Городские социальные движения
347 Обсуждая городскую политику «снизу», мы опять сталкиваемся с вопросом, как отделить именно городские движения от тех, что носят более широкий смысл, К примеру, многим памятно движение за гражданские права 1960-хгодоввСШАи Европе. Этнические и сексуальные меньшинства, женщины и иммигранты — многие, прежде слабо представленные в публичной сфере социальные группы именно тогда заговорили в полный голос.
347 Как связаны эти движения и города?
347 Тогда городские улицы и общественное пространство городов стали местом массовых протестов.
347 Улицы европейских и американских городов и прежде были свидетелями протестов, но 1960-е годы
348 вывели на арену общественного внимания новых субъектов политики.
348 Ими стали сквоттеры, занимавшие заброшенные дома, участники союзов жильцов и забастовок против повышения арендной платы, «отвоевывавшие улицы» феминистки, боровшиеся против расовой сегрегации афроамериканцы.
348 Вдохновение и надежда людей в ту пору были настолько велики, что это не могло не отразиться и в урбанистических книгах. Французский неомарксист Анри Лефевр провозгласил право на город. Каждая социальная группа имеет право включиться в процесс принятия решений, связанных с организацией социального пространства. Право на город — это право не быть исключенным из общественного пространства городского центра либо жилых районов. Лефевр протестует против способов, какими профессионалы-планировщики и городские бюрократы создают городское пространство с тем, чтобы свести к минимуму спонтанные политические действия и нейтрализовать возможное сопротивление (см.: Lefebvre, 1996,1-е фр. изд. — 1968). Испано-американский социолог Мануэль Кас- тельс, сам принимавший участие во французских волнениях 1968 года и высланный за это из страны, написал книгу «Город и массовое движение». Он попытался сконструировать теорию городских социальных движений как часть теории изменения города [см.: Castells, 1983]. Город складывается и изменяется в силу конфликта различных социальных групп (классовых, этнических, гендерных). Кастельс понимал городские социальные движения как сильные межклассовые союзы, возникшие вокруг проблем коллективного потребления городских ресурсов. Они всегда, считает Кастельс, являлись источником складывания формы и структуры города, но во второй половине XX века это влияние стало особенно значимым. Основываясь на вторичных источниках, Кастельс рассматривает многочисленные случаи городской социальной борьбы — от роли городов в кризисе Испанского государства в XVI веке до городских волнений 1960-х годов в США.
348 Кастельс описывает борьбу за доступное жилье и деятельность профсоюзов в Па-349-риже, движения сквоттеров в Перу, Мексике и Чили, местные сообщества Испании.
349 Как он пишет, его целью была не разработка какой-то универсальной теоретической рамки, но «нахождение источников исторических структур и городских смыслов... чтобы вскрыть сложные механизмы взаимодействия между различными и конфликтующими источниками воспроизводства и изменения города» [Castells, 1983: 835].
349 Ценность этой книги, на мой взгляд, в демонстрации сложных взаимосвязей между сознательными действиями людей, стихийными проявлениями недовольства и ограничениями, которые на них накладывают существующие структуры, а также в невозможности создания универсальной теории, которая подытожила бы причинные связи урбанизации.
349 Книга Кастельса важна еще и тем, что существенно корректирует героические образы городского активизма — от Гавро- ша В. Гюго и Стены коммунаров до кадров телевизионных новостей, показывающих многолюдные демонстрации на улицах европейских городов. Кастельс говорит, что ни разу, несмотря на некоторый успех, участникам движений не удалось добиться своих целей. Дело в том, считает он, что битва низов тогда выиграна, когда задеты интересы правящего класса. Что же, как правило, происходит в истории? Забастовка в Глазго 1915 года, когда рабочие протестовали против низких зарплат и высоких цен на жилье, закончилась тем, что государство объявило о жилищной реформе. Трудящиеся массы вроде бы выиграли, но и правящий класс не пострадал [см.: Ibid.-. 37]. Подобным же образом итогом волнений в США в 19б0-е годы стала разработка редистрибутивных федеральных программ, увеличение социальных льгот. С другой стороны, в лексикон полиции вошло выражение «максимально возможное число участников», обозначающее степень активности местного сообщества в ответ на призывы движения борьбы за гражданские права.
349 Кастельс отмечает, что социальные реформы были эпизодическими, часто ограничиваясь теми регионами, где волнения были особенно сильными, что в итоге этих волнений политический
350 климат Америки стал еще более консервативным, чем до них.
350 В других случаях, как например, волнения в Сан-Франциско, в Мишн-Дистрикт, неуспех движения был обусловлен неспособностью его главных участников — геев, латиноамериканских иммигрантов и бездомных — договориться об общих целях.
350 Английский урбанист Кристофер Пикванс разработал типологию городских социальных движений, основанную на предмете борьбы горожан [см.: Pickvance, 1985]. Он выделил четыре таких предмета оспаривания: 1) выделение жилья и услуг, 2) доступ к жилью и услугам; 3) контроль и управление городской средой; 4) социальные и экологические угрозы. Понятно, что участники соответствующих движений могут пересекаться. Он предупреждает о возможности манипуляции идеями социальной справедливости со стороны различных политических сил и допускает возможность альянса между активистами низовых движений и политическими партиями. Пикванс также предлагает свою версию ответа на приведенный выше вопрос о том, когда же социальные движения делаются именно городскими. С его точки зрения, должны, во-первых, иметь место именно местные политические движения; во-вторых, участники движений должны жить недалеко друг от друга; в-третьих (этот критерий сформулировал Кастельс), должен подниматься вопрос коллективного потребления благ городской жизни (транспорта, жилья, здравоохранения и так далее). Вряд ли это удовлетворительные критерии. Другая имеющаяся на этот счет литература убеждает, что здесь, как и в других вопросах, которыми задается урбанистика, нужен анализ конкретных случаев, объясняющий, почему именно в этих местах с такой-то конфигурацией политических и экономических тенденций возникли конфликты. Часто происходят конфликты между планировщиками и девелоперами, с одной стороны, и активистами местных сообществ, которые выступают против новых масштабных проектов, — с другой.
350 Не менее часты конфликты между владельцами квартирных комплексов и их жильцами по поводу повышения арендной платы.
351 Однако все чаще и чаще приходится задумываться о том, как в сегодняшнем разобщенном мире, где не осталось, кажется, никаких коллективов — ни на работе, ни по месту жительства, — можно вообще помыслить целенаправленную деятельность местных сообществ?
351 Американо-канадские социальные теоретики и городские политические активисты (они называют себя организаторами мест] )ых сообществ) Кэтрин Черч и Эрик Шрагге описывают различные коалиции политиков, групп интересов и местных сообществ, сложившиеся в Канаде и Америке начиная с 19б0-х годов [см.: Learning..., 2008], В частности, они рассматривают партнерства, практикующие так называемый социальный маркетинг, то есть использование частного сектора для продвижения деятельности местных сообществ. Они демонстрируют ту тенденцию, что само функционирование организаций по месту' жительства нередко зависит от государственной поддержки. Так, в 1993 году американское правительство создало программу «Зона возможностей» (Empowerment Zone), нацеленную на развитие ресурсов местных сообществ и сокращение бедности.
351 У программы четыре элемента: 1) географически определенная цель — сообщество; 2) основанное на данном сообществе стратегическое планирование; 3) участие сообщества в управлении программой; 4) всестороннее развитие сообщества (то есть развитие физической инфраструктуры района, экономики и человеческих ресурсов). Таким образом было частично компенсировано исчезновение масштабных социальных программ из повестки дня федерального правительства (таких, как жилищная реформа или реформа здравоохранения). Вместо этого сообщество, как ожидается, само должно нести ответственность за собственное возрождение — с помощью осуществляемых на местах программ центрального правительства. Так, развернута кампания по экономическому развитию местных сообществ (CED — community economic development).
351 Ее цель — сократить уровень бедности через обучение, переобучение и создание рабочих мест, поддержку мелкого бизнеса, на-352-нимающего долгое время остающихся без работы жителей, кредиты на под держание местных инициатив.
352 Опыт ее участников показывает, что в конечном счете инвестиции определяются интересами рынка, по нарастающей становящегося международным, а потому тех, кто принимает соответствующие решения о развитии территории данного города или района, мало заботит то, как эти решения отзовутся «на местах». «Идеологическая» же сложность состоит в том, что участники кампании понимают: государство, по сути, перекладывает ответственность за социальное обеспечение не вписавшихся в новую экономику людей на их же плечи, призывая обитателей бедных кварталов стать предпринимателями и обеспечить себя пристойным жильем и всем прочим. Но ряд инициатив, предполагающих партнерство работодателей, правительства и обездоленных людей, все же выглядят очень вдохновляющими.
352 Они были исследованы канадской сетью исследователей и активистов местных сообществ (NALL), вместе работающих в рамках сорока проектов по неформальному обучению людей, вытесненных с рынка труда, в организациях местных сообществ (к примеру, людей, прошедших лечение в психиатрических лечебницах, или людей, работающих на дому). Кэтрин Черч вьщелает три вида такого обучения. Первое обучение — «организационное», то есть знакомство со способами, какими местные организации позиционируют себя в рамках предпринимательской культуры, придумывают программы, одновременно способные получить финансовую поддержку и нацеленные на социальную и экономическую справедливость. Проходящие такое обучение активисты учатся специфическому жаргону, используемому в современных спонсорских организациях, где вместо старого выражения «защита интересов обездоленных через обучение» предпочитают слышать «общественное образование» и так далее. Второе — «обучение солидарности». Все подобные организации обучают участников тому, как найти свою нишу на рынке труда или создать для себя альтернативный рынок.
352 Солидарность проявляется на ветре-353-чах, где время от времени собирают (обычно изолированных) участников программ: те сами делятся друг с другом опытом, как более эффективно вести переговоры с работодателями.
353 Третий вид обучения — «самопереопределение», связанное с овладением новыми навыками, а значит, и возможностями, которые оно открывает на рынке труда. Черч анализирует новые возможности местных организаций по посредничеству между правительством и мелким бизнесом и показывает, насколько эти организации уязвимы в силу их зависимости от правительственного финансирования и в целом включенности в сложную и противоречивую систему зависимостей: финансовой (от правительства) и социально-моральной (от членов местных сообществ).
353 Этот анализ позволяет нам сформулировать главный итог рассмотрения современной городской политики и управления: они имеют место, но испытывают беспрецедентное влияние внешних сил.
Арпишкин /О, Перестройка В. Лужков. Семьдесят лет. Культурный герой Москвы и ее властитель // Моск. новости. 2006. № 35 [Электрон ресурс}. URL http://www.mn,m/print.php?2006—35—3
Глазынев ВЛ, Провинциальная Россия. М.: Нов. иэд-во, 2003, Ермолаева Е. Город как компания // Газета «Континент Сибирь», 2006. 5 мая [Электрон, ресурс]. URL http://com.sibpress.ru/05.05.2006/ realty/76611/
Ледяев ВТ. Кто правит? Дискуссия вокруг концепции власти Роберта Даля // Социол. журн. 2002. № 3, С. 31—68.
Ледяев ВТ. Модели эмпирического исследования власти: западный опыт // Власть и элиты в российской трансформации: Сб. науч. ст. / Под ред АВ. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2005. С 65—79-
Ледяев ВГ. Эмпирическая социология власти: теория «машин роста» // Власть, государство и элиты в современном обществе / Под ред. АВ, Дуки и В.П, Мохова. Пермь: Перм. гос. технол. ун-т, 2005. С 5—23- Ледяев ВГ. Социология власти: теория городских политических режимов // Социол. журн. 2006. № 3—4. С. 46—68.
Ледяев ВТЛедяева ОМ. Позиционный метод в эмпирических исследованиях власти в городских общностях // Элитизм в России: за и
против / Под общ. ред. В.П. Мохова. Пермь: Перм. гос. технол. ун-т, 2002. С. 134-140.
Ледяев ВТ^Ледяева ОМ. Репутационный метод в эмпирических исследованиях власти в городских общностях // Журн. социологии и социальной антропологии. 2002. № 4- С. 164—177.
Babracb Р, Baratz М. Two Faces of Power // American Political Science Review. 1962. № 56. P. 947—952.
BanfteldE. Political Influence. Glencoe Free Press, 1961.
CastellsM. The City and the Grassroots: A Cross-Cultura) Theory of Urban Social Movements Berkeley: University of California Press, 1983-
Cockbum C. The Local State. L: Pluto Press, 1977.
Crenson MA. The Unpolitics of Air Pollution: a Study of Non-Decision Making in the Cities. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1971.
Dabl R- Who Governs? Democracy and Power in an American City. New Haven: Yale University Press, 1961.
Elkin S. City and Regime in the American Republic. Chicago: University of Chicago Press, 1987.
Enduring Tensions in Urban Politics / Ed. D. Judd, P. Kantor, N.Y.: Macmillan Publishing Company, 1992.
FermcmB. Challenging the Growth Machine: Neighborhood Politics in Chicago and Pittsburgh. Lawrence: University Press of Kansas, 1996.
Goodwin M, Painter J. Local Governance, the Crises of Fordism, and the Changing Geographies of Regulation // Transactions of the Institute of British Geographers. 1996 Vol, 21, № 4. P 635-648.
Hunter F. Community Power Structure.- A Study of Decision Makers. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1953-
ImrieR, RacoM. How New is the New Local Governance? Lessons from the United Kingdom //Transactions of the Institute of British Geographers. New Series. 1999- № 24. P. 45—64.
Lawrence BF. Challenging the Growth Machine: Neighborhood Politics in Chicago and Pittsburgh. Lawrence: University Press of Kansas, 1996.
Learning Through Community: Exploring Participatory Practices / Ed. K. Church, N. Bascia, E. Shragge. Dordrecht: Springer, 2008.
Lefebvre H. The Production of Space / Trans. D. Nicholson-Smith. Oxford Blackwell, 1991.
Lefebvre H. Writing on Cities. Cambridge: Blackwell, 1996.
Logan]Rn Molotch HR. Urban Fortunes: The Political Economy of Place. Berkeley: University of California Press, 1987.
Lowndes V. Citizenship and Urban Politics // Theories of Urban Politics / Ed. by D. Judge, G. Stoker, H. Wolman. L: Sage, 1995. E 160—180.
Lynd R, Lynd H. Middletown: A Study in Contemporary American Culture. N.Y.: Harcourt, Brace, and Company, 1929
Lynd R, Lytul И. Middle [own in Transition. A Study in Cultural Conflicts. N.Y.: Harcourt, Brace, and Company, 1937.
MolotchHR. The City as a Growth Machine: Toward a Political Economy of Place//American Journal of Sociology. 1976. Vol. 82, № 2. P. 309—355. PablR Whose City? Harmondsworth: Penguin, 1975. Peterson P. City Limits. Chicago: University of Chicago Press, 1981. Pickvance C. The Rise and Fall or Urban Movements and the Role of Comparative Analysis // Environment and Planning D. Society and Space. 1985. № 3.P. 31—53-
Polsby N.W, Community Power and Political Theory. 2nd cd. New Haven; Yale University Press, 1980.
Rutbeiser Cb. Imagineering Atlanta. The Politics of Place in the City of Dreams. L; N.Y.: Verso, 1996.
Stone C. Regime Politics: Governing Atlanta 1946—1988. Lawrence: University Press of Kansas, 1989.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|