Вексельное обращение в Республике Беларусь
Большинство стран основывают вексельное право на Женевской вексельной конвенции 1930 г., к которой в свое время присоединился и СССР. Важной составной частью конвенции является Единообразный закон о переводном и простом векселе.
Этот закон и «Положение о простом и переводном векселе», утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР 7 августа 1937 г. за № 104/1341, явились базой для принятия нормативных актов в области вексельного обращения в Республике Беларусь. На начало 1999 г. действовали «Временные правила выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве», утвержденные правлением Национального банка в мае 1992 г., и глава XII «Расчеты посредством векселей» в «Положении о безналичных расчетах» в редакции 1994 г.
«Временные правила» юридически закрепляют основные понятия и термины операций с векселями, определяют реквизиты простого и переводного векселя, порядок осуществления индоссамента, акцепта, аваля, просто векселя В «Положении о безналичных расчетах» изложены операции с векселями.
Коммерческие банки вправе совершать следующие операции:
— выпуск собственных (банковских) векселей;
— принятие векселей на инкассо (пересылку платежных доку ментов в банк плательщика для оплаты векселя);
— учет векселей (покупку банком векселей для собственного портфеля ценных бумаг);
—выдачу ссуд под обеспечение векселей (залог векселей). Эта операция на начало 1999 г. по распоряжению Национального банка не выполнялась ввиду несовершенства законодательных актов, нап равленных на обращение взыскания на активы должника;
—предъявление векселя к протесту по поручению клиента;
—переучет векселей в Национальном банке Республики Беларусь;
—авалирование векселей на всю сумму или ее часть;
—залог и перезалог векселей в Национальном банке Республи ки Беларусь и в других уполномоченных организациях.
Правовая база вексельного обращения в Республике Беларусь находится в стадии развития. Так, 10 июня 1994 г. Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь приняли постановление № 430/6, которым устанавливалось обязательное оформление просроченной кредиторской задолженности за поставленные товары и оказанные услуги векселями. При оформлении задолженности должны были взиматься проценты в размере не ниже учетной ставки Национального банка. Позднее, в августе 1995 г., Советом Министров и Национальным банком было принято постановление № 414/8, предусматривающее определение платы по векселям по усмотрению сторон. Согласно этому документу должник оформляет просроченную задолженность простым векселем на каждую поставку (этап работы), если сумма задолженности превышает 100 млн р. применительно к одной сделке и она не погашена в течение трех месяцев. По истечении трех месяцев и 15 дней с момента образования задолженности, в случае неполучения простого векселя от должника, кредитор обязан выписать переводной вексель и передать его должнику для акцепта. Должник обязан акцептировать вексель или заявить о неакцепте в течение трех дней с момента предъявления векселя. При неполучении акцепта кредитор передает неакцептированный вексель нотариусу для протеста. В случае отказа от оформления просроченной задолженности векселями на виновную сторону (или виновные стороны) налагается штраф в размере 5 % суммы просроченной задолженности.
Несмотря на принятые постановления вексельное обращение в Республике Беларусь в 1994—1999 гг. не получило широкого распространения. Основной причиной можно назвать отсутствие совершенной нормативно-правовой базы по векселям, процедуре банкротства и ликвидации субъектов хозяйствования, обращению взыскания на активы и имущество должника. Как считают специалисты в области корпоративного права, частные положения «Временных правил выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве» могут трактоваться двояко, документ требует совершенствования.
Кроме того, Министерство финансов и Национальный банк республики не поддерживают практику расширения региональных вексельных программ. Нацбанк усматривает в них угрозу подмены денег, появление в лице исполкомов эмиссионных центров, усиление нагрузки на денежное обращение в стране. Минфин не исключает возможности эмиссии векселей неплатежеспособными предприятиями, что при действующей правовой базе увеличивает риск невыплат. Главный аргумент — вексельные правила предусматри-
вают в таких случаях ответственность лиц, авалировавших вексель. В региональных программах авалистами выступают горисполкомы и облисполкомы, бюджеты которых не предусматривают расходы по погашению векселей. Страхованием векселей занимается страховая компания ОАСО «РИП-АЧСК», чьих резервов, по мнению Министерства финансов, может быть также недостаточно в случае крупных выплат.
Подобные отрицательные последствия возможны при неумелом использовании векселей, поэтому, несмотря на положительные результаты проводимых в стране экспериментов по развязке платежей с помощью векселей, Минфин и Нацбанк ограничивают их масштабами местных бюджетов.
В переходный период с помощью банков неоднократно проводились взаимозачеты между субъектами хозяйствования как внутри Республики Беларусь, так и со странами СНГ. Определенный опыт накоплен финансовыми организациями по использованию налогового кредита, проценты за который поступают в доходы республиканского или местных бюджетов. И вексель, и налоговый кредит, и зачеты взаимных требований являются инструментами управления денежными обязательствами предприятий. При этом вексель, как подтверждает практика, — наиболее гибкий из них. Применение векселей в расчетах позволяет субъектам хозяйствования в неблагоприятных экономических условиях ускорить оборачиваемость оборотных средств, способствует их сохранности, улучшает баланс ликвидности.
Трудно представить предприятие, которое может постоянно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, не прибегая к внешним источникам финансирования. Коммерческий (товарный) кредит и прямой банковский дополняют друг друга. Оставляя приоритет за банковским кредитом, коммерческий кредит, при условии оформления его векселями, позволяет предприятиям не останавливать производство, уменьшить задолженность перед бюджетом, выплачивать заработную плату.
Определенный опыт по использованию товарных векселей наработан Минским горисполкомом и промышленными предприятиями Минпрома. Их вексельные схемы предусматривают следующий порядок выпуска и обращения товарных векселей.
Для погашения уже существующей кредиторской задолженности или оплаты товарных поставок предприятия выпускают свои векселя со сроком оплаты не более трех месяцев от даты составления. В вексельную сумму включают проценты, начисляемые в размере 0,3 от учетной ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату составления векселя. При расчетах между предприятиями за товары, работы, услуги или по платежам в местный бюджет векселя принимаются с учетом дисконта, определяемого в зависимости от количества дней от даты составления до даты оплаты векселя. В расчетах с местным бюджетом принимаются только векселя, авалированные финансовыми органами исполните;!ык>й власти. При выписке векселя предприятие, как правило, планируй его погашение своей продукцией или услугами.
11/
Апробированная в г. Минске региональная система вексельных расчетов предусматривала активное участие в ее организации Мин-горисполкома. В установленный срок предприятия и организации, потенциальные участники расчетов, предоставили Мингорисполко-му информацию о своей кредиторской и дебиторской задолженности. Анализ информации позволил отобрать предприятия-участников и пути проведения взаимозачетов, заранее построить цепочку индоссаментов так, чтобы в конечном итоге вернуть вексель предприятию-эмитенту .
В условиях дефицита денежных средств векселя способствуют экономии средств путем взаимозачетов и служат задаче развязки неплатежей. Для того чтобы обращение векселей не было стихийным, региональные системы вексельных расчетов предполагают заключение договоров эмитентами векселей со страховой компанией ОАСО «РИП-АЧСК» для снижения риска непогашения векселя. В случае неоплаты векселя предприятием-векселедателем страховая компания должна оплатить его. Проводившиеся в г. Минске эксперименты показали, что срок обращения векселя не превышает 90 дней. За это время вексель успевал пройти 20 — 30 индоссаментов и вернуться к векселедателю. Наблюдались единичные страховые случаи, объемы выплат по которым были небольшими. Следует сказать, что в договоре о страховании может быть предусмотрена возможность реализации части продукции векселедателя в случае наступления страхового случая, что выгодно, прежде всего, страховщику. Продукцию на реализацию страховая компания получала через свое финансовое агентство «РИП-АЧФА», являющееся одним из учредителей страховой компании ОСАО «РИП-АЧСК». Страховая компания ОСАО «РИП-АЧСК» внесла в бюджет города аванс под будущие страховые выплаты в виде беспроцентного бессрочного кредита, что способствовало усилению ликвидности векселей. После этого финансовое управление Мингорисполкома проставляло на векселе отметку об авале векселя (плата составляла 1% от его суммы).
«РИП-АЧФА» является профессиональным участником рынка ценных бумаг. В его задачи входит: оказание предприятиям и организациям, участвующим в расчетах векселями, консультационных услуг по вопросам выпуска и обращения векселей (заполнение бланков, написание индоссаментов, приклейка аллонжей и т.д.); оценка инвестиционных качеств векселей, степени их ликвидности; определение видов векселей; помощь в информационном обеспечении.
Система вексельного расчета может быть использована не только для проведения расчетов с поставщиками и потребителями продукции, но и для расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами различных уровней, а также для расчетов по выплате заработной платы работникам предприятий.
Так, в 1997 г. был успешно проведен эксперимент с вексельным погашением недоимки АП «Минский подшипниковый завод» в республиканский внебюджетный фонд поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия.
Товарные векселя использовались и в расчетах по налогам с местными бюджетами Республики Беларусь. Необходимым условием
являлось определение предельной вексельной нагрузки на бюджет, так как бюджету прежде всего необходимы «живые» деньги для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций. Бюджет не может помочь всем предприятиям, и определить круг участников расчетов — дел о финансовых управлений исполкомов.
ПО «Гомсельмаш» разработало схему погашения задолженности по заработной плате с использованием простых товарных векселей, получившую одобрение Министерства промышленности. Создано специальное подразделение «Торговый завод», а в его составе — торговое управление, которое обеспечивает организацию частичной выплаты заработной платы натуральной формой через предприятия торговли. ПО «Гомсельмаш» заключило с магазином договор о снабжении своих работников продуктами питания и товарами народного потребления в соответствии с имеющимся в магазине ассортиментом. Работники объединения, в соответствии с их заявлением, в счет задолженности предприятия перед ними по заработной плате получают в бухгалтерии лимитные чековые книжки для расчетов с магазином. Бухгалтерия предприятия засчитывает работникам выдачу лимитных чековых книжек при окончательном расчете по заработной плате. На сумму выданных лимитных чековых книжек предприятие передает в магазин векселя. Магазин полученными векселями рассчитывается с поставщиками продукции. Например, если это векселя предприятий сельхозмашиностроения, то магазин использует их в расчетах с предприятиями — переработчиками сельхозпродукции. От тех векселя поступают к производителям сельхозпродукции (колхозам, совхозам), а уже от них векселя через расчеты за сельхозтехнику и запчасти к ней возвращаются к предприятию-векселедателю. Если магазин получает векселя предприятий других отраслей промышленности, то он может применить их в расчетах с любыми другими своими поставщиками. В этом случае сложнее построить цепочку прохождения векселя и обеспечить его возврат предприятию-векселедателю.
В условиях экономического кризиса, как показывает опыт республики, товарные векселя способствуют финансовой устойчивости предприятий. Их применение позволяет регулировать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выплачивать заработную плату, рассчитываться с бюджетом, не прибегая к банковскому кредиту. Преимущество товарного векселя по сравнению с банковским в том, что он не только позволяет предприятию получать более дешевый кредит, но и управлять его движением. Преимущество товарного векселя по сравнению с таким способом безналичных расчетов, как зачет взаимных требований, заключается в том, что при вексельном обращении движение средств не задерживается.
Как любой финансовый инструмент, товарный вексель имеет слабые стороны. Более того, при недостаточном развитии товарно-денежных связей между субъектами хозяйствования, высоком уровне бартера вексель становится необходимым инструментом в управлении финансами предприятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|