Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимость и функции рынка государственных ценных бумаг





Среди инструментов рынка ценных бумаг важное место занима­ют государственные долговые обязательства. Их эмитентами являются центральные правительства, органы власти на местах, уч­реждения и организации, пользующиеся государственной поддер­жкой. В международной практике к этой категории ценных бумаг часто относят также бумаги, эмитируемые органами, находящимися в совместной собственности государства и иных структур, либо ор­ганами, спонсируемыми или гарантируемыми государством.

Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой ры­ночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:

— финансирование текущего бюджетного дефицита;

— погашение ранее размещенных займов;

— обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

— сглаживание неравномерности поступления налоговых пла­
тежей;

— обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными
активами;

— финансирование целевых программ, осуществляемых орга­
нами власти;

— поддержку социально значимых учреждений и организаций.

С точки зрения перечисленных функций развитие рынка государ­ственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономичес­ких задач, которые актуальны для всех стран и прежде всего для стран с переходной экономикой. Опыт экономически развитых стран показал, что, выпуская ценные бумаги, правительство вступает в кон­куренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безинфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улуч­шает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредит­ных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собствен­ной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международ­ным (частным) инвесторам на более позднем этапе.



Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее эконо­мически целесообразным методом финансирования бюджетного де­фицита по сравнению с практикой заимствования средств в централь-


ном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Это связано с тем, что использование кредитных ресурсов центрального банка су­жает его возможности регулирования ссудного рынка, и поэтому пра­ктически во всех странах с рыночной экономикой установлены огра­ничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефици­та бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот не­обеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.



Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инстру­ментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее вы­пущенных правительством займов даже при бездефицитности бюдже­та текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных при­чин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относи­тельно короткие разрывы между государственными доходами и рас­ходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уп­латы и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные рас­ходы имеют более равномерное распределение по времени. Поэтому государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг способ­ствует сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устра­няя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые мо­гут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному вне­сению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.



В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги в разные периоды использовались в целях обеспечения коммерчес­ких банков ликвидными активами. Коммерческие кредитные уч­реждения помещают в выпускаемые правительством фондовые ин­струменты часть своих ресурсов, главным образом резервных фон­дов, которые благодаря этому не омертвляются, а приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финан­сирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государ­ство вправе не только выпускать собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым раз­личными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают правительственной поддержки. Такие долговые обя­зательства приобретают статус государственных ценных бумаг. Масштабы заимствования государством средств на фондовом рын­ке в различных странах с рыночной экономикой далеко не одинако-»ы. Например, соотношение между общим объемом государствен-тих ценных бумаг и валовым внутренним продуктом в Италии в


1989 г. составило 50,6 %, в Японии — 40,4 %, в то время как во Франции — 17,7 %, а в Германии —16,6 %.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержка­ми, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отли­чаются высокой ликвидностью, и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэ­тому государственные ценные бумаги в странах с рыночной эконо­микой, как правило, являются одним из основных источников фи­нансирования внутреннего долга.

Наиболее распространенным типом государственных фондовых инструментов являются рыночные ценные бумаги, которые могут после первичного размещения свободно обращаться и перепрода­ваться другим субъектам. Классическим примером рыночных цен­ных бумаг служат казначейские векселя, которые выпускаются большинством экономически развитых стран обычно на срок не бо­лее одного года, как правило, в целях кассового исполнения бюдже­та. К рыночным ценным бумагам также относят всевозможные среднесрочные инструменты (они называются нотами) и долгос­рочные государственные долговые обязательства (облигации). В разных странах отдают предпочтение выпуску различных типов рыночных долговых инструментов. Так, если в 1989 г. в США в об­щем объеме выпущенных правительством ценных бумаг наиболь­шую долю составляли среднесрочные ноты (60,3 %), то в Японии и Германии преобладали долгосрочные облигации (соответственно 90,0 и 60,6 %), а доля краткосрочных долговых обязательств была незначительной (соответственно 2,5 и 3,1 %).

Нерыночные государственные долговые инструменты не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены для размещения главным образом среди населения. Нерыночные ценные бумаги появились в результате развития соци­ально-рыночного хозяйства и являются бумагами особого вида. К их числу относятся сберегательные облигации, облигации пенсион­ных фондов, депозитные облигации и т.п. Эти ценные бумаги дают их владельцам право на капитал, который те вложили в определен­ные фонды для удовлетворения своих социальных нужд, а также на капитал, помещенный в банки и другие организации для получения дохода. Через распространение не обращающихся на рынке долго­вых обязательств правительства иногда пытаются регулировать де­ятельность коммерческих банков, ибо покупка населением неры­ночных ценных бумаг сокращает возможности помещения средств в банковские депозиты частных кредитных учреждений. Нерыноч­ные ценные бумаги, которые невозможно ни продать другим лицам, ни погасить до истечения определенного срока, оказываются эф­фективными в условиях нестабильного рынка кредитных ресурсов, когда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бумаг.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование госу­дарственных долговых инструментов для мобилизации отечествен-


ных и зарубежных сбережений широко практикуется во всех про-мышленно развитых странах. Опыт этих стран наглядно свиде­тельствует о необходимости развития финансовых рынков в целях эффективного управления государственным долгом и безинфляци-онного финансирования бюджетного дефицита, что в настоящее время очень важно для стран с переходной экономикой. В условиях значительного ухудшения доходной части бюджета, которое обыч­но наблюдается в этих странах, развитие рынка государственных ценных бумаг должно стать одним из основных направлений госу­дарственной политики. Необходимость этого связана с тем, что в процессе перехода от централизованного планирования к рыночной экономике сокращается уровень контроля за экономикой со сторо­ны государства. В результате происходит уменьшение государ­ственных доходов, поскольку новые рыночные механизмы и ин­струменты еще недостаточно эффективны, чтобы обеспечить ста­бильное поступление доходов в бюджет. Правительства таких стран стоят перед необходимостью трудного выбора между ужесточением бюджетной политики и растущей необходимостью поддержки структурной перестройки экономики и покрытия социальных рас­ходов, которые при централизованном планировании брали на себя ныне приватизированные государственные предприятия.

Достичь стабилизации экономики и увеличения доходной части бюджета можно, если проводить грамотную денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. В то же время в этом процессе важ­ная роль отводится политике управления долгом. Стимулируя доб­ровольное приобретение государственных долговых обязательств путем введения рыночных норм доходности и повышения степени доверия инвесторов, правительство может удовлетворить свои фи­нансовые потребности, не прибегая к инфляционному кредитова­нию со стороны центрального банка. Таким образом, развитие рын­ка государственных ценных бумаг напрямую способствует достиже­нию целей стабилизации за счет безинфляционных источников фи­нансирования бюджетного дефицита.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.