Структура государственных ценных бумаг в экономически развитых странах
Изучение функционирования рынка государственных ценных бумаг различных стран позволяет классифицировать их:
• по срокам обращения — на краткосрочные, среднесрочные, дол госрочные (в некоторых государствах выделяют только краткосроч ные облигации — до одного года и долгосрочные — свыше года);
• по механизму выплаты дохода — на дисконтные, процентные; с фиксированной либо плавающей процентной ставкой;
• по виду эмитента — на ценные бумаги центрального прави тельства, местных органов власти, государственных организаций и учреждений и т.п.
В различных государствах эмитируются десятки видов государственных ценных бумаг.
Крупнейшим в мире рынком государственных долговых обязательств является рынок государственных долговых обязательств США. Его характерная черта — большое разнообразие инструментов рынка государственных ценных бумаг со сроками обращения от 3-х месяцев до 35 (иногда 40) лет. Их основным эмитентом является правительство США в лице Казначейства, которое выпускает как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги. Также существует большой перечень государственных ценных бумаг, эмитируемых местными органами власти и организациями, пользующимися правительственными гарантиями.
Казначейские облигации подразделяются на нерыночные и рыночные.
Рыночные ценные бумаги Казначейства делятся на 3 вида:
• казначейские векселя;
• казначейские ноты;
• казначейские облигации.
Казначейские векселя представляют собой долговые обязательства правительства США, срок обращения которых составляет один год и менее (3 месяца, 6 месяцев). Все векселя являются дисконтными ценными бумагами, то есть доход инвестора представляет собой разницу между покупной ценой векселя и его номинальной стоимостью. В настоящее время это самый популярный инструмент денежного рынка, что объясняется рядом причин:
• отсутствием риска банкротства эмитента;
• высокой ликвидностью благодаря наличию эффективного вто ричного рынка;
• отсутствием налогообложения дохода со стороны штатов и местных органов власти;
• доступностью крупным и мелким инвесторам, т.к. минималь ный номинал векселей — 10 тыс. USD, кратный 5000 USD.
Аукционы по размещению векселей, выпускаемых на срок 3 и 6 месяцев, происходят еженедельно, а векселей со сроком один год — ежемесячно. При необходимости покрытия временных потребностей в наличности Казначейство иногда продает векселя управления наличностью на срок от 3-х до 168 дней.
Все казначейские векселя выпускаются только в форме записей на счетах, что при большом объеме их выпуска позволяет значительно снизить издержки. Бездокументарная система выпуска предполагает, что инвесторы в качестве свидетельства покупки получают выписку, а их право собственности фиксируется в специальных реестрах, которые ведет Казначейство, и в системе различных депозитариев, которая включает Казначейство, Федеральные резервные банки, депозитные учреждения и конечных инвесторов.
Необходимо отметить, что норма доходности по казначейским векселям ниже, чем по депозитным сертификатам и коммерческим бумагам. Это связано с тем, что казначейские векселя не имеют риска банкротства эмитента. В зависимости от состояния экономической конъюнктуры может колебаться и разница между процентными ставками по этим ценным бумагам.
Казначейские ноты — процентные облигации правительства США со средними сроками обращения не менее одного года и не более 10 лет.
Казначейские ноты выпускаются с минимальным номиналом в 5000 USD, если срок обращения менее 4-х лет, и с номиналом в 1000 USD, если срок — свыше 4-х лет. Номинал некоторых выпусков составляет 10 тыс. USD, 100 тыс. USD и 1 млн USD. Процентные ставки устанавливаются по каждому выпуску отдельно.
По мнению Казначейства, оптимальный режим выпуска казначейских нот — выпуск 2-летних нот за неделю до окончания каждого месяца, 4-годичных нот — в последний месяц каждого квартала, 5-годичных нот — в середине 2-го месяца каждого квартала. Периодически для рефинансирования задолженности используются 3-го-дичные ноты, которые выпускаются в середине квартала, а также 7-и 10-годичные ноты. При подобном ежеквартальном рефинансировании Казначейство заблаговременно увязывает свои потребности в наличных средствах и способы их покрытия. Такой порядок позволяет упорядочить рынок и обеспечить возможность инвестиционно го планирования. Доходы от этих ценных бумаг облагаются всем] федеральными налогами.
Казначейские облигации выпускаются с номиналом 1000 USD 5000, 10 тыс., 100 тыс. и 1 млн USD. Процентные ставки по ним за висят от выпуска и срока облигации. На практике облигации выпус каются на срок свыше 10 лет. Эти ценные бумаги подлежат обложс нию налогами федерального правительства, но не подлежат обло жению налогами штатов и местных органов власти.
В США также выпускаются облигации государственны агентств. Эти ценные бумаги делятся на гарантированные и нет рантированные правительством. Агентствами, обязательства кото рых гарантируются правительством, являются «Эксимбанк» игосл дарственная национальная ипотечная ассоциация «Джинни Мэй» «Эксимбанк» выпускает ценные бумаги для финансирования внешней торговли. Процентные выплаты подлежат обложению налогами всех трех уровней государственной власти США.
«Джинни Мэй», являясь частью министерства жилищного и городского строительства, выпускает ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, различные сертификаты, включая свою самую популярную ценную бумагу — «проходной сертификат», обеспеченный пулом закладных. Проценты и основная сумма долга, получаемые каждый месяц пулом от домовладельцев, оплачивающих свои закладные, позволяют выплачивать доход держателям сертификатов ассоциации «Джинни Мэй». Ассоциация гарантирует ежемесячные платежи, даже если не поступила плата от домовладельцев. Номинал ценных бумаг «Джинни Мэй» составляет 1 млн USD. Срок, на который они выпускаются, — 25 — 30 лет. Проценты по этим инструментам облагаются налогами федерального правительства, штатов и местных органов власти.
К числу агентств, обязательства которых не гарантируются правительством, относятся: Федеральные банки сельскохозяйственною
кредита, Федеральная ссудно-ипотечная корпорация «Фредди Мак» и Федеральная национальная ипотечная ассоциация «Фанни Мэй».
Ценные бумаги, выпускаемые «Фредди Мак» и «Фанни Мэй», по сути не отличаются от ценных бумаг «Джинни Мэй». Они относятся к классу ценных бумаг, обеспеченных закладными.
Нерыночные казначейские бумаги США можно разделить на 2 вида.
1. Предназначенные для широкого круга инвесторов:
— сберегательные сертификаты США серии ЕЕ и НН; - сберегательные сертификаты США серии Е и Н;
— казначейские ноты, предназначенные для иностранных ин весторов.
Сберегательные облигации могут быть куплены только непосредственно у правительства и проданы только правительству.
2. Предлагаемые ограниченному кругу инвесторов:
— серии, предназначенные для правительств штатов и местных органов власти как средство для инвестирования выручки от соб ственных финансовых операций: долговые сертификаты, ноты и облигации в форме записей на счетах. Их минимальный номинал равен 1000 USD, возможны и более крупные номиналы, кратные 100 USD. Сроки обращения: для сертификатов — один год; для нот — от года до 10 лет; для облигаций — более 10 лет;
— онкольные депозитарные ценные бумаги — долговые серти фикаты в виде записей на счетах, выпускаемые с минимальным но миналом в 1000 USD. Процентная ставка зависит от ставки по феде ральным фондам. Проценты начисляются и присоединяются к ос новной сумме ежедневно. Кроме того эта ценная бумага рассматри вается как облигация, не подлежащая налогообложению. Срок об ращения составляет один день. Ежедневно он автоматически про длевается до тех пор, пока инвестор не потребует погашения;
— облигации Управления электрификации сельских районов, выпускаемые в форме долговых сертификатов и облигаций в бездо кументарной форме. Срок обращения: для сертификатов — один год; для облигаций — 12 лет. Номинал — 1000 USD. Процентная ставка: по сертификатам — 5 %; по облигациям — 2 %. Предлагают ся в качестве инвестиционных инструментов кооперативам, кото рые созданы с целью электрификации или телефонизации опреде ленной местности. Облигации используются в случае поступления средств Управления по электрификации сельских районов;
— выпуски, предназначенные для других государств, — вексе ля, долговые сертификаты, ноты, облигации в виде записей на сче тах. Сроки и процентные ставки различны по каждому выпуску.
К облигациям местных органов власти (муниципальным облигациям) в США относятся облигации, выпускаемые штатами, территориями, округами, городами. Общее число эмитентов этих облигаций достигает 40 тыс.
В целом эти облигации в настоящее время имеют хорошую репутацию. Проценты, выплачиваемые по муниципальным облигациям, не подлежат обложению федеральным подоходным налогом. В свою очередь облигации нижестоящих административных единиц, как правило, не подпадают под налоги, взимаемые штатами.
Облигации штатов являются разновидностью государственных облигаций. С точки зрения обеспечения они делятся:
— на облигации под общее обязательство без конкретного обес печения, которые не подкреплены каким-то определенным источни ком доходов;
— облигации, обеспеченные конкретным источником доходов, которые выпускаются под какой-то конкретный проект. Доходы от них используются для выплаты процентов и основной суммы долга.
Доходные облигации выпускаются для финансирования крупных проектов и обеспечены доходами, которые будут получены от них в будущем.
Как и федеральное правительство, правительство штата является суверенным, и ему не может быть предъявлен иск без его согласия. Оно может аннулировать свой долг, и инвестор, купивший облигации штата, не будет иметь возможности заставить правительство погасить эти облигации.
В последнее время инвестиционные качества облигаций штатов заметно улучшились в результате укрепления их финансового положения. Однако различия по-прежнему остаются, что связано t разницей в финансовом положении и особенностями отдельных выпусков доходных облигаций. Поэтому штаты разрабатывают ком плекс мероприятий для повышения своей платежеспособности и привлекательности облигаций. Одно из таких мероприятий — ого варивание возможности подачи иска в суд в случае неплатежа по облигациям. Если конституция штата позволяет вносить эту оговорку, надежность облигаций повышается.
Еще одно средство повышения надежности облигаций — вклю чение, помимо общего обязательства по выплате, оговорки о введе нии специальных налогов для выплаты основной части долга и процентов. Поскольку покупка облигации представляет собой договор, а федеральная конституция запрещает штатам ухудшать условия договора, эта оговорка подлежит обязательному исполнению, что также способствует укреплению надежности.
Необходимо отметить, что торговля государственными ценными бумагами в США ведется интенсивно и на постоянной основе. Ры нок очень устойчив, и колебания цен на нем незначительны. Причи на популярности в том, что государственные ценные бумаги явля ются самыми ликвидными и надежными, а кроме того дают их дер жателям определенные налоговые преимущества (доходы по ним обычно не облагаются налогами штатов или местных органов влас ти). К тому лее их можно использовать в качестве залогового обеспе чения при получении ссуды.
Заслуживает внимания также рынок государственных ценных бу маг Великобритании. Государственные долговые обязательств,! Великобритании имеют несколько названий, но чаще всего их называют гилтами. На государственные облигации приходится около 90 % всех внутренних облигационных займов. Государственные облигации выпускаются обычно на определенный срок, проценты по ним выплачиваются два раза в год, за исключением так называемых консолей,
по которым проценты выплачиваются один раз в квартал- Если раньше государственные облигации выпускались для финансирования какого-либо проекта, то в настоящее время их выпускают исключительно для финансирования государственных расходов.
) Гилты существуют в документарной (в виде сертификатов) и бездокументарной формах. Большая часть облигаций имеет фиксированную процентную ставку и фиксированную дату погашения. Различия заключаются только в величине ставки и сроках облигаций различных выпусков.
С точки зрения срока погашения облигации классифицируются на:
—краткосрочные (менее 5 лет до погашения);
—среднесрочные (от 5 до 15 лет до погашения);
—долгосрочные (свыше 15 лет до погашения, обычно 20 — 25 лет).
Три четверти облигаций выпускаются с единой датой погашения, остальные имеют 2 даты, благодаря чему правительство может по своему усмотрению произвести погашение в период между этими датами. При повышении курса облигации сверх номинала правительство пользуется своим правом провести погашение как можно раньше, при падении ниже номинала — как можно позже.
Существуют также конвертируемые облигации, которые относятся к краткосрочным облигациям с единой датой погашения и могут быть конвертированы в долгосрочные облигации в заранее установленные сроки.
Особенностью государственных ценных бумаг Великобритании является наличие так называемых бессрочных облигаций Наибольшую известность получили 3,5-процентные военные облигации, погашаемые после 1952 г., 4-процентные консоли и др. В этом случае под погашением понимается право правительства погасить облигации, однако погашение не производится, так как их рыночный курс ниже номинала. Целесообразность погашения возникает только в случае уменьшения рыночных процентных ставок и увеличения курса облигаций выше номинала.
^Существуют также индексированные облигации. Они были выпущены правительством в целях повышения привлекательности государственных облигаций и защиты инвесторов от инфляции и колебаний процентных ставок, которые проявились в экономике страны в 70-е годы. Индексация осуществляется по индексу розничных (потребительских) цен на основе «корзины», состоящей из 600 товаров. Эти облигации оказались довольно популярными. Так, в 1995 г. в обращении находилось 14 индексированных облигаций разных выпусков, а их доля в общем объеме облигационной задол-женцости по государственным облигациям превышала 11%.
Термин «гилты» используется в Великобритании в основном применительно к долгосрочным и среднесрочным государственным облигациям. Кроме них имеются и другие виды государственных облигаций.
Популярными государственными ценными бумагами являются казначейские векселя, которые относятся к краткосрочным (91 день или 182 дня) дисконтным ценным бумагам. Их выпуск осуществля-
ет Банк Англии по поручению правительства. Эти ценные бумаги выпускаются на предъявителя с минимальным номиналом 5000 фунтов стерлингов. Размещаются казначейские векселя тендерным методом каждую неделю в последний рабочий день. Сумма и срок векселей объявляются за 1 неделю до тендера. В тендерах может принять участие любое юридическое или физическое лицо, так как тендеры являются открытыми. В отличие от тендеров, по гилтам при продаже казначейских векселей удовлетворение заявок происходит по ценам, указанным в заявке. Неконкурентные заявки не принимаются.
В целом рынок государственных ценных бумаг Великобритании характеризуется наличием разнообразных долговых инструментов, в том числе выпускаемых в иностранных валютах (кроме облигаций в экю выпускаются, например, займы в долларах США и немецких марках — долларовые ноты с плавающей процентной ставкой и еврооблигации в долларах и марках). В отличие от США, облигации местных органов власти не получили широкого распространения. Большая часть облигаций выпускается на один год, имеет фиксированную процентную ставку с выплатой процентов 2 раза в год. Правительство заботится о том, чтобы рынок государственных ценных бумаг сохранял свою привлекательность для инвесторов (о чем свидетельствует выпуск индексированных облигаций) и старается расширить круг инвесторов, проводя 01 крытые тендеры по казначейским векселям.
Значительных успехов на рынке ценных бумаг, в том числе государственных, достигла Япония. По объему рынка облигаций она уступает только США. Рынок облигаций Японии в основном представлен государственными облигациями, банковскими облигациями, корпоративными облигациями, облигациями государственных учреждений, муниципальными облигациями.
Большинство государственных облигаций здесь выпускается на 2 года, 5, 10 и 20 лет. Они классифицируются на строительные облигации (используемые для финансирования объектов социальной инфраструктуры) и облигации для финансирования бюджетного дефицита.
Большой популярностью пользуются долгосрочные облигации, выпускаемые ежемесячно на срок до 10 лет и 2 месяцев.
Супердолгосрочные облигации выпускаются на 20 лет с выплатой фиксированного процента 2 раза в год и размещаются на аукционной основе один раз в 3 месяца. В 90-е годы средний объем каждого нового выпуска составлял примерно 300 млрд иен.
Среднесрочные облигации выпускаются на срок от 2-х до 5 лет. В 90-е годы на регулярной основе (1 раз в месяц) выпускались 2-летние купонные облигации и 5-летние дисконтные облигации (с нулевым купоном) Первые размещаются через аукцион, вторые — с помощью синдиката андеррайтеров Вторичный рынок этих облигаций развит слабо, так как их обычно приобретают физические лица и инвестиционные фонды и держат у себя до погашения.
Краткосрочные казначейские векселя выпускаются на срок 3 и 6 месяцев на ежемесячных аукционах. Для покрытия временной нех-
ватки средств Министерство финансов выпускает также 2-месячные финансовые векселя. Заявки от подписчиков принимаются по ставке, установленной на 12,5 базисных пунктов ниже официальной учетной ставки Банка Японии, который выкупает не размещенную часть выпуска.
Облигации выпускаются в основном в форме именных (97 %), а также предъявительских ценных бумаг. Реестр владельцев ведет Банк Японии. Ценные бумаги являются бездокументарными.
Расчеты по государственным облигациям разрешены только в самой Японии в уполномоченном банке. При выплате купонного дохода удерживается 20-процентный налог, который не взимается с финансовых учреждений, иностранных брокерских фирм, центральных банков и транснациональных финансовых учреждений.
В Японии также выпускаются облигации государственных учреждений. Их эмитентами являются 35 государственных корпораций (агентств). Эти облигации выпускаются сроком на 10 лет и гарантируются японским правительством. Крупнейшим эмитентом является Японская финансовая корпорация муниципальных предприятий. Ее облигации служат покрытию потребностей в заемных средствах муниципалитетами (местными органами власти), которые не могут самостоятельно выйти на рынок капиталов. Министерство финансов устанавливает максимальный объем задолженности для каждого агентства йог имени различных агентств ведет переговоры с синдикатами андеррайтеров по размещению новых займов.
Распространены также муниципальные облигации, которые выпускают префектуры, города и муниципалитеты для финансирования определенных инвестиционных проектов. Обычный срок выпуска данных облигаций — 10 лет. Процентная ставка на 10- 40 базисных пунктов выше, чем по государственным облигациям с таким же сроком. Размещение муниципальных облигаций производится в форме открытой и закрытой подписки. Средняя величина муниципального займа, размещаемого по открытой подписке, составляет 10 — 50 млрд иен.
Рынок облигаций Германии по объему облигационной задолженности является третьим в мире национальным рынком после США и Японии. Основным заемщиком в ФРГ выступает государство — федеральное правительство и правительства земель.
Около 70 % всех немецких облигаций прямо или косвенно гарантированы федеральным правительством, правительством земель или муниципалитетами. Почти все государственные облигации имеют срок погашения от 2-х до 10 лет.
Федеральное правительство выпускает в основном 2 вида государственных облигаций: долгосрочные и среднесрочные. В ходу такие инструменты, как казначейские ноты и казначейские векселя. Правительства земель выпускают в основном земельные казначейские ноты.
К числу государственных относятся также облигации Фонда германского единства (главного приватизационного ведомства Германии), Федеральной службы железных дорог и Федеральной почтовой службы.
Государствешше долгосрочные облигации выпускаются с разовым погашением на срок 10 лет. Процентная ставка фиксирована, выплата процентного дохода производится один раз в год. Облигации имеют бездокументарную форму с номиналом как минимум 1000 марок. Эмиссия осуществляется путем записи в федеральном долговом реестре.
Среднесрочные облигации выпускаются на срок 5 лет с фиксированной процентной ставкой, в бездокументарной форме, с регистрацией в федеральном долговом реестре. Как и долгосрочные облигации, они погашаются единовременным платежом.
Все государственные облигации ФРГ имеют листинг на биржах, хотя торговля ими осуществляется в основном на внебиржевом (телефонном) рынке.
Государственные облигации составляют основу и рынка облигаций Франции. На них приходится примерно 1/3 всей облигационной задолженности (2,1 трлн франков).
Казначейство Франции выпускает 3 вида государственных облигаций:
— казначейские краткосрочные облигации;
— казначейские среднесрочные облигации;
— долгосрочные облигации.
Казначейские краткосрочные облигации являются дисконтными ценными бумагами со сроком 4 — 7 недель, а также 13, 26 и 52 недели Минимальный номинал — 1 млн франков. Эти ценные бумаги размещаются посредством аукциона, который проходит каждый понедельник.
Казначейские среднесрочные облигации выпускаются на срок от 2-х до 5 лет с одноразовым погашением и выплатой процентного дохода один раз в год. У них такой же номинал, как и у краткосрочных облигаций, — 1 млн франков. Размещаются на аукционе каждый третий рабочий четверг каждого месяца. Эти облигации не имеют биржевой котировки.
Долгосрочные облигации выпускаются на срок от 7-ми до 30 лет в первый рабочий четверг каждого месяца с выплатой процентного дохода один раз в год Погашение осуществляется одноразовым платежом. Эти облигации имеют биржевую и небиржевую котировкуД
Многие страны выбирают такой вид долговых инструментов, который предназначен исключительно для населения в целях поощрения сбережений и диверсификации источников финансирования Эти инструменты являются, как правило, необращающимися, про даются на непрерывной основе и предоставляют возможность досрочно погасить облигацию по номиналу.
В периоды инфляции или экономической неопределенности правительства зачастую прибегают к использованию инструментов с индексированной, переменной процентной ставкой или привязанной к валюте ставкой, что тем самым снижает необходимость в премии за риск, которая в ином случае потребовалась бы на рынке, и сокращает ожидаемую стоимость обслуживания долга. Так, индексированные с учетом инфляции облигации с периодическими выплатами процен-
тов, корректируемыми по ставке выше реального темпа изменения индекса цен, используются в Великобритании, Канаде, Бразилии, Новой Зеландии и некоторых других странах; облигации с переменной ставкой, выплаты по которым привязаны к краткосрочной ставке, используются в Италии, Франции, Ирландии.
Некоторые страны, например Ирландия, регулируют сроки погашения новых долговых обязательств с целью сведения к минимуму расходов на проценты. В других странах главной целью является сведение к минимуму колебаний стоимости заимствования, т.к. просроченный долг с более низким средним сроком погашения потребует более значительного годового объема валовых выпусков для погашения входящих в тираж облигаций, что увеличивает вероятность резких колебаний стоимости обслуживания. С падением долгосрочных процентных ставок, которое произошло в 90-х годах, все чаще отмечается тенденция к увеличению выпуска обязательств с более длительным сроком погашения, что видно на примере Великобритании, Франции, Швеции, Италии. Вместе с тем некоторые страны определяют выбор срока погашения потребностью инвесторов и предусматривают диверсификационную структуру сроков погашения (Япония, Ирландия).
Страна может по своему выбору удовлетворять свои потребности в заемных средствах, используя либо внутреннюю, либо иностранную валюту. Займы в иностранной валюте могут использоваться для сведения к минимуму или для диверсификации стоимости финансирования или же для диверсификации источников финансирования (доступ на иностранные рынки). Некоторые страны не используют финансирование в иностранной валюте, что чаще всего происходит по причине правовых ограничений. Лишь во внутренней валюте используют займы Великобритания, США, Япония. В свою очередь Великобритания, Канада используют выпуски в иностранной валюте для увеличения своих валютных резервов.
В международной практике можно выделить два типа государственных валютных ценных бумаг:
• с фиксацией номинала обязательства в иностранной валюте (Франция, Италия, Испания);
• с привязкой номинала или процента в национальной валюте к курсу или срочной процентной ставке по депозитам в иностранной валюте (Греция, Турция).
Примечательно, что первый тип ценных бумаг применяется в более развитых странах, а второй — в менее развитых
Для реализации целей управления долгом большинство стран вырабатывают стратегию действий в отношении целевого рынка (рынков). Рынки подразделяются на три категории:
1) внутренние рынки краткосрочного и долгосрочного ссудного капитала;
2) частный рынок (включает население и других мелких инвес торов);
3) международные рынки капитала.
Большинство стран поощряют развитие внутреннего рынка ссудного капитала. Этот подход оправдывает себя, так как благода-
ря повышению открытости, ликвидности и эффективности внутреннего рынка ссудного капитала стимулируется иностранное участие в операциях внутреннего рынка.
Во многих странах частный рынок используется для расширения базы финансирования и мобилизации сбережений населения. Привлечение сбережений населения рассматривается в качестве одной из важных целей экономической политики в интересах сдерживания инфляционного давления и развития источников финансирования. Однако в ряде стран частный рынок используется лишь в той степени, в какой это выгодно по сравнению с заимствованием на рынке краткосрочного и долгосрочного ссудного капитала (США, Швеция) или по сравнению с внешним заимствованием. В некоторых странах поощряется разделение рынка, и доступ мелких инвесторов к рынкам государственных ценных бумаг осуществляется через посредничество финансовых учреждений, таких, как банки или взаимные фонды.
Подход, направленный на мобилизацию сбережений населения, оправдывает себя, так как на увеличение объемов первичного рынка государственных ценных бумаг влияет как привлекательность его инструментов в целом, так и степень учета интересов отдельных инвесторов. Среди групп потенциальных инвесторов особое место занимает население. Инвестиционные предпочтения внутри этой широкой группы значительно колеблются в зависимости от уровня доходов и размера сбережений, а также от опыта инвестирования сбережений, особенно если это происходит в условиях инфляции. Индивидуальные инвесторы предпочитают инструменты с высокой степенью ликвидности и отсутствием риска потери капитала, они менее чувствительны к колебаниям процентных ставок. Поэтому для привлечения сбережений населения государство, как правило, широко использует нерыночные инструменты. Их высокая ликвидность обеспечивается правом возврата эмитенту для погашения в любое время или по истечении определенного срока держания.
Важную роль играет минимальная номинальная стоимость государственных облигаций. При заинтересованности в широком распространении ценных бумаг среди различных слоев населения обычно применяются относительно низкие минимальные номинации.
Что касается других групп инвесторов, то при выборе методов привлечения их финансовых средств необходимо учитывать, что корпорации предпочитают ценные бумаги с относительно высокой ликвидностью и заинтересованы в покупке государственных ценных бумаг с относительно короткими сроками погашения. Небанковские финансовые институты, особенно страховые компании и пенсионные фонды, не предъявляют специфических требований, но наиболее чувствительны к колебаниям процентных ставок и цен на облигации и предпочитают долгосрочные обязательства. Иногда они выбирают нерыночные ценные бумаги, чтобы снизить риски потери капитала. А банки заинтересованы в приобретении определенного количества приносящих адекватный доход среднесрочных обязательств государства.
Правительство также может выходить на международные рынки капитала для диверсификации финансирования (источников и видов валют) и сведения к минимуму расходов. Примером являются Франция с ее регулярным графиком выпуска обязательств в экю, Италия, которая выпускает ценные бумаги в долларах США и иенах, Швеция, каждый год увеличивающая сумму займов в иностранной валюте, чтобы поддержать фиксированный обменный курс шведской кроны по отношению к экю.
Швеция служит интересным примером избранного организационного подхода к использованию трех видов рынка. Управление по национальному долгу Швеции разделено на различные департаменты. Департамент институционального рынка производит привлечение займов в шведских кронах на рынках долгосрочного и краткосрочного ссудного капитала. Департамент частного рынка осуществляет привлечение средств населения с использованием четырех инструментов, специально созданных для заимствования на частном рынке, — лотерейных облигаций, сберегательных сертификатов, счета национальных сбережений и счета национального долга. Департамент международного рынка заимствует средства в иностранной валюте в основном путем выпуска облигаций на Еврорынке (и национальных рынках) и с помощью программ выпуска казначейских векселей в иностранной валюте.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|