Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 12. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ДИСПОЗИЦИЯ»





Планы и их виды

План— это начальный этап творческого процесса: он позво­ляет автору, создателю чего-то нового, представить свой предмет в общем виде, его составных частях. План моделирует этот пред­мет.

План — это схема, эскиз, чертеж, словесный набросок, об­щий вид намеченного. План — это матрица, которая постепенно заполняется предметным содержанием, скелет, каркас будущего сооружения.

Виды планов разнообразны по своей структуре, по детализа­ции; они создаются в сознании человека, их словесное оформле­ние придает им стройность, четкость, упорядоченность, необхо­димую для дальнейшей работы, корректировки, кроме того, — для сохранения, передачи другим людям.

Принято считать, что план (модель, чертеж) создает только человек, животное же действует по инстинкту. Как известно, пче­лы лепят соты для меда с удивительной точностью, термиты строят высокие башни, паук сплетает геометрически безупречную пау­тину. Впрочем, нестандартные решения задач встречаются и в животном мире.

В риторике, построении текстов, литературе используются сло­весные планы: их пункты формулируются в виде номинативных предложений, вопросов и пр. Планы подразделяются на словес­ные, текстовые; графические; картинные, изобразительные; пред­метные, например модель строящегося моста; математические -~ в виде формул.




Планы подразделяются по степени их дробления, объему частей:

простой план, обычно из 4—8 пунктов; сложный план — с подпунктами; микротемный план как предел дробления.

План выполняет свою роль в подготовке к речи, докладу, лек­ции, написанию статьи, книги, а потом обычно не хранится. Но в процессе обучения учитель, профессор все же предлагает учащимся сдавать курсовую или дипломную работу на проверку с планом, чтобы видеть процесс работы и расположение ее частей. Книги выходят с оглавлением (содержанием), которое помогает читате­лю ориентироваться в их разделах.

Современные опытные ораторы редко составляют письменный текст своих докладов, лекций, для них достаточно подробного плана, к которому прилагаются числовые материалы, даты, фа­милии и пр. Такой план служит основой импровизации, а она ценится слушателями очень высоко в сравнении с чтением по написанному.



У некоторых начинающих авторов, например у старшекласс­ников, реже у студентов, наблюдается пренебрежительное отно­шение к планам предстоящего сочинения, устного рассказа, от­вета на уроке. Это пренебрежение не может быть оправдано: дело в том, что без плана текст никто не составляет. Мысленный план составляется все равно, но он отличается от письменного не в лучшую сторону: во-первых, такой план охватывает лишь на­чальную часть предстоящего текста; во-вторых, он не может быть достаточно продуман и тем более — отшлифован; наконец, без записи он забывается и искажается.

Изучение черновиков великих писателей позволяет проследить их работу над планами, выбором слов, текстом рукописей. У боль­шинства из них обнаруживаются планы и черновые наброски не только прозы, но даже лирических стихотворений.

Бесплановость приводит к плохой координации частей, содер­жательным повторам, пропускам. Старые риторики рекомендуют такую последовательность в работе над текстом выступления (со­чинения, устного рассказа):

Первоначальное намерение —> выбор темы —> план —> подроб­ный план —¥ тезисы —> написание или продумывание частей —> полный текст —> исполнение.

Системы образования не допускают пренебрежительного отно­шения к моделированию и планированию: это квалификационные характеристики специалиста, стандарты, учебные планы, програм­мы, алгоритмы умственных действий, чертежи и многое другое.

28. Составьте план доклада на тему «Животный мир региона (обла-Сти, республики), где я живу». По ступеням доведите этот план до выс-




шей степени детализации. Запишите план и отложите на две недели. За­тем проведите тщательную корректировку плана.

Подсчитайте процент доработки.

Тему можно изменить в зависимости от ваших предпочтений, инте­ресов.

29. По одному из разделов плана напишите тезисы, имея в виду, что
они — только для вас, автора, докладчика, а не для других. Тезисы дол­
жны быть удобны для вас как для докладчика. В них могут быть сокра­
щенные слова, условные обозначения, а также те данные, в точном за­
поминании которых вы не уверены.

Опытные ораторы обычно подобные «опоры» изображают на карточ­ках небольшого формата с отчетливой нумерацией.

30. Потренируйтесь в импровизации с опорой на план. При этом имейте
в виду, что импровизация требует «разбега», нужно активизироваться,
увлечься (не теряя контроля над собой).

Импровизатор должен уметь контролировать себя, как мини­мум, по четырем мысленным параллельным линиям:

Первая линия — ведущее опережение, оратор намечает бли­жайшую перспективу на объем микротемы, иногда и больше.

Вторая линия — одновременное построение ближайшей ча­сти высказывания с опережением на 7—9 слов (так называемый упреждающий синтез, по Н.И. Жинкину).

Третья линия — определение отдаленной перспективы, на­пример оратор принимает решение изменить порядок частей в следующем блоке своего доклада или ввести что-то новое, не пре­дусмотренное ранее, или сократить что-либо (время торопит).

Четвертая линия: оратор следит за залом, опытный — ви­дит каждого слушателя, замечает признаки усталости, любое от­влечение внимания и реагирует на все это. И, возможно, на ходу что-то перестраивает в своем докладе.

Нетрудно понять, что такие умения приходят не с первого раза, не с первой попытки. Нужен опыт, тренинг.

31. Приготовьтесь к виртуальному диспуту на тему: «Как строить свою
жизнь — по плану или по порыву эмоций?» Вспомните, что диспуты
были популярны в старых европейских университетах. В них оттачивалось
полемическое мастерство, хотя впоследствии некоторые темы диспутов
вошли в анекдоты.

Диспут будет воображаемый, но рекомендуем записать наиболее ост­роумные аргументы в пользу каждой позиции.

55. Композиция и жанры речевых произведений

В разных областях деятельности людей сложились типы текстов произведений устной и письменной литературы, документов и пр-Термин жанры и сама типология жанров разрабатывались и ис­пользовались еще тысячелетия тому назад.


В наши дни приняты типологии текстов, обладающих четки­ми, иногда жесткими структурами, употребляемыми в государ­ственной деятельности, профессиональных сферах, даже в быту (так называемые формы речевого этикета), в среде военных, пуб­лицистике, театре, судебной практике, медицине (рецепт, исто­рия болезни, ежедневные конференции врачей и пр.), учебных заведениях. Особенно тщательно разработана система жанров в художественной литературе — в эпосе, лирике, драматических произведениях. В античной риторике выделены также жанры, не зависящие от сфер общественной жизни, — описание, повество­вание и рассуждение (теперь их называют типами речи-текста).

В описании указываются признаки предметов, явлений, ри­суются картины — портрет человека, пейзаж, интерьер. В описа­нии сюжет не играет существенной роли, действующие лица — это описываемые объекты и сам автор.

В повествовании излагаются события, развиваются дей­ствия, есть сюжет, персонажи, диалоги. В повествование нередко включаются описания, зарисовки, действие переносится в про­странстве и во времени.

Рассуждение строится на логических умозаключениях, причинно-следственных связях, обобщениях и выводах. Истин­ность какого-либо суждения доказывается или опровергается с помощью аргументов.

Тексты различаются также по стилям, языковым характери­стикам, причем нередко жанр обладает собственными особенно­стями: стиль басни, эпистолярный стиль, народно-поэтический стиль.

32. Охарактеризуйте композицию 4 — 5 жанров, относящихся к трем родам литературы: .

Эпос Лирика Драма

поэма, рассказ, житие, элегия, дружеское водевиль, трагедия

летопись, былина, ро- послание, эпиграмма, (древнегреческая),

ман в письмах, балла- эпитафия, сонет, па- киносценарий, коме-

да, легенда, сага, эдда родия, пастораль, ли- дия масок и пр.

и пр. рическая проза и пр.

Отнесите следующие литературные жанры к родам, которые указаны выше.

Гимн, новелла, частушка, пейзаж, эссе, пословица, притча, Панегирик, автобиографическая повесть, заговор, анекдот, фи­лософский роман, научно-фантастическая повесть, гражданская Поэзия, ода, рубай, памфлет, псалмы, духовный стих, плач, сва­дебные песни.

В случае затруднения выпишите жанр отдельно. Возможно, вы отне-ете их в такие рубрики: ритуальные и обрядовые тексты, эпистолярные

6 Льем 161


жанры, интимная лирика, публицистические жанры, жанры научных произведений (монография и пр.), дидактическая, поучительная лите­ратура, житийная литература, жанры современного телевидения, науч­но-фантастический жанр, народная песня, мифология, мифы народов мира, лубочная литература, лиро-эпические жанры, приключенческая и детективная литература, жанры японской, китайской, корейской поэ­зии.

33. Определите жанры следующих произведений. Укажите признаки,
по которым вы определили жанры этих произведений.

1. Г. Р. Державин «Человек». 2. В. Шекспир «Гамлет». 3. А. Ахма­това «Реквием». 4. И. А. Бунин «Темные аллеи». 5. Платон А. «Федр». 6. Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 7. Нестор «Повесть вре-меннь'гх лет». 8. И. П. Павлов «Павловские среды». 9. М. А. Булгаков «Театральный роман». 10. М. В.Ломоносов «Краткое руководство к красноречию». 11. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 12. К.Д.Ушинский «Детский мир». 13. Т.Г.Шевченко «Завеща­ние». 14. А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». 15. К. И. Чуков­ский «Дневник. 1930—1969». 16. Л. Н.Толстой «Не могу молчать». 17. М. Т. Цицерон «Брут». 18. А. П. Чехов «Три сестры». 19. Вольтер «Кандид». 20. У. Уитмен «Листья травы».

Если окажется, что некоторые произведения из этого списка вам не­известны, замените их по своему выбору.

Одно из произведений охарактеризуйте письменно.

34. Попробуйте свои силы в раскрытии одной темы в разных жанрах;
тема предлагается невеселая: умер друг, талантливый музыкант, компо­
зитор. Вот четыре варианта:

1. Письмо моему лучшему другу, знавшему умершего.

2. Статья в журнале, в газете — некролог.

3. Приглашение на гражданскую панихиду.

4. Запись в личном дневнике.

Отметьте по 2—3 особенности построения и языка каждого из вари­антов. Тему можете выбрать и другую: скажем, не похороны, а свадьба.

35. Продолжите перечень жанров, типов текста, обладающих устой­
чивой структурой и необходимых каждому образованному человеку, не­
зависимо от его профессии.

1. Дружеское письмо. 2. Заявление. 3. Автобиография.

То же задание предложите профессионалу: журналисту, офицеру-свя­зисту, врачу и др. по вашему выбору.

Перечень профессий:референт директора завода, радист на корабле, театральный критик, психолог, работающий на телефоне доверия, гиД' экскурсовод, директор общеобразовательной школы, воспитательнииа детского сада, депутат Государственной Думы и пр.

Указать следует и письменные тексты, и устные высказывания.

Примечание: студенты должны знать, что разные ведомства вы пускают образцы документов и заполнения бланков, имеющих хоЖДе ние в сфере их компетенции.


56. Образцы моделей и схем

Разделы (каноны) классической риторики это:

Инвенция — изобретение; диспозиция — расположение; эло-куция — словесное, языковое выражение, культура речи; мемо-риа — память, запоминание; акция — исполнение, оратория; стро­гая хрия — доказательство.

Ступени работы над темой сочинения (в то же время построе­ние сочинения):

1. Приступ. 2. Изъяснение темы. 3. Причины. 4. Противное. 5. По­добие. 6. Пример. 7. Свидетельство. 8. Заключение.

Схема дедуктивного рассуждения

Теза (тезис) Развитие тезиса Вывод

Аргументы, подтверждающие или опровергающие тезис, — до 20 и более видов доказа­тельств и опровержений.

Приемы аргументации в рассуждении, доказательстве или опровержении:

Анализ, разъяснение или критика самой формулировки тезиса. Обнаружение противоречий в тезисе; двоякое понимание тезиса и другие ошибки.

Приведение аналогий, выделение новизны в тезисе. Или, на­оборот, доказательство повторов в нем.

История вопроса: цель — развитие идеи, заложенной в тезисе; выяснение вклада предшественников, перспектив дальнейшего поиска истины.

Анализ литературы, имеющей прямое отношение к теме или косвенное. Сравнение новой идеи, заключенной в тезисе, с тол­кованием темы в книгах, статьях других авторов.

Ссылки на мнение авторитетов, общественное мнение и пр.

Приведение конкретных ситуаций из прошлого, истории, ли­тературы, прессы.

Переводы с иностранных языков (апелляция к мировой науке и практике).

Различного рода сопоставления, сравнения, противопоставле­ния.

Приведение фактов из личного опыта или из опыта хорошо Известных автору людей.

Доведение логики оппонента до абсурда (Сократов метод: он aic строил диалог, спор, чтобы его противник сампришел к аб-сУРДному выводу).

Проведение специального поиска, эксперимента; доказатель­но тезиса через результат этого поиска.


Нахождение ошибок в рассуждениях оппонента. Доказательство ошибочности его рассуждений.

Подавление оппонентов своей эрудицией, богатством и разно­образием знаний, памятливостью, остроумием, легкостью имп­ровизации, образностью языка. Особенно эффективно в варианте «мозгового штурма», выступления группы единомышленников.

Использование проверенных веками методов доказательства: логики, диалектики, математики; авторитет последней особенно высок. Но необходимо корректно ее использовать, что особенно трудно в гуманитарных науках, где действуют не детерминиро­ванные зависимости между явлениями, как в естественных на­уках, а законы общих тенденций. Например, типичная ошибка применения математической статистики — малый объем выбор­ки, т. е. малое количество фактов, не обеспечивающее надежно­сти вывода.

Авторитет признанных экспертов, экспертных групп и сове­тов, служб аналитиков, имеющих специальную подготовку.

Использование информационных систем.

Выдвижение новых гипотез, опирающихся на обсуждаемую теорию на основе профессиональной интуиции: не исключено, что такая гипотеза подтвердится, и это будет неплохая поддержка спорной теории.

Использование средств изобразительного и акустического воз­действия на слушателей и спорщиков, оппонентов (чертежи, кар­тины, звукозапись).

Индуктивное доказательство по схеме:

накопление фактов, аргументов, вывод

их логическое выстраивание

Признаки функциональных типов речи
Повествование Описание Рассуждение

А. Функции

Изображение жизни Образ, картины, Анализ, обобщение,
во времени и признаки доказательства и пр.

пространстве

Б. Сфера применения

Художественная Поэзия, отчасти — Наука, деловой мир
литература, проза, реже — наука

история, реже — деловой мир

Б. Жанры (преимущественно)

Эпические, Пейзажная лирика, Научные

драматические пейзаж в повести монографии, статьи


Г. Сюжет, действие

Да; бывает Нет Редко

несколько сюжетных

линий

Д. Размеры

Любые, до Малые Любовные до

многотомных многих томов

романов-эпопей

Е. Структура, композиция

Обычно сложная, Изобразительная, Строгая, логическая даже усложненная реже логическая

Ж. Смешение типов речи

Высокий уровень Низкий уровень Низкий уровень

смешения

36. Попробуйте написать сочинение по хрии: тема — из пособий XIX в.:

Не бойся едких осуждений, Но упоительных похвал.

(Гаврилов И.В. Стилистические задачи. — СПб., 1883).

Ответьте", хрия помогает или мешает? Любой ответ надо обосновать.

37. Дедуктивное рассуждение не подвергалось критике никогда. Со­
ставьте подробный план такого рассуждения на тему по выбору (см.
главу 11). Четко укажите, какие приемы аргументации из перечня, дан­
ного в части 55, вы использовали. Полный текст писать не обязательно,
следует выступить устно, если не во всем объеме, то по одной из час­
тей.

38. Составьте таблицу типов речи (текстов, документов, устойчивых
оборотов речи по специальности вашею факультета). Выберите пять наи­
более убедительных примеров для вашей будущей специальности и оха­
рактеризуйте их по следующим пунктам:

а) ситуации, в которых они используются;

б) социальная, юридическая, профессиональная роль, функция;

в) структура, схема, особенности языковых средств;

г) терминология (слова, словосочетания);

Д) воздействует ли на эмоциональную, логическую, эстетическую, Деловую сферы.

39. Перечислите повествовательные жанры в художественной, публи­
цистической, научной литературе.

Каждый человек — немножко писатель в том смысле, что не-Сет в себе творческое начало. Ведь, в сущности, любой речемыс-лИтельный акт — это творчество. Почему бы вам не испробовать


свои силы в стихотворном оформлении этого акта. Что же для этого нужно?

Во-первых, нужна мысль, которая хочет вырваться на свободу.

Во-вторых, раскованность, остроумие, чувство юмора или, на­оборот, пафос — «Ювеналов бич» (Ювенал — римский сатирик).

В-третьих, нужно чувство ритма или хотя бы умение сосчитать ударные и безударные слоги в строчках стихов.

Наконец, возможно, что это самое трудное, необходимо уме­ние выбирать самые точные и выразительные слова — слова, спо­собные «сердца тревожить».

Советуем начать с шутки, юмора: это легче всего.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.