Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм правового регулирования в социальном государстве





Механизм правового регулирования в социальном госу­дарстве включает в себя определение «правил игры» и конт­роля за его соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т. е. когда кризис привел к нарушению экономичес­кой, социальной, политической, культурной, правовой и дру­гих систем) ни разработка законов, ни контроль за ее выпол­нением не могут быть на должном уровне, так как законода­тели сильно политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, должны действовать (на прак­тике это не всегда так) на всей территории Российской Фе­дерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т. е. последние не могут отменять, кор­ректировать федеральные законы. Поэтому они должны раз­рабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же высказывание Б. Н. Ельцина: «Берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некото­рыми регионами было воспринято как призыв к действию, и начато внедрение в ряде регионов «своих» законов, противо­речащих Конституции и другим законам Российской Федера­ции. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся по сути основным условием, по­зволяющим осуществлять государственное регулирование ры­ночной экономики. Нарушение единого правового простран­ства непременно приведет к разрушению и единого экономи­ческого пространства и, в конечном итоге, к развалу всего государства.



Правовые основы регулирования рыночных реформ в го­сударстве, нацеленного на решение социальных проблем, при­званы:

Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для ини­циативной самостоятельной экономической деятельности граж­дан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных това­риществ и обществ, производственных коллективов, государ­ственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автоном­ных некоммерческих организаций и др.).



Предупредить, ограничить, устранить все, что пре­пятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу экономических реформ, и весь правовой механизм ре­ализации юридических норм, регулирующих экономичес­кую деятельность. Подготовка и издание новых норматив­ных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов.

Первый блок определяет внутреннее отношение в конк­ретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, са­моуправление и организация труда в коммерческих и неком­мерческих организациях.

Второй блок регулирует отношение по вертикали: меж­ду хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органа­ми государственной власти и местного самоуправления — с другой, в том числе и с законодательными (представитель­ными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными орга­нами местного самоуправления.

Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регули­рованию и контролю.

Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: по­ставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками.

В регулирование экономических отношений, обеспече­ние экономических реформ включены все отрасли законода­тельства — государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные.



Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом работа по формированию правовых основ и ме­ханизмов социального государства, воспитанию культуры со­циального общежития граждан требует комплексного подхо­да всех ветвей власти, общественных и научных организа­ций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств — членов СНГ, Евразийского экономи­ческого сообщества, в Союзном государстве Белоруссии и Рос­сии — сделаны первые шаги на пути создания правовых ос­нов социальных государств и проведения ими социальной по­литики, направленной на обеспечение достойной жизни граж­дан. Важнейшим шагом в этом стало принятие в 2001 г. Меж­парламентским комитетом Евразийского экономического со­общества двух модельных законов: «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах». Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определе­ния перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Контрольные вопросы и задания

- Из чего складывается правовая основа социального го­сударства?

- Назовите основные условия формирования правового социального государства.

- Что включает в себя механизм правового регулирова­ния в социальном государстве?

- Что означает единое правовое пространство социаль­ного государства?

- Назовите и охарактеризуйте четыре основных норма­тивных блока нормативно-правовых актов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.