Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 13. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ЭЛОКУЦИЯ». КУЛЬТУРА РЕЧИ





57. Стилистика

Стили — разновидности языка, обусловленные сферами его использования, целями высказываний, жанрами, личностными предпочтениями говорящих.

Стилистика как наука разграничивает стили языка (стилис­тическая норма) и стилистические окраски речи, где норма до­пускает поиск выразительных средств. Наука о стилях возникла вместе с риторикой, они неразрывны и поныне: в сущности, вся элокуция — это стилистика и поэтика.

Школьная программа по стилистике достаточна для нужд ри­торического курса (как и программы по грамматике, лексике, фразеологии, поэтике), поэтому теоретический материал по этим отраслям языкознания здесь будет лишь повторяться в практиче­ских занятиях, а также в «Перечнях».

Стилистика занимается самыми тонкими оттенками значений слов и других единиц языка, особенно стилистика художествен­ной речи, поэтому она — ключ к мастерству. Вся она — это в ы -б о р,т.е. творчество.

В сущности, стилистика безгранична и в лексике (слова высо­кого или низкого стиля), и в грамматических формах, вся фразео­логия пропитана стилистикой, даже фонетика, особенно интона­ции, тонко выражает стилистические значения. Недаром слово стилист имеет одобрительный оттенок.



Для риторики важно еще одно значение слова стиль — сово­купность приемов использования средств языка, характерная ДЛЯ отдельного лица, произведения, литературного направления-стиль Тургенева, былинный стиль, стиль романтический (начало XIX в.). Это значение имел в виду Н. А. Некрасов:


Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме.

(Подражание Шиллеру)

40. В 4-томном «Словаре русского языка» дано пять значений слова
стиль. Выпишите эти значения в порядке их сужения, в правом столбце
укажите лидирующую область применения, например:

Функциональная разновидность Культура речи

литературного языка

Затем в левый столбец запишите стили языка по В. В. Виноградову, Р.А.Будагову, М.Н.Кожиной, а в правый — стили речи, их варианты.

Как вы понимаете стилистическую норму? Распространяется ли она на стили речи? Почему В. В. Виноградов стилистику художественной ли­тературы выделил особо, не включив соответствующий стиль ни в стили языка, ни в стили речи?



41. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» найдите примеры следую­
щих стилей.

Нейтральный стиль; официальный, высокий стиль; эпистоляр­ный стиль в его вариантах: дружеская, официальная, деловая пе­реписка; разговорно-бытовой стиль в вариантах: салонный, се­мейный, солдатский, деревенский и пр.; ложный пафос; имита­ция народной речи; строгий научный стиль; элементы просторе­чия; стилистические особенности речи военных; индивидуальные стили персонажей: Платона Каратаева, князя Николая Болкон­ского, Пьера Безухова в моменты волнения, М. И. Кутузова, В. Де­нисова, по вашему выбору.

Попытайтесь выяснить (приблизительно), какой объем текста нужен для характеристики индивидуального стиля.

42. Предложенный текст порожден определенной ситуацией. Здесь
усложненный дискурс, проанализируйте его. В помощь вам предлагаются
вопросы: на какие части распадается разговор? Что «за кадром»? Можно
ли что-либо сказать о характерах персонажей? В каком стилевом ключе
идет разговор? Что вы скажете об этике и этикете?

Основное задание: отметить все стилистические особенности речи, всего текста.

— Я слушаю.

— Это вы, Мария Ивановна?
■— Да, это я. А с кем я говорю?

— Я Митя, Сережин друг. Здравствуйте, Мария Ивановна!

— Здравствуй, Митя. Тебе Сережу?

— Да, если можно.

— Сейчас позову.

' ~~ Алло! Митя, я слушаю.

~~ Сережа, вчера была защита курсовых, так всем нам в при-**еР ставили твою работу. Ты меня слышишь?


Да слышу, слышу.

—А почему молчишь?

—А что мне говорить? Работа как работа. И что это вздумали ее
хвалить, даже неудобно получается.



—Ну, не скромничай! Работа интересная. Принеси ее завтра
почитать.

—Хорошо, принесу, а сейчас прости, меня ждут. Всего!

—До завтра.

Обратите внимание: здесь нет авторских слов. Следовательно вся информация, необходимая для анализа дискурса, содержится в реп­ликах.

43. Устно охарактеризуйте стилистические признаки речи в следую­
щих ситуациях:

1. Текст инструкции по уходу за бытовым электроприбором
(например, холодильником).

2. Письмо солдата срочной службы своим родителям.

3. Богослужение в православной церкви.

4. Дневниковая запись немолодого артиста после успешного
спектакля.

5. Разговор детей младшего школьного возраста (свободное об­
щение).

6. Ответ ученика XI класса на уроке литературы.

7. Речь политического деятеля на митинге.

8. Телеграмма делового содержания.

Если сможете, то укажите, к какому из стилей языка можно отнести указанные тексты.

44. Рассмотрите в словарях синонимов (З.А.Александровой или под
ред. Е. П.Евгеньевой) стилистические пометы в скобках: прост., шутл.,
грубо-простореч., высок., разг., книжн., ирон., устар., неодобр., пре-
небр., нов., спец. и др.

Составьте собственные тексты со словами, имеющими такие пометы. В вашем тексте они должны оправдать себя. Один из текстов запишите.

Образец: Лет ему эдак за 50. Эдак (разг.). Работа выполнена на крайне низком уровне. На низком уровне (канц.).

45. Составьте и запишите:

1. Заявление в деканат о своем желании заниматься по индиви­
дуальному плану (должны быть обоснования, мотивировка).

2. Ответ на письмо друга, подруги.

3. Приглашение родителей на свадьбу дочери.

4. Отчет о командировке в Великобританию; командировка н
три месяца, отчитывается инженер-энегетик.

5. Любой текст, выдержанный в высоком стиле, обращенный
высшему лицу (начало XIX в.).


6. Отрывок из мемуаров пожилого человека (расцвет его дея­
тельности приходится на 50-е годы XX в.).

7. Лирические строки в стихах или в прозе (стиль поэтический,
образный, насыщенный иносказаниями, аллегориями).

Дайте устный комментарий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.