Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальное партнерство как принцип социального государства





Понятие «социальное партнерство» закрепилось в зако­нодательной и научных сферах как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при по­среднической роли государства. Постепенно, когда государ­ство утрачивает свой классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеоло­гия социального партнерства, приходящая на смену классо­вой борьбе. Роль государства в системе социального партнер­ства не ограничивается созданием необходимой правовой ос­новы регулирования и системы регламентации социально-тру­довых отношений. Государство, претендующее на роль соци­ального, должно выступать гарантом действия сторон, со­блюдения взятых на себя обязательств, определять юриди­ческий статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы со­действуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнения арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.

На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направ­ления социально-экономической политики, система соци­альных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.



Эти принципы социальной политики государства во мно­гом взаимообусловлены и трансформируются в принцип са­мого социального государства. Для обеспечения функциони­рования этих принципов и требований в социальном государ­стве приводятся в движение определенные механизмы. Пер­вый из них — тарифная автономия работодателей и работни­ков и их объединений, осуществляемая на основе социально­го партнерства. Чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т. п., необходимо соблюдение определенных условий — стороны Должны законодательно наделяться полномочиями и нести ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние органи­заций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей первый принцип, должны быть законы: об объединениях работодателей; о социальном парт­нерстве; об основных направлениях государственной полити­ки по регулированию оплаты труда и доходов наемных ра­ботников и предпринимателей. Следующие два принципа вза­имообусловлены, и их реализация требует создания меха­низма государственного надзора за действием рыночных сил и институтов, законодательно поощряя те из них, которые направлены на обеспечение конституционных целей страны и препятствуют ухудшению жизни людей и ослаблению госу­дарства.



Механизм реализации принципов социальной справедли­вости и социальной солидарности достаточно сложен. Чув­ство солидарности и взаимопомощи людей порождается при­родой их коллективной деятельности, а также закладывает­ся на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же на­род убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в по­литические как средство получения экономических и соци­альных преобразований. Долг и обязанность государственных органов — устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира. Соци­альное партнерство в утвердившемся понимании — система взаимоотношений между наемными работниками и работода­телями — один из способов согласования интересов при взаи­модействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеоло­гию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности, пред­ставленных в обществе. И в этом смысле социальное парт­нерство — один из главных принципов демократического гу­манного социального государства. Мировая цивилизация се­годня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, группами, взаимо­действующими в обществе.



Не менее значим принцип социального государства — участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хо­зяйственной жизни. Его реализация возможна лишь в под­линно демократическом социальном государстве. Многие за­падные политики и ученые считают, что отношение работ­ников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения ре­ального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативно-правовую базу привес­ти в полное соответствие с принципами, требованиями и це­лями социального государства. В реализации последнего из перечисленных принципов на основе системы социального партнерства как цивилизованного механизма сохранения граж­данского мира и согласия в обществе за счет достижения вза­имоприемлемого баланса интересов работника, работодате­ля, государства при урегулировании социально-экономичес­ких и трудовых отношений особая роль принадлежит проф­союзам. Сфера особого внимания профсоюзов — социальная политика государства, ее конкретное воздействие на поло­жение наемного работника и членов семьи.

Таким образом, социальное партнерство сегодня рассмат­ривается, с одной стороны: как система взаимоотношений меж­ду наемными работниками и работодателями; способ согласо­вания противоположных интересов; метод решения социаль­но-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле социальное партнерство — один из способов пред­ставления интересов каких-либо социальных групп в обще­стве и принцип социального государства. Отмеченная систе­ма взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнер­ства — государства и, таким образом, социальное партнер­ство не только включает в свою систему государство как обязательного субъекта, а одновременно выступает как один из принципов государства. Социальное партнерство — обяза­тельный элемент государственного устройства, а в социальном государстве — важнейший принцип организации взаи­модействия между органами власти, работниками и работо­дателями в социально-трудовой сфере. В целом, в социаль­ном государстве этот принцип — один из главных оснований усиления своей «социальности».

Контрольные вопросы и задания

- Назовите основные принципы европейских социальных государств.

- Назовите отличительные особенности применения этих принципов в современной России.

- Раскройте механизмы реализации принципов социаль­ного государства.

- В признании каких прав граждан заключается форму­ла «государство для человека»?


Глава 1.8 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова

Государственный социальный Социальные нормативы

стандарт

Потребительская корзина Социальные нормы и стандарты

Права и гарантии Состояние социального

социального государства государства

Признаки социального Характеристики

государства социального государства

Принцип субсидиарной Черты социального государства

ответственности

 

«Социальному государству должна быть присуща ориен­тация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится... обо всем, что фор­мирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гума­низма, справедливости, патриотизма и милосердия»1. Немец­кие ученые выделяют следующие характеристики социаль­ного государства: высокий прожиточный минимум, социаль­ное равенство, социальное обеспечение, общий подъем бла­госостояния2.

Ряд характеристик, по которым государство можно от­нести к социальному, выделяет профессор А. Н.Аверин: «Можно сказать, что социальным является такое государство которое обеспечивает достойную жизнь и свободное разви­тие человека, его социальную защиту и выполняет масштаб­ные по своему объему социальные функции»1.

Социальным можно считать лишь то государство, где соблюдаются:

§ право на свободу человека;

§ право на свободную реализацию трудового и интел­лектуального потенциала, чтобы каждый гражданин мог обес­печить себе и своей семье материальное благополучие;

§ гарантии проведения при любых системах и структур­ных преобразованиях в обществе сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально воз­можные инвестиции «в человека»: на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адрес­ную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

§ гарантии наличия определенной социальной структуры у любого хозяйствующего субъекта, любого собственника средств производства;

§ гарантия создания благоприятных условий для реаль­ного участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих реше­ний на всех уровнях власти;

§ права и гарантии, признающие и реализующие систе­му социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов ра­ботника, работодателя, государства при регулировании со­циально-экономических и трудовых соглашений;

§ права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи — основной ячейки общества; на духовное, культур­ное, нравственное развитие граждан, прежде всего молоде­жи; на бережное отношение к наследию предков и преем­ственность поколений, сохранение самобытности нацио­нальных и исторических традиций.

«Основная черта, наиболее рельефное выражение сущ­ности социального государства заключается в том, что оно, концентрируя в своих руках разнообразный общественный потенциал, в первую очередь — финансовый, использует его для осуществления социальной деятельности, социальных функций, для проведения социальной политики. Смысл дея­тельности, обозначаемой этими близкими понятиями, состо­ит в решении социальных проблем, т. е. проблем, непосред­ственно касающихся жизни людей, условий и образа жизни членов общества и в особенности — наиболее нуждающихся слоев и категорий населения. В отношении последних соци­альная деятельность государства предполагает оказание им прямой материальной поддержки и помощи... Государство та­ким образом предоставляет им материальное содержание для удовлетворения хотя бы элементарных жизненных потребно­стей.... И действительно, деятельность такого государства воп­лощает в себе защиту со стороны социума, общества, инди­видов, граждан от реального или потенциального воздействия на них неблагоприятных факторов и ситуаций, порождаемых различными системами социального взаимодействия и обра­зуемой ими средой»1.

Степень сформированности на практике принципов со­циального государства можно установить по уровню разви­тости социальной политики. В зависимости от выбранной кон­цепции развития социального государства определились два подхода.

Одни авторы, раскрывая суть концепции социального государства, утверждают, что «основной признак социаль­ного государства — это система «общественных и производ­ственных отношений, основанная на уважении и соблюдении естественных прав и свобод всех граждан, создающая усло­вия для самореализации и свободного развития личности... при высоком уровне экономического развития большинство социальных проблем решается само собой, не требуя никакого участия государства. Как ни парадоксально, но подлинно со­циальное государство характеризуется минимальной сфе­рой социальной деятельности, а сами социальные заботы из правила становятся исключением.

Социальное государство способствует созданию в обще­стве условий для наиболее эффективного использования про­изводительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы»1. Этот подход на практике применим лишь к развитым странам и то лишь при условии, если государство устанавливает механизм перераспределе­ния доходов в пользу тех, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно решать свои бытовые и другие социальные проблемы.

Второй подход приближается к патерналистскому подхо­ду в государственном устройстве. «Социальное государство — государство, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека. Основные направления, по которым реали­зуется принцип социального государства — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минималь­ного размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инва­лидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты... В связи с формированием ры­ночной экономики, приватизацией большей части бывшей го­сударственной собственности расходы бюджетной системы социального государства должны нести преимущественно социальный характер и быть направлены прежде всего на поддержку социально уязвимых сторон (индивидов, пенсио­неров, семей с малолетними детьми, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев), а также на обеспечение ми­нимальных гарантий бесплатного доступа к услугам образо­вания, здравоохранения, культуры.

Политические возможности социального государства свя­заны с реализацией принципа субсидиарной ответственно­сти. Основной признается ответственность перед собой и сво­ей семьей. Дополнительная, общественная ответственность, которую человек и его семья принимают на себя, каждый раз должна проверяться с точки зрения ее целесообразности и с точки зрения невозможности нести ее одному. И лишь тогда ресурсы в виде налогов, сборов и добровольных трансфертов передаются на тот уровень организации общества, который наиболее приспособлен для осуществления тех или иных об­щественных задач»1.

Профессор Российской академии государственной служ­бы при Президенте Российской Федерации Т. С. Сулимова выделяет три признака, по которым характеризуется соци­альное государство:

а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

Как видно, два подхода существенно отличаются харак­теристиками социального государства. Эти резко отличаю­щиеся концепции социального государства применимы к раз­личным стадиям развития общества.

Реальное состояние социального государства характери­зуется уровнем выполнения им социальных обязательств, соблюдения социальных стандартов. Социальные обязатель­ства государства — законодательно закрепленная совокуп­ность общественных благ, которые оно обещает предоста­вить своим гражданам, бесплатное или льготное их предос­тавление отдельным категориям населения. Социальный стан­дарт — это сложившееся представление большинства насе­ления или определенной общественной группы о приемлемом для них уровне и качестве жизни.

Социальное государство законодательно устанавливает уровень социальных гарантий на определенный период вре­мени для граждан (по определенным показателям — для кон­кретных категорий людей). Эти гарантии выражаются через социальные нормативы и нормы. Социальные стандарты мо­гут носить директивный или рекомендательный характер.

Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и при­менения в отечественной практике. Разработку социальных нормативов в советский период осуществляли министерства и ведомства СССР, Госпланы союзных республик под руко­водством Госплана СССР. К этой работе привлекались соот­ветствующие научно-исследовательские организации и ве­дущие ученые страны. Показатели учитывали обеспеченность населения предприятиями и учреждениями непроизводствен­ной сферы, материальными благами и платными услугами (пост. Госплана СССР от 23 июня 1988 г. «О разработке соци­альных норм и нормативов») и включали следующие показа­тели отраслей социальной сферы:

в сфере здравоохранения — наличие коек в больнич­ных учреждениях на 10 тыс. жителей; посещение амбулатор-но-клинических учреждений на 10 тыс. жителей; число жи­телей на одну аптеку; число мест в туристических учрежде­ниях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, вра­чей и среднего медицинского персонала на 10 тыс. жителей;

в сфере народного образования — число дошкольных учреждений отдельно в городе и в селе на 1000 детей дош­кольного возраста; число мест в ПТУ на 1000 рабочих; на­полняемость возрастных групп в дошкольных учреждениях,

классов — в общеобразовательных школах; общую площадь зданий и сооружений, обеспеченность оборудованием, тех­ническими средствами и электронно-вычислительной техни­кой, наличие автоматизированных рабочих мест на базе элек­тронно-вычислительных машин отдельно по различным ти­пам учебных заведений;

в области культуры — число мест в клубных учреж­дениях и постоянно действующих кинотеатрах на 1000 жите­лей, в стационарных театрах и концертных залах (отдельно по каждой позиции) на 100 тыс. городских жителей; число жителей на одну библиотеку (отдельно для городского и сель­ского населения); число учащихся школ эстетического вос­питания на 10 тыс. жителей; обеспеченность населения пе­чатной и аудиовизуальной продукцией (число экземпляров книг, газет, журналов на одну семью); охват населения че­тырьмя программами радиовещания и программами телеви­дения (одной, двумя, тремя);

в сфере торговли и общественного питания — раз­мер площадей торговых залов в городских и сельских мага­зинах; число посадочных мест на 1000 жителей в общедос­тупной сети общественного питания;

в жилищно-коммунальном хозяйстве — учет обеспе­ченности населения квартирами, индивидуальными домами на 100 семей, число квадратных метров общей площади жи­лых домов на одного жителя; обеспеченность централизован­ным холодным и горячим водоснабжением, отоплением, элек­троэнергией, сетевым и сжиженным газом (городского насе­ления), квартирными телефонами на 100 семей (отдельно для городских и сельских жителей).

Социальные нормативы указывали рекомендуемые ра­циональные размеры потребления населением основных групп пищевых продуктов: мяса и мясопродуктов, молока и моло-копродуктов, яиц и яйцепродуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, сахара, овощей и бахчевых культур, Фруктов и ягод, хлебопродуктов, картофеля в соответствую­щих единицах измерения на одного жителя в год. Осуществ лялся также учет норм рационального потребления важней­ших изделий легкой промышленности и нормативов рацио­нальной обеспеченности населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения: тканями, швейными и трикотажными изделиями, обувью, чулочно-носочными изделиями. Наличие товаров длительного пользования (ра­диоприемники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, кинокамеры, холодильники, стиральные машины — всего 26 наименований) рассчитывалось на 100 семей, а платные услуги (бытовые, связи, пассажирского транспорта, жилищ­но-коммунальные, культуры, здравоохранения и пр.) — в руб­лях на одного жителя.

Несколько раньше в 1980 г. член-корреспондент АН СССР Ж. Т. Тощенко в пособии «Социальные нормативы и ориенти­ры» систематизировал и унифицировал социальные норма­тивы, дал определение понятия «социальный норматив»: «это научно обоснованная количественная и качественная харак­теристика оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученная на основе учета объектив­ных закономерностей общественного развития и возможнос­тей... государства и направленная на максимальное удовлет­ворение материальных и духовных потребностей, всесторон­нее развитие личности». Все социальные нормативы в нем сгруппированы по следующим направлениям:

нормативы, отражающие обеспеченность материаль­ными ресурсами в расчете на 1 тыс. чел.;

нормативы, отражающие требования, предъявляемые к городским и сельским жителям;

нормы, связанные с использованием системы «чело­век—человек» или же отражающие нормы наличия продав­цов, врачей, учителей, работников культуры и т. д. на 1 тыс. чел.;

нормы, учитывающие специфику регионов и произ­водственных коллективов (с учетом, что величина социальных нормативов непостоянна, так как подвержена сложным дина­мическим изменениям).

Среди актуальных задач современного этапа становле­ния социального государства в России — разработка и вне­дрение социальных нормативов в практику всех действую­щих в нем субъектов. Настоятельная потребность в их разра­ботке и использовании объясняется тем, что социальными процессами можно управлять лишь на основе применения своеобразных эталонов, позволяющих количественно и каче­ственно оценивать уровень их развития.

Правительство РФ в апреле 1997 г. приняло постановле­ние «О государственных минимальных социальных стандар­тах». Этот документ определил цели, принципы формирования и применения, типы и систему минимальных социальных стан­дартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, об­разования, здравоохранения, культуры, социального, в том числе жилищно-коммунального обслуживания населения. В нем отмечалось, что «социальная стандартизация является вновь формирующейся сферой регламентации важнейших парамет­ров социального развития со стороны органов государствен­ной власти... При этом под государственными минимальными социальными стандартами понимаются установленные зако­нодательством РФ социальные нормативы и нормы, регули­рующие минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах, общедоступных бесплатных услугах». Его задача — содействие формированию норматив­ной базы бюджетной работы.

Государственными социальными стандартами в сфере оплаты труда устанавливаются минимальный размер оплаты труда, закрепляемый федеральным законом, и тарифная став­ка (оклад) первого разряда тарифной сетки ETC по оплате труда работников бюджетной сферы; в области пенсионного обеспечения в число социальных стандартов следует вклю­чить законодательно устанавливаемые минимальные разме­ры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; в области со­циальной защиты — государственные пособия гражданам по

безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих. К государственным соци­альным стандартам в области образования относятся бесплат­ные услуги государственных и муниципальных образователь­ных учреждений, перечень которых закреплен Федеральным законом «Об образовании». В состав государственных соци­альных стандартов включаются нормы обеспеченности насе­ления образовательными услугами государственных и муни­ципальных учреждений.

Государственное социальное страхование в здравоохра­нении, утверждаемое на федеральном уровне, включает ус­луги по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи, а также услуги сани­тарного и профилактического характера в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом. В состав госу­дарственных социальных стандартов в здравоохранении сле­дует также включить нормативы обеспеченности услугами указанных учреждений.

В качестве государственных социальных стандартов в сфере культуры устанавливаются перечень бесплатных и об­щедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспе­ченности ими населения.

Государственные социальные стандарты социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий населения, нуж­дающихся в посторонней помощи и поддержке, включают перечень необходимых им услуг и нормы обеспеченности эти­ми услугами населения.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве государственных социальных стандартов устанавливается набор жилищно-коммунальных услуг, финансируемых с ис­пользованием средств бюджетов всех уровней, нормы потреб­ления жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного жителя в год, социальная норма площади жилья, предельная стоимость предоставляемых услуг в расчете на одного житеЛЯ в год и другие показатели, устанавливаемые законода­тельством для целей реформирования жилищно-коммуналь­ного хозяйства.

В области юридической помощи гражданам в качестве государственных социальных стандартов устанавливаются виды бесплатной юридической помощи, оказываемой адвока­тами, а также перечень лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты государственной пошлины при соверше­нии юридически значимых действий, определяемых федераль­ными законами1.

17 февраля 1999 г. Правительство РФ утвердило Мето­дические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп на­селения в целом по РФ и в ее субъектах. Они содержат:

принципы и порядок формирования минимального на­бора продуктов питания, непродовольственных товаров и ус­луг, необходимых для сохранения здоровья человека и обес­печения жизнедеятельности;

подходы к учету субъектами РФ при определении по­требительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребле­ния продуктов питания, непродовольственных товаров и ус­луг;

примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для со­хранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятель­ности, для основных социально-демографических групп на­селения в целом по РФ и ее субъектам.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предус­мотрел, что органами власти различных уровней устанавли­ваются и обеспечиваются государственные минимальные со­циальные стандарты, отражающие основные жизненные потребности населения. Некоторые нормы социальных стан­дартов определены также в Федеральном законе «О финан­совых основах местного самоуправления в Российской Феде­рации», в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Таким образом, социальное государство создает право­вое поле, устанавливает правила поведения, механизм осу­ществления и контроля для таких целей, как:

развитие и устойчивая работа отечественного социаль­ного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность страны;

реальное участие граждан в управлении производством, сферой услуг, общественной и государственной жизнью;

проведение тарифной политики в интересах работода­теля и работника;

защита отраслей социальной сферы — образования, науки, здравоохранения, культуры и других, а также инте­ресов тех, кто не способен самостоятельно обеспечивать свое существование, позволяющая создать достойные условия су­ществования, равные возможности для самореализации, бла­гоприятную среду обитания и сформировать новый тип соци­альных связей, основанный на принципах социальной спра­ведливости, гражданского согласия;

 

проведение политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

утверждение активной социальной политики и соци­ального партнерства, направленных на обеспечение достой­ной жизни и свободное развитие человека.

Контрольные вопросы и задания

Почему социальное государство должно быть ориен­тировано на духовное, культурное и нравственное развитие граждан?

Какие права и гарантии должны соблюдаться в госу­дарстве, которое называет себя социальным?

Каким образом можно установить степень сформиро­ванное™ на практике принципов социального государства?

Какими признаками характеризуется социальное госу­дарство?

В каких сферах общества применяются социальные нормы и стандарты?

С какой целью вводит социальное государство госу­дарственные минимальные социальные стандарты?

Какими показателями характеризуется потребительская корзина?


Глава 1.9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.