Связанных с коррупционными отношениями
В современном мире коррупция приобрела черты наиболее опасного социально-негативного и распространенного явления. Коррупционные процессы способствуют росту теневой экономики, сращиванию властных структур с криминалитетом, усилению организованной и экономической преступности, а также вызывают неизбежную моральную деградацию общества, обострение социальных противоречий. Несмотря на значительную активизацию усилий мирового сообщества, принятие различных международных актов и соглашений коррупция остается неотъемлемой частью деятельности любого государственного аппарата. Пока сохраняется вариативность принятия решений по воле конкретного чиновника, коррупция будет процветать вопреки использованию самых жестоких силовых методов борьбы. Неблагоприятное развитие криминальной обстановки во многом определяет тенденция значительного накопления криминального потенциала за счет высокого уровня коррупции, что является серьезным препятствием на пути рыночных преобразований. Нередко решения, принимаемые многими должностными лицами, подчинены не экономическим правам и интересам личности, общества и государства, а преступным целям определенных лиц или групп.
В основе понимания коррупции по отечественному уголовному праву лежат представления о получении, даче взятки, коммерческом подкупе и злоупотреблениях должностными полномочиями как ядра, вокруг которого возникает коррупционная преступность. Взяточничество превращается в способ обогащения, решения материальных проблем, достижения преступных целей, устранения препятствий и др. В современных условиях его доля в регистрируемых должностных преступлениях весьма значительна.
В основе коррупционного поведения, как правило, лежит корыстная мотивация, которая в большинстве случаев формируется уже на подготовленной предыдущим опытом почве. Начиная с подросткового возраста, ребенок сталкивается с ситуациями, когда его родители вынуждены с помощью взяток решать свои проблемы с чиновниками, обращаться к учителям с вознаграждением за доброжелательное отношение.
В результате у молодых людей на подсознательном уровне формируется мировоззрение, в целом оправдывающее взяточничество. Этот тезис подтверждается и результатами опроса населения: так, из 500 опрошенных 87% согласны с тем, что в нашей стране все продается и покупается. При этом подавляющее большинство опрошенных (80%) готовы лично либо опосредованно с помощью денег или подарков решать любые свои проб-лемы в обход существующих правил. Указанные цифры выглядят убедительнее, если учесть, что более половины опрошенных ранее уже решали важные для них вопросы с помощью вознаграждения.
По данным общественного фонда «Индем», более 75% россиян, попав в «коррупционную ситуацию», стараются извлечь из нее выгоду, а каждый десятый вообще практикует систематическое и целенаправленное построение и использование коррупционных связей с должностными лицами с целью извлечения личной выгоды для себя, своих близких и знакомых. По оценкам специалистов фонда объем рынка коррупции в России в 2010 году составлял 31,6 млрд долларов (размер взятки с 10 до 130 тысяч долларов), а в 2011 году уже составляет 33,5 млрд долларов (размер взятки с 2 до 330 тысяч долларов). На территории Нижегородской области в 2010 году в было выявлено 119 преступлений по ст. 290 УК РФ, из которых в суд было направлено 110, за 8 месяцев 2011 года выявлено 199 преступлений из которых 168 направлено в суд. Проанализировав данные цифры, можно сделать вывод о том, что количество преступлений коррупционной направленности растет, как растет и размер взяток.
На современном этапе проблема коррупции в нашей стране является одной из самых актуальных. Исследование факторов, порождающих данное явление, может способствовать увеличению эффективности борьбы с ним. Одним из существенных факторов, поддерживающих высокий уровень коррупции в нашей стране, выступает особенность массового правосознания граждан, относящихся весьма терпимо к фактам коррупции.
Сама коррупция как общественное явление, конечно, осуждается. Сущность его в свое время в статье «О предметности и продажности» хорошо сформулировал один из крупнейших русских философов первой половины XX столетия И. А. Ильин: «Человек имеет известные публично-правовые полномочия и обязанности; и вместо того, чтобы править долг службы – или как говорили на Руси в старину, «дело Царево вести честно и грозно», – он поступает так, как ему в данный момент выгоднее»[107]. Данное обстоятельство не может не вызывать осуждения. Однако, когда дело касается конкретных интересов граждан, они часто не останавливаются ни перед дачей взятки, ни перед ее принятием, ни перед использованием служебного положения в личных целях.
Анализируя коррупционную преступность, можно сделать вывод, что она поразила практически все сферы деятельности: медицинскую, образовательную, налоговую, банковскую, административную, антимонопольную, жилищно-комунальную, строительную, торговую, законодательную, исполнительную, судебную, правоохранительную и т. д. Необходимо отметить, что коррупционная преступность как самостоятельное явление обладает своими собственными характеристиками:
– высокой степенью ее распространенности. Большинство совершаемых в стране коррупционных преступлений являются экономическими;
– высокой степенью ее вредоносности, при этом отрицательные последствия от коррупционных действий нарастают в значительной прогрессии;
– высокой степенью ее латентности;
– высоким уровнем рецидива и профессиональной преступности; значительный процент женской преступности и преступности субъектов, обладающих высшим экономическим и юридическим образованием;
– высокой степенью организованности и распределением ролей.
Коррупционный механизм в России можно разделить на две разновидности это: элитно-властная и низовая коррупция, получившая наибольшее распространение. Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит платой за возможность совершения мелких и более значительных правонарушений.
Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции, и, во-вторых, взращивает вертикальную составляющую коррупции, которая является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ, пронизывая практически все сферы, в которых пересекаются интересы гражданина и государства, например:
– сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;
– выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;
– разрешение на строительство и наделение земельными участками;
– контроль со стороны государственных структур за нарушениями в различных сферах общественной жизни.
Специалистами по борьбе с преступностью в данной области признается, что наиболее опасным видом коррупции в России является элитно-властная коррупция, то есть коррупционная деятельность с участием представителей высших органов власти, всех ее трех ветвей. Данная коррупция значительно опаснее низовой, как из-за размеров взяток[108], так и из-за последствий незаконных действий, совершенных в рамках коррупционного механизма.
Происходящее в последние годы сближение лиц, располагающих крупными денежными суммами, добытыми преступным путем, и руководящих работников властных структур привело к созданию симбиоза преступного капитала и коррумпированной власти, появлению элитно-властной коррупции. В отличие от традиционного взяточничества, где взяткодатель выступал в роли «униженного и оскорбленного» просителя, субъекты коррупционных деяний связаны принципиально иными отношениями. И та, и другая сторона обладают значительными организаторскими способностями, профессиональными знаниями, криминальным опытом. Взяткополучатель нового типа сам проявляет инициативу, действуя в интересах коррумпировавшей его структуры. В значительном числе случаев для него существует прямая связь между прибылью его «хозяев» и регулярно получаемыми от них субсидиями, успешным продвижением по службе и т. д.
При такой системе отношений заинтересованными являются обе стороны, что практически исключает возможность открытого конфликта между участниками криминальной сделки, а принадлежность субъектов коррупционного механизма к людям одного круга еще более облегчает сокрытие преступной деятельности и минимизирует возможность раскрытия таких преступлений.
Одним из условий элитно-властной коррупции является также беспрецедентная система иммунитетов ответственных должностных лиц различного уровня (депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей, работников прокуратуры). Гипертрофированный иммунитет этой категории лиц – практически непреодолимая трудность для разоблачения коррупционных проявлений с их стороны. Обнаружение признаков преступной деятельности данной категории должностных лиц, проведение в отношении их оперативно-розыскных мероприятий связаны со сложными процедурами согласований и разрешений, сводящих на нет возможность их привлечения к уголовной ответственности.
Функционирование организованной преступности невозможно без установления и поддержания коррупционных связей. Преступные формирования, имея значительные материальные средства, стремятся упрочить свое положение во властных структурах и различных секторах экономики. С этой целью заинтересованные лица создают на законодательно-норма-тивном уровне систему мер в виде льгот, квот, отсрочек по платежам, оснований для передачи в собственность объектов недвижимости, на основе которых возникают или активизируют свою деятельность коммерческие или государственные организации, в которых велико влияние организованных преступных формирований.
Как показывает практика, особенно острой является проблема сращивания коррумпированных должностных лиц с организованными формами криминалитета. Система коррупционных отношений позволяет преступным формированиям расширять масштабы своего влияния на экономику страны и брать под контроль целые отрасли хозяйства. Как показывает анализ материалов практики, это характерно для целого ряда регионов. Например, в Нижегородской области достаточно криминогенны в рассматриваемом контексте кораблестроение и промышленное производство, в Астраханской области – сфера добычи и переработки рыбы, в Волгоградской области – металлургическая промышленность.
Например, на территории Пермской области осуществляло свою противоправную деятельность преступное сообщество «Пермское» куда входило 19 организованных групп общей численностью 110 участников. Указанным криминальным формированием проводилась активная работа (особенно в отраслях, представляющих интерес для западных инвесторов) по получению контрольных пакетов акций предприятий топливно-энерге-тического комплекса, ведущих предприятий области, банковских структур. В данном преступном сообществе работали профессиональные экономисты и юристы, имеющие ученые степени и звания и проходившие стажировку за границей. Данной экспертной группой разрабатывались, с учетом несовершенства действующего законодательства, способы совершения мошенничеств, уклонения от уплаты налогов, механизмы осуществления различного рода махинаций на рынке ценных бумаг и т. д. С целью лоббирования своих интересов указанным криминальным формированием проводилась активная деятельность по внедрению «своих» людей в органы законодательной и исполнительной власти разных уровней. В частности, им оказывалась финансовая поддержка при выборах депутатов законодательного собрания области и некоторых депутатов городской думы, а также мэра г. Перми. Лидер преступного сообщества «Пермское» являлся сопредседателем городского попечительского совета г. Перми, а также вице-президентом Федерации дзюдо России.
В содержательном плане то, что в законе определяется как коммерческий подкуп, представляет собой широко практикуемый в России «откат». Так называется взятка, которую получает менеджер одной организации от представителя другой фирмы за заключение выгодных договоров, конт-рактов для этой фирмы.
По оценке экспертов, в России около 30% всех сделок совершается с откатами. Коммерческий подкуп процветает во всех областях российского бизнеса, но больше всего развит в рекламном, финансово-инвестиционном, строительном и торговом бизнесе.
В целях дифференцированного подхода и содержательного понимания проблемы коммерческого подкупа все многообразие «откатчиков» следует разделять на две группы:
– лица, выполняющие в организации управленческие функции, решения которых обязательны к исполнению;
– лица, выполняющие в организации управленческие функции, но являющиеся менеджерами среднего звена и фактически выступающие как лоббисты по отношению к интересу подкупающего их субъекта.
Понимание дифференциации субъектов при коммерческом подкупе имеет важное значение в процессе оперативно-розыскного документирования и последующей квалификационной оценки полученных доказательств. Первая из указанных выше групп лиц может являться субъектом получения коммерческого подкупа. Привлечь к уголовной ответственности за коммерческий подкуп вторую категорию лиц будет весьма проблематично именно в силу того обстоятельства, что решения этой категории менеджеров не являются обязательными для исполнения и подлежат утверждению вышестоящим руководителем.
Ранее в российской правоприменительной практике были известны несколько разновидностей взятки: это «мздоимство» и «лихоимство». Мздоимство в российской истории понималось как поборы, приносы, подарок должностному лицу во избежание возникновения стесненных обстоятельств, в которые может попасть проситель по инициативе чиновника. Под лихоимством понимается подкуп чиновника на незаконное дело.
По своей сути взятка может выступать как в форме подкупа, так и в виде вознаграждения. При подкупе подразумевается обоюдное соглашение сторон (как получающей, так и дающей) о стоимости услуги, которую должностное лицо в силу занимаемой им должности может оказать взяткодателю. При этом не имеет значения, когда вознаграждение было передано, до или после совершения действий в интересах дающего. Таким образом, при взятке-подкупе должностное лицо одаривается не безвозмездно, а за выполненную им для взяткодателя работу. В зависимости от соотношения времени передачи предмета взятки и получения того, что требует взяткодатель, различают следующие виды взяток:
а) взятка-аванс – передача предмета взятки задолго до выполнения взяткополучателем действий, необходимых взяткодателю;
б) взятка-расчет – передача взятки и немедленное получение требующегося взяткодателю;
в) взятка-благодарность – передача финансового эквивалента или оказание услуги за прошлые действия взяткополучателя;
г) взятка-на всякий случай – ценности передаются должностному лицу не в качестве оплаты за какие-либо действия по службе, а даром, безвозмездно. Дающий не только не оговаривает совершение каких-либо действий в свою пользу со стороны должностного лица за переданные ему ценности или оказанные услуги, но и не уверен в том, будут ли такие действия совершены когда-либо в будущем.
Уголовное законодательство определило круг предметов взятки, включив в него предоставление выгод имущественного характера. Предметом передачи-получения взятки могут являться деньги либо имущество (мебель, автомашина, ковер, телевизор, магнитофон и т. д.), продукты и спиртные напитки, антикварные и коллекционные предметы (монеты, марки и т. п.). Анализ следственной и судебной практики взяточничества показывает, что деньги и ценные бумаги являлись предметом взятки в 82% случаев, в 3,7% дел фигурировали продукты, спиртные напитки, в 8,1% – имущество (в том числе и недвижимость), в остальных (6,2%) – оказание услуг или предоставление выгод имущественного характера.
Более чем в 70% случаев предметом взятки являются наличные денежные суммы, посредством которых можно не оставить каких-либо компрометирующих документальных следов, более надежно укрыть полученный доход от какого-либо контроля (налогообложения и др.).
Наряду с ними самыми распространенными подношениями в последнее время стали: компьютерная техника, оплаченные мобильные телефоны, бытовая техника, устройство на работу близких и дальних родственников взяточника.
Выгода имущественного характера имеет место и при получении ценной вещи за бесценок. Как взятка должны оцениваться и случаи бесплатного получения чего-либо, подлежащего оплате (бесплатная путевка на курорт, внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздо-ровительные и иные поездки, в том числе и для членов семей должностных лиц, либо за счет российских и иностранных юридических и физических лиц, проезд в самолете или поезде), необоснованное получение квартиры, выгодной работы.
В качестве взятки может рассматриваться и бесплатное угощение должностного лица дорогостоящим обедом, ужином в ресторане или кафе. При этом для доказывания данного факта необходимо точное установление ценового эквивалента оплаченного взяткодателем, в том числе с учетом оказанных дополнительных услуг, которые должны быть задокументированы.
Для предупреждения разоблачения предмету взятки может придаваться «законный» характер. Это может быть сделано путем зачисления в штат предприятия или учреждения взяткополучателя либо его родственников, знакомых, заключения фиктивного договора на выполнение работ или оказания услуг, оформления дарственной, наследства и т. д. Как правило, неформальные договоренности взяткодателя и взяткополучателя подкрепляются официальными документами (заявление, ходатайство, договор, гарантийное письмо и т. д.).
Таким образом, предметами взятки являются различные ценности, блага и услуги, но все они носят материальный характер. Оказание должностному лицу услуг нематериального характера либо совершение действий, не включенных в официальный перечень услуг, оказываемых населению и подлежащих обязательной оплате (например, услуги сексуального характера), не рассматриваются как взяточничество.
Субъект взяточничества и коммерческого подкупа понимается не только как отдельное лицо, но и как группа людей, выступающих в одной «связке», то есть речь может идти не об одиночном, а о групповом субъекте.
К числу лиц, которых следует рассматривать в качестве возможных субъектов взяточничества или коммерческого подкупа, относятся:
– лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
– лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
– лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации;
– физические лица, предоставляющие вышеуказанным категориям должностных лиц и управленцам коммерческих организаций деньги, подарки, различного рода услуги и преимущества в решении различных воп-росов;
– различного рода посредники, которые непосредственно передают деньги, подарки, предоставляют подкупаемым лицам результаты оказанной услуги, а также принимают от них и передают взяткодателю требуемые ему документы, имущество, необходимую информацию, гарантии и т. д.
Субъектный состав взяточников весьма разнообразен. Приблизительно 64% от общего числа обвиняемых являлись государственными служащими, из них 92% взяткополучателей – представители органов исполнительной власти, 54% – руководящий состав органов власти, 9% обвиняемых- лица, приближенные к органам власти, 48% обвиняемых имели отношение к деятельности медицинских учреждений, более чем в 50% случаев обвиняемые занимали свои должности от 6 до 10 лет или более продолжительные сроки.
В последние годы взяточничество стало развиваться в качественно новых формах. Расширился круг видов подкупа служащих за счет оплаты дорогих зарубежных поездок, льготного кредитования, оказания различных услуг, предоставления высокооплачиваемых должностей в коммерческих структурах после увольнения из госаппарата, включения в состав советов таких структур или соучредителей госслужащих или их родственников, оплата разного рода разовых «консультативных» и других услуг «черной наличностью», даже должностным лицам высокого ранга. Вместе с этим появились новые виды злоупотребления полномочиями, которые могут быть квалифицированы как самостоятельный состав преступления или рассматриваться как предпосылка или последствия получения взятки или коммерческого подкупа. К числу действий (бездействий) современных взяткополучателей или субъектов коммерческого подкупа относятся:
– передача членам организованных преступных групп, коммерческим организациям и иным заинтересованным лицам сведений экономического, технического, технологического характера, ставших известными работникам государственных аппаратов в связи с занимаемым служебным положением;
– непосредственное участие должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих, депутатов в предпринимательской деятельности;
– использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в коммерческие структуры с использованием некорректного исполнения положений закона о государственных закупках;
– предоставление льгот и привилегий для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов, целевых кредитов;
– бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве финансовых и материальных средств у юридических лиц для их «переброски» в иные предпринимательские организации, политические партии, общественные фонды;
– противодействие принятию нормативных актов в интересах определенных лиц и групп и, наоборот, «проталкивание» необходимых нормативных актов или управленческих решений (лоббирование);
– заведомое занижение балансовой стоимости предприятий и их реализация за бесценок;
– умышленное нарушение порядка организации и проведения конкурса (аукциона) для приобретения предприятий или получение заказов на выгодных условиях;
– нарушение требований законодательства о разграничении собственности по уровню управления, для дальнейшего завладения;
– неопубликование в печати сообщений о проведении государственных или муниципальных аукционов либо запоздалое опубликование этой информации;
– помощь в «отмывании» незаконно добытых капиталов с использованием подконтрольных зарубежных банковских учреждений, подставных фирм, а также путем их вложения в ценные бумаги, недвижимость или ее приобретение;
– участие в незаконных операциях в сфере распределения квот на экспорт энергоносителей, сырья и материалов, добычу природных ресурсов и т. д.;
– различные злоупотребления в процессе распределения и перераспределения денежных средств, например, в ходе формирования и использования федерального или регионального бюджетов;
– несоставление или уничтожение протокола об административном правонарушении;
– незаконное и необоснованное освобождение от ответственности либо смягчение санкции за правонарушение;
– осуществление работниками оперативно-розыскных подразделений несвойственных оперативно-служебных функций, которые связаны с помощью одной из сторон коммерческого спора;
– необоснованное нереагирование на конкретный факт правонарушения (например, при выборах);
– систематическое невыполнение или ненадлежащее выполнение работниками банков своих контрольных функций;
– расхищение финансовых ресурсов, выделенных на приоритетные национальные проекты и иные государственные программы;
– выдача банковских кредитов на основе сговора представителя банка и получателя кредита с использованием фальсифицированных гарантийных документов;
– систематическое невыявление работниками налоговых органов фактов сокрытия налогооблагаемой базы применительно к определенным коммерческим организациям;
– приоритетная выдача лицензий, квот на производство экспортно-импортных операций конкретным хозяйствующим субъектам;
– включение должностных лиц органов управления и контроля в число соучредителей предприятий, основанных на негосударственных формах собственности и предпринимательстве, а равно их совместительство (в том числе оформленное на близких родственников);
– совершение экспортно-импортных операций по необоснованным (демпинговым) ценам, импорт некачественных товаров;
– вывоз за границу по сговору с иностранным партнером товаров (оборудования, сырья, материалов), подлежащих квотированию и лицензированию, под видом товаров свободной номенклатуры либо под прикрытием лицензий и квот, полученных на другие поставки;
– предоставление иностранным партнерам необоснованных льгот и преимуществ при авансировании сделок;
– опережающее перечисление платежей при отсутствии документального подтверждения выполнения подрядчиком, в том числе иностранным партнером, обязательств по поставкам или договорам;
– нарушение сроков при принятии решения о предоставлении (продаже) земельных участков гражданам для ведения крестьянского, фермерского хозяйства и сокрытие информации о наличии земельного фонда;
– занижение ставок земельного налога или полное освобождение от его уплаты отдельных землевладельцев вследствие предоставления им необоснованных льгот;
– злоупотребление властью при оформлении земельных участков, например, предоставление земельных наделов вместо очередников – фермеров, местным руководителям или членам их семей.
Следует отметить, что в большинстве своем факты коммерческого подкупа составляют латентную структуру преступной деятельности. Часто борьба с подобными явлениями ведется по инициативе руководства коммерческих организаций сотрудниками службы безопасности данных фирм. Данные сотрудники чаще всего бывшие сотрудники МВД, ФСБ, налоговой службы, они и могут являться источниками информации о данных категориях преступлений.
Одним из проявлений коррупции является так называемая спонсорская помощь, которая может перечисляться в различные фонды, где в качестве президентов, членов попечительского совета и учредителей фигурируют должностные лица различного уровня. Больше всего возможностей получить деньги в виде спонсорской помощи у органов местной или региональной власти. Они могут быть оформлены как средства, выделенные на финансирование одной из целевых программ области или города. За свое активное участие в жизни региона бизнесмены получают свободу действий во всех своих коммерческих начинаниях. В каждом регионе есть список целевых программ, финансируя которые можно получить налоговые льготы или определенную помощь заинтересованных чиновников в решении текущих вопросов, связанных с обеспечением экономической деятельности предпринимателя.
Иногда в некоторых организациях бухгалтеры отражают в учете и совершенно откровенные взятки, показывая их как представительские расходы. Если предмет взятки или коммерческого подкупа имеет овеществленный характер, то местом его передачи может быть:
– служебный кабинет государственного служащего, должностного лица или ответственного сотрудника иной организации;
– ресторан, бар, дача, баня, общественный транспорт, в которых происходит ранее запланированная встреча взяткополучателя с взяткодателем или посредником;
– условное место на улице, в подъезде, в парке, ином общественном месте;
– квартира или автомашина взяткодателя, посредника или взяткополучателя;
– гостиничный номер, в котором проживает взяткополучатель.
Практике известно два основных типа посредничества во взяточничестве. Простое посредничество заключается в передаче предмета взятки и получении требующегося взяткодателю с использованием одного посредника. Сложное посредничество выражается либо в разделении функций между посредниками, либо в увеличении их числа в цепи, связывающей взяткодателя и взяткополучателя, либо субъектов коммерческого подкупа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|