Глава 17. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
81. Диалоги, их виды. Дискуссионная речь
Диалогическая речь состоит в обмене репликами, высказываниями; это первичная, естественная форма языкового общения. Ее виды: свободный диалог — дружеское общение двоих; вопросно-ответный диалог, где участники неравноправны: на экзамене, между начальником и подчиненным; спор, полемика — дискуссионная речь; диалог как литературный жанр, например диалоги Платона «Федр», «Горгий»; пьесы —драматические произведения; внутренний диалог с самим собой или с воображаемым собеседником; говорят также о диалоге культур, диалоге поколений...
Диалогом называли также разговор многих, перекрестное общение группы лиц со сложным переплетением адресантов и адресатов; в наши дни появился термин полилог.
Наиболее тщательно изучаются формы и правила дискуссионной речи как средства поиска если не истины, то хотя бы взаимопонимания, консенсуса, примирения сторон. Именно к дискуссионной речи античные риторы и философы применяли термин диалектика. И в ораторской, и в научной речи дискуссии, полемика, споры, опровержения и доказательства, диспуты всегда занимали значительное место.
Термин дискуссия применяется в науке, политике, дипломатии, судебном процессе, т.е. в среде профессионалов, по строгим правилам, в устной или печатной формах. Примеры: широкое обсуждение русской орфографии в предвидении ее реформы (журналы, газеты); телепередачи «Глас народа»: одна из тем — о патриотизме (устно, импровизация); дискуссия в процедуре защиты Диссертации на соискание ученой степени доктора наук; дискуссия, или прения, в Государственной Думе по вопросу о доверии Правительству, парламентские дебаты и пр.
Полемика — это процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута (обычно — в университетах); искусство полемики заслуживает углубленного изучения.
Многие дискуссии вошли в историю, приведя к трагическим результатам. Известно, что и Сократ, и Демосфен предпочли смерть отказу от своих убеждений — научных, нравственных, политических.
Не менее трагична судьба христианских проповедников (1—2 вв. н.э., Рим), позже — судьба Яна Гуса, Галилея, Джордано Бруно, в России — протопопа Аввакума, идеолога старообрядчества (его сожгли никонианцы).
Примером высочайшего полемического мастерства служит переписка царя Иоанна Грозного и князя Андрея Курбского.
На протяжении нескольких столетий в России идет дискуссия между сторонниками западной и самобытной ориентации в развитии России, принявшая в XIX в. наиболее четкие формы в позициях западников и славянофилов.
История культуры знает пример 40-летних споров между двумя великими учеными — Нильсом Бором и Альбертом Эйнштейном. Эта дискуссия, переходя подчас в запальчивую полемику, то ожесточенную, то ироническую и даже шутливую, была прервана кончиной Эйнштейна в 1955 г.
Образцы научных споров студенты могут найти в «Павловских средах» И. П. Павлова — физиолога, первого русского лауреата Нобелевской премии, в повести Д. Гранина «Зубр» (о генетике) и других его книгах, письмах И. Е. Репина, сочинениях П. С. Поро-ховщикова.
Ситуации дискуссионной речи: научные, мировоззренческие (например, Вольтер, Дидро), хозяйственные (например, в кабинете главного инженера металлургического завода), литературно-критические (в оценке достоинств нового романа В. Пелевина), политические и пр.
Возможная проблематика дискуссий: И. А. Гончаров, «Обыкновенная история»; мнения о романе «Доктор Живаго» Л. Б. Пастернака; риторика: наука о мудром слове или о красивом пустословии?; «что день грядущий нам готовит?»; экономика: национализация или приватизация?; что есть истина?
91. Составьте сценарии дискуссионных ситуаций по вашему выбору. Войдите в роль спорящих. Сформулируйте позицию каждого.
Составьте модель дискуссии: ситуация, проблематика, спорящие лица, их позиции, основное противоречие, доводы каждого, наиболее сильные аргументы.
92. Письменно составьте конспект (или тезисы) своего выступления по проблемам «Запад —Восток», или «Традиции — новаторство», или «Кем быть —каким быть», или «Альтруизм — эгоизм» и пр.
93. В любом произведении литературы найдите спор, полемику междУ персонажами на тему, которая вас трогает. Проанализируйте эти сцены по такой схеме: а) произведение, автор, эпоха; б) ситуация, вызвавшая
полемику; в) обсуждаемая проблема; г) участники спора. В чем острота позиции каждого?; д) степень накала страстей; е) на чьей стороне вы?; ж) самые сильные аргументы: 1) логические, 2) мастерство языка и риторики; з) ваша оценка корректности спорящих; и) общая оценка дискуссионной ситуации.
82. Полемические средства
Они представлены здесь в виде перечня в алфавитном порядке; каждое средство сопровождается комментарием.
Аксиома— отправное, исходное положение, которое не требует доказательства; в полемике может служить надежной опорой.
Аллегория(см. главу 15 «Тропы») — иносказание: в споре включает эмоциональный фактор, а также может разрядить излишнее напряжение.
Альтернатива— выбор из двух противоположных позиций: спорящие выбирают позицию и твердо придерживаются ее. Ситуация может быть альтернативной, она требует решения: либо то, либо другое.
Альфа и омега— первая и последняя буквы греческого алфавита, в речи обозначает нечто очень важное, то, с чего начинают и чем заканчивают; от альфы до омеги — «от начала до конца».
Аналогия— подобие, сходство предметов, явлений в чем-то, в каких-то свойствах. Широко используется как аргумент в споре.
Аргументы— доводы, в основном, логические. А. могут служить факты, традиции, мнения авторитетов, аналогии из жизни, математические и прочие научные обоснования, аксиоматические постулаты, примеры от противного (контрарные), статистические данные и др.
Вероятность— степень возможности возникновения какого-то явления, события. Вероятностное прогнозирование — умение предвидеть возможное поведение оппонента в споре, ход дискуссии и, естественно, реагировать соответственно этому.
Гипотеза— предположение, в котором говорящий (автор) почти уверен, но стопроцентных доказательств пока не имеет. В полемике нередко обсуждаются как раз гипотезы, а не окончательные истины. Умение отстоять свою гипотезу, позицию — это и есть победа в споре. Но не следует забывать, что в доказательстве гипотез обычно не хватает эксперимента, фактов.
Двусмысленность— логически некорректное суждение, его следует избегать. Возникает из многозначности слов, ошибок в цепи >ассуждения. Иногда используется умышленно как софизм, но это уть недостойный и рискованный.
Доказательство— одно из основных логических действий, цель РПолемики. В основе доказательства — аргументация, аксиоматика, «от определения», прямые и косвенные аргументы, ссылка на
ранее доказанные утверждения и пр. Слово доказательство имеет второе значение — «то же, что аргумент»: У вас нет доказательств.
Заблуждение— неумышленная ошибка, подчас уводящая очень далеко от истины. Непростительно в полемике: компрометирует спорщика.
Интуиция— способность находить решение задачи, минуя обычный логический путь; знание, источник которого человек не осознает, внутреннее озарение. Приходит на основе огромного опыта познания.
Уловка логическая— сознательное нарушение законов логики, софизм; ее цель — ввести оппонента в заблуждение: объективно — ложь.
Мышление— процесс познания в логических формах понятий, суждений, умозаключений, рассуждений, доказательств; основа формирования высказываний (внутренняя речь). Интеллектуальная деятельность, залог успеха во всех областях когнитивной и речевой деятельности.
Память, ее готовность— способность субъекта сохранять информацию, единицы языка, тексты, образы и воспроизводить все это с огромной скоростью. Натренированная память обеспечивает быстроту реакций в полемике, речи, находчивость, сообразительность, остроумие.
Парадокс— неожиданный поворот мысли говорящего, который, не прибегая к обману, может смутить оппонента, лишить его инициативы. Обладает огромной эффективностью в споре.
Рассуждение— логическая цепь умозаключений, приводящая (при отсутствии ошибок или колебаний) к несомненной победе в споре.
Сравнение— один из самых убедительных, наглядных аргументов в споре.
Тезис— краткое, почти афористичное выражение основной мысли, центральной идеи говорящего, а также утверждение, истинность которого следует доказать.
Факт— действительно имевшее место событие, сильнейший аргумент в споре, если, разумеется, он подтвержден. Грубая ошибка — называть фактом молву, непроверенные слухи и т. п. Факт — прямая вещь.
Софизм— уловка, умышленная ошибка; опирается на подмену понятия, на разные значения слова; скрытый обман; в полемике запрещен.
Язык— знаковая система, код внешней и внутренней речи, позволяющий не только выражать мысль для других, но и скрывать ее по желанию субъекта.
Главным же залогом успеха в споре является богатство знаний, хорошее владение языком и механизмами речи, быстрота и точ-
ность реакций в споре. Спор, полемика — не забава, но нельзя не видеть в нем соревновательного элемента, он сродни спорту.
Этот спорт требует волевого усилия, крепких нервов и спокойного знания: твой противник не постесняется воспользоваться любой твоей оплошностью.
Надо не только знатьтеорию диалога, особенно дискуссионного, но и владеть ею на 99 %. Величайшая ошибка — недооценивать противника! Но нужно верить и в самого себя, свою способность, свой успех: «Не могу молчать, не могу быть в стороне!» Сила духа помогает всегда. И не ради красного словца идет борьба мнений.
Опытный оратор не рвется вперед, он не спеша изучает противников, запоминает их ошибки, но не спешит ими воспользоваться. Небольшими репликами он входит в дискуссию, завоевывая внимание аудитории, и приберегает главное для решающей части спора. Всегда надо иметь резерв; самые сильные аргументы, возможно, так и останутся в запасе. Ведь спорим не в последний раз...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|