Сделай Сам Свою Работу на 5

Вексельное обращение в Республике Беларусь





Большинство стран основывают вексельное право на Женевской вексельной конвенции 1930 г., к которой в свое время присоединил­ся и СССР. Важной составной частью конвенции является Единооб­разный закон о переводном и простом векселе.

Этот закон и «Положение о простом и переводном векселе», ут­вержденное постановлением ЦИК и СНК СССР 7 августа 1937 г. за № 104/1341, явились базой для принятия нормативных актов в об­ласти вексельного обращения в Республике Беларусь. На начало 1999 г. действовали «Временные правила выпуска и обращения век­селей в народном хозяйстве», утвержденные правлением Нацио­нального банка в мае 1992 г., и глава XII «Расчеты посредством век­селей» в «Положении о безналичных расчетах» в редакции 1994 г.

«Временные правила» юридически закрепляют основные поня­тия и термины операций с векселями, определяют реквизиты про­стого и переводного векселя, порядок осуществления индоссамента, акцепта, аваля, просто векселя В «Положении о безналичных рас­четах» изложены операции с векселями.

Коммерческие банки вправе совершать следующие операции:

— выпуск собственных (банковских) векселей;



— принятие векселей на инкассо (пересылку платежных доку­
ментов в банк плательщика для оплаты векселя);

— учет векселей (покупку банком векселей для собственного
портфеля ценных бумаг);


—выдачу ссуд под обеспечение векселей (залог векселей). Эта
операция на начало 1999 г. по распоряжению Национального банка
не выполнялась ввиду несовершенства законодательных актов, нап­
равленных на обращение взыскания на активы должника;

—предъявление векселя к протесту по поручению клиента;

—переучет векселей в Национальном банке Республики Беларусь;

—авалирование векселей на всю сумму или ее часть;

—залог и перезалог векселей в Национальном банке Республи­
ки Беларусь и в других уполномоченных организациях.

Правовая база вексельного обращения в Республике Беларусь находится в стадии развития. Так, 10 июня 1994 г. Совет Минис­тров и Национальный банк Республики Беларусь приняли поста­новление № 430/6, которым устанавливалось обязательное офор­мление просроченной кредиторской задолженности за поставлен­ные товары и оказанные услуги векселями. При оформлении задол­женности должны были взиматься проценты в размере не ниже учетной ставки Национального банка. Позднее, в августе 1995 г., Советом Министров и Национальным банком было принято поста­новление № 414/8, предусматривающее определение платы по век­селям по усмотрению сторон. Согласно этому документу должник оформляет просроченную задолженность простым векселем на каж­дую поставку (этап работы), если сумма задолженности превышает 100 млн р. применительно к одной сделке и она не погашена в тече­ние трех месяцев. По истечении трех месяцев и 15 дней с момента образования задолженности, в случае неполучения простого вексе­ля от должника, кредитор обязан выписать переводной вексель и передать его должнику для акцепта. Должник обязан акцептиро­вать вексель или заявить о неакцепте в течение трех дней с момента предъявления векселя. При неполучении акцепта кредитор переда­ет неакцептированный вексель нотариусу для протеста. В случае от­каза от оформления просроченной задолженности векселями на ви­новную сторону (или виновные стороны) налагается штраф в раз­мере 5 % суммы просроченной задолженности.



Несмотря на принятые постановления вексельное обращение в Республике Беларусь в 1994—1999 гг. не получило широкого рас­пространения. Основной причиной можно назвать отсутствие совер­шенной нормативно-правовой базы по векселям, процедуре банкрот­ства и ликвидации субъектов хозяйствования, обращению взыскания на активы и имущество должника. Как считают специалисты в облас­ти корпоративного права, частные положения «Временных правил выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве» могут тракто­ваться двояко, документ требует совершенствования.



Кроме того, Министерство финансов и Национальный банк рес­публики не поддерживают практику расширения региональных вексельных программ. Нацбанк усматривает в них угрозу подмены денег, появление в лице исполкомов эмиссионных центров, усиле­ние нагрузки на денежное обращение в стране. Минфин не исклю­чает возможности эмиссии векселей неплатежеспособными пред­приятиями, что при действующей правовой базе увеличивает риск невыплат. Главный аргумент — вексельные правила предусматри-


вают в таких случаях ответственность лиц, авалировавших вексель. В региональных программах авалистами выступают горисполкомы и облисполкомы, бюджеты которых не предусматривают расходы по погашению векселей. Страхованием векселей занимается страхо­вая компания ОАСО «РИП-АЧСК», чьих резервов, по мнению Министерства финансов, может быть также недостаточно в случае крупных выплат.

Подобные отрицательные последствия возможны при неумелом использовании векселей, поэтому, несмотря на положительные ре­зультаты проводимых в стране экспериментов по развязке плате­жей с помощью векселей, Минфин и Нацбанк ограничивают их мас­штабами местных бюджетов.

В переходный период с помощью банков неоднократно проводи­лись взаимозачеты между субъектами хозяйствования как внутри Республики Беларусь, так и со странами СНГ. Определенный опыт накоплен финансовыми организациями по использованию налогового кредита, проценты за который поступают в доходы республиканско­го или местных бюджетов. И вексель, и налоговый кредит, и зачеты взаимных требований являются инструментами управления денежны­ми обязательствами предприятий. При этом вексель, как подтвержда­ет практика, — наиболее гибкий из них. Применение векселей в рас­четах позволяет субъектам хозяйствования в неблагоприятных эконо­мических условиях ускорить оборачиваемость оборотных средств, способствует их сохранности, улучшает баланс ликвидности.

Трудно представить предприятие, которое может постоянно осу­ществлять производственно-хозяйственную деятельность, не прибе­гая к внешним источникам финансирования. Коммерческий (то­варный) кредит и прямой банковский дополняют друг друга. Ос­тавляя приоритет за банковским кредитом, коммерческий кредит, при условии оформления его векселями, позволяет предприятиям не останавливать производство, уменьшить задолженность перед бюджетом, выплачивать заработную плату.

Определенный опыт по использованию товарных векселей на­работан Минским горисполкомом и промышленными предприятия­ми Минпрома. Их вексельные схемы предусматривают следующий порядок выпуска и обращения товарных векселей.

Для погашения уже существующей кредиторской задолженности или оплаты товарных поставок предприятия выпускают свои векселя со сроком оплаты не более трех месяцев от даты составления. В век­сельную сумму включают проценты, начисляемые в размере 0,3 от учетной ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату составления векселя. При расчетах между предприятиями за товары, работы, услуги или по платежам в местный бюджет векселя принимаются с учетом дисконта, определяе­мого в зависимости от количества дней от даты составления до даты оплаты векселя. В расчетах с местным бюджетом принимаются толь­ко векселя, авалированные финансовыми органами исполните;!ык>й власти. При выписке векселя предприятие, как правило, планируй его погашение своей продукцией или услугами.

11/


Апробированная в г. Минске региональная система вексельных расчетов предусматривала активное участие в ее организации Мин-горисполкома. В установленный срок предприятия и организации, потенциальные участники расчетов, предоставили Мингорисполко-му информацию о своей кредиторской и дебиторской задолженнос­ти. Анализ информации позволил отобрать предприятия-участни­ков и пути проведения взаимозачетов, заранее построить цепочку индоссаментов так, чтобы в конечном итоге вернуть вексель пред­приятию-эмитенту .

В условиях дефицита денежных средств векселя способствуют экономии средств путем взаимозачетов и служат задаче развязки неп­латежей. Для того чтобы обращение векселей не было стихийным, ре­гиональные системы вексельных расчетов предполагают заключение договоров эмитентами векселей со страховой компанией ОАСО «РИП-АЧСК» для снижения риска непогашения векселя. В случае неоплаты векселя предприятием-векселедателем страховая компания должна оплатить его. Проводившиеся в г. Минске эксперименты по­казали, что срок обращения векселя не превышает 90 дней. За это вре­мя вексель успевал пройти 20 — 30 индоссаментов и вернуться к вексе­ледателю. Наблюдались единичные страховые случаи, объемы вып­лат по которым были небольшими. Следует сказать, что в договоре о страховании может быть предусмотрена возможность реализации час­ти продукции векселедателя в случае наступления страхового слу­чая, что выгодно, прежде всего, страховщику. Продукцию на реали­зацию страховая компания получала через свое финансовое агентство «РИП-АЧФА», являющееся одним из учредителей страхо­вой компании ОСАО «РИП-АЧСК». Страховая компания ОСАО «РИП-АЧСК» внесла в бюджет города аванс под будущие страховые выплаты в виде беспроцентного бессрочного кредита, что способство­вало усилению ликвидности векселей. После этого финансовое управ­ление Мингорисполкома проставляло на векселе отметку об авале векселя (плата составляла 1% от его суммы).

«РИП-АЧФА» является профессиональным участником рынка ценных бумаг. В его задачи входит: оказание предприятиям и органи­зациям, участвующим в расчетах векселями, консультационных ус­луг по вопросам выпуска и обращения векселей (заполнение бланков, написание индоссаментов, приклейка аллонжей и т.д.); оценка инвес­тиционных качеств векселей, степени их ликвидности; определение видов векселей; помощь в информационном обеспечении.

Система вексельного расчета может быть использована не толь­ко для проведения расчетов с поставщиками и потребителями про­дукции, но и для расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами различных уровней, а также для расчетов по выплате заработной платы работникам предприятий.

Так, в 1997 г. был успешно проведен эксперимент с вексельным погашением недоимки АП «Минский подшипниковый завод» в рес­публиканский внебюджетный фонд поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия.

Товарные векселя использовались и в расчетах по налогам с мес­тными бюджетами Республики Беларусь. Необходимым условием


являлось определение предельной вексельной нагрузки на бюджет, так как бюджету прежде всего необходимы «живые» деньги для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций. Бюджет не может помочь всем предприятиям, и определить круг участников расчетов — дел о финансовых управлений исполкомов.

ПО «Гомсельмаш» разработало схему погашения задолженнос­ти по заработной плате с использованием простых товарных вексе­лей, получившую одобрение Министерства промышленности. Соз­дано специальное подразделение «Торговый завод», а в его соста­ве — торговое управление, которое обеспечивает организацию час­тичной выплаты заработной платы натуральной формой через пред­приятия торговли. ПО «Гомсельмаш» заключило с магазином дого­вор о снабжении своих работников продуктами питания и товарами народного потребления в соответствии с имеющимся в магазине ас­сортиментом. Работники объединения, в соответствии с их заявле­нием, в счет задолженности предприятия перед ними по заработной плате получают в бухгалтерии лимитные чековые книжки для рас­четов с магазином. Бухгалтерия предприятия засчитывает работни­кам выдачу лимитных чековых книжек при окончательном расчете по заработной плате. На сумму выданных лимитных чековых кни­жек предприятие передает в магазин векселя. Магазин полученны­ми векселями рассчитывается с поставщиками продукции. Напри­мер, если это векселя предприятий сельхозмашиностроения, то ма­газин использует их в расчетах с предприятиями — переработчика­ми сельхозпродукции. От тех векселя поступают к производителям сельхозпродукции (колхозам, совхозам), а уже от них векселя че­рез расчеты за сельхозтехнику и запчасти к ней возвращаются к предприятию-векселедателю. Если магазин получает векселя пред­приятий других отраслей промышленности, то он может применить их в расчетах с любыми другими своими поставщиками. В этом слу­чае сложнее построить цепочку прохождения векселя и обеспечить его возврат предприятию-векселедателю.

В условиях экономического кризиса, как показывает опыт рес­публики, товарные векселя способствуют финансовой устойчивости предприятий. Их применение позволяет регулировать дебиторскую и кредиторскую задолженность, выплачивать заработную плату, рассчитываться с бюджетом, не прибегая к банковскому кредиту. Преимущество товарного векселя по сравнению с банковским в том, что он не только позволяет предприятию получать более дешевый кредит, но и управлять его движением. Преимущество товарного векселя по сравнению с таким способом безналичных расчетов, как зачет взаимных требований, заключается в том, что при вексельном обращении движение средств не задерживается.

Как любой финансовый инструмент, товарный вексель имеет слабые стороны. Более того, при недостаточном развитии товар­но-денежных связей между субъектами хозяйствования, высоком уровне бартера вексель становится необходимым инструментом в управлении финансами предприятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.