Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы формирования системы пенсионного страхования в РФ





Государственное пенсионное страхование в России за­родилось значительно позднее, чем в большинстве развитых

стран — в начале XX в., и не получило широкого распрост­ранения на все категории населения России. После Октябрь­ской революции государственное пенсионное страхование было по сути отменено.

Однако по прошествии переходного периода экономи­ческой нестабильности социалистическое государство нача­ло создавать принципиально новую пенсионную систему, ос­нованную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которое введено в 1927 г.

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспече­ния функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслу­живание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане име­ли право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и кол­хозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими фор­мами социального обеспечения.



Несмотря на то, что данная пенсионная система входила составной частью в систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственно­го пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенси­онного страхования. В то же время данная система, несмот­ря на многочисленные экономические недостатки, содержа­ла одно важное преимущество — обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожи­точный уровень потребления. Поэтому пенсионная система

начиная с указанного периода и до 1990 г. получила опреде­ление как государственное пенсионное обеспечение.



Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхова­ние, аккумулировались в бюджете государственного соци­ального страхования, который входил составной частью в го­сударственный бюджет страны. Таким образом, предшество­вавшая пенсионная система была основана на консолидиро­ванной программе финансирования выплаты пенсий и полно­стью зависела от сбалансированности государственного бюд­жета страны.

Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной ча­стью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете госу­дарственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по со­циальному страхованию. Учитывая относительно низкие уров­ни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необ­ходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное страхо­вание. Она была направлена на покрытие существенно воз­росших расходов на выплату пенсий не работающим пенсио­нерам из числа рабочих и служащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государственных пен­сиях от 14 июля 1956 г., значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза.



Важным этапом формирования цивилизованной програм­мы государственного пенсионного страхования следует рас­сматривать середину 60-х годов, когда с 1 января 1965 г. госу­дарство установило право на получение пенсий колхозника­ми в период наступления соответствующего возраста, полу­чения инвалидности либо по случаю потери кормильца.

Систематическое повышение уровня пенсионного обес­печения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусло­вили возрастание в дальнейшем поступлений из государствен­ного бюджета в Фонд государственного социального страхо­вания. Поскольку взносы на социальное страхование не обес­печивали покрытия всех расходов этой системы, недостаю­щая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета со­циального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денеж­ные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступ­лении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюд­жета, бюджетов союзных республик и т. п. Для этого в бюд­жетах предусматривались средства на выплату пенсий и по­собий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядо­вого, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получа­телей назначались независимо от продолжительности воен­ной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офице­ров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установ­ленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министер­ства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других

категорий работников и регулировалось специальным Поло­жением о пенсионном обеспечении работников науки, кото­рое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников.

За счет средств союзного бюджета выплачивались так­же и персональные пенсии союзного значения.

За счет республиканских бюджетов выплачивались пер­сональные пенсии республиканского значения.

За счет местных бюджетов и бюджетов автономных рес­публик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

Полноправное пенсионное обеспечение колхозников вве­дено только в 1964 г. законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения кол­хозников пенсиями и позволило сократить несоответствие в уровнях пенсионного обеспечения нетрудоспособных колхоз­ников, рабочих и служащих. В 1969 г. в стране введена еди­ная система социального страхования колхозников. Пенсион­ное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосред­ственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчис­лений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ас­сигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной сис­темы наглядно показывают наличие серьезных как методи­ческих, так и практических проблем, которые достигли наи­большей остроты в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться в воз­ложенными на нее функциями.

Главная проблема любой пенсионной системы — несба­лансированность доходной и расходной частей пенсионного

бюджета. В результате финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине 80-х годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное соотно­шение вновь снизилось до предельно допустимого — 0,51. Таким образом, даже повышением тарифа отчислений на со­циальное страхование не удалось ликвидировать дотацион-ность пенсионного бюджета.

Развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, кото­рые могли быть решены только путем кардинальных пере­мен всей пенсионной системы на базе формирования и ук­репления страховых принципов с учетом требований включе­ния бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразова­ний в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенси­онного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пен­сионной реформы должен быть решен основной вопрос соци­альной политики государства — стабилизация и значитель­ный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Однако изменение государствен­ного устройства страны повлекло за собой уже через полго­да после утверждения упомянутого закона принятие само­стоятельного Закона РФ «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации» [с последующими многочисленными из­менениями и дополнениями], который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функциони­рования пенсионной системы. Российский пенсионный закон

1990 г., по существу, стал первым законом, в котором пенси­онное страхование выделено в полностью автономную систе­му, последовательно и достаточно четко проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно определены на за­конодательном уровне условия формирования государствен­ного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоот­ношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.

Развитие собственных источников финансирования дол­жно было достигаться улучшением собираемости тарифов взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступ­ления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преиму­щественное использование страховых методов имело глубо­кое экономическое содержание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятель­ности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан. В части организационной структуры управления де­ятельностью по назначению и выплате государственных пен­сий сохранена прежняя система — через государственные органы социального обеспечения.

Основные принципы государственного (обязательного) пенсионного страхования

Под государственной пенсией (далее — пенсия) пони­маются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, на­ступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определя­ется по условиям и нормам, установленным законодатель­ством РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.