Сделай Сам Свою Работу на 5

Автоматизм механизмов речи





ЫВает' что говорящий или пишущий прекрасно знает пра- И нормы литературного языка, неплохо выбирает слова, татьТеГ орФ°гРаФиеи и пунктуацией, но слушать его (да и чи-от н Невозм°жно, причем не из-за технических помех, которые Факто™ fС зависят (посторонние шумы, другие отвлекающие Разру,, а из"за субъективных причин. Он порождает их сам. JocTHraaeTC51 Х0Р°Ш0 подготовленная речь, эффект общения не

к°т°РЫх °ВИМСя на некоторых свойствах личности, от развитости 1. » м°жет зависеть результат речевого общения. льнос И \Н ° С т ь в общении, речевая активность, коммуни- Завцсм Ь гое в становлении этих качеств языковой лично-но очеТ °Т Генотипа, условий жизни и воспитания. Но совер-идно, что пассивность, как общая, так и речевая, не


поможет сформировать хорошего оратора да и остроумного
лого собеседника, лидера в полилоге. '

Активности противостоит вялость характера, боязнь
замедленность реакций, отсутствие находчивости,
полноценности», наконец. Общего закона здесь, д?

нет, потому что и флегматики достигают успеха, становятс ^ личными работниками в областях, связанных с речью. И к* С активному характеру легче во многих ситуациях.



2. Постановка голоса — это обычный учебный прел
в ряде вузов, например в театральных, иногда — в педагоги
ских. Этот предмет включает в себя: е

а) развитие речевого дыхания: его объема, ритмичности vm
ния владеть им, регулировать его. Главное в дыхании — его oW.
измеряемый количеством слов, которые говорящий может пп
изнести одним выдохом. Этот объем увеличивают с помощью \ц
ражнений: студент, достигший 10 слов на одном выдохе, увели
чивает объем до 12, затем до 15 слов, до 20 и т.д.;

б) овладение разными степенями громкости голоса, темпо'
речи; обычный темп речи носителя русского языка — 120 слове
минуту (данные получены в 60-е годы XX в.). Для развития рече
вого голоса полезно пение;

в) развитие восприятия чужих голосов, а также их различение
(голос человека индивидуален, по голосу узнают человека).

3. Развитие д и к ц и и. Это четкое произнесение звуков реч!
степень отчетливости произнесения, правильная артикуляция зв\
ков. Определенную роль в дикции играет осознание положений!
движений органов речи при произношении звука. Хорошая да
ция предполагает свободную подвижность органов речи: нижш
челюсти, губ, языка, мягкого нёба, включение (напряжением
голосовых связок.



4. Овладение тембром голоса, интонациями, па'
з а м и. Это огромные области ритмико-мелодических нюансов зв^
чащей речи, чередования понижений и повышений, интенсиг
ности, окраски голоса, обертонов, эмоциональных окрасок. №
зы — смысловые, разделительные и особенно психологические
тоже активно участвуют в передаче не только прямого смысла-
и эмоций, оценочных оттенков: это интонации патетичеей
иронические, мажор и минор, радость и горе. Это тембр, окра ^
вающий голос эмоционально: робкий, дрожащий, с надр^
крикливый, «струнный» (А. Блок), игривый, мрачный. Пос ^
ку интонации и тембр передают не смысл речи, а эмоДО1 '
трудно определить логически, им почти невозможно обучать- ^
но передать чувство, не пережив его (точнее — не пережива

Это богатство составляет артистизм. Но и каждый ^HL ловек очень тонко владеет тембром, интонациями, ческими паузами, фразовыми и эмоциональными ударе*111


пение механизмами выбора слов и их грамматиче-ОвЯад и те. семантико-грамматическим струк-вЯаНием речи. Такое умение формируется в родном Р ° чиная с первого года жизни, на уровне бессознательно-' Нзыковой интуиции — языкового чутья. го, т.е- чеЛОвек овладел этими механизмами, то он говорит сво-

Если не спотыкаясь, закругляет фразу, разворачивает сле-бодно, ле^а^оИ автоматизм приходит лишь в результате многолет-дуюШУ10' в0К> высокой речевой активности и обширных знаний, них тре гичеСкие механизмы таких умений, автоматизма в на-ло изучены, но их результаты знает каждый. У людей, ов-■К6 Мщих этой стороной культуры речи, невозможно заметить ладев ^ напряжения, они направляют свои усилиия не на по-ННКаочереДного слова, а на зрительный и эмоциональный кон-нсКт с аудиторией, обдумывание перспектив общения на следу­ющих этапах.



Но бывает, что не срабатывает что-то в механизме, нарушает­ся координация и начатое предложение прерывается, возникает пауза — не смысловая, психологическая, намеренная, а вынуж­денная, ненужная, и говорящий заполняет ее либо растерянным молчанием, либо так называемым «заполнителем»: мычанием ммм, эээ. Естественно, что контакт с аудиторией прерывается.

Есть, наконец, «язык молчания», т.е. язык телодвиже­ний: жесты, позы, мимика, пантомимика, указания на предме­ты, которые видят слушатели, и пр. Есть и понятие культуры те­лодвижений — составной части общей манеры держаться коррект­но, с достоинством, в меру раскованно, просто и свободно.

Большая часть рассмотренных факторов относится к речи ус­тной. Сущность же механизмов письма — в кодовом переходе с акустического кода на графический, или код фонем. В практике оыстрого неозвученного письма, а это основной вид письма в современном мире, графемы соотносятся с фонемами. Но еди­ницами перехода могут быть и значения, это идеографическое ныеЬМ°' напРимеР Древнеегипетские иероглифы или современ-Шбч Р°жные знаки. Буквенные алфавиты проще в усвоении и нии В пеРедаче текста, но неэкономны в техническом отноше-

в и л ь н° КаК деятельность имеет две стороны. Первая — его п р а -УЧати° ° Т Ь' Т- е" соблюдение правил графики — обозначения единиц; и графика, и орфография относятся к числу Ь1хнорм.

сторона процесса письма, его навык скорописи — это

Черк. рца пма, его навык скорописи это

пИсца q н ИнДивидуален, по почерку узнают автора, точнее — УНкДии °ропись и ее манера, т. е. почерк, должны выполнять РазбоРЧив еРеДачи мысли; это значит, что почерк должен быть ' Понятен любому читателю. К сожалению, в жизни ча-


       
 
 
   

культуры

сто бывает не так, люди снисходительны к почерку, то, что сами страдают, прочитывая текст неправильно. Следовательно, неразборчивость письма — признак льтуры письменной речи и неуважение к читающее 3

речи и неуважение к читающему

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.