Тактико-методические особенности расследования преступлений, связанных с коррупционными отношениями
Преступления коррупционной направленности всегда относились специалистами к категории сложных уголовно-правовых составов, имеющих свою специфику, свои доказательственные особенности. Получение необходимой информации о фактах подготовки или совершений таких преступлений и их фиксация требуют применения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Их своевременное обнаружение, как правило, невозможно только за счет применения уголовно-процессуальных действий. Оперативно-розыскные мероприятия по данному направлению практической деятельности правоохранительных органов должны представлять собой постоянно действующую плановую систему и носить комплексный характер.
Обнаружение и расследование данных преступлений требуют согласованных действий ввиду возможной опасности утраты доказательств. Результативность процесса обнаружения и фиксации информации об обстоятельствах совершения взяточничества или коммерческого подкупа зависит от знания сотрудниками оперативных подразделений ориентирующих признаков, свидетельствующих о данных преступлениях и составляющих их должностных нарушениях.
Особенности начала работы по данным фактам определяются характеристикой обслуживаемой линии, а также условиями получения информации о совершенном или готовящемся преступлении, ее достоверностью. Большое значение в данном случае имеет соотношение времени получения исходной информации и временных рамок фактических событий коррупционного характера, о которых сообщается в информации. Анализ такой информации позволяет прежде всего установить конкретные коммерческие, государственные и муниципальные организации или организованные группы лиц, которые могут быть вовлечены в коррупционные преступления, в связи с осуществлением вызывающих подозрение финансово-хозяйственных операций.
Ориентирующие поисковые признаки данной категории преступлений можно подразделить на несколько групп. Первую группу признаков составляют особенности личностных характеристик субъекта:
– уровень благосостояния, характер время препровождения субъекта;
– специфичность связей государственного служащего, должностного лица с представителями коммерческих структур, подчиненными и т. д.;
– необоснованное изменение уровня жизни должностных или управляющих лиц, отвечающих за принятие решений;
– наличие недекларированных доходов, недвижимости неизвестного происхождения, также оформленных на родственников;
– трудность попасть на прием к должностному лицу по причине его мнимой занятости;
– значительное волнение чиновника, служащего при общении со следователем или оперативным работником;
– специфика интуитивного восприятия должностного лица, служащего коммерческой организации субъектом расследования.
Вторая группа признаков охватывает характеристику ситуации, складывающейся в изучаемой организации:
– открывшаяся вакансия на должность и претензии в занятии данной должности у нескольких сотрудников;
– реальная возможность отстранения от должности, сокращение штата организации, признаки протекционизма в кадровой политике;
– приватные переговоры с предпринимателями-просителями;
– открыто передаваемые дорогостоящие подарки;
– неожиданная смена точки зрения на рассматриваемый вопрос;
– неожиданный интерес к работе других служб и ведомств, не входящих в непосредственную компетенцию должностного или управляющего лица (вмешательство в работу других служащих);
– отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезни;
– обособление, замкнутость при осуществлении своей деятельности;
– неглубокое изучение рассматриваемых вопросов, неадекватно быстрое принятие решения;
– необоснованное свертывание (сокращение) реализуемого проекта;
– побочная деятельность в определенной области (например, консультирование представителей фирмы-просителя);
– слухи, кулуарные разговоры среди сослуживцев, знакомых;
– информация о том, что к проверяемому лицу были обращения родственников, друзей и иных лиц с просьбой оказать помощь различными способами, в том числе и противозаконными. Подобные обращения могут быть в различных местах, как в рабочее время, так и в нерабочее. Указанная информация может поступать также из различных источников: от коллег по работе, от сослуживцев, родственников и друзей.
Третью группу образуют сведения, почерпнутые из различных документов, как результат их анализа. В ходе сопоставительного анализа отнесенных к этой группе документов, могут быть выявлены, например, такие признаки преступной деятельности:
– существенная разница между аукционной ценой здания и ценой, по которой это здание было передано коммерческой структуре;
– явная убыточность совершенной по определенной группе товаров сделки;
– ограничение круга лиц, обладающих возможностью изучения внутренних документов, например придание им грифа «Для служебного пользования»[109];
– сравнительно низкий процент по предоставленному кредиту или ссуде;
– высокая частота искажений в расчетах в пользу конкретного лица при подготовке проектов предложений для подрядов и т. п.;
– отсутствие разнообразия вариантов предложений в поступивших на рассмотрение заявлениях;
– последующее за проведением тендера снижение расчетных сумм по сравнению с первоначально заявленными;
– неоднократная победа в конкурсах одного и того же предпринимателя (организации).
Четвертую группу составляют признаки подлога в документах:
– исправление дат, подчистка в списках, перепечатывание отдельных страниц документов с последующей поделкой подписей и печатей[110];
– отсутствие регистрационных штампов на письмах, поступающих от органов государственной власти.
Пятую группу признаков включают в себя предметы, вещества и иные материальные объекты как следы – признаки взяточничества или коммерческого подкупа, а именно:
– переданные взяткополучателю деньги и ценные предметы;
– товарные ярлыки, чеки, этикетки от переданных взяткополучателю предметов;
– следы веществ с предмета взятки на теле или одежде взяткополучателя;
– следы пальцев рук взяткополучателя или посредника в квартире, автомашине или служебном кабинете взяткополучателя, на предмете взятки, например, выброшенном в окно при задержании;
– следы обуви, протектора автомобиля на месте встречи, слюна или следы губной помады, оставленной на брошенных окурках и т. п.
Шестую группу составляют установленные факты и обнаруженные признаки корыстных преступлений, которые являются источником происхождения средств, используемых для взятки и подкупа (факты и признаки налоговых правонарушений, нарушений в торговле, признаки хищений, мошенничества, банкротства, легализации грязных денег и иных противоправных действий, в результате совершения которых взяткодатель получает средства для подкупа).
Седьмую группу составляют признаки существования продуманной и хорошо организованной системы защиты от информационного и фактического проникновения в определенный круг субъектов, а также признаки целенаправленного создания внешней ширмы благополучия предприятия, организации, региона.
Выявление и анализ вышеуказанных признаков и документов позволяет оперативному работнику, с одной стороны, определить специфику документооборота при совершении преступления, а с другой стороны, выявить ранее не известных лиц, причастных к организации и осуществлению передачи взятки, а также ранее не известных граждан, в интересах которых действовали взяткополучатель. Также следует учитывать, что проявление в действиях должностного/управляющего лица отдельных признаков коррупционного поведения в каждом конкретном случае не может само по себе служить безусловным свидетельством факта его коррумпированности. Поэтому важнейшим направлением выявления преступлений коррупционной направленности является установление наличия определенной комбинации таких признаков, а также их определенных количественных показателей.
Ценная информация о косвенных признаках взяточничества и лицах, к ним причастных, может быть получена оперативным работником из различных источников, как гласных, так и конфиденциальных, в ходе изучения различных документов, публикаций, сообщений организаций, заявлений граждан. При этом информация о факте взяточничества может поступить в оперативные подразделения из других органов, быть получена в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий или от лиц, обратившихся в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с соответствующим заявлением.
Необходимо учитывать, что организация оперативно-поисковой работы не зависит от временных условий преступных действий, то есть являются ли эти действия совершенными в прошлом, происходящими в настоящее время, или подготавливаемыми. Во всех случаях оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены на создание предпосылок, позволяющих лицам, вовлеченным в коррупционные отношения, обратиться в правоохранительные органы, а также выявить и сохранить оставленные преступниками материальные следы, которые целесообразно зафиксировать для последующего возможного использования в качестве источников фактических данных, формирующих доказательную базу. Система мер оперативного поиска не может быть эффективной, если ее организация не учитывает особенности конкретного преступления и не носит системный, наступательный характер, позволяющий выявить оперативно-значимую информацию своевременно и в виде, позволяющем ее последующее использование, в том числе в качестве доказательной.
Тактика проверки имеющихся первичных сведений, полученных из конфиденциальных источников, включает в себя:
1. Формирование ретроспективной и прогностической модели преступной деятельности на основании имеющейся информации и профессионального опыта субъекта расследования.
2. Использование гласных и конфиденциальных мероприятий для организации проверки достоверности полученных первичной информации.
3. Обнаружение и фиксация новых исходных данных, что происходит путем:
– обращения к данным криминалистических и оперативно-справочных учетов;
– пополнения сведений об интересующих лицах, их связях, возможностях, местах пребывания, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
– проведения проверок хозяйственной деятельности предприятий, организаций и т. д.
4. Формирование в исходную информационную систему всей совокупности сведений, полученных в результате проверочных действий.
В рамках общей схемы проверочных действий могут использоваться следующие методы проверки:
1. Изучение деятельности той организации, в которой работает подозреваемый, ознакомление с кругом его обязанностей, выяснение его статуса.
2. Изучение различных документов для ознакомления с порядком их составления и прохождения через различные инстанции, изучение порядка делопроизводства в данной организации.
3. Выявление и обеспечение сохранности документов, предметов, которые использовались при совершении преступлений, имели прямое или косвенное отношение к преступным действиям и в процессе расследования могут быть признаны вещественными доказательствами.
4. Установление круга лиц, которые могли быть потенциальными потерпевшими (взяткодателями) от действий возможного взяткополучателя и попытка установления контакта с этими гражданами.
5. Изучение хранящихся в органах внутренних дел отказных материалов, прекращенных уголовных дел, возбужденных в отношении участников коррупционной схемы, изучение материалов в архиве суда.
6. Получение консультаций у специалистов – экономистов, управленцев, бухгалтеров, аудиторов и т. п.
7. Инициирование служебных проверок в отношении фигуранта и проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организации, в которой работает проверяемое лицо.
8. Получение объяснений у должностных лиц и у граждан, наведение справок.
9. Проведение осмотров, обследований помещений, территорий с использованием возможностей специальной техники, получение образцов, которые необходимы в рамках проверочных действий.
Когда в распоряжении субъекта расследования имеются лишь косвенные сведения и отсутствуют конкретные факты дачи взятки, систематического подкупа, оказания услуг должностному лицу, проверочные действия целесообразно начинать с выявления даже незначительных отклонений от порядка выполнения должностных обязанностей подозреваемым лицом. Это может выражаться в нарушении последовательности прохождения документов, задержке одних документов для ускоренного прохождения других, несоблюдении правил оформления документов, их небрежном хранении, упрощении или усложнении порядка прохождения документа, подделке документа.
Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия по документированию преступных действий взяточников и лиц, подозреваемых в коммерческом подкупе, оперативный работник акцентирует свое внимание на установлении следующих обстоятельств:
– кем, когда, за что и при каких обстоятельствах получена или передана взятка;
– какое незаконное действие совершил взяткополучатель в интересах взяткодателя;
– какое законное действие должен был осуществить взяткополучатель, но не выполнил; или выполнил в соответствии с законом и своими обязанностями;
– кто из сослуживцев взяткополучателя причастен к выполнению незаконных действий;
– наличие (отсутствие) посредника между взяткополучателем и взяткодателем;
– что было или является предметом взятки, из каких средств передана взятка;
– каковы дальнейшие намерения взяткодателя;
– наличие данных, свидетельствующих о том, что взяткополучателю вновь обещана или будет передана взятка.
С учетом специфики данного вида преступной деятельности и сложностей, возникающих в ходе расследования, документирование преступных действий взяточников целесообразно проводить по следующим направлениям:
1. Установление лиц, которые были свидетелями преступной деятельности и могут подтвердить факты дачи и получения взяток или коммерческого подкупа.
2. Выявление предметов и документов, свидетельствующих о преступной деятельности взяточников, обеспечение сохранности этих предметов и документов до возбуждения уголовного дела.
3. Фиксация конкретных преступных действий взяткополучателя, взяткодателя и посредника.
В качестве лиц, прямо не осведомленных о преступных действиях взяточников, но которые могут выступать в качестве источников доказательственной информации, носящей, как правило, косвенный характер, можно выделить:
а) непосредственных исполнителей действий, за которые взяточник получает вознаграждение, например, оформляющих, регистрирующих, выдающих документы, в которых находят отражение противоправные действия;
б) сослуживцев и родственников взяткодателя, а также других граждан, располагающих сведениями о движении использованных в качестве взятки денежных сумм и иных материальных ценностей;
в) лиц, непосредственно не связанных с преступлением, но которые, желая помочь своему знакомому, либо за определенное вознаграждение выполняют обязанности посыльного и в зависимости от схемы передачи могут фактически выступать как посредники, не до конца осознающие свою роль;
г) граждан, в силу случайного стечения обстоятельств ставших свидетелями встречи взяточников и передачи предмета взятки.
Выявлять указанных лиц следует с помощью источников конфиденциальных сведений, путем проведения оперативного опроса, а также в процессе наведения справок.
Другое важное направление оперативного документирования связано с обнаружением предметов и документов, которые свидетельствуют о преступных действиях взяточников, а также обеспечением их сохранности до возбуждения уголовного дела. Изучение указанных документов позволяет оперативному работнику понять содержание преступных действий взяточников, установить лиц, возможно причастных к деятельности, повлекшей получение (дачу) взятки, а также граждан, в интересах которых действовали взяткополучатель и посредник.
Достаточно часто преступники прибегают к шифрованным записям, всевозможным «дежурным» пометкам, условным обозначениям. Такие записи обычно выполняются в записных книжках, перекидных настенных и настольных календарях, телефонных справочниках, блокнотах, дневниках (ежедневниках), просто на клочках бумаги. Кроме того, для упаковки предмета взятки используются бумага, ткань, фольга, целлофан, части которых могут содержать следы рук, вдавленные фрагменты текста, следы отрыва и обрезки материала. В дальнейшем, за счет проведения криминалистических исследований, устанавливают причастность к преступлению лица, у которого обнаружены указанные объекты.
Для фиксации преступных действий проверяемых лиц применяется наблюдение, позволяющее закрепить с использованием фотосъемки и видеозаписи факты встречи и передачи предметов взятки, факты выполнения фигурантами определенных действий по отношению друг к другу. Результаты наблюдения используются для установления дополнительных источников информации, выявления возможных свидетелей, отыскания предметов и документов, имеющих доказательственное значение.
Задействованные в процессе наблюдения представители общественности могут быть допрошены в качестве свидетелей. Участвуя в наблюдении, они же могут дать дополнительную информацию о случайных гражданах, оказавшихся на месте передачи предмета взятки, их приметах и месте нахождения в определенный момент.
Использование в процессе оперативного документирования специальных технических средств позволяет оперативному работнику:
– получить иллюстрирующий материал о преступной деятельности проверяемых лиц;
– контролировать перемещение предмета взятки и предметов, ею обусловленных;
– фиксировать содержание вербальных контактов между преступниками;
– осуществлять оперативную связь в ходе документирования.
Проведение проверочных действий завершается либо задержанием субъектов взяточничества или коммерческого подкупа с поличным, либо «случайным» обнаружением у взяточников предметов и документов, указывающих на взятку или коммерческий подкуп.
«Случайное обнаружение» как тактический прием легализации материалов оперативной проверки применяется в тех случаях, когда задержать взяточников с поличным не представляется возможным либо нет уверенности в безусловной результативности такого задержания. Чтобы обнаружить предметы взятки или коммерческого подкупа и документы, указывающие на дачу-получение взятки, оперативный работник должен заранее знать, что надо искать, где, а также каким образом замаскировать свою инициативу по обнаружению искомого. Такие мероприятия, как правило, сопровождаются осмотром производственных, складских, служебных и жилых помещений, проведением проверок управленческой и технической документации у должностных и материально ответственных лиц.
Непосредственному обнаружению предметов и документов, свидетельствующих о преступных действиях взяточников, могут предшествовать проверка юридической регистрации и соблюдения правил торговли, санитарных норм и условий работы, техники безопасности и технологии выполнения отдельных видов работ или оказываемых услуг, законности нахождения организации в помещении, якобы арендованном у балансодержателя. В качестве предлога для обнаружения предметов и документов, свидетельствующих о взяточничестве, нередко применяются проверки соблюдения норм налогового законодательства, экологических нормативов, проверки сохранности имущества (плановые и внеплановые инвентаризации и ревизии), используются заявления, письма и жалобы граждан.
Если в ходе проведенного комплекса проверочных действий будет установлено лицо, с которого вымогается взятка, то дальнейшая деятельность должна осуществляться следующим образом:
1. Получение и документальное оформление информации о факте вымогательства взятки (работа с заявителем).
2. Организация и осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий по первичной проверке полученной информации и документированию действий лиц, причастных к преступлению.
3. Подготовка и проведение оперативно-розыскной операции (в рамках ОРМ оперативный эксперимент) по задержанию «с поличным» проверяемого должностного лица.
При этом на всех перечисленных этапах сотрудники оперативных подразделений должны в полном объеме использовать спецтехнику для выявления и сохранения информации, предметов и документов, имеющих отношение к преступлению, выявлению и фиксации действий лиц, причастных к преступлению.
В тех случаях, когда гражданин согласен подать заявление, крайне важно правильно использовать его возможности при проверке его заявления, поскольку он является важным источником получения дополнительной информации относящейся к преступлению. При первой же встрече с заявителем должен быть установлен психологический контакт. Поэтому субъект расследования должен проявлять максимум терпения и внимания, не упуская при беседе ни одной детали.
Несмотря на то, что каждое конкретное заявление имеет свои особенности, существует ряд фактов и обстоятельств, которые в обязательном порядке необходимо выяснить в процессе получения объяснения и заявления:
1. Когда, где, при каких обстоятельствах, в присутствии кого или через кого заявитель впервые познакомился с должностным лицом, повод знакомства, характер сложившихся отношений (возможность существования личных неприязненных отношений ставит под сомнение искренность заявителя), как эти отношения развивались, частота встреч, контактов по телефону, передавались ли ранее какие-либо ценности, когда, за что, при каких обстоятельствах, кто был инициатором передачи подарков, кто извещен о фактах передачи?
2. Известны ли заявителю иные лица, передававшие должностному лицу незаконные вознаграждения, за какие действия (бездействие) при каких обстоятельствах ему это стало известно, кому известно, кроме заявителя?
3. Когда, где, в какое время, при решении какого вопроса (законного или нет) и при каких обстоятельствах либо через кого должностным лицом было выдвинуто требование о передаче взятки (подробное изложение содержания состоявшегося разговора, выступал ли заявитель инициатором дачи взятки), кому известно о содержании состоявшейся беседы?
4. В чем конкретно выразилось вымогательство незаконного вознаграж-дения (описать действия должностного лица, создавшие для заявителя угрозу личным интересам или безвыходную ситуацию)?
5. Если заявитель был знаком с данным лицом ранее, необходимо уточнить: имел ли заявитель в прошлом какие-либо финансовые, деловые отношения с проверяемым лицом, нет ли долга за ним. Также важно выяснить, какими дополнительными сведениями о проверяемом располагает заявитель, например о его личностных качествах, связях, местах пребывания, приметах, инсценирующем и скрывающем поведении взяткополучателя или его посредника?
6. Что является предметом взятки и кем оговорен его вид, размер, способ упаковки, когда и где назначена очередная встреча, ее цель, время, место, способ, условия передачи, за какое конкретно действие (бездействие), через кого планируется передача?
7. Были ли угрозы в адрес заявителя в случае невыполнения выдвинутых требований, обусловленных необходимостью передачи взятки, насколько эти угрозы реальны и последствия их выполнения опасны для заявителя?
8. Какие меры заявитель уже предпринял, чтобы удовлетворить выдвинутые требования: собирал требуемую сумму, к кому обращался по этому вопросу за материальной поддержкой или советом, возможно, какая-то сумма им уже передана или выполнены частично предъявленные требования, кем, чем это может быть подтверждено?
9. Кто из сотрудников по месту работы должностного лица мог видеть, слышать и кому заявитель успел рассказать о факте вымогательства взятки, кто может подтвердить его заявление о данном факте?
10. Располагает ли заявитель сведениями о рабочем, домашнем, сотовом телефонах проверяемого, обеспечивающих возможность быстрой связи, или связь односторонняя – звонит только должностное лицо?
11. Записал ли заявитель личный разговор или переговоры по телефону с должностным лицом на магнитофон?
12. Каковы мотивы, побудившие заявителя обратиться в органы внутренних дел?
13. Согласен ли заявитель на оказание помощи сотрудникам органа внутренних дел в изобличении преступника, лично участвуя в проверке заявления?
14. Согласен ли заявитель на предоставление предмета взятки в целях изобличения преступника?
Практика раскрытия взяточничества показала, что целесообразно кроме оформления подробного протокола заявления, предложить заявителю написать собственноручно заявление о вымогательстве взятки, в котором гражданин своими словами, соблюдая свой стиль изложения, ответит на те же вопросы. При этом с согласия заявителя производится видеозапись всего процесса оформления устного заявления. Таким образом, впоследствии будет исключена возможность обвинить оперативного работника в неверном или предвзятом изложении событий, послуживших основанием для проведения комплекса мероприятий по проверке данного заявления.
Приступая к проверке заявлений, сообщений о взяточничестве, сотрудник должен исходить из того, что любая ошибка, малейшая оплошность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих обнаружение нужных документов, могут сделать последующее расследование бесперспективным или существенно его осложнить. Если до установления заявителя не проводилась проверка имеющейся информации или не велась оперативная работа в отношении конкретного фигуранта, то информация, полученная в рамках принятия заявления, требует обязательной первичной проверки в целях уточнения деталей, определения ее достоверности, получения дополнительной информации.
Проведенный нами анализ показывает, что не существует более эффективного способа борьбы с коррупцией, чем задержание преступника с поличным. При этом сотрудниками оперативных подразделений используется такое оперативно-розыскное мероприятие, как оперативный эксперимент. При проведении оперативного эксперимента в целях проверки полученного заявления гражданина по факту вымогательства взятки с целью выявления всех обстоятельств и задержания взяткополучателя оперативные работники должны тщательно подходить к организации проведения этого мероприятия и прежде всего надлежащим образом документально оформить наличие фактов, подтверждающих вымогательство незаконного вознаграждения.
Оперативно-розыскная деятельность не заканчивается на этапе принятия решения о возбуждении уголовного дела. В процессе предварительного следствия осуществляется оперативное сопровождение процесса расследования. В процессе оперативно-розыскного обеспечения расследования взяточничества или коммерческого подкупа оперативные работники должны:
– выявлять неизвестные ранее эпизоды взяточничества или коммерческого подкупа, соучастников преступной деятельности, их намерения;
– активно препятствовать выработке общей линии поведения соучастников взяточничества или коммерческого подкупа и лиц, причастных к их преступной деятельности, пытающихся помешать установлению истины по уголовному делу;
– предотвращать угрозы, подкуп и иные формы противодействия расследованию, пресекать давление на свидетелей и других лиц со стороны обвинения, в том числе следователя, эксперта, оперативных работников;
– нейтрализовать попытки утаить, фальсифицировать или уничтожить предметы и документы, имеющие доказательственное значение;
– не допускать сокрытия ценностей, нажитых преступным путем;
– пресекать попытки подозреваемых, обвиняемых во взяточничестве или коммерческом подкупе уклониться от следствия и суда.
Представление оперативными подразделениями результатов своей работы следователю осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Представление результатов оперативно-розыскной деятельность включает в себя:
– вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов органу дознания, следователю, прокурору или судье;
– вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
– оформление сопроводительных документов и фактическая передача материалов путем пересылки по почте или доставления нарочным.
Особенность построения версий по делам коррупционной направленности состоит в том, что их выдвижение становится возможным еще до возбуждения уголовного дела на основании фактических данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, содержащихся в заявлениях и сообщениях граждан о совершенном или готовящемся преступлении. Выдвинутые и разработанные на основании достоверных фактов версии дают возможность сформулировать правильные вопросы, получение ответов на которые проясняет процесс передачи взятки, уточняет характеристику и источника предмета подкупа, конкретизирует время и место передачи взятки, а также проясняет иные обстоятельства, связанные с предметом доказывания по данной категории уголовных дел.
Типичными версиями при расследовании фактов взяточничества и коммерческого подкупа являются следующие:
– передача взятки (подкупа) должностному/управляющему лицу состоялась;
– отношения, связанные с подкупом (взяткой), являются длящимися и протяженными во времени, носят систематический характер;
– имеет место оговор должностного/управляющего лица, при этом связи с криминальными структурами или факты коррупционного поведения лица не подтверждаются;
– деньги, ценности должностному/управляющему лицу, государственному служащему переданы правомерно, то есть имеют место реальные гражданско-правовые основания для передачи-получения материальных ценностей (выплата авторского гонорара, возврат долга, передача наследства и т. д.);
– причиной действий должностного/управляющего лица в отношении третьего лица была не взятка (подкуп), а иные мотивы[111];
– отдельные действия, расцениваемые как признаки коррупционного поведения (правонарушения), имеют законное происхождение (поездка осуществлена в рамках исполнения обязанностей по службе, а не в качестве незаконного вознаграждения за оказанную служебную услугу);
– имеет место совершение иного преступления, схожего по признакам с взяточничеством или коммерческим подкупом (мошенничество, вымогательство, иное хищение и т. п.);
– имело место мнимое посредничество или ошибка подкупающего, принявшего другое лицо за должностное/управляющее.
Группировка информации по блокам на стадии анализа исходных данных создает условия для выдвижения версий в рамках выделенного блока искомой или отрабатываемой информации. С точки зрения отношения к элементам механизма преступной деятельности выдвигаются версии:
– о ситуационных особенностях механизма взяточничества, о месте, времени, обстановке, в которых готовится и совершается преступление;
– о субъектах взяточничества или коммерческого подкупа, а также их связях и мотивах, которыми они руководствуются;
– о приемах и технических средствах, которые используются для передачи предмета взятки, коммерческого подкупа или реализации иной схемы постановки должностного лица в зависимость от криминальной структуры или отдельного лица;
– о возможных следах деятельности взяточников, которые: а) должны быть оставлены взяточниками, но пока не обнаружены следователем; б) могли быть оставлены исходя из имеющихся следов и всей наличной обстановки; в) могут быть, будут оставлены в будущем, например, в момент передачи взятки, о которой имеется достоверная информация.
Выдвижение типовых версий должно быть продолжено более детальным версионным анализом оперативной ситуации за счет выдвижения и проверки частных версий относительно отдельных искомых обстоятельств.
Важнейшее значение имеют версии об источнике происхождения денег, ценностей и иного имущества, используемых как средство подкупа или в качестве предмета взятки. Обычно выдвигаются следующие типичные версии относительно источника происхождения предмета взятки (подкупа):
– средства подкупа и предмет взятки получены от других лиц в качестве взяток;
– материальные и денежные средства подкупа и предмет взятки получены в результате хищений или иным незаконным образом изъяты из хозяйственного оборота;
– средства подкупа и предмет взятки получены от преступной деятельности;
– средства подкупа и предмет взятки – это неучтенные средства наличного обращения коммерческих структур;
– средства подкупа и предмет взятки заимствованы из средств криминальных структур;
– средства подкупа и предмет взятки имеют законный источник происхождения.
Выдвинутые и разработанные версии определяют последовательность и комбинацию оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, обеспечивающих получение ответов на вопросы, вытекающие из выдвинутых версий. В случае формирования исходной информации средствами оперативно-розыскной деятельности становится возможным получить о взяточниках исчерпывающую информацию. В подобных ситуациях план расследования предполагает одновременное проведение серии оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Таким планом расследования намечаются задержание и обыск у фигурантов, осмотр, выемка документов и предметов, допросы свидетелей и назначение экспертиз. Эта ситуация благоприятна для расследования, но требует значительного количества исполнителей и хорошего взаимодействия между ними.
В случае когда исходные данные формировались в ходе проведения гласных мероприятий (запросов и ревизий, получения объяснений, отбора образцов, проведения специальных исследований), то итогом такой работы является недостаточно полное знание механизма взяточничества. В связи с этим результаты проверочной работы бывают весьма незначительны. В этой ситуации составляется план, который предусматривает жесткую последовательность производства следственных действий, оперативно-ро-зыскных, организационных и иных мероприятий, которые должны проводиться во взаимосвязи. Это могут быть опрос, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений, выемка документов и предметов, осмотр рабочих помещений и изъятых объектов, обыск по месту работы и месту жительства подозреваемых лиц. Как правило, результаты предыдущего следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия служат исходной базой для последующих действий, поэтому реализация такого плана не требует большого числа исполнителей одновременно.
При планировании особое внимание обращается на следующие вопросы:
а) по каждому ли следствию версии, логическому выводу и возможному источнику информации сформулированы обстоятельства, подлежащие выяснению;
б) к каждому ли обстоятельству подобраны соответствующие следственные, организационные и оперативно-розыскные действия;
в) правильно ли определена очередность действий, соответствующие исполнители и оптимальные сроки выполнения запланированных мероприятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|