|
Многочисленное разнообразие: Луис Уирт и Аристотель
358 Как разнообразие понималось в классических теориях? Для них, напомним, было характерно стремление построить универсальную модель города. Классик чикагской школы Луис Уирт предложил для такой модели три переменные: а) размер населения; б) плотность заселения; в) разнородность обитателей и групп. Таким образом, сосуществование в городе различных людей и социальных групп — это константа урбанизма. Тезис о непрерывности генеалогии городов, заметим, воспроизводится и в послевоенной урбанистике вплоть до сегодняшнего дня. Любой город, стало быть, подпадает под сформулированное Уиртом «минимальное» определение: относительно большое, постоянное и плотно заселенное поселение социально разнородных индивидов.
358 Свою теорию урбанизма Луис Уирт начинает с отсылки к античному мыслителю: «Со времен "Политики" Аристотеля признано, что увеличение числа обитателей поселения свыше определенного предела повлияет на отношения между ними и на характер города. Большие числа предполагают, как подчеркивается, больший размах индивидуальных вариаций. Далее, чем больше число индивидов, участвующих в процессе взаимодействия, тем значительнее потенциальные различия между ними» \Wirth, 1996: 99].
358 Апелляция к Аристотелю не случайна: социолог нацелен на удержание универсального смысла города, как он сложился во времена расцвета Афин.
358 Полис — город-государство — особая
359-360 форма социально-экономической и политической организации общества, по видимости, привлекал Уирта нерасторжимостью социального порядка и географического пространства.
360 Остановимся на «Политике» Аристотеля и вкратце сравним универсалистское видение города, присущее тому и другому мыслителю. Логика, которую инициировал Аристотель, состоит в том, что город создается правителями в соответствии с рядом параметров. Государственный деятель сравнивается с ткачом или кораблестроителем: лучше материал — достойнее результат. Поскольку материал законодателя — «совокупность граждан», то вопросы о том, «как велико должно быть их количество и какие они должны иметь природные качества» [Аристотель, 1984: Pol, VII, 4, 1326а, 5], приобретают первостепенную важность. «Мера» — вот чем руководствуется Аристотель, отвергая крайности малочисленности и перенаселенности. Идеальный размер проектируемого сообщества задан критериями слышимости (голос глашатая должны слышать все) и знания гражданами друг друга (чтобы должности доставались достойным).
360 Что же получается, если городское население разрастается сверх этой меры? Ничего хорошего. Город оказывается не в состоянии выполнять сюи функции, а права гражданства присваиваются «иноземцами и метеками», затерявшимися в избыточном населении. Вообще, современного читателя по мере чтения Аристотеля по нарастающей преследует призрак фу- кольдианского Паноптикума — «легкую обозримость» населения вводит мыслитель в качестве предела для разрастания государства, простодушно поясняя: «Пребывание на глазах у должностных лиц особенно внушает истинный стыд и страх, свойственный свободным людям» [Ibid.: Pol., VII, 11, 1331а, 40]. ГЬродское пространство организовано строго иерархически. Пространственную и ценностную вершину иерархии образуют «удобно объединенные» здания «для культа и здания для сисситий главнейших должностных лиц».
360 Эти здания должны иметь подобающий, соответствующий их назначению вид и
361 быть «более укрепленными сравнительно с соседними частями города» (Аристотель, 1984: VII, 11,1331а, 35).
361 Ниже следует «свободная площадь», свободная в том смысле, что торговля на ней запрещена и «ни ремесленники, ни землепашцы, ни кто- либо иной из подобного рода людей не имеет права ступать на нее, если его не вызывают должностные лица».
«Политика» — locus classicus аргумента о том, что полис, который «по природе предшествует каждому человеку» (Pol,, 1,9, 1253а, 25), — воплощение и условие совокупного усилия по созданию всего, в чем нуждаются люди. Полис представлял, во- первых, единую политическую систему, энергия которой концентрировалась в пределах городских стен, и, во-вторых, экономическую конструкцию, позволяющую соединять ресурсы, необходимые для под держания и улучшения жизни. Существуя как часть сложной международной системы городов-государств, полис должен был отражать угрозу как извне, так и изнутри. В «Политике» Аристотель делает набросок своей геополитики, согласно которой великая Греция призвана властвовать над негреческими народами, и формулирует расистское оправдание рабства: по природе для греков плохо быть порабощенными, и по природе же греки могут порабощать кого угодно: «...одни люди повсюду рабы, другие нигде таковыми не бывают» (Pol., 1,18,1255а, 30). В то же время «Политика» написана в полной уверенности в существовании того, что Макс Вебер называл нравственно ориентированным космосом — миром, воплощающим или по крайней мере стремящимся к воплощению блага. В «Политике» сквозит также уверенность в том, что если в материальной форме античного полиса целостно сконцентрировано все ценное, произведенное и придуманное людьми, то как таковой он существует «ради достижения благой жизни» (Pol., I, 8, 1253а, 30).
361 Уирт, следуя «системному» видению Аристотеля, когда обсуждается возможность равновесия между ключевыми компонентами города, далек как от аристотелевского натурализма, так и от этической уверенности античного мыслителя в прин-362-ципиальной ориентированности социальной реальности на добро.
362 Классик чикагской школы, стремясь к систематическому представлению имеющегося знания о городе как социальном образовании, прагматически интересовался тем, что лежит в основе экономики и культуры города, «элементами урбанизма, отличающими его как тип коллективной жизни». Аристотель активно соединял только первую и третью характеристики города — размер и разнородность: «...в состав государства не только входят отдельные многочисленные люди, но они еще и различаются между собой по своим качествам (eidei), ведь элементы, образующие государство, не могут быть одинаковы» (Pol., II, 4,1261а, 25).
362 Противопоставляя полис союзам — военному и племенному, - мыслитель убежден: «То, из чего составляется единство, заключает в себе различие по качеству» (Pol,, II, 4, 126la, 30). И в другом месте: «Невозможно всем гражданам быть одинаковыми» (Pol, III, 2, 1277а, 40).
362 Различия горожан, значимые для Аристотеля, носят прежде всего экономический характер («отличия, обусловливаемые богатством»): «...одни семьи, конечно, бывают состоятельными, другие -- бедными, третьи имеют средний достаток» (Pol, III, 1, 1289b, 30— 35), «знатные в свою очередь различаются по богатству, благородству происхождения, добродетели, образованию и тому подобным отличительным признакам» (Pol., IV, 1,1291b, 30). Различия, на которых концентрируется Уирт, — те, что, напротив, ломают жесткие кастовые деления, усложняют имеющуюся классовую структуру, порождая в итоге куда более сложную систему социальной стратификации, нежели та, что имелась в ранних типах общества.
362 «Упорядоченная и связная теоретическая рамка, с которой могло бы начаться исследование» — это то, чем озабочен Уирт. Стратегия ее создания — дать исследователю возможность анализировать многосторонность урбанизма сквозь призму небольшого числа аналитических категорий.
362 Аристотель тоже отдает себе отчет в теоретической природе своего анализа, упоминая о «проектируемом» им государ-363-стве (см.: Pol, VII, 8,1329а, 40).
363 Этому, на первый взгляд, противоречит детальнейшее перечисление в VII книге «нормативов», выполнение которых необходимо для жизни «здорового» города — от центрального положения города по отношению к окружающей его территории и его близости к морю, от обращенности города к востоку и налаживания водоснабжения так, чтобы питьевая вода была отделена от прочей, до совмещения в планировке города прямого (полезного для жителей) расположения улиц с запутанным (дезориентирующим врага) и заботы о городских стенах.
363 В то же время Аристотель, кажется, осведомлен о специфической природе нормативности как таковой, заключая свой перечень требований таким образом: «Все это нетрудно придумать, но труднее выполнить на деле: слова — результат благих пожеланий, их осуществление — дело удачи» (Pol., VII, 9, 1331b, 20).
363 Социальные различия мыслятся Аристотелем как помеха нормальному развитию полиса: «Разноплеменность населения, пока она не сгладится, также служит источником неурядиц: государство ведь образуется не из случайной массы людей, а потому для его образования нужно известное время. Поэтому в большей части случаев те, кто принял к себе чужих при основании государства или позднее, испытывали внутренние распри» (Pol, V, 2, 1303а, 30).
363 Перечисляя и территориальные препятствия единству государства, он все же именно экономические различия считает причиной «распрей»: «И подобно тому, как на войне переправы через рвы, хотя бы и очень небольшие, расстраивают фаланги, так, по-видимому, и всякого рода различие влечет за собой раздоры. Быть может, сильнее всего раздоры эти обусловливаются различием между добродетелью и порочностью, затем между богатством и бедностью» (Pol., V, 2, 1303b, 15).
363 Если мы вспомним, что «масса, состоящая из ремесленников, торговцев, поденщиков, не имеет ничего общего с добродетелью» (Pol., VI, 2, 1318а), то немудрено, что полис зарезервирован мыслителем для «порядочных и знатных».
363 Каким же
364 образом три параметра урбанизма — плотность, величина населения и разнообразие — переосмысляются Луисом Уиртом?
364 Если Аристотель противопоставляет свой идеальный город другим городам — Кирену, Сикиону, Коринфу, Сиракузам, то Уирт строит другое противопоставление: город — деревня. Это различение было одним из основных для многих социальных теоретиков XIX и XX веков при конкретизации более общей оппозиции модерность — домсдерность. Знаменитое различение Фердинанда Тённиса «общества» и «сообщества» получило развитие в трех оппозициях: во-первых, в различении особых типов человеческих отношений: межличностных и внелично- стных; во-вторых, в различении типов поселений; деревенское и городское и, в-третьих, в различении типов общества: традиционное и модерное- Уирт следует концептуальной стратегии Тенниса, состоящей в том, чтобы сделать эти различения максимально свободными от каких-либо эмпирических коррелятов, и рисует картину отношений людей, характерных для любого города в их противопоставленности деревне: «Социальное взаимодействие столь разных типов личности в городском окружении ломает жесткость кастовых линий и усложняет классовую структуру, создавая более разветвленную и измененную сеть социальной стратификации, нежели та, что присуща более сплоченным обществам. Повышенная мобильность индивида, увеличивающая диапазон стимулов со стороны большого числа разных людей и подвергающая его статус колебаниям в разных социальных группах, образующих социальную структуру города, ведет к приятию им нестабильности и небезопасности в мире в качестве нормы. Этот факт также объясняет искушенность и космополитизм городского обитателя. Он не привержен всецело ни одной группе.
364 Группы, с которыми он связан, организованы отнюдь не иерархически.
364 Различные интересы, обусловленные различными аспектами социальной жизни, делают индивида членом сильно различающихся групп, каждая из которых может претендовать лишь
365 на какую-то одну сторону его личности.
365 Эти группы сложно расположить в виде концентрических кругов так, чтобы узкие группы были бы окружены более широкими, как в деревенских сообществах или в примитивных обществах. Скорее, эти группы расположены по касательной или пересекаются самыми разными способами» \Wirth, 1996:101].
365 Уирт, следуя линиям мысли, намеченным до него Зиммелем и Парком, настаивает на деперсонализации и частичности городского индивидуального существования, что сопровождается поверхностностью большинства социальных интеракций, их соединенностью с какой-то одной частью жизни индивида.
Отмеченный им космопополитизм горожанина, проявляющийся в его практиках и многоуровневости его идентичности, только возрос за те годы, что прошли после опубликования текста. Сегодня его часто связывают с явлениями транснационализма или говорят о смене национальных идентичностей космополитическими. Одними из форм «нестабильности мира», которую как данность принимает горожанин, стали относительность культурных ценностей и возрастающее ощущение их произвольности. Космополитизм же эволюционировал не в направлении какого-то мифологического «мирового гражданства», но в сторону усиления рефлексии людьми характера своей принадлежности и идентичности. Отмеченное Уир- том пересечение векторов идентичности выражается в том, что люди склонны проблематизировать и пересматривать, каким образом в их жизни соотносятся персональная, национальная и ряд других идентичностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|