Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ





Ключевые слова

Международная организация Система социального

труда партнерства

Российская модель социального Социальное партнерство

партнерства

Российская трехсторонняя Трипартизм

комиссия по регулированию

социально-трудовых отношений

Социальное партнерство — система отношений между наемными работниками и работодателями при посредничес­кой роли государства — включает в себя систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах о занятости, оплате и условиях труда, и способствовать достижению вза­имоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпоративных, так и общесоциальных целей. «Обществен­ная значимость социального партнерства определяется и ши­ротой сферы его действия. Поскольку это тип отношений, в первую очередь, между работниками и работодателями, ос­новной сферой его функционирования являются социально-трудовые отношения. В эту сферу включаются и связанные с социально-трудовыми экономические и политические отно­шения»1. В социальном государстве эта роль государства рез­ко возрастает.



Одной из основ для возникновения и условием дальней­шего развития социального партнерства стало создание в 1919 г. Международной организации труда (МОТ). Система социального партнерства активно начала развиваться после Второй мировой войны, когда в промышленно развитых ка­питалистических странах рабочее и профсоюзное движение стало реальной силой. При активной роли государства в боль­шинстве европейских стран стали создаваться национальные социально-экономические советы из представителей объеди­нений предпринимателей, профсоюзов и государства (в Ита­лии — Национальный совет экономики труда, в Бельгии — Центральный экономический совет, а затем Национальный совет труда, в Голландии — Экономический и социальный совет, позднее — Совет по проблемам труда, во Франции и Англии — Экономический и социальный комитет). Ныне сис­тема социального партнерства наиболее развита в Германии, Австрии, Швеции и в меньшей мере в США, Японии, Ита­лии, Греции и Португалии. Мощный стимул развитию идео­логии социального партнерства дала научно-техническая ре­волюция. Феномен социального партнерства, получивший в настоящее время юридическое закрепление главным обра­зом через нормы трудового права, в более расширительном понимании может быть рассмотрен как наиболее приемлемая форма взаимодействия в информационном обществе, как ин­струмент социальной политики государства, способ решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве.



Социальное партнерство в России сегодня рассматрива­ется, с одной стороны, как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, а в более широ­ком смысле — как один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе. Отмеченная систе­ма взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнер­ства — государства — и таким образом социальное партнер­ство превращается в один из принципов государства. В соци­альном же государстве этот принцип — один из главных оснований укрепления своей «социальности». С другой стороны, под социальным партнерством подразумевают способ согла­сования противоположных интересов, метод решения соци­ально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. Социальное партнерство при таком понимании выступает как альтерна­тива социальному противостоянию, как способ согласования интересов различных социальных групп, применяемый в про­цессе разрешения противоречий и конфликтов.



Несмотря на то, что сторонники различных направлений признают необходимость существования социального парт­нерства, они по-разному определяют природу этого явления. Однако эти два подхода ни в коем случае не исключают друг друга — с одной стороны, социальное партнерство система взаимоотношения сторон, а с другой, — принцип, на котором строятся эти отношения, т. е. это два взаимодополняющих условия существования системы социального партнерства.

Ф. И. Гайнуллина выделяет три основные модели соци­ального партнерства:

а) американскую, основанную на общем правосознании и доброй воле сторон, где системы заключения трехсторонних соглашений как таковой нет, однако широко развит институт третейского разбирательства трудовых споров;

б) скандинавскую, базирующуюся на обширном законодательстве в области регулирования социально-трудовых отношений, где существуют постоянные органы социального партнерства и государственная система арбитража и разрешения трудовых споров играет большую роль;

в) европейскую, характеризующуюся наличием органов социального партнерства разного уровня, которые занимаются «профилактической» работой, не позволяющей доводить разногласия до серьезных конфликтов.

В. Г. Смольков по роли субъектов колдоговорного процес­са выделяет согласительную модель (в колдоговорном процессе участвуют государство, работодатели и профсоюзы), плюралистическую модель (децентрализованные колдоговор-ные процессы ведутся на уровне предприятий), модель ин­дивидуализации трудовых отношений1.

Российская модель системы социального партнерства (фр. modele — меры, образец) — реализация целей, задач и принципов социального партнерства в России на базе обще­мировых закономерностей, международных норм и правил развития социального партнерства с учетом особенностей мен­талитета российского общества, исторических традиций и тен­денций развития, специфики перехода страны к рыночным отношениям.

Процесс становления институтов социального партнер­ства в России связан с началом реформирования российской экономики. Стимулом этого процесса явился подъем забасто­вочной активности в 1989—1992 гг. Общенациональный кри­зис обусловил начало формирования многоуровневой систе­мы, ориентированной на принципы трехстороннего взаимо­действия (трипартизма) в регулировании социально-трудовых отношений. Государственные органы совместно с профсоюза­ми и работодателями выработали формальные процедуры соглашений — генеральные соглашения, отраслевые (тариф­ные) соглашения, коллективные договоры. Прошла серия кон­сультаций представителей профсоюзных объединений, объе­динений работодателей, и как итог в ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разреше­нии трудовых споров (конфликтов)». Таким образом была со­здана российская система социального партнерства.

Российская модель социального партнерства включает:

§ совокупность органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти в целях регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях;

§ совокупность различных соглашений, договоров, зак­лючаемых этими органами;

§ соответствующий порядок, соотношение, взаимодей­ствие этих органов и их соглашений, договоров.

Российская модель социального партнерства, находясь в стадии становления, формируется с использованием мирово­го позитивного опыта регулирования социально-трудовых отношений на принципах трипартизма и собственно отече­ственного опыта развития социально-партнерских отношений. Например, ее спецификой является обязательное непосред­ственное участие органов исполнительной власти и местного самоуправления в заключении на всех уровнях соглашений по регулированию социально-трудовых отношений; весьма сложная и разветвленная система заключаемых соглашений на общегосударственном, региональном, территориальном, отраслевом, базовом уровнях и др. Законодательной базой модели социального партнерства являются соответствующие конвенции и рекомендации МОТ, Законы РФ «О коллектив­ных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О порядке разреше­ния коллективных трудовых споров», а также законы о со­циальном партнерстве, принятые на уровне субъектов РФ.

Итак, сформированная российская модель социального партнерства имеет специфические особенности:

социальное партнерство было введено как способ уре­гулирования социально-трудовых конфликтов;

оно распространялось не только на сферу трудовых отношений, но и на социальную сферу;

из-за слабости производственного звена предприятий заключение коллективных договоров на конкретных предпри­ятиях не стало превалирующим.

Все члены общества при более широком рассмотрении могут быть представлены как социальные партнеры. Парт нерство даже на таком уровне не может успешно осуще­ствляться во всех типах государственного устройства. Так, тоталитарное государство, в определенной мере стоящее над обществом и подавляющее интересы населения, не дает условия для развития социального партнерства. Социаль­ное партнерство — обязательный элемент государственно­го устройства, а в социальном государстве — важнейший принцип организации взаимодействия между органами вла­сти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере.

В реализации последнего из перечисленных признаков на основе системы социального партнерства как цивилизо­ванного механизма сохранения гражданского мира и согла­сия в обществе за счет достижения взаимоприемлемого ба­ланса интересов работника, работодателя, государства при урегулировании социально-экономических и трудовых отно­шений особая роль принадлежит профсоюзам. Сферой особо­го внимания профсоюзов является и социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение на­емного работника и членов семьи.

Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулиро­ванию социально-трудовых отношенийпризвана регулиро­вать социально-экономические, трудовые и профессиональ­ные интересы сторон социального партнерства на федераль­ном уровне. Правовую основу деятельности РТК составляют Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. РТК является постоянно действующим органом систе­мы социального партнерства в России. Деятельность РТК спо­собствует утверждению одного из основных принципов соци­ального государства — социального партнерства. Субъекта­ми РТК являются общероссийские объединения профессио­нальных союзов, общероссийские объединения работодате­лей, Правительство Российской Федерации.

 

Основные функции социального государства как инсти­тута, определяющего нормативно-правовую базу социально­го партнерства:

формирование правового пространства, обеспечиваю­щего взаимодействие трех сторон;

участие в разрешении конфликтов в области социаль­но-трудовых отношений;

примирение «враждующих» сторон.

В качестве полномочных представителей государства выступают Министерство труда и социального развития РФ и другие заинтересованные министерства и ведомства. Феде­ральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепил за профсоюзами право на представительство и защиту интересов трудящихся, веде­ние коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, а также осуществление контроля их выполнения. Работодатели пока еще не оформились в хо­рошо структурированную общность. В наибольшей мере их роль вбирают в себя Российский союз промышленников и пред­принимателей, Конгресс российских деловых кругов.

 

Основные задачи РТК:

ведение коллективных переговоров и подготовка про­екта Генерального соглашения между общероссийскими объе­динениями профессиональных союзов, общероссийскими объе­динениями работодателей и Правительством РФ;

содействие договорному регулированию социально-тру­довых отношений на федеральном уровне;

 

проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятос­ти населения, миграции рабочей силы, социального обеспе­чения;

согласование позиций сторон по основным направле­ниям социальной политики;

рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возник­ших в ходе выполнения Генерального соглашения;

распространение опыта социального партнерства, ин­формирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых от­ношений, о деятельности Комиссии;

изучение международного опыта, участие в меропри­ятиях, проводимых соответствующими зарубежными органи­зациями в области социально-трудовых отношений и соци­ального партнерства, проведение в рамках Комиссии кон­сультаций по вопросам, связанным с ратификацией и приме­нением международных трудовых норм.

РТК формируется на основе принципов:

добровольности участия Общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности РТК;

полномочности сторон;

самостоятельности и независимости каждого общерос­сийского объединения профсоюзов, каждого общероссийско­го объединения работодателей, Правительства РФ при опре­делении персонального состава своих представителей в РТК. Представительство общероссийских объединений профсою­зов, общероссийских объединений работодателей, Правитель­ства РФ в составе сторон РТК определяется каждым из них самостоятельно в соответствии с законодательством РФ и уставами соответствующих объединений.

РТК, функционирующая одно десятилетие, преврати­лась в один из важнейших инструментов реализации прин­ципов социального партнерства в частности, и принципов социального государства — в целом. Основными направле­ниями дальнейшего совершенствования системы социаль­ного партнерства в России являются: укрепление систе­мы, организационно-правовой базы коллективно-договор­ных отношений; более четкое теоретико-методологическое обоснование механизмов решения социально-трудовых про­блем; усиление информационного, финансового и кадрово­го обеспечения функционирующей модели. Развитие социального партнерства в России наряду с другими принимае­мыми мерами должно укрепить основные принципы соци­ального государства.

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение социального партнерства.

Какой факт стал основой и хорошим условием для раз­вития теоретико-методологических и практических основ со­циального партнерства?

Когда началась формироваться современная модель со­циального партнерства в России?

В чем основная суть российской модели социального партнерства?

Какие задачи ставит российская трехсторонняя комис­сия по регулированию социально-трудовых отношений?

Назовите основные принципы функционирования трех­сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Глава 3.4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.