Европейская социальная хартия
В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и в Протоколе к ней члены Совета Европы договорились обеспечить своему населению гражданские и политические права и свободы, указанные в этих документах. В Европейской социальной хартии от 18 октября 1991 г. (Турин), открытой для подписания, и в Протоколах к ней члены Совета Европы согласились обеспечить своему населению социальные права, указанные в этих документах, в целях повышения их уровня жизни и социального благополучия. Конференция министров по правам человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 г., подчеркнула необходимость, с одной стороны, сохранить неделимый характер прав человека — гражданских, политических, экономических, социальных и культурных — и с другой стороны, дать новый импульс Европейской социальной хартии. 21—22 октября 1991 г. в Турине конференция министров решила обновить и уточнить основное содержание социальной хартии с тем, чтобы учесть существенные социальные изменения, которые произошли со времени принятия Хартии. 3 мая 1996 г. в Страсбурге принята пересмотренная Европейская социальная хартия.
Раздел III
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И СИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ — ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 3.1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова .
Региональная социальная Социальная политика
политика корпоративная
Социальная политика Социальная политика реальная
государства
Социальная политика Социальная политика сильная
активная
Социальная политика органов Субъекты социальной политики
местного самоуправления
Социальную политику в узком понимании большинство авторов рассматривают как деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.
Социальная политика — одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем.
В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
Социальную политику рассматривают как
- взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т. п.);
- социальная политика — одна из главных сфер политической деятельности государств, политических партий, общественных организаций, являющихся субъектами политики, цель которой — развитие образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев (стратов), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека.
- понятие социальной политики - особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми». Социальная политика — одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство своих социальных ресурсов.
В узком понимании социальная политика - деятельность государственной власти, негосударственных структур и самой личности по регулированию жизнеобеспечения человека. В конечном итоге социальная политика — это деятельность по управлению социальной сферой общества, обеспечению материальных и культурных потребностей его членов, регулированию процессов социальной дифференциации общества, в том числе доходов экономически активного населения и нетрудоспособных граждан, позволяющая каждому члену общества реализовать его важнейшие социально-экономические права, прежде всего право на уровень и качество жизни, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности.
Социальная политика — деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.
Социальная политика — одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем.
В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.
Социальная политика — взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. социальная политика является сугубо структурным общественным отношением (взаимодействием способных к субъектному действию элементов социальной структуры).
Реальная социальная политика:
§ концепция и программа действий государства и представляющих его должностных (президента, председателя правительства, руководителей регионов и др.) и юридических лиц (законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, конкретных социальных систем и служб), партий, движений, отдельных политических лидеров;
§ собственно реализуемая комплексная социальная технология в данном социальном времени и конкретном территориально-правовом пространстве (административно-территориальном образовании: стране, области, крае, городе и т. д.).
Социальная политика в широком понимании рассматривается как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта не только в лице государственных структур, но и органов местного самоуправления, общественных организаций, а также производственных и других коллективов, т. е. социальное государство заинтересовано привлекать с качестве субъекта социальной политики всех заинтересованных структур и лиц.
Она направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных:
§ улучшением материального и социального благосостояния,
§ повышение качества жизни населения,
§ достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Социальная политика реализуется путем организации взаимоотношений различных элементов социальной структуры общества, приводящей к сохранению или изменению социального положения населения в целом или составляющих его классов, слоев, общностей.
На государственном уровне главным субъектом социальной политики выступают органы власти регионов.
На микроуровне основным субъектом социальной политики является семья.
При нахождении субъектов социальной политики между собой в иерархической зависимости субъекты более низкого уровня становятся объектами социальной политики, проводимой субъектами вышестоящего уровня.
Социальная политика государства в узком понимании — это деятельность государственных органов и их должностных лиц, связанная с определением интересов, содержания и форм деятельности и реализацией функций и задач государства по созданию условий жизнедеятельности, формированию оптимальной социальной инфраструктуры и социальной структуры общества.
Социальная политика реализуется посредством управляющего воздействия на социальную сферу.
Объектом социальной политики в регионе выступают:
§ все население региона,
§ отдельные индивиды,
§ социальные общности, действующие на соответствующей территории.
Субъектом социальной политики в регионе являются:
§ государственные органы, в том числе региональные законодательные, исполнительные и судебные органы власти;
§ организации,
§ учреждения и объединения (социальные, профессиональные, политические, религиозные, благотворительные),
оказывающие воздействие на социальную сферу региона.
Социальная политика государства на нынешнем этапе нацелена на:
§ развитие систем образования, здравоохранения и культуры,
§ развитие систем социального обеспечения,
§ развитие жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения.
§ повышения благосостояния, уровня жизни населения,
§ создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
На переходном этапе строительства социального государства все заинтересованные субъекты социальной политики должны сконцентрировать основные усилия в области социальной политики на следующих основных направлениях:
§ обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы,
§ повышение доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте,
§ улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиление адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям,
§ перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);
§ значительное сокращение социальной и экономической бедности, минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации,
§ укрепление социальной безопасности граждан.
Основные задачи современного Российского государства и его правительства в области демографической политики:
§ разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития РФ и региональных особенностей демографических процессов;
§ оказание материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
§ улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;
§ разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;
§ разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;
§ совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).
Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве идея реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.
В структуре социальной политики рассматриваются три уровня:
1. федеральный,
2. региональный,
3. муниципальный.
Вопросы финансирования развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения в основном должны решаться на уровне федеральных органов государственной власти.
Все три уровня (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения социальных проблем, авторы называют триединой социальной политикой. В федеративном социальном государстве реализация такой социальной политики осуществляется на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.
Целостная трехуровневая система социальной политики не просто сумма составляющих структуру или же перенос свойств каждой составляющей на единое целое, а интегральную структура, состоящая из частей, находящихся в неразрывном единстве и составляющих единство.
Сочетание этих частей осуществляется по принципу системности.
Системность относительно сочетания федерального, регионального и местного уровней реализуется при гармонизации интересов всех трех уровней, а также при четком определении их приоритетов и полномочий.
Структурная система социальной политики включает следующие компоненты:
§ экономический,
§ правовой,
§ культурный,
§ демографический,
§ национально-этнический и др.
На всех уровнях приоритетной является реализация следующих функций социальной политики социального государства:
§ противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения в ряде регионов;
§ предотвращение массовой бедности населения, особенно слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых;
§ минимизация отрицательных последствий массовой безработицы, особенно в индустриальных районах;
§ целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние;
§ принятие дополнительных мер по отношению к населению, оказавшемуся в бедственном положении.
Важно достичь оптимального сочетания экономической и социальной политики, федерального, регионального и местного уровней при выработке и реализации социальной политики.
Принципы социальной политики социального государства:
- всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным группам населения;
- активность и адресность;
- динамизм и гибкость;
- социальное партнерство;
- научная обоснованность социальных нормативов и стандартов;
- разграничение полномочий и ответственности в вопросах реализации социальной политики между федеральными и региональными органами власти и местным самоуправлением.
Правовое регулирование в социальной сфере формируется под воздействием государственной социальной политики, которая уточняется в правительственных программах социальных реформ. Правовое регулирование социальной сферы осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами: Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В то же время следует учитывать, что регулирование социальной сферы (включая правовое регулирование) имеет определенную инерционность и основано на том положении, что такое регулирование должно привести к результатам не ниже имевшихся до включения процесса регулирования.
Правовая база развития социальной сферы включает в себя три уровня, формируемых соответственно органами власти Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование подавляющего большинства социальных вопросов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего те или иные отношения в развитии отраслей социальной сферы, на практике субъектами Федерации с опережением принимаются свои законы. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. б Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведут активное нормотворчество по большому перечню социальных вопросов.
Региональная социальная политика федерального Центра в последние годы в большей степени ориентирована на передачу ряда социальных функций территориям при сохранении приоритета в решении вопросов пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости за федеральными органами. Это, скорее всего, вынужденная мера, а не желание Центра укрепить самостоятельность регионов, поскольку постоянный спад производства существенно уменьшил экономический потенциал страны, соответственно и базу социальных реформ. Глубина и характер экономического кризиса существенно отличаются в различных регионах. Территориальная дифференциация экономического пространства стала главным итогом последнего периода и в то же время главной проблемой в развитии экономики в территориальном разрезе. Это требует особого учета региональных социальных проблем при разработке и реализации экономической политики социально ориентированного государства.
Реализация социальной политики в социальном государстве осуществляется через воздействие на социальные подсистемы, а также придание социальной направленности экономике (государства, не являющиеся социальными или не стремящиеся стать таковыми, далеко не всегда стремятся придать социальную направленность экономике).
Социальная политика органично вплетена в систему взаимосвязей экономической политики, поэтому едва ли какому-либо государству удастся сформировать сильную социальную политику при слабой, фрагментарной (бессистемной) и непоследовательной экономической политике государства.
Социальная направленность экономики обусловлена:
1. социальной ориентацией экономики в виде увеличения возможностей повышения жизненного уровня как результат экономического роста. Для этого необходимо создать адекватный экономический механизм хозяйственной деятельности с учетом социально-экономической среды;
2. воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений. Социальная ориентация экономики означает удовлетворение потребительских нужд страны в целом, регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан конкретного региона;
3. включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой и предпринимательской активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.
Социальная компонента важна в любой прогрессивной деятельности, причем социальный фактор оказывает стимулирующее воздействие лишь тогда, когда он управляем экономически. Для эффективного включения социальных факторов в экономический механизм требуется создание условий, обеспечивающих реальное ощущение населением связи проводимых мероприятий по проведению экономических реформ с улучшением благосостояния. Кроме того, в общественном мнении должна преобладать уверенность, что результатами экономических преобразований будут пользоваться не только избранные. В обществе необходимо укрепить понимание того, что образовательный и научно-творческий потенциал народа непременно будет превращен в созидательную силу реформ а социальные результаты труда будут находиться под социальным контролем.
Формирование социальной политики должно осуществляться на основе системного подхода, который включает в себя следующие этапы:
- формулирование целей;
- разработка понятийного аппарата;
- анализ причин и следствий;
- выработка путей и средств достижения целей;
- определение критериев оценки и механизмов принятия решений;
- разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;
- определение перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;
- разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;
- разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.
Необходимые для этого материальные ресурсы социальное государство формирует перераспределением доходов от сбора налогов. Социальная политика в условиях рыночной экономики призвана удовлетворять жизненные потребности людей, которые не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить себя самостоятельно, и исходит из того, что основная масса здоровых и трудоспособных людей сама удовлетворяет свои жизненные потребности (приобретает питание, одежду, жилье, организует досуг) приемлемым обществом способом.
Применительно к совершенствованию условий жизни социальная политика социального государства предполагает:
§ улучшение условий трудовой деятельности людей, повышение уровня ее безопасности, регулирование трудовых отношений на предприятиях и в организациях любых форм собственности;
§ планировку, застройку и благоустройство населенных пунктов, создание и поддержание в должном состоянии дорожной сети;
§ организацию транспортного обслуживания населения и обеспечения его услугами связи и информации;
§ охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности жизни населения;
§ содействие налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения;
§ создание благоприятных условий для развития частнопредпринимательской инициативы;
§ организацию охраны общественного порядка.
Социальная политика, осуществляемая всеми заинтересованными субъектами, призвана совершенствовать образ жизни людей, развивать их позитивные качества: трудолюбие, общественную активность, ответственность и нравственность.
Таким образом, социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия. Кроме того, социальная политика такого государства призвана поддерживать в приемлемых рамках имущественную дифференциацию населения, исключать ее неоправданные разрывы, формировать и укреплять солидарность между разными слоями общества, развивать социальное партнерство и т. д. Социальная политика практически обеспечивает функционирование социального государства.
Корпоративная социальная политикав социальном государстве — это составная часть государственной социальной политики, регулирующая отношения в обществе его различных социальных слоев и групп. Социальные институты, процедуры и механизмы служат инструментами реализации этих интересов, борьбы за приоритеты в экономической и социальной политике. Ключевую роль при этом играют институты и механизмы социального партнерства.
Исследователи корпоративизма (Герцберг, Макгрегор, Луи Блан и др.) анализировали отдельные формы соединения интересов людей, однако единая корпоративная форма пока не выработана. Корпоративизм с определенной степенью допущения можно рассматривать как модель социально-экономического поведения организованной группы людей, где главное — баланс социальных, экономических, политических и других интересов участвующих субъектов всех категорий и уровней. Это позволяет формировать наиболее благоприятную социально-экономическую среду, так как во главу корпоративных отношений ставится не только справедливое перераспределение доходов между всеми участниками единого процесса, но и предоставление каждому реальных возможностей получения благ и услуг.
Германия, Швеция, Япония добились успехов в конце XX в. во многом благодаря использованию принципов корпоративизма. Естественно, что они трансформировались в них по-разному, учитывая исторические и природно-экономические особенности развития этих стран. Корпоративизм, основанный на «порядке и организованности», в Германии отличается от корпоративизма Японии, в основе которого — «японский дух» и менталитет ее народа. Тем не менее все это — различные модификации корпоративных отношений. Корпоративный потенциал обладает огромными возможностями и при рациональном использовании способен обеспечить значительный синергетический эффект, что касается не столько экономики, сколько социальной сферы. Этот процесс можно рассматривать в качестве специальной социальной трансформации, ведущей к созданию современной, сложной системы отношений, отвечающей принципам открытой рыночной социально ориентированной экономики.
Корпоративизм — естественное стремление человека удовлетворять свои интересы при содействии других людей, причем не за их счет, а с их помощью и поддержкой и отдавая при этом свой вклад другим, через развитие взаимодействующего сообщества. Если учесть, что жизнь общества протекает в рамках, по крайней мере, двух групп отношений, складывающихся между людьми: социально-экономических, в основе которых лежат отношения собственности, и организационно-экономических, связанных с реальным взаимодействием людей в области организации деятельности и производства, методами их регулирования, хозяйствования, — то корпоративные отношения могут рассматриваться как в качестве одной из составляющих организационно-экономических отношений рыночной экономики, так и в качестве способа (метода) регулирования совместной деятельности.
Каждая страна имеет собственную модификацию социально-экономического развития, которая отличается инструментами и механизмами, уровнем эффективности их функционирования. И появление понятий «шведская модель», «японская модель», «американская модель» обусловлено становлением определенных систем социально-экономических отношений в отдельных государствах в рамках формирования мировых рыночных отношений.
Россия, где еще формируются крупные корпоративные образования, пока не приблизилась к эффективной корпоративной экономике, без чего немыслима и социальная политика. Внесение элемента корпоративизма в социальную политику социального государства способствует более устойчивому равновесию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, постепенному переходу основной тяжести социальных расходов социального государства на уровень корпораций и предприятий.
Региональная социальная политика— совокупность теоретических принципов и мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов с учетом их специфики — формируется и реализуется в регионах России на базе согласованной социально-экономической политики государства, субъекта Федерации и муниципального образования. Формирование социальной политики на уровне региона — новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ государственная социальная политика формировалась исключительно на общенациональном уровне, а регион не представлял собой самостоятельный субъект региональной социальной политики. Сегодня органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.
Региональная социальная политика — это комплекс мер, вырабатываемых федеральными органами власти и другими заинтересованными субъектами и реализуемых с учетом сформированной концепции регионального социального развития. Ее объектом выступают все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории. Субъектом региональной социальной политики являются государственные органы, организации, учреждения и объединения (профессиональные, политические, религиозные, благотворительные), оказывающие воздействие на социальную сферу региона. Субъектом государственной региональной социальной политики являются региональные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Недостаточная нормативно-правовая обеспеченность разграничения полномочий и предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов позволяет федеральному Центру и субъектам Федерации неоднозначно трактовать положения различных документов. Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 11) и 35 подписанных договоров разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным Центром и субъектами Федерации предоставили определенные правовые возможности развитию федерализма. Однако возможность передачи части своих полномочий Центра органам власти субъектов Федерации (или наоборот) путем соглашений (ст. 78 Конституции Российской Федерации) вовсе не означает потерю этих полномочий федеральным центром, как это представляют ряд ученых и политических деятелей. Просто эти полномочия исполняются органом другого уровня в определенных объемах и сроках, при этом сами полномочия никуда не переходят. Статья 71 Конституции Российской Федерации относит разграничение отдельных предметов ведения и полномочий к исключительному ведению Российской Федерации.
Отсутствие норм о порядке введения в действие договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации привело к тому, что предметы ведения передаются не всем субъектам Федерации в равной степени, а в некоторых из них отдельные нормы и Конституция страны действуют не в полной мере.
Различия, создающие ассимметричность, не должны носить антагонистического характера, а в случае невозможности ее избежать на определенных этапах развития общества конкретные принципы ассимметричности должны быть социально, экономически и юридически обоснованы.
Неопределенность в вопросах установления и развития федеративных отношений, прежде всего в предметах ведения Центра и субъектов Федерации, допущенные ошибки в реализации главного принципа федерализма (равенство прав и ответственности Федерации и ее субъектов в пределах их предметов ведения) привели к ослаблению действия функций государственного управления различными социально-экономическими процессами, протекающими в регионах. Все это привело к необходимости переноса многих функций управления социальным развитием различных отраслей социальной сферы в регионы. Таким образом, федеральный Центр фактически ограничил реализацию на практике своих полномочий. Права федеральных органов власти должны ограничиваться лишь в той части, в которой они посягают на конституционные полномочия субъектов Федерации. Правотворческая деятельность в большей мере должна быть сосредоточена на федеральном уровне. Нормативно-правовая база должна уточняться регионами исходя из своей специфики. В то же время в целях обеспечения целостности государства федеральные органы при принятии решений должны быть свободны от возможных посягательств на свои полномочия со стороны отдельных субъектов Федерации.
Вопросы повышения благосостояния, уровня жизни населения, создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве соответственно также решаются в большей мере на региональном уровне. В период интенсивной структурной перестройки региональная социальная политика, формируемая и реализуемая региональными и муниципальными органами власти, становится главной детерминантой развития социальной сферы, поскольку именно она поможет избежать или уменьшить социальные издержки, вызванные неустойчивым состоянием переходного периода, путем целенаправленного воздействия заинтересованных структур и лиц на отдельные компоненты социальной сферы региона.
Несмотря на наличие большого количества отличительных черт все регионы, находясь в едином макроэкономическом пространстве, приобретают общие признаки и закономерности экономического развития. Это позволяет применить единый подход к решению общих проблем развития регионов с учетом имеющихся различий. Наиболее важным является учет следующих проблем:
- вопросы разграничения полномочий и ответственности Центра и субъектов Федерации в социальной и экономической сфере, взаимодействия региональных и местных органов власти и самоуправления с хозяйствующими субъектами, Расположенными на соответствующей территории;
- наличие тенденций к дезинтеграции экономического пространства страны, ограничение межрегионального взаимодействия, ограничение или полная потеря преимуществ территориального разделения труда;
- наличие существенных различий между регионами в вопросах социального и экономического развития и уровня жизни;
- наличие дефицитности бюджетов большинства субъектов Федерации;
- дисбаланс соотношений специализации и самообеспечения регионов;
- наличие достаточно большого количества территорий с особо сложными условиями хозяйствования и трудноадап-тируемой к рыночным механизмам структурой экономики (Крайний Север и приравненные к нему местности, моноотраслевые промышленные районы, районы межнациональных конфликтов);
- проблемы регионов с кризисными экологическими ситуациями; проблемы слаборазвитых и депрессивных районов и городов;
- отсутствие или чрезвычайно слабое развитие социальной инфраструктуры новых приграничных районов.
Развитие экономики и социальной инфраструктуры регионов находится в прямой зависимости от достижений российской экономики. Значительная роль в осуществлении социальной политики принадлежит механизму и принципам распределения национального продукта производственной и непроизводственной сферы. За последние годы оформились ключевые звенья рыночной многоукладной экономики, созданы важнейшие элементы инфраструктуры. Произошла стабилизация потребительского рынка, ликвидирован товарный дефицит. Высокодоходные группы населения стали образцом европейских стандартов потребления. В промышленности и строительстве сформировался значительный частный и смешанный (частный и государственный) капитал. На новой рыночной основе формируется новый контур межхозяйственных связей. Начал формироваться новый для российского рынка институт финансово-промышленных групп. Появляется новый слой руководителей-предпринимателей.
Однако пока о стабилизации социально-экономической сферы говорить рано. Не решены большинство социальных проблем.
1. Не все члены общества имеют равный доступ как к результатам деятельности субъектов хозяйствования, так и региона в целом.
2. От четверти до трети населения находится за чертой бедности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|