Глава 13. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ЭЛОКУЦИЯ». КУЛЬТУРА РЕЧИ
57. Стилистика
Стили — разновидности языка, обусловленные сферами его использования, целями высказываний, жанрами, личностными предпочтениями говорящих.
Стилистика как наука разграничивает стили языка (стилистическая норма) и стилистические окраски речи, где норма допускает поиск выразительных средств. Наука о стилях возникла вместе с риторикой, они неразрывны и поныне: в сущности, вся элокуция — это стилистика и поэтика.
Школьная программа по стилистике достаточна для нужд риторического курса (как и программы по грамматике, лексике, фразеологии, поэтике), поэтому теоретический материал по этим отраслям языкознания здесь будет лишь повторяться в практических занятиях, а также в «Перечнях».
Стилистика занимается самыми тонкими оттенками значений слов и других единиц языка, особенно стилистика художественной речи, поэтому она — ключ к мастерству. Вся она — это в ы -б о р,т.е. творчество.
В сущности, стилистика безгранична и в лексике (слова высокого или низкого стиля), и в грамматических формах, вся фразеология пропитана стилистикой, даже фонетика, особенно интонации, тонко выражает стилистические значения. Недаром слово стилист имеет одобрительный оттенок.
Для риторики важно еще одно значение слова стиль — совокупность приемов использования средств языка, характерная ДЛЯ отдельного лица, произведения, литературного направления-стиль Тургенева, былинный стиль, стиль романтический (начало XIX в.). Это значение имел в виду Н. А. Некрасов:
Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме.
(Подражание Шиллеру)
40. В 4-томном «Словаре русского языка» дано пять значений слова стиль. Выпишите эти значения в порядке их сужения, в правом столбце укажите лидирующую область применения, например:
Функциональная разновидность Культура речи
литературного языка
Затем в левый столбец запишите стили языка по В. В. Виноградову, Р.А.Будагову, М.Н.Кожиной, а в правый — стили речи, их варианты.
Как вы понимаете стилистическую норму? Распространяется ли она на стили речи? Почему В. В. Виноградов стилистику художественной литературы выделил особо, не включив соответствующий стиль ни в стили языка, ни в стили речи?
41. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» найдите примеры следую щих стилей.
Нейтральный стиль; официальный, высокий стиль; эпистолярный стиль в его вариантах: дружеская, официальная, деловая переписка; разговорно-бытовой стиль в вариантах: салонный, семейный, солдатский, деревенский и пр.; ложный пафос; имитация народной речи; строгий научный стиль; элементы просторечия; стилистические особенности речи военных; индивидуальные стили персонажей: Платона Каратаева, князя Николая Болконского, Пьера Безухова в моменты волнения, М. И. Кутузова, В. Денисова, по вашему выбору.
Попытайтесь выяснить (приблизительно), какой объем текста нужен для характеристики индивидуального стиля.
42. Предложенный текст порожден определенной ситуацией. Здесь усложненный дискурс, проанализируйте его. В помощь вам предлагаются вопросы: на какие части распадается разговор? Что «за кадром»? Можно ли что-либо сказать о характерах персонажей? В каком стилевом ключе идет разговор? Что вы скажете об этике и этикете?
Основное задание: отметить все стилистические особенности речи, всего текста.
— Я слушаю.
— Это вы, Мария Ивановна? ■— Да, это я. А с кем я говорю?
— Я Митя, Сережин друг. Здравствуйте, Мария Ивановна!
— Здравствуй, Митя. Тебе Сережу?
— Да, если можно.
— Сейчас позову.
' ~~ Алло! Митя, я слушаю.
~~ Сережа, вчера была защита курсовых, так всем нам в при-**еР ставили твою работу. Ты меня слышишь?
— Да слышу, слышу.
—А почему молчишь?
—А что мне говорить? Работа как работа. И что это вздумали ее хвалить, даже неудобно получается.
—Ну, не скромничай! Работа интересная. Принеси ее завтра почитать.
—Хорошо, принесу, а сейчас прости, меня ждут. Всего!
—До завтра.
Обратите внимание: здесь нет авторских слов. Следовательно вся информация, необходимая для анализа дискурса, содержится в репликах.
43. Устно охарактеризуйте стилистические признаки речи в следую щих ситуациях:
1. Текст инструкции по уходу за бытовым электроприбором (например, холодильником).
2. Письмо солдата срочной службы своим родителям.
3. Богослужение в православной церкви.
4. Дневниковая запись немолодого артиста после успешного спектакля.
5. Разговор детей младшего школьного возраста (свободное об щение).
6. Ответ ученика XI класса на уроке литературы.
7. Речь политического деятеля на митинге.
8. Телеграмма делового содержания.
Если сможете, то укажите, к какому из стилей языка можно отнести указанные тексты.
44. Рассмотрите в словарях синонимов (З.А.Александровой или под ред. Е. П.Евгеньевой) стилистические пометы в скобках: прост., шутл., грубо-простореч., высок., разг., книжн., ирон., устар., неодобр., пре- небр., нов., спец. и др.
Составьте собственные тексты со словами, имеющими такие пометы. В вашем тексте они должны оправдать себя. Один из текстов запишите.
Образец: Лет ему эдак за 50. Эдак (разг.). Работа выполнена на крайне низком уровне. На низком уровне (канц.).
45. Составьте и запишите:
1. Заявление в деканат о своем желании заниматься по индиви дуальному плану (должны быть обоснования, мотивировка).
2. Ответ на письмо друга, подруги.
3. Приглашение родителей на свадьбу дочери.
4. Отчет о командировке в Великобританию; командировка н три месяца, отчитывается инженер-энегетик.
5. Любой текст, выдержанный в высоком стиле, обращенный высшему лицу (начало XIX в.).
6. Отрывок из мемуаров пожилого человека (расцвет его дея тельности приходится на 50-е годы XX в.).
7. Лирические строки в стихах или в прозе (стиль поэтический, образный, насыщенный иносказаниями, аллегориями).
Дайте устный комментарий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|