Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА





 

Ключевые слова

Государственный дирижизм Занятость населения

Кейнсианство

Монетаризм

Рыночная модель экономики

Рынок труда

Рыночная экономика Социально ориентированная рыночная экономика Структурная политика Трудовой потенциал Трудовые ресурсы Экономический рост

 

Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства1

Изначальной интегральной функцией социального госу­дарства являются разработка и осуществление программ удов­летворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воз­действие на социальные подсистемы общества, с одной сто­роны, и придание социальной направленности экономике, с другой. Социальная направленность экономики обусловлена:

во-первых, социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адек­ватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хо­зяйственной деятельности);

во-вторых, воспроизводством экономической структу­рой определенной социальной структуры и общественных от­ношений (социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных со­циальных групп и отдельных граждан);



в-третьих, включением в работу социальных меха­низмов экономического роста и стимулов повышения трудо­вой (предпринимательской) активности населения, что тре­бует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.

Социальная политика в социальном государстве стано­вится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяй­ства, поскольку успешно осуществляемая экономическая по­литика — главное условие для осуществления социальной политики; наоборот — успешно реализуемая научно обосно­ванная социальная политика включает действенные соци­альные механизмы в реализацию экономической политики. Развитая система образования, науки, здравоохранения, куль­туры ив целом социальной сферы является абсолютной необ­ходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно-воспроизводящие отрасли. Ус­пешно может развиваться только социально ориентирован­ная, регулируемая государством рыночная экономика, бази­рующаяся изначально на идее удовлетворения потребностей населения, а не на наращивании показателей производства как таковых. Работа рыночного механизма, рост эффектив­ности производства способствует обеспечению занятости, по­вышению жизненного уровня занятости населения. Социальная ориентация экономики должна выражаться не только в под­чинении производства потребителю, удовлетворении соци­альных потребностей населения, но и в необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу ме­нее обеспеченных работников, аккумуляции средств для ока­зания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении определенных социальных гарантий всему населению. Если первая задача как бы решается авто­матически, то «социальная справедливость, социальная за­щита обеспечиваются посредством государственного вмеша­тельства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т. п.). То есть государство своей волей (насильно), а не сама рыночная эко­номика, добровольно поворачивает ее к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики. В этих условиях государство жертвует экономической эффективно­стью ради социальной защиты населения... Таким образом, одним из важнейших критериев социальной рыночной эко­номики (при прочих равных условиях) является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над эконо­мической эффективностью, который отдается ради социаль­ного спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государственного регулирования экономики»1.





Профессор А. Н. Аверин видит «взаимосвязь социальной рыночной экономики и социального государства в том, что социальное государство должно создавать необходимые ус­ловия для обеспечения высокой эффективности развития со­циальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная экономика может способствовать выполнению со­циальным государством своих социальных функций. Их вы­полнение предполагает, что социальное государство зани­мается перераспределением финансовых средств, получае­мых в социальной рыночной экономике»2. В странах с соци­альным рыночным хозяйством задача государства состоит в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальное государство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей общества и государства.

Фундаментальной основой оптимизации процесса реали­зации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и нали­чием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливо­стью и экономическим прагматизмом. Однако «ситуация ин­ституционального кризиса государственной власти сохраня­ется и связана с необходимостью реализации государствен­ной политики как по ограничению монополизации экономи­ческой и политической власти (поскольку в противном случае происходит ликвидация конкурентных основ рыночной эко­номики и демократии), так и по недопущению перехода к патерналистской социальной политике — эти две стратегии определяют социальное, политическое и идеологическое раз­межевание в обществе»1.

Государственное регулирование экономики в развитых странах

В практике государственного регулирования экономики развитых государств нашли применение концепции двух ве­дущих направлений современной экономической мысли: нео­классического и кейнсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись идеи государственного дирижиз­ма, разработанные экономистами институциально-социоло-гического направления. Оценивая эффективность и возмож­ность реализации в России аналогичных концепций, необхо­димо учитывать условия, в которых они создавались и претворялись в жизнь, цели, связь с менталитетом населения и особенностями страны.

Известен ряд зарубежных концепций государственного регулирования экономики. Ниже в таблице наглядно раскры­ваются три направления концепций, цели, формы и методы регулирования1. Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложения; кейсианская — на антициклическое (конъюнктурное) регулирование и теорию экономического роста и государственный дирижизм — кон­цепция, которая не прижилась в развитых странах, а в стра­нах с отсталой структурой экономики также применяется лишь на переходном этапе.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Ряд ученых-экономистов и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования рыночной экономики. При этом выстраивается достаточно простая схема такого процесса. Возникает спрос — на него реагирует производитель и торговец. Уменьшается или пре­кращается спрос на то или иное изделие или услугу — со­кращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучают рыночный спрос, его из­менение. В соответствии с результатами этого исследования (проводимого непрерывно) налаживается выпуск новых изде­лий или доводка старых до требуемого уровня или востребо­ванной модификации. Таким образом, по их представлению, одним из основных инструментов, обеспечивающих внутрен­нее саморегулирование спроса и предложения, является мар­кетинг.

Таблица 1

Мировые концепции государственного регулирования экономики

 

Направ­ление Авторкон­цепции Экон. условия приме­нения концепции Оценка рыночного механизма Цели госу­дарственного регулиро­вания Формы и методы регулиро­вания Прак­тическая реали­зация
Неоклас­сическое: а) монета­ризм М. Фрид-мен Неуправ­ляемая инфляция Эффективен при устойчи­вом денеж­ном обраще­нии Преодоление и предупреж­дение инфля­ции и инфля­ционных ожи­даний Контроль за денежной массой, высо­кий банков­ский %, огра­ничение роста зарплаты, экономия бюд­жетных расхо­дов Развитие России в 80— 90-е гг.
б) теория предложе­ния А. Лаф-фер, Дж. Гил-дер Стагнация Эффективен при под­держке предприни­мательской инициативы Преодоление стагнации путем стиму­лирования предложения капиталов и рабочей силы Налоговая политика: сни­жение подо­ходного налога, его прогрессии, налога на при­быль СЩА (80-е гг.)
Кейнсиан-ское: а) антицик­лическое Дж.-М. Кейнс Стагнация Недостатки: цикличность, безработица Преодоление кризиса, ниве­лирование цикла, полная занятость За счет бюдже­та создание госуд. рынка товаров и ус­луг, снижение нормы процен­та, стимулиро­вание инвести­ций Все раз­витые страны
б) теория экономи­ческого роста П. Самуэльсон Обычные для совре­менной смешанной экономики Не обеспечи­вает разви­тие отраслей обществен­ных услуг, экономиче­скую защиту, создает без­работицу, неравенство Высокий уро­вень занятос­ти рабочей силы; стабиль­ность эконо­мического развития: экономиче­ский рост Расходы бюд­жета на НИОКР, обра­зование, произ­водственную инфраструкту­ра, прогрессия в налогообло­жении СЩА (50— 60-е гг.)
Государст­венный дирижизм Ф. Перру Отсталая структура экономики, слабая конкурентоспособность на мировом рынке Находится под давле­нием организо­ванных экономиче­ских групп Структурная перестройка, конкуренто­способность национально­го капитала Индикативное варьирование (программиро­вание) эконо­мики Франция (вторая половина 40-х — 70-е гг.)

В соответствии с описанной выше схемой саморегулиро­вания рынка с помощью собственных механизмов и инстру­ментов, по мнению его сторонников, не требуется и даже нежелательно вмешательство государства в действия меха­низмов рынка. Некоторые исследователи, предприниматели, государственные деятели даже считают, что вмешательство государства не только не улучшает экономическое состоя­ние страны, а даже посредством нарушения механизма са­морегулирования ухудшает его.

Поэтому прежде всего необходимо определить границы возможного вмешательства государства в рыночный механизм саморегулирования. Для этого процесс управления государ­ством рыночной экономикой необходимо рассмотреть на мак­ро- и микроуровне, а методологическую основу — в широком и узком смысле. Именно неумение такого дифференцирован­ного рассмотрения приводит к беспредметным спорам, по сути лишь отвлекающим научные и менеджерские силы от реше­ния главных проблем развития рыночной экономики.

На макроуровне процесс государственного управления рыночной экономикой включает определение экономической стратегии и ее социальных целей. Характер экономических стратегий, реализуемых в развитых странах, можно просле­дить через рассмотрение этапов эволюции мирового рыноч­ного хозяйства:

эпоха свободной конкуренции;

эпоха «массового производства» (20—30 гг. XIX в — 30-е гг. XX в);

эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. XX в);

«постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х гг.).

Во всех эпохах вырабатываются свои стратегии эконо­мического развития, на основе чего и вырабатывается мо­дель развития общества или применяется разработанная и реализованная в других странах модель, в наибольшей сте­пени удовлетворяющая страну на данном этапе ее развития. В России попытка в чистом виде применить «гайдаровскую» модель монетаризма закончилась полным провалом и приве­ла к резкому спаду производства, безработице и обнищанию большинства населения. Однако нельзя себя тешить надеж­дами получения максимального эффекта от применения в чистом виде, скажем, кейнсианской модели. Для смешанной экономики переходного периода России, имеющей ярко вы­раженную специфику (охват огромного евразийского про­странства, многоукладность, многонациональность, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде. Россия должна найти и применить свою модель с учетом своей специфики.

В постиндустриальном обществе к фазам воспроизвод­ства (производство — распределение — обмен — потребле­ние) добавилась научная подготовка расширенного воспроиз­водства.

Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связана:

с внутренними недостатками самого рыночного хозяй­ства (т. е. оно как и любое другое хозяйство не может на практике быть абсолютно совершенным). Эти недостатки под­робно описаны многими экономистами, особенно после Дж.-М. Кейнса;

с «идеальными» свойствами рынка (как саморегулиру­ющейся системы) — проявляется лишь в «совершенном» рын­ке, а для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Среди них: большой и регулярный спрос; неограниченное ко­личество участников хозяйственной деятельности; абсолют­ная мобильность фактора производства; свободная конкурен­ция среди покупателей и продавцов; наличие всего объема информации у участников конкуренции1.

Понятно, что на практике еще ни одной стране и никог­да не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выпол­нить все эти условия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.