Экономической и коррупционной направленности
Понятие «качество» применительно к информации, по мнению А. И. Доронина, «определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах, явлениях и их взаимосвязях для достижения поставленных целей». Автор предлагает следующий краткий словарь:
Достоверность (корректность) информации – мера приближенности информации к первоисточнику или точность передачи информации.
Объективность информации – мера отражения информацией реальности. В оперативном плане подразумевает информацию, очищенную от искажений (системных дефектов получения и передачи, действий возможной злой воли, а также субъективных искажений психологического плана).
Достоверность источника (чистота) – степень приближенности источника к месту зарождения информации.
Порядок информации – в зависимости от количества передаточных звеньев между первоисточником и субъектом информация может быть: первого (пикового – самого высокого) порядка, второго, третьего и более низких. По мере падения высоты падает достоверность. Так, например, бизнес-план за всеми подписями и печатями, переданный лично директором предприятия в оригинале может быть информацией первого порядка. Сообщения в средствах массовой информации об этом плане – информация второго, а то и третьего или четвертого порядка в зависимости от того, сколько людей приложило к ней руки.
Полнота информации – отражает исчерпывающий характер соответствия полученных сведений целям анализа. Ощутить этот параметр весьма просто, стоит лишь вспомнить значение слов «информационная дыра».
Релевантность информации – количественная характеристика, отражающая степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации поставленной цели анализа.
Стоимость информации определяется затратами на ее получение, фиксацию на различных видах носителей, сбор, аналитическую обработку и хранение.
Актуальность (своевременность) информации – важность информации для обеспечения проекта, поступление информации в пределах того времени, когда она полезна для анализа[52].
Представляется, что качество информации появляется после обработки исходных данных. Эта обработка по своей сути направлена на концентрированное сокращение исходного объема. Все большее количество косвенных параметров выражается через все меньшее число существенных факторов. Такие превращения являются хорошим предзнаменованием, что информация не исчезает бесследно, что факторизация забирает на себя 80–90% общей дисперсии (разброса), что все основные связи заключены в немногих главных факторах.
Традиционно в исследовательских проектах фигурируют типичные сведения об использованных эмпирических данных: уголовные дела, аналитические справки, статистические сводки, отчеты и т. д. Так, В. П. Бахин пишет: «Полнота и всесторонность изучения следственной практики связаны с надлежащим выбором и использованием соответствующих источников информации о ней. К таковым относятся: а) собственно следственная деятельность, при наблюдении и целевом изучении которой возможно получение характеризующих ее данных; б) участники этой деятельности – источники информации о содержании, характере и потребностях практики; в) исследователи следственной деятельности – носители информации о собственных наблюдениях и полученных при этом данных; г) документы, отражающие непосредственные результаты и характеристики следственной деятельности; д) материалы, отражающие данные и мнения о состоянии и характере следственной деятельности ее непосредственных участников и исследователей»[53].
В последней группе источников автор имел в виду экспертные опросы и анкеты. Ярким примером анкетирования служит сборник анкет, составленный Н. С. Карповым. На 218 страницах представлены мнения «следователей Украины, России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Молдовии. Всего 3923 следователя. Они ответили на несколько сотен вопросов. В том числе и по проблемам борьбы с экономическими преступлениями.
Известный интерес вызывают некоторые результаты анкетирования. Так, на вопрос, какие причины неудовлетворительной работы правоохранительных органов являются главными, следователи отмечали два фактора: 1) «повышение уровня профессионализма преступности» – от 42% до 54% от числе опрошенных; 2) «низкий уровень профессионализма практических работников правоохранительных органов» – от 17% до 19%.
Получается, что уровень механизма преступной деятельности выше уровня «механизма расследования» в два раза.
На вопрос, следует ли изучать преступную деятельность, положительно ответили от 57% до 96%, но оказалось, что «информации по данным вопросам совсем не имеется» – от 51% до 74%. «О тактике преступной деятельности» нет никакой информации в распоряжении» – от 61% до 82%.
Выходит, что «низкий уровень профессионализма» завышен от двух до четырех крат.
На вопрос, «по каким источникам следует изучать тактику преступной деятельности», ответы («следователей России») распределились таким образом:
а) опрос практических работников – 94,3%;
б) опрос спецаппарата органов внутренних дел – 82,9%;
в) опрос различных категорий преступников – 87,7%;
г) изучение уголовных дел – 64,9%;
д) изучение оперативных материалов – 83,4%;
е) изучение зарубежных литературных источников – 94,7%;
ж) анализ литературы, выпускаемой для преступников (например, «Как вести себя на допросе») – 93,6%»[54].
Как правило, эмпирического (статистического) материала бывает недостаточно. В подобных случаях прибегают к так называемой экспертной оценке частоты встречаемости[55]. При этом целесообразно использовать методику графического шкалирования сходства объектов[56]. По сути, речь идет о переводе качественных субъективных оценок свойств изучаемого объекта в количественные параметры.
Продуктивность этой методики нахождения относительных приоритетов заключается в том, что, практически, снимается проблема субъективного сравнения большого числа факторов. Из психологии это число известно как «предел Миллера»[57]. Анкетируемый, как правило, не может обоснованно одновременно сравнивать больше семи факторов.
В данной методике сравнение всегда осуществляется по отношению к двум другим объектам. Первый объект – по отношению к условному минимуму – максимуму. Второй позиционируется на прямой относительно уже выставленной метки первого объекта по отношению к условному минимуму.
Для формирования модели «базового» механизма преступной деятельности необходимо более широкий эмпирический горизонт. Ожидать репрезентативного массива уголовных дел, например, по Интернет-мошен-ничеству, в ближайшие годы напрасно[58]. Тем более, что это мошенничество может быть классифицировано на конкретные виды:
1) онлайн-аукционы;
2) доставка товаров;
3) партнерские программы;
4) предложение несуществующих товаров и услуг;
5) «нигерийские письма»;
6) «черные невесты»;
7) использование фирм-однодневок;
8) использование технологий сотовой связи;
9) фишинг (завладение конфиденциальной информацией с целью получения финансовой выгоды)[59].
Нужно заметить, что каждый из названных видов разделяется на более конкретные подвиды, а подвид – на более детальные схемы. Так, фишинг («рыбная ловля, выуживание») разделяется еще на десять схем, а каждая схема имеет свои особенности[60].
На примере банковской сферы это может выглядеть следующим образом:
1) по объему собственных средств банк не входит в число крупных, но обороты по счетам ЛОРО-НОСТРО значительно превышают межбанковские обороты, проводимые через корреспондентский счет;
2) кредитная организация расположена в непредставительном помещении, где кроме нее расположены еще другие организации (для банка, заботящегося о своей репутации и имидже, неприемлемо размещение в «подвальном помещении строения номер...»);
3) сумма выдаваемых кредитной организации наличных денежных средств для подкрепления кассы (обменных пунктов) в несколько раз превосходит среднемесячный оборот по корреспондентскому счету (субсчету) этой кредитной организации и ее филиалов;
4) хранение на депозите (внебалансовый счет 908 «Ценные бумаги прочих эмитентов») ценных бумаг на сумму в сотни, а порой и в тысячи раз превышающую валюту баланса;
К косвенным признакам банкротства кредитной организации можно отнести появление следующих фактов:
1) устойчивая тенденция к значительному снижению оборотов по корреспондентскому счету;
2) резкое сокращение валюты баланса, либо наоборот – быстрый рост активов, которые формируются в основном за счет заемных средств;
3) затруднения с ликвидностью, когда значение экономического норматива – достаточность собственных средств – приближается к критической величине (минимально допустимое значение норматива, установленное Центральным Банком России на сегодня – 11%);
4) в структуре активов большую часть составляют средства на корреспондентском счете в Банке России либо размещенные в других кредитных организациях, особенно в инвалюте в банках-нерезидентах (справедливости ради необходимо отметить, что сам по себе этот единичный факт, без наличия других признаков, говорит, скорее всего, о «расчистке» баланса с целью дальнейшей «перекупки» банка);
5) высокие процентные ставки по сравнению с рыночным уровнем по привлеченным депозитам и вкладам;
6) постоянный значительный объем денежных средств на балансовом счете 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета»;
7) значительная доля в составе привлеченных средств остатков на депозитных счетах физических лиц и высокие расходы на выплату процентов по данным средствам от всего объема банковских расходов («зарплатная схема» и скрытые денежные излишки);
8) частые изменения в составе высшего руководства либо уход одновременно практически всей «команды» топ-менеджеров банка;
9) резкое сокращение числа филиалов кредитной организации;
10) руководство и/или главный бухгалтер коммерческого банка являются учредителями фирм, имеющих расчетные счета, открытые в других кредитных организациях;
11) в совет директоров банка входят не представители крупных учредителей/участников, а случайные лица, явно не связанные с кредитной организацией.
Во многих случаях получения тех или иных данных можно довольно легко выявить криминальную ситуацию, то есть «прочитать» следы и понять их происхождение. Представляют интерес иные ситуации, когда воспринимается нечто как след, но нет представления, каким образом он возник и каково его подлинное значение.
Бывает и так, что некоторые отображения вообще не воспринимаются как следы. Например, в сберегательных банках города существенно увеличилось число клиентов, на которых заведены счета и производятся безналичные перечисления денежных средств. Толкование этого признака может быть различным. Во-первых, эти лица могут быть подставными и получать деньги за невыполненные работы. Во-вторых, через сбербанк происходит отмывание «грязных» денег. В-третьих, таким образом вкладчики получают деньги, заработанные в сфере незаконного предпринимательства.
Приведены иллюстрации весьма грубого контраста между собственно признаками криминальной ситуации и общим фоном. Еще большие трудности возникают, когда речь идет о еще большей «многозначительности» признаков. Скажем, по данным Агентства США по Международному развитию и Ресурсного центра малого предпринимательства известно, что самый многочисленный субъект сектора малого и среднего предпринимательства по России в целом и во всех без исключения федеральных округах – это индивидуальное предпринимательство. Его доля в числе хозяйствующих субъектов варьирует от 44,5% (Центральный ФО) до 63,1% (Приволжский ФО). Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства в двух названных округах определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития региона, в то же время следует отметить, что именно в этих округах самые низкие денежные доходы населения и один из самых высоких уровней безработицы.
Толкование-интерпретация подобных данных относится к числу крайне сложных процедур. Существует закономерность: чем больше исходной информации, которая хотя бы косвенно отражает особенности явления – преступную деятельность в сфере экономики, тем продуктивнее криминалистический анализ механизма. Иначе говоря, продуктивность криминалистического анализа механизма преступной деятельности во многом зависит от количества относимой информации.
Так, например, Служба внутренних доходов США располагает большими информационными возможностями, так как в ее компьютерной системе находится информация о 108 миллионах налогоплательщиков США. И понятие «качество информации» для этого ведомства напрямую связано с доказательствами судебных исков в случаях, когда речь идет о крупных суммах или налоговые нарушения носят регулярный характер.
Совсем иные параметры качества информации в Службе иммиграции и натурализации или же в Бюро по алкоголю, табаку и оружию, которое является структурой Департамента казначейства США[61].
Однако же в любом американском банке вся информация о владельце счета включается в информационные сети Центральной информационной службы ФБР США, Национального центра информации о преступлениях, Индекса электронного наблюдения, Индекса проверки нежелательного иностранца и Системы контроля за иностранцами, подлежащими депортации[62].
Представляется, что и в России существуют информационные ресурсы, которыми нужно активно пользоваться в целях криминалистического анализа механизма преступной деятельности в сфере экономик. В связи с этим рискнем высказать предложение: серьезные возможности для формирования моделей механизма преступной деятельности появятся в аналитической службе Департамента экономической безопасности МВД России, если будет налажено предметное взаимодействие с нижеследующими владельцами информационных ресурсов.
Во-первых, речь идет об информационных ресурсах Федеральной службы государственной статистики РФ[63]. Так, определенную информацию о финансовой деятельности предприятия можно получить в Главном межрегиональном центре (ГМЦ) Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) и его региональных управлениях. В информационных массивах Росстата имеются следующие данные: 1) показатели годового бухгалтерского баланса и его приложений; 2) информация об основных средствах, запасах и затратах, капитале и резервах, финансовых результатах деятельности, дебиторской и кредиторской задолженностях и др.
Помимо этого в Росстате имеется статистическая информация по промышленности и сельскому хозяйству, науке и инновациям, строительству, социальным вопросам, ценам и финансам, внешнеэкономической деятельности, торговле, транспорту. Во всяком случае, официальная аналитическая справка ГМЦ Росстата включает:
– учетно-регистрационные данные (полное и сокращенное наименование предприятия, идентификационный код ОКПО, основной вид деятельности по бухгалтерскому балансу и др.);
– доли учредителей – юридических лиц в уставном капитале;
– дату регистрации;
– наименование регистрирующего органа;
– номенклатуру и объем выпуска продукции;
– основные показатели бухгалтерского баланса (основные средства, оборотные активы, дебиторская задолженность, убытки, капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы, кредиторская задолженность, валюта баланса, выручка, прибыль, среднесписочная численность работников);
– долю продукции (в %) от общего объема производства по России и региону;
– поставку продукции на экспорт (наименование, количество, стоимость);
– сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и из России за рубеж.
Органы госстатистики имеют базу данных более чем на 700 000 предприятий России (глубина поиска с 1995 года).
Однако, обращаясь к данным органов государственной статистики, надо учитывать, что ежегодные отчеты в Росстат представляют далеко не все хозяйствующие субъекты. Даже принятие Федерального закона от 13 мая 1992 года № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления статистической отчетности», устанавливающего административные наказания за нарушение порядка представления отчетности, не сняло остроту проблемы. Несмотря на договоренность Росстата с Министерством по налогам и сборам РФ об обязательном наличии штампа органа статистики на балансах предприятий, сдаваемых в налоговые инспекции, в большинстве случаев это положение не выполняется.
Помимо этого нужно учитывать, что практически вся представляемая во все государственные структуры отчетность в значительной степени искажает реальное положение дел на хозяйствующих субъектах. Правда, для грамотного аналитика и такая информация может дать многое.
Во-вторых, следует иметь в виду информационные возможности Федеральной налоговой службы РФ[64]. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их ИНН.
Федеральная налоговая служба России имеет право по запросам физических и юридических лиц предоставлять сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В режиме онлайн информацию о сведениях, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц можно получить на сайте ФНС[65].
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
– выписки из соответствующего государственного реестра;
– копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
– справки об отсутствии запрашиваемой информации.
По запросу можно получить следующие сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП):
– имя, фамилия, отчество индивидуального предпринимателя;
– пол;
– гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: «лицо без гражданства»);
– дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
– дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании его банкротом или о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием или окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации);
– сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;
– сведения о регистрации: (государственный регистрационный номер записи, дата внесения записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, информация об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре, серия и номер документа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр, наименование регистрирующего органа; для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 года;
– регистрационный номер, дата регистрации, наименование органа, зарегистрировавшего индивидуального предпринимателя.
Содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя выдаются только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрос о предоставлении сведений из государственного реестра о месте жительства индивидуального предпринимателя составляется в произвольной форме и должен содержать паспортные данные и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос.
По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.
Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений об индивидуальном предпринимателе, а также указанных документов не может составлять более 5 дней с даты получения соответствующего запроса. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.
Данная информация предоставляется бесплатно:
а) государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, а также иным лицам, определенным федеральными законами, – в порядке и в случаях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
б) индивидуальному предпринимателю (информация о нем и о физических лицах, получивших сведения о его месте жительства).
Порядок и форма предоставления сведений из ЕГРЮЛ установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (далее –Постановление).
На основании п. 20 Постановления, содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению № 2 к указанным Правилам, в виде:
– выписки из ЕГРЮЛ по форме согласно приложению № 5 к указанным Правилам;
– копии документа (документов), содержащихся в регистрационном деле юридического лица;
– справки об отсутствии запрашиваемой информации (такая справка выдается при отсутствии в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице либо при невозможности определить по сведениям, указанным в запросе, конкретное юридическое лицо).
Выписка из ЕГРЮЛ может включать документы:
– решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством России;
– учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии):
– устав юридического лица;
– учредительный договор юридического лица;
– положение о юридическом лице;
– выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;
– документ о реорганизации юридического лица;
– документ об уплате государственной пошлины;
– решение о реорганизации юридического лица;
– договор о слиянии;
– договор о присоединении;
– передаточный акт;
– разделительный баланс;
– решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
– изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица:
– изменения, вносимые в устав юридического лица (новая редакция); изменения, вносимые в учредительный договор юридического лица (новая редакция);
– изменения, вносимые в положение о юридическом лице (новая редакция);
– уведомление о внесении изменений в учредительные документы;
– уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица;
– уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора;
– уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
– ликвидационный баланс;
– определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
– справка об отсутствии запрашиваемой информации;
– иные документы (при их наличии), содержащиеся в регистрационном деле юридического лица (справка об уведомлении кредиторов при реорганизации и ликвидации юридического лица и т. д.).
По запросу заинтересованного субъекта не выдаются копии заявления по формам № Р11001, Р12001, Р13001, Р14001, Р16001, Р16002, копия Уведомления по форме № Р13002 и копия Сообщения по форме № Р17001, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», так как в них содержатся паспортные данные заявителя, учредителей (участников) юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.
Таким образом, запросы по предоставлению сведений, содержащихся в государственном реестре, подшиваются в регистрационные дела юридических лиц. Ответы на указанные запросы в регистрационные дела не подшиваются.
В-третьих, не надо забывать и о существовании Министерства иностранных дел (МИД) России. Там имеются богатейшие информационные возможности[66]. Тем более, что в последнее время на МИД России возложены не только внешнеполитические, но и внешнеэкономические функции.
К сожалению, в регионах пока мало используют возможности МИДа России в силу его значительной закрытости. Не все знают, что в Министерстве существует специальный Департамент экономического сотрудничества. Непосредственно оказанием информационно-консультацион-ных услуг в рамках программы государственной поддержки предпринимательства занимается экономический отдел Консульского департамента МИДа[67].
Схема информационного взаимодействия выглядит следующим образом: представитель правоохранительного органа обращается непосредственно в МИД России или в его представительство в субъекте Федерации, в генеральное консульство или посольство России с просьбой о предоставлении сведений о регистрационной информации интересующих его фирмах и организациях. Эти заявки регистрируются, обрабатываются и передаются в экономический отдел для исполнения.
Как правило, у российских посольств и генконсульств неплохие контакты с экономическими экспертами страны пребывания, в министерствах и ведомствах экономического блока, в крупных компаниях, проявляющих интерес к российскому рынку. Используя эти связи, сотрудники российских загранучреждений могут получить информацию об иностранных фирмах по ряду параметров: кредитная история, репутация фирмы в стране пребывания, сведения об учредителях, акционерах.
Однако стоит отметить, что информационная работа, как на территории России, так и в зарубежных странах, выполняется с использованием только открытых доступных источников информации.
В-четвертых, для проведения масштабного сбора информации можно обратиться в специальные консалтинговые фирмы, такие, например, как Ассоциация «Безопасность предпринимательства и личности» (БПЛ)[68].
История ее рождения такова. В феврале 1992 года был создан Консультационно-методический центр (КМЦ) «Центурион» по проблемам недобросовестной конкуренции. В мае этого же года года силами КМЦ «Центурион» была подготовлена и проведена конференция по вопросам негосударственного рынка услуг в сфере безопасности «Организационно-правовые основы функционирования службы безопасности, охранных и детективных фирм». На конференции было принято решение о необходимости создания общественной организации. На основании этого решения в мае 1992 года и была зарегистрирована общественная организация «Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» (Ассоциация БПЛ, свидетельство Министерства юстиции № 2703).
«Ассоциация БПЛ» – независимая общественная межрегиональная организация, объединяющая специалистов и организации, работающие в сфере риск-менеджмента и информационно-аналитического обеспечения бизнеса по всей России и за рубежом.
На рынке информационного консалтинга с 1995 года работает информационное агентство «Валаам»[69]. Это агентство предоставляет своим клиентам информационные и аналитические услуги, услуги по раскрытию информации и иные услуги, позволяющие им успешно вести свою финансово-хозяйственную деятельность как на территории России, так и за ее пределами.
Агентство поддерживает долговременные договорные отношения с органами государственной власти, обладающими информационно-ресурс-ными базами, которые наряду с собственными информационными массивами позволяют агентству осуществлять экспертную оценку текущего состояния компаний. В 1999 году информационное агентство «Валаам» зарегистрировано как средство массовой информации[70]. В 2002 году компания аккредитована региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Северо-Западном федеральном округе на право оказания услуг на рынке ценных бумаг по консультационно-информационной деятельности[71].
В 2003 году компания аккредитована региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Центральном федеральном округе на право оказания информационно-консультационных услуг по подготовке и проведении эмиссии ценных бумаг[72]. В октябре 2003 года агентство стало уполномоченной организацией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по публикации в Интернете сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц Российской Федерации.
На основании приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 10 от 28 июня 2004 года ООО «Информационное агентство «Валаам» получило лицензию на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации[73].
В 2004 году агентство совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам выступило соучредителем журнала «Вестник государственной регистрации», зарегистрированного в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия[74]. С апреля 2005 года с использованием Интернета компания получила доступ к открытым и общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Под эгидой Совета по безопасности предпринимательства Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты РФ работает информационно-консультативное бюро (ИКБ) «Де-факто»[75]. Бюро осуществляет информационную поддержку и консультирование производственных, коммерческих, финансовых фирм, банков, страховых и перестраховочных компаний. Бюро «Де-факто» сотрудничает с ведущими российскими информационными компаниями, охранными и детективными бюро, ассоциациями и агентствами коммерческой безопасности, службами безопасности предприятий, учреждений, организаций. Поддерживает постоянные деловые контакты с государственными правоохранительными и контролирующими органами.
Группой компаний «Ника» в 1994 году создана информационно-ана-литическая компания «Информбюро»[76]. Эта компания была создана для решения задач по информационно-аналитическому обеспечению безопасности крупных промышленных предприятий России. Потребовалась переработка больших объемов разнородных несистематизированных данных, что, в свою очередь, востребовало применение специализированных информационных компьютерных технологий. В связи с этим в «Информбюро» было создано и запатентовано несколько решений, проведена их экспертиза специалистами заказчиков.
В 2003 году, с приходом в компанию нового менеджмента, начался новый этап в развитии «Информбюро». Появились новые направления углубленной специализации, значительно возросла интеллектуальная капитализация предприятия.
В настоящее время «Информбюро» способно предоставлять широкий спектр информационно-аналитических и маркетинговых услуг, а также решений в области информационных технологий для различных субъектов рынка и структур государственной власти и управления России.
Силами бывших сотрудников ФСБ России (КГБ СССР) в 1992 году образована научно-производственная компания «Кронос-информ»[77]. Основное направление деятельности компании – это разработка и продажа программного обеспечения. Кроме того, компания проводит для пользователей консультационные семинары по работе со своими программами, а также по разработке готовых решений на базе ИСУБД «CronosPlus».
История ЗАО «Специальная информационная служба» СИнС начинается с начала 1991 года, когда было принято решение о проведении эксперимента по созданию коммерческого информационно-аналитического центра с участием государства[78]. На сегодняшний день «СИнС» проектирует, создает и сопровождает системы безопасности компаний и бизнес-процессов на основе информационно-аналитической деятельности.
Еще одна организация – «Российское агентство экономической безопасности и управления рисками», работающее при Торгово-промыш-ленной палате РФ. Данная организация предоставляет юридическую информацию, которая собирается на основе официальных запросов в государственные организации и может быть представлена в суде в качестве доказательства.
Важно учесть, что при работе непосредственно с региональными информагентствами следует принимать во внимание то, что в регионах (может быть, за исключением Санкт-Петербурга и Екатеринбурга) независимых информационных структур не существует. В субъектах Федерации «информационщики» могут существовать лишь в двух случаях: 1) либо работая в интересах одного или группы крупных клиентов; 2) либо занимаясь побочным бизнесом.
Значительную помощь в получении информации о зарубежных фирмах могут оказать организации, выступающие в качестве информационных посредников, – кредитных бюро. Кредитные бюро представляют собой информационную систему, через которую кредиторы (банки, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, торговые компании, предоставляющие коммерческие кредиты) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков.
Кредиторы снабжают бюро данными о своих клиентах, а бюро сопоставляют их со сведениями, полученными из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и т. д.), и формируют базу данных с детальной информацией по каждому заемщику. Такие базы данных в наиболее развитых странах формируются, как правило, на протяжении уже нескольких десятков, а кое-где и сотен лет. Объем информации, которой обмениваются кредиторы при помощи сети кредитных бюро, достаточно велик. Так, в США, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Японии, Германии количество предоставляемых отчетов превышает численность населения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|