|
Автоматизм механизмов речи
ЫВает' что говорящий или пишущий прекрасно знает пра- И нормы литературного языка, неплохо выбирает слова, татьТеГ орФ°гРаФиеи и пунктуацией, но слушать его (да и чи-от н Невозм°жно, причем не из-за технических помех, которые Факто™ fС зависят (посторонние шумы, другие отвлекающие Разру,, а из"за субъективных причин. Он порождает их сам. JocTHraaeTC51 Х0Р°Ш0 подготовленная речь, эффект общения не
к°т°РЫх °ВИМСя на некоторых свойствах личности, от развитости 1. » м°жет зависеть результат речевого общения. льнос И \Н ° С т ь в общении, речевая активность, коммуни- Завцсм Ь гое в становлении этих качеств языковой лично-но очеТ °Т Генотипа, условий жизни и воспитания. Но совер-идно, что пассивность, как общая, так и речевая, не
поможет сформировать хорошего оратора да и остроумного лого собеседника, лидера в полилоге. '
Активности противостоит вялость характера, боязнь замедленность реакций, отсутствие находчивости, полноценности», наконец. Общего закона здесь, д?
нет, потому что и флегматики достигают успеха, становятс ^ личными работниками в областях, связанных с речью. И к* С активному характеру легче во многих ситуациях.
2. Постановка голоса — это обычный учебный прел в ряде вузов, например в театральных, иногда — в педагоги ских. Этот предмет включает в себя: е
а) развитие речевого дыхания: его объема, ритмичности vm ния владеть им, регулировать его. Главное в дыхании — его oW. измеряемый количеством слов, которые говорящий может пп изнести одним выдохом. Этот объем увеличивают с помощью \ц ражнений: студент, достигший 10 слов на одном выдохе, увели чивает объем до 12, затем до 15 слов, до 20 и т.д.;
б) овладение разными степенями громкости голоса, темпо' речи; обычный темп речи носителя русского языка — 120 слове минуту (данные получены в 60-е годы XX в.). Для развития рече вого голоса полезно пение;
в) развитие восприятия чужих голосов, а также их различение (голос человека индивидуален, по голосу узнают человека).
3. Развитие д и к ц и и. Это четкое произнесение звуков реч! степень отчетливости произнесения, правильная артикуляция зв\ ков. Определенную роль в дикции играет осознание положений! движений органов речи при произношении звука. Хорошая да ция предполагает свободную подвижность органов речи: нижш челюсти, губ, языка, мягкого нёба, включение (напряжением голосовых связок.
4. Овладение тембром голоса, интонациями, па' з а м и. Это огромные области ритмико-мелодических нюансов зв^ чащей речи, чередования понижений и повышений, интенсиг ности, окраски голоса, обертонов, эмоциональных окрасок. № зы — смысловые, разделительные и особенно психологические тоже активно участвуют в передаче не только прямого смысла- и эмоций, оценочных оттенков: это интонации патетичеей иронические, мажор и минор, радость и горе. Это тембр, окра ^ вающий голос эмоционально: робкий, дрожащий, с надр^ крикливый, «струнный» (А. Блок), игривый, мрачный. Пос ^ ку интонации и тембр передают не смысл речи, а эмоДО1 ' трудно определить логически, им почти невозможно обучать- ^ но передать чувство, не пережив его (точнее — не пережива
Это богатство составляет артистизм. Но и каждый ^HL ловек очень тонко владеет тембром, интонациями, ческими паузами, фразовыми и эмоциональными ударе*111
пение механизмами выбора слов и их грамматиче-ОвЯад и те. семантико-грамматическим струк-вЯаНием речи. Такое умение формируется в родном Р ° чиная с первого года жизни, на уровне бессознательно-' Нзыковой интуиции — языкового чутья. го, т.е- чеЛОвек овладел этими механизмами, то он говорит сво-
Если не спотыкаясь, закругляет фразу, разворачивает сле-бодно, ле^а^оИ автоматизм приходит лишь в результате многолет-дуюШУ10' в0К> высокой речевой активности и обширных знаний, них тре гичеСкие механизмы таких умений, автоматизма в на-ло изучены, но их результаты знает каждый. У людей, ов-■К6 Мщих этой стороной культуры речи, невозможно заметить ладев ^ напряжения, они направляют свои усилиия не на по-ННКаочереДного слова, а на зрительный и эмоциональный кон-нсКт с аудиторией, обдумывание перспектив общения на следующих этапах.
Но бывает, что не срабатывает что-то в механизме, нарушается координация и начатое предложение прерывается, возникает пауза — не смысловая, психологическая, намеренная, а вынужденная, ненужная, и говорящий заполняет ее либо растерянным молчанием, либо так называемым «заполнителем»: мычанием ммм, эээ. Естественно, что контакт с аудиторией прерывается.
Есть, наконец, «язык молчания», т.е. язык телодвижений: жесты, позы, мимика, пантомимика, указания на предметы, которые видят слушатели, и пр. Есть и понятие культуры телодвижений — составной части общей манеры держаться корректно, с достоинством, в меру раскованно, просто и свободно.
Большая часть рассмотренных факторов относится к речи устной. Сущность же механизмов письма — в кодовом переходе с акустического кода на графический, или код фонем. В практике оыстрого неозвученного письма, а это основной вид письма в современном мире, графемы соотносятся с фонемами. Но единицами перехода могут быть и значения, это идеографическое ныеЬМ°' напРимеР Древнеегипетские иероглифы или современ-Шбч Р°жные знаки. Буквенные алфавиты проще в усвоении и нии В пеРедаче текста, но неэкономны в техническом отноше-
в и л ь н>М° КаК деятельность имеет две стороны. Первая — его п р а -3вУЧати° ° Т Ь' Т- е" соблюдение правил графики — обозначения единиц; и графика, и орфография относятся к числу 1т Ь1хнорм.
сторона процесса письма, его навык скорописи — это
Черк. рца пма, его навык скорописи это
пИсца q н ИнДивидуален, по почерку узнают автора, точнее — УНкДии °ропись и ее манера, т. е. почерк, должны выполнять РазбоРЧив еРеДачи мысли; это значит, что почерк должен быть ' Понятен любому читателю. К сожалению, в жизни ча-
сто бывает не так, люди снисходительны к почерку, то, что сами страдают, прочитывая текст неправильно. Следовательно, неразборчивость письма — признак льтуры письменной речи и неуважение к читающее 3
речи и неуважение к читающему
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|