|
В сфере добычи, переработки и оборота водных биоресурсов
Важнейшей задачей экономической деятельности по добыче и переработке водных биоресурсов является обеспечение продовольственной безопасности России по данному направлению. Данная деятельность предполагает удовлетворение платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары и иные водные биоресурсы на основе приоритетного использования возможностей отечественного производителя и обеспечения высокой занятости населения нашей страны в данном секторе экономики.
Рыбная промышленность является одной из традиционных отраслей в отдельных российских регионах (Мурманская область, Камчатка, Астраханская область и т. д). Доля рыбной отрасли в структуре объемов промышленного производства, например, в Мурманской области составляет 12–15%. Рыбопромышленный комплекс области представлен более чем 170 рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, в которых занято более 15 тысяч человек.
В силу географического фактора Дальний Восток является основным местом воспроизводства водных биологических ресурсов и основным поставщиком морепродуктов на внутренний и внешний рынок. Данные обстоятельства особенно актуальны для Камчатского региона, где добывается около 80% всех биоресурсов Дальнего Востока, кроме того рыбная отрасль выпускает более 50% объема промышленной продукции Камчатского края, на долю рыбохозяйственного комплекса приходится более 90% экспортного потенциала края.
Каждый год определяется общедопустимый улов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне (далее – ИЭЗ) России. Наибольшие квоты на вылов в Дальневосточном промысловом бассейне, несколько меньшие в Северном бассейне и Балтийском море, в акватории Черного, Азовского и Каспийского морей. Данные квоты могут иметь подвижный характер, например, за счет уменьшения квоты на добычу рыбы и увеличение квоты на добычу водорослей. Также имеется квота России в промысловых зонах иностранных государств (зона Норвегии, Шпицбергена, Ян-Майена, Фарерских островов, Гренландии, Мавритании, Намибии, Марокко, Японии). Отдельная квота предусмотрена для промысла в конвенционных районах и открытой части мирового океана.
Регистрация рыбопромысловых судов ведется в государственном реестре судов России. Рыбопромысловые суда делятся на добывающие (большие, средние, малые), обрабатывающие, приемо-транспортные, вспомогательные. Рыбопромысловые суда распределены между Дальневосточным промысловым бассейном, Северо-Западным регионом, акваториями Черного, Азовского и Каспийского морей. Кроме того, имеются добывающие и приемо-транспортные суда, зарегистрированные в бербоут-чартерном реестре[188] и используемые зарубежными компаниями.
В рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации действуют около 5 тысяч предприятий, 20% из них перерабатывающих, работающих в ИЭЗ России.
Результаты анализа материалов практических органов свидетельствуют о значительном, имеющем тенденцию к росту, сверхлимитном вылове наиболее ценных объектов морского промысла; неконтролируемых поставках водных биоресурсов, фактах контрабанды и легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, а также коррупционных проявлениях в действиях должностных лиц в данной сфере. В каждом из указанных выше регионов имеется своя специфика, например, большая часть преступлений в Дальневосточном регионе связана с добычей, переработкой и реализацией камчатского краба, для региона Каспийского и Азовского моря более характерны преступления, связанные с браконьерской добычей осетровых пород рыбы и изготовлением черной икры. При этом органами внутренних дел, например, Республики Калмыкии, которая является одним из основных поставщиков добываемой браконьерским способом икры осетровых видов рыб, не выявлено ни одного налогового преступления в рыбохозяйственном комплексе. Практически не ведется работа по выявлению должностных преступлений в данной сфере, не выявлено ни одного нелегального цеха по производству икорно-балычной продукции.
В общем массиве выявляемых в сфере оборота водных биологических ресурсов преступлений наиболее распространенными являются факты браконьерства. Удельный вес данного состава преступления в 2010 году составил 76%. В отдельных регионах, например, в Камчатском крае, наметилась положительная динамика по выявлению браконьерского промысла биоресурсов.
При ведении промысла, переработки, транспортировки водных биоресурсов в ИЭЗ Российской Федерации и на Континентальном шельфе России как российскими, так и иностранными рыбопромысловыми судами, совершается ряд преступлений, квалифицируемых по другим статьям уголовного закона, например по ст. 253 УК РФ в совокупности со ст. 201 УК РФ, которые в определенной мере затрагивают интересы пограничной безопасности государства, поскольку значительная часть добываемой и перерабатываемой в прикамчатских водах морепродукции экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего Южную Корею, Японию, США, Китай. При этом в сферу интересов трансграничной преступности в первую очередь входит незаконная добыча и дальнейшая реализация на внешнем рынке крабовой продукции как наиболее дорогостоящего вида водных биоресурсов.
В условиях экономических реформ заинтересованность субъектов экономической деятельности в увеличении объемов добычи рыбной продукции, завоевании рынков сбыта, получении максимальной прибыли влияют на динамику роста незаконной добычи водных биоресурсов. Данные преступления имеет высокую степень общественной опасности по характеру последствий в связи с нанесением значительного ущерба государству. При этом они, например, браконьерство, являются лишь начальной стадией в цепи преступлений, связанных с незаконной переработкой водных биоресурсов, их контрабандой, отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, и т. д.
К числу субъектов преступной деятельности в данной сфере относятся следующие категории лиц:
1. Капитаны рыбопромысловых судов, которые занимаются незаконным выловом и транспортировкой водных биоресурсов в территориальных водах. Совершение преступления капитаном рыбопромыслового судна в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе РФ подпадает под действие ч. 2 ст. 253 УК РФ. При этом уголовные дела возбуждаются только в отношении капитанов, несмотря на то, что в браконьерском промысле участвует весь экипаж судна-нарушителя. Связано это с особенностями уголовно-правовой квалификации по данной статье, которая не предусматривает квалифицирующего признака для деяния, как совершенного в составе ОПГ или группы лиц по предварительному сговору.
2. Бригадиры рыбопромышленных бригад на внутренних водоемах, которые используют свое служебное положение в целях реализации своих преступных замыслов. Для браконьерства могут быть использованы ситуационные особенности завершения путины, и в качестве предлога, например, необходимость сбора орудий лова. Так[189], Дрыгин Б. А., работая председателем колхоза имени ХХ Партсъезда, после окончания осенней путины, зная о том, что лов рыбы в указанное время запрещен, еще не получив квоту на следующий год, заключил с ООО ПКФ «Володарский рыбопродукт» договор на поставку рыбы частиковых пород, ее промышленную переработку и хранение. После завершения осенней путины, получив разрешение на проезд к местам лова рыбы под видом выборки орудий лова, ранее оставленных там рыболовецкими звеньями из-за погодных условий, Дрыгин Б. А., используя свое служебное положение, воспользовался указанным разрешением в корыстных целях и организовал незаконный лов рыбы, вступив в сговор с звеньевыми рыболовецких звеньев колхоза имени ХХ Партсъезда.
3. Физические лица, которые не имеют каких либо разрешений, квот на добычу водных биоресурсов. Организатору незаконного вылова с учетом сезонности путины и желанием большого числа лиц заработать в данный период, несложно подобрать конкретных исполнителей, которых он может и не использовать в следующем году. Подготовка к промыслу также не требует значительных временных и материальных усилий. Кроме того, несколько человек могут заниматься браконьерством просто договорившись между собой предварительно и фактически не имея руководителя группы. Например, на территории Азово-Черноморского водного бассейна значи-тельная доля преступлений совершается браконьерами-профессионалами, объединенными в небольшую (2–6 чел.) местную (редко – региональную или межрегиональную) организованную группу, проживающими в непосредственной близости от места совершения преступления либо в том же районе. Такие группы пользуются, в основном полупромышленными или кустарно изготовленными орудиями ловли; организация в такие устойчивые преступные группы происходит по принципу родства-свойства; такое преступление совершается ими постоянно или с определенной периодичностью. Группы рыбных браконьеров-профессионалов относятся к водоему (водоемам) где они незаконно добывают рыбу, как к постоянному источнику обогащения и поэтому не уничтожают имеющуюся в них экосистему общеопасным способом (взрывом, химическими веществами) сразу и полностью. При ловле они выпускают молодь рыбы ценных пород, стараются использовать орудия ловли, не приносящие существенного ущерба иной флоре и фауне водоема. Однако при существующей массовости этого негативного явления, его вредности для воспроизводства рыбных ресурсов, браконьерство в регионах Азово-Черноморского бассейна (Краснодарском крае и Ростовской области) представляет собой существенную угрозу их экологической безопасности.
4. Должностные лица различных государственных структур, которые связаны с вопросами экологического и технического надзора, например, специалист отдела экологического надзора регионального управления Федеральной службы по экологическому и техническому надзору, имеют возможность ограничить конкуренцию для определенного субъекта экономической деятельности в интересах заинтересованных лиц распределить водоемы под разведение рыбы, провести приоритетное субсидирование заинтересованных лиц[190] и т. п.
5. Руководители рыбоперерабатывающих предприятий отрасли (предприниматели). Например, Муслимов Н. Р., являясь директором ОАО «Партнер Плюс», не имея номера ЕС, предоставляющего право экспорта вырабатываемой предприятием рыбопродукции, заключил договор с фирмой «Dovgan Cargo GmbH» «Германия», на поставку рыбопродукции, приобрел на рыбодобывающих предприятиях Астраханской области рыбу частиковых пород воблу (сырец), переработал ее на производственных мощностях ОАО «Партнер Плюс». Предоставил в Астраханскую таможню для оформления таможенной декларации ветеринарное свидетельство, ветеринарный сертификат, в которых были указаны недостоверные сведения об изготовителе рыбопродукции (ОАО «Оранжерейный рыбокомбинат») и ЕС № 139, дающий право экспорта рыбопродукции. Используя эти документы, вывез несколько раз с территории России в Германию воблу вяленую. Также использовал документы, свидетельствующие об изготовлении экспортируемой продукции фирмой ООО ПКФ «Густера-1» г. Астрахани, имеющей № ЕС 057. В дальнейшем легализовал денежные средства в сумме 1 244 707,6 рублей, полученные на расчетный счет ОАО «Партнер Плюс», используя их для осуществления своей предпринимательской деятельности в ОАО «Партнер плюс», а именно на выплату заработной платы через кассу, на затраты по производству, на расчеты с поставщиками[191].
Ситуационные элементы механизма преступной деятельности в данной сфере имеют свои особенности. Водные биоресурсы имеет смысл подразделять на три группы.
К первой категории относятся ценные виды (породы) рыб, ракооб-разные, моллюски, морские млекопитающие, морские растения, иглокожие. К этой же категории следует отнести другие виды рыб, вылов которых запрещен правилами любительского и спортивного рыболовства; рыб, не достигших промысловых размеров.
Вторая категория включает в себя любой перечень рыб, находящихся в водоемах, где в данное время лов запрещен (заповедник, места нереста, рыбопитомник, зоны чрезвычайной экологической ситуации).
К третьей категории относится вылов рыбы, общий вес (количество) которой превышает нормы, установленные правилами рыболовства. На территории Азово-Черноморского водного бассейна в связи с особенностями водной экосистемы распространение получило именно рыбное браконьерство, причем вылавливаются как рыбы обычных видов с нарушениями правил ловли, так и рыба ценных пород и раки. Наиболее часто непосредственным предметом преступного посягательства являлись следующие представители рыб (отряды и роды): а) карпообразные (плотва, черный и белый амур, гольяны, красноперка, жерех, шемаи, лещ, рыбцы, чехонь, караси, карпы, толстолобики) – 37,2%; б) окунеобразные (лавраки, каменные и черные окуни, судаки, ерши) – 16%; в) сельдеобразные (шпроты, сардинеллы, сардины, тюлька), анчоусовые (хамса), ставридовые (ставрида), скумбриевые (тунец, скумбрия, пеламида), бычковые, камбаловые (и иные, добываемые промышленным способом) – 16%; г) кефалеобразные (лобан, пиленгас, сингиль, остронос) – 14%; д) осетрообразные (белуга, шип, русский осетр, атлантический осетр, севрюга, стерлядь) – 11,8 %; е) сомовидные (европейский сом, сизый канальный сом) – 3%; ж) иные – 2%.
Основными местами, связанными с добычей водных животных и растений, в том числе незаконной, являются: а) реки и водохранилища на них, каналы; б) озера, водохранилища; в) внутренние морские воды; г) территориальное море и прилежащая зона Российской Федерации. К недозволенным для промысла и непромыслового лова рыбы местам относятся также: заповедники, заказники, охранные и запретные зоны, места нагула рыбы, зимовальные ямы, участки, примыкающие к плотинам и шлюзам. Запрещается всякое рыболовство в подводящих магистральных каналах и отводах рыбохозяйственных мелиоративных систем.
Согласно правилам любительского и спортивного рыболовства на рыбохозяйственных водоемах кроме уже перечисленного, запрещается лов рыбы в шлюзовых каналах, рыбопитомниках, в прудовых и других культурных товарных рыбных хозяйствах, на промысловых участках (топях, плавнях, районах установки ставных орудий лова и т. д.), где разрешается любительский лов только с берега.
Наиболее часто преступления в данной сфере совершаются в безлюдных местах на прибрежной морской полосе. Это в большей степени характерно для Азовского и Черного морей. Также местами незаконного промысла в данных регионах являются другие пресноводные водоемы, удаленные от населенных пунктов. Реже преступники задерживаются при незаконной добыче рыбы в глубоководных морских районах Азовского и Черного морей[192].
Например, анализ судебно-следственной практики расследования преступлений, связанных с незаконной добычей рыбных ресурсов в Краснодарском крае и Ростовской области, показывает, что наиболее часто такие преступления совершаются в районах, находящихся вдоль побережья Азовского моря: Приморско-Ахтарский, Темрюкский, Славянский-на-Кубани, Ейский, Староминский районы Краснодарского края и Таганрогский район Ростовской области, что обусловливается богатством рыбной фауны приазовских территорий, неразвитостью экономики данных территорий, заставляющих население названных районов активно и зачастую противоправно эксплуатировать имеющиеся ресурсы водных животных.
Нехарактерным местом для совершения данного преступления являются водоемы вблизи населенных пунктов, где лов рыбы запрещен или ограничен. Небольшое количество данных преступлений совершается в отдаленных труднодоступных (например, горных) водоемах.
Несмотря на небольшое количество преступлений, совершающихся в отдаленных труднодоступных местах, такие преступления представляют повышенную общественную опасность, так как совершаются в большинстве своем в заповедниках, на территории которых предусмотрен особый режим охраны рыбы и морского зверя.
Выбор места совершения преступления обусловливается не случайными факторами, а прежде всего расположением путей миграции рыб к местам нереста, нерестилищ, районов нагула молоди, мест предзимовальных концентраций, зимовальных ям. Учитывая специфику региона, браконьерский лов рыбных ресурсов осуществляется во всей акватории дельт, авандельт рек, впадающих, например, в Азовское и Черное моря, и непосредственно в прибрежной линии, а также в открытом море на удалении до 15–20 км от береговой черты.
Незаконная добыча и транспортировка водных биоресурсов может совершаться в течение всех суток, как в дневное, так и в ночное время. Выбор времени совершения преступления иногда зависит от способа добычи рыбы. Время преступления следует устанавливать с максимальной точностью. В противном случае не будет доказан факт совершения данного преступления определенным лицом. Кроме того, запрещенное время для ловли определенных видов рыб (время нереста) входит в предмет доказывания по одному из составов ст. 256 УК РФ. Время может выступать в нескольких категориях: а) время, ограничивающее ловлю рыбы (период нереста рыб); б) время, устанавливающееся для ограничения вылова (добычи) применительно к данному водоему, конкретному виду рыб в соответствии с правилами рыболовства; в) время, в течение которого совершается незаконная добыча рыбы (одноразовый эпизод совершения преступления или в течение определенного срока); г) время непосредственного совершения преступления (утро, день, вечер, ночь).
Наиболее характерными временами года для совершения данного преступления являются весна (63,2%) и осень (31,1%), что определяется сезонностью в нересте рыбы, особенностью экосистемы, например, Азово-Черноморского водного бассейна. Для региона Дальнего Востока достаточно типичным временем незаконного промысла является период запрета, например, на добычу краба в январе-мае. Время совершения преступления определяется также исходя из соображений безопасности и конспиративности. В европейской части России наиболее часто данные преступления совершаются в вечернее (18.00–22.00) – 38%, и ночное (22.00–6.00) – 30,2% время.
Такое время избирается преступниками ввиду необходимости сокрытия противоправных действий, которое при незаконной добыче рыбы достигается различными способами. Браконьеры, действующие в прибрежной зоне, выдают себя за туристов, грибников, отдыхающих на побережье, располагают лагерь вдали от водоема, а орудия лова маскируют под различные бытовые предметы. В некоторых случаях преступники в эти времена года работают сторожами или смотрителями туристических баз, пансионатов, мест отдыха граждан, пирсы, доки и причалы которых используются ими для хранения водных транспортных средств, средств незаконной рыбной ловли.
Важнейшей ситуационной особенностью в данной сфере является явное противоречие между реальным состоянием рынка осетровых видов рыбы и официальным объемом вылова. При официальном вылове осетрового вида рыб в 350 тонн, многие торговые предприятия Москвы, и не только Москвы, имеют в продаже икру и продукцию из рыб осетровых пород. Достаточно часто указанная продукция поступает в предприятия переработки под видом конфиската. Конфискат и научный лов в настоящее время превратился в лазейку для легализации незаконно добываемой икры и рыбы осетровых пород.
Следует особо сказать о так называемом научном лове. На Дальнем Востоке выделяемые научные квоты по своим объемам сопоставимы с промышленными, а по региону Каспийского моря в различные годы квоты на научный лов осетровых превышал заявленные в 2-3 раза.
Следует особо отметить специфику рынка рыбных товаров г. Москвы и области. Он является одним из самых значительных по объему продаж и ассортименту рыбных товаров. На нем представлены отечественные рыбные товары предприятий всех регионов страны, а также широкий ассортимент импортных рыбных товаров. Следует отметить, что московский рынок рыбных товаров является и самым дорогим. Средний уровень цен как оптовых, так и розничных, значительно выше среднего уровня цен в целом по стране. Так, в оптовом звене цены превышали средние по стране примерно на 30%, розничные – на 50%, а по таким группам рыбных товаров, как рыба копченая, соленая, деликатесные товары и икра, – на 70%. Выход для производителей рыбной продукции на московский рынок является более прибыльным, чем реализация продукции в своих регионах. Именно этим объясняется концентрация в данном регионе криминогенных транспортных потоков, которые обеспечивают теневой сбыт незаконно добытых и переработанных водных биоресурсов.
Анализ материалов уголовных дел по фактам незаконной добычи водных биоресурсов показывает закономерность криминальной связи и иных регионов, например, криминальных предпринимателей, зарегистрированных в Карелии, осуществляющих незаконную добычу и переработку на Кольском полуострове (район Мурманска) и сбывающих значительную часть незаконно добытого краба в Санкт-Петербурге.
Рассматривая способ незаконной добычи рыбы в его широком смысле, следует отметить, что при подготовке к совершению преступления браконьеры, как правило: а) избирают место, время, необходимый предмет преступного посягательства; б) подбирают соучастников, договариваются о сбыте выловленной рыбы, месте встречи, маршруте движения, вступают в преступный сговор с инспекторами рыбоохраны; в) приобретают, изготавливают орудия лова; г) осуществляют подделку документов, обосновывающих наличие на борту судна определенного вида водных биоресурсов; д) проверяют техническую готовность транспортных средств, а нередко маскируют их номерные знаки; е) подготавливают иное рыболовное снаряжение (палатки, лодки, одежду, обувь, средства транспортировки, разделки добытой рыбы или краба)[193].
Приемами и способами непосредственного совершения преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов на реках и водохранилищах, каналах, согласно Типовым правилам рыболовства, являются:
– рыболовство без разрешения и без выделенной квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением видов водных биоресурсов, промысел которых осуществляется свободно в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– рыболовство с превышением объемов выделенных им квот добычи (вылова) по районам промысла и видам водных биоресурсов;
– добыча (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для промысла районах; чаще всего такое нарушение в Баренцевом море и в Дальневосточном регионе характерно для незаконного промысла и переработки камчатского краба и краба-стригуна опилио;
– добыча (вылов) водных биоресурсов в объемах квот, превышающих объемы, указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов;
– добыча (вылов) водных биоресурсов с применением взрывчатых, токсичных и наркотических средств, колющих орудий лова, огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) водных млекопитающих), а также других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий лова;
– прием (сдачу) на борт промыслового судна уловы водных биоресурсов (либо продукцию из них) одного вида под названием других видов или без указания видового состава, прием (сдачу) уловов без взвешивания или иных форм учета[194]; применительно к конкретным уголовным делам это может выражаться в приемке на борт добытой и переработанной рыбы, краба и их незаконная транспортировка за пределы исключительной экономической зоны Российской Федерации без соответствующего разрешения, дающего право на приемку, транспортировку и хранение водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.
– добыча (вылов) водных биоресурсов на зимовальных ямах, на судоходных фарватерах, у плотин, шлюзов на расстоянии ближе 500 м, у сбросовых коллекторов в радиусе менее 500 м, в местах нереста или на миграционных путях к ним;
– добыча (вылов) водных биоресурсов гоном, способом багрения, при помощи бряцал и ботания (это требование не относится к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, которым разрешается применение традиционных орудий и способов лова, запрещенных для всех других пользователей);
– ведение учета и представление сведений о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий лова, сроков, видов использования и способов добычи (вылова);
– прием на борт промысловых судов и других транспортных средств, а также на места обработки сырья водных биоресурсов, не учтенных в промысловых документах;
– занятие подводной охотой во время нерестового периода, в местах массового и организованного отдыха граждан, а также применение средств подводной охоты с берега, с борта плавучих средств и «взабродку»; охоту с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов.
Типовые правила рыболовства также запрещают: а) устанавливать орудия лова с перекрытием более 2/3 ширины русла реки, ручья или протоки, причем свободная часть должна приходиться на наиболее глубокую часть русла (запрещается также одновременный или поочередный замет неводов с противоположных берегов «в замок»); ставные орудия лова в шахматном порядке; б) применять орудия лова, имеющие размер (шаг) ячеи, не соответствующий требуемому.
К незаконным орудиям и способам лова также следует отнести: любые сетные отцеживающие и объячеивающие орудия лова (сети, бредни, волокуши, «телевизоры», «косынки», самовольно-крючковые снасти, переметы и т. д.); применение запруд, перегородок; лов рыбы и раков ночью на свет и др.
Кроме того, следует учесть, что для каждого рыбохозяйственного бассейна (в соответствии с Типовыми правилами рыболовства) разра-батываются свои, которые могут иметь определенную специфику, включая правила рыболовства, сроки вылова (добычи) и т. п.
Приемы и способы совершения преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов на озерах, водохранилищах, в общих чертах совпадают с изложенными выше, за исключением некоторых, например, перекрытие более 2/3 ширины русла реки или протоки, применение ставных орудий лова в шахматном порядке и др. Наряду с этим для отдельно указанных водных объектов могут устанавливаться виды промысловых водных животных и водных растений, а также виды, запрещенные для вылова (добычи), и др.
К приемам и способам совершения преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов во внутренних морских водах, могут быть отнесены рассмотренные выше за некоторым исключением, а также другие, совершенные в нарушение Типовых правил рыболовства, а именно:
– добыча (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца;
– любительский и спортивный вылов (добыча) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках без согласования с их пользователями, осуществляющими промысел на данных участках в соответствии с выданными разрешениями на добычу (вылов) и заключенными договорами на пользование рыбопромысловым участком;
– ведение учета и представление сведений о добыче (вылове) водных биоресурсов без указания района промысла или с указанием неверного наименования района промысла;
– наличие на судне в рабочем состоянии орудий лова, применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено.
В случае вылова запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения допустимого прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении, они должны независимо от состояния выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями. При этом пользователь обязан: а) сменить позицию лова (трасса следующего траления либо позиция следующего замета, постановки орудий лова должна отстоять не менее чем на 5 миль от любой точки предыдущего траления, замета, постановки); б) прекратить добычу (вылов) водных биоресурсов на данном рыбопромысловом участке и снять орудия лова; в) отразить свои действия в судовых документах и направить информацию об этом в орган рыбоохраны, выдавший разрешение.
Правилами рыболовства также запрещается производить добычу (вылов) акклиматизированных видов водных биоресурсов. Попавшие в орудия лова такие объекты должны немедленно в живом виде выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями, а факт их поимки должен регистрироваться в промысловом журнале. Запрещено производить добычу (вылов) водных биоресурсов в малоисследованных и во временно не имеющих промыслового значения районах, за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Это может быть сделано в объемах, необходимых для проведения научных исследований в соответствии с планом ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов.
Описанные выше приемы и способы совершения преступлений могут использоваться также, за некоторым исключением, в территориальном море и прибрежной зоне Российской Федерации. Здесь совершаются преступления, связанные с добычей (выловом) и промыслом водных биоресурсов на расстоянии менее 0,5 морской мили от морских границ особо охраняемых природных территорий и акваторий; незаконной добычей котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море. Наряду с этим к ним могут быть отнесены и другие, совершенные в нарушение правил промысла и использования отдельных видов водных биоресурсов, обитающих в территориальном море.
Особенностью совершения преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов на территории заповедника или заказника, является то, что на территории государственного природного заповедника или заказника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника или заказника и режиму особой охраны их территорий, установленных в положении о данных государственных природных заповедниках или заказниках[195].
Для преступлений, связанных с незаконной добычей рыбы, способ сокрытия можно понимать как сокрытие конкретных действий, так и сокрытие замысла. Под сокрытием замысла понимаются действия, скрывающие истинный механизм преступления (маскировка под отдых у воды, рыбалка разрешенными орудиями лова, сбор грибов и т. п.).
Сокрытие конкретных действий может достигаться: а) маскировкой установленных орудий лова (камышом, водорослями) и транспортных плавающих средств (соответствующая окраска, отсутствие регистрационных бортовых номеров), сокрытием следов лова на берегу, расположение лагеря (стана) на расстоянии от водоема; в) действиями в условиях ограниченной видимости (туман, темное время суток); г) установкой наблюдательных постов с использованием радиосвязи, световых и звуковых сигналов, использованием специальных сигналов для предупреждения об опасности (появление инспектора рыбнадзора и проч.); д) использованием замаскированных под бытовые предметы орудий лова (электроудочка маскируется под радиоаппаратуру, острога – под телескопическую удочку)[196].
Например, применительно к сокрытию следов преступной деятельности можно выделить следующие действия капитана и членов команды судна, которое осуществляло незаконный промысел или транспортировку краба в ИЭЗ России:
– при подходе пограничного катера члены команды забивают досками штатное место для установки хребтино-выборочного комплекса «УШИДО», при помощи которого производится выборка крабового порядка;
– для сокрытия перегруза, сокрытия незаконного промысла краба в ИЭЗ России, государственному инспектору береговой охраны предоставляют заранее подготовленные погрузочные документы подтверждающие перегруз, который якобы имел место в исключительной экономической зоне Японии;
– в судовой журнал вносятся данные с географическими координатами перегруза краба в Японских водах;
– при подходе пограничного корабля скрываются все подготовленные для прибытия в иностранный порт документы, в том числе, грузовые таможенные декларации, государственному инспектору береговой охраны предъявляются только документы на якобы перегруженного в Японских водах живого краба[197].
Как правило, данные преступления совершаются с применением самоходного транспортного плавающего средства. Так, в ходе реализации поступившей оперативной информации установлено, что в период с 30 мая 2010 г. по 3 июня 2010 г. капитан ТР «Флинт» Жингель М. А. осуществил без соответствующего разрешения добычу (вылов), хранение, транспортировку и в нарушение таможенного законодательства Российской Федерации незаконное перемещение через государственную границу РФ краба камчатского в количестве 70 тонн и краба стригуна опилио в количестве 4 тонн. Ущерб водным биологическим ресурсам РФ в результате браконьерства составил более 18 млн рублей, сумма перемещаемых товаров оценена в 20 млн рублей. По данным фактам возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 256 УК РФ, по ч. 1 ст. 322 УК РФ и по ч. 1 ст. 188 УК РФ. В ходе расследования указанные уголовные дела соединены в одно и с обвинительным заключением направлены в суд. В ноябре 2010 г. решением Петропавловск-Камчатского городского суда по всем составам Жингель М. А. признан виновным и приговорен к 2,5 годам лишения свободы условно. Браконьеры могут использовать взрывчатые и химические вещества, электроток, либо иные способы массового истребления указанных водных животных и растений; в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях.
В сфере оборота водных биоресурсов можно выделить так называемое промышленное браконьерство, совершаемое в целях получения незаконного дохода от реализации продукции незаконного промысла. Оно характеризуется значительной степенью негативного воздействия на окружающую среду. Ущерб исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей. При промышленном браконьерстве в преступную деятельность вовлекается широкий круг лиц, связанный хорошо оплачиваемой круговой порукой, в том числе должностные лица контролирующих органов. Вследствие введения в легальный оборот значительных объемов денежных средств подрываются экономические интересы государства на внешнем и внутреннем рынках, а также основы социальной направленности развития предпринимательства. Преступниками разработана целая система предупреждения об опасности при появлении инспектора рыбнадзора, сотрудников правоохранительных органов, задействованных в рейдовых мероприятиях. При сокрытии преступлений рыбные браконьеры задействуют радиосвязь, звуковые сигналы и прочие уловки, в том числе указанные выше.
В данной сфере совершаются и иные действия криминального характера, в частности незаконное хранение рыбы осетровых видов, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья, а также незаконное приобретение и перевозка икры рыб осетровых видов браконьерского происхождения. Встречаются случаи рейдерских захватов в отношении рыбопромышленных предприятий. Также имеют место случаи взятки за право получения контрактов по реализации рыбопродуктов.
Направлениями взяточничества и злоупотреблений по службе в данной сфере являются, например, оказание услуг по согласованию проекта нормативов предельно-допустимых выбросов и выдачи санитарно-эпидемиологи-ческого заключения рыбоперерабатывающим предприятиям. В Республике Карелия возбужден ряд уголовных дел по ст. 178, 285, 286 УК РФ по фактам ограничения допуска участников экономической деятельности в сфере форелеводства, в том числе путем непроведения конкурсов.
Например, руководитель министерства сельского хозяйства Республики Карелия и заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия осуществили ограничение конкуренции в отношении ООО «Рокфор», превысили свои должностные полномочия при распределении участков озер под разведение форели при перечислении субсидирований рыбоводческим хозяйствам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|