Государственная и дипломатическая сфера
1. Речи и переговоры государственных деятелей внутри страны И вне ее.
2. Оформление соответствующих письменных документов. Пе реписка.
3. Законодательная деятельность. Составление и заключение международных договоров, деклараций, меморандумов.
4. Формы придворного и международного этикета.
5. Дневники и мемуары дипломатов, государственных деяте лей.
Общение в быту, в неофициальных и полуофициальных условиях
1.Речевой этикет на разнообразных уровнях, в разных средах.
2. Дружеские и семейные беседы на разнообразные темы — на отдыхе, в театре во время антракта, на прогулках и т. п.
3. Споры, перебранки, конфликты, скандалы и пр.
4. Обсуждения: от семейных дел до международных отношений.
5. Рассказы, воспоминания, планы на будущее и пр.
6. Переписка, ведение дневников, написание воспоминаний ипр.
7. Информация, телефонные разговоры, телеграммы и пр.
8. Литературное творчество.
9. Внутренние диалоги с самим собой, самоанализ до мук сове сти.
Виды речей по их целям
1.По назначению: речь для всех (например, в рекламе); речь лишь для избранных, компетентных, доверенных лиц; речь толь ко для одного-единственного (возможно, только для себя).
2. Информационная цель — сообщение, обучение, просвеще ние и пр.
3. Цель — поиск истины, согласия, примирения, снятия про тиворечий. Например, спор, дискуссия, полемика, обсуждение, работа согласительной комиссии и пр.
4. Ритуальная речь, связанная с традициями, обрядами, рели гиозными актами и пр.
5. Цель — установление контакта, добрых отношений, распо ложения сторон к пониманию друг друга или, наоборот, установ ление субординационных отношений, перевод общения на офи циальный тон и т. п.
6. Цель речи — заинтересовать собеседников, создать условия для восприятия дальнейшего общения. Интригующая речь.
7. Регулятивная, планирующая цель, например инструктаж.
8. Цель речи — воодушевление людей, упавших духом; это речь, обращенная к духовному миру людей, оказавшихся в затрудни тельном положении.
9. Речь убеждающая (проповедь). Уговоры, склонение людей к определенной позиции, к вере чему-то, во что-то.
10. Речь — призыв к действию, преодолению опасности, воз можно, к жертвам.
11. Речь — приказ, императивная речь («язык власти»).
12. Речь провокационная: склонение человека (обычно не без обмана) к предательству, разглашению тайны, поступкам, кото рые противоречат общепринятым понятиям и убеждениям, или — проще — интересам самого собеседника.
13. Речь эгоистическая (даже эгоцентрическая), ее цель — блес нуть своим остроумием, эрудицией, иногда унизить другого.
14. Эстетическая цель: театр, вокальная музыка и пр. Мотивы речи бывают очень сложными, они пересекаются,
однако говорящий должен осознавать свои побуждения, а слушающий должен (точнее, заинтересован) разбираться в мотивах говорящего, конструировать их: ведь такое умение всегда должно быть доминантой понимания всей речи. Это поможет слушателю подготовиться к реагированию.
Стили языка и речи Функциональные стили языка
По В.В.Виноградову:
Функции языка: общение, сообщение и воздействие.
Стили: обиходно-бытовой, обиходно-деловой, официально-документальный и научный — функция общения, сообщения; публицистический и художественно-беллетристический стили — функция воздействия.
Стили речи — это стили жанров художественной и иной литературы, а также индивидуальные стили.
Стиль художественной литературы рассматривается особо.
(Виноградов В. В- Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963).
По Б.Н.Головину и Ф.М.Березину:
Типы социальной деятельности: производственно-трудовая, научная, художественная, управленчески-деловая, политико-публицистическая, повседневно-бытовая.
Соответственно — функциональные стили языка: производственно-технический, научный, художественный, деловой, об-Щественно-публицистический, разговорно-бытовой.
(Бе ре зин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. — М., 1979).
По Д. Э. Розентал ю:
Устно-разговорные (в рамках литературной нормы):
а) литературно-разговорный;
б) разговорно-бытовой (просторечие, арго — вне нормы). Письменно-книжные стили: официально-деловой, публици стический и научные.
Особо стоит беллетристический (художественная проза).
(Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1967).
Стили речи, их разновидности (менее упорядочены, чем стили языка).
По А.Н.Гвоздеву:
Стили публичной речи; стили бытовой, разговорной речи; торжественный (риторический), официальный (холодный), интимно-ласковый, юмористический, шутливый стиль, нейтральный стиль.
(Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. — М., 1955).
По Н.М.Шанскому
Языковые стили
| Подстил и
| Научный Публицистический Официально-деловой
| собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный газетно-публицистический, радиотележурналистский, ораторский собственно законодательный, дипломатический, канцелярский
| (Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1982).
По различным источникам второй половины XX в.:
Народно-поэтические стили: былинный, сказочный, песенный, стиль частушки, пословиц и пр.
Стили жанров и литературных школ: очерковый, басенный, торжественный (ода), классический, стиль проповеди, поучительный, романтический и пр.; прокурорский, библейский, эпистолярный.
Индивидуальные стили (в подражаниях): он пишет в стиле Есенина; стиль Достоевского, футуристов, Марины Цветаевой и пр.
В конце XX в. появились: стиль озвученной письменной речи, стиль детской речи; научный стиль делится на подстили по отраслям знаний — математический, химический; диссертационный стиль, лаконичный стиль, телеграфный стиль.
Примечание: просторечия, жаргоны, профессиональные языки, диалекты к числу стилей не относят.
Качества хорошей речи
Они выбраны из разных источников.
1. Несомненно, общепризнанной оценкой качества речи служит ее культура, как это изложено в главе 6 «Риторика и культура речи».
Но небесполезно обратить внимание и на некоторые оценки, дополняющие признаки, критерии, а иногда и противоречащие общепринятым.
2. Многие не любят слишком приглаженной, закругленной, безупречной речи, речи «без грамматической ошибки» (А. С. Пуш кин), даже не прочь покрасоваться грубыми, нелитературными выражениями.
Что это: дурной вкус, дань обстановке, ситуации или извращенность?
Подобные мнения могли бы быть объяснены плохим воспитанием и необразованностью. Но нет! Это встречается даже среди мастеров слова!
3. В наше время нередко отрицательное отношение слушающих вызывает неумеренное употребление усложненных образов, тро пов, мифологических символов, цитат и труднопереводимых анг лицизмов.
Такое оценочное восприятие совсем не означает, что слушатели малообразованны и не способны понять речь оратора.
Есть и такие сверхсовременные носители и «творцы» русского языка, которые искренне убеждены, что на рубеже веков уже создан совершенно новый русский язык и всякие ориентиры прошлого, по меньшей мере, устарели.
4. Современное восприятие речи предпочитает краткость. Это пока не относится к точно регламентированным речевым актам, например к вузовской лекции, длительность которой от 45 до 80 минут (напомним, что сохранять устойчивое внимание сту денты способны не более 30 минут).
Как известно, краткость — сестра таланта. И хотя многое зависит от ситуации, забывать этот афоризм не следует.
5. Невозмутимость, приписываемая англичанам, обычно вы зывает уважение окружающих. Но бывает и так, что эффектив ность общения достигается взрывом эмоций, даже резкостью, осо бенно в сложных ситуациях.
Риторика никогда не призывала к аффектам, тем более что они обычно непроизвольны и неуправляемы. Аффекты чаще разрушают намечающийся контакт, чем укрепляют его. Но и эта тема наводит на размышления...
6. Наконец, культура речевого общения предполагает толерант ность (с обеих сторон, разумеется), примиримость, снисходитель ность к горячности собеседника, особенно в споре.
Снобизм, высокомерие в общении неуместны, недопустимы.
Спокойно следует относиться и к употреблению диалектных слов и выражений, особенно в речи немолодых людей, не стоит осуждать и умеренного употребления профессионализмов в об-Щекультурном общении.
Никогда не следует забывать, что подлинная культура взаимоотношений — это зеркало личности, что-то вроде визитной карточки незнакомца.
78. Невербальные средства общения (паралингвистика)
Психологи подсчитали, что они в среднем повышают эффективность общения на 35 %; добавим к этому, что в отдельных случаях слова — ничто по сравнению с тем, что говорят глаза, а бывает, что молчание нам понятней всяких слов:
Нет, у него не лживый взгляд, Его глаза не лгут. Они правдиво говорят, Что их владелец — плут.
(Р.Бернс)
Фонационные средства
Изменения громкости речи (усиление или ослабление голоса). Темп речи: убыстрение или замедление передает эмоциональное состояние говорящего, иногда коннотации. Средняя скорость нейтральной русской речи — 120 слов в минуту (70-е годы XX в.), речь учителя — 75 слов в минуту (80-е годы).
Тип голоса: мужской, женский, детский, старческий и пр. Все это несет подчас важную информацию. Например, усталость, возбужденность и пр.
Тембр голоса: передает эмоциональные состояния говорящих. Разновидности тембров: робкий, дрожащий голос — страх или растерянность; жесткий, напористый, командный голос; проникновенный, суггестивный и пр. Имитация тембра: подражание гортанному голосу, женскому голосу и пр. Креативный тембр: устрашающий голос как продукт специальной тренировки.
Интонации смысловые, отражающие синтаксические отношения: завершенность повествовательного предложения, интонация прерванной речи и пр., вопросительная интонация. Логическое ударение — интонационное выделение важных слов. Интонации выделительные, перечислительные. Интонационное разграничение темы и ремы в предложении. Интонационное различение в тексте при различении голосов персонажей.
Интонации психологические, эмоциональные (нередко передают дополнительный смысл): грустная —радостная, интонация скуки или возбуждения, мажорная —минорная, патетическая—ироническая, восторженная или интонация обиды, передающая грубость или ласку, нежность; интонация поучительная, покровительственная; интонация удовлетворения или неудовольствия, беспечности или озабоченности; смеха или слез и др- В русском языке насчитывается более 50 подобных пар.
Если смысловые интонации легко могут быть определены и поставлены, то психологические спонтанны, их трудно сдержать
и еще труднее имитировать: кому не приходилось наблюдать иложную радость, и фальшивую патетику!
Здесь не обойтись без мастерства актерской игры.
Паузы; нулевая фонация:
смысловые паузы связаны с некоторыми интонациями, например в конце предложения;
психологические паузы передают растерянность или гнев говорящего, а иногда привлекают внимание слушающего к тому, что будет сказано;
паузы, передающие речевые затруднения, например поиск нужного слова.
Заполнители вынужденных, а иногда и умышленных пауз:
а) обычно — непроизвольные: а-а-а-аа, ммммм, нуууу, слова- паразиты так сказать, знаете ли и пр. Они не несут информации и оцениваются резко отрицательно;
б) произвольные, паузы-ожидания, бывает угрожающие, под крепляемые взглядом или телодвижениями: покачиванием ноги, перебором четок, листанием книги, невнятным бормотанием и пр.; многозначительные паузы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|