Сделай Сам Свою Работу на 5

Синтаксис предложения и текста





Культура синтаксического строя речи, в первую очередь, со­стоит в свободе, легкости, плавности и, разумеется, правильнос­ти связей речевого потока, его ритмики и интонаций.

Основные виды предложений достаточно подробно изучаются в школьном курсе синтаксиса: простые и сложные предложения, однородные члены предложения, сочинительные и подчинитель­ные связи в сложном предложении, обособленные обороты — Распространенные второстепенные члены предложения, вводные и вставные конструкции и пр.


Наиболее крупные предложения содержат и сочинительные, и подчинительные связи, и усложняющие конструкции.

Когда человек говорит или пишет, он как бы развертывает син­таксические конструкции, не ставя цель употребить именно при­даточное изъяснительное предложение или обособленное прило­жение, — он стремится выразить мысль. Но контролируя свою речь, он обращается к изученным синтаксическим формам и вы­веряет правильность их построения.

69. Одну и ту же мысль попытайтесь выразить с помощью разных
синтаксических конструкций, например народная пословица Цыплят по
осени считают.

Вариант 1: в форме диалога, где два высказывания.



Вариант 2: в императивной форме.

Вариант 3: с глаголом сослагательного наклонения, союзом если.

Вариант 4: передать содержание пословицы в конкретном значе­нии, без аллегории.

Вариант 5: составить сюжет (повествование) и использовать посло­вицу в качестве вывода (текст в количестве нескольких предложений).

Вариант 6: построить период на эту же тему.

Вариант 7: построить антитезу и пр.

Тему можно выбрать другую.

Все составленные тексты (в одном или нескольких предложениях) необходимо тщательно отредактировать и, по возможности, убрать лиш­нее.

70. Расширьте предложение", введите новые члены предложения; раз­
делите расширенные предложения на части; добавьте придаточные пред­
ложения; введите обособленные обороты и т.д.

Лес поредел, и передо мной открылись луга.

Введите: предложение с последовательным подчинением 2—3 прида­точных; стилистические фигуры — восклицания, параллелизмы, анти­тезы, сравнения, градацию и пр.

Почувствуйте себя хозяином как содержания, так и синтаксической формы своего сочинения. Избегайте двух одинаковых синтаксических конструкций.



71. Запишите свою устную речь на магнитофон (хорошо бы записать
так, чтобы вы об этом не знали). Тема, жанр, стиль — любые. Речь может
быть неподготовленной, поэтической и пр.

Прослушайте запись с критической установкой:

а) владение голосом, темп, интонации, управление силой — гром­
костью, эмоциональное состояние, отразившееся в голосе;

б) владение дикцией, артикуляцией; свобода или напряженность
и пр.

в) размеры предложений, соотношение завершенных и незавершен­
ных предложений, эллипсисы; как построены крупные предложения,
есть ли в них ошибки, каковы недочеты;


г) войдите в роль слушающего: как ваша речь воспринимается дру- человеком? Неплохо было бы действительно привлечь постороннего для оценки вашей речи. Критерии оценки:

восприятие структуры речи, языковых конструкций; понимание смысла, возможные варианты понимания.

72. Студенты обычно пишут конспекты лекций, это один из тради­
ционных учебных жанров. Попытайтесь проанализировать и оценить
структуру этого жанра и механизм работы над ним. При этом ответьте
на вопросы: а) насколько конспектирование отстает от течения лек­
ции? б) удается ли выделить для конспекта действительно важнейшее
в содержании лекции? в) повторяете ли вы в конспекте синтаксиче­
ские конструкции лектора? г) каковы синтаксические особенности кон­
спекта, преобладающие типы предложений; насколько вы осваиваете
терминологическую лексику, как вам удается делать сокращения? Есть
ли в ваших записях собственные, индивидуальные знаки, облегчаю­
щие сокращение?



Как вы считаете, содержит ли сам процесс конспектирования твор­ческий элемент или это работа механическая? Может ли другое лицо пользоваться вашим конспектом или он слишком индивидуален?

73. Составьте текст любого жанра на любую тему или возьмите свой
готовый текст.

Проверьте его структуру по следующим показателям.

1. Единство стиля; как выражен стиль: многими средствами —
отдельными или даже всего одним признаком; уместна ли мена
стиля (если она имеет место).

2. Безупречна ли логика; какими синтаксическими средствами
выражены логические отношения и связи.

3. Корректны ли отношения темы и авторского замысла (воз­
можно, эти отношения не выражены вовсе).

4. Соблюдены ли законы жанра (назвать несколько признаков
жанра). Возможно, назвать жанр не удастся.

5. Охарактеризуйте внутренние связи текста или его компо­
нентов: местоименные замены как средство связи внутри пред­
ложения и вне его; повторы смысловые, лексические, синтак­
сические; связи с применением союзов и союзных слов; состав­
ление текста по типу однородных членов предложения; цепная
или параллельная связь предложений в тексте; вопросы и ответы
на них в составе компонентов текста; вводные слова и предложе­
ния в роли связующего средства; соотношение морфологических
Категорий и форм в пространстве текста, например видовремен-
Ные поля.

6. Чередование картин или сюжетных линий как композицион­
ное средство связи. Обобщения и итоги в той же функции.

7. Интонационный, просодический, рисунок текста или его
Частей.


Глава 14. ЭЛОКУЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (РИТОРИЧЕСКИЕ) ФИГУРЫ

Период

В старых риториках речь подразделялась на отрывистую и пе­риодическую, т.е. состоящую из крупных, усложненных предло­жений. Однако понятие «период» более связывалось с особым типом усложнения: это предложение или компонент текста (сложное синтаксическое целое), которые как бы распадаются на две части. Обычно первая, большая, часть с восходящей инто­нацией состояла из нескольких сегментов; вторая, разрешающая, часть имела нисходящий тон. Период создает богатые возможнос­ти ораторской речи, ступени смысла и раскаты голоса. Модель периода:

 

 

 

 

 

 

      Вер ш и н а        
      и   с        
    е н /   \ т \ У   аподосис
протасис /  
  У у У ступени, или колонны     \ е
ст                 ни

Эта фигура определяет смысл, содержание и интонацию: вне­шнюю, звучащую при устном исполнении, и внутреннюю, эмо­циональную, при чтении «про себя».

Различают периоды временные, противительные, ус­ловные, заключительно-обобщающие и др. (по соот­ношению второй и первой частей). Возможна аналогия с предло­жениями, входящими в состав сложного.

Образцы периодов находим в речах Демосфена, в проповедях ранних христиан, у протопопа Аввакума. Удивительным мастером периода был М. Ю.Лермонтов: это вторая часть «Смерти поэта», сочинение «Панорама Москвы», «Песня про царя Ивана Василь­евича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Осо­бенной высоты поэт достиг в стихотворении, которое приведено ниже целиком:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль в утра час златой,


Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога.

74. I. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения: попробуйте разделить его на интонационные сегменты, наметьте паузы, усиления голоса, повышения тона. Продумайте интонацию каждого ко­лона, аподосиса — итоговой части стихотворения.

Постройте модель стихотворения.

Прочитайте вслух: сначала без слушателей, только для самоанализа, затем перед слушателями. И дайте самооценку.

II. Такой же порядок анализа примените к прозаическим текстам: а) из прозы Л.Н.Толстого; б) из речи директора Царскосельской гим­назии, поэта и литературного критика И.Ф.Анненского.

Если бы Левин не имел свойства объяснять себе людей с самой хорошей стороны, характер Свияжского не представлял бы для него никакого затруднения и вопроса; он бы сказал себе: дурак или дрянь, и все было бы ясно. Но он не мог сказать «дурак», потому что Свияжский был несомненно не только очень умный, но очень образованный и необыкновенно просто носящий свое образование человек. Не было предмета, которого бы он не знал; но он показывал свое знание, только когда был вынуждаем к этому. Еще меньше мог Левин сказать, что он был дрянь, потому что Свияжский был несомненно честный, добрый, умный чело­век, который весело, оживленно, постоянно делал дело, высоко Ценимое всеми его окружающими, и уже наверно никогда созна­тельно не делал и не мог сделать ничего дурного.

Левин старался понять и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него и на его жизнь.

(Л.Н.Толстой)

В силу стремления, вложенного в нас Создателем, мы вечно Ищем сближать в себе мир вещей с миром духовным, очищая, просветляя и возвышая свою бренную телесную жизнь Божествен­ным прикосновением к нему мира идеального, и в этом заключа­йся вся красота и весь смысл нашего существования: стремимся ли мы к совершенствованию или жертвуем собою для блага дру­гих — это творится веяние мира идей, это значит, что в нас со-УЧно затрепетала наша душа, атом бессмертного духа. Чувствуем Ли мы радостный трепет, угадав иную вечную красоту в творчес-


ком подборе звуков или красок, значит нам удалось на миг осво­бодиться от ига вещей и созерцать вечное или, как говорил Лер­монтов, «видеть Бога».

(И. Ф. Анненский)

75. Составьте собственный текст в форме периода объемом не менее 40 слов. Проанализируйте его, начертите схему — его структуру, усо­вершенствуйте — подредактируйте, вслух отработайте интонации, го­лос, позу.

Читая книги, газеты, обращайте внимание на построение крупных предложений и компонентов текста.

i

62. Риторические обращения, вопросы, восклицания

Все эти формы изучаются в синтаксисе и риторическими мо­гут быть названы далеко не всегда. С определением риторические они выполняют особую роль: Цицерон начинает свой трактат «О природе богов» обращением к Бруту («Как ты знаешь, Брут...»), для того чтобы оживить научный текст, нелегкий для восприя­тия, внести элементы диалога в рассуждения.

Восклицания повышают эмоциональный уровень речи, они редко вносят новую информацию в текст, а также они вносят и элемент диалога:

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

(А. Блок)

Здесь — диалог с персонифицированными весной и жизнью.

Особенно разнообразны риторические вопросы: они, во-пер­вых, далеко не всегда имеют адресата: «За что?» Л. Н. Толстого, «Кто виноват?» А. И. Герцена, во-вторых, они совсем не требуют ответа:

О чем ты веешь, ветр ночной?

(Ф.И.Тютчев)

Бывает, что они уже содержат в себе ответ, автор передает свое убеждение в форме вопроса: «Кто не знает дядю Степу?»

Наконец, адресат риторического вопроса бывает очень широк, несмотря на то что назван вполне конкретно:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

К. Симонов обращается не к одному А. Суркову, своему фрон' товому другу, а к миллионам отступавших под желтыми дожДя' ми, оставлявших врагу родные города и села.


Иногда в вопросе содержится утверждение, а не вопрос; обви­нение в форме вопроса, что подчеркивается восклицательной интонацией:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье

Мое С песком и с илом?»

(И. А. Крылов)

76. Найдите в каждом литературном тексте по пять примеров ритори­
ческих вопросов, восклицаний и обращений. Проанализируйте их син­
таксическую структуру и определите риторическую функцию.

Составьте свои диалоги, в которых обращения и вопросы выполняют стимулирующую функцию, важную в продолжении диалога, его направ­ленности и достижении результата.

Изобразите текст, содержащий обращения и вопросы, выполняю­щие стимулирующую функцию, важную в продолжении диалога, его направленности и достижении результата.

Изобразите текст, содержащий обращения, вопросы и восклицания, в виде схемы: покажите не только саму фигуру, но и ее текстовое окру­жение.

77. Смоделируйте: а) ситуацию, требующую общения двоих или не­
скольких собеседников; б) сам процесс общения; это будет диалог или
полилог; в) укажите риторические средства, которые могут быть введе­
ны в данную модель.

Составьте тексты диалогов (полилогов) с обращениями, вопросами, восклицаниями и без них. Попытайтесь определить эффективность этих средств.

63. Антитеза и другие противопоставления

Антитеза — это фигура мысли (лат. амплификация — «распро­странение, введение дополнительных способов выражения мыс­ли»), основанная на противопоставлении сравниваемых, сопо­ставляемых явлений, на контрасте. Она нередко аллегорична, не­сет в себе иносказание.

Языковой, лексической основой антитезы служат антонимы; впрочем, некоторые виды антонимов, например окказиональные, Контекстуальные, сами являются продуктом противопоставлений {от колыбели до могилы, огоньлед, небо и земля) образов, поэти­ческих текстов.

Эффект антитезы — в опоре на закон ритма, симметрии и конт-Раста, на силу и глубину восприятия человеком контрастных яв-Лений: выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее в по-темках.

В антитезе могут противопоставляться не только предметы и явления, но и свойства одного предмета: домище — домик—домиш-


ко, это не город, а городишко, по дороге ползли машины, машинищи. Противопоставленные понятия в антитезе могут причудливо пе­реплетаться, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица);

Как медлит время, когда мы спешим, И как оно спешит, когда мы медлим!

(М.Лисянский)

Антитеза может быть сжатая («Толстый и тонкий» А. П. Чехо­ва, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Война и мир» Л. Н. Тол­стого), противопоставляться могут целые картины — плодород­ные поля и бесплодная пустыня; человеческие характеры; нако­нец, на антитезе строится композиция целых произведений: борьба добра и зла, подлости и благородства, чести и коварства... Воз­можно, что это самая употребляемая фигура, излюбленная как поэтами, так и говорящими в быту.

78. Найдите в произведениях литературы десять антитез, желательно разных. Постройте 2 — 3 схемы антитез.

Подберите 20 пар антонимов; составьте несколько предложений на их основе. В одном из них должна быть логическая противоположность; в другом — развернутые образы, картины; третья антитеза пусть будет усложнена структурно. Еще пусть будут противопоставлены характеры.

Антитезы-парадоксы:

Можно встретить старика лет двадцати — и юношу в пятьдесят

(А.И.Герцен)

Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людь­ми и маленькими вещами.

(И.Ильф, Е.Петров)

Ведь не без основания и не без справедливой причины тот факт, что тогда эллины так рвались к свободе, а теперь так расположе­ны к рабству. Было тогда, было, Афиняне, нечто такое в образе мыслей большинства, чего теперь нет, что и одержало верх над богатством Персов и вело к свободе Элладу, которая не уступала никому ни в морском, ни в пешем сражении... Теперь же все поте­ряно, все расстроилось и во всех делах низ стал верхом.

(Демосфен)

Оксюморон

Это соединение несоединимого, противоположного; фигура иносказательная, поэтическая, сравнительно редко употребляс мая. «Живой труп» — так назвал свою пьесу Л. Н. Толстой; убогая роскошь наряда у Н. А. Некрасова; веселящаяся скука и скучающ011 веселость у Ф.М.Достоевского; смех сквозь слезы у Н.В.Гоюлй-


Нередко повторяются сила слабости; малое в большом большое в малом; горькая радость, оглушающая тишина.

Антифразис

Это прием внутренней антитезы, когда слово в тексте употреб­ляется в значении, противоположном самому себе, например:

О, какой красавец! — о некрасивом, об уроде; Подумаешь, ка­кие мы благородные! — о человеке, который совершил подлость, но держится как порядочный.

Антифразис обычно окрашен иронической интонацией, но бывает, что используется и с похвалой, одобрением: Мастер был — каких теперь уж нет: дом построит, разбойник, — залюбуешься! Здесь разбойник — высшая похвала.

Близка к антифразису энантиосемия, с таким же значением «наоборот»; в одном слове сосуществуют два противоположных значения. Так, бесценный это «не имеющий цены», т.е. «плохой», но в речи употребляется в значении «высокоценный»; блаженный одновременно и «счастливый» (заповеди блаженства) и «глупова­тый, юродивый». Употребление таких двузначных слов создает игру слов, двойное значение, когда под кажущейся благопристойно­стью скрываются презрение, насмешка.

79. Поупражняйтесь в самостоятельном построении противополож­ных конструкций, вводя их в более или менее пространный текст, иначе невозможно будет показать их риторическую роль.

64. Повторы, их виды

Повторы всем хорошо известны как прием заучивания каких-то фактов и текстов. Они также всем известны как назойливые и трудноустранимые ошибки речи, вызванные индуцированностью только что употребленных (или часто употребляемых) слов и их сочетаний. Как видим, оба варианта повторов — полезный и вред­ный — психологически обоснованы.

Как ни богат язык словами, другими знаковыми единицами, но в речи, как в языкопользовании, повторы неизбежны, и в современном языкознании используется понятие «частотность». Языковые средства ранжируются по их частотности, создаются частотные словари, причем частотность тех или иных слов, грам­матических форм служит одним из критериев стиля речи.

Повтор как фигура речи, риторическая фигура, отличается °т непроизвольного следующими признаками:

а) наличием целевой установки на выразительность текста, на
его ритмику, усиление эффекта;

б) включенностью в систему стилистических (риторических)
Фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологи-
ей и терминами.


Лексические повторы наиболее часты, они используются в разных жанрах, особенно в поэтических, так как способствуют ритмике стиха:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

(А. Блок)

Здесь повтор сочетается с приемом перечисления — тоже, в сущности, повтором смысловым и синтаксическим.

Морфемный: повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах:

От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви.

(Н.А.Некрасов)

Такие повторы могут сочетаться с градацией (повторы корня и убывающая градация):

Морены — это высокогорные россыпи огромных каменных глыб, камней помельче, многоцветной россыпи камешков (повторы и убыва­ющая градация).

Синтаксические повторы, параллелизмы, подчерки­вают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напев­ность, используются в фольклоре и литературных произведени­ях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии: «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.

Анафора — единоначатие, эпифора — концовка:

Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом

(М.Светлов)

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А. Блок)

В прозе повторы также имеют место: умышленное повторение важной мысли, чаще не дословное, а в углубленных, усложнен­ных вариантах; личностный, индивидуальный рефрен, который


«оратор заканчивает любое публичное выступление {Карфаген дол­жен быть разрушен?); в научном стиле, в рассуждении гипотеза (тезис) дается в начале и повторяется в конце, на этот раз с оцен­кой; в логической структуре повторяются аргументации; в быто­вом общении — формы этикета и многое другое.

Повтором является и рефрен (припев) в песенном жанре, и повтор строки предыдущего сонета в начале следующего (в венке сонетов), и многочисленные повторы в народных пословицах {Ни радости вечной, ни печали бесконечной — В. Даль), и троекратные повторы в народных сказках, их сюжете, речах героев и т. д.

Повтор и в диалоге с самим собой как предвосхищение ответа:

— Что нам нужнее всего, без чего не прожить и минуты?

— Воздух!

— Бережем ли мы эту драгоценность?

— Нет, не бережем.

(Из газет)

Полисиндетон — повтор союзов — широко применяется и в поэзии, и в прозе:

Ох! Лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...

(А.С.Пушкин)

Как и во всем, в повторах нужна мера: и потому что есть тен­денция превышения меры, и потому что они — стилистическое средство, либо понижающее планку стиля, либо повышающее планку поэтичности.

80. Найдите в литературных, газетных и звучащих, разговорных, тек­стах десять примеров повторов, охарактеризуйте их. Составьте перечень видов повтора, найденных вами.

Составьте самостоятельно текст с повтором (посложнее).

65. Парадокс

Парадокс — логическая фигура, он возбуждает мысль, ожив­ляет общение. Но в последнем — и его риторическая роль: это неожиданное, на первый взгляд, странное высказывание, резко Расходящееся с общим привычным мнением. Пример': «Язык нам Дан для того, чтобы скрывать свои мысли» (Ф.Ларошфуко). Мы Привыкли к другой функции языка: выражать мысли, а не скры-Вать их. Но ведь мнение Ларошфуко тоже может быть доказано Примерами из жизни! Такие умозаключения в логике называют аНтиномией.

В то же время к числу парадоксов относят и известную софис-ТиЧескую задачу «Ахиллес не догонит черепаху», в основе кото-


рой лежит умышленная ошибка — дискретность решающего мыш­ления.

Мастерами парадокса всегда были сатирики, юмористы, сочи­нители анекдотов, авторы 16-й страницы «Литературной газеты», Козьма Прутков.

Риторику, естественно, интересуют те виды парадоксов, кото­рые возбуждают любознательность и интересы, учат «зигзагам мысли», одновременному видению многих сторон явления, ре­шений задачи, моментальному охвату возможных вариантов по­нимания высказывания.

В то же время риторика заинтересована в парадоксе и для конст­руирования речи, ибо парадокс способствует и привлечению слу­шателей, и контакту с ними, нередко дает начало всему ходу рас­суждения.

Наконец, парадоксальные высказывания служат предметом исследований, которые могут лечь в основу создания новых пара­доксов каждым оратором. Построение парадоксального высказы­вания основывается:

а) на многозначности слов или на омонимах;

б) на паронимах;

в) на неготовности людей (слушателей) быстро переходить на
чужую, другую точку зрения.

Примеры парадоксальных суждений: Тише едешь дальше бу­дешь (Пословица.); Коли нет денег на лечение будьте здоровы!; Абитуриент ради поступления в вуз идет на все даже на экзаме­ны; Мало не воруй посадят (Из газет.)

Блестящий пример мы берем из книги В. Солоухина «Осенние листья» (сборник миниатюр):

В английском парламенте один оратор устроил остальным парламен­тариям остроумную ловушку. Оратор огласил с трибуны 4 высказывания разных людей о молодежи:

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насме­
хается над начальством и нисколько не уважает стариков. Перечат своим
родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны,
если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правле­
ния, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокоз­
ненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет со­
хранить нашу культуру.

4. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются
своих родителей. Видно, конец мира уже не очень далек.

Все эти изречения о молодежи, о грозящей гибели культуры, о без­надежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами- То­гда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежи Сократу (470—399 гг. до н.э.), второе — Гесиоду (720 гг. до н.э.), третье "


египетскому жрецу (2000 лет до н.э.), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет.

Получилось в парламенте очень эффектно и даже смешно.

Однако все эти культуры и правда погибли. И горшок найден, увы, среди развалин Вавилона, а не в процветающем городе.

(В. Солоухин)

Каламбур близок к парадоксу, но в нем эффект достигается не логически, а умышленно подобранным в юмористических це­лях словом, имеющим несколько значений. Например: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков); Одни стараются скрыть свои недостатки, дру­гие достатки (Ю. Ильин); Парадокс, не правда ли: надувают вкладчиков, а лопаются банки (Д. Шмелев).

Парадоксы высоко ценились во все времена, мастерами пара­докса были Бернард Шоу, Оскар Уайльд. Как парадокс расцени­вается целое крупное произведение Ж. Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», написан­ное на конкурс, объявленный в 1750 г. французской Академией.

81. Подберите и запишите не менее десяти парадоксальных суждений (из разных источников).

Составьте графическую модель парадокса «В английском парламенте» как «зигзаг мысли». Попытайтесь моделировать и другие парадоксы.

Найдите и запишите парадоксы, которые подскажет вам сама жизнь. Если вам удастся, могут получиться интересные тексты-парадоксы.

Организуйте в свободное время конкурс разнообразных текстов, в основе которых лежит парадоксальная ситуация.

66. Звуковая инструментовка

Фигуры мысли, фигуры синтаксические, фигуры слов... Но наша речь звуковая, следовательно, возможны и фигуры, постро­енные на звуковой игре, или инструментовке (партитуре).

Эта группа приемов включает в себя тонкое мастерство звуко­записи, создающее звуковые образы, музыку речи, редкое мас­терство исполнения.

Вероятно, заслуживает первого места в этом ряду вокаль­ное исполнение словесных произведений. Огромное количество литературных произведений положены на музыку, от частушек до °пер, и это богатство вряд ли следует присоединять к риторике, это другой мир — мир музыки, волшебный мир искусства.

Однако и в литературе, и в повседневном речевом поведении Л|одей музыкальные реплики не исключены, а иногда выполняют Сйою риторическую функцию. Представим себе: собрались моло-ДЫе друзья, в разнообразие споров, шуток нет-нет да и ворвется

7 ■"•- 193


музыкальная фраза, а то и романс... Это, несомненно, улучшает контакт, размягчает сердца, снимает стрессы.

Даже в самых серьезных ситуациях вокальное исполнение гим­на принято во всех странах мира. В докладе пение вряд ли уместно, но цитирование слов песни — обычный прием, во-первых, пото­му что тексты песен общеизвестны, во-вторых, вызывают внут­реннее звучание мелодии.

Теоретики музыки находят много общего в музыке и в языке, они говорят о языке музыки: это язык эмоций, и как таковой он, по-видимому, намного богаче вербального языка.

Вторая область звуковых средств — это голосовые сред­ства: мелодика речи (есть языки, в которых мелодика выполняет смыслоразличительную функцию, подобную функции фонем), мена тональности, громкости, темпа; особо сложная сфера — тембр, его отенки не всегда удается обозначить терминами: вкрад­чивая речь, грубая, подобострастная и пр. Вот как говорит об этом поэт:

Весь город полон голосов:

Мужских — крикливых, женских — струнных.

(А.Блок)

Нередко тембр относят к числу интонаций речи, по-видимо­му, здесь границы условны.

Безусловное владение средствами голоса, голосовой вырази­тельностью включается в число требований культуры речи, здесь есть свои традиции и своя норма. Есть понятие фонации как активности речевых органов, обеспечивающих звукопроизводство. Речевой голос характеризуется суггестивностью (внушае­мостью) , полётностью (слышимостью на большом расстоя­нии), помехоустойчивостью, выносливостью, гиб­костью (готовностью к изменениям тона, тембра и пр.).

Качества, свойства голоса индивидуальны и входят в состав понятия «языковая личность» (в криминалистике индивидуаль­ные голосовые характеристики используются для идентификации личности).

Хорошо развитый голос — важнейшее условие реализации всего набора средств звуковой инструментовки речи, подводящее к ар­тистизму.

В поэтике есть понятие звукописи, или звуковой организа­ции речи: это звуковые повторы, о чем уже было сказано, ритм " чередование ударяемых и неударяемых слогов, симметричное по­строение высказывания.

Особо подчеркнем в этой группе аллитерацию, т.е. текст или его отрезок, звуковой ряд которого создает определенное на­строение:

> 194


Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...

(А.С.Пушкин)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн...

(К.Бальмонт)

Заметим, что современники Бальмонта упрекали его в преуве-тичении роли звукописи. Тем более, в прозе она не должна быть тодчеркнута.

Заслуживает внимания также ассонанс — созвучие гласных з строке:

Милый — сокол, милый — лебедь, Как соскучится — приедет.

(Частушка)

Лила, лила, лила, качала... Белей лилей, алее лала...

(В.Хлебников)

Частый прием не только в текстах поэзии, но и в разговорной речи — звукоподражание: От топота копыт пыль по полю петит (Скороговорка); рев, рычанье, рокот моря; трах-тарарах, голоса животных, птиц, звукоподражательные имена — Муму, ква­кушка, кокошка. Подражание звукам неживой природы: плюх, дзинъ-дзинь, скирли, бултых.

В большинстве случаев такие звукоподражания используются в ситуативной речи детей, игровых ситуациях, юморесках, шутли­вой речи.

Нередко прямого звукоподражания нет, но о нем говорится:

Тяжелозвонкое скаканье По потрясенной мостовой.

(А С.Пушкин)

67. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Другие приемы

Инверсия, или обратный порядок слов в предложении, до-тигает эффекта за счет перенесения ремы на первый план (при 'Рямом порядке слов на первом месте обычно стоит тема, а рема, ■е. то новое, что сообщается о теме, — на втором).

При этом слова, перенесенные на первое место, выделяются [Нтонационно, да и само перенесение их на первое место при­текает внимание слушателей и читателя. На рему переносится и [°гическое ударение.


Пример: Николай Николаевич не позволял себе ни малейшего опоз­дания (прямой порядок). Опоздал-таки на этот раз наш непогре­шимый Николай Николаевич! Инверсия сопровождается в данном случае:

а) иронической интонацией;

б) добавлением частицы -таки, придающей оттенок насмешки;

в) восклицательной интонацией всего высказывания;

г) введением эпитета непогрешимый, усиливающего иронию.
Привел сотник молодую жену в дом свой. Хороша была молодая

жена. Румяна и бела была молодая жена (Н. В. Гоголь.). Здесь инвер­сия во всех трех предложениях: они начинаются с предикатов; этот перенос в данном случае подчеркивает повествовательный характер текста, выводит на первое место действие и признаки. Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и про­пуски легко восстанавливаются на основе:

а) контекста в монологе;

б) предыдущих реплик в диалоге;

в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уве­
рены).

В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) сте­пень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняют­ся пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), же­стами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).

Велика роль в подобных случаях пауз, интонаций, восклица­ний, повышения тона и силы голоса и пр. Примеры:

Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги!

(В.А.Жуковский)

Бессказуемостное построение текста:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца...

(А.А.Фет)

Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией.

В поэтическом синтаксисе к эллипсису примыкает умолча­ние, как правило, умышленное: слушатель или читатель сам вос­полняет этот пропуск, он таким образом вызывает активность вос-


принимающего речь; в его сознании, чувствах порождается об­раз, возможно, богаче самой действительности: Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать и пройти мимо (И. С. Тургенев).

Или — монолог Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина); Ба­рон в подвале бросает в шестой сундук, еще не полный, горсть накопленного золота:

А этот? Этот мне принес Тибо — Где было взять ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно, или, может быть, Там, на большой дороге, ночью, в роще...

Алогизм — фигура мысли, умышленная нелепость, сочета­ние несоединимых понятий — умышленное, разумеется, в расче­те на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное — в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Ис­пользуется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани па­радокса...

Градация — тоже фигура мысли: ряд понятий, построен­ный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, ги­гантский, колоссальный — и малый, малюсенький, микроскопичес­кий, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмо­циональное восприятие:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

(С.Есенин)

Пришел, увидел, победил (предположительно — Александр Ма­кедонский); Никто не мог понять, что происходит, и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она — в панику, которая порож­дает хаос! (Из газет).

82. Схематически изобразите строение фигур, данных в этом парагра­фе. Составьте самостоятельно примеры инверсии, эллипсиса, умолча­ния, алогизма и градации. Найдите эти фигуры в читаемых текстах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.