Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1.11 МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА





Ключевые слова

Государственный социализм

Модели государства

Гражданское общество

Модели социального государства

Демократическое государство

Социально ориентированное государство

Либеральное государство

Тоталитарное государство

 

Модели социального государства — основные его разно­видности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется.

В условиях демократического уст­ройства и рыночной экономики исторически первой стала мо­дель, основывающаяся на идеологии и политике демократи­ческого социализма (ранее всего в скандинавских странах).

Позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии государства стали создаваться не на социалистической (социал-демократической), а на либе­ральной или либерально-консервативной идеологии.

Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального госу­дарства, получившего в теории и политической практике название «открытое общество». Имеющиеся между ними раз­личия проявляются в:



а) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды;

б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;

в) большей или меньшей степени вмешательства государ­ства в экономику.

 

Эти различия неантагонистичны; происходящая демо­кратическим путем смена власти у партий либеральной, кон­сервативной и социал-демократической ориентации не при­водит к потрясениям основ социального государства, проис­ходят лишь сдвиги в его функционировании — усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабева­ет (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, рас­ширяются или сокращаются социальные программы.

 

В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различны­ми их модификациями.

Первая — так называемая либераль­ная (монетаристская) — основывается на минимизации госу­дарственной собственности и соответственно — абсолютиза­ции частной, что предполагает резкое сокращение социаль­ной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — не­зависимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий («Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват»).



Вторая модель — социально ориентированная — основы­вается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.

 

Социальное и правовое государства выступают в един­стве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих го­сударствах мира.

Принципиально иной характер имеет модель социально­го государства в условиях тоталитарного политического строя. Социальное и тоталитарное государства являются различ­ными системами организации политической жизни страны. При огосударствлении в том или ином виде экономики и обще­ственной жизни, при отсутствии плюрализма государство тоже может быть социальным по своей направленности, осуществлять в достаточно широких масштабах заботу о своих гражданах, оказывать им социальную защиту и поддержку.

Так, социальными надо признать СССР и ряд других стран, существовавших в рамках основанной на марксистской идео­логии модели общественного устройства, именуемой государ­ственным социализмом. И на раннем этапе (20—30-е гг.) Со­ветское государство создало самые передовые системы ма­териальных социальных гарантий для самых широких слоев населения, за исключением крестьянства (оно было лишено пенсионного и других видов социального обеспечения).



По мере возрастания (начиная с 30-х гг.) в развитых за­рубежных странах со свободной рыночной экономикой народ­ного благосостояния и внедрения механизмов действенной социальной помощи и социального обеспечения Советский Союз (с середины XX в.) и другие страны, пополнившие после Второй мировой войны систему так называемого «реаль­ного социализма», стали все больше отставать от стран со свободной рыночной экономикой. Основанная на тотальном ого­сударствлении экономика оказалась менее эффективной.

Государства «реального социализма», будучи, несомнен­но, социальными, реализовали свои социальные функции в более ограниченных масштабах, чем социальные государства, утверждавшиеся примерно в то же время в странах со сво­бодной рыночной экономикой: узкий спектр гражданских прав и свобод (слова, мысли, политической деятельности, пере­движения и др.), слабая защита граждан от произвола вла­ствующей бюрократии и т. д. Те же пороки имеют и ныне существующие тоталитарные, а также автократические ре­жимы. Российская Федерация встала на путь формирования социального государства в 1993 г.

Действующая ныне Конституция РФ создала правовое поле для развития гражданского общества (civil society). От­каз от тотального огосударствления общественных отноше­ний изменил характер отношений государства и общества. Теперь, в отличие от тоталитарного государства, в котором Полностью регламентировалась общественная жизнь, провозглашен принцип, ведущий к социальному партнерству и вза­имопомощи государства и гражданского общества.

Понятие «гражданское общество» использовалось в различных значе­ниях многими авторами начиная с XVIII в. Гегель под граж­данским обществом подразумевал объединения свободных и равных граждан, не являющиеся государством, т. е. добро­вольные ассоциации, фирмы и корпорации.

Контрольные вопросы и задания

- Назовите основные модели социального государства.

- Чем отличаются модели социального государства?

- На чем основываются либеральная и социально ориен­тированные модели социального государства?

- Может ли подлинно социальное государство не быть правовым?

- Может ли государство выполнять свои социальные функции в условиях тоталитарного государства?

- Как строятся отношения между государством и граж­данским обществом?


Раздел II РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Глава 2.1 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Ключевые слова

Закрепление статуса социального государства

Подлинное социальное государство

Конституционные принципы социальных государств европейских стран

Ценности социальных государств европейских стран

 

Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных ре­форм. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.

Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценнос­тям социального государства. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и соци­альным федеральным государством». В ст. 23 записано, что «для создания объединенной Европы Федеративная Респуб­лика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, со­циального и федеративного государства». Понятие социаль­ного государства упоминается и в других статьях, в частности, в ст. 28 — «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государ­ства».

С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, «Франция являет­ся неделимой, светской, социальной, демократической Рес­публикой»;

с 1978 г. Испания по Конституции стала «право­вым, демократическим, социальным государством» и др.

В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 г. В соответствии со ст. 2 «Республика признает и гарантирует неотъемлемые пра­ва человека — как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, — и тре­бует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности»2.

Практика закрепления статуса социального государства конституциями страны получила дальнейшее распростране­ние. Испания после свержения диктаторских режимов и ус­тановления демократии в 1978 г. провозгласила себя право­вым демократическим социальным государством.

Португалия в 1975 г. стала суверенной республикой, ставящей своей це­лью построение свободного, справедливого и солидарного общества.

Функции и обязанности государства в области обес­печения благосостояния и социальных прав граждан прописа­ны в Конституции Швеции.

Согласно своим конституциям Румыния — правовое демократическое и социальное госу­дарство.

Республика Польша — демократическое, право­вое государство, осуществляющее принцип социальной спра­ведливости.

Пункт 1 ст. 22 Конституции Греции гласит: «Труд составляет право и находится под защитой государства, ко­торое заботится о создании условий полной занятости, для всех граждан».

 

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социаль­но-экономическую политику как социальные государства.

Принципы социального государства в той или иной мере зак­реплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Да­нии.

Контрольные вопросы и задания

- Когда и в каких странах впервые в конституциях записаны положения о социальном государстве?

- На какие страны распространилась практика закрепения статуса социального государства конституциями страны в 70-х годах прошлого столетия?

- Какие из стран бывшего социалистического лагеря объявили себя социальными государствами?

- Какие европейские страны можно назвать:

§ подлинно социальными государствами;

§ социально ориентированными (концептуальными соци-льными) государствами;

§ реальными социальными государствами;

§ демократическими социальными государствами;

§ правовыми социальными государствами;

§ правовыми демократическими социальными государствами, основанными на социально-рыночном хозяйстве?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.