Сделай Сам Свою Работу на 5

Духовно-нравственное слово





Р°ли вВТор°й главе этой книги уже говорилось о гомилетике и ее сКого СТоРии риторики. Здесь речь пойдет об особенностях рус-ДиЧиям °вного красноречия, связанного с православными тра-

авт°Ра <<рУсский язык, по верному наблюдению А. С. Шишкова,

Ф°РМип ассуждения о красноречии Священного писания» (1810),

вался под содержательным, нравственным и стилисти-


ческим влиянием вечной книги — Библии, и особенно — gB гелия, псалмов, молитв, литургических текстов. Русь, Росси ^ отличие от большинства европейских государств, где языком лигии была латынь) не знала такого периода, когда бы я?е" церковных книг и богослужения не был бы родным языком ве '* ющих. Церковно-славянский язык, несмотря на наличие прц3^ ков старины — славянского алфавита, некоторого количества ^' таревших слов и особенностей произношения — был понятен п\' ским людям и по своей близости к современному русскому, и ^' церковной службе, и по учебникам школ вплоть до начала XX j В большинстве «книг для чтения» — литературных хрестоматий ^ имели место разделы до 50 страниц, напечатанные по-церко» нославянски. В школах использовалась сравнительно-историческая методика, разработанная Ф. И. Буслаевым в 1844 г.



В XX в. все это стало невозможным и вряд ли будет восстанов­лено; мало осталось людей, знающих церковно-славянский язык кроме духовенства. Их речь, даже в светских ситуациях, и поныне отличается своеобразием манеры говорить, произношением, от­части — лексикой и фразеологией. В речи же светских языкополь-зователей славянизмы сочетались с народно-поэтическими эле­ментами, стилем пословиц, старинных песен, былин, отчасти -литературы XVIII — начала XIX вв.

Отметим особенности духовно-нравственной речи:

• речь неторопливая, без крикливых тонов, размеренная,
ритмичная, лишенная эмоциональных взрывов, рассудительная,
реже — поучительная;

• отлично отработанная дикция, с неподчеркнутой, умерен­
ной артикуляцией звуков речи, едва заметной склонностью к се­
верно-русскому оканью;

• сравнительно частое цитирование хорошо известных в наро­
де библеизмов, крылатых слов из Евангелия и других христианс­
ких книг, причем эти цитаты, как правило, органически вплета­
ются в авторский текст говорящего;



• синтаксис речи четкий, размеры предложений не слишком
велики, обычно округлены, интонационно завершены.

Очень высоки требования культуры речи, соблюдения она ориентирована на светские критерии, но в отдельных используются специфические формы, например обращение Фа' тья и сестры — не сестры.

В духовных, богословских учебных заведениях уделяется серье
ное внимание постановке голоса, пению, интонациям, Telvf 'а
«полетности» голоса, заучиванию на память огромного количест ^
текстов и их выразительному чтению, а также готовности памяти
определенный момент «подать» нужные крылатые слова. в

Духовной среды не коснулся кризис риторики, ее запреть XX в., как и вторжение заокеанских модных рекомендаций т


лодвижений», теории «стремления к власти», ориенти­ры^ т фактор бессознательного и осовремененные приемы овки на ч>

к вН0СЛаБЯнизмы в речи светских людей создают окраску торжественного, одухотворенного стиля, что особен-

' поэзии, прекрасный пример которой — «Пророк» „о заметно дс. Пушкина:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим*

На перепутьи мне явился.

Перстами, легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои



Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп, в пустыне я лежал.

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».


ний славянизмы: влачился, персты, зеницы, отверзлись, гор-Речк п^2?я^анъе^ десница, отверстая, глагол — в значении «слово,

Речк 2?ъе^ десница, отверстая, глагол в значении «слово,
содрК рамматические (и фонетические) славянизмы: внял я неба
звал ганье' гад морских, жало мудрыя змеи, Бога глас ко мне воз-
ется' U u внемли- Такие звенящие, чеканные строки, разуме-
°КаЗЫВают й й й

кт сильнейшее воздействие и на речь людей, и на ь самого языка.


Фим — ангел высшего чина, огненный.



*


Ценности языка сохраняются в старинных переводах Ев лия и в текстах, принадлежащих современному проповеднНг'4 «Истина есть Сам Господь. Христос сказал: «Я есмь путь и ист^ и жизнь» (Иоанн. 14, 6). «Истина есть святое Евангелие. Ист!? должна быть законом человеческого бытия. Так у настоящего х стианина: мысли, слова, дела — все едино... Если ты лжешь че^ веку, то ты обязательно, по привычке, будешь лгать и Богу. J°~ литва твоя рассыпается, словно построена она на песке» (AnvC мандрит Рафаил (Карелин). Проповеди. — М., 1997. — С. 104) **

Нравственное красноречие светского назначения обогащает ЛК) дей духовно, пополняет богатства фразеологии и афористики. Во несколько изречений из книги «Цветник духовный» (СПб., 1903! «Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобк после не раскаиваться»; «Не позволяй твоему языку опережать твоей мысли»; «Лучше учиться, ежели, не зная, учить». Одна лишь молитва «Отче наш» обогатила нас удивительными по силе рече. ниями: хлеб наш насущный, да святится имя Твое, не введи нас во искушение, и остави нам долги наши.

Лучше мудрость, не словами блистающая, но свидетельствуе­
мая делами. 1

Особое место в духовной жизни верующих принадлежит испо­веди, т. е. таинству, к которому вряд ли применимо слово красно­речие. Исповедь — это самораскрытие, раскаяние, покаяние, са­моочищение через правдивое признание в злых поступках, мыс­лях, намерениях. Это школа правдивости, искренности, нравствен­ное очищение и личности, и всего общества.

Значительна роль молитвы в нравственной, духовной жизни человека, даже если он не очень силен в вере. Тексты молитв скла­дывались тысячелетиями, в них прекрасные слова и много мудро­сти. Они обращены к Богу и наиболее почитаемым святым, но ш содержание и исполнение укрепляют силу духа людей. В молитве люди находят утешение в горе, страданиях. Молитва бывает и не по канонизированному тексту, верующий слагает ее сам, т. е. об­ращается к Богу: «Господи, дай мне силу перенести мое горе, и укрепи меня. Прости и помилуй».

Деловая речь

Хотя производственные, торговые и иные деловые отнош
ния имели место и в прошлом, но соответствующие им Ф0^
общения — от случайных контактов до сложнейших споров ме
ду фирмами, концернами — получили развитие лишь в поел
ние 3—4 столетия, особенно в последние десятилетия. я>

Кто они, носители быстро формирующейся системы обтс т. Как правило, это люди энергичные, способные принимать оь рые решения, имеющие опыт управления и общения. Но в на


высказывалось мнение о недостатках их образования и 90-* Г.?ДО льтуры- Однако во второй половине 90-х годов положе-общей WниЛ0СЬ> теперь имеются сведения, что директора банков н(1е #3Nie нНЬ1Х предприятий всерьез изучают языки (включая рус-проМЫш ю искусств, философию и риторику. Многие зани-скйй)> ИпоЛИТикой. Важно также, что эти люди интересуются ма-

Mal°SoM общения.

сте^ вая речь преобладает также в деятельности государствен-ужаших министерств, муниципалитетов и департаментов. %Сц категории людей тяготеют к информационным аспектам теории и практике речевой коммуникации, на первый план выдвигаются следующие тезисы.

1 Интересы дела, логика, юридическая обоснованность, кор-ектность, полное отсутствие сантиментов.

Р 2 Слушающий, партнер в деловых отношениях, — это объект еЧи (устной, письменной), от которого зависит успех дела, и он должен ощущать удовлетворение.

3. Говорящий как инициатор общения должен держать нить раз­
говора в своих руках, не уступать ее партнеру.

4. Если слушателей несколько, говорящий должен знать пози­
ции каждого и свою речь направлять не только всем, но и каждому.

5. Говорящий не должен забывать, что в паре «говорящий —
слушающий» он находится в невыгодном положении, «саморас­
крываясь» перед слушающим. Говорящий вынужден идти на риск
в своем «самораскрытии», а слушающий имеет возможность взве­
сить свое дальнейшее поведение.

6. В то же время слушающий, анализируя речь говорящего, дол­
жен решить такие задачи:

а) чему можно верить, чему — нельзя;

б) есть ли в речи говорящего второй план смысла, если есть —
в чем он состоит;

в) какие из предложенных условий ему выгодны или хотя бы
риемлемы для него, как инициатор переговоров, т.е. говорящий,

к нему относится.

и , ■ ^а Участника переговоров должны успеть четко выделить ^формацию в речи друг друга, оценить ее с точки зрения новиз-тивнЧ°СТ0ВерН0СТИ' пеРспектив использования, вероятной эффек-(а так°ТИ этого использования. Причем все перечисленные задачи Чита к С дРУгие) Должны быть решены в условиях острого дефи-ЭеМеНИ И в сопРовожДении вежливых улыбок и этикетных

МарКет То тРебует знания психологии человека, менеджмента, ИпрОгн Нга> Рекламы, теории управления, аналитических умений С11еЧиадиИР0Вания' Неслучайно в деловом мире находят себе место статиСти CTbI ~ аналитики, референты, диагностики, адвокаты, ИКи и даже детективы.


Обычно в деловом общении могут быть выделены этапы — п
варительный, ориентировочный, аналитический, констру^^'
ный, прогностический, юридический, этап итогового взвещ ^
ния и, наконец, принятия решения, подписания акта (конт^
та, договора). Все эти условия, естественно, находят отражен!/
в языке. е

Устные деловые переговоры, как правило, стенографирую
или записываются на магнитную ленту. с

Характеристики делового текста:

а) четкая целевая установка;

б) четкое определение предмета обсуждения;

в) указание участников делового контакта, даты, часа и мест-

г) соблюдение юридических норм;

д) однозначность терминов и формулировок;

е) отказ от аллегорий, метафор, изобразительных средств, ко
торые могут привести к неточному пониманию текстов, жесткое
соблюдение норм литературного языка, официально-делового
стиля.

Как видим, провозглашаемое ныне информационное общество, возможно, наиболее полно отражается в этой области речевого мастерства. И компьютер как важнейший инструмент информа­ционного мира находит в деловой риторике самое широкое при­менение.

22. Судебные дискуссии

Пожалуй, о мастерстве судебных ораторов написано больше чем о других видах красноречия: Аристотель, Гораций, Кант, До­стоевский, Кони, Лев Толстой в «Живом трупе», «Воскресении» Эта область деятельности людей всегда вторгается в трагические судьбы, само право судить — на грани допустимого, здесь любое равнодушие бесчеловечно, а ложь и несправедливость — несмы­ваемый позор. Поэтому развитие судебной риторики есть и след­ствие, и орудие гуманности и демократии: неслучайно в России появилось так много прекрасных судебных ораторов во 2-й поло­вине XIX в.: Ф. Н. Плевако, П. С. Пороховщиков, К. К. Арсенье* К. Л. Луцкий (см.: Судебное красноречие русских юристов пр° шлого. — М., 1992). В эти годы успех судебного красноречия опре делился построением самой процедуры судопроизводства, РоДИе1 шейся еще в Афинах, — это две стороны процесса: суд протек как дискуссия сторон обвиняющей и защищающей под пре тельством независимого судьи.

Решение суда опирается не только на дискуссию, но и казания свидетелей, признания обвиняемых, но высокая ра, нравственное благородство, знание жизни и психологии* конец, человеческое обаяние самих юристов во многом опре#


дливость. Сошлемся на авторитет К. А. Арсеньева, авто-ют сПРаВ pVCCjcoe судебное красноречие»:

адача исполнена, если нам удалось показать характеристиче-

^aUia пусского судебного красноречия. Главную его силу составляет

ские черть^ самая простота, которою запечатлены лучшие произведе-

про литературы. Русский судебный оратор... не становится на

ния РУсС гоняется за эффектами, невысоко ценит громкие трескучие хОдули, g0JIbUie беседует, чем декламирует и вещает, обращается больше фразы- смЫСлу, чем к фантазии присяжных... Он никогда не говорит кзДрав публики... (Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.К.Грау-ЛЬК°Л

Ход судебного разбирательства привлекает многих, и не празд-любопытство здесь главная причина. Судебный процесс — сво-Нобразная школа жизни, справедливости, культуры, мышления и языка школа высочайшей ответственности, ведь от мастерства и внутреннего чувства справедливости юриста зависят судьбы лю­дей. Лучшие ораторы всегда выступали против усложненной речи на суде, особенно против употребления специальных иноязыч­ных терминов — типа ингредиент, феномен, которые часто непо­нятны подсудимому.

Судебная практика требует высокой точности терминов и даже обычных разговорных слов, не допускает смешивания паронимов: необходимо отличать зачинщика от подстрекателя, не смешивать премию с вознаграждением или заработком, кровотечение с крово­излиянием, аффект с эффектом.

Русские судебные ораторы обращались не только к разуму, но и к чувствам присяжных и судей: советовали даже не скупиться на метафоры. Так, Сергеич (П. С. Пороховщиков) приводит пример из Цицерона: «рассудок говорит — закон требует»; «моя речь на­чинает седеть»; «когда надо молчать — ты кричишь, когда следует говорить — ты молчишь».

Но судебные речи не ограничиваются только дискуссией сто­рон. ^ам судебный процесс — это лишь видимая часть айсберга, • е. следствия, которое иногда длится годами. И строится оно тоже с Текстах> составляющих десятки томов: это протоколы допро-ныё Свидетельские показания, материалы прессы, письма, лич-CTDa аписи> а бывают и запрещенные средства, например перлю-°бще Я ПИсем и подслушивание телефонных разговоров. Процесс У Ия СЛеДователя с подозреваемым чрезвычайно сложен и по- Неслучаино это общение не раз становилось предметом еН исслеД°вания в лучших произведениях мировой

итеоат^ Д у рд р

нИе и ц Ь1' напРимер в романе Ф. М. Достоевского «Преступле-

Вооб Казание>>-

Ственных С СИтуации> связанные с нарушениями правовых и нрав-Норм, через речи, внешние и внутренние, возможно,



ярче всего обнажают обычно скрываемый мир самых самых светлых побуждений человека. И его суд над самим происходит в форме беспощадного внутреннего диалога, н"ч* этом в следующей части. ° % 23. Мысленные монологи и диалоги Традиционная риторика никогда не включала внутреннюю п в круг своих понятий, особенно — собственно ораторских. И зд она не обозначена как вид красноречия. ' eci Но мысленный этап подготовки высказывания всегда был поле ее внимания. Мысль и слово — неразделимы. К формирсщ1 нию мысли привлекались законы и правила логики, их систем разрабатывались с высокой тщательностью, эта сторона ритопо ческого действия ничуть не устарела. Современная же риторика расширяет свою сферу, распростра- няет ее практически на все виды речи, включая и внутреннюю мысленную. , И сразу становится ясно, что здесь одной лишь логики недо статочно. Внутренняя речь тоже имеет свои виды, они функциональны их критерием служит степень осознанности и управляемости/не­управляемости. Отметим следующие виды внутренней речи.

Вид 1. Мысленная подготовка предстоящего высказывания 2. Тихое чтение «про себя» (когнитивная функция — познавательная) 3. Мысленное решение задач разной степени слож­ности, а также мысленное конструирование (графиче­ское, вербальное и пр.) 4. Воспоминания и раз­мышления со значительной долей элементов образного мышления

Признаки

Происходит постепенная верба­лизация речевого намерения (ин­тенции) вплоть до соблюдения норм культуры речи (даже орфо­графии)

Внимание сосредоточено на пони­
мании и усвоении содержания, за­
поминании; значителен оценочны»
подход -

В центре — логика; может сопрО' вождаться записями, чертежами т. е. внешней, графической фр речи

Управляемость невысокая; ■ бывает аморфна, языковые ф°Р беспорядочны, даже тематика неустойчива


           
   
   
 
 


^Г 5-д оГро

твор-

еЯтельность; имеет количество ва-комбинаций. Пла-у- ние своей деятель-нИр° (регулятивная функ­ция)

Г^пэенн диалог, обычно спор с реальным л или литературным

героем


При всем разнообразии вариантов осознанность и управляемость вы­соки. Целеустремленность, высо­кая активность, а иногда — высо­кий уровень эмоций, увлеченность, даже вдохновение. Выбор языковых форм

Высокая степень осознанности, увлеченность, иногда — эмоции высокого накала. Достаточно вы­сокая языковая оформленность, вплоть до выбора языковых средств


 


7 Внутренний диалог с самим собой, самоанализ, комплекс неполноценно­сти, муки совести, обраще­ние к Богу, иногда в итоге душевное облегчение, но бывает и суровый приговор


Высокий уровень внутреннего, духовного напряжения, эмоцио­нальный накал, четкая мысль, но строй речи, языковые формы обычно не осознаются


Внешняя речь в жизни человека редко занимает больше 3 — 4 часов в сутки. Лишь некоторые профессии требуют большего. Но в мире внутренней речи человек живет все остальное время, кро­ме глубокого сна.

Из вышеназванных семи видов внутренней речи лишь первый всегда был предметом риторики или других образовательных сис­тем. Можно отметить также отчасти тихое чтение, решение задач, планирование. Неориторика делает попытки управления некото­рыми видами в отдельных ситуациях (кроме 7-го, разумеется).

Люди бывают говорливые и молчаливые, интроверты и экст­раверты. Если судить только по внешним высказываниям, то зам-

утыи, немногословный человек интеллектуально неполноце-бол' Н° жизнь не подтверждает такого вывода. Скорее наоборот:

^ливость сродни глупости, беспринципности. °бхопЗМОЖН°' ЧТ° Развиваюшая сила речи, языка, текстов может СамогоТЬСЯ ^С3 озвУчивания и графической записи, хотя бы для Отчаст Ъекта- Если это предположение справедливо хотя бы самовос 10 ритоРические правила и фигуры не будут лишними в ИнДИвипЛИТаНИИ' ^менно в этои сфере, наиболее драгоценной для ЗНаНия ' С0ВеРШается самое ценное в человеке: акты самопо-

Это0р;аМосознания! самооценки, саморегуляции. СТвенноиЛасть духовного мира человека, подчас сокровенной нрав-Йе^' Ко ^еятельности, как правило, недоступной для других лю-Зненно важной для самого субъекта.


               
   
 
 
   
   
 
 

Pet,

Мир этот необычайно богат и мало познан: сознание
лект, разум, память, чутье языка — языковая способность
воображение, интуиция, тревожность, необъятный мир эмоц' -1
это мир ценностных ориентации личности и нравственности **
веры, убеждений, любви... lKi1

Есть области, которые неподвластны самому субъекту, _ бессознательного: интуиция, тревожность, антиципация " предвосхищение, в какой-то степени — воображение и тв'о ^ ство.

Во внутренней жизни человека, во всяком случает — в неко рых видах, наблюдается раздвоение своего «я»: оно очевидно внутреннем споре с самим собой, менее заметно при чтении переживании прочитанного, в ситуациях выбора, колебаний

Кроме того, есть относительная свобода этих внутренних ы нологов и особенно диалогов — и во времени («меня никто ■ ничто не торопит»), и в отношении возможных неудач и ошибок («меня никто не осудит, кроме меня самого»). Эта свобода создает для субъекта условия недосягаемой во внешней речи глубины твор. чества: именно во внутреннем диалоге совершаются решения са­мых трудных и ответственных задач, делаются изобретения и от­крытия, порождаются новые идеи.

Бытовое общение

Платон и Аристотель уделили существенное внимание друже­ской беседе как предмету риторики. Аристотель считал наличие хорошего друга главным компонентом счастья: беседа облагора­живает людей, обогащает их, приносит радость. Но житейское общение далеко не исчерпывается беседами друзей. Это деловые переговоры, застольные речи, праздничное веселье, нравствен­но-назидательные советы и требования в семье, шутки, острой1 ные рассказы и парадоксы, литературные, научные, политиче ские споры и интимные обьяснения, светские этикетные турни­ры в антракте...

Все это — элементы культуры, и каждый человек должен вл1
деть ими и для самоутверждения, и для удовольствия, а нередко
и с прагматическими целями. (

и оо Р

В XX в. сфера влияния риторической теории и практики раст рилась, ее цель теперь определяется как поиск оптимального ^ горитма эффективного общения в современном обществе (^ Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики 1991). В это определение, несомненно, включаются разнс ные формы бытовых речей.

Несмотря на разнообразие, удается выделить некоТ°Р^от щие особенности в этой области, не свойственные или ребительные в других.


чи чаще всего спонтанны, неподготовленны, отража- ^ Эти Р ные настроения, чувства, порывы. В них отчетливо р-г сй1°мИ „Индивидуальность каждого субьекта. В этих ситуациях рЫР^321 й часто сожалеет о сказанном, о своей поспешности. гОвоРя1Х1И господствует диалог и часто бывает полилог как обще- 2. ЗЯесЪ собеседников или даже многих. Внутренняя связ-

ние "ь г0 текста очень высока, отдельные реплики могут ока-ность Ус^ нЯТНЫми вне текста. Здесь в высокой степени приме-заТЬ°теомин ситуативная речь.

ним ' цИ0Нальный уровень в бытовом общении также может ысок в диапазоне от восторженного до злобного, что мо-бь1ТЬ дИВест'и к сквернословию и оскорблениям. жет пр рную роль играют невербальные средства обще-

паралингвистические коды, весь тот «поток жизни», кото-НИй' учитывается в анализе дискурса. По этой же причине умеет-рЬ1 умолчания, намеки, аллюзии, ссылки на события, которые известны только собеседникам.

5 Соблюдение литературной нормы наблюдается не всегда, сти­ли — от литературно-разговорного с элементами патетики до раз­говорно-бытового с элементами просторечия, диалектизмами, ар­готизмами.

В общем бытовой речи часто бывает свойствен ролевой харак­тер общения и даже артистизм, раскованность.

6. Наконец о жанрах. В других видах речи (кроме внутреннего диалога) довольно четко выделяются жанры, типы документов и пр., что позволяет применять понятие «законы жанра». В бытовой речи эта возможность ослаблена, роль стандартов здесь понижена. Лишь в отдельных ситуациях возможно говорить в жанре анекдо­та, выступить с панегириком и т. п. В трактовке речевых жанров часто бывает нужна сдержанность.

Разговорная, бытовая речь представляет собой пространство активного применения правил культуры речи.

Бытовое общение, на первый взгляд, дело частное, однако

ельзя отрицать его социальной природы: она выражается в лич-

контактах не только в семье, но и за ее пределами. Бытовое

оно лИе мельчаишими нитями связывает, цементирует общество,

Разви РМИрует У кажД°го человека черты коммуникабельности,

Тель Вает гибкость языкопользования, чувство юмора, вырази-

сМягча°ТЬ речи' Умение непринужденно держаться в обществе,

дРУЖбнЬ напряженность в отношениях, уступать во имя мира и

На: в сутг^ ^Ытовои Речи и ее языковых средств пока мало изуче­нных ^Ности> все языкознание построено на материале литера-ИнДивидуК°Т0В' пРеимУЩественно письменных, где своеобразие МеРе сня Н°СТИ' поиск новых средств выражения в большой


tl


Лишь в последние десятилетия стали появляться
ния в области разговорной лексики, разговорного
фонетики, невербальных средств разговорной речи,
ное место бытовому общению принадлежит в трудах
вистов, социолингвистов. Отдельные исследования расцен"и П11т~
языковые средства бытового общения как самостоятельный д°1
номен, противопоставленный литературному языку, но чаще
рассматриваются как разновидность общенародного руссу01"1
языка. Исследователи в этой области: О. Б. Сиротинина, Е. A 3°t0
екая, Ю. М. Скребнев. - ' ^'


Глава 6. РИТОРИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.