе увеличение размеров единовремен­ного пособия при рождении ребенка в зависимости от очеред­ного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ре­бенком до 1,5 лет;

§ улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

§ разработка мер, предусматривающих аттестацию ра­бочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

§ разработка и реализация мер по профилактике право­нарушений, пьянства и наркомании;

§ совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизнен­ных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостоя­ния, уровня жизни населения, создания социальных предпо­сылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве идея реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

 

В структуре социальной политики рассматриваются три уровня:

1. федеральный,

2. региональный,

3. муниципальный.

Воп­росы финансирования развития образования, здравоохране­ния, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и быто­вого обслуживания населения в основном должны решаться на уровне федеральных органов государственной власти.

Все три уровня (федеральный, региональный, местный) находят­ся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и со­ставляют неразрывное единство. Поэтому социальную поли­тику, которая уже на этапе формирования представляет со­бой трехсторонний процесс выработки взаимно согласован­ных принципов решения социальных проблем, авторы назы­вают триединой социальной политикой. В федеративном со­циальном государстве реализация такой социальной полити­ки осуществляется на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.

Целостная трехуровневая система социальной политики не просто сумма составляющих структуру или же перенос свойств каждой составляющей на единое целое, а интегральную структура, состоящая из частей, находящих­ся в неразрывном единстве и составляющих единство.

Соче­тание этих частей осуществляется по принципу системности.

Системность относительно сочетания федерального, регио­нального и местного уровней реализуется при гармонизации интересов всех трех уровней, а также при четком определе­нии их приоритетов и полномочий.

 

Структурная система социальной политики включает следующие компоненты:

§ эко­номический,

§ правовой,

§ культурный,

§ демографический,

§ на­ционально-этнический и др.

 

На всех уровнях приоритетной является реализация сле­дующих функций социальной политики социального государ­ства:

§ противодействие тенденции ухудшения демографичес­кой ситуации, острым проявлениям депопуляции населения в ряде регионов;

§ предотвращение массовой бедности населения, особен­но слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых;

§ минимизация отрицательных последствий массовой безработицы, особенно в индустриальных районах;

§ целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние;

§ принятие дополнительных мер по отношению к насе­лению, оказавшемуся в бедственном положении.

Важно достичь оптимального сочетания экономической и социальной политики, федерального, регионального и мес­тного уровней при выработке и реализации социальной по­литики.

Принципы социальной политики социального государства:

- всеобщность в сочетании с дифференцированным под­ходом к различным группам населения;

- активность и адресность;

- динамизм и гибкость;

- социальное партнерство;

- научная обоснованность социальных нормативов и стан­дартов;

- разграничение полномочий и ответственности в вопро­сах реализации социальной политики между федеральными и региональными органами власти и местным самоуправлением.

 

Правовое регулирование в социальной сфере формиру­ется под воздействием государственной социальной полити­ки, которая уточняется в правительственных программах со­циальных реформ. Правовое регулирование социальной сфе­ры осуществляется также подзаконными нормативными пра­вовыми актами: Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, ак­тами глав исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации. В то же время следует учитывать, что регулирова­ние социальной сферы (включая правовое регулирование) имеет определенную инерционность и основано на том поло­жении, что такое регулирование должно привести к резуль­татам не ниже имевшихся до включения процесса регулиро­вания.

Правовая база развития социальной сферы включает в себя три уровня, формируемых соответственно органами вла­сти Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. В соответствии с Конституцией Российской Феде­рации регулирование подавляющего большинства социальных вопросов находится в совместном ведении Российской Феде­рации и ее субъектов. В случае отсутствия федерального за­кона, регулирующего те или иные отношения в развитии отраслей социальной сферы, на практике субъектами Феде­рации с опережением принимаются свои законы. Органы мес­тного самоуправления в соответствии со ст. б Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации» ведут активное нормо­творчество по большому перечню социальных вопросов.

Региональная социальная политика федерального Цент­ра в последние годы в большей степени ориентирована на передачу ряда социальных функций территориям при сохра­нении приоритета в решении вопросов пенсионного обеспече­ния, социального страхования, занятости за федеральными органами. Это, скорее всего, вынужденная мера, а не жела­ние Центра укрепить самостоятельность регионов, поскольку постоянный спад производства существенно уменьшил эко­номический потенциал страны, соответственно и базу соци­альных реформ. Глубина и характер экономического кризиса существенно отличаются в различных регионах. Территори­альная дифференциация экономического пространства стала главным итогом последнего периода и в то же время главной проблемой в развитии экономики в территориальном разрезе. Это требует особого учета региональных социальных проблем при разработке и реализации экономической политики соци­ально ориентированного государства.

Реализация социальной политики в социальном государ­стве осуществляется через воздействие на социальные под­системы, а также придание социальной направленности эко­номике (государства, не являющиеся социальными или не стремящиеся стать таковыми, далеко не всегда стремятся придать социальную направленность экономике).

Социальная политика органично вплетена в систему взаимосвязей эконо­мической политики, поэтому едва ли какому-либо государству удастся сформировать сильную социальную политику при слабой, фрагментарной (бессистемной) и непоследовательной экономической политике государства.

Социальная направленность экономики обусловлена:

1. социальной ориентацией экономики в виде увеличения возможностей повышения жизненного уровня как результат экономического роста. Для этого необходимо со­здать адекватный экономический механизм хозяйственной деятельности с учетом социально-экономической среды;

2. воспроизводством экономической структу­рой определенной социальной структуры и общественных от­ношений. Социальная ориентация экономики означает удов­летворение потребительских нужд страны в целом, регио­нов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан конкретного региона;

3. включением в работу социальных механиз­мов экономического роста и стимулов повышения трудовой и предпринимательской активности населения, что требует вы­работки основных принципов включения социальных факто­ров в экономические реформы.

Социальная компонента важна в любой прогрессивной деятельности, причем социальный фактор оказывает стиму­лирующее воздействие лишь тогда, когда он управляем экономически. Для эффективного включения социальных факто­ров в экономический механизм требуется создание условий, обеспечивающих реальное ощущение населением связи про­водимых мероприятий по проведению экономических реформ с улучшением благосостояния. Кроме того, в общественном мнении должна преобладать уверенность, что результатами экономических преобразований будут пользоваться не толь­ко избранные. В обществе необходимо укрепить понимание того, что образовательный и научно-творческий потенциал народа непременно будет превращен в созидательную силу реформ а социальные результаты труда будут находиться под социальным контролем.

 

Формирование социальной политики должно осуществ­ляться на основе системного подхода, который включает в себя следующие этапы:

- формулирование целей;

- разработка понятийного аппарата;

- анализ причин и следствий;

- выработка путей и средств достижения целей;

- определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

- разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

- определение перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения со­циальных гарантий;

- разработка показателей социальной структуры и соци­альной инфраструктуры, норм обеспечения социальными ус­лугами;

- разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграниче­ния полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

Необходимые для этого материальные ресурсы социаль­ное государство формирует перераспределением доходов от сбора налогов. Социальная политика в условиях рыночной эко­номики призвана удовлетворять жизненные потребности лю­дей, которые не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить себя самостоятельно, и исходит из того, что ос­новная масса здоровых и трудоспособных людей сама удов­летворяет свои жизненные потребности (приобретает пита­ние, одежду, жилье, организует досуг) приемлемым обще­ством способом.

Применительно к совершенствованию условий жизни со­циальная политика социального государства предполагает:

§ улучшение условий трудовой деятельности людей, повышение уровня ее безопасности, регулирование трудовых отношений на предприятиях и в организациях любых форм собственности;

§ планировку, застройку и благоустройство населенных пунктов, создание и поддержание в должном состоянии до­рожной сети;

§ организацию транспортного обслуживания населения и обеспечения его услугами связи и информации;

§ охрану окружающей среды и обеспечение экологичес­кой безопасности жизни населения;

§ содействие налаживанию и успешному функциониро­ванию системы торгового и бытового обслуживания населе­ния;

§ создание благоприятных условий для развития частно­предпринимательской инициативы;

§ организацию охраны общественного порядка.

Социальная политика, осуществляемая всеми заинтере­сованными субъектами, призвана совершенствовать образ жизни людей, развивать их позитивные качества: трудолю­бие, общественную активность, ответственность и нравствен­ность.

Таким образом, социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотиз­ма и милосердия. Кроме того, социальная политика такого го­сударства призвана поддерживать в приемлемых рамках иму­щественную дифференциацию населения, исключать ее нео­правданные разрывы, формировать и укреплять солидарность между разными слоями общества, развивать социальное парт­нерство и т. д. Социальная политика практически обеспечивает функционирование социального государства.

Корпоративная социальная политикав социальном го­сударстве — это составная часть государственной социальной политики, регулирующая отношения в обществе его раз­личных социальных слоев и групп. Социальные институты, процедуры и механизмы служат инструментами реализации этих интересов, борьбы за приоритеты в экономической и социальной политике. Ключевую роль при этом играют инсти­туты и механизмы социального партнерства.

Исследователи корпоративизма (Герцберг, Макгрегор, Луи Блан и др.) анализировали отдельные формы соединения интересов людей, однако единая корпоративная форма пока не выработана. Корпоративизм с определенной степенью допущения можно рассматривать как модель социально-экономического поведения организован­ной группы людей, где главное — баланс социальных, эко­номических, политических и других интересов участвующих субъектов всех категорий и уровней. Это позволяет формиро­вать наиболее благоприятную социально-экономическую сре­ду, так как во главу корпоративных отношений ставится не только справедливое перераспределение доходов между всеми участниками единого процесса, но и предоставление каждо­му реальных возможностей получения благ и услуг.

Германия, Швеция, Япония добились успехов в конце XX в. во многом благодаря использованию принципов корпо­ративизма. Естественно, что они трансформировались в них по-разному, учитывая исторические и природно-экономические особенности развития этих стран. Корпоративизм, осно­ванный на «порядке и организованности», в Германии отли­чается от корпоративизма Японии, в основе которого — «япон­ский дух» и менталитет ее народа. Тем не менее все это — различные модификации корпоративных отношений. Корпоративный потенциал обладает ог­ромными возможностями и при рациональном использовании способен обеспечить значительный синергетический эффект, что касается не столько экономики, сколько социальной сфе­ры. Этот процесс можно рассматривать в качестве специаль­ной социальной трансформации, ведущей к созданию совре­менной, сложной системы отношений, отвечающей принци­пам открытой рыночной социально ориентированной эконо­мики.

Корпоративизм — естественное стремление человека удовлетворять свои интересы при содействии других людей, причем не за их счет, а с их помощью и поддержкой и отда­вая при этом свой вклад другим, через развитие взаимодей­ствующего сообщества. Если учесть, что жизнь общества протекает в рамках, по крайней мере, двух групп отноше­ний, складывающихся между людьми: социально-экономичес­ких, в основе которых лежат отношения собственности, и организационно-экономических, связанных с реальным вза­имодействием людей в области организации деятельности и производства, методами их регулирования, хозяйствования, — то корпоративные отношения могут рассматриваться как в качестве одной из составляющих организационно-экономичес­ких отношений рыночной экономики, так и в качестве спосо­ба (метода) регулирования совместной деятельности.

Каждая страна имеет собственную модификацию социально-экономи­ческого развития, которая отличается инструментами и ме­ханизмами, уровнем эффективности их функционирования. И появление понятий «шведская модель», «японская модель», «американская модель» обусловлено становлением определен­ных систем социально-экономических отношений в отдель­ных государствах в рамках формирования мировых рыноч­ных отношений.

Россия, где еще формируются крупные корпоративные образования, пока не приблизилась к эффективной корпора­тивной экономике, без чего немыслима и социальная полити­ка. Внесение элемента корпоративизма в социальную полити­ку социального государства способствует более устойчивому равновесию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, постепенному переходу основной тяжести социальных расходов социального государства на уровень корпораций и предприятий.

Региональная социальная политика— совокупность тео­ретических принципов и мер федеральных органов, направ­ленных на социальное развитие регионов с учетом их специ­фики — формируется и реализуется в регионах России на базе согласованной социально-экономической политики госу­дарства, субъекта Федерации и муниципального образова­ния. Формирование социальной политики на уровне регио­на — новое явление в России, поскольку до начала рыноч­ных реформ государственная социальная политика формиро­валась исключительно на общенациональном уровне, а реги­он не представлял собой самостоятельный субъект региональ­ной социальной политики. Сегодня органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Региональная социальная политика — это комплекс мер, вырабатываемых федеральными органами власти и другими заинтересованными субъектами и реализуемых с учетом сфор­мированной концепции регионального социального развития. Ее объектом выступают все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответ­ствующей территории. Субъектом региональной социальной политики являются государственные органы, организации, учреждения и объединения (профессиональные, политичес­кие, религиозные, благотворительные), оказывающие воздей­ствие на социальную сферу региона. Субъектом государствен­ной региональной социальной политики являются региональ­ные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Недостаточная нормативно-правовая обеспеченность раз­граничения полномочий и предметов ведения Российской Фе­дерации и ее субъектов позволяет федеральному Центру и субъектам Федерации неоднозначно трактовать положения различных документов. Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 11) и 35 подписанных договоров разграничения полно­мочий и предметов ведения между федеральным Центром и субъектами Федерации предоставили определенные правовые возможности развитию федерализма. Однако возможность пе­редачи части своих полномочий Центра органам власти субъек­тов Федерации (или наоборот) путем соглашений (ст. 78 Кон­ституции Российской Федерации) вовсе не означает потерю этих полномочий федеральным центром, как это представля­ют ряд ученых и политических деятелей. Просто эти полномо­чия исполняются органом другого уровня в определенных объе­мах и сроках, при этом сами полномочия никуда не переходят. Статья 71 Конституции Российской Федерации относит раз­граничение отдельных предметов ведения и полномочий к ис­ключительному ведению Российской Федерации.

Отсутствие норм о порядке введения в действие догово­ров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации привело к тому, что пред­меты ведения передаются не всем субъектам Федерации в равной степени, а в некоторых из них отдельные нормы и Конституция страны действуют не в полной мере.

Различия, создающие ассимметричность, не должны но­сить антагонистического характера, а в случае невозможно­сти ее избежать на определенных этапах развития общества конкретные принципы ассимметричности должны быть соци­ально, экономически и юридически обоснованы.

Неопределенность в вопросах установления и развития федеративных отношений, прежде всего в предметах веде­ния Центра и субъектов Федерации, допущенные ошибки в реализации главного принципа федерализма (равенство прав и ответственности Федерации и ее субъектов в пределах их предметов ведения) привели к ослаблению действия функций государственного управления различными социально-эконо­мическими процессами, протекающими в регионах. Все это привело к необходимости переноса многих функций управле­ния социальным развитием различных отраслей социальной сферы в регионы. Таким образом, федеральный Центр фактически ограничил реализацию на практике своих полномо­чий. Права федеральных органов власти должны ограничи­ваться лишь в той части, в которой они посягают на консти­туционные полномочия субъектов Федерации. Правотворчес­кая деятельность в большей мере должна быть сосредоточена на федеральном уровне. Нормативно-правовая база должна уточняться регионами исходя из своей специфики. В то же время в целях обеспечения целостности государства феде­ральные органы при принятии решений должны быть сво­бодны от возможных посягательств на свои полномочия со стороны отдельных субъектов Федерации.

Вопросы повышения благосостояния, уровня жизни на­селения, создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов для участия в общественном произ­водстве соответственно также решаются в большей мере на региональном уровне. В период интенсивной структурной пе­рестройки региональная социальная политика, формируемая и реализуемая региональными и муниципальными органами власти, становится главной детерминантой развития социаль­ной сферы, поскольку именно она поможет избежать или уменьшить социальные издержки, вызванные неустойчивым состоянием переходного периода, путем целенаправленного воздействия заинтересованных структур и лиц на отдельные компоненты социальной сферы региона.

Несмотря на наличие большого количества отличитель­ных черт все регионы, находясь в едином макроэкономичес­ком пространстве, приобретают общие признаки и законо­мерности экономического развития. Это позволяет применить единый подход к решению общих проблем развития регионов с учетом имеющихся различий. Наиболее важным является учет следующих проблем:

- вопросы разграничения полномочий и ответственности Центра и субъектов Федерации в социальной и экономичес­кой сфере, взаимодействия региональных и местных органов власти и самоуправления с хозяйствующими субъектами, Расположенными на соответствующей территории;

- наличие тенденций к дезинтеграции экономического пространства страны, ограничение межрегионального взаи­модействия, ограничение или полная потеря преимуществ территориального разделения труда;

- наличие существенных различий между регионами в вопросах социального и экономического развития и уровня жизни;

- наличие дефицитности бюджетов большинства субъек­тов Федерации;

- дисбаланс соотношений специализации и самообеспе­чения регионов;

- наличие достаточно большого количества территорий с особо сложными условиями хозяйствования и трудноадап-тируемой к рыночным механизмам структурой экономики (Крайний Север и приравненные к нему местности, моноот­раслевые промышленные районы, районы межнациональных конфликтов);

- проблемы регионов с кризисными экологическими си­туациями; проблемы слаборазвитых и депрессивных районов и городов;

- отсутствие или чрезвычайно слабое развитие соци­альной инфраструктуры новых приграничных районов.

Развитие экономики и социальной инфраструктуры ре­гионов находится в прямой зависимости от достижений рос­сийской экономики. Значительная роль в осуществлении со­циальной политики принадлежит механизму и принципам распределения национального продукта производственной и непроизводственной сферы. За последние годы оформились ключевые звенья рыночной многоукладной экономики, созда­ны важнейшие элементы инфраструктуры. Произошла ста­билизация потребительского рынка, ликвидирован товарный дефицит. Высокодоходные группы населения стали образцом европейских стандартов потребления. В промышленности и строительстве сформировался значительный частный и сме­шанный (частный и государственный) капитал. На новой ры­ночной основе формируется новый контур межхозяйствен­ных связей. Начал формироваться новый для российского рынка институт финансово-промышленных групп. Появляет­ся новый слой руководителей-предпринимателей.

Однако пока о стабилизации социально-экономической сферы говорить рано. Не решены большинство социальных проблем.

1. Не все члены общества имеют равный доступ как к результатам деятельности субъектов хозяйствования, так и региона в целом.

2. От четверти до трети населения находится за чертой бедности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.