|
Социальная сегрегация и поляризация
389 Социальная сегрегации и поляризация сопровождали жизнь городов, наверное, с момента их возникновения. В Древнем Риме и Афинах существовали кварталы, где селили рабов, в Средние века возникли гетто и кварталы для представителей тех или иных гильдий ремесленников и купцов. О том, как эта тенденция усилилась в XIX и XX веках, мы рассуждали в главе «Город как место экономической деятельности». Определение в городах различных, нередко социально противоположных зон — предмет давнего интереса урбанистов.
389 Публикация работы Дэвида Харви «Социальная справедливость и город» и его исследования вместе с Латой Чаттерджи рынка недвижимости в Балтиморе обусловили поворот от количественных исследований жилищной дифференциации городов в сторону внимания к экономическим и социальным процессам, структурирующим рынок жилья, которые соединялись с классовыми и этническими различиями.
389 От индивидуальных и групповых предпочтений ученые перешли к изучению социальных ограничений, выражающихся в про-390-странственной и социальной сегрегации [см.: Harvey, 1973; Harvey, Chatterjee, 1974].
390 В 1980-е годы эти исследования были поглощены более общими по характеру рассуждениями о социальной поляризации в глобальных городах, когда вначале Джон Фридман и Гещ Вулф заявили о том, что для мирового города характерна «поляризация социально-классовых различий» [см.: Friedman, Wolff, 1982:332], а затем Саския Сассен заговорила о новой классовой структуре глобальных городов (см. об этом подробнее в главе «Город и глобализация»), в частности о поляризованной структуре занятости, приводящей к существованию страт с высокими и низкими доходами, что связано с постоянным притоком мигрантов в эти города. Интересной стороной социальной поляризации в глобальных городах является неясный статус «социальной середины» (мы вернемся к этому ниже, разбирая взгляды Питера Маркузе). Мануэль Кастельс в своих работах связал поляризацию и «информационный город», подчеркнув, что информационные способности и возможности различных социальных групп крайне неодинаковы.
390 Среди тех, кому идея «дуального», поляризованного города кажется излишне одномерной, — американский теоретик городского планирования Питер Маркузе [см.: Marcuse, 1989; 1997; 2000]. Он, во-первых, возражает против того, чтобы считать «разделенный» город чем-то новым, указывая, что тенденция поляризации сложилась знакомым нам всем образом еще на заре промышленной революции. Во-вторых, он призывает не упускать из виду процессуальность поляризации: модели расселения в соответствии с разделением труда и расовыми и гендерными различиями существуют, но они проявляются не столь жестко и определенно, как это казалось чикагским социологам Берджесу и Парку. Приведем «процессуальное» определение поляризации: «Похоже, лучше представлять ее с помощью яйца и песочных часов. Обычное распределение населения города напоминает яйцо: самое широкое посередине и сужающееся к концам.
390 В ходе поляризации середина сдавлива-391-ется, а концы расширяются — пока все это не становится похожим на песочные часы.
391 Середину яйца можно определить как "опосредующую социальную страту". <„> Или, если поляризация — между богатыми и бедными, середина относится к группе людей со средними доходами <...> Это метафора не структурных разделяющих линий, но континуума вокруг одного измерения, распределение которого становится по нарастающей бимодальным» [Marcuse, 1989:699].
391 Но как быть, если поляризация идет одновременно по ряду измерений? На такую возможность указывают Молленкопф и Кастельс, подчеркивая, что сочетание культурной, экономической, политической поляризации в Нью-Йорке приводит к тому, что если в городском ядре, образованном профессионалами корпоративного мира, пусть и разными по происхождению, прослеживается подобие единства, то на периферии города имеет место дезорганизация: население здесь фрагментирова- но по расовому, половому, этническому, профессиональному признаку, что только усиливается разнородностью мест, в которых оно проживает [см.: Dual City, 1991: 402].
391 Выдвигая метафору «города кварталов», Маркузе. строит следующую классификацию того, что он называет «отдельными городами» внутри современных городов.
391 В «жилых» городах он выделяет 1) «роскошные зоны», для которых характерна специфическая инфраструктура торговых центров, мест развлечения и отдыха и так далее; 2) «джентрифицированные» кварталы, предназначенные для профессионалов, менеджеров, яппи (он добавляет к числу их обитателей и университетских профессоров), иронически замечая, что «фрустрированная псевдокреативность их занятий ведет к поиску удовлетворения в иных сферах, находимых в потреблении и специфических формах культуры, в "городской жизни", лишенной ее первоначального исторического содержания и более связанной с потреблением, чем с интеллектуальной продуктивностью или политической свободой» [Marcuse, 2000: 273]; 3) пригороды — место обитания хорошо оплачиваемых рабочих и мелкой бур-392-393-жуазии, для которых дом — залог финансовой безопасности, наследство и место обитания; 4) город снимаемых квартир и муниципального жилья, обитатели которого могут быть оттуда вытеснены в случае, если этот квартал облюбуют девелоперы; 5) покинутый город — место очень бедных, тех, кто либо никогда не работал, либо работает очень редко, место расовой и этнической дискриминации и сегрегации.
392 Вечный расклад даунтауна:
недостает ресурсов — становись экзотическим зрелищем для других
393 «Города бизнеса» разделяются на следующие группы:
393 1. Контролирующие места, то есть места больших решений, которые принимают владельцы яхт и лимузинов, хотя и избегающие ярко выраженной пространственной укорененности, но все же чаще всего обитающие на верхних этажах корпоративных небоскребов. Маркузе называет «цитаделями» образцы последнего поколения таких зданий, «умных» зданий, н которых и живут и работают капитаны корпоративного мира. Бэттери- Парк в Нью-Йорке, Доклэндс в Лондоне, Ла-Дефанс в Париже, Беринни в Сан-Паулу, Луджиазуи в Шанхае — примеры таких кварталов,
393 2. Города бизнеса — города улучшенного сервиса, то есть кварталы офисных зданий, «стратегически» группирующиеся в центре города (но они могут быть расположены и на окраине или вообще рассеяны по городу).
393 Работающие здесь живут в джентрифицированных районах,
393 3. Город прямого производства, концентрирующий не только управление промышленностью и некоторые ее виды, но и сервис, правительственные здания, офисы ведущих фирм. 4- Город неквалифицированной работы и неформальной экономики, иммигрантских предприятий и небольших фабрик и мастерских. Чайнатаун в Нью-Йорке и кубинский квартал в Майами — примеры таких городов.
393 5. Безработный город — город тех вариантов неформальной экономики, которые вне закона, город, где сосредоточены самые вредные производства и свалки, очистные сооружения, гаражи, тюрьмы.
393 Маркузе, известный своей резкой критикой политики ныо-йоркских властей, описывает такой хорошо знакомый русским читателям ее компонент, как очистку центра города от «нежелательных элементов» (улицы
394 центра должны служить обитателям «цитаделей» и джентрифицированных кварталов), а также изобретательное занавешивание фасадов пустующих или перестраиваемых домов (он их называет потемкинскими деревнями для богатых). Если уж и говорить о новых моментах процесса поляризации, заключает Маркузе, так это то, что «лишние» люди, в частности безработные, поселились в городах навсегда и количество их будет только расти. Будут расти и процессы джентрификации, а вместе с ними — вытеснения прежних обитателей обустраиваемых для богатых кварталов с помощью правительственной регуляции,
«Геттоизация» и бедность
394 Как городская этнография и социология описывают положение «невписавшихся» людей, перебивающихся от одной временной работы к другой или вообще не работающих? Оценки и используемые понятия, объяснительные стратегии и мера радикализма выводов здесь очень зависят от политической позиции авторов. История последних трех-четырех десятилетий свидетельствует, что некоторые понятия, которые их авторы предложили в чисто описательных целях, были подняты на щит представителями радикальных правых взглядов на социальную политику.
394 Так случилось с понятием underclass, введенным Гуннером Мердэлом, которое стали использовать для фиксации «сущностных» и не поддающихся реформированию характеристик городской бедноты, особенно афроамери- канской, а поэтому — для критики политики welfare. Схожую траекторию проделало понятие культуры бедности, введенное американским антропологом Оскаром Льюисом. Антисоциальное поведение крайне бедных людей мыслилось в течение I960—1980-х годов как неизбежное следствие того положения, которое они занимают в социальном пространстве городов.
395 В конце 1990-х вышло несколько работ городских этнографов, осмысливающих процессы городской маргинализации и «геттоизации». Митчелл Данейе в работе «Тротуар» воссоздал жизнь чернокожих обитателей нижнего — наводненного туристами — Манхэттена, зарабатывающих на жизнь, предлагая прохожим книги и журналы [см.: Dimeter, 1999]. Элайя Андерсон в книге «Код улицы» описал гетто Филадельфии, отмеченное борьбой между «приличными» и «пропащими» семьями [см.: Anderson, 1999]- Кэтрин Ньюман в книге «Стыдной работы не бывает» сосредоточилась на работающих бедняках Еарлема и способах, которыми они стремятся сохранить свое достоинство [смNewman, 1999].
395 «Достоинство» — не случайное здесь слово. Всякий занимавшийся качественными исследованиями среди непроцвета- ющих слоев населения знаком с этим гуманистическим соблазном — так описать жизнь информантов, чтобы они были не просто жертвами реструктуризации экономики. Но так ли беспроблемно стремление описать повседневную жизнь этих людей, чтобы вызвать сочувствие к их положению? Ломая голову над интервью, что мне дали в конце 1990-х годов екатеринбургские учителя, я отчетливо помню, как все прочитанное об «униженных и оскорбленных» стучало в голову, обернувшись несколькими забракованными главами, которые казались то излишне пафосно обличающими власти, то лицемерно жалеющими моих героинь. О результате судить читателям [см.: Трубима, 2002], но проблема интерпретации жизни тех, кто сам о ней говорит как о выживании, и в частности проблема того, что делать с упомянутыми гуманистическими клише и позывами к морализированию, — вызов для исследователей, работающих по обе стороны Атлантики. Скажу попутно, что у нас есть не только свободные от этих слабостей, но и вызывающие огромное уважение работы Евгении Долгиновой, опубликованные в журнале «Русская жизнь», описывающие ситуацию в небольших городах России.
395 В частности, Долгинова написала о двух городах Свердловской области, в которых работники
396 шахт и заводов с помощью голодовки пытались добиться выплаты зарплаты.
396 Вернемся к трем упомянутым выше книгам. В их центре — бедный американский чернокожий пролетариат и «люмпена- пролетариат.
396 К примеру, Данейе изображает бездомных обитателей Гринич-Вилледж не как зависимых от наркотиков и не брезгующих преступными актами объектов расовой дискриминации, но как людей, сознательно выбравших жизнь на улице, попрошайничество и прикрывающую его торговлю журналами в поиске способов установить контроль над собственной жизнью. Не только их столики становятся «местом социального взаимодействия, ослабляющим социальные барьеры между людьми, существенно разделенными социальным и экономическим неравенством» [Duneier, 1999-. 71], не только их уличная торговля оказывает цивилизующее воздействие на всех к ней причастных, но и сами эти люди своим постоянным видимым присутствием на улицах, оказывается, способствуют усилению социального единства. Подобным образом Кэтрин Ньюман в своей книге настаивает, что подростки Гарлема свободны в своем выборе между пособием и зарплатой, легальной работой и торговлей наркотиками, зависимостью от государства или работой в низкооплачиваемых, но «нестыдных» местах предприятий сервиса. Понятно, что скептически настроенный читатель рано или поздно не вынесет такого розового портрета нью-йоркских отверженных, Между тем эти книги, рассказывающие о ежедневном мужестве представителей социального дна крупных городов, пользуются большим успехом у американской читающей публики. Они, однако, встретили достаточно сдержанную реакцию в академических кругах, где с тревогой наблюдают размывание границ между исследовательским журнализмом и полевой работой и снижение стандартов научной состоятельности, вызванных, повторим, ориентацией издательств на прибыль, а потому на продаваемость социологических книг.
396 Продаваемость увеличивают такие приемы, как отделение до-397-стойных бедных от недостойных, истории успеха достойных, социальный оптимизм, сопровождающийся замалчиванием вопроса о том, «кто правит».
397 Прочтет читатель такую книгу и сможет дальше предаваться иллюзии о том, что он живет в справедливом и демократическом обществе, где стбящие люди, пусть даже им не везет, обязательно «пробьются».
Социолог Лоик Вакант, подробно разобрав недостатки каждой из этих книг, приходит вот к каким существенным выводам. Во-первых, нарастающая коммерциализация деятельности академических издательств увеличивает озабоченность авторов и редакторов перспективами продаж книг, что приводит к активному использованию давно оправдавшей себя романтизации отверженных. Другое дело, что на дворе неолиберальные времена, так что социальные исследователи подключаются к пропаганде новой государственной политики «менеджмента» бедных, в центре которой - возлагание на них самих ответственности за собственный удел. Если нарисовать ту их часть, что «выбирает честный труд», то о тех, кто все-таки «выбирает» иное, легче сказать, как это делалось в I960—1970-е годы, «сами виноваты». Во-вторых, Вакант констатирует отсутствие фундированной теории, которую можно было бы положить в основу подобных исследований. Вакант скептически оценивает перспективы основанной на эмпирических наблюдениях теории (grounded theory), называя индуктивистской установку на то, чтобы начать с вещей, увиденных и услышанных на улице, и закончить теоретической для них рамкой, «эпистемологической сказкой» \Wacquant, 2002:1481]. В-третьих, он в существующей организации обучения и карьерного роста в высшей школе Америки видит главную причину двух распространенных заблуждений: того, что проведение полевой работы дает ученому индульгенцию на «теоретическую рассеянность», и того, что «социальные теоретики» не должны марать руки об эмпирическое исследование, поскольку к ним потом не будут относиться серьезно» [Ibid:. 1523].
397 В-четвертых, он находит недостаточным часто выдвигаемый городскими
398 этнографами аргумент, что, хотя с теоретической точки зрения их работы могут вызывать вопросы, они преследуют лишь скромные цели описания повседневных практик своих информантов. Микромир субъектов исследования тесно связан с макромиром масштабных материальных и символических отношений: «...в каждый синхронный срез наблюдаемой реальности встроено двойное "оседание" исторических сил в форме институтов и обладающих телами агентов, наделенными особыми способностями, желаниями и предрасположенностими» [Wacquant, 2002:1523], каждый фрагмент, избранный для изображения, связан с интуицией или несформулированными гипотезами, определяющими, какие именно сведения будут избраны из обилия эмпирического материала, так что городская этнография и сильная теория взаимодополняемы.
398 В своем сравнительном исследовании городской маргинальное™ в городах Америки и Франции «Городские отверженные» Вакант использует метод систематического картографирования социальной дифференциации в гетто той и другой страны [см.: Wacquant, 2006]. Это позволяет ему выявить внутренний социальный антагонизм между теми, кто понимает неизбежность приспособления к структурам общества, где доминируют белые, и деморализованными агентами неформальной экономики. Эти «позициональные» различия открываются исследователю только в результате длительного наблюдения, связаны с различиями в предрасположенностях людей, что живут по разные стороны этой невидимой границы внутри гетто, и при посредстве накапливаемой динамики социального и морального дистанцирования определяют, насколько разные судьбы уготованы людям, вроде бы происходящим из одного места.
398 Вакант также вводит понятие сломанного габитуса, созданного из противоречащих друг другу когнитивных и эмоциональных схем, возникшего в результате длительного существования в условиях социальной нестабильности и порождающего противоречащие друг другу поступки, оконча-399-тельно лишающие их носителя шанса эффективно приспособиться.
399 Разруху в районах муниципального жилья в США и упадок пригородов вокруг крупных французских городов объединяют безработица, плохие жилищные условия, насилие, социальная изоляция и преобладание мигрантов — все это включает в себя, как он выражается, «фантастический» трансатлантический дискурс «геттоизации».
399 Экономические и символические силы соединяются в том, что, например, разложение французского рабочего класса усугубляется его стигматизацией со стороны тех, кто «символически доминирует».
399 Три десятилетия назад в «Различениях» Пьер Бурдье, знаменитый коллега Ваканта, допускал, что солидарность с другими помогает рабочим противостоять символическому насилию настолько успешно, что искусство жить им совсем не чуждо, а жизненные испытания научили их мудрости.
399 Конец 1990-х годов отмечен окончательным исчезновением классовой солидарности. Исключенность из общества уже ничем не прикрыта и не украшена. Как и аристотелевские правители, современные городские власти успешно приучают городских обитателей к социальному порядку, оставляя без минимальной социальной защиты «неподдающихся».
Аристотель. Политика // Сочинения: В 4 т. М, 1984. Т. 4. Арутюнян ЮВ. Введение // Русские: Этносоциол. очерки, М.: Наука, 1992.
Арутюнян ЮВ. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе (по материалам этносоциологического исследования Москвы) // Социс. 2007. № 7 [Электрон, ресурс]. URL: hup:// 2008.isras.nj/files/File /Socis/2007—07/Arutyu пуз Л .pdf
Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / Под ред. В.И. Дятлова и др. Москва; Иркутск: Наталис, 2005.
Бредникова О, Паченков О. Азербайджанские торговцы в Петербурге: Между «воображаемым сообществом» и «первичными группами» //Диаспоры. 2001. № 1. С 132—147,
Будима ОР, Шмелева МИ. Город и народные традиции русских- По материалам Центрального района РСФСР М.; Наука, 1989-
Вендина О. Могут ли в Москве возникнуть этнические кварталы? // Вестн. общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. №3(71). С. 52-64.
Вендина О. Мигранты в Москве: грозит ли российской столице этническая сегрегация? // Миграционная ситуация в регионах России, Вып. 3- M.: Центр миграцион. исслед. Ин-та географии РАН, 2005.
Воронков В, Рец на кн.: «Национальный вопрос в городском сообществе...» // Неприкосновенный запас. 2004. № 6.
IудковЛ'. Выступление на научном семинаре Евгения Ясина в Фонде «Либеральная миссия». 20,09.2006 [Электрон, ресурс]. URL: http:// www.l iberal .ru/si tan_prin t.asp?Rel=l68
Драгунский Д. Демографический туман и национальные перспективы // Космополис. 2003. № 3 [Электрон, ресурс]. Режим доступа: demoscope.ru/weekly/2003/0137/analit06.php
Дятлов В. «Кавказцы» в российской провинции: криминальный эпизод как индикатор уровня межэтнической напряженности // Вестн. Евразии. 1995. № I. С. 46—63. (В соавт).
Дятлов В. Кавказцы в Иркутске,- конфликтогенная диаспора // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. M.: Моск. Центр Карне- ги, 1999а. С. 113-135.
Дятлов В. Торговые меньшинства как источник этнополитической напряженности в российской провинции (на примере Иркутска) // В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии, M,; Наталис, 19996. С 240—265.
Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999а № 1. С 8—23.
Дятлов В. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? (Китайцы и кавказцы в Иркутске). M,: Наталис, 2000.
Дятлов В. Диаспора: экспансии термина в общественную практику современной России // Диаспоры. 2004- № 3- С 126—138.
Дятлов В, Кузнецов Р. «Шанхай* в центре Иркутска. Экология китайского рынка // Эконом, социология. 2004. Т. 5. № 4. С 56—71.
Карпенко О. «...И гости нашего города...» // Отечественные записки. 2002. № 6.
Лейбович ОЛ., Стегний ВЯ., Кабацкое АЯ^ Лысенко О Л, Шушко- ea НВ. Национальный вопрос в городском сообществе. Социокультурные характеристики межнациональных отношений в большом уральском городе на исходе XX века. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2003,
Малахов В. Этничность в большом городе // Неприкосновенный запас. 2007. № 1.
Миграция китайцев и дискуссия о «желтой опасности* в дореволюционной России // Вестн. Евразии. 2000. № 1 (8). С. 63—89.
Русские: Этносоциол. очерки, М.: Наука, 1992.
Соколов М. Социологический солипсизм: анализ одной научной позиции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8, № 1. С 198-210.
Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. Л.: Наука, 1987.
Трубина Е. Рассказанное Я: Отпечатки голоса. Екатеринбург Изд- во УрГУ, 2002.
Чистов КВ. Послесловие // Старовойтова Г Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. СПб.: Лимбус Пресс, 1999. С 196—203.
Этничность и экономика в постсоциалистическом пространстве: Сб. ст.: По материалам международ- семинара (Санкт-Петербург, 9— 12 сентября 1999) / Под ред. О. Бредниковой и др. СПб.: Центр независимых социологических исследований, 2000.
Anderson Е. Code of the Street. Decency, Violence, and the Moral Life of the Inner City. N.Y.: W.W. Norton a Company, 1999-
Booth Ch. Life and Labour of the People in London. 3d ed (1902 -1903); Reprint. N.Y.: Augustus V. Kelley, 1969. Vol. 17.
Brettell C. The City as Context: Approaches To Immigrants and Cities // Proceedings, Metropolis International Workshop, Lisbon, Sept. 28—29, 1999. Luso-American Development Foundation.
Dual City Restructuring New York / Ed. J.H. Mollenkopf, M. Castells. NY.: Russell Sage Foundation, 1991.
DuneierM. Sidewalk. N.Y.: Farrar, Straus, and Giroux, 1999-
Fong TP. The First Suburban Chinatown: The Remaking of Monterey Park, California. Philadelphia: Temple University Press, 1994.
Friedman J., Wolff C. World City Formation, an Agenda for Research and Action //International Journal of Urban and Regional Research. 1982. №6 P. 309-344-
GansHJ. The Levittowners: Ways of Life and Politics in a New Suburban Community. N.Y: Columbia University Press, 1967.
Gam HJ. Urban Villagers: Group and Class in the Life of Italian-Americans. N.Y: Free Press, 1982.
GansHJ. Urban Vitality and the Fallacy of Physical Determinism (Review of Jane Jacobs' book) // People, Plans and Policies.- Essays on Poverty, Racism, and Other National Urban Problems. N.Y: Columbia University Press, 1994. R 30—40.
GlazerN,MoynthanDP. Beyond the Melting Pot. Cambridge: МГГ Press, 1970.
Harvey D. Social Justice and City, Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1973.
Harvey D, Cbatterjee L Absolute Rent and the Structuring of Space by Governmental and Financial Institutions // Antipode. 1974. Vol. 6, № 1. P. 22-36.
Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. N.Y,: Random House and Vintage Books, 1966.
Marcuse P. «Dual City*: a Muddy Metaphor for a Quartered City // International Journal of Urban and Regional Research. 1989. Vol. 13, № 4. P. 697-708.
Marcuse P The Enclave, the Citadel, and the Ghetto: What Has Changed in the Post-Fordist U. S. City // Urban Affairs Review. 1997. Vol. 33, № 2. P. 228—264.
Marcuse P. Cities in Quarters // A Companion to the City / Ed S. Watson, G. Bridge. Oxford: Blackwell Publishers. 2000. P. 270—281,
Mumford L Mother Jacobs' Home Remedies for Urban Cancer // The New Yorker, 1962. Dec. 1.
Newman KS. No Shame in My Game: The Working Poor in the Inner City. N.Y.: Knopf, 1999.
Of States and Cities; The Partitioning of Urban Space / Ed. P. Marcuse, R. van Kempert Oxford Oxford University Press, 2002.
Peterson E. Cities are Abnormal // Cities Are Abnormal / Ed. E Peterson. Norman: University of Oklahoma Press, 1946. P. 3—26.
Pidido L, Sidawi S, Vos B. An Archaeology of Environmental Racism in Los Angeles // Urban Geography. 1996. Vol. 17, № 5. P. 419—439-
Wacquant L. Scrutinizing the Street: Poverty, Morality, and the Pitfalls of Urban Ethnography // American Journal of Sociology. 2002. Vol. 107, Na 6. P, 1468—1532.
Wacquant L. Urban Outcasts: Toward a Sociology of Advanced Ma- rginality. Cambridge: Polity, 2006.
WaldingerR. Strangers at the Gates: New Immigrants in Urban America. Berkeley: University of California Press, 2001.
Wirtb L Urbanism as a Way of Life // The City Reader / Ed RT, LeGates, F Stout. L; Routledge, 1996. P. 97—106.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|