Финансовый контроль на рынке ценных бумаг
Важнейшей функцией управления рынком ценных бумаг является финансовый контроль.
Финансовый контроль на рынке ценных бумаг представляет собой деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами рынка установленных норм поведения, правил участия в деятельности рынка, законов и нормативных актов, регулирующих финансовые отношения на рынке ценных бумаг.
Необходимость финансового контроля обусловливается тем, что рынок ценных бумаг является важным элементом рыночной инфраструктуры, от состояния которого зависит развитие всей экономики. В то же время рынок ценных бумаг — это сфера эко-
комических отношений, в которой при отсутствии соответствующей законодательной базы и жесткого финансового контроля развиваются такие явления, как мошенничество, подделки, воровство. Доказательством тому служит опыт других стран, в частности, современный опыт развивающихся стран. Например, в 1992 г. на фондовой бирже Куала-Лампура в Малайзии было похищено 75 тыс. сертификатов на 75 млн акций. Выпуск фальшивых акций имел место в 1993 г. в Индонезии (на сумму 5 млн USD), в 1991 г. в Греции (несколько тысяч подделок акций компании «Titan Cement»), в 1990 г. в Турции (поддельные сертификаты акций компании «Curkurova»). В 1992 г. государственным банком Индии была обнаружена ошибка в учете операций с государственными ценными бумагами, в результате чего банк не досчитался миллионов долларов.
Такие факты ведут к утрате доверия потенциальными инвесторами к рынку ценных бумаг, подрывают основы его эффективного функционирования, не обеспечивают достаточную безопасность размещения сбережений.
Финансовый контроль на рынке ценных бумаг осуществляют все субъекты: участники торгов, организаторы торговли, саморегулируемые организации, государство.
В зависимости от субъекта, проводящего контроль, финансовый контроль на рынке ценных бумаг классифицируют на государственный и негосударственный. Государственный контроль осуществляют служащие государственных организаций: лицензирующих, регистрирующих, контрольных. Контроль, проводимый всеми остальными субъектами, относят к негосударственному.
В зависимости от цели, задач, объектов контроля финансовый контроль подразделяют на внутренний и внешний.
Внутренний контроль (аудит) осуществляют все участники рынка ценных бумаг в целях реализации своих уставных задач, интересов каждого конкретного участника. Он входит составной частью во внутрихозяйственный финансовый контроль. Его объектами являются финансовые отношения данного субъекта с другими участниками рынка, финансовое состояние данного субъекта.
Внешний контроль осуществляют государство, саморегулируемые организации, некоторые организаторы торгов. Его целью являются защита интересов всех участников рынка ценных бумаг, поддержание стабильного положения, создание условий для динамичного его развития. Задачи внешнего контроля определяются ролью каждого из субъектов, осуществляющих этот контроль, и будут рассмотрены ниже.
Объектами внешнего финансового контроля являются как многообразные финансовые отношения, возникающие между участниками рынка ценных бумаг (эмитентами и инвесторами, эмитентами и профессиональными участниками, инвесторами и профессиональными участниками, государством и участниками и др.), так и н целом состояние рынка ценных бумаг.
Организацию внутреннего финансового контроля можно рассмотреть на примере контроля в депозитарной системе.
Как правило, в организационной структуре депозитария имеется специальное подразделение (например, отдел внутреннего контроля), на которое возложены контрольные функции. В его задачи входит, в частности, контроль организации документооборота в отделах, операционный контроль, инвентаризация ценных бумаг, составление сводного отчета на конец дня.
Контроль организации документооборота осуществляется в виде проверки состояния журнала входящей документации, картотеки поручений и административных распоряжений, журнала исходящих писем. Проверяющие устанавливают, зарегистрированы ли в журнале все поступающие документы (поручения, запросы, письма и др.), стоят ли на документах отметки об исполнении с указанием учетного номера, помещен ли документ в оперативный архив. Кроме того проводится сверка документов внутреннего учета. Сверка баланса производится по данным информационной системы, по выпискам из реестров владельцев и по счетам «Депо», по актам приемки-передачи и данным инвентарного учета.
Остатки на пассивных клиентских и операционных счетах сопоставляются с остатками на активных инвентарных счетах. Сверка баланса производится не реже одного раза в месяц. Выявленные расхождения остатков подлежат урегулированию. Все остатки по активным счетам проверяются на наличие документальных оснований для изменения состояния инвентарных счетов — выписок из реестра владельцев ценных бумаг о состоянии лицевого счета депозитария-попечителя.
В ходе операционного контроля проверяется соответствие каждой проведенной операции зарегистрированному в установленном порядке документу-основанию (поручению клиента, распоряжению администрации, запросу), фактическое поступление (изъятие) сертификатов ценных бумаг в хранилище депозитария и правильность документального оформления указанных операций.
Инвентаризация документарных ценных бумаг обязательна при смене материально ответственных лиц (проводится на день приемки-передачи дел), после стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, вследствие установления фактов утрат и хищений, при ликвидации или реорганизации депозитария, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и в других предусмотренных законом случаях. Создается комиссия из числа работников депозитария с участием руководителя. Инвентаризация проводится путем сверки остатков сертификатов ценных бумаг с данными учетных документов в присутствии материально ответственного лица. После ее окончания составляются акты и сличительные ведомости, служащие основанием для отражения в учете результатов инвентаризации. Выявленные излишки подлежат оприходованию и зачислению на инвентарные счета с последующим установлением причин
и виновных лиц. Недостача ценных бумаг относится на виновных лиц, если последние установлены, в противном случае убытки от недостач списываются на затраты депозитария.
Организация финансового контроля на рынке ценных бумаг определяется действующей концепцией государственного регулирования этого рынка. В мировой практике известны две основные диаметрально противоположные концепции. Согласно первой, применяемой во Франции, регулирование рынка осуществляется государством, лишь небольшая часть полномочий по контролю передается саморегулируемым организациям.
Согласно второй концепции, действующей в Великобритании, основные функции по регулированию и контролю государство передает саморегулируемым организациям. При этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка. В то же время государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Системы контроля во Франции и Великобритании являются одноуровневыми: рынок контролирует либо государство (Франция), либо саморегулируемые организации (Великобритания). В других странах степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями, а системы регулирования и контроля являются двухуровневыми: первый уровень — это органы государственного регулирования и контроля; второй — саморегулируемые организации. Такие системы существуют в США, Японии, Германии и других странах. Рассмотрим особенности государственного и негосударственного контроля на рынке ценных бумаг.
Государство осуществляет контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка в целом, что определяет задачи государственного финансового контроля на рынке ценных бумаг, к которым относятся:
• выявление факторов недобросовестности и мошенничества, определение и реализация мер защиты от них участников рынка;
• выявление факторов нарушений в ценообразовании на рынке, их присечение, принятие мер воздействия к нарушителям;
• определение узких мест в законодательстве, регулирующем финансовые отношения на рынке ценных бумаг, подготовка пред ложений по совершенствованию законодательства.
Структура государственных органов, регулирующих, контролирующих рынок, зависит от модели рынка (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов. В странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передается территориям (например, штатам в США, землям в Германии).
В странах с развитыми рынками общей тенденцией янлжчгя создание самостоятельных ведомств, регулирующих, кои i рп/шруш щих рынок ценных бумаг. В то же время в некоторых ( ф.нич i mi
I,Ml
трольные, регулирующие функции возложены на Министерство финансов (Франция), банки (Германия) или имеет место смешанное управление.
Примером специального ведомства, регулирующего рынок ценных бумаг, является Комиссия по ценным бумагам и биржам в США. Комиссия с аналогичным названием функционирует и в Японии. Отличие между ними в том, что в США эта комиссия является высшим, независимым от указаний правительства надзорным органом, а в Японии подобная комиссия — это структурное подразделение Министерства финансов: комиссия регулирует рынок, а Министерство финансов — участников рынка.
В американской Комиссии по ценным бумагам и биржам контрольные функции возложены на Управление по надзору за законодательством. Его сотрудники устанавливают факты нарушения законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, определяют степень тяжести правонарушения, принимают меры воздействия к нарушителям.
По американскому образцу строится регулирование и контроль на рынке многих развивающихся стран. Например, в Индии надзорные функции выполняет Управление по ценным бумагам и биржам; в Китае — Китайская комиссия по регулированию рынка ценных бумаг, а также министерства финансов и юстиции; в Мексике — Национальная комиссия по ценным бумагам; в Бразилии — Комиссия по ценным бумагам, Национальный монетарный совет, Центральный банк; в Чили — Комиссия по ценным бумагам и страхованию; в России — Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Во Франции регулирование фондового рынка осуществляет Министерство экономики и финансов. В Германии основные контрольные функции возложены на Немецкий федеральный банк'и специальный контролирующий орган — Федеральную надзорную палату. Аналогично организован контроль в Австрии, Бельгии, других странах с банковской моделью рынка.
Государство на рынке ценных бумаг контролирует все виды деятельности, все виды операций: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и др. Оно осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами требований законодательных и нормативных актов, за финансовым состоянием инвестиционных институтов; контролирует государственные и корпоративные ценные бумаги (соответствие количества выпущенных и обращающихся ценных бумаг, размеры объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала и др.).
Рассмотрим организацию государственного финансового контроля на примере контроля за эмиссией ценных бумаг. Этот контроль осуществляют регистрирующие органы на всех этапах эмиссионного процесса: на этапе эмиссии ценных бумаг; в период их размещения; на этапе подведения итогов эмиссии.
На этапе эмиссии проводятся следующие виды контрольных работ: проверка решений акционерных обществ о выпуске ценных бумаг, проверка проспекта эмиссии. Целью контроля является предупреждение нарушений законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, предотвращение незаконного ограничения прав отдельных субъектов финансовых отношений. Например, в некоторых учредительских документах предусматривается возможность определения или изменения цены акций, порядка назначения цены по решению эмитента, оговариваются преимущества одних покупателей ценных бумаг перед другими. Как нарушение можно классифицировать и невыполнение эмитентом требований, предъявляемых к нему на этапе, предшествующем государственной регистра-'ции, в частности, запрета на размещение ценных бумаг и совершение сделок с ними, проведение рекламной кампании.
На этапе размещения ценных бумаг проверяется соблюдение сроков, порядка, процедуры размещения. В случае установления нарушений контролирующий орган вправе приостановить размещение до устранения нарушений, а также обратиться в суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недействительным.
На этапе подведения итогов выпуска ценных бумаг регистрирующий орган проверяет отчеты об итогах их выпуска: правильность, полноту заполнения всех пунктов отчетов, достоверность информации, соответствие результатов эмиссии проспекту эмиссии. Например, регистрирующий орган может выявить факт размещения эмитентом ценных бумаг сверх количества, объявленного к выпуску в проспекте эмиссии. В этом случае эмитенту будет предоставлена возможность выкупить и погасить все ценные бумаги, размещенные сверх объявленного количества. При невыполнении этого требования незаконно полученные эмитентом средства подлежат взысканию с эмитента в судебном порядке.
Важная ро.ль в осуществлении финансового контроля отводится лицензирующим органам, которые контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (дилеров, брокеров, депозитариев и др.) и могут принимать решения о приостановлении или отзыве лицензий при установлении нарушений в их деятельности. Отсутствие или недостаточность такого контроля сказывается на качестве работы: нарушается условие незамедлительного, полного выполнения поручений клиентов; распространяется практика торговли брокерами на свой счет (при этом откладывается выполнение торгового поручения клиента); извлекается прибыль людьми, имеющими доступ к конфиденциальным данным (инсайдерами); практикуется «опережающий бег».
Лицензирующие органы следят за соблюдением профессиональными участниками требований законодательных и нормативных актов, за соответствием размера собственного капитала требуемому; контролируют сроки допустимого неосуществления брокерско-ди-лерской деятельности; устанавливают факты отражения брокерами, дилерами в учетных и отчетных документах недостоверных или
18,4
вводящих в заблуждение данных; отслеживают совмещение брокерами и дилерами недозволенных видов деятельности.
Государство на рынке ценных бумаг осуществляет также валютный контроль. Его объектом являются инвестиции зарубежных инвесторов, а предметом контроля — специально вводимые в этих целях формы отчетности для лиц, покупающих акции за валюту. В Южной Корее, например, иностранные инвесторы обязаны заполнить специальную идентификационную карту, используемую как для валютного контроля, так и для контроля за содержанием портфеля ценных бумаг иностранца, налогового контроля.
Мировой опыт показал, что государственный контроль на рынке ценных бумаг является не самым эффективным. Более результативен контроль саморегулируемых организаций.
Саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг в мировой практике признаются добровольные объединения профессиональных участников, устанавливающие для своих членов формальные правила ведения бизнеса и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Они могут иметь статус ассоциации, профессионального союза, общественной организации. Известны международные (Международная организация фондовых бирж), национальные (Национальная ассоциация инвестиционных дилеров в США) и региональные саморегулируемые организации. В зависимости от того, кто из профессиональных участников учреждает саморегулируемые организации, последние классифицируют:
• на организации регуляторов рынка;
• фондовых бирж;
• компаний по ценным бумагам;
• инвестиционных консультантов;
• трансферагентов;
• регистраторов;
• организации депозитариев и др.
В функции саморегулируемых организаций входят:
• регулирование деятельности членов организации;
• контроль:
— за соблюдением правил осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандартов проведения опе раций с ценными бумагами;
— выполнением правил, ограничивающих манипулирование ценами;
— ведением документации, учета, отчетности;
• обеспечение прав клиентов (рассмотрение претензий, жалоб клиентов);
• исполнение предписаний, санкций к членам организации, под держание высоких профессиональных стандартов;
• подготовка персонала;
• развитие инфраструктуры финансового рынка;
• проведение научных разработок и др.
Саморегулируемые организации создают предпосылки для формирования обособленного рынка, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, к объемам торговли и капитала, к их финансовому здоровью.
Эффективность финансового контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями, обусловливается тем, что нарушение правил, установленных саморегулируемой организацией, может привести к лишению членства в этой организации, что равнозначно запрету на работу с ценными бумагами.
Саморегулируемые организации создаются двумя путями. В первом случае государство передает часть своих функций по регулированию и контролю отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Во втором случае профессиональные участники рынка ценных бумаг сами договариваются о том, что созданная ими организация получает определенные права регулирования и контроля по отношению ко всем участникам данной организации.
В обоих случаях регулирование и контроль осуществляются поэтапно. На первом этапе — этапе формирования рынка ценных бумаг и саморегулируемой организации — разрабатываются специальные правила и стандарты ведения профессиональной деятельности, операций на рынке, устанавливаются требования к его участникам. На втором этапе — этапе функционирования рынка ценных бумаг — осуществляется контроль за соблюдением участниками организации установленных государством и саморегулируемой организацией правовых и этических норм и правил. Контроль ведется в форме проверок, в ходе которых выявляются нарушения устава (кодекса), правил ведения бизнеса, других нормативных документов, разработанных организацией.
Как отмечалось выше, в наибольшей степени концепция саморегулирования развита в Великобритании. Главной саморегулируемой организацией Великобритании является Совет по ценным бумагам и инвестициям. Формально он подчиняется Казначейству, но на практике является независимой организацией. Совету подчиняются более специализированные организации, такие, как Совет по ценным бумагам и фьючерсам, Ассоциация финансовых посредников и брокеров, Организация инвестиционных управляющих, уполномоченные биржи и др.
К органам саморегулирования в Великобритании относится также частная организация, образованная группой юридических и физических лиц, — Лондонский совет по вопросам слияний и поглощений. Совет контролирует выполнение требований двух разработанных им сводов правил: «Кодекса по слияниям и поглощениям» и «Правил приобретения крупных пакетов акций». К примеру, контролируется соблюдение прав всех акционеров, предусмотренных кодексом, в части получения информации о слияниях и поглощениях, в части предоставления необходимого времени для принятия ре-
шения; проверяются реальные возможности покупателя совершить покупку; защищаются интересы владельцев небольших пакетов ценных бумаг. «Правила приобретения крупных пакетов акций» разработаны с целью ограничить возможность агрессивной неожиданной скупки акций и для раскрытия информации о предложении на покупку. Их выполнение добровольно, однако если в ходе проверок Совет устанавливает нарушения, он сообщает об этом в соответствующую саморегулируемую организацию, которая может принять определенные меры воздействия — вплоть до исключения нарушителя из членов.
Саморегулируемые организации создаются и функционируют также в странах с государственной системой управления. Например, во Франции регулирование и контроль осуществляют следующие организации:
— Комиссия по биржевым операциям, которая контролирует соблюдение стандартов раскрытия информации эмитентами и ис пользование инсайдерской информации;
— Совет фондовых бирж, который осуществляет общий надзор за деятельностью фирм по ценным бумагам (это основная саморегу лируемая организация Франции);
— Общество французских бирж, контролирующее повседнев ные операции на рынке, распространение информации среди инвес торов, заявки на листинг.
Наряду с государством и саморегулируемыми организациями финансовый контроль на рынке ценных бумаг осуществляют организаторы юрговли, в частности, фондовая биржа. Она берет под наблюдение процесс проведения торгов. Для этого в ее организационной структуре имеется специальное подразделение — как правило, отдел внутреннего аудита. Контрольные функции могут быть возложены и на специалистов других отделов. Основной объект контроля — цены. Фондовая биржа предотвращает манипулирование ценами, использование служебной информации, несанкционированный доступ к информации, ошибки в работе торговых систем. С этой целью проверяются данные о ценах договоров, количестве ценных бумаг, предлагаемых по ним, ценах фактической купли-продажи ценных бумаг и др. Кроме того проводятся проверки соблюдения участниками торговли и их уполномоченными лицами правил и процедур сбора, обработки, раскрытия и распространения информации о ценах. Контролируется также правильность и полнота отражения договоров купли-продажи ценных бумаг в журналах и книгах участников торговли.
На некоторых биржах, например, в России, создаются специальные дисциплинарные комиссии. Целью их деятельности является снижение рисков по сделкам в рамках торговой системы. Комиссии проводят проверки соблюдения правил и внутренних операционных процедур участниками торговли. Разрабатывается кодекс мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушении ими правил функционирования биржи и законо-
дательных актов. В качестве санкций дисциплинарные комиссии, как правило, выносят порицание участникам торговли, объявляют официальное предупреждение, налагают штрафы, отменяют регистрацию уполномоченных лиц участника, вносят предложения в органы управления биржи по применению иных мер воздействия к нарушителям.
Финансовый контроль на рынках ценных бумаг развитых стран автоматизирован по важнейшим направлениям контроля. ЭВМ внедряются также на многих развивающихся рынках (России, Малайзии, Кореи и др.).
В США информационная база для финансового контроля на рынке ценных бумаг формируется в электронных регистраторах текущих сделок, объединенных в единую сеть. Создана специальная программа, формирующая банк данных, содержащий все детали каждой сделки. Информация банка используется для анализа и последующего контроля на длительном интервале времени. Кроме того непосредственно для автоматизации контроля разработаны специальные программы, которые:
— фиксируют ежедневные колебания курсов ценных бумаг, не типичные всплески в их движении;
— контролируют изменения в оборотах торговли и регистриру ют внезапные отклонения в их динамике;
— отмечают осуществление оптовых сделок, своевременность поступления от участников сведений о заключаемых сделках;
— устанавливают факты мошенничества путем выявления коле баний в курсах и оборотах до и после опубликования важных сведе ний о фирмах, котирующихся в системе электронных торгов.
Практически это происходит следующим образом. Служащие биржи отслеживают аномалии в движении курсов акций. При внезапном изменении цены или обьема продаж тех или иных акций компьютер издает звуковой сигнал. При отсутствии объективных причин таких изменений (объявления о выплате дивидендов, открытой публикации информации о планах компании и др.) может быть приостановлена торговля этими акциями.
Мировой опыт показал, что даже при высокой степени компьютеризации надзора до 50 % случаев махинаций, манипуляций и других нелегальных действий на рынке ценных бумаг остаются вне поля зрения контролеров. Одна из причин этого, по мнению американских специалистов, в том, что в американских корпорациях ослаблены контрольные функции наблюдательных советов, так как их члены часто занимают посты в правлении компаний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|