Глава 1.11 МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова
Государственный социализм
Модели государства
Гражданское общество
Модели социального государства
Демократическое государство
Социально ориентированное государство
Либеральное государство
Тоталитарное государство
Модели социального государства — основные его разновидности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется.
В условиях демократического устройства и рыночной экономики исторически первой стала модель, основывающаяся на идеологии и политике демократического социализма (ранее всего в скандинавских странах).
Позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии государства стали создаваться не на социалистической (социал-демократической), а на либеральной или либерально-консервативной идеологии.
Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального государства, получившего в теории и политической практике название «открытое общество». Имеющиеся между ними различия проявляются в:
а) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды;
б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;
в) большей или меньшей степени вмешательства государства в экономику.
Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не приводит к потрясениям основ социального государства, происходят лишь сдвиги в его функционировании — усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.
В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями.
Первая — так называемая либеральная (монетаристская) — основывается на минимизации государственной собственности и соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий («Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват»).
Вторая модель — социально ориентированная — основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.
Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.
Принципиально иной характер имеет модель социального государства в условиях тоталитарного политического строя. Социальное и тоталитарное государства являются различными системами организации политической жизни страны. При огосударствлении в том или ином виде экономики и общественной жизни, при отсутствии плюрализма государство тоже может быть социальным по своей направленности, осуществлять в достаточно широких масштабах заботу о своих гражданах, оказывать им социальную защиту и поддержку.
Так, социальными надо признать СССР и ряд других стран, существовавших в рамках основанной на марксистской идеологии модели общественного устройства, именуемой государственным социализмом. И на раннем этапе (20—30-е гг.) Советское государство создало самые передовые системы материальных социальных гарантий для самых широких слоев населения, за исключением крестьянства (оно было лишено пенсионного и других видов социального обеспечения).
По мере возрастания (начиная с 30-х гг.) в развитых зарубежных странах со свободной рыночной экономикой народного благосостояния и внедрения механизмов действенной социальной помощи и социального обеспечения Советский Союз (с середины XX в.) и другие страны, пополнившие после Второй мировой войны систему так называемого «реального социализма», стали все больше отставать от стран со свободной рыночной экономикой. Основанная на тотальном огосударствлении экономика оказалась менее эффективной.
Государства «реального социализма», будучи, несомненно, социальными, реализовали свои социальные функции в более ограниченных масштабах, чем социальные государства, утверждавшиеся примерно в то же время в странах со свободной рыночной экономикой: узкий спектр гражданских прав и свобод (слова, мысли, политической деятельности, передвижения и др.), слабая защита граждан от произвола властвующей бюрократии и т. д. Те же пороки имеют и ныне существующие тоталитарные, а также автократические режимы. Российская Федерация встала на путь формирования социального государства в 1993 г.
Действующая ныне Конституция РФ создала правовое поле для развития гражданского общества (civil society). Отказ от тотального огосударствления общественных отношений изменил характер отношений государства и общества. Теперь, в отличие от тоталитарного государства, в котором Полностью регламентировалась общественная жизнь, провозглашен принцип, ведущий к социальному партнерству и взаимопомощи государства и гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» использовалось в различных значениях многими авторами начиная с XVIII в. Гегель под гражданским обществом подразумевал объединения свободных и равных граждан, не являющиеся государством, т. е. добровольные ассоциации, фирмы и корпорации.
Контрольные вопросы и задания
- Назовите основные модели социального государства.
- Чем отличаются модели социального государства?
- На чем основываются либеральная и социально ориентированные модели социального государства?
- Может ли подлинно социальное государство не быть правовым?
- Может ли государство выполнять свои социальные функции в условиях тоталитарного государства?
- Как строятся отношения между государством и гражданским обществом?
Раздел II РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Глава 2.1 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
Ключевые слова
Закрепление статуса социального государства
Подлинное социальное государство
Конституционные принципы социальных государств европейских стран
Ценности социальных государств европейских стран
Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных реформ. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.
Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценностям социального государства. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и социальным федеральным государством». В ст. 23 записано, что «для создания объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, социального и федеративного государства». Понятие социального государства упоминается и в других статьях, в частности, в ст. 28 — «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства».
С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой»;
с 1978 г. Испания по Конституции стала «правовым, демократическим, социальным государством» и др.
В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 г. В соответствии со ст. 2 «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека — как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, — и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности»2.
Практика закрепления статуса социального государства конституциями страны получила дальнейшее распространение. Испания после свержения диктаторских режимов и установления демократии в 1978 г. провозгласила себя правовым демократическим социальным государством.
Португалия в 1975 г. стала суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества.
Функции и обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан прописаны в Конституции Швеции.
Согласно своим конституциям Румыния — правовое демократическое и социальное государство.
Республика Польша — демократическое, правовое государство, осуществляющее принцип социальной справедливости.
Пункт 1 ст. 22 Конституции Греции гласит: «Труд составляет право и находится под защитой государства, которое заботится о создании условий полной занятости, для всех граждан».
Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства.
Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Дании.
Контрольные вопросы и задания
- Когда и в каких странах впервые в конституциях записаны положения о социальном государстве?
- На какие страны распространилась практика закрепения статуса социального государства конституциями страны в 70-х годах прошлого столетия?
- Какие из стран бывшего социалистического лагеря объявили себя социальными государствами?
- Какие европейские страны можно назвать:
§ подлинно социальными государствами;
§ социально ориентированными (концептуальными соци-льными) государствами;
§ реальными социальными государствами;
§ демократическими социальными государствами;
§ правовыми социальными государствами;
§ правовыми демократическими социальными государствами, основанными на социально-рыночном хозяйстве?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|