Во внешнеэкономической сфере
Значимость эффективной борьбы во внешнеэкономической сфере с незаконными операциями по ввозу и вывозу товаров через таможенную границу Российской Федерации, уклонением от уплаты таможенных платежей под видом осуществления экспортно-импортных и финансовых операций трудно переоценить. Сейчас стал очевидным наступательный характер такой преступности, а правоохранительные органы не готовы противостоять ей. Рассматриваемая проблема напрямую связана с экономической безопасностью страны.
Выявить таможенные преступления можно, во-первых, прослеживая ее путь, а во-вторых, следуя по следам контрабандных денег, которые преступники вынуждены отмывать для того, чтобы использовать в своих личных целях или вновь пустить в преступный оборот.
Эта преступная деятельность по методам совершения давно уже далека от примитивизма, свойственного советскому периоду. В общем виде структура преступной деятельности может быть представлена в таком виде (См. схему 1.):
Схема 1
Личность субъекта преступной деятельности – важнейший признак характеристики преступлений. Для изучения причин индивидуального преступного поведения большое значение имеет знание таких типологических особенностей личности преступника, как возраст, характер, наличие преступного опыта, профессиональных навыков, а также знание круга лиц, среди которых вероятнее всего может оказаться преступник.
Эти сведения имеют криминалистическое значение, так как индивидуальные особенности субъекта проявляются в способе, отражаются и влияют на механизм события. Поэтому учет профессиональных качеств, его неформального статуса играют важную роль в процессе анализа информации и планирования расследования.
Информацию об особенностях субъекта можно получить из материалов его личного дела, по результатам анализа обстановки, исходя из предмета контрабанды, из свидетельских показаний, путем изучения документальных и иных источников. Очень важно выяснить психологическую характеристику субъекта. Эта работа позволит сделать научно обоснованное предположение круге лиц, среди которых целесообразно искать преступника, а также точнее определить способ его установления и изобличения.
В субъектном блоке наиболее отчетливо выделяются как индивидуально-личностные, так и социологические черты субъекта преступной деятельности – индивида, группы, организации, сообщества.
Изучение особенностей личности преступников, занимающихся конт-рабандой, показало, что наиболее значительную и стабильную часть составляют мужчины (75%). Однако по ряду конкретных фактов контрабанды удельный вес женщин достигает 25%. Из них граждане России – 60%; иностранные граждане – 40%.
Возрастной состав распределился по двум относительно равным группам: молодежная (18–29 лет) составляет 25,4–30%, остальные рассредоточились по другим возрастным категориям (от 30 лет и старше) и составили 74,3%.
Такое соотношение находит объективное объяснение в том, что в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности молодежь устремилась в эту прибыльную форму бизнеса и смешалась с более зрелыми руководителями хозяйствующих субъектов.
Об интеллектуальном уровне субъекта позволяет судить характер совершенных ими преступлений. Сложность преступлений, умение этих лиц рассчитывать и предвидеть все детали осуществляемых действий, установление и поддержание необходимых связей как в правоохранительных органах, так и в криминальной среде свидетельствуют о высоком интеллектуальном уровне.
В числе лиц, совершивших контрабандные действия, лица с высшим и незаконченным высшим образованием составили 32%, с общим и средним специальным 58,5%, а имеющих неполное среднее образование составили 9,5%. Из них:
– физические лица, пересекающие границу – 64%;
– юридические лица-субъекты внешнеэкономической деятельности – 31,8%;
– должностные лица – 4,2%;
Из группы физических лиц:
а) имеющие постоянную или временную работу – 51,2%, в том числе:
– в коммерческих структурах – 7,6%;
– в акционированных госпредприятиях – 32,3%;
– служащие органов власти – 3,5%;
– учащиеся – 0,3%;
– выполняющие договорные обязательства – 1,3%;
б) нигде не работающие и не учащиеся – 55,3%.
В основном обследованные правонарушители не имели прежнего опыта криминального поведения и не были судимы (8,3%).
Социальное положение самое разнообразное. Это могут быть и бизнесмены, члены различных делегаций, сотрудники транспортных организаций специализирующихся на международных перевозках, военнослужащие, иностранные граждане. Значительную часть преступлений совершают члены организованных преступных групп.
Анализ практики борьбы с незаконными операциями по ввозу или вывозу через таможенную границу любых видов товаров и транспортных средств представляет собой многоэпизодное действие с привлечением на каждом этапе различных соучастников. Поэтому лица, занимающиеся данным видом преступной деятельности в течение определенного периода времени, отличаются организованностью, а сами преступления четким распределением ролей. В операциях по перемещению товаров через границу участвуют и лица, не являющиеся сотрудниками внешнеторговых структур или государственных учреждений.
Так, по факту незаконного перемещения леса из Хабаровского края в Китайскую Народную Республику (далее – КНР), структура организованной группы состояла из двух частей.
Первая часть – «верхний эшелон», который планирует операции и отмывает полученные незаконным путем деньги:
– организатор, гражданин КНР Ван Хуаминь, обеспечивающий реализацию планов и безопасность преступной организации.
Вторая часть – его знакомая, гражданка КНР Вэн Ли, непосредственно осуществляла комплекс мер по обеспечению беспрепятственной деятельности по отправке лесопродукции за границу, а именно:
– оказывала услуги в качестве переводчицы;
– поиск лиц – граждан Российской Федерации, проживающих и имеющих регистрацию на территории Российской Федерации;
– регистрация на их имя на территории Российской Федерации организации, от имени которого заключались международные договоры на отправку лесопродукции за границу (в КНР);
– закупка древесины у местных заготовителей;
– оформление документов, необходимых для декларирования и подачи в таможенные органы;
– отправка лесопродукции в КНР[179].
В 2010 году Свердловским межрайонным следственным отделом Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета при Прокуратуре РФ было расследовано уголовное дело, возбужденное по ч. 4 ст. 188 УК РФ по факту незаконного ввоза партии импортных автомашин из США в г. Нижний Тагил Свердловской области, совершенного организованной группой. В ходе расследования уголовного дела было установлено, что экономико-криминальная схема сводилась к следующему:
Марьин С. А., являясь индивидуальным предпринимателем, собственником автосалона «Мажор», действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью совершения нескольких преступлений – контрабандных действий, связанных с перемещением в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации партий транспортных средств с обманным использованием документов, сопряженных с недостоверным декларированием, достоверно зная процедуру таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в коммерческих целях, в общем порядке, то есть с подачей грузовой таможенной декларации, в соответствии с которым он обязан предоставить для таможенного оформления необходимый пакет документов, в который входит внешнеэкономический контракт, документы о регистрации участника внешнеэкономической деятельности и паспорт сделки, с целью введения в заблуждение таможенного органа и уменьшения таможенных платежей решил производить таможенное оформление транспортных средств иностранного производства, ввезенных из Соединенных Штатов Америки, не в общем, а в упрощенном порядке, на подставные физические лица, якобы для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд, в нарушение ст. 163 и 164 ТК РФ, с целью дальнейшей продажи автомобилей и извлечения прибыли объединил устойчивую организованную преступную группу лиц, в состав которой вошел его знакомый Андрейцев Н. М., а также сотрудник Нижнетагильского таможенного поста Нижнетагильской таможни Баранов С. А., распределив между ее членами следующие роли:
1) Марьин С. А. осуществлял общее руководство преступной группой: договорился со своим знакомым Корниловым А. Е., проживающим в Соединенных Штатах Америки и являющимся президентом компании «Segal International Trading», деятельность которой связана в том числе с экспортом автотранспортных средств, о поставке партий автомобилей импортного производства в г. Нижний Тагил Свердловской области; принимал контейнеры с партиями автомобилей на контейнерной площадке ст. «Нижний Тагил» Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», получая документы на автомобили; организовывал подделку коммерческих инвойсов на имена подставных лиц; планировал мероприятия, направленные на реализацию ввезенных транспортных средств;
2) Андрейцев Н. М. подыскивал подставных лиц, на имена которых производилось таможенное оформление транспортных средств; занимался вопросами таможенного оформления автомобилей; совместно с Марьиным С. А. организовывал мероприятия, направленные на реализацию ввезенных транспортных средств;
3) Баранов С. А., являясь главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур Нижнетагильского таможенного поста Нижнетагильской таможни, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, незаконно производил оформление таможенных расписок на имена подставных лиц, внося в них заведомо ложные сведения о фактических плательщиках, хотя фактически к нему обращался и оплачивал таможенные расписки Андрейцев Н. М., которому Баранов С. А. незаконно выдавал указанные таможенные расписки[180].
К иным ситуационным особенностям, которые могут определять выбор способа совершения преступлений в данной сфере, наиболее значимыми являются:
– параметры места совершения преступления;
– конкретный участок работы таможенника;
– характеристика отдельных положений таможенного законодательства;
– предмет (объект) посягательства.
В связи с этим криминалистически значимыми являются следующие данные:
Таможенный орган, в связи с деятельностью которого совершено преступление, включая пределы его территориальной компетенции, профиль работы (пограничный или внутренний таможенный пост, акцизный пост, таможенная лаборатория и т. п.), основные цели и задачи, организационная и штатная структура, функциональная схема и схема документооборота. Особенно важное значение имеет деление таможенных органов на пограничные и внутренние.
Для значительной части преступлений свойственно их совершение в сфере деятельности как минимум двух таможенных органов. Так, к примеру, в случае подготовки недостоверного декларирования во внутренней таможне товара, ввезенного железнодорожным транспортом, для оформления его по более выгодному коду ТН ВЭД при ввозе на пограничной таможне совершается подлог документов контроля доставки. Подлог совершается за взятку должностным лицом пограничной таможни. Вместо действительных товаров в документах указываются другие, облагаемые меньшими ставками таможенных платежей. По прибытии товара в пункт назначения сотрудник внутренней таможни, осуществляющий таможенный досмотр, за взятку умышленно не выявляет недостоверность декларирования и составляет подложный акт досмотра.
Конкретный участок работы, в рамках которого совершается преступление (подразделение таможенного органа, сфера таможенного дела, этап таможенного оформления или контроля и т. п.). При этом преступлением могут затрагиваться несколько этапов таможенного оформления, на каждом из которых совершаются нарушения таможенного законодательства, служебных инструкций и т. п.
Так, таможенники по предварительному сговору между собой, с целью снижения суммы подлежащих уплате таможенных платежей для отдельной организации или предпринимателя, могут поэтапно организовать:
1) применение ложного кода ТН ВЭД;
2) занижение таможенной стоимости товара;
3) занижение ставки начисления таможенных платежей;
4) при проведении таможенного досмотра в акте будет занижен объем (количество) товара.
На выбор товаров, являющихся предметом таможенных преступлений, влияют конъюнктура мирового и отечественного рынков, действующие меры тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли и другие.
Чаще всего в практике предметом преступления являются таможенные платежи.
Другими предметами экономической контрабанды наиболее часто выступали следующие товары:
– топливно-энергетические ресурсы;
– сырьевые товары;
– природные ресурсы и морепродукты;
– драгоценные металлы и драгоценные камни;
– транспортные средства;
– валюта;
– медикаменты, лекарства;
– цветные металлы;
– культурные ценности и предметы интеллектуальной собственности;
– бытовая техника, мебель;
– табачные изделия;
– продукты питания;
– алкогольные напитки;
– аудио-, видеотехника, сотовые телефоны;
– одежда, обувь;
– сельскохозяйственная техника[181].
Следы преступлений во внешнеэкономической сфере – это последствия или всей преступной деятельности (изменение уровня обеспеченности), или отдельных действий (отсутствие товаров, указанных в инвентариза-ционной ведомости), или отдельных движений (оттиски поддельных печатей или штампов на накладной).
Известно, что следы могут быть двух видов: материальные и идеальные.
Кроме того, все следовые картины следует условно разделить на:
– общие, присущие широкому спектру анализируемых преступлений;
– частные, присущие конкретным способам преступной деятельности.
К общим следовым картинам относятся:
1) крайне низкие розничные цены ввезенных на территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств (далее – товаров) в регионе по сравнению с другими, соседними регионами, мировыми ценами, ценами официальных дилеров;
2) низкие, «демпинговые» цены на эти товары у отдельных участников (внешнеэкономической деятельности) региона;
3) явное несоответствие объемов оформляемых в установленном законом порядке товаров в таможенных органах их количеству на рынке, объему их перевозок предприятиями-перевозчиками (железной дорогой, авиапредприятиями и др.);
4) неоправданно большой приток в регион товаров из близлежащих регионов, специально перемещаемых исключительно с целью их таможенного оформления;
5) отсутствие динамики снижения объемов внешнеэкономических сделок со стороны тех или иных участников ВЭД региона, несмотря на введение более жестких условий таможенного оформления (повышение ставок таможенных платежей, введение лицензирования, квотирования, сертифицирования отдельных товаров и т. п.).
К данным, полученным на основе анализа информации оперативно-розыскного характера, относятся:
1. Данные о формировании в регионе «черного рынка» поддельных документов, штампов, печатей, бланков, их изготовлении, размножении за определенную, иногда фиксированную плату. Такими поддельными документами, в том числе и строгой отчетности, могут быть:
– грузовые таможенные декларации (ГТД);
– таможенные удостоверения;
– уведомления о прибытии груза в таможенный орган;
– фиктивные подтверждения о таможенном оформлении;
– счета-справки;
– гербовые печати таможенных органов;
– личные номерные печати (ЛНП) таможенников;
– штампы выпуска и др.;
– имеющиеся данные о «расценках» на изготовление и использование этих документов и т. п.;
– данные о наличии «твердых расценок» на те или иные «услуги» со стороны должностных лиц таможенных органов, то есть устоявшиеся в преступной практике размеры взяток.
2. Данные о регионах, где преступления такого рода распространены и приобрели организованные формы.
3. Данные о поступающих запросах, ориентировках из таможенных и других правоохранительных органов других регионов о массовых случаях подделки вышеперечисленных средств таможенной идентификации на товары, оформление которых в таможенном отношении производилось либо должно было производиться в данном регионе.
4. Данные о привилегированном положении отдельных участников ВЭД региона при таможенном оформлении перемещаемых товаров.
5. Данные о жесткой конкурентной борьбе между участниками ВЭД в этой сфере торгового оборота.
6. Данные об активизации организованных преступных групп в определенной сфере ВЭД, о проявляемом ими интересе к каким-либо внешнеэкономическим сделкам, оформляемым в таможенном органе, об их участии в оформлении и дальнейшем сбыте данных товаров.
К числу материальных следов-отображений можно отнести: следы рук, ног, транспортных средств, зубов на сигаретах, оставленные преступниками на месте совершения преступления, следы перебивания номеров на различных агрегатах, следы вскрытия пломб и их повторного навешивания, а также на различных запирающих устройствах, следы поддельных оттисков печатей и штампов на различных документах, записи телефонных и иных переговоров членов преступной группы, а также информацию, отраженную на электронных носителях.
К следам-предметам можно отнести все перемещаемые контрабандным путем предметы, включая: товары, драгоценные металлы, драгоценные камни, предметы антиквариата, обнаруженный тайник, средства упаковки, воздушные, морские, речные суда, железнодорожные вагоны, бункеры и платформы, автотранспорт, контейнеры, не сопровождаемый багаж, ручную кладь и багаж, одежду, обувь правонарушителей, их тело, международные почтовые отправления, пломбы, пломбираторы, запирающие устройства и т. д. В эту же группу следов входят документы (если они служили средством совершения контрабанды, несут на себе признаки противоправной деятельности или имеют признаки полной или частичной подделки) транспортные, торговые, таможенные, учредительные или иные; валюта и ценные бумаги, удостоверяющие личность предъявителя. Применительно к следам-веществам возникают следы пота правонарушителей, их волосы, все перемещаемые через таможенную границу контрабандным путем вещества.
Однако практика показывает, что истинный владелец контрабандного груза, а, следовательно, и один из организаторов схемы контрабанды, в большинстве случаев не имеет непосредственного контакта с товаром. Как правило, непосредственно с товаром контактирует только грузчик. Поэтому установление принадлежности оставленных следов конкретному лицу не является доказательством умысла на совершение контрабанды.
Среди идеальных следов, то есть следов нематериального характера следует выделить мысленный образ контрабандиста, запечатленный в памяти свидетеля, его манеру одеваться, говорить, употреблять определенные слова и т. д.
Все названные следы преступной деятельности можно также разделить на две группы:
– изменения в состоянии субъектов преступной деятельности;
– изменения в предметах, орудиях, вещах и состоянии документов.
Рассмотрим, какая информация содержится в этих следах, и каким образом она может помочь в раскрытии и расследовании преступлений во внешнеэкономической сфере.
Первая группа – следы, влекущие изменения в состоянии субъектов преступной деятельности.
1. Организатор и помощники преступной группы. Эти субъекты обладают фактически полной информацией о деятельности всех членов преступной группы контрабандистов. Задача оперативного работника и следователя – преодолеть их противодействие и получить интересующую информацию.
2. Лица, осведомленные по роду своей деятельности о совершаемых незаконных операциях при оформлении внешнеэкономических сделок (поставщики, посредники, охранники, кладовщики, представители отправителя-получателя, счетно-бухгалтерские работники, сотрудники банка, лица из числа специалистов технического персонала коммерческих структур и объектов рыночной инфраструктуры и др.), в функцию которых входит оформление, реализация, а также учет материальных ценностей и денежных средств. Они обладают информацией об указаниях организатора и его помощников, о различных обстоятельствах, связанных с контрабандой. В ходе допросов указанных лиц выясняются соучастники организованной группы, источники поступления предметов контрабанды, их количество, место хранения, а также денежные средства, вырученные от продажи.
3. Лица, способствующие совершению контрабанды (потребители, покровители – должностные лица государственных и правоохранительных органов, спонсоры и др.) Эти лица обладают информацией о руководителях и их непосредственных помощниках. Следует выяснить, какую роль они выполняли, а также услугу и содействие в противодействии следствию. Как показывает практика, сделать это достаточно сложно.
4. Лица, занимающиеся оформлением таможенных и товарно-сопрово-дительных документов при перемещении товара через границу, либо обслуживающие предпринимателей или отдельных лиц, либо оказывающие им отдельные услуги, либо наблюдавшие те или иные криминальные, хозяйственные, транспортные или иные операции, но не участвующие в преступлении. К ним относятся непосредственно исполнители работ (услуг) по хозяйственной и иной деятельности (работники транспортных организаций, перевозчики товара, водители, проводники транспорта, кассиры вокзалов, представители отправителя-получателя, рабочие складов, сотрудники таможни и таможенных постов).
Они располагают информацией о том, какие виды работ (услуг) выполнялись, какой груз, на каком транспорте и какие лица перевозили, в каком объеме, по чьему указанию и в каком размере оплачивалась или нет оказанная ими услуга, где хранился, какие документы оформлялись и какие предоставлялись сотрудникам таможни.
5. Лица, осведомленные о характере вывозимого товара, сырья, продукции. Это работники Торгово-промышленной палаты, Росэкспертизы, подразделений внешнеэкономических структур или сотрудники, занимающиеся по своим служебным обязанностям вопросами, связанными с внешнеэкономической деятельностью (ФСБ, ЦНБ Интерпола, МВД стран СНГ и др.). Они могут дать соответствующую информацию о товаре, сырье, продукции, их цене, издержках, порядке оформления.
6. Лица, связанные с осуществлением контроля за финансово-хозяйст-венной деятельностью (работники налоговых инспекций, ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий). Эти лица могут дать информацию о регистрации предприятий, о ходе проводимых ими проверок и их результатах в местах хранения, использования и реализации отдельных предметов контрабанды.
7. Лица, располагающие сведениями о преступной деятельности (родственники, знакомые, соседи и др.). Они могут обладать различной информацией, начиная с характеристики субъектов преступной деятельности, заканчивая способами совершения контрабанды.
Вторая группа –следы, влекущие изменения состояний орудий, предметов, вещей и документов.
1. Участки местности, жилые и служебные помещения, транспортные средства, тара и упаковка содержат информацию о местах хранения, упаковки, тайниках, способах перевозки или пересылки предметов контрабанды.
2. Неучтенная продукция, сырье, полуфабрикаты, готовая продукциясодержат информацию о имеющим место товарообороте при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
3. Специальная бумага, бланки, красители и прочее содержат информацию о возможных способах материального подлога различных документов.
4. Ценности, денежные средства, нажитые преступным путем, косвенно свидетельствуют о размерах доходов контрабандистов.
5. Документы содержат информацию о проведенных операциях, об искаженных данных, о наличии и движении основных и дополнительных средств, предметов, о порядке перемещения товаров через таможенную границу и возможных выявленных нарушениях. Их условно можно разделить на две категории:
– внутренние, отражающие операции по перемещению товаров через границу;
– внешние, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.
К внутренним источникам информации можно отнести: договоры, конт-ракты по экспортно-импортным операциям и бартерным сделкам, грузовые таможенные декларации и иные товаросопроводительные документы, сертификат качества, учредительные документы фирм, платежные документы и банковские проводки, акты осмотра перемещаемого через границу груза, протоколы различных нарушений таможенных правил и т. п.
Внешние носители информации: лицензии на право вывоза сырья, нормативные документы, регламентирующие порядок перемещения товарных и денежных потоков через границу, приказы, инструкции, правила, положения и т. п.
6. Материальные носители оперативного (чернового) учета: тетради, журналы, записные книжки, ежедневники, магнитные и электронные носители информации и пр. Содержат информацию о фактических операциях, связях членов преступной группы, доходах, источниках приобретения предметов контрабанды и их реализации.
При выявлении и раскрытии таможенных преступлений важное место в организации работы по информационному обеспечению приобретают знания о местонахождении тех или иных носителей информации. Эти источники могут находиться:
– в органах, занимающихся регистрацией коммерческих структур, выдачей лицензий, ведающих вопросами контроля за различными сферами деятельности;
– на объектах, осуществляющих сервисные и посреднические услуги различным субъектам внешнеэкономической деятельности, на товарно-сырьевых и фондовых биржах, в крупных брокерских конторах и торговых домах;
– в банковских учреждениях, особенно расчетно-кассовых центрах, управлениях валютных операций, кредитных отделах, в страховых и аудиторских фирмах, налоговых подразделениях и др.;
– на объектах и в местах, где наиболее часто могут совершаться противоправные сделки с коррумпированными должностными лицами органов власти и управления (престижные рестораны, бары, казино, оздоровительные центры, презентации, аукционы и т. д.).
Характерно, что все подобные данные (следовые картины), как правило, имеются в распоряжении оперативно-розыскных подразделений регионов, в особенности органов ФСБ и МВД. Однако они не реализуются, в частности по причине отсутствия криминалистических характеристик, методик выявления и расследования преступлений этой категории, отсутствия практических разработок о тактических операциях, из-за недостатков межведомственного взаимодействия и т. п.
Важным элементом криминалистической характеристики преступной деятельности во внешнеэкономической сфере является способ его совершения.
Контрабанда зависит прежде всего от способа перемещения товаров, а не от наличия у лица, перемещающего товары, права на перемещение.
Для того чтобы в действиях лиц, перемещающих недекларированные товары через таможенную границу России, были усмотрены признаки конт-рабанды, требуется, чтобы последние письменно (в декларации) или устно на поставленный им должностными лицами таможенного органа вопрос о наличии у них такого товара дали отрицательный ответ.
В свою очередь, действующее таможенное законодательство определяет, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности, то есть проверке подвергается не 100% физических лиц или товаров и грузов. Таким образом, даже если лицо не подвергалось таможенному контролю, но фактически перевозило контрабанду, состав преступления будет присутствовать.
Наиболее сложен механизм преступной деятельности с участием должностных лиц таможенных органов.
Рассмотрим способ перемещения товаров и транспортных средств конт-рабандным путем при соучастии должностного лица таможенного органа в сочетании с частными следовыми картинами их совершения, а также закономерные связи между элементами и параметрами криминалистической характеристики.
Данный способ осуществляется путем разрешения таможенником пограничного таможенного органа незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу без досмотра, иногда с составлением подложных товаросопроводительных документов, или без таковых. Чаще применялся в отношении объектов перемещения, указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ[182], реже – в отношении объектов перемещения, которые в соответствии с таможенным законодательством облагаются высокими ставками таможенных платежей, а также товаров, подлежащих сертификации, нетарифному регулированию, таких как винно-водочные изделия, ГСМ и др.
Имеющиеся следы:
– наличие в папке организации (хранящейся в таможенном органе) подложных ГТД и других документов, необходимых для таможенных целей, этих же документов на руках контрабандистов;
– данные о перемещении товаров и транспортных средств в документах органов пограничного, санитарного контроля;
– свидетельства очевидцев – пограничников, работников транспорта, граждан, пересекающих границу в данное время и в данном месте;
– сведения, получаемые от конкурентов организации, где работают контрабандисты и др.
Закономерные связи элементов и параметров. Если налицо признаки контрабандного перемещения организацией крупной партии товара с уклонением от уплаты значительных сумм таможенных платежей, то наиболее вероятно, что контрабанда совершена в соучастии с таможенником (таможенниками). При этом как минимум один соучастник – должностное лицо пограничного таможенного органа (специалист или руководитель низшего звена), вероятнее всего, работник отдела ОТО и ТК, менее вероятно – других подразделений пограничного таможенного органа. Если установлен факт соучастия таможенника, то наиболее вероятно, что преступление совершено по мотиву получения взятки или по мотиву иной корыстной заинтересованности, например, угощение в ресторане, предоставление денег взаймы и т. п.
Если получена взятка, то наиболее вероятно, что в российской валюте и сопровождалась вымогательством, менее вероятно – в иностранной. Если таможенник – молодой специалист, эпизод взяточничества единичный, то размер взятки, вероятно, был небольшой. Однозначно взяточник знал примерную сумму не оплаченных контрабандистами платежей, и сумма взятки вряд ли превышала половину этой суммы.
Если имеются признаки двух и более эпизодов таможенных преступлений и получения взяток, то наиболее вероятно, что таможенник действует в составе организованной коррумпированной преступной группы, имеет поддержку и прикрытие в руководстве таможенного органа, широкие связи в среде недобросовестных предпринимателей, материально обеспечен[183], может организовать активное противодействие расследованию и т. д.
Если контрабанда имела место неоднократно, в больших объемах, то, вероятно, данный товар будет продаваться по демпинговой цене, возможно, нелегально (по подложным документам, без отражения по бухгалтерским проводкам и т. п.), могут быть ущемленные в своих интересах конкуренты – продавцы аналогичного товара, заинтересованные в изобличении контрабандистов и т. д.
Анализ указанных корреляционных связей является источником информации, которую необходимо учитывать при выдвижении версий, а также при проведении тактических операций при выявлении и раскрытии преступлений во внешнеэкономической сфере.
Приведенные перечни характеристик субъектов таможенных преступлений, способов его совершения и сокрытия и оставляемых при этом следов преступных действий, разумеется, нельзя признать исчерпывающими, но они, на наш взгляд, являются основополагающими и могут с успехом применяться в деятельности правоохранительных органов по пресечению и раскрытию незаконного ввоза или вывоза товаров и транспортных средств.
§ 2. Тактико-методические особенности расследования преступлений во внешнеэкономической сфере
Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, помимо наличия признаков преступления, важна полнота поступивших материалов.
Поскольку значительное количество материалов поступает от таможенных и иных правоохранительных органов, от их полноты зависит обоснованное решение вопроса о возбуждении уголовного дела.
В проверочных материалах должны содержаться примерно следующие сведения:
– наименование предприятия, коммерческой организации, где выявлено нарушение (кем, когда зарегистрировано, кто является учредителем, уставной капитал, соотношение внесенных долей учредителями), юридический адрес, номер расчетного счета и наименование банка, где он открыт, руководители коммерческой организации, распределение служебных обязанностей между ними;
– подробное описание выявленного нарушения закона с указанием нарушенных норм;
– кто допустил нарушение, установление данных этих лиц;
– акт проведенной проверки, выявившей нарушение (акт документальной ревизии, проверки, проведенной таможенной службой) с приложением необходимого документа или его копий;
– характеристика состояния бухгалтерского учета в проверяемом предприятии; выявление нарушения порядка ведения учета, составление приходных и расходных документов, как на денежные, так и товарные операции;
– объяснения лиц, причастных к выявленным нарушениям, и заключение проверяющих по ним;
– акты предыдущих проверок и сведения о принятых по ним мерах;
– выписки из нормативных актов, нарушение которых выявлено.
Готовясь к реализации полученных оперативных материалов, оперативный работник аппарата ДЭБ совместно со следователем составляет план.
Задачи данного этапа:
– сформулировать вопросы, подобрать к каждому соответствующие следственные действия, оперативно-розыскные и организационные мероприятия;
– определить последовательность их проведения;
– установить сроки и исполнителей.
Перечень вопросов, подлежащих установлению:
– имело ли место перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС[184] контрабандного товара, если да, то где, когда, каким способом, имеются ли на таможенной границе неохраняемые участки, которые можно пересечь помимо таможенного контроля;
– имело ли место уклонение от уплаты таможенных платежей и является ли данная сумма крупным или особо крупным размером;
– каковы характеристики товара: наименование, качество, происхождение, объем, код по ТН ВЭД, таможенная и рыночная стоимость и др.;
– кто переместил товар, имеются ли соучастники, в том числе за границей, какова форма вины каждого, цели и мотивы преступления;
– производилось ли таможенное оформление товара и если да, то в каком таможенном органе, какие документы составлялись и имеются, какие работники занимались оформлением и т. д.;
– имеются ли в других местах (в организации, у контрабандистов, у таможенника, у иностранного партнера) какие-либо документы на товар, его образцы и др.;
– имела ли место незаконная деятельность работника таможни и если да, то кто он, в чем выражалась незаконная деятельность, какие правовые нормы и служебные инструкции нарушены;
– какова форма вины, цели и мотивы деятельности таможенника, характеристика его личности, профессиональный и криминальный опыт, знания и навыки, осуществлял ли он досмотр или иные таможенные процедуры, если да, то при каких обстоятельствах;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|