Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
Никто не отрицает огромную значимость финансовых Ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и меры чисто организационного и организационно-правового характера:
создание прочной, всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующих решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства;
обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан;
усиление общественного контроля (в том числе профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств;
активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдение актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 370 Трудового кодекса РФ);
принятия решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ);
установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий (государственных и ныне акционированных), наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды);
активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граждан (в том числе содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему занятость людей и источник средств к существованию за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, предоставления льготных кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей);
организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры (при достаточном их финансировании) способны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасных условий труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.
Проведение эффективной организационной работы — важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, отвечающих принципам социального государства и общечеловеческим ценностям, социальных общностей и других социальных систем (в том числе развитие социального партнерства) путем преодоления крайних различий в имущественном положении граждан, развития среднего класса.
Функции федеральных органов государственной власти
Функции органов власти субъектов Федерации
Функции органов местного самоуправления
Функции политических партий
Функции профсоюзов
Функции других общественных объединений
Контрольные вопросы:
- Назовите основные функции государства.
- Назовите основные функции социального государства.
- Почему происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства?
- Почему социальные функции включаются в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями?
- Как происходит «социализация» всех функций государства?
- Назовите основные средства и методы реализации функций социального государства.
Глава 1.7 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова
Принципы социального государства
Тарифная автономия работодателей
Солидарность
Тарифная автономия работников и их объединений
Социальная справедливость
Экономическая свобода человека
Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на:
§ принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
§ принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и на принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;
§ принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения Доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;
§ принцип участия работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.
В современном обществе — считают В. А. Каменецкий и В. П. Патрикеев — должен действовать принцип «государство для человека», последовательное применение которого является краеугольным камнем в фундаменте социального государства. По их мнению, этот принцип выражается в признании:
§ морального и юридического приоритета естественного права перед дозволительным, т. е. позитивным;
§ человека в качестве единственного субъекта права собственности на все объекты собственности, существующие в государстве;
§ первичности обязанностей члена общества перед другими членами общества по отношению к его правам;
§ особой роли нематериальных объектов собственности, которые не могут быть отчуждены от человека;
§ человека в качестве единственного субъекта налогообложения;
§ первичности интересов человека перед интересами государства при определении допустимого уровня налогообложения;
§ приоритета социальных статей государственного бюджета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат — правительство;
§ человека в качестве непосредственного инвестора, способного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|