Виды государственных пенсий
В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачи-
ваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т. д.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии:
по старости (по возрасту);
по инвалидности;
по случаю потери кормильца;
за выслугу лет.
Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях — и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему правилу.
Отдельным категориям граждан пенсии устанавливаются на льготных основаниях: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста; инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения; инвалидам I группы по зрению; гражданам, больным гипо-физарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам.
Кроме того, в соответствии с законодательством и специальными нормативными актами Правительства РФ, кото-
рому действующим пенсионным законом предоставлено такое право, устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда отдельным категориям работников, занятых (Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ):
на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
на работах с тяжелыми условиями труда;
в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы;
в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в :портах;
в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях;
♦ с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
♦ на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ и т. д.
На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.
Пенсионным законодательством предусмотрены дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения; ограничения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии; поощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и целым комплексом соответствующих законов.
Глава 4.8 ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Оценка уровня жизни
Повышение уровня жизни россиян — важнейшая программная задача социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства — восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Решение этих и других проблем позволит стабилизировать уровень жизни россиян, а затем развернуть вектор в сторону его повышения. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния — увеличение частного потребления (видимо, имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее, чем на 80%. Предполагается устранить деформации в структуре распределения доходов. Реальные денежные доходы населения, как ожидается, вырастут к 2005 г. примерно в 1,5 раза, а в последующие 5 лет будут повышаться ежегодно на 6—8%. В результате планируемого перераспределения доходов они должны увеличиваться опережающими темпами у наименее обеспеченных слоев. Ожидается, что численность лиц с доходом ниже прожиточного минимума снизится к 2005 г. в 1,5—2 раза, а затем еще на 25—35%.
Задачи эти — непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. За годы современных реформ примерно у 60% уровень жизни упал, у 25—30 — изменился незначительно и лишь у 15— 20% вырос, в том числе у 3—5% россиян этот рост оказался очень значительным. Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов. Их дифференциация в 90-х годах значительно выросла. По этому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения.
Вышеобозначенное следствие значительного ухудшения в 1990—1998 гг. общей экономической и социальной ситуации в стране. Ресурсы для обеспечения уровня жизни уменьшились. Валовой внутренний продукт (ВВП) снизился примерно на 40%. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более, чем на 30%. Фонд оплаты труда составил всего 37% к уровню 1990 г. Калорийность питания снизилась примерно на 10, потребление белков — на 20%. Объем платных услуг уменьшился на 75%. Общая численность безработных составляет примерно 14% от экономически активного населения. Все это привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни за рассматриваемый период с 69 до 65 лет.
В результате на рубеже нового тысячелетия сформировался крайне низкий уровень жизни людей. В среднем на личные денежные доходы в 2000 г. можно было купить менее 2-х наборов товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум (ПМ). Это существенно ниже, чем в дореформенном 1991 г. Тогда покупательная способность денежных доходов составляла 3,4 набора ПМ. Вместо широко представленных ранее слоев со средними доходами в настоящее время преобладают семьи с низким уровнем достатка.
У большинства населения основные расходы направлены на текущее потребление продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости; не остается достаточных средств на оплату услуг и на сбережения, без которых в настоящее время трудно рассчитывать на достойные жилищные условия, образование и здравоохранение, пополнение имущества и товаров длительного пользования. В целом низкие инвестиционные возможности россиян затрудняют для государства развитие экономики и социальной сферы.
Определенные надежды вселяет то, что в 2000 г. в стране наметилась тенденция повышения уровня жизни. По сравнению с 1999 г. прожиточный минимум увеличился на 18,4, а среднедушевые денежные доходы выросли на 32,5%. В результате покупательная способность поднялась на 11,7%. За период с IV квартала 1999 по IV квартал 2000 г. прожиточный минимум повысился на 178,4, а среднедушевые денежные доходы на 533,1 руб., т. е. их рост на 1 руб. потребительской корзины составлял примерно 3 руб.
Доходы населения выросли во всех основных социальных слоях. Доля бедных в IV квартале 2000 г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. примерно на 5 процентных пунктов. Эта часть населения перешла в низкообеспеченные и средние слои. Удельный вес последних составил соответственно 29 и 22% при росте среднего слоя примерно на 3 процентных пункта. Доля относительно обеспеченных россиян составила примерно 7% и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4 процентных пункта.
Рост доходов населения сопровождался существенным сокращением задолженности по заработной плате. Так, в IV квартале 1999 г. соотношение величины общей среднемесячной задолженности по заработной плате со среднемесячным фондом начисленной заработной платы составляло 60,5%, т. е. задолженность фактически составляла около 2/3 месячного фонда заработной платы. В IV же квартале прошлого года это соотношение сократилось почти вдвое и составило
примерно 35,2%. Таким образом, задолженность едва превышала 1/3 месячного фонда заработной платы. В конце 2000 г. задолженность оказалась ниже уровня II и III кварталов, что характеризует устойчивую тенденцию к ее полному преодолению.
В целом за год покупательная способность заработной платы и пенсий выросла с 1,71 и 0,59 до 2,09 и 0,85 прожиточного минимума.
Покупательная способность денежных доходов за год выросла во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. Однако ее уровень значительно различался по федеральным округам и составлял в IV квартале 2000 г. от 2,9 в Центральном до 1,43 набора ПМ в Дальневосточном округах.
В двух федеральных округах — Центральном и Уральском — покупательная способность денежных доходов населения превышала среднероссийский уровень соответственно на 47 и 16%, в остальных — ее уровень был ниже общероссийского.
Субъекты Российской Федерации значительно различаются по уровню жизни населения и динамике покупательной способности денежных доходов. В 9 из них (Москва, Республики Коми и Северная Осетия—Алания, Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская и Пермская области) ее среднее значение характеризовало относительную обеспеченность людей. Во всех этих субъектах за год покупательная способность выросла.
В 68 субъектах Российской Федерации среднее значение покупательной способности характеризовало уровень низкой обеспеченности. В большинстве из них покупательная способность денежных доходов за год выросла. Однако в Санкт-Петербурге, Республиках Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Хакасия, Воронежской, Камчатской, Магаданской, Мурманской, Новгородской и Свердловской областях ее уровень снизился.
Еще в 11 субъектах Российской Федерации денежных доходов в среднем не хватало на потребительскую корзину прожиточного минимума, а покупательная способность населения соответствовала в среднем уровню бедности. В большинстве регионов этой группы за год уровень жизни у людей повысился. Отрицательная динамика покупательной способности доходов наблюдалась в Республике Ингушетия и Чукотском автономном округе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|