Предметно-пространственная развивающая среда
Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивационная готовность к школьному обучению, появляются потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе.Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным
отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус, дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.
6 лет — сенситивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.
Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.
Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, т. к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В такой ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь.
В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.
Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру
Подготовительная к школе логопедическая группа
Организация коррекционно-развивающей работы
для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».
Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т. п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.
Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит, нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.
В логопедическом кабинетеразвивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит1, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сю-
Нищева Н. В. Играйка-грамотейка.
жетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно должны находиться две-три серии картинок и две-три сюжетных картины.
В работе над лексическими темамииспользуются репродукции с картин известных художников1. Репродукции картин можно использовать для оформления интерьера кабинета, раздевалки, группового помещения. Столы для подгрупповых занятий в подготовительной к школе группе должны быть рассчитаны на двух человек, для того чтобы дети привыкали к работе за партами в школе в дальнейшем. Еженедельную замену оборудования в кабинете в этой возрастной группе дети могут производить самостоятельно под руководством логопеда.
1 Курочкина Н. А. Знакомим с натюрмортом. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006; Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Подготовительная к школе логопедическая группа
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...
Задачи и содержание каррекционно-развивающей рабаты, учебно-дидактический материал
I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие словаря
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами; существительными, образованными от глаголов.
Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|