|
Как завоевать слушателей?
Советы выступающему
Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в условиях далеко не идеальных. Призыв: «Граждане, послушайте меня!» порождает только равнодушие, безразличие (а бывает и хуже):
Только граждане не хочут слушать, Гражданам бы выпить и покушать...
(Е.Евтушенко)
Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарное внимание к его речи. Он покоряет слушателей и обаянием своей личности, и мастерством построения, силой слова, и актуальностью призыва, и артистическими приемами... Не гнушайтесь советами, даже взятыми из книги Остера «Вредные советы», — современная аудитория ценит юмор.
Изучайте свою аудиторию, если возможно — заблаговременно: образовательный уровень, возрастной состав, прошлый опыт, убеждения, психологическое состояние в момент общения — возможно, они устали и им не до высоких материй. Привлеките внимание метким заголовком, шуткой, постановкой острого вопроса.
Не спешите выложить перед покупателем самый ценный свой товар: пусть ваша главная идея засияет не сразу, к ней вы подведете слушателей поэтапно, по логическим ступеням. Интерес к вашей речи должен нарастать постепенно, чтобы о вас не сказа-1и: начал он неплохо, но скоро выдохся. Держать аудиторию в напряженном ожидании нелегко, но хуже не замечать падения
внимания. Вводите яркое, необычное, способное возбудить интерес, восстановить внимание аудитории.
Люди ценят краткость и силу слова, но если выступление не может быть кратким (например, лекция), предусмотрите каждые 15 — 20 минут паузы — занимательные примеры, показ картин, шутки, краткие диалоги, даже анекдоты по близкой теме. Однажды в Риме на соревновании ораторов возник спор, кто выразит свою мысль предельно кратко. «Ео rus», — сказал один («я еду в деревню»). — «I», — ответил другой («поезжай»).
Научитесь чувствовать время, в случае необходимости на ходу сокращать объем выступления; плохо, если вы скомкаете заключительную часть, но еще хуже, если будете требовать дополнительного времени.
Всегда учитывайте мотивацию слушателя, она имеет шкалу, так как обычно слушают: по принуждению -> по обязанности, служебному долгу -> по собственному волевому усилию -> по интересу, который зарождается, -> по интересу, который захватывает, —> по увлечению, с радостью.
Советы слушающему
Общение — двусторонний процесс: возможно, что слушающий даже больше заинтересован в нем, чем говорящий. Результат высказывания может иметь следующие формы:
а) ответ или новое высказывание;
б) поступок, действие слушающего, вызванное воспринятым высказыванием;
в) обогащение знаний, интеллекта, памяти слушающего. Иными словами, слушающий — тоже активная личность и важ нейшая сторона общения.
1. Есть такое понятие «речевое ожидание», особый настрой слу шающего: направленность внимания -> одна из форм интереса -> прогнозирование, как и на каком языке будет произнесено вы сказывание —> прогнозирование содержания речи. Если речь вне запна, речевое ожидание не успело сработать, акт общения мо жет не состояться.
2. Слушающий на основе речевого ожидания формирует свою позицию к теме, содержанию того, что он слышит. Воспринятая речь либо гармонирует с ожиданием, либо корректирует его вплоть до противоположного.
3. Прежде чем обнаружить свою реакцию, слушающий выверя ет возможные варианты смысла услышанного (второй план зна чения, возможно скрытый).
4. Есть понятие «благодарный слушатель». Он не перебивает го ворящего, вежлив, внимателен, не затягивает ответа, не искажа ет сказанного, проявляет интерес. Но это не означает, что он так
же легко и быстро подчинится позиции говорящего, что выяснится позднее.
5. Слушатель в диалоге меняет свою роль: становится говоря щим. Мена не должна быть слишком поспешна; в то же время ценится быстрота реакций.
6. Не исключена и такая реакция слушателей на прослушанную речь: все встают и уходят. Это тоже результат произнесенной речи, «обратная связь».
84. Риторический анализ текста
Один из главных методов изучения языка — языковой анализ, впервые разработанный Ф. И. Буслаевым. Его разновидности: грамматический анализ, словообразовательный, фонетический, орфографический, анализ художественного текста и пр. Риторический анализ отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, устное или письменное, от анализа дискурса (потока жизни, ситуации, породившей данное высказывание) до выбора слов. Примерный план анализа следующий.
1. Общая характеристика текста: устный или письменный, вид красноречия — политическое, судебное, деловой документ, по этическое произведение.
2. Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись на стене, речь на митинге, телеграмма, спектакль, монолог в спек такле и т.п.
3. Характеристика содержания: жизнеописание, текст закона, разговор друзей, рассказ о событиях, картина ландшафта (описа ние) и пр.
4. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно, после, кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятель ствах и пр.
5. Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада?
6. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т. п.?
7. В каком стилистическом ключе построен текст (стиль, его разновидность), какими средствами выражена стилистическая принадлежность?
8. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные линии и пр.
9. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фра зеология, афоризмы, монологи и диалоги, архаизмы, диалектиз мы и пр.
10. Соблюдение нормы культуры речи, требований литератур ного языка. Особенности авторского стиля речи.
11. Если возможно — сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей и слушателей, разночтениях, оцен ках, влиянии произведения на развитие науки, искусств, культу ры (театральные и кинематографические интерпретации, созда ние произведений живописи, использование сюжета или образов другими авторами и пр.).
12. Ответ на три вопроса: что хотел сказать автор; что сказал; что сказал ненамеренно? (Н. А. Ипполитова). (См. также с. 22 дан ной книги).
94. Подберите десять разных текстов. Устно потренируйтесь в их рито рическом анализе. Затем выберите один из текстов и выполните его пол ный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа ана лиза, или аннотации, или рецензии. Возможно, вам удастся озаглавить его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства.
95. Представьте себя журналистом, оратором, адвокатом, премьер- министром, театральным критиком, клоуном в цирке... Войдите в роль, постарайтесь выполнить свои функции, как в ролевой игре. Повторяйте это упражнение как можно чаще, сначала без свидетелей.
85. Самоконтроль и самооценка
Напомним, что любое сознательное действие начинается с мотивации, целеполагания и завершается контролем и оценкой.
Самоконтроль осуществляется самим автором по этапам подготовки — от выбора темы до обратной связи. Особенно важно найти истоки неудач, понять, на какой ступени допущена ошибка, каковы причины, пути исправления.
Что же касается оценки, то сам автор — самый строгий судья. Оценка дается сперва общая, синтетическая, — оценивается результат целого выступления, его эффективность. Бывает и так, что оратор недоволен собой, а слушатели заинтересовались, значит эффективность высокая; хотя обольщаться все равно не следует. Позже, на досуге, проводится анализ и автор оценивает свою речь в деталях. Ниже даются схемы того и другого.
Синтетическая оценка
1. Речь удалась, не удалась.
2. Контакт с аудиторией был, контакт был слабый, контакта не было.
3. Оратора поняли, с ним согласились, его не поняли, с ним не согласились.
4. Как оратор держался во время речи? В каком эмоциональном состоянии он уходит с этой встречи, после этого выступления?
Аналитическая оценка
1. Как аудитория встретила оратора? — Доброжелательно, рав- вдушно, безразлично, недоверчиво, неприязненно, с открытой
* враждебностью.
2. Как началась речь? Робел ли оратор или держался уверенно? Вызвала ли вводная часть интерес, оживление, настороженность, безразличие, неприятие?
3. Шел ли доклад по плану, укладывался ли оратор во време ни? Приходилось ли сокращать выступление, менять последова тельность? Если да, то почему?
4. Как можно охарактеризовать настроение аудитории на всем протяжении речи: были ли признаки заинтересованности, какие именно и усиливались ли они по ходу слушания? Когда появи лись признаки усталости слушателей или потери интереса и ка кие? Каковы были признаки непонимания или, наоборот, инте реса и увлечения?
5. Если аудитория реагировала отрицательно, как в целом, так и по частям, то чем это могло быть вызвано?
6. Были ли у оратора ошибки, повторы, неудачные обороты речи?
7. Как он сам оценивает выбор темы, ее раскрытие, свою пози цию, построение (композицию), начало, конец, логику, выво ды? Чем объяснить неудовлетворенность слушателей?
8. Как сам оратор оценивает работу механизмов речи, дыха ние, интонации, не было ли излишнего напряжения, вялости, упрощения, фамильярности, свободно ли он держался, не зло употреблял ли жестами и мимикой?
Полезно послушать, что говорят слушатели — люди прямые, которые не станут золотить пилюлю.
96. Составьте для себя личную программу самообразования и самовоспитания, куда органически войдут риторика, культура речи, социальная активность и пр. В программе должны быть определены: цель как осознанный мотив, содержательная часть — теория, практика, общекультурный компонент. Минимальный срок действия программы — один год.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|