Сделай Сам Свою Работу на 5

Языковое чутье (интуиция)





Казалось бы, язык, в данном случае — русский, изучен до тон­костей, имеются целые библиотеки словарей и грамматик; менее изучены механизмы речи, а для риторики это важнейшая область; Но еще менее исследована языковая интуиция, лежащая в основе овладения языком в раннем детстве, выработки всех речевых на-вЫков, автоматизма говорения, аудирования, понимания, пись­ма и чтения.

Определений языковой интуиции много, они разнообразны:

'Интуитивная реакция на данную форму высказывания со сто-

Р°Ны лица, для которого данный язык является родным, как

|Фйтерий правильности речи» (Ах м а н о в а О. С. Словарь линг-

Истических терминов. — М., 1966). Нетрудно заметить, чтотакое


определение пригодно для взрослого человека, который уже име­ет чутье языка, которое срабатывает непроизвольно.

Как же возникает это чутье? Завесу таинственности приоткры­вает психолог Н. И. Жинкин, он пишет: «При передаче сообще­ния (в мозг человека. — М. Л.) вводится два вида информации: а) о предмете и явлениях действительности и б) о правилах язы­ка, на котором подается сообщение. Последний вид информа­ции вводится в неявной форме, так как правила языка применя­ются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная сис­тема человека и развитие речи в школе // Проблемы совершен­ствования содержания и методов обучения русскому языку. — М 1969. - С. 103).



Свойства этого феномена, определяемого и как «практическое усвоение языка», и как «развитие речи», и как «чутье языка»:

а) интуиция возникает лишь в усвоении закономерностей,
употреблении продуктивных, правилосообразных, повторяющихся
моделей и не появляется в усвоении исключений, непродуктив­
ных форм; этим объясняется легкость усвоения языка на ранних
этапах и трудность — на высших ступенях;

б) интуиция возникает под влиянием аудирования в здоровой
языковой среде, и это относится к иностранным языкам так же,
как и к родному;

в) именно интуиция обеспечивает моментальные процессы
порождения высказываний, аудирования и понимания, и даже
чистоту произношения на родном языке и акцент в неродной речи,
и даже орфографическую интуицию, которую иногда ошибочно
называют врожденной грамотностью.



Открытия в области природы языкового чутья в ближайшее время маловероятны. Иное дело — его исследование на уровне практики и моделирования как механизма моментального (и опти­мального) выбора языковых единиц, форм, интонаций; то же — и в области восприятия речи.

Не исключено, что в дальнейших успехах риторической тео­рии и практики изучение языкового чутья даст наибольший эф­фект.

Прямые передачи по телевидению наших парламентских деба­тов 12-летней давности приводили зрителей в ужас: культура речи избранников народа была удручающе низка.

Заканчивая теоретический раздел данного учебника, его автор случайно включил телевизор. Шло обсуждение в Думе вопроса ° доверии правительству Касьянова. Но автора интересовал уровеНь культуры дискуссии, владения речью: он несомненно повысил^ за прошедшие годы. Быть может, и риторика помогла?


РАЗДЕЛ П. ПРАКТИКА

Глава 10. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

47. Афоризмы: мастерство речи

1. Конечная цель красноречия — убеждать людей.

(Честерфилд Филипп Дормер Стенхон, английский писатель, XVIIIв.)

2. Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, строй­
но, с достоинством при исполнении.

(Цицерон Марк Туллий, римский ора­тор, философ, государственный деятель, I в. до н.э.)

3. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно гово­
рить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

(Ломоносов Михаил Васильевич, рус­ский ученый-универсал, XVIII в.)

4. Чтение — вот лучшее учение. Следить за мыслью великого человека
есть наука самая занимательная.



(Пушкин Александр Сергеевич, великий русский поэт, XIX в.)

5. Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющая­
ся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно.

(Андроников Ираклий Луарсабович, русский литературовед, писатель, импрови­затор)

6. Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.

(Пушкин А. С.)

7. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страс-
ти и сообщать им образ понятий.

(Сперанский Михаил Михайлович, русский государственный деятель, XVIIIXIXвв.)

8- Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,


Простых и ясных слов напрасно не ищите; Но если замысел у вас в уме готов, Вам нужные слова идут на первый зов.

(Б у а л о Никола. Французский теоретик ли­тературы, поэт, XVII в.)

9. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушате­
ля, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, нако­
нец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слуша­
ющее сердце... ^

(Ключевский Василий Осипович, рус­ский историк, XIX в.)

10. Только разработка предмета делает речь восхитительной... При­
влечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим по­
учениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно;
обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и наконец,
замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением.

(Цицерон М.Т.)

11. Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжела­
тельства к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не
сможет склонить его к вашей точке зрения.

(Карнеги Дэйл, философ, психолог, ри­тор, США, XX в.)

12. Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не
признает огонька свечи.

(Гюго Виктор, французский писатель, XIX в.)

13. Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями
красноречия.

(Вольтер Мари Франсуа Аруэ, француз­ский писатель, философ, просветитель, XVIII в.)

14. Стих, как монету, чекань
Строго, отчетливо, честно.
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям — просторно.

(Некрасов Николай Алексеевич, русский поэт, XIX в., «Из Шиллера»)

15. Не пишите риторики, а подберите речи известных ораторов всех
народов и веков, снабдите их подробной биографией каждого оратора*
необходимыми историческими примечаниями — и вы окажете этой кни­
гой великую услугу ораторам и неораторам.

(Белинский Виссарион Григорьевич, русский литературный критик, XIX в.)


16. Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее
должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны
подходить друг к другу и соответствовать целому.

(Платон, древнегреческий мыслитель, фи­лософ, ритор, V—IV вв. до н.э.)

17. Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по
себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, ис­
кренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой и самого говорящего
и ослеплять его и окружающих своим блеском.

(Кони Анатолий Федорович, русский юрист, общественный деятель, XIX— XX вв.)

18. Сила мысли — творческая сила. Во вселенной нет другой такой
творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволю­
ция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле... Чтобы
хорошо жить, надо хорошо мыслить.

(Рерих Николай Константинович, русский художник, археолог, мыслитель, XIX — XX вв.)

19. Мысль изреченная есть ложь.

(Тютчев Федор Иванович, русский поэт,

XIX в.)

20. Свободным человек может быть только в мыслях.

(Хайдеггер Мартин, немецкий философ,

XX в.)

21. Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться ею.

(Гегель Георг Вильгельм Фридрих, вели­кий немецкий философ, XVIII—XIX вв.)

22. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно
было вначале у Бога. Все через него начало быть, что начало быть. В нем
была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Евангелие от Иоанна)

23. Ржавеет золото и истлевает сталь.
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего сильнее на земле печаль,

И долговечней царственное слово.

(Ахматова Анна Андреевна, поэт, XX в.)

24. Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано
иных средств, кроме образов и сравнений.

(Шопенгауэр Артур, немецкий фило­соф, XIX в.)


25. Ложь — это наиболее современная и актуальная форма зла. Фено­
менология лжи. Чрезвычайное разнообразие и тонкость ее форм.

(Бахтин Михаил Михайлович, русский философ, XX в.)

26. (Дело риторики. — М.Л.) не убеждать, а в каждом данном случае
находить способы убеждения.

(Аристотель, древнегреческий мысли­тель, универсальный ученый, IV в^до н. э.)

27. При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать,
выяснить, что делали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начи­
найте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это
важно, очень важно. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы из­
влечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли,
оформить собственные убеждения.

(Карнеги Д.)

28. Высказывание формируется в сложном процессе, который начи­
нается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи (или свер­
нутой схемы предложения) и кодируется (реализуется) в развернутом
речевом высказывании. Доходя до слушающего, это высказывание про­
делывает обратный путь, начинающийся с восприятия сообщения, про­
должающийся в его декодировании — выделении его информативных
узлов — и кончающийся общей смысловой схемой, переживаемой как
понимание услышанного сообщения. v

(Лурия Александр Романович, русский психолог, XX в.)

29. Лошадь узнают в езде, человека — в его речах.
Глухой слушает, как немой речи говорит.
Лиса знает сто сказок, и все про курицу.
Гнев шагает впереди, а ум сзади.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Хочешь узнать человека — вслушайся в его речи. Не любо — не слушай, а врать не мешай. Слушать его можно, а верить нельзя.

(Даль В. И. Пословицы русского народа)

1. Перед вами изречения, имеющие отношение к красноречию, ри­
торике, общению, культуре речи. Подберите сами 5—6 подобных афо­
ризмов, запишите их в тетрадь и в дальнейшем продолжайте пополнять
эту коллекцию.

2. Выберите из учебника 2—3 афоризма и подготовьтесь обосновать
свой выбор: а) предельно кратко; б) развернуто, с тезисами; в) пись­
менно, в виде связного текста (небольшого сочинения).

3. Создайте собственный афоризм на риторическую или любую ДРУ"
гую тему. Запишите; через несколько дней «пошлифуйте».

4. Распределите приведенные выше изречения по следующим тема­
тическим рубрикам: 1) мастерство говорящего; 2) содержание речи


3) требования к форме, языковое мастерство; 4) фактор адресата, на-0равленность на слушающего; 5) весомость мысли, лежащей в основе высказывания; 6) главное в риторике, в мастерстве говорящего; 7) логика; 8) эстетика; 9) механизмы речи; 10) результат общения; Ц) парадоксы; 12) изречения, с авторами которых вы хотели бы по­спорить.

48. Понятия — термины — определения

Каждая область знания, отрасль науки имеет свой круг поня­тий, например, в классической риторике — «оратор», «диалог», «элокуция», в неориторике — «мотивация речи», «механизмы восприятия речи», «коммуникация».

Понятие обобщает существенные признаки класса однородных предметов, в таком качестве оно служит формой мышления. Так, например, признаки диалога: два участника общения; единая тема общения; смена ролей «говорящий—слушающий»; необязатель­ные признаки: устная форма — диалог может быть и письмен­ным; участники видят друг друга — это условие не обязательно, хотя и желательно.

Языковыми формами выражения понятий служат слова и сло­восочетания, в научном использовании это термины; большин­ство из них имеют межязыковые основы (из латыни, древнегре­ческого: дискуссия — лат., этос — греч., контраст — фр., компь­ютер — англ.).

Термины, как правило, однозначны, принадлежат научному стилю языка.

Понятия включаются в системы научного знания через де­финиции (определения). Они ограничивают объем понятия. Оп­ределить понятие — значит включить его в иерархию родов и ви­дов и указать существенные признаки, отличающие его от смеж­ных понятий. Поскольку сами явления, предметы, порождающие понятия, находятся в состоянии постоянного развития, то и де­финиции не достигают абсолютной точности.

5. Из 3—4 словарей выпишите определения (толкование) терминов
красноречие, риторика, оратор, общение. Обратите внимание на расхож­
дения в толковании. Попытайтесь сформулировать свое мнение.

6. Обратите внимание на то, что понятие «риторика» как бы развет­
вляется: риторика как наука и как искусство.

Как вы оцениваете эту двойственность? Покажите на примерах, где Риторика выступает как наука, и где — как искусство.

В чем разница между оратором и ритором! Или эти термины взаимо-Заменимы?

Составьте синонимический ряд к слову оратор: вития, краснобай и Т-П. Попытайтесь объяснить оттенки значения и особенности употребле-^Чя каждого синонима. Можно пользоваться словарями синонимов:


а) под ред. Евгеньевой А. П.; б) словарем Н.Абрамова; в) словарем
З.Е.Александровой.

7. Составьте свой словарь глаголов говорения и слушания по образцу.

Образец: он (или я) произнес услышал

пробормотал и т.д.

Сравните первый и второй столбики. Что дают нам такие ряды сино­нимов?

Подобным образом составьте и антонимические пары: {говорить молчать, говорливый — молчаливый, говорун молчун и пр.

8. Составьте текст (можно диалог), в котором были бы употреблены
синонимические ряды и антонимические пары. Охарактеризуйте инто­
нации, соответствующие 2 — 3 синонимам или антонимам говорения.

9. Организуйте конкурс юмористических сочинений, афоризмов и
пр. на основе разнообразия лексики говорения и слушания в русском
языке.

10. Постройте логические определения пяти понятий по выбору из
следующего списка: «речь» («речевая деятельность»), «текст», «культура
речи», «коммуникабельность» («общительность»), «артистизм», «поэт»,
«судебная риторика», «приказ», «университетская лекция», «заикание»,
«переводчик», «телеканал "Культура"», «консультация».

Образец:

Ближайший род: ^ свойство личности Определяемое понятие: «коммуникабельность»

Отличительные признаки:

1) доброжелательное отношение к людям;

2) раскованность и сдержанность, умение владеть собой;

3) свободное владение языком и механизмами речи;

4) владение риторическими умениями, культурой речи.

11. В тех случаях, когда полное логическое определение вызывает труд­
ности, применяются другие способы раскрытия понятия: а) описание
предмета или явления (иногда говорят об описательном определении);

б) введение понятия в текст (или использование готового текста, рас­
крывающего это понятие); в) замена слова-понятия синонимами, си­
нонимическими сочетаниями с возможными пояснениями; г) приведе­
ние жизненных ситуаций и пр.

Примените какие-либо приемы к раскрытию следующих понятий.

Терпение (отвлеченное и обобщенное понятие); терпение (конкрет­ное значение, проявление терпения, терпеливые люди); космос (слово многозначно: а) в философском значении: мировой порядок, вселенная, мироздание; б) в конкретном употреблении: полеты в космос); куница демпинг; полетность голоса; парадокс (в логике, поэтике).

12. В работе над библиографией по риторике и культуре речи (как и п°
любой другой отрасли наук) рекомендуются следующие источники:

1. Классические труды: Аристотель, Демосфен, Цицерон, древнерУс'
ское красноречие, философы Гегель, Кант. *•


2. Научные (исследовательские) труды, создающие теоретическую базу
изучаемого предмета: А.Ф.Лосев, С.С.Аверинцев, Л.С.Выготский.

3. Литература по смежным областям: лингвистика — общее языкозна­
ние, русский язык, стилистика, культура речи; теория литературы, по­
этика, литературно-художественные тексты как образцы речевого мас­
терства и пр.

4. Учебная литература по риторике, теории речи, культуре речи, по
стилистике, грамматике и пр.

5. Собрания образцов речевого мастерства — речи великих ораторов,
труды мыслителей, собрания писем и документов и пр.

6. Словари и справочники (по языку и иностранным языкам, разным
предметам — психологии, логике, литературоведению, театру и пр.).

Самостоятельно выберите тему; составьте к этой теме библиографию для:

а) реферата, выступления на семинаре;

б) углубленного изучения.

49. Участники речевых контактов, структура общения

Представим себе расположение говорящих и слушающих:

а) двое прогуливаются по дорожке в парке;

б) трое охотников у костра обсуждают свои подвиги;

в) оратор и человек 20 его слушателей расположились перед
ним полукольцом;

г) оратор в узком удлиненном зале; он на трибуне:


Оратор


слушатели слушатели слушатели


Самое неудачное расположение


13. Спроектируйте и изобразите схематически следующие варианты
расположения общающихся: а) беседа 8 — 10 человек за круглым столом;
б) разговор по телефону Москва —Париж; в) суд: обвинение, защита,
свидетельские показания и пр., вся процедура суда; г) фрагмент урока в
школе; д) интервью: корреспондент «Известий» — известный дипломат;
Д) мимолетная встреча старых друзей в аэропорту.

К каждой ситуации — комментарий: Участники, их расположение в пространстве; есть ли ведущее лицо, и если да, то его роль; Цель общая или частная, индивидуальная; общение вербальное и невербальное; регламент, организационная структура и пр.

14. Выберите из какого-либо широко известного произведения рус­
ской литературы текст речи кого-либо из персонажей (например «Золо­
те слово, со слезами смешанное» князя Святослава в «Слове о полку

Иг,

ореве»). Примените к нему известную схему:

Кто говорит? Кому? При каких обстоятельствах? Что говорит?

Зачем (цель)? Как выражает мысль? Каков результат?


На каждый пункт схемы может быть дан лаконичный, краткий ответ или ответ в виде тезисов. Должен получиться связный текст. Попытайтесь озаглавить его.

Попытайтесь также охарактеризовать «риторический идеал» гово­рящего.

15. Примените данную в задании 13 схему к 2 — 3 ситуациям вашей
жизни; напишите эти тезисы так, чтобы они были понятны вашему чи­
тателю, особенно по 3-му вопросу.

Внимательно отнеситесь также к последнему пункту — результату
речевого акта. V

16. Отдельно проанализируйте текст из задания 13 по таким пунктам:
а) размеры речи, ее построение, композиция; б) стиль, его признаки
(лексические, синтаксические и пр.); в) точность, адекватность замыс­
лу, выбор слов, сочетаний; г) образность языка, элементы поэтики.

Примените данную схему и к собственной речи.

17. Выберите какую-либо профессию — такую, которая вам неплохо
знакома. Составьте не менее пяти речевых ситуаций, связанных с про­
фессией, опишите их, а также напишите один из текстов по какой-либо
из этих ситуаций.

18. Пользуясь различными источниками (книжными, личным опытом
и пр.), запишите до десяти имен опытных авторов, ораторов, импровиза­
торов, артистов, писателей по собственному выбору. Особенно ценно ис­
пользование вашего личного опыта знакомства с такими людьми.

Напишите, что вы особенно цените в каждом из них.

19. Дайте собственную характеристику каждого из слов левого и пра­
вого столбиков.

Златоуст болтушка, балаболка,

мастер слова болтун, пустомеля, трепач, краснобай,

(далее самостоятельно) врун, враль, брехун, трепло

20. Охарактеризуйте сами себя как языковую личность. Опирайтесь на
материал данного курса риторики и культуры речи, а также на собствен­
ные соображения. Напомним основные показатели: степень владения
родным языком (русским или иным), неродными языками; владение
механизмами памяти, говорения, аудирования; степень свободы, раско­
ванности и владения собой; владение стилями, нормами языка, интона­
циями и пр.; переписка, много ли пишу, часто ли и охотно ли выступаю
публично; говорлив(а) я или молчалив(а), нет ли у меня дефектов речи;
есть ли друзья, с которыми говорю откровенно; мое поведение в компа­
нии, среди людей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.