Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная сегрегация и поляризация





389 Социальная сегрегации и поляризация сопровождали жизнь городов, наверное, с момента их возникновения. В Древ­нем Риме и Афинах существовали кварталы, где селили рабов, в Средние века возникли гетто и кварталы для представителей тех или иных гильдий ремесленников и купцов. О том, как эта тенденция усилилась в XIX и XX веках, мы рассуждали в главе «Город как место экономической деятельности». Определение в городах различных, нередко социально противоположных зон — предмет давнего интереса урбанистов.

389 Публикация работы Дэвида Харви «Социальная справедли­вость и город» и его исследования вместе с Латой Чаттерджи рынка недвижимости в Балтиморе обусловили поворот от ко­личественных исследований жилищной дифференциации го­родов в сторону внимания к экономическим и социальным процессам, структурирующим рынок жилья, которые соеди­нялись с классовыми и этническими различиями.

389 От инди­видуальных и групповых предпочтений ученые перешли к изучению социальных ограничений, выражающихся в про-390-странственной и социальной сегрегации [см.: Harvey, 1973; Harvey, Chatterjee, 1974].

390 В 1980-е годы эти исследования были поглощены более общими по характеру рассуждениями о социальной поляриза­ции в глобальных городах, когда вначале Джон Фридман и Гещ Вулф заявили о том, что для мирового города характерна «по­ляризация социально-классовых различий» [см.: Friedman, Wolff, 1982:332], а затем Саския Сассен заговорила о новой клас­совой структуре глобальных городов (см. об этом подробнее в главе «Город и глобализация»), в частности о поляризованной структуре занятости, приводящей к существованию страт с высокими и низкими доходами, что связано с постоянным притоком мигрантов в эти города. Интересной стороной со­циальной поляризации в глобальных городах является неяс­ный статус «социальной середины» (мы вернемся к этому ниже, разбирая взгляды Питера Маркузе). Мануэль Кастельс в своих работах связал поляризацию и «информационный го­род», подчеркнув, что информационные способности и воз­можности различных социальных групп крайне неодинаковы.



390 Среди тех, кому идея «дуального», поляризованного города кажется излишне одномерной, — американский теоретик го­родского планирования Питер Маркузе [см.: Marcuse, 1989; 1997; 2000]. Он, во-первых, возражает против того, чтобы счи­тать «разделенный» город чем-то новым, указывая, что тенден­ция поляризации сложилась знакомым нам всем образом еще на заре промышленной революции. Во-вторых, он призывает не упускать из виду процессуальность поляризации: модели расселения в соответствии с разделением труда и расовыми и гендерными различиями существуют, но они проявляются не столь жестко и определенно, как это казалось чикагским со­циологам Берджесу и Парку. Приведем «процессуальное» опре­деление поляризации: «Похоже, лучше представлять ее с по­мощью яйца и песочных часов. Обычное распределение насе­ления города напоминает яйцо: самое широкое посередине и сужающееся к концам.



390 В ходе поляризации середина сдавлива­-391-ется, а концы расширяются — пока все это не становится по­хожим на песочные часы.

391 Середину яйца можно определить как "опосредующую социальную страту". <„> Или, если поляри­зация — между богатыми и бедными, середина относится к группе людей со средними доходами <...> Это метафора не структурных разделяющих линий, но континуума вокруг одно­го измерения, распределение которого становится по нараста­ющей бимодальным» [Marcuse, 1989:699].

391 Но как быть, если поляризация идет одновременно по ряду измерений? На такую возможность указывают Молленкопф и Кастельс, подчеркивая, что сочетание культурной, экономичес­кой, политической поляризации в Нью-Йорке приводит к тому, что если в городском ядре, образованном профессионалами корпоративного мира, пусть и разными по происхождению, прослеживается подобие единства, то на периферии города имеет место дезорганизация: население здесь фрагментирова- но по расовому, половому, этническому, профессиональному признаку, что только усиливается разнородностью мест, в ко­торых оно проживает [см.: Dual City, 1991: 402].



391 Выдвигая метафору «города кварталов», Маркузе. строит следующую классификацию того, что он называет «отдельны­ми городами» внутри современных городов.

391 В «жилых» горо­дах он выделяет 1) «роскошные зоны», для которых характер­на специфическая инфраструктура торговых центров, мест развлечения и отдыха и так далее; 2) «джентрифицированные» кварталы, предназначенные для профессионалов, менеджеров, яппи (он добавляет к числу их обитателей и университетских профессоров), иронически замечая, что «фрустрированная псевдокреативность их занятий ведет к поиску удовлетворения в иных сферах, находимых в потреблении и специфических формах культуры, в "городской жизни", лишенной ее первона­чального исторического содержания и более связанной с потреблением, чем с интеллектуальной продуктивностью или политической свободой» [Marcuse, 2000: 273]; 3) пригороды — место обитания хорошо оплачиваемых рабочих и мелкой бур-392-393-жуазии, для которых дом — залог финансовой безопасности, наследство и место обитания; 4) город снимаемых квартир и муниципального жилья, обитатели которого могут быть отту­да вытеснены в случае, если этот квартал облюбуют девелопе­ры; 5) покинутый город — место очень бедных, тех, кто либо никогда не работал, либо работает очень редко, место расовой и этнической дискриминации и сегрегации.

 

392 Вечный расклад даунтауна:

недостает ресурсов — становись экзотическим зрелищем для других

393 «Города бизнеса» разделяются на следующие группы:

393 1. Контролирующие места, то есть места больших решений, которые принимают владельцы яхт и лимузинов, хотя и избегающие ярко выраженной пространственной укорененности, но все же чаще всего обитающие на верхних этажах корпоративных небоскребов. Маркузе называет «цитаделями» образцы после­днего поколения таких зданий, «умных» зданий, н которых и живут и работают капитаны корпоративного мира. Бэттери- Парк в Нью-Йорке, Доклэндс в Лондоне, Ла-Дефанс в Париже, Беринни в Сан-Паулу, Луджиазуи в Шанхае — примеры таких кварталов,

393 2. Города бизнеса — города улучшенного сервиса, то есть кварталы офисных зданий, «стратегически» группирую­щиеся в центре города (но они могут быть расположены и на окраине или вообще рассеяны по городу).

393 Работающие здесь живут в джентрифицированных районах,

393 3. Город прямого производства, концентрирующий не только управление про­мышленностью и некоторые ее виды, но и сервис, правитель­ственные здания, офисы ведущих фирм. 4- Город неквалифи­цированной работы и неформальной экономики, имми­грантских предприятий и небольших фабрик и мастерских. Чайнатаун в Нью-Йорке и кубинский квартал в Майами — при­меры таких городов.

393 5. Безработный город — город тех вари­антов неформальной экономики, которые вне закона, город, где сосредоточены самые вредные производства и свалки, очи­стные сооружения, гаражи, тюрьмы.

393 Маркузе, известный своей резкой критикой политики ныо-йоркских властей, описывает такой хорошо знакомый русским читателям ее компонент, как очистку центра города от «нежелательных элементов» (улицы

394 центра должны служить обитателям «цитаделей» и джентрифицированных кварталов), а также изобретательное занавешива­ние фасадов пустующих или перестраиваемых домов (он их называет потемкинскими деревнями для богатых). Если уж и говорить о новых моментах процесса поляризации, заключа­ет Маркузе, так это то, что «лишние» люди, в частности безра­ботные, поселились в городах навсегда и количество их будет только расти. Будут расти и процессы джентрификации, а вме­сте с ними — вытеснения прежних обитателей обустраивае­мых для богатых кварталов с помощью правительственной ре­гуляции,

 

«Геттоизация» и бедность

394 Как городская этнография и социология описывают поло­жение «невписавшихся» людей, перебивающихся от одной вре­менной работы к другой или вообще не работающих? Оценки и используемые понятия, объяснительные стратегии и мера радикализма выводов здесь очень зависят от политической позиции авторов. История последних трех-четырех десятиле­тий свидетельствует, что некоторые понятия, которые их авто­ры предложили в чисто описательных целях, были подняты на щит представителями радикальных правых взглядов на соци­альную политику.

394 Так случилось с понятием underclass, введен­ным Гуннером Мердэлом, которое стали использовать для фик­сации «сущностных» и не поддающихся реформированию характеристик городской бедноты, особенно афроамери- канской, а поэтому — для критики политики welfare. Схожую траекторию проделало понятие культуры бедности, введен­ное американским антропологом Оскаром Льюисом. Антисо­циальное поведение крайне бедных людей мыслилось в те­чение I960—1980-х годов как неизбежное следствие того положения, которое они занимают в социальном простран­стве городов.

395 В конце 1990-х вышло несколько работ городских этногра­фов, осмысливающих процессы городской маргинализации и «геттоизации». Митчелл Данейе в работе «Тротуар» воссоздал жизнь чернокожих обитателей нижнего — наводненного ту­ристами — Манхэттена, зарабатывающих на жизнь, предлагая прохожим книги и журналы [см.: Dimeter, 1999]. Элайя Андер­сон в книге «Код улицы» описал гетто Филадельфии, отмечен­ное борьбой между «приличными» и «пропащими» семьями [см.: Anderson, 1999]- Кэтрин Ньюман в книге «Стыдной работы не бывает» сосредоточилась на работающих бедняках Еарлема и способах, которыми они стремятся сохранить свое достоин­ство [смNewman, 1999].

395 «Достоинство» — не случайное здесь слово. Всякий зани­мавшийся качественными исследованиями среди непроцвета- ющих слоев населения знаком с этим гуманистическим соблаз­ном — так описать жизнь информантов, чтобы они были не просто жертвами реструктуризации экономики. Но так ли бес­проблемно стремление описать повседневную жизнь этих людей, чтобы вызвать сочувствие к их положению? Ломая го­лову над интервью, что мне дали в конце 1990-х годов екате­ринбургские учителя, я отчетливо помню, как все прочитанное об «униженных и оскорбленных» стучало в голову, обернув­шись несколькими забракованными главами, которые казались то излишне пафосно обличающими власти, то лицемерно жа­леющими моих героинь. О результате судить читателям [см.: Трубима, 2002], но проблема интерпретации жизни тех, кто сам о ней говорит как о выживании, и в частности проблема того, что делать с упомянутыми гуманистическими клише и позыва­ми к морализированию, — вызов для исследователей, работа­ющих по обе стороны Атлантики. Скажу попутно, что у нас есть не только свободные от этих слабостей, но и вызывающие огромное уважение работы Евгении Долгиновой, опублико­ванные в журнале «Русская жизнь», описывающие ситуацию в небольших городах России.

395 В частности, Долгинова написала о двух городах Свердловской области, в которых работники

396 шахт и заводов с помощью голодовки пытались добиться вып­латы зарплаты.

396 Вернемся к трем упомянутым выше книгам. В их центре — бедный американский чернокожий пролетариат и «люмпена- пролетариат.

396 К примеру, Данейе изображает бездомных оби­тателей Гринич-Вилледж не как зависимых от наркотиков и не брезгующих преступными актами объектов расовой дис­криминации, но как людей, сознательно выбравших жизнь на улице, попрошайничество и прикрывающую его торговлю журналами в поиске способов установить контроль над соб­ственной жизнью. Не только их столики становятся «местом социального взаимодействия, ослабляющим социальные барьеры между людьми, существенно разделенными со­циальным и экономическим неравенством» [Duneier, 1999-. 71], не только их уличная торговля оказывает цивилизующее воз­действие на всех к ней причастных, но и сами эти люди сво­им постоянным видимым присутствием на улицах, оказывает­ся, способствуют усилению социального единства. Подобным образом Кэтрин Ньюман в своей книге настаивает, что под­ростки Гарлема свободны в своем выборе между пособием и зарплатой, легальной работой и торговлей наркотиками, за­висимостью от государства или работой в низкооплачивае­мых, но «нестыдных» местах предприятий сервиса. Понятно, что скептически настроенный читатель рано или поздно не вынесет такого розового портрета нью-йоркских отвержен­ных, Между тем эти книги, рассказывающие о ежедневном мужестве представителей социального дна крупных городов, пользуются большим успехом у американской читающей пуб­лики. Они, однако, встретили достаточно сдержанную реак­цию в академических кругах, где с тревогой наблюдают раз­мывание границ между исследовательским журнализмом и полевой работой и снижение стандартов научной состоятель­ности, вызванных, повторим, ориентацией издательств на прибыль, а потому на продаваемость социологических книг.

396 Продаваемость увеличивают такие приемы, как отделение до-397-стойных бедных от недостойных, истории успеха достойных, социальный оптимизм, сопровождающийся замалчиванием вопроса о том, «кто правит».

397 Прочтет читатель такую книгу и сможет дальше предаваться иллюзии о том, что он живет в справедливом и демократическом обществе, где стбящие лю­ди, пусть даже им не везет, обязательно «пробьются».

Социолог Лоик Вакант, подробно разобрав недостатки каж­дой из этих книг, приходит вот к каким существенным выво­дам. Во-первых, нарастающая коммерциализация деятельно­сти академических издательств увеличивает озабоченность ав­торов и редакторов перспективами продаж книг, что приводит к активному использованию давно оправдавшей себя роман­тизации отверженных. Другое дело, что на дворе неолибе­ральные времена, так что социальные исследователи подклю­чаются к пропаганде новой государственной политики «менед­жмента» бедных, в центре которой - возлагание на них самих ответственности за собственный удел. Если нарисовать ту их часть, что «выбирает честный труд», то о тех, кто все-таки «вы­бирает» иное, легче сказать, как это делалось в I960—1970-е годы, «сами виноваты». Во-вторых, Вакант констатирует отсут­ствие фундированной теории, которую можно было бы поло­жить в основу подобных исследований. Вакант скептически оценивает перспективы основанной на эмпирических наблю­дениях теории (grounded theory), называя индуктивистской установку на то, чтобы начать с вещей, увиденных и услышан­ных на улице, и закончить теоретической для них рамкой, «эпистемологической сказкой» \Wacquant, 2002:1481]. В-треть­их, он в существующей организации обучения и карьерного роста в высшей школе Америки видит главную причину двух распространенных заблуждений: того, что проведение поле­вой работы дает ученому индульгенцию на «теоретическую рассеянность», и того, что «социальные теоретики» не должны марать руки об эмпирическое исследование, поскольку к ним потом не будут относиться серьезно» [Ibid:. 1523].

397 В-четвертых, он находит недостаточным часто выдвигаемый городскими

398 этнографами аргумент, что, хотя с теоретической точки зре­ния их работы могут вызывать вопросы, они преследуют лишь скромные цели описания повседневных практик своих ин­формантов. Микромир субъектов исследования тесно связан с макромиром масштабных материальных и символических от­ношений: «...в каждый синхронный срез наблюдаемой реально­сти встроено двойное "оседание" исторических сил в форме институтов и обладающих телами агентов, наделенными осо­быми способностями, желаниями и предрасположенностими» [Wacquant, 2002:1523], каждый фрагмент, избранный для изоб­ражения, связан с интуицией или несформулированными ги­потезами, определяющими, какие именно сведения будут из­браны из обилия эмпирического материала, так что городская этнография и сильная теория взаимодополняемы.

398 В своем сравнительном исследовании городской марги­нальное™ в городах Америки и Франции «Городские отвер­женные» Вакант использует метод систематического картогра­фирования социальной дифференциации в гетто той и другой страны [см.: Wacquant, 2006]. Это позволяет ему выявить внут­ренний социальный антагонизм между теми, кто понимает неизбежность приспособления к структурам общества, где доминируют белые, и деморализованными агентами нефор­мальной экономики. Эти «позициональные» различия откры­ваются исследователю только в результате длительного наблю­дения, связаны с различиями в предрасположенностях людей, что живут по разные стороны этой невидимой границы внут­ри гетто, и при посредстве накапливаемой динамики социаль­ного и морального дистанцирования определяют, насколько разные судьбы уготованы людям, вроде бы происходящим из одного места.

398 Вакант также вводит понятие сломанного габи­туса, созданного из противоречащих друг другу когнитивных и эмоциональных схем, возникшего в результате длительного существования в условиях социальной нестабильности и по­рождающего противоречащие друг другу поступки, оконча-399-тельно лишающие их носителя шанса эффективно приспосо­биться.

399 Разруху в районах муниципального жилья в США и упа­док пригородов вокруг крупных французских городов объе­диняют безработица, плохие жилищные условия, насилие, социальная изоляция и преобладание мигрантов — все это включает в себя, как он выражается, «фантастический» трансат­лантический дискурс «геттоизации».

399 Экономические и симво­лические силы соединяются в том, что, например, разложение французского рабочего класса усугубляется его стигматизаци­ей со стороны тех, кто «символически доминирует».

399 Три десятилетия назад в «Различениях» Пьер Бурдье, знаменитый кол­лега Ваканта, допускал, что солидарность с другими помогает рабочим противостоять символическому насилию настолько успешно, что искусство жить им совсем не чуждо, а жизненные испытания научили их мудрости.

399 Конец 1990-х годов отмечен окончательным исчезновени­ем классовой солидарности. Исключенность из общества уже ничем не прикрыта и не украшена. Как и аристотелевские пра­вители, современные городские власти успешно приучают го­родских обитателей к социальному порядку, оставляя без ми­нимальной социальной защиты «неподдающихся».

 

 

Аристотель. Политика // Сочинения: В 4 т. М, 1984. Т. 4. Арутюнян ЮВ. Введение // Русские: Этносоциол. очерки, М.: Наука, 1992.

Арутюнян ЮВ. О симптомах межэтнической интеграции в пост­советском обществе (по материалам этносоциологического исследо­вания Москвы) // Социс. 2007. № 7 [Электрон, ресурс]. URL: hup:// 2008.isras.nj/files/File /Socis/2007—07/Arutyu пуз Л .pdf

Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / Под ред. В.И. Дятлова и др. Москва; Иркутск: Наталис, 2005.

Бредникова О, Паченков О. Азербайджанские торговцы в Петер­бурге: Между «воображаемым сообществом» и «первичными группа­ми» //Диаспоры. 2001. № 1. С 132—147,

Будима ОР, Шмелева МИ. Город и народные традиции русских- По материалам Центрального района РСФСР М.; Наука, 1989-

Вендина О. Могут ли в Москве возникнуть этнические кварталы? // Вестн. общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. №3(71). С. 52-64.

Вендина О. Мигранты в Москве: грозит ли российской столице эт­ническая сегрегация? // Миграционная ситуация в регионах России, Вып. 3- M.: Центр миграцион. исслед. Ин-та географии РАН, 2005.

Воронков В, Рец на кн.: «Национальный вопрос в городском сооб­ществе...» // Неприкосновенный запас. 2004. № 6.

IудковЛ'. Выступление на научном семинаре Евгения Ясина в Фонде «Либеральная миссия». 20,09.2006 [Электрон, ресурс]. URL: http:// www.l iberal .ru/si tan_prin t.asp?Rel=l68

Драгунский Д. Демографический туман и национальные перспек­тивы // Космополис. 2003. № 3 [Электрон, ресурс]. Режим доступа: demoscope.ru/weekly/2003/0137/analit06.php

Дятлов В. «Кавказцы» в российской провинции: криминальный эпизод как индикатор уровня межэтнической напряженности // Вестн. Евразии. 1995. № I. С. 46—63. (В соавт).

Дятлов В. Кавказцы в Иркутске,- конфликтогенная диаспора // Не­терпимость в России: старые и новые фобии. M.: Моск. Центр Карне- ги, 1999а. С. 113-135.

Дятлов В. Торговые меньшинства как источник этнополитической напряженности в российской провинции (на примере Иркутска) // В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии, M,; Наталис, 19996. С 240—265.

Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспо­ры. 1999а № 1. С 8—23.

Дятлов В. Современные торговые меньшинства: фактор стабиль­ности или конфликта? (Китайцы и кавказцы в Иркутске). M,: Наталис, 2000.

Дятлов В. Диаспора: экспансии термина в общественную практи­ку современной России // Диаспоры. 2004- № 3- С 126—138.

Дятлов В, Кузнецов Р. «Шанхай* в центре Иркутска. Экология ки­тайского рынка // Эконом, социология. 2004. Т. 5. № 4. С 56—71.

Карпенко О. «...И гости нашего города...» // Отечественные записки. 2002. № 6.

Лейбович ОЛ., Стегний ВЯ., Кабацкое АЯ^ Лысенко О Л, Шушко- ea НВ. Национальный вопрос в городском сообществе. Социокультур­ные характеристики межнациональных отношений в большом ураль­ском городе на исходе XX века. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2003,

Малахов В. Этничность в большом городе // Неприкосновенный запас. 2007. № 1.

Миграция китайцев и дискуссия о «желтой опасности* в дореволю­ционной России // Вестн. Евразии. 2000. № 1 (8). С. 63—89.

Русские: Этносоциол. очерки, М.: Наука, 1992.

Соколов М. Социологический солипсизм: анализ одной научной позиции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8, № 1. С 198-210.

Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. Л.: Наука, 1987.

Трубина Е. Рассказанное Я: Отпечатки голоса. Екатеринбург Изд- во УрГУ, 2002.

Чистов КВ. Послесловие // Старовойтова Г Национальное самооп­ределение: подходы и изучение случаев. СПб.: Лимбус Пресс, 1999. С 196—203.

Этничность и экономика в постсоциалистическом пространстве: Сб. ст.: По материалам международ- семинара (Санкт-Петербург, 9— 12 сентября 1999) / Под ред. О. Бредниковой и др. СПб.: Центр неза­висимых социологических исследований, 2000.

Anderson Е. Code of the Street. Decency, Violence, and the Moral Life of the Inner City. N.Y.: W.W. Norton a Company, 1999-

Booth Ch. Life and Labour of the People in London. 3d ed (1902 -1903); Reprint. N.Y.: Augustus V. Kelley, 1969. Vol. 17.

Brettell C. The City as Context: Approaches To Immigrants and Cities // Proceedings, Metropolis International Workshop, Lisbon, Sept. 28—29, 1999. Luso-American Development Foundation.

Dual City Restructuring New York / Ed. J.H. Mollenkopf, M. Castells. NY.: Russell Sage Foundation, 1991.

DuneierM. Sidewalk. N.Y.: Farrar, Straus, and Giroux, 1999-

Fong TP. The First Suburban Chinatown: The Remaking of Monterey Park, California. Philadelphia: Temple University Press, 1994.

Friedman J., Wolff C. World City Formation, an Agenda for Research and Action //International Journal of Urban and Regional Research. 1982. №6 P. 309-344-

GansHJ. The Levittowners: Ways of Life and Politics in a New Suburban Community. N.Y: Columbia University Press, 1967.

Gam HJ. Urban Villagers: Group and Class in the Life of Italian-Ame­ricans. N.Y: Free Press, 1982.

GansHJ. Urban Vitality and the Fallacy of Physical Determinism (Review of Jane Jacobs' book) // People, Plans and Policies.- Essays on Poverty, Racism, and Other National Urban Problems. N.Y: Columbia University Press, 1994. R 30—40.

GlazerN,MoynthanDP. Beyond the Melting Pot. Cambridge: МГГ Press, 1970.

Harvey D. Social Justice and City, Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1973.

Harvey D, Cbatterjee L Absolute Rent and the Structuring of Space by Governmental and Financial Institutions // Antipode. 1974. Vol. 6, № 1. P. 22-36.

Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. N.Y,: Random House and Vintage Books, 1966.

Marcuse P. «Dual City*: a Muddy Metaphor for a Quartered City // International Journal of Urban and Regional Research. 1989. Vol. 13, № 4. P. 697-708.

Marcuse P The Enclave, the Citadel, and the Ghetto: What Has Changed in the Post-Fordist U. S. City // Urban Affairs Review. 1997. Vol. 33, № 2. P. 228—264.

Marcuse P. Cities in Quarters // A Companion to the City / Ed S. Watson, G. Bridge. Oxford: Blackwell Publishers. 2000. P. 270—281,

Mumford L Mother Jacobs' Home Remedies for Urban Cancer // The New Yorker, 1962. Dec. 1.

Newman KS. No Shame in My Game: The Working Poor in the Inner City. N.Y.: Knopf, 1999.

Of States and Cities; The Partitioning of Urban Space / Ed. P. Marcuse, R. van Kempert Oxford Oxford University Press, 2002.

Peterson E. Cities are Abnormal // Cities Are Abnormal / Ed. E Peterson. Norman: University of Oklahoma Press, 1946. P. 3—26.

Pidido L, Sidawi S, Vos B. An Archaeology of Environmental Racism in Los Angeles // Urban Geography. 1996. Vol. 17, № 5. P. 419—439-

Wacquant L. Scrutinizing the Street: Poverty, Morality, and the Pitfalls of Urban Ethnography // American Journal of Sociology. 2002. Vol. 107, Na 6. P, 1468—1532.

Wacquant L. Urban Outcasts: Toward a Sociology of Advanced Ma- rginality. Cambridge: Polity, 2006.

WaldingerR. Strangers at the Gates: New Immigrants in Urban America. Berkeley: University of California Press, 2001.

Wirtb L Urbanism as a Way of Life // The City Reader / Ed RT, LeGates, F Stout. L; Routledge, 1996. P. 97—106.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.