|
Город как место и время повседневности
404 Как соотносятся теоретическое обсуждение повседневности «вообще» и городской повседневности?
404 Немецкий феноменолог Бернхард Вальденфельс, обсуждая типы понимания повседневности, о городе рассуждает в следующем контексте. Различные формы деятельности, включенные в разные сферы жизни, подчиняются несопоставимым правилам и существуют автономно. Повседневность же — это пространство для соединения разделенного и встречи всего и вся. В этом смысле она противостоит нарастающей фрагментации нашей жизни и несопоставимости логик, определяющих общение с близкими или чужими людьми. Повседневность представляет собой «место обмена и обмен мнениями». Город и есть такое место. Он проявляет суть таким образом понимаемой повседневности. Он, однако, может стать «плавильной печью» для обособленных ценностей и стилей жизни при двух условиях. Во-первых, если «ему удается противостоять тотальной функционализации». Приходят на ум многочисленные в нашей стране города, в центре которых «градообразующие предприятия».
404 Города, возникавшие для выполнения единственной функции - беспроблемного воспроизводства промышленной рабочей силы для заводов, имеют небольшие шан-405-сы стать «местом обмена».
405 Во-вторых, если это большой город. Тогда город может быть «чем-то большим, нежели собранием памятников культуры, построек специального назначения и линий движения транспорта» [Валъденфельс, 1991:48—49].
405 И действительно, это жизнь больших городов легла в основу всех известных нам теоретических подходов к повседневности «как таковой». Британский географ Найджел Трифг не без иронии замечает: «Трудно представить ситуационистов1 в Стивенэйдже, де Серто в Катфорде или Лефевра в Льюисхэме» [Thrift, 2000:399].
1 Ситуационисты (Situationists International) — члены революционного, антибуржуазного, анархо-марксистского политического и художественного движения, оформившегося в Европе в 1960-е годы. Город воплощал для ситуационистов кульминацию капиталистического отчуждения и «колыбель революции», то есть место, в котором могут зародиться революционные движения, нацеленные на создание альтернативного капитализму общественного устройства.
405 Льюисхэм, к примеру, депрессивный лондонский жилой массив, часто именуемый «городом крэка». Ничего не говорящие нам названия призваны продемонстрировать неизбежность, с какой предметом классических описаний городской повседневности становились не просто большие города, часто столицы, но центры этих городов — Парижа, Лондона, Нью-Йорка. Вес уже написанного об этих особых пространствах таков, что, кажется, любой сиюминутный жест, а тем более взгляд исследователя из своего окна, расположенного в средоточии цивилизованного мира, приобретает в них особую значительность. Это города с аурой, словно приглашающие зарыться в «чудесных складках изношенного каменного пальто», как некогда написал Беньямин о Париже. Они — сладкая, не отпускающая от себя отрава.
405 Они ошеломляют.
405 Многое из того, что Беньямин пишет об ауре произведений искусства, приложимо и к ним: эффект ауры состоит, вероятно, в соединении качества нашего переживания и собственно культурной среды, которая это переживание делает возможным.
405 Здесь индивид переживает особые игры пространства и
406 времени, сам становясь местом встречи с миром, встречи мимолетного мгновения и вечности, мифа и рациональности, приватного и публичного, экстерьера и интерьера.
406 Если место городской повседневности — это именно большие города, то как дело обстоит с ее временем? Велик соблазн вычленить в повседневности ее сиюминутные проявления и другое, «длинное» время и прослеживать одновременное протекание разных длительност ей или темпоральностей повседневности. Тогда возникает проблема соединения в повседневности моментов новизны, которой бомбардирует нас город (новые здания, моды, нравы), и более «медленного», «геологического» ее измерения. В литературе о повседневности я бы выделила как минимум три варианта такого соединения.
406 Это, во-первых, соединение повседневности и, так сказать, повсеночности.
406 Желание и страх — невидимая эмоциональная инфраструктура городов. Зигмунд Фрейд [см.: Фрейд, 1997), Вальтер Беньямин [см.: Benjamin, 1999), автор замечательной книги «Незримые города» итальянский прозаик Итало Кальвино [см.: Кальвино, 1997), британский географ Стив Пайл [см.: Pile, 1996] описали парадоксальные соединения между городскими фантасмагориями и реальностями.
406 Города — переплетение ассоциаций, соединение парадоксов и двусмысленностей, образов, представляющих желания и скрывающих страхи.
406 Во-вторых, это воспроизводство «структур повседневности». В трудах Ферпана Броделя была всесторонне развита мысль о том, что пестрота новизны не должна заслонять от пас степень, в какой каждый из нас безотчетно воспроизводит целый ряд рутинных действий, уходящих во времена, когда отношения людей с местами их обитания только становились [см.: Бродель, 2007].
406 Бродель, как и Вальденфельс, считает, что повседневность (и прежде всего вещи, которые являются ее опорой, — еда, одежда, жилище) проявляет суть общества. Но вот незадача — эти мелочи обычно ускользают от внимания.
406 Вот почему их нужно тщательно рассмотреть, так сказать прочитать, а затем очистить от этой корки мелочей спрятанную под
407-408 ней структуру.
407 Вездесущность повседневности обыграна в оформлении Музея человека в Париже
408 Но чтение повседневности — задача поистине безбрежная: начав с одного, переходишь к другому, а заканчиваешь «взвешиванием» мира, то есть пониманием того огромного места, которое занимает в нем материальная жизнь. Немного облегчает дело то, что у материальной жизни - медленные ритмы, которые поддаются описанию на языках демографии, пищи, одежды, жилища, технологии, денег, городов. Обычно эти истории пишутся отдельно друг от друга и остаются на периферии общепринятой истории. Таким образом, повседневность проявляется через потребляемые вещи и людей, вовлеченных в практики их использования, через незначительные повторяющиеся обыденные детали. Просеивая эту «пыль истории», ученый способен за видимым беспорядком усмотреть порядок, к обычной истории добавить историю повседневности и тем самым увековечить повседневность как основу материальной жизни, почти неподвижную в своей рутинности под бременем более динамичного течения экономической жизни, то есть рыночной экономики, и «реального капитализма». Незаметные, никому не известные жизни, страдающие от неравенства и несправедливости, составили (и продолжают составлять) фундамент капиталистической динамики.
408 Бродель настаивал на нашей бессознательной вовлеченности в повседневность, структуры которой — мотивы, импульсы, стереотипы, способы действия — многое за нас решают. Это «длинное» время описано наиболее подробно литераторами и историками в историях больших городов, позволяя нам сравнивать с ними ритмы труда и отдыха и меру свободы нравов в своем городе. Питер АкройД в «Биографии Лондона» [см.: Акройд, 2005] воссоздает эволюцию лондонских толп с XVI по XX век, сопровождающуюся нарастанием их безличности и безразличия: «...это исполинское месиво безымянных и неразличимых особей, это великое стечение неведомых душ воплощало как энергию города, так и его бессмысленность» [Там же, 455].
408 Он тщательно реконструирует жизнь лондонских детей
409 и пьяниц, женщин разных сословий и городских оригиналов, давая читателю возможность насладиться фактурой вроде бы исчезнувшей жизни.
409 Однако же концентрация на нынешних лондонских улицах мужчин с сизоватыми носами и количество «фриков» убеждают, что, по меньшей мере, «длинное» время эксцентричности и излишеств каким-то образом в лондонской современности воспроизводится.
В-третьих, это «геология» собственно вещного мира повседневности. Опять-таки, при всей стремительности заполнения нашей жизни все новыми предметами (некоторые из них способны создавать новые практики или видоизменять традиционные практики повседневности) [см.: Гладарев, 2006], целый спектр необходимых для жизни вещей укореняет нас в истории. Как подчеркивает Ирвинг Гофман: «Мы не можем сказать, что миры создаются здесь и сейчас, потому что независимо от того, говорим ли мы об игре в карты или о взаимодействии в ходе хирургической операции, речь идет об использовании некоторого традиционного реквизита, обладающею собственной историей в большом обществе» [Goffman, 1967: 27—28]. Пьем ли мы кофе [см.: Алябьева, 2006], обретаем ли особый опыт жизни в коммунальной квартире [см.: Утехин, 2004], отмечаем ли праздники [см.: Дубин, 2004], вещный мир сообщает социальной жизни устойчивость.
409 Но все же как можно помыслить город как место (и время) повседневности? Одна линия исследования городской повседневности связана с поиском сути социальности и того, как она, собственно, дана человеческому восприятию. Если мы хотим мыслить повседневность в ее связи с нашим отношением к социальному миру, то мы должны проблематизировать наше внимание к повседневности, увидеть, так сказать, его место и характер.
409 Эксперты по повседневности единодушно замечают, что наше внимание фрагментарно и мимолетно.
409 Во-первых, в городе слишком многое происходит одновременно, и мы спасаемся от эмоциональных перегрузок поверхностностью внима-410-ния.
410 Во-вторых, повседневность складывается из того, что мы и не настроены замечать. Невидимая инфраструктура городской жизни, делающая эту жизнь достаточно упорядоченной и предсказуемой, принимается нами как должное.
410 В-третьих, наше внимание связано с переживанием городской жизни: с обменом мимолетными взглядами, подслушанными разговорами, визуальным пиром летнего города, с легкостью и изобретательностью одеяний его обитателей или депрессивностью затянувшейся зимы. Оно также связано с опытом городской жизни и обусловленными им предрасположенностями.
410 И действительно, совершая рутинные действия и передвижения, что мы замечаем? На что на минуту отвлекаемся? Привлекут ли наше внимание выплески спонтанности — скажем, громко кричащие подростки?
410 Остолбенеем ли мы от смелого наряда прохожей? Хмыкаем ли мы заинтригованно, увидев пожилого незнакомца с молодой спутницей?
410 Вглядимся ли тайком в детали жизни обитателей благополучного квартала?
410 Настроены ли мы блюсти приличия или скорее, удовлетворяя любопытство, «шпионить» за жизнью других?
410 Обличители мы недостатков или замотанные рабочие лошади?
410 В повседневности для всех есть место, но сама эта область жизни содержит противоположные потоки интересов.
410 Во-первых, в ней, если это публичная повседневность, ты не один, а потому должен считаться с приличиями. Во-вторых, ты не можешь оставить дома самое главное свое содержание — опыт и желания, а потому они, так или иначе, прорываются и делаются явными для других. Отсюда осмысление повседневности как области конфликта. Одна сторона конфликта — те силы, что принуждают, подсматривают, журят, напоминают, регулируют, штрафуют. Другая — все мы, дорожащие свободой и самовыражением. Эту линию осмысления повседневности создали Зигмунд Фрейд, Анри Лефевр, Ирвинг Гофман, Мишель де Серто.
410 Именно в повседневности проявляются следы нашего подчинения и нашего сопротивления социальному порядку.
410 Но, может быть, повседневность сама и является сферой домини-411-рования каких-то социальных сил?
411 Именно так ее рассматривают феминисты и другие исследователи, для которых важнее всего политическая задача критики повседневности как сферы угнетения.
411 В этой работе соединяют усилия философы и исследователи, работающие в области cultural studies. Итальянский философ Джорджо Агамбен, исследовавший те пространства, в которых воплощается в европейской истории чрезвычайное положение, не выполняются права человека, а его жизнь сведена к животной, пишет: «Сегодня нам следует ожидать не только появления новых лагерей, но и всегда новых психиатрических регулирующих определений и категорий жизни в городе. Лагерь, который сегодня надежно угнездился внутри города, — это новый биополитический номос планеты» [см.: Agatnben, 1998: 176]. Он призывает не только урбанистов, но и социальных теоретиков, социологов, архитекторов пересмотреть в этом свете модели понимания и организации общественных мест мировых городов [см.-.Ibid:. 181].
411 Итальянский мыслитель в своей работе «Homo Sacer» проводит интересные параллели между некоторыми установлениями античного римского права и современной демократической политикой. Фигура, вынесенная в название работы, относилась к представителям некоторых социальных групп, которых общество не могло интегрировать, а потому они были вытеснены из правового пространства, они просто жили, являясь, как выражается Агамбен, носителями нагой жизни.
411 При этом о них нельзя сказать, что они были вне закона: они оставались ни вне, ни «внутри» закона.
411 Почему Агамбен считает эти тонкости римского права значимыми сегодня?
411 Демократическая политика, утверждает он, содержит в себе обещание соединить биологическую и политическую жизнь индивидов.
411 Но это обещание она не выполняет: и сегодня есть группы людей, которые биологически существуют, но их жизнь не имеет экономического или политического значения.
411 К таким группам относятся прежде всего беженцы.
411 Начиная с 1915 года одни европейские государства начали их вытеснять, а другие — ви-412-деть в них угрозу собственной целостности.
412 Легитимировать создание этих групп позволяла риторика «чрезвычайного положения», «исключительной ситуации», «особой опасности». Пространством чрезвычайного положения стал лагерь — для перемещенных лиц, концентрационный, для беженцев.
412 Агамбен называет лагерь «матрицей современной политической жизни», подчеркивая, что часто он расположен гораздо ближе к пространствам повседневности, чем этого бы хотелось их обитателям.
412 Объявленная правительствами многих городов война против наркотиков, преступности, терроризма и бедности выражается не только в повышенных мерах безопасности в аэропортах, на стадионах и в концертных залах, но и в кампаниях «нулевой толерантности», сопровождающихся жестким обращением с проблемными группами населения — «цветной» молодежью, безработными, уличными торговцами и так далее.
412 Нарушение «дресс-кода» может стать поводом к надеванию наручников, а «неформальное» поведение — предметом пристального внимания милиции.
412 Спокойствие, необходимое доя повседневной жизни городского обитателя, сочетается со страхом: что, если именно тот магазин, куда ты ходишь за покупками, та ветка метро, которой ты пользуешься, тот аквапарк, куда в кои-то веки выбрался, станут роковыми для тебя — из-за чьей-то небрежности или злой воли?
412 Амбивалентность повседневности — это характеристика, которую выдвигают на первый план исследователи города. Настроенность городского обитателя на возможность неожиданной встречи и разъедающая его тревога о будущем и безопасности близких, повседневность как объект неустанного регулирования и пространство для выплесков жизненной энергии, сочетание в ней инерции и традиции с одной стороны, и неустанных изменений — с другой, — только некоторые проявления этой амбивалентности.
412 Рассмотрим, каким образом развивалась теоретическая традиция понимания городской повседневности как сочетающей статус-кво и его оспаривание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|