Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2.5 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ, КРИТЕРИИ И ИЗМЕРИТЕЛИ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ (КАЧЕСТВА) ЖИЗНИ





Ориентиром для социально-экономической политики яв­ляется система измерителей, или индикаторов: нижние, по­роговые значения, переход за которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе мини­мальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ и плат­ных услуг на рациональном уровне в стране разработаны бо­лее 10 лет назад.

Определив такие нижние и верхние ориентиры, инди­каторы или стандарты уровня жизни населения, можно по­средством системы генеральных или иных соглашений и кол­лективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов достичь заданных резуль­татов. К этим социальным измерителям следует отнести ве­личину доходов (в том числе размер заработной платы, пен­сий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наи­менее обеспеченного населения и др.



Пороговым значением, фиксирующим возможность по­явления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизнен­ным уровнем. (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого до­ход превышает на 40—50% минимум; вместе они составляют группу социального недовольства). У нас же в стране это пороговое значение достигнуто.

По среднемесячным доходам пороговые значения опре­деляются по отношению к прожиточному минимуму и долж­ны составлять 2,5; а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму — 1,5. В России эти пороги также пройдены. Также должно быть определено пороговое значе­ние разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не может превы­шать 8—10:1. В нашей стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое.

Наряду с этим ООН предложила оценивать рейтинг стран по совокупному индексу развития человеческого потенциа­ла. В нем учитываются предполагаемая при рождении про­должительность жизни, уровень грамотности взрослого на­селения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долларов). По опубликованному ООН в ян­варе 200 г. рейтингу в 1997 г. индекс определен для 174 стран. Россия в нем занимает 71 место.



Уровень жизненный (уровень жизни) населения — важнейший обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии общества в целом, основ­ных социально-демографических групп населения либо от­дельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффек­тивность социально-экономической политики государства. Уровень жизни характеризует состояние и развитие потреб­ностей граждан в материальных, духовных и социальных блаrax и степень удовлетворения этих потребностей. Потребнос­ти людей разнообразны, зависят от возраста, пола, социаль­ного статуса, культурного уровня и других личностных ка­честв человека, а также от природно-климатических усло­вий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на террито­рии его проживания и деятельности.

При оценке степени удовлетворения потребностей ис­пользуется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов. К примеру, это реальные до­ходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собствен­ности, социальные трансферты — пенсии, пособия, стипен­дии и др.), количество и ассортимент потребляемых челове­ком продуктов питания, непродовольственных товаров, ус­луг (в том числе образования, здравоохранения, культуры), жилищные условия и т. п. Существующие тенденции изме­нения уровня жизни и их динамика определяются сопостав­лением системы показателей уровня жизни с их значением в предшествующие периоды времени, сравнением этих инди­каторов в разных регионах страны или в зарубежных стра­нах либо сопоставлением фактического уровня жизни со степенью удовлетворения минимальных и рациональных зап­росов людей, выраженных в нормативной форме (например, в виде системы потребительских бюджетов по основным социально-демографическим группам населения — прожи­точного минимума, минимального потребительского бюдже­та, рационального потребительского бюджета и, наконец, потребительского бюджета высокого достатка). Показатели уровня жизни являются одним из критериев развитости со­циального государства.



Качество жизни — совокупность показателей, отража­ющих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколь­ко социальные результаты экономического развития госу­дарства — рождаемость и смертность, среднюю ожидаемую продолжительность жизни, уровень заболеваемости населе­ния, условия и охрану труда, доступность информации, обес­печение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциацию по уровню доходов. Кроме названных показателей качество жизни характеризуется уров­нем занятости населения и качеством трудовой жизни, коли­чеством свободного времени граждан и возможностью прове­дения досуга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки. При сопоставлении ка­чества жизни населения разных стран используется разрабо­танный специалистами ООН и введенный в практику с 1991 г. интегральный показатель — индекс человеческого развития, включающий в себя ожидаемую среднюю продолжительность жизни, уровень образования (число лет обучения в возрасте 25 лет и старше) и среднедушевой валовой внутренний про­дукт в долларах США, исчисленный не по биржевому кур­су, а по покупательной способности валюты соответствую­щей страны.

Качество образования — одна из основных характери­стик образования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к качеству образования обус­ловлены потребностями производства, общественных отноше­ний, науки, техники и культуры. Наличие качественного об­разования — необходимое условие подготовки человека к жиз­ни и труду. Основной способ его получения — обучение в учебных заведениях и самообразование. Качество образова­ния оценивается полнотой полученных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью человека к определенному виду деятель­ности, профессии. Оно — необходимое условие формирова­ния личности, предпосылка ее включения в систему обще­ственного и производственно-технического разделения тру­да. Его повышению способствует большая гибкость системы образования, многообразие методов обучения и воспитания с учетом региональных и национальных черт образа жизни на­селения, их индивидуальных особенностей, применение раз­личных вариантов современных программ и учебных посо­бий, возможность обновления и пополнения знаний и навы­ков человека на протяжении всей жизни. Одна из задач соци­ального государства — обеспечение реальности получения всеми гражданами России качественного образования, обнов­ления знаний с целью их эффективного применения в науч­ной и практической деятельности.

Качество социального обслуживания населения — степень реализации конституционных прав граждан, попав­ших в трудную жизненную ситуацию, по удовлетворению их основных жизненных потребностей. Возможность реализации этих прав зависит от:

соответствия фактического уровня социального обслу­живания, установленного законодательными и иными норма­тивными правовыми актами, государственным стандартам С. о. населения: а) по перечню предоставляемых услуг: медицин­ских, бытовых, культурно-просветительских и т. д.; б) по объе­му услуг (количеству доставляемых продуктов питания, ме­дикаментов, дров и угля для отопления помещения и др.); в) регулярности их предоставления; г) соблюдению правил оказания услуг (санитарно-гигиенических, культуры обслу­живания и др.);

соответствия перечня и уровня предоставляемых услуг (стандартов социального обслуживания) требованиям нормаль­ной жизнедеятельности нуждающихся, отвечающих достиг­нутому уровню потребления в обществе.

Для практического обеспечения качественного социаль­ного обслуживания в России как социальном государстве раз­вивается система социальных служб.

Коэффициент Джинни (индекс Джинни) — макроэко­номический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фак­тического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны.

Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, — это соотношение доходов 10 (20)% наиболее бога тых и наиболее бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55—0,60, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наиме­нее обеспеченных людей — от 1:5 до 1:15. Перераспределе­ние доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач го­сударственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят, чтобы многие отмеченные соотношения доходов не превышали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.

Коэффициент рождаемости — определяется как от­ношение числа живорожденных детей к соответствующему числу населения. Различают общие, специальные (мужской и женский) и частные (возрастные, кумулятивные и др.) коэффициенты. Общий коэффициент рождаемости — отно­шение числа родившихся в определенный период детей к среднегодовой численности населения и, как правило, рас­считывается в промилле. Специальный коэффициент рож­даемости — отношение числа родившихся к числу женщин репродуктивного возраста. Суммарный коэффициент рож­даемости равен сумме коэффициентов рождаемости, вы­численных для всех возрастных интервалов. Для элимини­рования влияния брачной структуры применяется коэффи­циент брачной рождаемости, вычисляемый как отношение числа родившихся в браке к числу замужних женщин. Ана­логично рассчитывается коэффициент внебрачной рождае­мости как отношение числа родившихся вне зарегистриро­ванного брака к численности незамужних женщин. Кроме частных коэффициентов рождаемости, рассчитываемых по одному признаку (возраст матери, ее брачное состояние, очередность рождения ребенка и т. д.), при наличии соответ­ствующих данных могут быть вычислены частные коэффициенты одновременно по нескольким признакам: возраст­ные коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости, коэффициенты брачной рождаемости по продолжительнос­ти брака и очередности рождения, коэффициенты брачной рождаемости по сочетанию возрастов отца и матери и др. Анализ различных показателей рождаемости используется при оценке настоящей и определении будущей демографи­ческой ситуации. В 2000 г. общий коэффициент рождаемости в России равнялся 8,7%. Социальные государства следят, чтобы общий К. р. был в пределах 10—15%.

Коэффициент смертности в наиболее общем виде — это показатель, равный отношению числа умерших за опре­деленный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности. Общий коэффи­циент смертности исчисляется как отношение общего чис­ла умерших в течение исчисляемого периода к средней чис­ленности населения и, как правило, выражается в промилле. Более точные выводы позволяет сделать анализ смертности по полу и возрасту. Возрастные коэффициенты смертнос­ти измеряют уровень смертности по отдельным возрастным группам; исчисляются как отношение абсолютного числа умер­ших в данной возрастной группе за определенный период (обычно 1 или 2 года) к средней ее численности. Коэффици­ент младенческой смертности — показатель смертности детей в возрасте до одного года. Для устранения влияния младенческой смертности на показатель общего уровня смер­тности используют коэффициент смертности населения старше одного года. При анализе смертности важное значе­ние имеет коэффициент смертости по причинам смерти. В 2000 г. общий коэффициент смертности составил в России 15,3%. Коэффициент смертности является одним из основных изме­рителей социальности социального государства.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации населения по уровню денежных доходов) характеризует сте пень социального расслоения населения по доходам и рас­считывается как соотношение между средними уровнями де­нежных доходов 10% населения с самыми низкими и 10% с самыми высокими доходами. Динамика уровня этого коэффи­циента в России за 1992 — 2000 гг. характеризуется следую­щими данными:

 

 
Коэффициент фондов (в разах) 8,0 11,2 15,1 13,5 13,0 13,5 13,8 13,9 13,7

В 1997 г. величина этого коэффициента для развитых стран Запада составила 10,0, а в социальных государствах Запад­ной Европы он колеблется в пределах 5—10 раз. Максималь­ный уровень дифференциации доходов населения в этом же году наблюдался в США — 19, 0, а минимальный в Авст­рии — 4,4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.