|
Кодовые переходы на внешнюю речь — устную и письменную
До сих пор рассматривались внутренние, скрытые ступени подготовки высказывания; эта подготовка — мотивация, речевая интенция — в первую очередь характеризуется тем, что сразу, изначально нацелена на полный цикл речевого акта — произнесение говорящим и восприятие слушающим и даже на обратную связь. На самом деле подготовленное на внутреннем уровне высказывание все же не всегда реализуется по разным причинам (резко изменилась ситуация; говорящий в последний момент решил промолчать и пр.), но независимо от этого оно было сразу, с мотива-ционного шага, нацелено на вербализацию.
Этим подготовка принципиально отличается от тех вариантов внутренней, мысленной, речи, которые не предназначались для озвучивания или написания; в мысленной речи языковые «шаги» не предусматриваются: например, выбор языка (обычно человек мыслит на родном языке), адресата, стилистические акценты, тс лодвижения...
Даже такие явно неязыковые подготовительные «шаги», ка^ план содержания высказывания, вероятностное прогнозирован^
результата речи в речемысли, не имеющей выхода на восприятие собеседником, строятся иначе либо совсем невозможны.
Следовательно, кодовый переход, вернее, подготовка к нему начинается еще в недрах докоммуникативного этапа, на его ступенях, ранее последней ступени, описанной в части 41.
Что же подлежит перекодированию?
Внутренняя подготовка высказывания протекает в кодах, о которых мы можем только догадываться, но и переходы к внешним кодам — акустическим и графическим — тоже от нас скрыты.
Механизмы кодовых переходов изучал психолог (психолингвист) Н. И. Жинкин, он писал в предисловии к английскому изданию своей книги «Механизмы речи»: «В цепи языковой коммуникации самым доступным является акустическое звено и самым неприступным — участок внутренней речи. Возникает даже опасение, что в эту область (потому что она внутренняя и субъективная) вообще нет научных подходов» (Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. — М., 1998. — С. 85). Нам придется моделировать кодовый переход с внутренней речи на единицы акустического кода, не имея понятия о первом, опираясь на результат перехода, т. е. звучащую речь.
Дело в том, что внутренняя речь не расчленена фонетически, а речь акустическая считается членораздельной, т. е. в ней удается вычленить воспроизводимые звуковые комплексы, условно — фонемы как комплексы колебаний органов речи, фиксируемых в определенных пределах.
Фонемы обозначаются на письме буквами, которые соотнесены с фонемами независимо от их сильных и слабых позиций.
Если бы наша графика (теперь буквенная) была идеографической, т. е. каждая смысловая единица, выраженная одним словом или их сочетанием, обозначалась бы одним знаком — иероглифом, то расчленение речевого потока, слов на звуки для письма было бы лишним. Но понимание устной речи перципиентом все равно было бы основано на звуковой дифференциации, а фонемы, как и при буквенном письме, выполняли бы свою смыс-лоразличительную функцию.
В качестве единицы кодового перехода возьмем не звук речи, Поскольку он имеет множество индивидуальных отклонений и вариантов, а фонему как обобщенный ряд вариантов — позиционных чередований.
Н. И. Жинкин допускал, что она может быть соотнесена с определенным положением речедвигательных органов:
Расположение речедвигательных
| Единица внутренней, мысленной, речи
Единица акустического кода (устной) речи
органов
Для графического кода (только буквенного, где буква или сочетание букв соответствует фонеме) к этой схеме добавляется четвертый член:
Буква как знак, соответствующий единице акустиче ского кода , (.
Согласно такой четырехчленной схеме пишущий может вы брать один из двух вариантов: пишет молча (чаще всего так и бывает), третье звено схемы реализуется лишь мысленно, в во ображении, или пишет, проговаривая вслух или шепотом. Пос ледний вариант обычно используется в обучении письму и ор фографии. V
Процесс кодового перехода с мысленного кода на внешний, звучащий или графический, нередко называют материализацией мысленной речи, при этом подразумевается, что будто в доаку-стическом коде речь не имеет материального выражения. Это неверно: Н. И. Жинкин показал материальную природу еще не озвученной речи в виде речедвигательных, артикуляционных единиц. Почему же нельзя предположить, что и на более глубоких уровнях внутренней речи действуют столь же реальные механизмы? Ошибка кроется в самом определении материи как объективной реальности, данной нам в ощущении: критерием объективной реальности здесь служит субъективное восприятие, материальность которого тоже нуждается в доказательстве. Граница между материальным и идеальным при такой логике растворяется.
Однако вернемся к механизмам кодового перехода.
До сих пор рассмотрению подвергались лишь единицы внутренней речи, соответствующие устной или письменной речи. Мы не коснулись пока иных кодов: кода телодвижений, поз, жестов, мимики; кодов, использующих звучание голоса: кода интонаций, тона, тембра, темпа речи, кода пауз, логических фразовых ударений; тех элементов общения, порождения речи, которые привлекает теория дискурса: пространства, где складывается речевая ситуация, всех окружающих предметов, которые могут участвовать, текущего времени, сведений, которые были получены собеседниками ранее, и многого другого.
Письменная речь намного беднее этими средствами, чем усТ' ное, живое, непосредственное общение людей. В таких случаях пишущий обращается к описанию позы, жестов, мимики.
Трудность здесь в том, что большая часть этих средств имеЮт своим источником эмоциональную сферу, а не интеллект и ДрУ' гие области бессознательного: тревожность, страх, надежда, Ра' дость, ликование...
Нет сомнения в том, что на ступенях интенции эти средства подготавливаются подобно языковым средствам, но о реализации можно с уверенностью сказать одно: координация здесь должна обладать необычайной точностью и во времени, и в смысловом отношении. В письменном варианте все это лишь отчасти компенсируется знаками препинания, шрифтовыми выделениями, словесным комментарием, но в устной речи это предстает перед слушателем и наблюдателем как сложнейшая трагедия, комедия, театральное представление. Устная речь намного богаче письменной, она передает все богатство содержания и эмоций, тогда как письменная речь — лишь факты, логику, информацию. Исследователи, сравнивавшие эффективность этих двух видов речи, отмечали превосходство устной речи в соединении со зрительным восприятием говорящего и всей обстановкой общения не менее чем на 25 %, а в отдельных случаях — в несколько раз.
У создателей систем письма огромные резервы формализованных единиц и в обозначении их знаками, если это возможно.
Однако акустический код имеет и крупные недостатки: он подвержен помехам — шумам, ветру, трудно преодолевает расстояния, трудно воспроизводится (изобретение звукозаписи значительно уменьшило этот недостаток), нуждается во внимании слушателя и его здоровом слуховом аппарате. Добавим к этому, что невербальные средства, сопровождающие устную речь и повышающие ее эффективность, могут действовать в большинстве своем только на близком расстоянии и при хорошей видимости.
И плюсы, и минусы устной речи необходимо не только знать, но использовать полезные и нейтрализовать отрицательные.
В свете вышеприведенного не раз высказывалось мнение о чрезмерном увлечении среди некоторой части ученых термином коммуникация. Возникла обширная литература, в которой этот термин употребляется лишь в информационном значении, он вытесняет такие старые понятия, как общение, а оно намного шире по охвату возможных связей между людьми — связей эмоциональных, дружеских, к которым совсем не подходит термин коммуникация, уместный в технике, военном деле, контактах между кораблями и пр.
Даже в массовой школе в практике овладения ценнейшим богатством людей — их языком в последние десятилетия преобладают Методики коммуникативной направленности, коммуникативной Компетенции, вводятся коммуникативные курсы русского языка.
Уподоблять общение людей, их взаимопонимание техническим средствам коммуникации допустимо лишь с целью моделирования отдельных процессов.
Попробуем представить себе процесс кодового перехода мысленно подготовленной речи на устную, акустическую, и на письменную, графически зафиксированную речь, в виде модели:
Внутренне подготовленная
речь (код образов, схем, понятий,
представлений)
Внутренняя вербализованная
речь (словесный код, порядок слов,
грамматическое оформление)
I
Высшая ступень внутренней речи: подготовка к переходу на
условный код фонем (формируется фонемный состав слов; подготовка просодических средств, интонаций, мимики)
Речедвигательный код — подготовка (внутреннее, мысленное, артикулирование звуков, произносительный аппарат приводится в готовность)
Переход на акустический код: произносительный аппарат приходит в движение, подготовка паралингвисти-ческих средств, пауз, интонаций, телодвижений
Поток устной речи, механизм упреждающего синтеза обеспечивает продолжение начатого, непрерывность речи
Наблюдение реакций слушателей, возможная перестройка первоначального замысла
Подгоговка к переходу на буквенный код, ориентировка на фонемный состав слов, осознанная подготовка к записи по правилам графики и орфографии, выбор шрифта, расположение текста на странице
I
Технический этап записи, соблюдение правил каллиграфии. Самоконтроль в процессе письма.
Обдумывание дальнейшего текста.
Возможные паузы.
Использование машинописи, компьютера и пр. I
Самопроверка, редактирование написанного
Дальнейшее развитие диалога
Восприятие читателем отсроченное
Как видим, в момент кодового перехода на внешнюю речь обнаруживаются резкие расхождения устной и письменной речи: в устной речи с самого ее начала возникает обратный контакт, как бы ни старался собеседник скрыть свои реакции. Говорящий (если он видит слушателя) может учесть эту реакцию в дальнейшей речи. В письменной речи все это исключено и пишущий автор может только прогнозировать реакцию.
Между тем говорящий не бесстрастен, он невольно выдает свои чувства через поведение, темп речи, интонации, волнение, тревожность, которые слабо поддаются его самоконтролю. По этому поводу Н. И. Жинкин пишет: «В процессе речи человек не только выражает мысли, но и "выдает с головой" самого себя, свое отношение к действительности» (Ж и н к и н Н. И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. — М., 1998. — С. 84). В устной речи требуется жесткий самоконтроль, сдержанность: как бы не выдать ту часть внутренне подготовленного. И это не следует расценивать как не искренность, ибо сама природа наделила человека такой возможностью.
Пишущий человек свободнее говорящего, он может дать волю своим чувствам, фантазии. У него впереди возможность редактирования.
Говорит человек не в пустое пространство, он обращается к живому собеседнику, он говорит не ему, а с ним,всем своим поведением, игрой лица и голоса он создает атмосферу общения, а не плоской передачи информации.
Поскольку кодовый переход уже дает исследователю почти готовую речь, которая поддается изучению, мы обратим внимание на любопытные ошибки (метод речевых помех или ошибок), непреднамеренную перестановку фонетических сочетаний. 10 марта 2001 г. телеведущий, обладающий безукоризненной дикцией, произнес «ситуаль...», успел остановиться и далее прозвучало: скандальная ситуация. Случай не частый, и все же в записях автора этой книги имеется «кошкая сера» {серая кошка). По одному-двум случаям нельзя делать выводов, и все же есть над чем задуматься тем людям, для которых культура речи — превыше всего.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|