|
Джентрификация в России и Москве
295 Пожилая учительница географии старейшей екатеринбургской гимназии № 9 любила дразнить снобов-старшеклассников отрезвляющими сентенциями. Она спрашивала, на какой улице тот или иной из них живет, и предавалась воспоминаниям о том, какого рода люди на ней селились прежде: «Улица Жукова (в престижном районе в самом центре города. — Е.Т,), говорите? Ну да, как же, в 1950-е годы на ней одни бараки стояли!
295 Никто не знает, где он будет жить через трид-296-цать лет и какие люди поселятся в его доме».
296 Для «центровых» школьников, многие из которых с детства сроднились с ощущением привилегированности, напоминание о том, что престижным их район стал совсем недавно, скорее забавно: социальная однородность места, где они живут, достигнута и вряд ли будет в скором времени разрушена. Те же, кто в школу приезжает из спальных районов, понимают, что их родители, если позволят обстоятельства, скорее переедут в пригород, чем в центр, настолько там теперь дорогое жилье.
296 Эти хорошо всем знакомые наблюдения связаны с более общей тенденцией увеличения роли российских городов в развитии неолиберального капитализма, их функционирования в качестве узлов соединения различных рынков и контроля за капиталовложениями в сферу сервиса, производства товаров, рекламы, транспорта, потребления. Эта тенденция выражается в строительстве и перестройке городской среды. Растущий спрос на офисы и квартиры приводит к энергичному разрушению парков, улиц, зданий и возведению новых строений, которые во всех городах выглядят все более похожими, а сами города превращают в места столкновения самых разных социальных и политических тгтересов. Джентрификация — вложения в городское пространство для того, чтобы сделать его привлекательным для состоятельных людей, — самое яркое выражение неолиберального изменения городского пространства. Возведение корпоративных небоскребов, рост коттеджных поселков в городах и за их пределами, огороженные элитные дома и комплексы домов с ограниченным доступом пешеходов и автомобилей и усиленной охраной (gated communities), а также сети влиятельных игроков рынка недвижимости, включающие муниципалитеты, девелоперские фирмы и так далее, которые принимают решения о том, в какой район или квартал «прийти», — вот в чем выражается джентрификация.
296 Методологически это понятие соединяет экономические, социальные и культурные процессы: по изменению, к примеру, улицы Жукова за тридцать лет можно проследить, как пе-297-ресекаются мировые финансовые и культурные потоки, с одной стороны, и местные идентичности — с другой.
297 Если говорить о джентрификации в российских городах, то внимание российских и зарубежных исследователей в этом отношении пока более всего привлекает джентрификация московского центра. Неолиберальные тенденции в ней проявляются следующим образом: с одной стороны, государство устранилось от регуляции рынка недвижимости, с другой стороны, социопространственная структура центра регулируется рынком. Отличают московскую джентрификацию две характеристики: во-первых, в Москве чаще, чем в других городах, люди вытесняются из своих квартир не «невидимой рукой» рынка, но авторитарными мерами; во-вторых, к началу приватизации жилья около 80 % обитателей центра жили в коммуналках.
297 Как обитатели центральных кварталов понимают свою общность по месту жительства, на кого рассчитывают в случае конфликта с девелоперами, что значит для них — жить в центре? В небольшом исследовании, проведенном в 2005— 2006 годах, я опросила группу давних обитателей центра, живущих в пределах Садового кольца, — и тех, кто от джентрификации выиграл, переселившись из коммуналки в отдельную квартиру в результате успеышого торга с девелоперами, получив возможность сдать свою вторую квартиру за хорошие деньги, и тех, кто, напротив, проиграл и теперь скучает о прошлой жизни в самом центре.
С начала 1990-х Москва воплощает общий урбанистический тезис, что стремление получить максимум прибыли от недвижимости не только отражается в стоимости земли, но и стимулирует те способы ее использования, которые сулят наивысшую коммерческую отдачу. В Москве сложились самые коммерчески успешные способы приобретения и перестройки недвижимости, воплощения полномасштабных строительных проектов и связанной с ними спекулятивной деятельности. Большинство исследований джентрификации в Москве сосредоточилось на так называемой Золотой миле — районе улиц Остоженки и Пречистенки.
297 Написав о ней в разные годы свои
298 тексты, берлинский урбанист Кордула Гданек, московские урбанисты Ольга Вендина, Анна Бадьина и Олег Голубчиков убедительно показали, что Москва повторяет траекторию городов с быстрорастущими финансовым сектором и сектором обслуживания бизнеса: в ней расширение джентрификации зависит прежде всего от стратег ий дсвелоперов, Ольга Вендина считает главной проблемой городской среды Москвы трудноразрешимое противоречие между ценностью городской территории как «недвижимого имущества» и как «общественного богатства* [см.: Вендина, 2008]. Застройка Остоженки воплощает это противоречие. Кордула Гданек показала, как политика городского прави тельства усугубила «эксклюзивность» этого района [см.: Gdaniec, 2006]. Бадьина и Голубчиков ввели различение между неопосредованной и опосредованной фазами джентрификации в этом районе [см.: Badyina, Golubchikoiv, 2005]. Первая началась в 1993 году — тогда отдельные бизнесмены и агентства недвижимости покупали коммуналки и перестраивали их в лофты и офисы.
298 Опосредованная фаза началась в 1998 году, когда в район пришли корпоративные девелоперы, началась агрессивная маркетинговая кампания по продвижению района как элитного, а реконструкция по принципу «квартира за квартирой» сменилась реконструкцией по принципу «квартал за кварталом». Урбанисты описывают специфический «договор об инвести циях», который заключался между девело- перами и городом, в силу которого девелоперы получали в пользование землю и право на строительство в обмен на передачу городу 50 % площадей.
298 Между девелоперами и городскими властями сложились разного рода союзы, и тем, «административный капитал» которых был выше, земля выделялась гораздо быстрее.
298 Старые дома модернизировались, отражая и процессы выгодного вложения капитала, и культурные ценности класса профессионалов, которые покупали переоборудованные квартиры. Возводились и новые здания.
298 Классические принципы городского управления: зонирование, архитектурные нормативы, разрешения, инспекции, пе-299-300-реговоры с жильцами — все это использовалось по мере перестройки района.
299 Сообщество за воротами — в районе Золотой мили Москвы
300 «Бустеризм», бум на рынке недвижимости сопровождался и подковерными переговорами, и открытыми конфликтами. Если, описывая джентрификацию в некоторых районах Лондона, исследователи (Тим Батлер, в частности) утверждают, что тех, кто въезжает в переоборудованные дома, отличает прежде всего высокий уровень культурного капитала, то в Москве картина сложнее. Обладателями культурного капитала оказываются давние обитатели центра. Они ценят район, в котором живут, за архитектурные сокровища, что неподалеку, за историю, которой дышит каждый поворот. Те же, кто недавно поселился, рассматривают свое место жительства прежде всего как выгодное вложение средств и как выражение высокого статуса.
300 Настроения и действия задетых джентрификацией людей, с которыми мне удалось провести интервью, можно поделить на три группы.
300 Первая группа грустит о переменах, полна ностальгии по тому, как родные кварталы выглядели в прошлом, и отдает себе отчет в масштабе и скорости, с какой исчезают старые здания и культурно значимые места. Исчезнувшие церковь, школа, детский сад, скверик, памятник архитектуры упоминаются этими людьми с горечью и грустью. Одним примером публичного выражения таких настроений является деятельность группы энтузиастов, работающих при Музее архитектуры им. Щусева, которые создали несколько веб-сайтов в целях увековечивания Москвы, которой нет (см.: moskva.kotoroy.net/), где не только собираются фотографии, истории о ценных зданиях, но и обсуждается происходящее.
300 Вторая группа — недовольные. Степень их организованности может различаться. Территориальные сообщества возникают по конкретным поводам, большинство которых — действия девелоперов, их сговор с властями, обман. Так, группа активистов общества «Оставьте нас в покое!» организовала пикет в сентябре 2006 году на углу Пречистенки и Остоженки.
300 Обыч-301-но вытеснение людей строится по одному и тому же сценарию: городские власти принимают решение о том, что здание находится в аварийном состоянии и нуждается либо в сносе, либо в перестройке, на жителей оказывают давление и власти и девелоперы, а дальше события развиваются по-разному.
301 Интервью показывают, что в общественную активность по месту жительства люди не очень верят, часто ограничиваясь единовременным выражением недовольства на митинге или участием в пикете, написанием письма президенту и ожиданием ответа.
301 Третья группа реакций может быть названа «примирившиеся и удовлетворенные». Многие бывшие жильцы перестраиваемых домов улучшают свои жилищные условия. Те, для кого жизнь в «центре центра» - значимая часть идентичности, ценят не только «стратегическое» расположение своих новых жилищ, близость к метро и прочие житейски значимые вещи, но и ауру традиции и истории. «Когда ты здесь живешь, ты знаешь, что происходит в мире и Москве, просто пройдясь по улице», — говорит один обитатель. Они остались там, где жили всю жизнь, они избавились от необходимости считаться с соседями по коммуналке — все это к лучшему Другое дело, что здания, в которые они переезжают, были построены в разное время, и нередко случаются грустные открытия. Если здание было возведено, скажем, в 1930-е годы, то не исключено, что строители использовали для заполнения перекрытия между квартирами... солому: в то время лучше было не жаловаться на нерегулярные поставки стройматериалов. В этих обстоятельствах неизвестно, удастся ли владельцам этих квартир передать свою собственность внукам.
301 Все три группы респондентов соглашаются, что между московским правительством с его собственными деловыми интересами и девелоперами существует масштабный договор (некоторые используют слово «заговор»).
301 Игра с «элитарными» притязаниями покупателей, подчеркивание, что этот рай-302-он «всегда» был элитным — только часть их маркетинговых стратегий.
302 Напротив, те, кто джентрификацией оказывается задет, не хотят забывать, что, вообще-то, на Пречистенке-Остоженке обитал довольно пестрый люд. Классовая подоплека джентрификации, то есть то, что люди со средствами поселяются там, где другие ходили в школу и в церковь, огорчает одних и встречает циничные оценки других. Двусмысленность настроений связана с общей сложностью определения морального измерения капитализма. Люди понимают, что социальные и политические изменения неизбежны, они согласны с тем, что капитализм безжалостен, но главное, что они чувствуют в отношении этих центральных улиц: «Мы тоже здесь живем».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|