Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура государственных ценных бумаг в экономически развитых странах





Изучение функционирования рынка государственных ценных бумаг различных стран позволяет классифицировать их:

• по срокам обращения — на краткосрочные, среднесрочные, дол­
госрочные (в некоторых государствах выделяют только краткосроч­
ные облигации — до одного года и долгосрочные — свыше года);

• по механизму выплаты дохода — на дисконтные, процентные;
с фиксированной либо плавающей процентной ставкой;

• по виду эмитента — на ценные бумаги центрального прави­
тельства, местных органов власти, государственных организаций и
учреждений и т.п.

В различных государствах эмитируются десятки видов государ­ственных ценных бумаг.


Крупнейшим в мире рынком государственных долговых обяза­тельств является рынок государственных долговых обязательств США. Его характерная черта — большое разнообразие инструмен­тов рынка государственных ценных бумаг со сроками обращения от 3-х месяцев до 35 (иногда 40) лет. Их основным эмитентом является правительство США в лице Казначейства, которое выпускает как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги. Также существует большой перечень государственных ценных бумаг, эмитируемых местными органами власти и организациями, пользующимися пра­вительственными гарантиями.



Казначейские облигации подразделяются на нерыночные и ры­ночные.

Рыночные ценные бумаги Казначейства делятся на 3 вида:

• казначейские векселя;

• казначейские ноты;

• казначейские облигации.

Казначейские векселя представляют собой долговые обяза­тельства правительства США, срок обращения которых составляет один год и менее (3 месяца, 6 месяцев). Все векселя являются дис­контными ценными бумагами, то есть доход инвестора представляет собой разницу между покупной ценой векселя и его номинальной стоимостью. В настоящее время это самый популярный инструмент денежного рынка, что объясняется рядом причин:

• отсутствием риска банкротства эмитента;

• высокой ликвидностью благодаря наличию эффективного вто­
ричного рынка;

 

• отсутствием налогообложения дохода со стороны штатов и
местных органов власти;

• доступностью крупным и мелким инвесторам, т.к. минималь­
ный номинал векселей — 10 тыс. USD, кратный 5000 USD.



Аукционы по размещению векселей, выпускаемых на срок 3 и 6 месяцев, происходят еженедельно, а векселей со сроком один год — ежемесячно. При необходимости покрытия временных потребнос­тей в наличности Казначейство иногда продает векселя управления наличностью на срок от 3-х до 168 дней.

Все казначейские векселя выпускаются только в форме записей на счетах, что при большом объеме их выпуска позволяет значи­тельно снизить издержки. Бездокументарная система выпуска предполагает, что инвесторы в качестве свидетельства покупки по­лучают выписку, а их право собственности фиксируется в специаль­ных реестрах, которые ведет Казначейство, и в системе различных депозитариев, которая включает Казначейство, Федеральные ре­зервные банки, депозитные учреждения и конечных инвесторов.

Необходимо отметить, что норма доходности по казначейским векселям ниже, чем по депозитным сертификатам и коммерческим бумагам. Это связано с тем, что казначейские векселя не имеют рис­ка банкротства эмитента. В зависимости от состояния экономичес­кой конъюнктуры может колебаться и разница между процентными ставками по этим ценным бумагам.


Казначейские ноты — процентные облигации правительства США со средними сроками обращения не менее одного года и не бо­лее 10 лет.

Казначейские ноты выпускаются с минимальным номиналом в 5000 USD, если срок обращения менее 4-х лет, и с номиналом в 1000 USD, если срок — свыше 4-х лет. Номинал некоторых выпус­ков составляет 10 тыс. USD, 100 тыс. USD и 1 млн USD. Процен­тные ставки устанавливаются по каждому выпуску отдельно.



По мнению Казначейства, оптимальный режим выпуска казна­чейских нот — выпуск 2-летних нот за неделю до окончания каждо­го месяца, 4-годичных нот — в последний месяц каждого квартала, 5-годичных нот — в середине 2-го месяца каждого квартала. Перио­дически для рефинансирования задолженности используются 3-го-дичные ноты, которые выпускаются в середине квартала, а также 7-и 10-годичные ноты. При подобном ежеквартальном рефинансиро­вании Казначейство заблаговременно увязывает свои потребности в наличных средствах и способы их покрытия. Такой порядок позво­ляет упорядочить рынок и обеспечить возможность инвестиционно го планирования. Доходы от этих ценных бумаг облагаются всем] федеральными налогами.

Казначейские облигации выпускаются с номиналом 1000 USD 5000, 10 тыс., 100 тыс. и 1 млн USD. Процентные ставки по ним за висят от выпуска и срока облигации. На практике облигации выпус каются на срок свыше 10 лет. Эти ценные бумаги подлежат обложс нию налогами федерального правительства, но не подлежат обло жению налогами штатов и местных органов власти.

В США также выпускаются облигации государственны агентств. Эти ценные бумаги делятся на гарантированные и нет рантированные правительством. Агентствами, обязательства кото рых гарантируются правительством, являются «Эксимбанк» игосл дарственная национальная ипотечная ассоциация «Джинни Мэй» «Эксимбанк» выпускает ценные бумаги для финансирования внеш­ней торговли. Процентные выплаты подлежат обложению налогами всех трех уровней государственной власти США.

«Джинни Мэй», являясь частью министерства жилищного и го­родского строительства, выпускает ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, различные сертификаты, включая свою самую по­пулярную ценную бумагу — «проходной сертификат», обеспечен­ный пулом закладных. Проценты и основная сумма долга, получае­мые каждый месяц пулом от домовладельцев, оплачивающих свои закладные, позволяют выплачивать доход держателям сертифика­тов ассоциации «Джинни Мэй». Ассоциация гарантирует ежемесяч­ные платежи, даже если не поступила плата от домовладельцев. Но­минал ценных бумаг «Джинни Мэй» составляет 1 млн USD. Срок, на который они выпускаются, — 25 — 30 лет. Проценты по этим ин­струментам облагаются налогами федерального правительства, штатов и местных органов власти.

К числу агентств, обязательства которых не гарантируются прави­тельством, относятся: Федеральные банки сельскохозяйственною


кредита, Федеральная ссудно-ипотечная корпорация «Фредди Мак» и Федеральная национальная ипотечная ассоциация «Фанни Мэй».

Ценные бумаги, выпускаемые «Фредди Мак» и «Фанни Мэй», по сути не отличаются от ценных бумаг «Джинни Мэй». Они отно­сятся к классу ценных бумаг, обеспеченных закладными.

Нерыночные казначейские бумаги США можно разделить на 2 вида.

1. Предназначенные для широкого круга инвесторов:

— сберегательные сертификаты США серии ЕЕ и НН;
- сберегательные сертификаты США серии Е и Н;

— казначейские ноты, предназначенные для иностранных ин­
весторов.

Сберегательные облигации могут быть куплены только непос­редственно у правительства и проданы только правительству.

2. Предлагаемые ограниченному кругу инвесторов:

— серии, предназначенные для правительств штатов и местных
органов власти как средство для инвестирования выручки от соб­
ственных финансовых операций: долговые сертификаты, ноты и
облигации в форме записей на счетах. Их минимальный номинал
равен 1000 USD, возможны и более крупные номиналы, кратные
100 USD. Сроки обращения: для сертификатов — один год; для
нот — от года до 10 лет; для облигаций — более 10 лет;

— онкольные депозитарные ценные бумаги — долговые серти­
фикаты в виде записей на счетах, выпускаемые с минимальным но­
миналом в 1000 USD. Процентная ставка зависит от ставки по феде­
ральным фондам. Проценты начисляются и присоединяются к ос­
новной сумме ежедневно. Кроме того эта ценная бумага рассматри­
вается как облигация, не подлежащая налогообложению. Срок об­
ращения составляет один день. Ежедневно он автоматически про­
длевается до тех пор, пока инвестор не потребует погашения;

— облигации Управления электрификации сельских районов,
выпускаемые в форме долговых сертификатов и облигаций в бездо­
кументарной форме. Срок обращения: для сертификатов — один
год; для облигаций — 12 лет. Номинал — 1000 USD. Процентная
ставка: по сертификатам — 5 %; по облигациям — 2 %. Предлагают­
ся в качестве инвестиционных инструментов кооперативам, кото­
рые созданы с целью электрификации или телефонизации опреде­
ленной местности. Облигации используются в случае поступления
средств Управления по электрификации сельских районов;

— выпуски, предназначенные для других государств, — вексе­
ля, долговые сертификаты, ноты, облигации в виде записей на сче­
тах. Сроки и процентные ставки различны по каждому выпуску.

К облигациям местных органов власти (муниципальным облига­циям) в США относятся облигации, выпускаемые штатами, терри­ториями, округами, городами. Общее число эмитентов этих облига­ций достигает 40 тыс.

В целом эти облигации в настоящее время имеют хорошую репу­тацию. Проценты, выплачиваемые по муниципальным облигациям, не подлежат обложению федеральным подоходным налогом. В свою очередь облигации нижестоящих административных единиц, как правило, не подпадают под налоги, взимаемые штатами.


Облигации штатов являются разновидностью государственных облигаций. С точки зрения обеспечения они делятся:

— на облигации под общее обязательство без конкретного обес­
печения, которые не подкреплены каким-то определенным источни­
ком доходов;

— облигации, обеспеченные конкретным источником доходов,
которые выпускаются под какой-то конкретный проект. Доходы от
них используются для выплаты процентов и основной суммы долга.

Доходные облигации выпускаются для финансирования круп­ных проектов и обеспечены доходами, которые будут получены от них в будущем.

Как и федеральное правительство, правительство штата являет­ся суверенным, и ему не может быть предъявлен иск без его согла­сия. Оно может аннулировать свой долг, и инвестор, купивший об­лигации штата, не будет иметь возможности заставить правительс­тво погасить эти облигации.

В последнее время инвестиционные качества облигаций штатов заметно улучшились в результате укрепления их финансового по­ложения. Однако различия по-прежнему остаются, что связано t разницей в финансовом положении и особенностями отдельных вы­пусков доходных облигаций. Поэтому штаты разрабатывают ком плекс мероприятий для повышения своей платежеспособности и привлекательности облигаций. Одно из таких мероприятий — ого варивание возможности подачи иска в суд в случае неплатежа по об­лигациям. Если конституция штата позволяет вносить эту оговорку, надежность облигаций повышается.

Еще одно средство повышения надежности облигаций — вклю чение, помимо общего обязательства по выплате, оговорки о введе нии специальных налогов для выплаты основной части долга и про­центов. Поскольку покупка облигации представляет собой договор, а федеральная конституция запрещает штатам ухудшать условия договора, эта оговорка подлежит обязательному исполнению, что также способствует укреплению надежности.

Необходимо отметить, что торговля государственными ценными бумагами в США ведется интенсивно и на постоянной основе. Ры нок очень устойчив, и колебания цен на нем незначительны. Причи на популярности в том, что государственные ценные бумаги явля ются самыми ликвидными и надежными, а кроме того дают их дер жателям определенные налоговые преимущества (доходы по ним обычно не облагаются налогами штатов или местных органов влас ти). К тому лее их можно использовать в качестве залогового обеспе чения при получении ссуды.

Заслуживает внимания также рынок государственных ценных бу маг Великобритании. Государственные долговые обязательств,! Великобритании имеют несколько названий, но чаще всего их называ­ют гилтами. На государственные облигации приходится около 90 % всех внутренних облигационных займов. Государственные облигации выпускаются обычно на определенный срок, проценты по ним выпла­чиваются два раза в год, за исключением так называемых консолей,


по которым проценты выплачиваются один раз в квартал- Если рань­ше государственные облигации выпускались для финансирования ка­кого-либо проекта, то в настоящее время их выпускают исключитель­но для финансирования государственных расходов.

) Гилты существуют в документарной (в виде сертификатов) и бездокументарной формах. Большая часть облигаций имеет фикси­рованную процентную ставку и фиксированную дату погашения. Различия заключаются только в величине ставки и сроках облига­ций различных выпусков.

С точки зрения срока погашения облигации классифицируются на:

—краткосрочные (менее 5 лет до погашения);

—среднесрочные (от 5 до 15 лет до погашения);

—долгосрочные (свыше 15 лет до погашения, обычно 20 — 25 лет).

Три четверти облигаций выпускаются с единой датой погаше­ния, остальные имеют 2 даты, благодаря чему правительство может по своему усмотрению произвести погашение в период между этими датами. При повышении курса облигации сверх номинала прави­тельство пользуется своим правом провести погашение как можно раньше, при падении ниже номинала — как можно позже.

Существуют также конвертируемые облигации, которые отно­сятся к краткосрочным облигациям с единой датой погашения и мо­гут быть конвертированы в долгосрочные облигации в заранее уста­новленные сроки.

Особенностью государственных ценных бумаг Великобритании является наличие так называемых бессрочных облигаций Наиболь­шую известность получили 3,5-процентные военные облигации, по­гашаемые после 1952 г., 4-процентные консоли и др. В этом случае под погашением понимается право правительства погасить облига­ции, однако погашение не производится, так как их рыночный курс ниже номинала. Целесообразность погашения возникает только в случае уменьшения рыночных процентных ставок и увеличения курса облигаций выше номинала.

^Существуют также индексированные облигации. Они были вы­пущены правительством в целях повышения привлекательности го­сударственных облигаций и защиты инвесторов от инфляции и ко­лебаний процентных ставок, которые проявились в экономике стра­ны в 70-е годы. Индексация осуществляется по индексу розничных (потребительских) цен на основе «корзины», состоящей из 600 то­варов. Эти облигации оказались довольно популярными. Так, в 1995 г. в обращении находилось 14 индексированных облигаций разных выпусков, а их доля в общем объеме облигационной задол-женцости по государственным облигациям превышала 11%.

Термин «гилты» используется в Великобритании в основном применительно к долгосрочным и среднесрочным государственным облигациям. Кроме них имеются и другие виды государственных облигаций.

Популярными государственными ценными бумагами являются казначейские векселя, которые относятся к краткосрочным (91 день или 182 дня) дисконтным ценным бумагам. Их выпуск осуществля-


ет Банк Англии по поручению правительства. Эти ценные бумаги выпускаются на предъявителя с минимальным номиналом 5000 фунтов стерлингов. Размещаются казначейские векселя тендерным методом каждую неделю в последний рабочий день. Сумма и срок векселей объявляются за 1 неделю до тендера. В тендерах может принять участие любое юридическое или физическое лицо, так как тендеры являются открытыми. В отличие от тендеров, по гилтам при продаже казначейских векселей удовлетворение заявок про­исходит по ценам, указанным в заявке. Неконкурентные заявки не принимаются.

В целом рынок государственных ценных бумаг Великобритании характеризуется наличием разнообразных долговых инструментов, в том числе выпускаемых в иностранных валютах (кроме облигаций в экю выпускаются, например, займы в долларах США и немецких марках — долларовые ноты с плавающей процентной ставкой и евро­облигации в долларах и марках). В отличие от США, облигации мес­тных органов власти не получили широкого распространения. Боль­шая часть облигаций выпускается на один год, имеет фиксированную процентную ставку с выплатой процентов 2 раза в год. Правительство заботится о том, чтобы рынок государственных ценных бумаг сохра­нял свою привлекательность для инвесторов (о чем свидетельствует выпуск индексированных облигаций) и старается расширить круг ин­весторов, проводя 01 крытые тендеры по казначейским векселям.

Значительных успехов на рынке ценных бумаг, в том числе го­сударственных, достигла Япония. По объему рынка облигаций она уступает только США. Рынок облигаций Японии в основном представлен государственными облигациями, банковскими облига­циями, корпоративными облигациями, облигациями государствен­ных учреждений, муниципальными облигациями.

Большинство государственных облигаций здесь выпускается на 2 года, 5, 10 и 20 лет. Они классифицируются на строительные об­лигации (используемые для финансирования объектов социальной инфраструктуры) и облигации для финансирования бюджетного дефицита.

Большой популярностью пользуются долгосрочные облигации, выпускаемые ежемесячно на срок до 10 лет и 2 месяцев.

Супердолгосрочные облигации выпускаются на 20 лет с выпла­той фиксированного процента 2 раза в год и размещаются на аукци­онной основе один раз в 3 месяца. В 90-е годы средний объем каждо­го нового выпуска составлял примерно 300 млрд иен.

Среднесрочные облигации выпускаются на срок от 2-х до 5 лет. В 90-е годы на регулярной основе (1 раз в месяц) выпускались 2-летние купонные облигации и 5-летние дисконтные облигации (с нулевым купоном) Первые размещаются через аукцион, вторые — с помощью синдиката андеррайтеров Вторичный рынок этих обли­гаций развит слабо, так как их обычно приобретают физические ли­ца и инвестиционные фонды и держат у себя до погашения.

Краткосрочные казначейские векселя выпускаются на срок 3 и 6 месяцев на ежемесячных аукционах. Для покрытия временной нех-


ватки средств Министерство финансов выпускает также 2-месячные финансовые векселя. Заявки от подписчиков принимаются по став­ке, установленной на 12,5 базисных пунктов ниже официальной учетной ставки Банка Японии, который выкупает не размещенную часть выпуска.

Облигации выпускаются в основном в форме именных (97 %), а также предъявительских ценных бумаг. Реестр владельцев ведет Банк Японии. Ценные бумаги являются бездокументарными.

Расчеты по государственным облигациям разрешены только в самой Японии в уполномоченном банке. При выплате купонного до­хода удерживается 20-процентный налог, который не взимается с финансовых учреждений, иностранных брокерских фирм, цен­тральных банков и транснациональных финансовых учреждений.

В Японии также выпускаются облигации государственных уч­реждений. Их эмитентами являются 35 государственных корпора­ций (агентств). Эти облигации выпускаются сроком на 10 лет и га­рантируются японским правительством. Крупнейшим эмитентом является Японская финансовая корпорация муниципальных пред­приятий. Ее облигации служат покрытию потребностей в заемных средствах муниципалитетами (местными органами власти), кото­рые не могут самостоятельно выйти на рынок капиталов. Министер­ство финансов устанавливает максимальный объем задолженности для каждого агентства йог имени различных агентств ведет перего­воры с синдикатами андеррайтеров по размещению новых займов.

Распространены также муниципальные облигации, которые вы­пускают префектуры, города и муниципалитеты для финансирова­ния определенных инвестиционных проектов. Обычный срок вы­пуска данных облигаций — 10 лет. Процентная ставка на 10- 40 ба­зисных пунктов выше, чем по государственным облигациям с таким же сроком. Размещение муниципальных облигаций производится в форме открытой и закрытой подписки. Средняя величина муници­пального займа, размещаемого по открытой подписке, составляет 10 — 50 млрд иен.

Рынок облигаций Германии по объему облигационной задол­женности является третьим в мире национальным рынком после США и Японии. Основным заемщиком в ФРГ выступает государ­ство — федеральное правительство и правительства земель.

Около 70 % всех немецких облигаций прямо или косвенно га­рантированы федеральным правительством, правительством зе­мель или муниципалитетами. Почти все государственные облигации имеют срок погашения от 2-х до 10 лет.

Федеральное правительство выпускает в основном 2 вида государ­ственных облигаций: долгосрочные и среднесрочные. В ходу такие инструменты, как казначейские ноты и казначейские векселя. Прави­тельства земель выпускают в основном земельные казначейские ноты.

К числу государственных относятся также облигации Фонда германского единства (главного приватизационного ведомства Гер­мании), Федеральной службы железных дорог и Федеральной поч­товой службы.


Государствешше долгосрочные облигации выпускаются с разо­вым погашением на срок 10 лет. Процентная ставка фиксирована, выплата процентного дохода производится один раз в год. Облига­ции имеют бездокументарную форму с номиналом как минимум 1000 марок. Эмиссия осуществляется путем записи в федеральном долговом реестре.

Среднесрочные облигации выпускаются на срок 5 лет с фикси­рованной процентной ставкой, в бездокументарной форме, с регис­трацией в федеральном долговом реестре. Как и долгосрочные об­лигации, они погашаются единовременным платежом.

Все государственные облигации ФРГ имеют листинг на биржах, хотя торговля ими осуществляется в основном на внебиржевом (те­лефонном) рынке.

Государственные облигации составляют основу и рынка облига­ций Франции. На них приходится примерно 1/3 всей облигаци­онной задолженности (2,1 трлн франков).

Казначейство Франции выпускает 3 вида государственных об­лигаций:

— казначейские краткосрочные облигации;

— казначейские среднесрочные облигации;

— долгосрочные облигации.

Казначейские краткосрочные облигации являются дисконтны­ми ценными бумагами со сроком 4 — 7 недель, а также 13, 26 и 52 не­дели Минимальный номинал — 1 млн франков. Эти ценные бумаги размещаются посредством аукциона, который проходит каждый по­недельник.

Казначейские среднесрочные облигации выпускаются на срок от 2-х до 5 лет с одноразовым погашением и выплатой процентного дохода один раз в год. У них такой же номинал, как и у краткосроч­ных облигаций, — 1 млн франков. Размещаются на аукционе каж­дый третий рабочий четверг каждого месяца. Эти облигации не име­ют биржевой котировки.

Долгосрочные облигации выпускаются на срок от 7-ми до 30 лет в первый рабочий четверг каждого месяца с выплатой процентного до­хода один раз в год Погашение осуществляется одноразовым плате­жом. Эти облигации имеют биржевую и небиржевую котировкуД

Многие страны выбирают такой вид долговых инструментов, который предназначен исключительно для населения в целях поощ­рения сбережений и диверсификации источников финансирования Эти инструменты являются, как правило, необращающимися, про даются на непрерывной основе и предоставляют возможность дос­рочно погасить облигацию по номиналу.

В периоды инфляции или экономической неопределенности пра­вительства зачастую прибегают к использованию инструментов с ин­дексированной, переменной процентной ставкой или привязанной к валюте ставкой, что тем самым снижает необходимость в премии за риск, которая в ином случае потребовалась бы на рынке, и сокращает ожидаемую стоимость обслуживания долга. Так, индексированные с учетом инфляции облигации с периодическими выплатами процен-


тов, корректируемыми по ставке выше реального темпа изменения ин­декса цен, используются в Великобритании, Канаде, Бразилии, Но­вой Зеландии и некоторых других странах; облигации с переменной ставкой, выплаты по которым привязаны к краткосрочной ставке, ис­пользуются в Италии, Франции, Ирландии.

Некоторые страны, например Ирландия, регулируют сроки по­гашения новых долговых обязательств с целью сведения к миниму­му расходов на проценты. В других странах главной целью являет­ся сведение к минимуму колебаний стоимости заимствования, т.к. просроченный долг с более низким средним сроком погашения пот­ребует более значительного годового объема валовых выпусков для погашения входящих в тираж облигаций, что увеличивает вероят­ность резких колебаний стоимости обслуживания. С падением дол­госрочных процентных ставок, которое произошло в 90-х годах, все чаще отмечается тенденция к увеличению выпуска обязательств с более длительным сроком погашения, что видно на примере Вели­кобритании, Франции, Швеции, Италии. Вместе с тем некоторые страны определяют выбор срока погашения потребностью инвесто­ров и предусматривают диверсификационную структуру сроков по­гашения (Япония, Ирландия).

Страна может по своему выбору удовлетворять свои потребнос­ти в заемных средствах, используя либо внутреннюю, либо инос­транную валюту. Займы в иностранной валюте могут использовать­ся для сведения к минимуму или для диверсификации стоимости финансирования или же для диверсификации источников финанси­рования (доступ на иностранные рынки). Некоторые страны не ис­пользуют финансирование в иностранной валюте, что чаще всего происходит по причине правовых ограничений. Лишь во внутрен­ней валюте используют займы Великобритания, США, Япония. В свою очередь Великобритания, Канада используют выпуски в инос­транной валюте для увеличения своих валютных резервов.

В международной практике можно выделить два типа государ­ственных валютных ценных бумаг:

• с фиксацией номинала обязательства в иностранной валюте
(Франция, Италия, Испания);

• с привязкой номинала или процента в национальной валюте к
курсу или срочной процентной ставке по депозитам в иностранной
валюте (Греция, Турция).

Примечательно, что первый тип ценных бумаг применяется в бо­лее развитых странах, а второй — в менее развитых

Для реализации целей управления долгом большинство стран вырабатывают стратегию действий в отношении целевого рынка (рынков). Рынки подразделяются на три категории:

1) внутренние рынки краткосрочного и долгосрочного ссудного
капитала;

2) частный рынок (включает население и других мелких инвес­
торов);

3) международные рынки капитала.

Большинство стран поощряют развитие внутреннего рынка ссудного капитала. Этот подход оправдывает себя, так как благода-


ря повышению открытости, ликвидности и эффективности внутрен­него рынка ссудного капитала стимулируется иностранное участие в операциях внутреннего рынка.

Во многих странах частный рынок используется для расшире­ния базы финансирования и мобилизации сбережений населения. Привлечение сбережений населения рассматривается в качестве од­ной из важных целей экономической политики в интересах сдержи­вания инфляционного давления и развития источников финансиро­вания. Однако в ряде стран частный рынок используется лишь в той степени, в какой это выгодно по сравнению с заимствованием на рынке краткосрочного и долгосрочного ссудного капитала (США, Швеция) или по сравнению с внешним заимствованием. В некото­рых странах поощряется разделение рынка, и доступ мелких инвес­торов к рынкам государственных ценных бумаг осуществляется че­рез посредничество финансовых учреждений, таких, как банки или взаимные фонды.

Подход, направленный на мобилизацию сбережений населения, оправдывает себя, так как на увеличение объемов первичного рынка государственных ценных бумаг влияет как привлекательность его инструментов в целом, так и степень учета интересов отдельных ин­весторов. Среди групп потенциальных инвесторов особое место за­нимает население. Инвестиционные предпочтения внутри этой ши­рокой группы значительно колеблются в зависимости от уровня до­ходов и размера сбережений, а также от опыта инвестирования сбе­режений, особенно если это происходит в условиях инфляции. Ин­дивидуальные инвесторы предпочитают инструменты с высокой степенью ликвидности и отсутствием риска потери капитала, они менее чувствительны к колебаниям процентных ставок. Поэтому для привлечения сбережений населения государство, как правило, широко использует нерыночные инструменты. Их высокая ликвид­ность обеспечивается правом возврата эмитенту для погашения в любое время или по истечении определенного срока держания.

Важную роль играет минимальная номинальная стоимость госу­дарственных облигаций. При заинтересованности в широком рас­пространении ценных бумаг среди различных слоев населения обыч­но применяются относительно низкие минимальные номинации.

Что касается других групп инвесторов, то при выборе методов привлечения их финансовых средств необходимо учитывать, что корпорации предпочитают ценные бумаги с относительно высокой ликвидностью и заинтересованы в покупке государственных цен­ных бумаг с относительно короткими сроками погашения. Небан­ковские финансовые институты, особенно страховые компании и пенсионные фонды, не предъявляют специфических требований, но наиболее чувствительны к колебаниям процентных ставок и цен на облигации и предпочитают долгосрочные обязательства. Иногда они выбирают нерыночные ценные бумаги, чтобы снизить риски по­тери капитала. А банки заинтересованы в приобретении определен­ного количества приносящих адекватный доход среднесрочных обязательств государства.


Правительство также может выходить на международные рын­ки капитала для диверсификации финансирования (источников и видов валют) и сведения к минимуму расходов. Примером являют­ся Франция с ее регулярным графиком выпуска обязательств в экю, Италия, которая выпускает ценные бумаги в долларах США и ие­нах, Швеция, каждый год увеличивающая сумму займов в инос­транной валюте, чтобы поддержать фиксированный обменный курс шведской кроны по отношению к экю.

Швеция служит интересным примером избранного организа­ционного подхода к использованию трех видов рынка. Управление по национальному долгу Швеции разделено на различные департа­менты. Департамент институционального рынка производит при­влечение займов в шведских кронах на рынках долгосрочного и краткосрочного ссудного капитала. Департамент частного рынка осуществляет привлечение средств населения с использованием че­тырех инструментов, специально созданных для заимствования на частном рынке, — лотерейных облигаций, сберегательных серти­фикатов, счета национальных сбережений и счета национального долга. Департамент международного рынка заимствует средства в иностранной валюте в основном путем выпуска облигаций на Евро­рынке (и национальных рынках) и с помощью программ выпуска казначейских векселей в иностранной валюте.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.