Сделай Сам Свою Работу на 5

Мировые города и глобальные города





276 О глобальных городах и мировых городах исследователи рассуждали с начала XX века (не прибегая к самим терминам). Они обсуждали торговые связи и международные рыночные связи, усматривая зависимость изменений в городах от между­народных и национальных политических условий.

276 Патрик Гед-277-дес — шотландский урбанист, спланировавший Тель-Авив, в книге, посвященной основам городского планирования «Горо­да в развитии» (1915), уже говорит о мировых городах. Фернан Бродель и другие историки Европы подчеркивали, что город всегда был центром притяжения мировой экономики.

277 Бродель называет города «логистическими центрами» и прослеживает эволюцию экономики от основанной на городах к основан­ной на территориях, то есть улавливает все более тесную вклю­ченность городов в национальные экономические системы и их подчиненность политической власти соответствующих го­сударств.

Британский урбанист Питер Холл в книге «Мировые горо­да» выделил такие их роли: центры национальной и междуна­родной политической власти, правительственные центры, центры национальной и международной торговли, а также банковского и страхового дела, центры концентрации самых квалифицированных профессионалов, центры сбора и транс­ляции информации посредством издательского дела и массме- диа, центры потребления напоказ, центры искусства и культу­ры (см.: Hall, 199б| Холл определил идею мирового города как такого, в котором «осуществляется непропорционально боль­шая доля самого важного мирового бизнеса» [Ibid.-. 1]. Итак, на ранней стадии работы теоретиков с понятием мирового горо­да подчеркивалась включенность городов в экономику той или иной страны. Так, по Холлу, космололитичность мировых го­родов — выражение геополитического положения соответ­ствующих государств.



277 В 1980-е годы экономист Джон Фридман с коллегами сфор­мулировал иную гипотетическую теоретическую рамку для изучения глобальных городов. Крупный сдвиг в простран­ственной организации капитализма состоит в том, что города стали главными моторами мировой системы, ее организую­щими узлами, выражениями (артикуляциями) глобальных, на­циональных и региональных товарных потоков.



277 Другой сдвиг в географии мирового капитализма заключается в том, что с

278 1970-х годов города и сети городов заменяют государства в качестве основной территориальной инфраструктуры капита­листического развития, Фридман, во-первых, подчеркнул зна­чимость появления в городах развитой индустрии сервиса, состоящей,«с одной стороны, из высокого числа занимающих­ся контролем профессионалов, а с другой — из огромной армии малоквалифицированных рабочих, занятых в персо­нальном обслуживании... привилегированных классов, ради ко­торых мировой город и существует» [см.: Friedman, 1995: 322]. Откуда берется армия малоквалифицированных рабочих? Ее доставляет иммиграция. Удается ли глобальному городу спра­виться с «социальной ценой» своего роста, состоящей в клас­совой поляризации и пространственной сегрегации? Отнюдь. Во-вторых, Фридман первым сформулировал идею глобальной иерархии городов, в которой Нью-Йорк, Лондон и Токио представляют мировые финансовые центры, Майами, Лос-Ан­джелес, Франкфурт, Амстердам и Сингапур — мультинацио- нальные центры, а Париж, Цюрих, Мадрид, Мехико-Сити, Сан- Паулу, Сеул и Сидней — важные национальные центры. Все они входят в единую сеть городов. Мануэль Кастельс считает фор­мирование сети городов столь же значимым социальным сдви­гом, как и переход от традиционной к промышленной эконо­мике. Фридман исследует ряд городов Азии и Австралии и предлагает новую исследовательскую стратегию: анализиро­вать пространственную организацию нового международно­го разделения труда [Ibid:. 69]. Главная ее черта в том, что горо­да или городские регионы, а не государства составляют самые важные географические единицы. Городские регионы можно расположить иерархически в глобальном масштабе в зависи­мости от того, каким образом они интегрированы в мировую экономику.



278 Идеи Фридмана были развиты британским геогра­фом Энтони Кингом, написавшим книгу «Глобальные города: постимпериализм и интернационализация Лондона» [см.: King, 1990].

279 Если Фридман и Кинг строили свои исследования на эмпи­рическом анализе городов стран «третьего мира», то американ­ский экономист и социолог Саския Сассен сосредоточивается на городах стран развитого капитализма. Неизменная и повсе­местная притягательность Нью-Йорка, Лондона и Токио как мест, в которых происходит все самое главное, усилила попу­лярность ее исследований. В книге «Города в мировой эконо­мике» она дает такое определение глобальных городов: «Стра­тегические места, из которых ведется управление городской экономикой и в которых сложились самые продвинутые вари­анты сервиса и финансовых операций,,, телекоммуникаций, необходимые для осуществления и управления глобальными экономическими операциями... это места, в которых концент­рируются штаб-квартиры компаний, в особенности глобаль­ных компаний» [5assett, 1994: 21].

279 С помощью концепции глобального города Сассен оспари­вает один из популярных нарративов глобализации, согласно которому - в силу «сжатия пространства и времени» (Д. Хар­ви) — отдельные место и город больше не имеют значения. Карл Маркс одним из первых стал рассказывать историю современности так, что динамизм развитая в ней стоял на пер­вом плане, а пространство считалось не столь важным. Во-пер­вых, развитие транспорта и коммуникаций делает все рассто­яния относительными, во-вторых, города, как и все остальное при капитализме, включены в универсальные экономические законы, а потому одинаковы. В 1980-е годы популярным стал образ «глобальной деревни» (М. Маклюэн), в которую обитате­ли земного шара превращены силой массмедиа. По аналогии с «концом истории», о котором толковал Фрэнсис Фукуяма, французский философ Поль Вирильо считает возможным го­ворить о «конце географии»: расстояния значат сегодня гораз­до меньше, чем в прошлом, а идею геофизической границы становится все сложнее отстаивать.

279 Так, становится очевид­ным, что деление мира на континенты, каждый из которых понимался как замкнутый и недоступный анклав, было функ-280-цией расстояний между ними: транспорт был примитивен, а стоимость путешествий огромна.

280 Расстояние, притом что оно, бесспорно, обладает физическими параметрами, есть со­циальный конструкт. Его величина зависит от скорости, с ко­торой оно может быть преодолено и (в капиталистических культурах) от стоимости его преодоления. Другие простран­ственные моменты складывания и упрочения коллективных идентичностей — границы между странами или культурные барьеры - являются, по мнению 3. Баумана, лишь следствиями того, что современным культурам присуще постоянное совер­шенствование транспортных средств и увеличение мобиль­ности.

280 Многие авторы считают, что сокращение расстояний изме­няет наше понимание общественной жизни. Автор термина сжимание пространства-времени Дэвид Харви уверен в дез­ориентирующем воздействии описываемой им тенденции как на псдитико-эконономическую жизнь, так и на культуру. Про­тивоположная линия мысли представлена британским (Дейд- ри Боден) и американским (Харви Молоч) социологами, кото­рые настаивают, что, вопреки всем глобальным влияниям, люди испытывают особое притяжение пространственной бли­зости [см.: Boden, Molotcb, 1994:258].

280 Не получается ли тогда, что влияние сжимания пространства-времени на повседневную жизнь сильно преувеличено? Традиционная коммуникация, ее структуры и ценности (важность разговора лицом к лицу) со­храняют сюю силу. Другое дело, что роскошь доверительного разговора могут позволить себе не все: при всем шуме вокруг IT-технологий самые рутинные операции, которые вовлечены в их функционирование, достаются низкоквалифицирован­ным рабочим. Пространственно-временной порядок совре­менного города таков, что у разных акторов и социальных групп разная способность включаться в коммуникационные сети и расширять за счет них свое собственное пространство и время.

280 Британский географ и социальный теоретик Найджел

281 Трифт предлагает сравнить доступность глобального про­странства-времени европейским трейдерам, с их широкопо­лосным доступом в Интернет, постоянными перелетами с кон­тинента на континент и качественным сервисом в любом глобальном городе (который на них и ориентирован), с «сете­выми гетто», которые есть в любом городе и куда вообще по­чти никакие коммуникации не доходят, так что «сжимание пространства-времени» означает для живущих там людей не­обходимость попросту убивать время и обреченность лишь на то пространство, что у тебя есть [см.: Thrift, 1995: 31].

С точки зрения С. Сассен, для составляющих глобализацию потоков людей и капитала место как раз имеет центральный характер. Если значение национальной экономики сильно из­меняется (как правило, в сторону уменьшения), то особые, уко­рененные в отдельных местах сочетания политических и эко­номических возможностей, напротив, становятся все более важными. Глобальные города возникли в 1970-е годы, когда сильно расширилась мировая финансовая система, а капитал стал перемещаться между рынками. В городах это отразилось в создании зданий, в которых размещались «командные пунк­ты», в организации необходимых финансовым компаниям видов сервиса, в усилении социальной поляризации, в зависи­мости от труда иммигрантов. Второй виток усиления «глобаль­ности» городов приходится на начало 1990-х с последующим повсеместным нарастанием популярности неолиберализма, отзвуки чего проявились и в развитых, и в развивающихся странах. Протекционистская экономическая политика утрати­ла популярность, а мировая торговля интенсифицировалась и ускорилась.

281 Стремительный рост глобальных городов обусловлен тре­бованиями транснационального капитала (ТНК), циркулирую­щего в банковском деле, аудите, рекламе, финансовом менед­жменте и консалтинге, а также деловом праве.

281 Глобальный контроль капитала возможен только на основе особых мест —

282 городов с их аггломеративными экономиками, технологиче­ски институциональными системами, организацией производ­ства и так далее.

282 Глобальные города представляют собой одно­временно: 1) базы для глобальных операций ТНК; 2) места производства и рынки; 3) лидеров иерархии городов, зани­мающих в ней места в силу своих различающихся ролей в ми­ровой экономике.

По мере того как регионы, в которых располагаются гло­бальные города, превосходят территориальную экономику государства, умножаются новые формы неравномерности раз- вития - в глобальном, национальном и региональных масш­табах. Исключительной роли глобальных городов соответству­ет исключенностъ ряда городов из волнующих глобальных экономических игр. Это и те города и регионы, которым не удалось успешно справиться с последствиями деурбанизации, и так называемая глобальная периферия, в которой проживает большинство населения мира.

282 Сассен выделяет семь главных характеристик глобальных городов:

1. Рассредоточение деятельности компаний в различных странах Увеличиваются масштаб и сложность координации их деятельности.

2. Многие компании решают привлечь третьих лиц для выполнения этой работы (outsourcing), то есть поручить ме­неджмент своей деятельности специализирующимся на менед­жменте, консалтинге, правовых аспектах финансовой дея­тельности фирмам. Те же стратегии используются для таких обычно выполняемых силами работников самой компании задач, как расчет зарплаты и коммуникаций.

282 3. Глобальные компании зависят от аггломеративных эко­номик (понимаемых не в привычном для нас смысле экономи­ческого соединения центрального города и близлежащих к нему), то есть присущей тому или иному глобальному городу особой концентрации высококвалифицированного персона­ла и специализированного сервиса в «информационном цен­-283-тре».

283 Прибегнуть к услугам такого центра — значит решить за­дачу быстрее и эффективнее, чем с опорой лишь на собствен­ный персонал компании.

283 4. Глобальные компании могут перемещать свои штаб-квар­тиры, так как у них уже больше нет нужды быть близко к тем, кто их обслуживает, и к поставщикам.

5. Рост специализированного сервиса (когда одна специа­лизированная компания нанята для обслуживания другой спе­циализированной компании) ведет к созданию транснацио­нальных городских систем, так что экономическая ситуация отдельных городов уже не зависит от тех регионов, где они расположены, или даже от национальных экономик

6. Решения о расположении глобальных компаний прини­маются с учетом доступности источников малоквалифициро­ванного труда. Столичные города с постоянным притоком в них иммигрантов — вне конкуренции. Нужды ТНК в мойщиках стекол и курьерах проще удовлетворять с помощью труда им­мигрантов, чем местного населения.

7. Космополитизм глобальных городов сопровождается разрывом в доходах их обитателей.

283 Главный вклад этих теоретиков в понимание глобализа­ции — включение в политический и исследовательский дис­курс перспективы побежденных, ведь растущая группа проиг­рывающих от глобализации людей не улавливается обычной сетью политического восприятия. Если глобализация есть политический проект, то каким образом ее участники прини­мают решения? Учитываются ли при этом минимальные стан­дарты человечности? Кто попадает в число проигравших от глобализации? 2ho и бедняки, и служащие, низ среднего клас­са в развитых странах. Они ощущают себя брошенными как на правом фланге политики (который и работает на глобализа­цию), так и на левом (они не нуждаются в политических парти­ях, которые хотят обложить их ненадежный доход более высо­кими налогами, чтобы помочь безработным).

284 Сассен утверждает, что глобальные города непредсгавимы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.