|
Критика теорий глобальных городов
286 Одна линия критики сложилась в стане специалистов по постколониальным городам. Ее представители, в частности Энтони Кинг, оспаривают доминирование экономической логики в описании мировых городов,
286 Кинг считает, что все они описываются на основе понятий и нарративов одной дисциплины — урбанистической политической экономии,
286 В итоге разнообразие политических, географических, культурных, религиозных и так далее обстоятельств в каждом из таких городов оказывается редуцированным к трем феноменам: городские социальные движения, потребление и случаи государственного вмешательства в городскую политику. Кинг считает сами понятия глобального города и мирового города ограниченным плодом мысли американских урбанистов.
286 Гегемония западных форм знания и преобладание англоязычных публикаций обусловили, во-первых, приоритет экономических критериев описания таких городов и, во-вторых, интерес исследователей лишь к тридцати-сорока городам, расположенным либо в Штатах, либо в Европе.
286 Сам по себе этот интерес тоже достаточно узок что, в самом деле, дает для нашего знания ответ на вопрос применительно к данному городу: «Мировой это город или нет?» Не уподобляются ли исследователи городским чиновникам, которым слава нескольких городов — безусловных лидеров — не дает покоя?
286 Кинг считает, что рассмотрение таких социально сконструированных понятий, как накопление капитала и экономика, без учета исторических и
287 культурных обстоятельств оставляет многие вопросы без ответа.
287 Было бы иллюзией полагать, что понятие мирового города универсально приложимо и что оно может помочь понять особые смыслы и специфические истории, сложившиеся во многих городах. В частности, компаративные культурные урбанистические исследования должны больше внимания уделять религиозным движениям. Известны города, пространство и политика которых сложились под влиянием продвижения или защиты какой-то религии. Это Белфаст, Иерусалим, Бейрут, Тегеран, Варанаси, Рим, Стамбул. Кинг считает симптоматичным, что мировые города — феномен христианского мира и возникли по преимуществу в протестантских странах.
287 Другая линия критики развита английским урбанистом Полом Тейлором, который, не оспаривая значимости парадигмы в целом, считает, что главный изъян исследований мировых городов — слабая эмпирическая база. Дело не в плохой методологической подготовке исследователей, но в природе доступной им статистики. Сбор статистических сведений организован государственными ведомствами, которые нацелены на удовлетворение информационных потребностей правительств, В результате мир измеряется «государствоцентричными» способами не только государствами, но и всемирными организациями, например ООН. Другая особенность статистики — исследование атрибутов, качеств тех или иных феноменов в ущерб связям между ними. Например, нужно сравнить характер зарубежных инвестиций в тот или иной город Если вы составите таблицу, в которой города будут ранжированы по объему инвестиций, вы ограничитесь сравнением атрибутов. Но если вы укажете, откуда приходят эти инвестиции, ваша таблица отразит реальные связи между городами, то есть станет реляционной. Даже если потоки людей, товаров и информации, то есть связи городов, измеряются статистикой, эти данные оказываются погребены под обилием сведений об атрибутах. Исследования мировых городов должны демонстрировать интенсивность связей между ними.
287 Доступная статисти-288-ка не позволяет эти связи продемонстрировать: преобладают сведения о странах, а не о городах.
288 Как с этой сложностью справляются авторы ключевых текстов о мировых городах? Тейлор сравнивает работу со статистикой, таблицы и иллюстрации в текстах Мануэля Кастельса, Саскии Сассен, специалистов по электронным коммуникациям в городах Стивена Грэхэма, Саймона Марвина и других. Он просматривает эмпирическую базу их работ с точки зрения того, насколько она отражает связи между городами, то есть указывает, откуда и куда поступают информация, товары, деньги, люди и так далее, Хотя работы «отца-основателя» всего этого поля исследований Джона Фридмана носили гипотетический характер, последующие тексты носят эмпирический характер, но какой именно? Тейлор замечает, что сведения о государствах и городах занимают в этих книгах почти одинаковое место и что среди сведений о городах встречается просто статистика населения (а что это говорит о характере мировых городов?). Он справедливо добавляет, что, когда мы читаем социологическую литературу, посвященную национальной экономике и политике или государственной истории, мы ведь не ожидаем, что сообщаемые в ней сведения могут быть беспроблемно распространены на города. Почему же тогда в литературе о мировых городах содержится такое обилие данных о государствах?
288 Далее, тезис о том, что эти особые, мировые города своей деятельностью превосходят государственные границы, должен быть подтвержден демонстрацией связей между ними. Тейлор обнаруживает, что во всем этом массиве литературы о сетях городов и городских иерархиях только 6 % приводимых данных прямо иллюстрируют их наличие! Это лишь информация о полетах, выполняемых из города в город, телекоммуникациях, доставке грузов.
288 Тейлор призывает урбанистов вместе преодолевать этот «кризис доказательности», и посетители созданного им сайта Сети исследований мировых городов и глобализации могут познакомиться с проведенной с тех пор ра-289-ботой,
289 В изложении данной темы используются в том числе и иллюстрации с этого сайта (см.: Website on World Cities and Globalization (GaWC). URL http://www.lboro.ac.uk/gawc/).
289 Нил Смит считает, что части литературы по глобальным городам (включая книги С. Сассен) недостает радикального продумывания последствий изменения масштаба протекающих сегодня экономических процессоа Да, города и ТНК стали главными игроками современной экономики, так что торговые связи налаживаются между компаниями, а не между странами. Но какие последствия это имеет для традиционной функции городов — быть местом социального воспроизводства? Сассен просто подчеркивает полярность глобальных городов, то есть тот факт, что их богатство и привлекательность для глобальных трейдеров и менеджеров возможны за счет невидимого и дешевого труда тысяч мигрантов, что они такая же значимая часть глобальных городов, как и офисные небоскребы, элитные дома и бесконечные бутики. Смит рассуждает иначе. Вводя понятия реваншистского города и неолиберального урбанизма, он показывает, как функции и роли городов изменились в результате двух взаимно усиливающих друг друга тенденций: (1) города, а не нации стали главным местом организации производства и (2) правительства отказались от либеральной городской политики. На место американского Среднего Запада или немецкой Рурской области — классических примеров индустриального развития — пришли Шанхай и Мумбай, Сеул и Сан-Паулу, Мехико-Сити и Бангкок Если традиционные промышленные регионы были «становым хребтом» национальных экономик, то эти мегаполисы — основа экономики глобальной. В то же время современная правительственная политика часто бросает города на произвол судьбы. Американские президенты последних трех десятилетий печально прославились публичными жестами, из которых было ясно: выживание городов и их жителей — их собственная проблема и правительства не будут в этих целях делиться своими ресурсами.
289 От отказа президента Форда поддержать Нью-Йорк во
290 время финансового кризиса 1970-х годов до закрытая президентом Клинтоном в 1996 году системы welfare — все это может быть истолковано как симптомы «переформатирования» государств и правительств — превращения их в самостоятельных экономических игроков. Если сильно огрубить суть дела, получается, что субъектов, ответственных за социальное воспроизводство населения и обладающих достаточными для этого ресурсами, в мире больше не осталось: всех, включая правительства, волнуют только производство и финансы.
290 Дебаты по поводу «расползания» пригородов в США и Европе, кампании за «возрождение» европейских городов, обсуждение проблем экологической справедливости - все это свидетельствует, что развитие городов сегодня все дальше и дальше отходит от задач социального воспроизводства. Смит предлагает именно в этом контексте рассматривать проблему кризиса ежедневного перемещения работников из дома на работу и обратно. Экономически обусловленное географическое расширение многих городов не позволяет им выполнять одну из главных своих функций — способствовать доставке работников из дома на работу и обратно. Противоречие между экономическими процессами и географической формой городов проявляется повсеместно. Москва в этом отношении давно стала притчей во языцех: то, как выглядят по утрам пригородные электрички, конечные станции метро, не говоря уж о ключевых автомагистралях, — грустные иллюстрации цены, которую люди платят своим проведенным в дороге временем за неразрешимость этого противоречия. Но Смит напоминает, что в Сан-Паулу люди отправляются на работу в 3:30 утра, тратя до четырех часов на дорогу в один конец. Точно так же дела обстоят в зимбабвийском городе Хараре четыре часа ты едешь на работу, твой рабочий день длится шестнадцать часов, добравшись домой опять через четыре часа, ты «остаток времени» спишь.
290 По требованию Всемирного банка транспорт во многих городах «третьего мира» был приватизирован, так что и в
291 денежном отношении эта цена возросла так, что в иных случаях люди тратят на дорогу до 45 % недельного заработка!
291 Смит справедливо утверждает, что сетования на слабую развитость городской инфраструктуры в таких случаях совершенно недостаточны. Здесь проявляется другое географическое противоречие — между чрезвычайно высокой стоимостью земли, сопровождающей централизацию капитала в сердцевине городов, и маргинальными пригородами, где рабочие вынуждены жить на те гроши, что им платят те, кто ответствен за централизацию капитала. Эти гроши, то есть искусственно заниженные заработки тех, кто находится на нижнем конце пищевой цепи неолиберализма, — условие эффективной централизации капитала. Так что, по Смиту, передним краем неолиберальной трансформации городов являются не европейские столицы, а стремительно растущие метрополисы Латинской Америки, Азии и Африки, где никогда и не было прочной связи между городом и социальным воспроизводством. В этих городах ставятся рекорды производительности труда и человеческой выносливости, и, кажется, никто пока не помышляет о бунте.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|