Необходимость и функции рынка государственных ценных бумаг
Среди инструментов рынка ценных бумаг важное место занимают государственные долговые обязательства. Их эмитентами являются центральные правительства, органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. В международной практике к этой категории ценных бумаг часто относят также бумаги, эмитируемые органами, находящимися в совместной собственности государства и иных структур, либо органами, спонсируемыми или гарантируемыми государством.
Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:
— финансирование текущего бюджетного дефицита;
— погашение ранее размещенных займов;
— обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
— сглаживание неравномерности поступления налоговых пла тежей;
— обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
— финансирование целевых программ, осуществляемых орга нами власти;
— поддержку социально значимых учреждений и организаций.
С точки зрения перечисленных функций развитие рынка государственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономических задач, которые актуальны для всех стран и прежде всего для стран с переходной экономикой. Опыт экономически развитых стран показал, что, выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безинфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным (частным) инвесторам на более позднем этапе.
Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в централь-
ном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Это связано с тем, что использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка, и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.
Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени. Поэтому государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг способствует сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги в разные периоды использовались в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие кредитные учреждения помещают в выпускаемые правительством фондовые инструменты часть своих ресурсов, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не омертвляются, а приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе не только выпускать собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают правительственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг. Масштабы заимствования государством средств на фондовом рынке в различных странах с рыночной экономикой далеко не одинако-»ы. Например, соотношение между общим объемом государствен-тих ценных бумаг и валовым внутренним продуктом в Италии в
1989 г. составило 50,6 %, в Японии — 40,4 %, в то время как во Франции — 17,7 %, а в Германии —16,6 %.
Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью, и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.
Наиболее распространенным типом государственных фондовых инструментов являются рыночные ценные бумаги, которые могут после первичного размещения свободно обращаться и перепродаваться другим субъектам. Классическим примером рыночных ценных бумаг служат казначейские векселя, которые выпускаются большинством экономически развитых стран обычно на срок не более одного года, как правило, в целях кассового исполнения бюджета. К рыночным ценным бумагам также относят всевозможные среднесрочные инструменты (они называются нотами) и долгосрочные государственные долговые обязательства (облигации). В разных странах отдают предпочтение выпуску различных типов рыночных долговых инструментов. Так, если в 1989 г. в США в общем объеме выпущенных правительством ценных бумаг наибольшую долю составляли среднесрочные ноты (60,3 %), то в Японии и Германии преобладали долгосрочные облигации (соответственно 90,0 и 60,6 %), а доля краткосрочных долговых обязательств была незначительной (соответственно 2,5 и 3,1 %).
Нерыночные государственные долговые инструменты не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены для размещения главным образом среди населения. Нерыночные ценные бумаги появились в результате развития социально-рыночного хозяйства и являются бумагами особого вида. К их числу относятся сберегательные облигации, облигации пенсионных фондов, депозитные облигации и т.п. Эти ценные бумаги дают их владельцам право на капитал, который те вложили в определенные фонды для удовлетворения своих социальных нужд, а также на капитал, помещенный в банки и другие организации для получения дохода. Через распространение не обращающихся на рынке долговых обязательств правительства иногда пытаются регулировать деятельность коммерческих банков, ибо покупка населением нерыночных ценных бумаг сокращает возможности помещения средств в банковские депозиты частных кредитных учреждений. Нерыночные ценные бумаги, которые невозможно ни продать другим лицам, ни погасить до истечения определенного срока, оказываются эффективными в условиях нестабильного рынка кредитных ресурсов, когда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бумаг.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование государственных долговых инструментов для мобилизации отечествен-
ных и зарубежных сбережений широко практикуется во всех про-мышленно развитых странах. Опыт этих стран наглядно свидетельствует о необходимости развития финансовых рынков в целях эффективного управления государственным долгом и безинфляци-онного финансирования бюджетного дефицита, что в настоящее время очень важно для стран с переходной экономикой. В условиях значительного ухудшения доходной части бюджета, которое обычно наблюдается в этих странах, развитие рынка государственных ценных бумаг должно стать одним из основных направлений государственной политики. Необходимость этого связана с тем, что в процессе перехода от централизованного планирования к рыночной экономике сокращается уровень контроля за экономикой со стороны государства. В результате происходит уменьшение государственных доходов, поскольку новые рыночные механизмы и инструменты еще недостаточно эффективны, чтобы обеспечить стабильное поступление доходов в бюджет. Правительства таких стран стоят перед необходимостью трудного выбора между ужесточением бюджетной политики и растущей необходимостью поддержки структурной перестройки экономики и покрытия социальных расходов, которые при централизованном планировании брали на себя ныне приватизированные государственные предприятия.
Достичь стабилизации экономики и увеличения доходной части бюджета можно, если проводить грамотную денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. В то же время в этом процессе важная роль отводится политике управления долгом. Стимулируя добровольное приобретение государственных долговых обязательств путем введения рыночных норм доходности и повышения степени доверия инвесторов, правительство может удовлетворить свои финансовые потребности, не прибегая к инфляционному кредитованию со стороны центрального банка. Таким образом, развитие рынка государственных ценных бумаг напрямую способствует достижению целей стабилизации за счет безинфляционных источников финансирования бюджетного дефицита.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|