СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова
Государственный дирижизм Занятость населения
Кейнсианство
Монетаризм
Рыночная модель экономики
Рынок труда
Рыночная экономика Социально ориентированная рыночная экономика Структурная политика Трудовой потенциал Трудовые ресурсы Экономический рост
Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства1
Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике, с другой. Социальная направленность экономики обусловлена:
во-первых, социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адекватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности);
во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан);
в-третьих, включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.
Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства, поскольку успешно осуществляемая экономическая политика — главное условие для осуществления социальной политики; наоборот — успешно реализуемая научно обоснованная социальная политика включает действенные социальные механизмы в реализацию экономической политики. Развитая система образования, науки, здравоохранения, культуры ив целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно-воспроизводящие отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыночная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворения потребностей населения, а не на наращивании показателей производства как таковых. Работа рыночного механизма, рост эффективности производства способствует обеспечению занятости, повышению жизненного уровня занятости населения. Социальная ориентация экономики должна выражаться не только в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения, но и в необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу менее обеспеченных работников, аккумуляции средств для оказания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении определенных социальных гарантий всему населению. Если первая задача как бы решается автоматически, то «социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т. п.). То есть государство своей волей (насильно), а не сама рыночная экономика, добровольно поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики. В этих условиях государство жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения... Таким образом, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики (при прочих равных условиях) является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государственного регулирования экономики»1.
Профессор А. Н. Аверин видит «взаимосвязь социальной рыночной экономики и социального государства в том, что социальное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная экономика может способствовать выполнению социальным государством своих социальных функций. Их выполнение предполагает, что социальное государство занимается перераспределением финансовых средств, получаемых в социальной рыночной экономике»2. В странах с социальным рыночным хозяйством задача государства состоит в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальное государство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей общества и государства.
Фундаментальной основой оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом. Однако «ситуация институционального кризиса государственной власти сохраняется и связана с необходимостью реализации государственной политики как по ограничению монополизации экономической и политической власти (поскольку в противном случае происходит ликвидация конкурентных основ рыночной экономики и демократии), так и по недопущению перехода к патерналистской социальной политике — эти две стратегии определяют социальное, политическое и идеологическое размежевание в обществе»1.
Государственное регулирование экономики в развитых странах
В практике государственного регулирования экономики развитых государств нашли применение концепции двух ведущих направлений современной экономической мысли: неоклассического и кейнсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись идеи государственного дирижизма, разработанные экономистами институциально-социоло-гического направления. Оценивая эффективность и возможность реализации в России аналогичных концепций, необходимо учитывать условия, в которых они создавались и претворялись в жизнь, цели, связь с менталитетом населения и особенностями страны.
Известен ряд зарубежных концепций государственного регулирования экономики. Ниже в таблице наглядно раскрываются три направления концепций, цели, формы и методы регулирования1. Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложения; кейсианская — на антициклическое (конъюнктурное) регулирование и теорию экономического роста и государственный дирижизм — концепция, которая не прижилась в развитых странах, а в странах с отсталой структурой экономики также применяется лишь на переходном этапе.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
Ряд ученых-экономистов и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования рыночной экономики. При этом выстраивается достаточно простая схема такого процесса. Возникает спрос — на него реагирует производитель и торговец. Уменьшается или прекращается спрос на то или иное изделие или услугу — сокращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучают рыночный спрос, его изменение. В соответствии с результатами этого исследования (проводимого непрерывно) налаживается выпуск новых изделий или доводка старых до требуемого уровня или востребованной модификации. Таким образом, по их представлению, одним из основных инструментов, обеспечивающих внутреннее саморегулирование спроса и предложения, является маркетинг.
Таблица 1
Мировые концепции государственного регулирования экономики
Направление
| Авторконцепции
| Экон. условия применения концепции
| Оценка рыночного механизма
| Цели государственного регулирования
| Формы и методы регулирования
| Практическая реализация
| Неоклассическое: а) монетаризм
| М. Фрид-мен
| Неуправляемая инфляция
| Эффективен при устойчивом денежном обращении
| Преодоление и предупреждение инфляции и инфляционных ожиданий
| Контроль за денежной массой, высокий банковский %, ограничение роста зарплаты, экономия бюджетных расходов
| Развитие России в 80— 90-е гг.
| б) теория предложения
| А. Лаф-фер,
Дж. Гил-дер
| Стагнация
| Эффективен при поддержке предпринимательской инициативы
| Преодоление стагнации путем стимулирования предложения капиталов и рабочей силы
| Налоговая политика: снижение подоходного налога, его прогрессии, налога на прибыль
| СЩА
(80-е гг.)
| Кейнсиан-ское:
а) антициклическое
| Дж.-М. Кейнс
| Стагнация
| Недостатки:
цикличность,
безработица
| Преодоление кризиса, нивелирование цикла, полная занятость
| За счет бюджета создание госуд. рынка товаров и услуг, снижение нормы процента, стимулирование инвестиций
| Все развитые страны
| б) теория экономического роста
| П. Самуэльсон
| Обычные для современной смешанной экономики
| Не обеспечивает развитие отраслей общественных услуг, экономическую защиту, создает безработицу, неравенство
| Высокий уровень занятости рабочей силы; стабильность экономического развития: экономический рост
| Расходы бюджета на НИОКР, образование, производственную инфраструктура, прогрессия в налогообложении
| СЩА
(50— 60-е гг.)
| Государственный дирижизм
| Ф. Перру
| Отсталая структура экономики, слабая конкурентоспособность на мировом рынке
| Находится под давлением организованных экономических групп
| Структурная перестройка, конкурентоспособность национального капитала
| Индикативное варьирование (программирование) экономики
| Франция (вторая половина 40-х — 70-е гг.)
| В соответствии с описанной выше схемой саморегулирования рынка с помощью собственных механизмов и инструментов, по мнению его сторонников, не требуется и даже нежелательно вмешательство государства в действия механизмов рынка. Некоторые исследователи, предприниматели, государственные деятели даже считают, что вмешательство государства не только не улучшает экономическое состояние страны, а даже посредством нарушения механизма саморегулирования ухудшает его.
Поэтому прежде всего необходимо определить границы возможного вмешательства государства в рыночный механизм саморегулирования. Для этого процесс управления государством рыночной экономикой необходимо рассмотреть на макро- и микроуровне, а методологическую основу — в широком и узком смысле. Именно неумение такого дифференцированного рассмотрения приводит к беспредметным спорам, по сути лишь отвлекающим научные и менеджерские силы от решения главных проблем развития рыночной экономики.
На макроуровне процесс государственного управления рыночной экономикой включает определение экономической стратегии и ее социальных целей. Характер экономических стратегий, реализуемых в развитых странах, можно проследить через рассмотрение этапов эволюции мирового рыночного хозяйства:
эпоха свободной конкуренции;
эпоха «массового производства» (20—30 гг. XIX в — 30-е гг. XX в);
эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. XX в);
«постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х гг.).
Во всех эпохах вырабатываются свои стратегии экономического развития, на основе чего и вырабатывается модель развития общества или применяется разработанная и реализованная в других странах модель, в наибольшей степени удовлетворяющая страну на данном этапе ее развития. В России попытка в чистом виде применить «гайдаровскую» модель монетаризма закончилась полным провалом и привела к резкому спаду производства, безработице и обнищанию большинства населения. Однако нельзя себя тешить надеждами получения максимального эффекта от применения в чистом виде, скажем, кейнсианской модели. Для смешанной экономики переходного периода России, имеющей ярко выраженную специфику (охват огромного евразийского пространства, многоукладность, многонациональность, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде. Россия должна найти и применить свою модель с учетом своей специфики.
В постиндустриальном обществе к фазам воспроизводства (производство — распределение — обмен — потребление) добавилась научная подготовка расширенного воспроизводства.
Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связана:
с внутренними недостатками самого рыночного хозяйства (т. е. оно как и любое другое хозяйство не может на практике быть абсолютно совершенным). Эти недостатки подробно описаны многими экономистами, особенно после Дж.-М. Кейнса;
с «идеальными» свойствами рынка (как саморегулирующейся системы) — проявляется лишь в «совершенном» рынке, а для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Среди них: большой и регулярный спрос; неограниченное количество участников хозяйственной деятельности; абсолютная мобильность фактора производства; свободная конкуренция среди покупателей и продавцов; наличие всего объема информации у участников конкуренции1.
Понятно, что на практике еще ни одной стране и никогда не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выполнить все эти условия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|